ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

НА ТЕМУ:

«ПОЧЕМУ ПОЯВЛЯЮТСЯ УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ

БУКВЫ НА СТЫКЕ ПРИСТАВКИ И КОРНЯ?»

Загорская Анжелика Александровна

учитель начальных классов

МБОУ Руднянской СОШ им. А.С. Пушкина

р.п. Рудня Руднянского района

Волгоградской области

Предмет: русский язык

Класс: 3 класс

Учебник: Русский язык 3 класс, авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина

Тема урока: «Почему появляются удвоенные согласные буквы на стыке приставки и корня?»

Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (почему появляются удвоенные согласные на стыке приставки и корня)

Задачи:

Образовательные:

формировать умение выдвигать гипотезу и обосновывать доказательства в процессе анализа учебной информации;

формировать умение группировать (классифицировать) слова в зависимости от орфограммы;

формировать умение находить удвоенные согласные буквы на стыке приставки и корня и обозначать их на письме.

Воспитательные:

воспитывать интерес к изучению русского языка;

формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения;

воспитывать положительное отношение к учёбе, умение оценивать свою работу и работу одноклассников;

формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля.

Развивающие:

развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам), умение работать с ЭОР;

— развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

13мин

Коммуникативные: умение слушать и понимать других, контролировать действия партнера. Познавательные: использование критериев для обоснования своего суждения.
Демонстрирует ресурс №2. Организует работу в парах.
— Определите, какая буква пропущена? Выберите нужную. — Фронтальная проверка. Работают с ПК, воспринимают информацию с экрана, работают в парах по алгоритму, обозначают написание слов с удвоенными согласными (на стыке или в корне), работают в тетрадях. Проверяют работу.
Ресурс №2 Правописание удвоенных согласных на стыке приставки и корня (N 193587)

7 Закрепление. Первичная проверка усвоения. Личностные: формиро-вание учебно-познава-тельного интереса к учебному материалу, развитие самостоятель-ности и личной ответст-венности за результаты своей деятельности. Познавательные: умение обобщать и классифицировать по признакам. Коммуникативные: излагать и аргументиро-вать свою точку зрения. Регулятивные: выпол-нять действия по алго-ритму, осуществлять пошаговый контроль. Учитель организует самостоятельную работу учащихся. Выписать слова, где удвоенные согласные в корне – 1 столбик, на стыке приставки и корня – 2 столбик, обозначить орфограмму.
— А теперь проверьте и оцените свою работу.
Индивидуальная работа. (дифференциация по сложности)
Выполняют работу самостоятельно в тетрадях.

Проверяют по эталону, самооценка.
Учащиеся выполняют работу на нетбуках.

Стр. 5 Для проверки вытянуть слова слева и справа за

Ресурс №3 Игра «Удвоенные согласные на стыке приставки и корня» (N 193819) 5мин

— Серая белочка, Приставушка, собирает слова с удвоенной согласной на стыке приставки и корня, а рыжая белочка – Корневушка, с удвоенной согласной в корне слова. Помогите белочкам!
Проверяется работа и оценивается на компьютере.

8 Подведение итогов. Рефлексия Личностные: определять личностный смысл учения. Регулятивные: умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию, оценивать результаты собственной деятельности. Познавательные: устанавливать причин-но-следственные связи.

Подводится итог урока -Над какой темой мы сегодня работали? — Откуда же появляются удвоенные согласные на стыке приставки и корня? — Для чего мы изучали эту тему? — Оцените себя сами. — Кто поставил себе отметку 5? 4? 3? — Кто не смог себе поставить отметку? Почему? — Кто доволен своей работой на уроке, похвалите себя сами, погладьте по голове. — Я тоже довольна вашей работой. Но особенно меня порадовали… (называет детей). Учащиеся дают собственную оценку полученным знаниям, ставят отметки, задачи на следующий урок.
3мин 9 Домашнее задание Личностные: развитие самостоятельности и личной ответственнос-ти за результаты своей деятельности. Регулятивные: — умение осуществлять познавательную и лич-ностную рефлексию. Познавательные: поиск информации; овладение логическими действия-ми.
Даёт инструкцию для выполнения домашнего задания, благодарит за урок.
Дома вы продолжите учиться писать слова с удвоенными согласными в корне слова, выполняя упр. 5 стр. 111. Задание для любителей головоломок. -Что будет, если к слову ссориться добавить приставку рас- ? -Бывают ли в словах утроенные согласные? Завтра мы начнем урок с решения этой проблемы. Записывают домашнее задание в дневниках.

Головоломка на доске: рас + ссориться =?

Стр 6. Вытянуть задание за верхний кружок.

Вытянуть задание за нижний кружок.
2мин

Этап урока

Формируемые результаты обучения

Действия

учителя

Действия учащегося

Используемый ресурс

(ссылки, скриншоты)

Объем затраченного времени

1

Мотивационный к учебной деятельности

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Регулятивные: прини-мать учебную задачу.

Учитель приветствует учащихся, настраивает учащихся на восприятие учебного материала. (Читает стихотворение-настрой на работу)

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь всё понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь отметку пять.

— Ребята, вы готовы к работе? Тогда начнем урок.

— Над какой темой мы работаем?

— Сегодня на уроке мы сделаем новое открытие по этой теме.

Откройте тетради, запишите дату. (Орфограммы обозначены) Будьте внимательны!

Настраиваются на работу, отвечают на вопросы, вспоминают изучаемую тему.

— Мы работаем над темой «Приставки»

Делают запись в тетради.

Стр. 1

2мин

2

Актуализация опорных знаний

Личностные: осознание необходимости совершенствования.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия.

Коммуникативные:

умение оформлять свои мысли в устной форме, допускать возможность существования у людей различных точек зрения.

Познавательные:

выдвижение гипотез и их обоснование, овладение логическими действиями.

Учитель показывает на доске словарные слова, создает проблемную ситуацию.

— Вспомните и назовите словарные слова с удвоенными согласными.

— Почему пишут в словах удвоенные согласные?

— Как мы можем проверить написание удвоенных согласных в слове?

(На доске слова с данной орфограммой:

Дрожжи, масса, группа, коллектив, рассказ.)

Прочитайте слова и ответьте вопрос:

— В какой части слова находятся удвоенные согласные?

(Постановка проблемного вопроса)

-Всегда ли удвоенные согласные находятся в корне слова?

Отвечают на поставленные вопросы, доказывают разные варианты ответов.

-Грамм, аппетит, касса и др.

-Мы слышим и произносим долгий звук.

-Посмотреть в словаре.

-Удвоенные согласные находятся в корне.

Учащиеся дают разные варианты ответов. (Проблема)

Стр. 2

Стр.2

Из правого верхнего угла вытянуть проблемный вопрос за знак ?

3мин

3

Открытие новых знаний

Личностные: формирование способ-ности к саморазвитию.

Регулятивные: прини-мать, сохранять и ставить учебную задачу.

Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы.

Коммуникативные:

использовать речь для регуляции своего действия, формулиро-вать собственное мнение и позицию.

Поиск решения (подводящий диалог)

— Давайте проверим ваши предположения и найдем выход из затруднения. Как это сделать?

— Что для этого нужно сделать?

Учащиеся с помощью учителя рассуждают,

находят ответ на проблемный вопрос.

— Нужно выделить корни в каждом слове.

-Для того чтобы выделить корень слова, нужно подобрать однокоренное слово или слово, от которого оно произошло.

Дети рассуждают, выделяют корень слова, записывают в тетради.

Дрожжи, дрожжевое (тесто) – удвоенные согласные находятся в корне.

Масса, массовый – у2с в корне.

Группа, групповой – у2с в корне.

Коллектив, коллективный – у2с в корне.

Рассказ, сказать – здесь корень –сказ-, приставка рас-.

Стр. 2

Открыть первую шторку, стилусом выделить корень в словах и т.д.

7

Если в слове рассказ приставка рас-, то она встречается и в других словах, например: расписание, распутать, растаять.

— Почему же в слове рассказ пишутся удвоенные согласные?

Одна из у2с находится в корне, а другая в приставке.

4

Формулирование темы и цели урока.

Личностные:

осознают необходимость совершенствования.

Регулятивные:

волевая саморегуляция в ситуации затруднения Познавательные:

работа со словарём, определение значения слова; самостоятельное создание способов решения проблем учебной задачи.

Коммуникативные: умение слушать и понимать других.

Учитель подводит детей к теме и цели урока.

— Уточните тему нашего урока.

— Правильно, приставка и корень имеют одинаковые буквы, они как бы встречаются и соединяются. Как назвать место соединения?

— Давайте обратимся за помощью к учебнику. Откройте стр.108. Прочитайте тему урока и назовите нужное нам слово.

— Что значит стык?

Ученики с помощью учителя уточняют тему урока, формируют цель урока, работают с толковым словарем.

-Удвоенные согласные буквы, одна из которых находится в корне, а другая в приставке.

Ребята затрудняются ответить.

-Стык.

-Ребята предлагают варианты ответов.

4мин

— Проверьте по толковому словарю.

— Подберите однокоренные слова к слову стык.

— Где вы слышали эти слова?

— Итак, стык – это соединение вплотную.

— Как вы думаете, «Удвоенные согласные на стыке приставки и корня» — это орфограмма?

— Какие трудности возникают при написании?

— Чему мы будем учиться на уроке?

— А также учиться объяснять и обозначать орфограмму.

— Проверяют по толковому словарю. В «Толковом словаре» С.И.Ожегова написано: «Стык – место, где вплотную соединяются, сходятся два конца, две крайние части чего-нибудь. Например: стык рельсов».

-Стыковать, стыковка.

— Стыковка космического корабля.

-Да, потому что возникают трудности в написании.

-Писать две согласные или одну.

-Учиться писать слова с удвоенными согласными на стыке приставки и корня.

Стр. 2

Из правого нижнего угла вытянуть толкование слова стык за знак ?

5

Физминутка

Личностные:

установка на здоровый образ жизни.

Проводит физкультминутку под музыку.

Выполняют вместе с учителем.

Стр. 3 Щелчком мыши на смайл – ссылка на музы-кальную презентацию.

1мин

6

Закрепление изученного материала

Личностные: адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников.

Познавательные:

— построение рассуждений, умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц.

Регулятивные:

— умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.

Коммуникативные:

совместная работа учителя и учеников при составлении алгоритма, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.

Демонстрирует ресурс №1. Организует фронтальную работу.

— Определите, где находятся удвоенные согласные на стыке или в корне?

— Какие шаги надо выполнить при работе над орфограммой «Удвоенные согласные на стыке приставки и корня»? Составим алгоритм действия.

Работают с ПК, воспринимают информацию с экрана, объясняют написание слов с удвоенными согласными (на стыке или в корне), работают в тетрадях, обозначают орфограмму.

Составляют алгоритм действий.

Ресурс №1

На стыке или в корне?

(N 193645)

Стр. 4 Составление алгоритма написания слов с удвоенными согласными на стыке приставке и корня.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here