ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА
НА ТЕМУ:
«ПОЧЕМУ ПОЯВЛЯЮТСЯ УДВОЕННЫЕ СОГЛАСНЫЕ
БУКВЫ НА СТЫКЕ ПРИСТАВКИ И КОРНЯ?»
Загорская Анжелика Александровна
учитель начальных классов
МБОУ Руднянской СОШ им. А.С. Пушкина
р.п. Рудня Руднянского района
Волгоградской области
Предмет: русский язык
Класс: 3 класс
Учебник: Русский язык 3 класс, авторы: Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина
Тема урока: «Почему появляются удвоенные согласные буквы на стыке приставки и корня?»
Цель: создать условия для осознания и осмысления обучающимися новой информации (почему появляются удвоенные согласные на стыке приставки и корня)
Задачи:
Образовательные:
– формировать умение выдвигать гипотезу и обосновывать доказательства в процессе анализа учебной информации;
– формировать умение группировать (классифицировать) слова в зависимости от орфограммы;
– формировать умение находить удвоенные согласные буквы на стыке приставки и корня и обозначать их на письме.
Воспитательные:
– воспитывать интерес к изучению русского языка;
– формировать умение работать в паре, слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и общения;
– воспитывать положительное отношение к учёбе, умение оценивать свою работу и работу одноклассников;
– формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля.
Развивающие:
– развивать речь (оформлять свои мысли в устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по признакам), умение работать с ЭОР;
— развивать умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
Этап урока | Формируемые результаты обучения |
Действия учителя
|
Действия учащегося |
Используемый ресурс (ссылки, скриншоты) | Объем затраченного времени
| |
1 | Мотивационный к учебной деятельности | Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Регулятивные: прини-мать учебную задачу.
| Учитель приветствует учащихся, настраивает учащихся на восприятие учебного материала. (Читает стихотворение-настрой на работу)
Начинается урок. Он пойдет ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь отметку пять.
— Ребята, вы готовы к работе? Тогда начнем урок. — Над какой темой мы работаем? — Сегодня на уроке мы сделаем новое открытие по этой теме. Откройте тетради, запишите дату. (Орфограммы обозначены) Будьте внимательны!
| Настраиваются на работу, отвечают на вопросы, вспоминают изучаемую тему.
— Мы работаем над темой «Приставки»
Делают запись в тетради. |
Стр. 1
| 2мин |
2 | Актуализация опорных знаний | Личностные: осознание необходимости совершенствования. Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия. Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, допускать возможность существования у людей различных точек зрения. Познавательные: выдвижение гипотез и их обоснование, овладение логическими действиями.
| Учитель показывает на доске словарные слова, создает проблемную ситуацию. — Вспомните и назовите словарные слова с удвоенными согласными. — Почему пишут в словах удвоенные согласные? — Как мы можем проверить написание удвоенных согласных в слове? (На доске слова с данной орфограммой: Дрожжи, масса, группа, коллектив, рассказ.) Прочитайте слова и ответьте вопрос: — В какой части слова находятся удвоенные согласные? (Постановка проблемного вопроса) -Всегда ли удвоенные согласные находятся в корне слова?
| Отвечают на поставленные вопросы, доказывают разные варианты ответов. -Грамм, аппетит, касса и др.
-Мы слышим и произносим долгий звук. -Посмотреть в словаре.
-Удвоенные согласные находятся в корне.
Учащиеся дают разные варианты ответов. (Проблема) |
Стр. 2
Стр.2 Из правого верхнего угла вытянуть проблемный вопрос за знак ?
| 3мин |
3 | Открытие новых знаний | Личностные: формирование способ-ности к саморазвитию. Регулятивные: прини-мать, сохранять и ставить учебную задачу. Познавательные: умение на основе анализа объектов делать выводы. Коммуникативные: использовать речь для регуляции своего действия, формулиро-вать собственное мнение и позицию.
| Поиск решения (подводящий диалог)
— Давайте проверим ваши предположения и найдем выход из затруднения. Как это сделать? — Что для этого нужно сделать?
| Учащиеся с помощью учителя рассуждают, находят ответ на проблемный вопрос.
— Нужно выделить корни в каждом слове.
-Для того чтобы выделить корень слова, нужно подобрать однокоренное слово или слово, от которого оно произошло.
Дети рассуждают, выделяют корень слова, записывают в тетради.
Дрожжи, дрожжевое (тесто) – удвоенные согласные находятся в корне. Масса, массовый – у2с в корне. Группа, групповой – у2с в корне. Коллектив, коллективный – у2с в корне. Рассказ, сказать – здесь корень –сказ-, приставка рас-.
|
Стр. 2 Открыть первую шторку, стилусом выделить корень в словах и т.д.
| 7 |
|
|
| Если в слове рассказ приставка рас-, то она встречается и в других словах, например: расписание, распутать, растаять. — Почему же в слове рассказ пишутся удвоенные согласные?
|
Одна из у2с находится в корне, а другая в приставке. |
|
|
4 | Формулирование темы и цели урока. | Личностные: осознают необходимость совершенствования. Регулятивные: волевая саморегуляция в ситуации затруднения Познавательные: работа со словарём, определение значения слова; самостоятельное создание способов решения проблем учебной задачи. Коммуникативные: умение слушать и понимать других.
| Учитель подводит детей к теме и цели урока.
— Уточните тему нашего урока.
— Правильно, приставка и корень имеют одинаковые буквы, они как бы встречаются и соединяются. Как назвать место соединения? — Давайте обратимся за помощью к учебнику. Откройте стр.108. Прочитайте тему урока и назовите нужное нам слово. — Что значит стык?
| Ученики с помощью учителя уточняют тему урока, формируют цель урока, работают с толковым словарем. -Удвоенные согласные буквы, одна из которых находится в корне, а другая в приставке.
Ребята затрудняются ответить. -Стык.
-Ребята предлагают варианты ответов. |
| 4мин |
|
|
| — Проверьте по толковому словарю.
— Подберите однокоренные слова к слову стык. — Где вы слышали эти слова? — Итак, стык – это соединение вплотную. — Как вы думаете, «Удвоенные согласные на стыке приставки и корня» — это орфограмма? — Какие трудности возникают при написании? — Чему мы будем учиться на уроке?
— А также учиться объяснять и обозначать орфограмму. | — Проверяют по толковому словарю. В «Толковом словаре» С.И.Ожегова написано: «Стык – место, где вплотную соединяются, сходятся два конца, две крайние части чего-нибудь. Например: стык рельсов». -Стыковать, стыковка.
— Стыковка космического корабля.
-Да, потому что возникают трудности в написании.
-Писать две согласные или одну. -Учиться писать слова с удвоенными согласными на стыке приставки и корня.
| Стр. 2 Из правого нижнего угла вытянуть толкование слова стык за знак ?
|
|
5 | Физминутка
| Личностные: установка на здоровый образ жизни. | Проводит физкультминутку под музыку. | Выполняют вместе с учителем. | Стр. 3 Щелчком мыши на смайл – ссылка на музы-кальную презентацию.
| 1мин |
6 | Закрепление изученного материала | Личностные: адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников. Познавательные: — построение рассуждений, умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текста, таблиц. Регулятивные: — умение определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем. Коммуникативные: совместная работа учителя и учеников при составлении алгоритма, учёт разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций.
| Демонстрирует ресурс №1. Организует фронтальную работу. — Определите, где находятся удвоенные согласные на стыке или в корне?
— Какие шаги надо выполнить при работе над орфограммой «Удвоенные согласные на стыке приставки и корня»? Составим алгоритм действия.
| Работают с ПК, воспринимают информацию с экрана, объясняют написание слов с удвоенными согласными (на стыке или в корне), работают в тетрадях, обозначают орфограмму.
Составляют алгоритм действий. | Ресурс №1 На стыке или в корне? (N 193645) Стр. 4 Составление алгоритма написания слов с удвоенными согласными на стыке приставке и корня. |