План-конспект урока русского языка в 4 классе.

Тема: «Научимся писать письма».

Учитель начальных классов ГОУСОШ № 1151: Шпикина Марина Николаевна.

Цель: Обучить учащихся правилам написания и построения письма.

Задачи:

1) Образовательные:

— познакомить учащихся со значением переписки в жизни человечества, её важностью, необходимостью и востребованностью обществом;

— научить детей писать письма в соответствии с правилами, нормами и требованиями к их написанию;

— познакомить с видами писем (электронное письмо, рукописное письмо), с речевым этикетом, культурой выражения чувств. Расширить словарный запас учащихся, развивать образное мышление.

2) Развивающие:

развивать навык грамотной речи, обогащать словарный запас учащихся. Научить учащихся строить собственное высказывание, переводить устную речь в письменную.

3) Воспитательные:

— воспитывать чувства отзывчивости, доброты, уважения к адресату;

— воспитывать любовь к предмету «Русский язык» через актуальность его использования в жизни.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Быть должны у нас в порядке
Ручки, книжки и тетрадки.

А девиз у нас такой:

— « Все что надо, под рукой»

2.  Постановка проблемы и выведение темы и цели.

— Ребята, отгадайте загадку:

Сбоку – марка и картинка,
В круглых штампах 
Грудь и спинка.
Маленькое очень,
Быстрое, как птица,

Если захочешь –
За море умчится. (
Письмо)

— Правильно ребята, это письмо А что такое письмо? Обратимся к материалам из Википедии — свободной энциклопедии. http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%E8%F1%FC%EC%EE.

Письмо́ — сообщение, выраженное в компактной форме и предназначенное для обмена информацией между людьми.

— Получали вы когда-нибудь письма?

— Куда они приходили? Кто доставлял?

— Как узнали от кого оно?

— Для чего нужны письма?

— Попробуйте сформулировать тему урока. Правильно, сегодня мы поговорим о том, как правильно написать письмо.

— Мне на днях пришло письмо ( Слайд 1). Давайте прочитаем его.

Друг ко мне пришел домой,
И сказал мне Леха:
“Вовке написать письмо хочу
Хорошо, не плохо.

Только как вот?
Помоги, выручай, дружище!”
Я сказал: “Садись, пиши,
Да пиши почище!”

Леха сел. Я диктовал:
“Здравствуй, друг мой, Вовка!”
А затем я замолчал, ну а Леха дописал:
“Вовка, ты – морковка!”

Леха смотрит на меня.
Я смотрю на Леху:
Как же сделать хорошо,
Написать не плохо?

Долго мучились мы с ним,
Голову ломали.
Даже чуть не подрались,
Весь листок помяли.

Что же делать нам, друзья?
Вопием: “Спасите!
Вовке написать письмо,
Просим, помогите!”

— У ребят, приславших нам письмо, такая же проблема, как и у нас. Они не знают, как писать письмо и просят помощи. Что ж давайте будем этому учиться, а потом поделимся своим опытом с ребятами. Откроем тетради, запишем число, «классная работа».

4. Минутка чистописания.

П п

— Прописать до конца строки соблюдая закономерность.

— Далее запишите пословицу.

Письмо – словно куры набродили.

— Что значит набродили? Когда так говорят?

Слайд 2. Внимательно прочитайте, и запишите те слова, которые являются однокоренными к слову «письмо»: писать, подпись, писк, писулька, записка, пистон, письмоносец, пистолет, писарь, письмовник, эпистолярный, письмоводитель

5. Словарная работа.

Письмо приходит к нам по адресу. Как называется человек, которому пришлют письмо, то есть получатель письма? Слайд 3 .(Дети записывают слова, ставят ударения,выделяют место ,в котором могут быть допущены ошибки).

Адресат (ответ детей). Запишите это слово. Как называется человек, который отправил письмо? —Отправитель (ответ детей). Как называется наше государство, куда должно придти письмо?

— Россия. На почте все письма сортируются по цифрам на конверте. Они называются индекс. Запишем. А кому можно послать письма?

Президенту (запишем слово). А что можно написать в письме? С чего вы начнете свое письмо? С приветствия. (В тетрадях)

адресат, отправитель, Россия, индекс, здравствуйте, привет.

6. Знакомство с эпистолярным жанром. Слайд 4.

Раз мы сегодня заговорили о письме, то вы должны знать, что оно относится к эпистолярному жанру. Слово эпистола означает послание. Эпистолярный жанробращение в форме письма.

7. Возникновение письма.

Знакомство с древним письмом. Слайд 5 – 6.

8. Физкультминутка.

  1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.

  2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5). Повторить 4-5 раз.

  3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.

  4. Посмотреть на указательный палец вытянутый руки на счет 1-4, потом перенести взгляд вдаль на счет 1-6. Повторить 4-5 раз.

  5. В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1-6. Повторить 1-2 раза.

9. Правила переписки:

— Давайте проговорим правила переписки:

  1. Письмо откроет только ___________________ (адресат).

— Может ли открыть кто-либо другой? Нет.

А надо ли ответить на полученное письмо?

2. Невежливо не ответить на полученное письмо.

— Каким почерком должно быть написано письмо? Это обязательно и почему? Аккуратно. Иначе письмо не уйдет.

3. Письмо должно быть написано аккуратным почерком,

10. Знакомство со структурой письма. Слайд 8.

(На экране – письмо девочки из летнего лагеря:

«Дорогие папа и мама!

Получила ваше письмо.

Мне нравится очень в этом лагере. Здесь добрые

воспитатели, хорошие мероприятия, питание великолепное.

А как вы живете? Как ваше здоровье?

До свидания. Ваша дочь Лена.

15 августа 2009 года, г. Сочи»)

Письмо должно быть написано красиво и грамотно. На столе у вас лежит письмо одного школьника. Исправьте его ошибки.

11. Мультфильм «Простоквашино».

А теперь давайте посмотрим, как писали письмо герои мультфильма.

(Просмотр отрывка «Как Дядя Федор письмо писал»)

12. Отправка письма.

Давайте поговорим о том, как надо отправлять письма. Любые написанные письма надо сложить в конверт и обязательно написать адрес. В рассказе Антона Павловича Чехова девятилетний мальчик был отдан сапожнику. Ему было там очень плохо, и Ванька Жуков попросил забрать его домой. На конверте написал: «На деревню дедушке». Мог ли дедушка получить письмо? Почему?

Надо на конверте написать адрес.

Возьмем в руки конверт. Письма – это маленькие путешественники. Они едут на машине, в поезде, плывут на пароходе, летят в самолете. И, как каждому пассажиру, нужны «билеты» — каждый, кто посылает письмо, должен купить почтовую марку. Почтовые марки придуманы в Англии около 150 лет назад. Давайте наклеим марку на конверт и заполним его для отправки письма. (Дети заполняют графы « от кого» и «кому»)

14. Итог урока.

  1. Для письма используй

лист бумаги.

2. Письмо – это текст. Назови его части

3. Отвечать на письмо нужно .

4. Письмо складывается текстом .

5. Адрес нужно писать .

6. Не забывай указать на конверте .

С каким видом эпистолярного жанра мы познакомились? письмом).

Какие правила составления письма вы узнали на уроке? Возьмите карточки «Проверь себя»:

Слайд 9 Чтение пословиц

«Чистота письма – чистота души»,

«Красота письма – язык руки и изящество мысли». Прочитать выразительно, объяснить смысл.

Так же, Слайд 10 … оказывается, что у каждого письма есть свое содержание

Письма для поддержания контактов

Письма для поддержания контактов и взаимоотношений или имиджевые письма служат для укрепления деловых и личных связей между автором и адресатом.

Письма по случаю отъезда

Письма по случаю отъезда представляют собой знак особого внимания со стороны уезжающего по отношению к остающейся (принимающей) стороне.

Письма по случаю представления

Письма по случаю представления являются незаменимыми при заочном знакомстве с адресатом.

Письма для выражения сожаления

Письма для выражения сожаления, сочувствия и соболезнования также используются в повседневной деловой переписке в связи с не слишком радостными событиями.

Письма-извинения

Письма-извинения во многих случаях оказываются незаменимыми для принесения адресату формальных извинений

Письма-приглашения

Письма-приглашения имеют целью пригласить адресата к участию в том или ином деловом (служебном) или торжественном (памятном) мероприятии.

Повторим алгоритм написания письма. Слайд 11.

  1. Приветствие или обращение – имя того, кому предназначено письмо (здравствуйте);

  2. Вступление – вопросы, отражающие интерес к жизни адресата, добрые слова в его адрес, пожелания;

  3. Основная часть – изложение информации, интересующей адресата;

  4. Заключение – выражение уважения, любви, преданности, формулы прощения;

  5. Подпись, дата

15. Рефлексия.

Понравилось ли вам наше занятие? Если да, то чем?

16. Вывод. Оценивание.

Запомните, дети: письма в жизни играют важную роль. Многим они помогли стать писателями.

17. Домашнее задание.

Напишите письма другу, президенту, ветерану Великой Отечественной войны. Предлагаю написать письмо и учителю. Представьте, что он заболел или уехал далеко. А как обратимся к взрослому человеку в письме? (Официально, «Здравствуйте»). Выберите темы, которые вам по душе.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here