МБОУ СОШ №3 им.М.И.Кудаева а.Адамий

Красногвардейского района

Республики Адыгея

Урок с презентацией по русскому языку по теме

«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».

4 класс

Учитель начальных классов

МБОУ-СОШ №3 им.М.И.Кудаева

а.Адамий

Ашканова Мариет Заурбечевна

Предмет: русский язык.

Класс: 4 класс

Тип урока: объяснение нового материала.

Методы: словесный, наглядный, частично — поисковый, практический.

Тема урока: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».

Время реализации урока: 40 минут

Ресурсы урока: ПК, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point, учебник для 4 класса по русскому языку Г.Г.Городилова, Х.Х.Амшоков, С.К.Амшокова, М.Х.Шхапацева

Краткое описание урока: урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий. Урок комбинированного типа. Использована технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии, которые мотивируют дальнейшую деятельность детей на уроке. На уроке представлен приём алгоритмизации знаний, что является важным в достижении метапредметных целей.

Цель урока: знакомство учащихся с новой орфограммой «правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих».

Задачи урока:

Образовательная

— формировать умение различать слова мужского и женского рода; научить правильно писать слова с шипящим на конце, определить алгоритм написания мягкого знака в именах существительных после шипящих; формировать орфографические навыки, информационный навык – работа с ИКТ; учить рассуждать.

Развивающая

— развивать орфографическую зоркость, зрительную память, речь учащихся; логическое мышление.

Воспитательная

— воспитывать любовь к русскому языку, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения; усердие и самостоятельность

Планируемые результаты.

Личностные результаты учащихся:

понимать значимость правильного написания «ь» после шипящих на конце имён существительных женского рода.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

  • оценивать ход и результат выполнения задания;

  • сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;

  • корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.

Познавательные:

  • общеучебные:

    • ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем;

  • логические:

      • устанавливать причинно-следственные связи;

      • строить логические цепи рассуждений;

  • постановка и решение проблем:

        • самостоятельно искать способ решения проблемы.

Коммуникативные:

  • уметь работать в парах;

  • внимательно слушать друг друга;

  • уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные результаты:

  • воспроизведение своими словами правила, алгоритма; выполнение действий по образцу;

  • знать, как пишутся имена существительных женского рода с шипящими на конце;

  • находить в тексте слова с ь после шипящих на конце имён существительных женского рода, обогащение речи детей.

Работа с информацией:

  • работа с материалом учебника;

  • искать и выделять необходимую информацию

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

  1. Проверка д/з.

Упр. 4, с. 64 (Читают слова по цепочке и объясняют, что написали в конце слова.)

  1. Минутка чистописания

Посмотрите внимательно и скажите, какую букву Буратино приготовил нам для минутки чистописания?

(Слайд №2)

  • Чашка

  • Рука

  • Корова

  • Пила

Эта буква есть во всех этих словах.

(А)

Посмотрите внимательно еще раз на эти слова и скажите, какое слово лишнее?

(Корова – 3 слога, одушевленное)

Придумайте предложение с этим словом. (Устно)

Пишем сначала заглавную, потом строчную букву «А». (Слайд №3)

Аа

Игра «Начинай на букву «А»

На следующей строчке запишите 5 слов начинающихся с буквы «А».

IV. Сообщение темы и цели.

Возникновение проблемной ситуации.

— Прочитайте слова, которые вы видите на экране: дочь, мяч, рожь, багаж, мышь, шалаш. (Слайд №4)

— Чем похожи все эти слова?

(Все эти слова оканчиваются на шипящий, существительные)

А чем эти слова различаются?

(В одних словах после шипящих пишется ь, в других – нет)

— Какая проблема встает перед нами? Что мы сегодня должны выяснить?

(Нам надо узнать, когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет).

— Так над какой темой мы сегодня будем работать? Сформулируйте тему урока.

(Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных)

V. Работа по теме урока.

1. Поиск решения.

Посмотрите на слова. Какие у вас предположения? Когда надо писать мягкий знак?

(Если затрудняются, подсказать, чтобы определили род)

— Что можно сказать о роде существительных?

— Выпишем в один столбик слова женского рода, а в другой – мужского. (Слайд №4)

-Что вы заметили?

(Слова первого столбика относятся к женскому роду и с «ь», а слова второго столбика – к мужскому роду и без «ь»).

2. Открытие детьми нового знания

— Какой вывод мы можем сделать?

(У имен существительных женского рода после шипящих пишется ь, у существительных мужского рода после шипящих ь не пишется) (Слайд №5)

3. Работа с учебником (правило).

  1. — Давайте проверим по учебнику, правы ли мы с вами.

Чтение правила на странице 65.

— Правы ли были мы с вами?

— Да. В правиле тот же вывод, что сделали и мы.

2) — Чтобы не допустить ошибки при написании мягкого знака после шипящих у имен существительных, давайте запомним алгоритм:

1. Оканчивается слово на шипящий? (Слайд №6)

2. Надо определить часть речи. (Слайд №7)

3. Затем надо определить род имени существительного. (Слайд №8)

Если имя существительное будет женского рода, то пишется мягкий знак.

Если имя существительное будет мужского рода, то мягкий знак не пишется.

(Общая схема — слайды №9,10)

Физминутка для глаз.

(Слайд №11)

4. Распределительный диктант. (Слайд № 12)

Пользуясь этим алгоритмом, выполним следующее задание

Задание:

Дописать, где нужно ь и выписать слова в 2 столбика: в 1-й –слова ж.р., во второй — муж.р.

Этаж_, помощ_, ландыш _, доч_, глуш_, мелоч_, дич_, гореч_, печ_, уж_,

ноч_, еж_, малыш_, доч_, молодеж_, мыш_.

Проверка. (Слайд №13)

Физкультминутка.

(Слайд №14)

5. Р/Р. (Слайд №15)

Помощ_.

Уронил, мяч_ малыш_. Попал, в, мяч_, глуш_, леса. Принес, и, Саша, мяч_, мальчику, отдал. Был, малыш_, доволен.

Воспитательная беседа об отзывчивости, взаимопомощи.

VI. Закрепление.

1. Поставьте слова в единственное число и запишите.

Лучи, карандаши, ночи, вещи, этажи, мыши, стрижи, товарищи, ключи, карандаши, малыши, кирпичи

(Слайд №16)

2. Обобщение знаний по теме.

— Над какой темой мы сегодня работали?

— Ответьте на вопрос.

(Почему ночь пишется с ь, а ключ без ь в конце?) (Слайд № 17)

(Дети говорят правило)

Проверим. (Слайд № 18)

Какой вывод по этой теме можем сделать?

(В именах существительных женского рода после шипящих ж, ш, ч, щ на конце пишется мягкий знак.

В именах существительных мужского рода после шипящих ж, ш, ч, щ на конце буква ь не пишется.)

Небольшое стихотворение поможет нам запомнить правило. (Слайд №19)

Так запомним: род мужской

Гонит Мягкий Знак метлой

Женский род — наоборот,

Мягкий Знак в друзья берёт.

3.Игра: Девочки встают, если услышат слова женского рода, а мальчики – если услышат мужского рода.

Борщ, шалаш, морж, вещь, сторож, ложь, ёж, ночь, луч.

VII. Подведение итогов. Рефлексия. (Слайд №20)

-Вам понравился урок?

— Какую цель мы ставили перед собой?

— Удалось достичь поставленной цели?

-Какие задания вы выполняли с удовольствием?

— А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?

-Как вы думаете, кто хорошо работал на уроке? А как вы работали?

Оцените свою работу. Напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний.

За работу на уроке оценку «5» получают:

«4» получают:

IX. Д/З: Упр.3, с. 65, повторить правила.

(Слайд №21)

Спасибо за урок! Молодцы!

(Слайд № 22)

Источники:

  • Г.А.Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.

  • Городилова Г.Г. [и др] Русский язык. Учебник для 4 класса школ адыго-абхазской языковой группы. «Издательство «Дрофа» Санкт-Петербург» 2008г.

  • Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками.: пособие для учителя. – М.., 2012.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here