МБОУ СОШ №3 им.М.И.Кудаева а.Адамий
Красногвардейского района
Республики Адыгея
Урок с презентацией по русскому языку по теме
«Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».
4 класс
Учитель начальных классов
МБОУ-СОШ №3 им.М.И.Кудаева
а.Адамий
Ашканова Мариет Заурбечевна
Предмет: русский язык.
Класс: 4 класс
Тип урока: объяснение нового материала.
Методы: словесный, наглядный, частично — поисковый, практический.
Тема урока: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского рода».
Время реализации урока: 40 минут
Ресурсы урока: ПК, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point, учебник для 4 класса по русскому языку Г.Г.Городилова, Х.Х.Амшоков, С.К.Амшокова, М.Х.Шхапацева
Краткое описание урока: урок первичного предъявления новых знаний и способов учебных действий. Урок комбинированного типа. Использована технология проблемного обучения, информационно-коммуникационные технологии, которые мотивируют дальнейшую деятельность детей на уроке. На уроке представлен приём алгоритмизации знаний, что является важным в достижении метапредметных целей.
Цель урока: знакомство учащихся с новой орфограммой «правописание мягкого знака на конце имён существительных после шипящих».
Задачи урока:
Образовательная
— формировать умение различать слова мужского и женского рода; научить правильно писать слова с шипящим на конце, определить алгоритм написания мягкого знака в именах существительных после шипящих; формировать орфографические навыки, информационный навык – работа с ИКТ; учить рассуждать.
Развивающая
— развивать орфографическую зоркость, зрительную память, речь учащихся; логическое мышление.
Воспитательная
— воспитывать любовь к русскому языку, уважение к мнению других, умение слушать и высказывать свою точку зрения; усердие и самостоятельность
Планируемые результаты.
Личностные результаты учащихся:
понимать значимость правильного написания «ь» после шипящих на конце имён существительных женского рода.
Метапредметные результаты:
Регулятивные:
-
оценивать ход и результат выполнения задания;
-
сравнивать свои ответы с ответами одноклассников;
-
корректировать свои действия в случае расхождения результата с образцом.
Познавательные:
-
общеучебные:
-
ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблем;
-
-
логические:
-
устанавливать причинно-следственные связи;
-
строить логические цепи рассуждений;
-
-
постановка и решение проблем:
-
самостоятельно искать способ решения проблемы.
-
Коммуникативные:
-
уметь работать в парах;
-
внимательно слушать друг друга;
-
уметь выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Предметные результаты:
-
воспроизведение своими словами правила, алгоритма; выполнение действий по образцу;
-
знать, как пишутся имена существительных женского рода с шипящими на конце;
-
находить в тексте слова с ь после шипящих на конце имён существительных женского рода, обогащение речи детей.
Работа с информацией:
-
работа с материалом учебника;
-
искать и выделять необходимую информацию
Ход урока:
-
Организационный момент.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
-
Проверка д/з.
Упр. 4, с. 64 (Читают слова по цепочке и объясняют, что написали в конце слова.)
-
Минутка чистописания
Посмотрите внимательно и скажите, какую букву Буратино приготовил нам для минутки чистописания?
(Слайд №2)
-
Чашка
-
Рука
-
Корова
-
Пила
Эта буква есть во всех этих словах.
(А)
Посмотрите внимательно еще раз на эти слова и скажите, какое слово лишнее?
(Корова – 3 слога, одушевленное)
Придумайте предложение с этим словом. (Устно)
Пишем сначала заглавную, потом строчную букву «А». (Слайд №3)
Аа
Игра «Начинай на букву «А»
На следующей строчке запишите 5 слов начинающихся с буквы «А».
IV. Сообщение темы и цели.
Возникновение проблемной ситуации.
— Прочитайте слова, которые вы видите на экране: дочь, мяч, рожь, багаж, мышь, шалаш. (Слайд №4)
— Чем похожи все эти слова?
(Все эти слова оканчиваются на шипящий, существительные)
— А чем эти слова различаются?
(В одних словах после шипящих пишется ь, в других – нет)
— Какая проблема встает перед нами? Что мы сегодня должны выяснить?
(Нам надо узнать, когда на конце имен существительных после шипящих пишется мягкий знак, а когда нет).
— Так над какой темой мы сегодня будем работать? Сформулируйте тему урока.
(Правописание мягкого знака после шипящих на конце существительных)
V. Работа по теме урока.
1. Поиск решения.
— Посмотрите на слова. Какие у вас предположения? Когда надо писать мягкий знак?
(Если затрудняются, подсказать, чтобы определили род)
— Что можно сказать о роде существительных?
— Выпишем в один столбик слова женского рода, а в другой – мужского. (Слайд №4)
-Что вы заметили?
(Слова первого столбика относятся к женскому роду и с «ь», а слова второго столбика – к мужскому роду и без «ь»).
2. Открытие детьми нового знания
— Какой вывод мы можем сделать?
(У имен существительных женского рода после шипящих пишется ь, у существительных мужского рода после шипящих ь не пишется) (Слайд №5)
3. Работа с учебником (правило).
-
— Давайте проверим по учебнику, правы ли мы с вами.
Чтение правила на странице 65.
— Правы ли были мы с вами?
— Да. В правиле тот же вывод, что сделали и мы.
2) — Чтобы не допустить ошибки при написании мягкого знака после шипящих у имен существительных, давайте запомним алгоритм:
1. Оканчивается слово на шипящий? (Слайд №6)
2. Надо определить часть речи. (Слайд №7)
3. Затем надо определить род имени существительного. (Слайд №8)
Если имя существительное будет женского рода, то пишется мягкий знак.
Если имя существительное будет мужского рода, то мягкий знак не пишется.
(Общая схема — слайды №9,10)
Физминутка для глаз.
(Слайд №11)
4. Распределительный диктант. (Слайд № 12)
Пользуясь этим алгоритмом, выполним следующее задание
Задание:
Дописать, где нужно ь и выписать слова в 2 столбика: в 1-й –слова ж.р., во второй — муж.р.
Этаж_, помощ_, ландыш _, доч_, глуш_, мелоч_, дич_, гореч_, печ_, уж_,
ноч_, еж_, малыш_, доч_, молодеж_, мыш_.
Проверка. (Слайд №13)
Физкультминутка.
(Слайд №14)
5. Р/Р. (Слайд №15)
Помощ_.
Уронил, мяч_ малыш_. Попал, в, мяч_, глуш_, леса. Принес, и, Саша, мяч_, мальчику, отдал. Был, малыш_, доволен.
Воспитательная беседа об отзывчивости, взаимопомощи.
VI. Закрепление.
1. Поставьте слова в единственное число и запишите.
Лучи, карандаши, ночи, вещи, этажи, мыши, стрижи, товарищи, ключи, карандаши, малыши, кирпичи
(Слайд №16)
2. Обобщение знаний по теме.
— Над какой темой мы сегодня работали?
— Ответьте на вопрос.
(Почему ночь пишется с ь, а ключ без ь в конце?) (Слайд № 17)
(Дети говорят правило)
Проверим. (Слайд № 18)
Какой вывод по этой теме можем сделать?
(В именах существительных женского рода после шипящих ж, ш, ч, щ на конце пишется мягкий знак.
В именах существительных мужского рода после шипящих ж, ш, ч, щ на конце буква ь не пишется.)
Небольшое стихотворение поможет нам запомнить правило. (Слайд №19)
Так запомним: род мужской
Гонит Мягкий Знак метлой
Женский род — наоборот,
Мягкий Знак в друзья берёт.
3.Игра: Девочки встают, если услышат слова женского рода, а мальчики – если услышат мужского рода.
Борщ, шалаш, морж, вещь, сторож, ложь, ёж, ночь, луч.
VII. Подведение итогов. Рефлексия. (Слайд №20)
-Вам понравился урок?
— Какую цель мы ставили перед собой?
— Удалось достичь поставленной цели?
-Какие задания вы выполняли с удовольствием?
— А есть ли задания, при выполнении которых вы испытывали трудности?
-Как вы думаете, кто хорошо работал на уроке? А как вы работали?
Оцените свою работу. Напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний.
За работу на уроке оценку «5» получают:
«4» получают:
IX. Д/З: Упр.3, с. 65, повторить правила.
(Слайд №21)
Спасибо за урок! Молодцы!
(Слайд № 22)
Источники:
-
Г.А.Бакулина. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
-
Городилова Г.Г. [и др] Русский язык. Учебник для 4 класса школ адыго-абхазской языковой группы. «Издательство «Дрофа» Санкт-Петербург» 2008г.
-
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками.: пособие для учителя. – М.., 2012.