План – конспект урока русского языка в 5 классе “Имя существительное.Обобщение”
Тип урока: Обобщение и систематизация знаний.
Цель: Обобщить и систематизировать знания обучающихся по теме «Имя существительное».
Задачи:
-
Повторить орфографические правила, изученные по данной теме.
Закрепить навык работы с текстом.
-
Развивать чувство языка, языковой памяти, речевого слуха, развивать внимание.
-
Воспитывать любовь и интерес к языку, культуру поведения. Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, раздаточный материал, проектор, ноутбук, презентация.
Ход урока
1. Организационный момент. Эмоциональный настрой.
— Здравствуй уважаемые гости, здравствуйте ребята.
Если хмуримся с утра,
Нам поможет доброта.
Встаньте ровно, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь!
Мне очень хочется, чтобы на уроке присутствовало хорошее настроение.
— Все готовы! Начинаем!
2. Постановка темы и целей урока
— Какое сейчас время года? Назовите предметы, которые ассоциируются у вас со словом «весна», и название этих предметов, должны отвечать на вопрос кто? или что?
— К какой части речи, относятся предметы, отвечающие на вопросы, кто? или что?
— Мы с вами отправимся в страну имен существительных. Имя существительное — важнейшая часть речи. Почти каждое второе слово в нашей речи – это она. По наблюдению ученых, существительное появилась в речи в числе самых первых слов».
— Имя существительное
Очень удивительное.
На вопросы кто? и что?
Отвечать оно должно.
— А чем же удивительны наши существительные? Чтобы ответить на вопрос, вспомним всё, что знаем про существительное.
3. Словарная работа.
— Открываем тетради, записываем число, классная работа.
— А начнём мы с вами с небольшой словарной работы. Я читаю вам загадки, а вы самостоятельно в тетради записывайте на них отгадки.
1. Он не летчик, не пилот,
Он ведет не самолет,
А огромную ракету,
Дети, кто, скажите, это?
Ответ: Космонавт
2. Она удобна и легка,
Её название недлинно,
В хозяйстве служит нам века,
Есть в слове этом имя ЗИНА.
Ответ: Корзина
3. Это что за чудеса
Дует ветер в паруса
Ни паром, ни дирижабль
По волнам плывет…
Ответ: Корабль дирижабль —
По волнам плывет…
— Давайте проверим, СЛАЙД правильно ли вы записали словарные слова. Посмотрите на экран, сравните с записью в своей тетради.
— Исследуйте этот ряд слов. Что в них общего?
(Все слова – имена существительные)
4. Работа по теме урока
— Давайте вспомним, какая часть речи называется именем существительным, и приведём примеры?
(Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы КТО? ЧТО? и обозначает предмет. Например: книга – это слово отвечает на вопрос ЧТО? обозначает предмет — книгу).
— Только ли предмет может обозначать имя существительное?
(Нет. Имя существительное может обозначать не только предмет, но и явления природы (дождь, ветер), события (праздник), животный и растительный мир (медведь, роза).
— Почему у имени существительного два вопроса?
(Одушевленные существительные отвечают на вопрос КТО? Неодушевленные существительные отвечают на вопрос ЧТО?)
— А сейчас давайте вспомним, почему иногда имя существительное называют собственным?
(Собственное имя даётся какому-нибудь предмету, чтобы отличить его от других таких же предметов. К собственным существительным относятся фамилии, имена, отчества людей, географические названия, клички животных, названия газет, журналов и др. названия. Остальные имена существительные нарицательные.
— Приведите примеры собственных и нарицательных существительных.
— Как пишутся собственные и нарицательные существительные?
(Имена собственные пишутся с большой буквы. Имена нарицательные пишутся с маленькой буквы).
— Посмотрите на экран и скажите, что вы знаете об этом грамматическом признаке имен существительных? (Имена существительные имеют два числа: единственное и множественное. Единственное число обозначает один предмет, множественное число обозначает два или несколько предметов. Например: журнал – журналы).
— А вы любите играть? Давайте поиграем с вами в игру «Наоборот».
— Задание здесь вам приготовлено такое. На доске записаны имена существительные в ед. и во мн. числе, ваша задача поставить имена существительные ед. числа в форму множественного, а в форме мн. ч — в ед. Задание понятно?
— Работаем у доски и в тетради.
Берег – Окна —
Воробей – Кости —
Человек — ножницы-
— По какому грамматическому признаку мы работали?
— Вы знаете игру файнворд, сейчас я вас с ней познакомлю. Файнворд – это словесная игра, цель которой найти спрятавшее слово.
— Какой признак имен существительных спрятался в этом предложении.
— Что вы знаете о роде имен существительных?
(Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода).
Слайд
— Как определить род имен существительных? Какие слова помощники мы используем?
— Чтобы проверить, как вы это понимаете, я предлагаю вам выполнить следующее задание?
Слайд
Подобрать к данным прилагательным имена существительные соответствующего рода, указать род.
Черный…Долгий…Новое…Жареный…Сочное…
— Проверим, какие словосочетания вы написали, задача отвечающегося прочитать словосочетание, назвать род имен сущ.
— О каком грамматическом признаке мы с вами говорили?
— С каким другим грамматическим признаком связан признак рода?
— Умение определять род имен существительных поможет безошибочно определить склонение.
— По каким признакам распределяют имена существительные на 3 склонения?
СЛАЙД
— Проверим, проведем с вами паузу с грамматическим заданием. Тихонечко встали.
— Если существительные 1 склонения – поднимаем руки, 2 склонения – просто стоим, 3 склонения – приседаем.
Карандаш, мелочь, банка, стенка, площадь, сундук, тетрадь, лошадка, план, окно.
— Молодцы, не запутались. Посмотрим, не запутаетесь ли вы работать в тетради.
Я предлагаю вам выполнить следующее упражнение.
Взаимопроверка
— У всех правильно! Поднимите руку, кто выполнил без ошибок!
СКЛОНЕНИЕ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
— Ребята, а вы любите собирать пазлы? А сейчас мы с вами будем собирать грамматичские пазлы.
— Внимательно рассмотрите грамматические пазлы и назовите, какого признака здесь не хватает?
— Сколько падежей в русском языке? Назовите по порядку все имена существительные.
— Как определяют падеж имен существительных?
— Посмотрите на слайде записаны пословицы и простые предложения о труде. Нужно расставить их в такой последовательности, чтобы слово «труд» изменялось по падежам последовательно. Указать в каком падеже стоит слово «труд»?
— Что изменяется в словах при изменении его по падежам?
— Каким членом предложения является существительное в именительном падеже? (подлежащим)
Подведение итогов
— Закончилось наше путешествие.
— О какой части речи мы вели разговор на уроке?
— Какие признаки имен существительных мы повторили? (Мы повторили, что имена существительные отвечают на вопросы кто?, что? Обозначают предметы. Бывают одушевлённые и неодушевлённые, собственные и нарицательные, имеют род, число, падеж и склонение).
— Я попрошу вас оценить свою работу, оценить весь урок.