ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Суффикс как часть слова
Ф.И.О. Пономарева Елена Николаевна
Место работы МБОУ «ООШ с.Старицкое»
Должность учитель начальных классов
Тема Суффикс как часть слова
Базовый учебник «Русский язык. 2 класс» (Часть 1) Иванов С.В., Евдокимова А.О. Цель урока Ввести понятие суффикса, как значимой части слова.
Задачи
— обучающие
Создать условия для ознакомления с суффиксом как части слова и его основными признаками, особое внимание уделяется значению суффиксов; отрабатывать алгоритм нахождения суффиксов.
— развивающие
развивать внимание, память, мышление,творческую самостоятельность, активностьобучающихся.
— воспитательные
Воспитывать интерес и любовь к родному языку, аккуратность, целеустремлённость.
Тип урок аурок открытия новых знаний
Формы работы учащихся фронтальная, индивидуальная и групповая
Необходимое техническое оборудование компьютер, проектор, экран.
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Этап урока | Название используемых ЭОР (с указанием порядкового номера из Таблицы 2) | Деятельность учителя (с указанием действий с ЭОР, например, демонстрация) | Деятельность ученика | УУД
| Время (мин) | |
1 | 2 | 3 | 5 | 6 | 7 | 8 |
1. | Самоопределение к деятельности.
|
| Приветствует учащихся,создаёт эмоциональный настрой, рабочую обстановку, т нацеливает на урок. | Готовятся к уроку, настраиваются на работу. | Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, желание больше узнать. Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: уважительное отношение друг другу. | 2 |
2.
| Актуализация знаний и фиксация индивидуальных затруднений в деятельности .
|
| 1.Словарно-орфографическая работа. На доске: море аист липа ирис нота атом -Ребята, прочитайте слова на доске.Слово, с которым мы познакомимся на уроке вы узнаете, если прочитаете первые буквы по вертикали в каждой строчке.(малина). Найдите слово малина в орфографическом словарике, напишите его, поставьте ударение. Что можете сказать о его правописании? 2. Фронтальный опрос -Как можно назвать маленькую ягоду малины?(малинка) —Как называется участок земли, где растут кусты малины? (малинник)Записывает на доске слова «малинка» и «малинник». — Что вы можете сказать об этих словах? Разберите эти слова по составу, выделите корень и окончание. | Читают слова, составляют слово малина. Находят слово в словарике, записывают в тетрадь, обозначают ударение. Делают вывод: в слове непроверяемая безударная гласная а.
— Малинка, малинник. (В тетради слова «малина»,«малинка» и «малинник»). -Они однокоренные, т.к. у слов есть общая часть, в которой содержится их общее значение. — Различия в составе и оттенке значения. | Регулятивные:корректироватьдеятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков.
| 8 |
3. | Выявление причины затруднения и постановка цели деятельности
|
| Формулирует проблемный вопрос: «Какая часть слова в словах«малинка»,«малинник» находится после корня? | Выделяют одинаковый корень этих слов (малин-) и окончания (малина – а, малинка – а,малинник — (нулевое). Работают в парах, обсуждают затруднения – в слове «малинник» есть часть слова (-ник-), в слове «малинка» есть часть слова (-к-) которые мы никак не обозначили. | Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлятьхарактеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлятьсходство и различия объектов. Личностные: применять правиладелового сотрудничества
| 4 |
4. | Постановка учебной задачи.
| Знакомство с суффиксом http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6af9a112-1c9c-4096-a276-1d0de5a05fa5/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BMA_006%5D.swf |
-Кто знает, как называется новая часть слова? -О чём мы будем говорить на уроке, что нового узнаем? — Сегодня мы узнаем, как называется часть слова, которая изменила и состав слова и оттенок его значения. |
Не выделили часть слова, которая стоит после корня и перед окончанием. — Потому что эта часть слова не является ни корнем, ни окончанием. Формулируют под руководством учителя цели урока: узнать как называется новая часть слова, для чего служит.
| Регулятивные: целеполагание. Коммуникативные: постановка вопросов. Познавательные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические – формулирование проблемы | 3 |
5. | Построение проекта выхода из затруднения
| Роль суффиксов http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aa2285ac-f5bc-431c-9961-32dbb7804046/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BTE_007%5D.swf
| Попробуем сами определить нахождение суффикса в словах Работа с учебником. (Упр.1. стр.100) -Назовите в словах, обозначающих детёнышей ту часть, которая помогла образовать эти слова. Где она находится? -Так какую же тайну языка мы сегодня откроем? — Обратитесь к учебнику стр. 101, прочитайте материал рубрики «Тайна языка». Запишите в тетрадь название новой для нас части слова.
| Читают, называют соответствующую часть слов (-ёнк-) — Она находится между корнем и суффиксом. — Как называется часть слова, которая находится между корнем и окончанием и с помощью которой образуются новые слова Самостоятельное чтение, подчёркивание нового термина «суффикс», чтение его названия вслух орфографически, запись слова «суффикс» в тетрадь.
Выделяют основную роль суффикса – образование новых слов | Регулятивные: планирование, прогнозирование. Познавательные:моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации | 5
|
6. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
|
| — Прочитайте задание к упр. 2. в учебнике. Допишите ряды слов. — Проверьте работу товарища по парте, поднимите руки, если у вас возникли разночтения. — В каждом ряду вы образовывали формы одного и того же слова или родственные слова?
— Выделите в словах, обозначающих животное-маму и животное-детёныша суффиксы. Что вы заметили?
Проверка усвоения знаний о значении суффиксов: — какой суффикс поможет образовать слова, называющее детёныша льва? Какое суффикс поможет образовать слово, называющего его маму? | Записывают в тетради первые 2 строчки слов с комментированием. Остальные самостоятельно. Взаимопроверка. Обсуждение и устранение разночтений. — Это родственные слова: они близки по значению, их общее значение содержится в корне, но у второго и третьего слова есть и своё, дополнительное значение, которое проявляется при образовании слова и содержится в суффиксе.
— У всех записанных слов, обозначающих животное-маму суффиксы -иц- или -их-; у всех записанных слов, обозначающих животное-детёныша суффиксы -онок- или -ёнок-.
| Регулятивные: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия. Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. |
5
|
7. | Самостоятельная работа самопроверкой по эталону |
| Разделитесь на группы (по 3 человека). На листе бумаги покажите схематично с помощью условных знаков порядок нахождения суффиксов. — Давайте сравним ваши алгоритмы с алгоритмом в учебнике на стр. 104.
| Работа в группах, презентация своего проекта выхода из затруднения.
Чтение алгоритма в учебнике, определение группы, наиболее правильно определившей алгоритм. | Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий). Познавательные: презентовать подготовленную информацию в наглядном виде. | 5 |
. | Включение в систему знаний и повторение |
Ласковые суффиксы http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/865bd372-7396-4475-8660-1da15b100f56/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BQN_009%5D.swf | —Oбразуйте слова с помощью суффиксов (упр.3 в учебнике, стр.101-102) — Выделите в словах окончание, корень и суффикс, пользуясь алгоритмом (схема алгоритма на доске). Подумайте, какое значение в данные слова вносит суффикс. — Какие были затруднения? Какое же значение имеют суффиксы -ан-, -ян-, -анин-? Выпишите слова из упр.4, обозначающие маленький предмет или ласковое слово. Какое значение имеют суффиксы -ушк-, юшк-, -к-? Прочитайте на стр.103 подсказку. | Самостоятельная работа с взаимопроверкой.
Ученики рассказывают о возникших затруднениях. Отвечают на вопросы. — Суффиксы -ан-, -ян, -анин-, -янин- обозначают место жительства.
— Суффиксы -ушк-, -юшк-, -к- имеют уменьшительно-ласкательное значение. — Суффиксы -онок-, -ёнок- употребляются в словах, называющих детёнышей животных. Читают текст учебника, самостоятельно выполняют задание. | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения; Личностные: самоопределение, идентифицироватьсебя с принадлежностью к народу, стране, государству. Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков. Регулятивные: коррекция, осознание качества и уровня усвоения; | 7
3 |
8. | ||||||
9 | Рефлексия деятельности
|
| — Что вы знали в начале урока о том, из каких частей состоит слово? — Что нового узнали о составе слова? Как называется новая часть слова? — Что на уроке у вас хорошо получилось? — А над чем вам ещё необходимо поработать? Выставление оценок за урок. | Рефлексия, самооценка. Принятие оценки учителя. | Регулятивные:анализироватьэмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека; формирование контрольно-оценочной деятельности:оцениватьуровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия | 2 |
10 | Домашнее задание |
| -Подумайте, какие еще суффиксы придают словам уменьшительно-ласкательное значение. Выполните упр.5 стр.103.
| Записывают домашнее задание. | Регулятивные: контроль , коррекция; Личностные: самоопределение. | 1 |
Суффикс как часть слова
ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР
Название ресурса | Тип, вид ресурса | Форма предъявления информации(иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.) | Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ к ЭОР | |
1 |
Знакомство с суффиксом | Мультимедийныйинформационный
Анимация | Текст с иллюстрациями | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/6af9a112-1c9c-4096-a276-1d0de5a05fa5/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BMA_006%5D.swf
|
2 | Роль суффиков
| Мультимедийныйинформационный
Анимация | Текст с иллюстрациями | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/aa2285ac-f5bc-431c-9961-32dbb7804046/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BTE_007%5D.swf
|
3 | Ласковые суффиксы | Мультимедийный Интерактивное задание Анимация | Текст с иллюстрациями | http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/865bd372-7396-4475-8660-1da15b100f56/%5BNS-RUS_2-10%5D_%5BQN_009%5D.swf |