Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 10 классе.
Тема «Лексика и фразеология»
Задание1.
Выберите правильный вариант ответа.
-
Укажите, в каком предложении нужно употреблять слово ЖИЗНЕННЫЙ вместо слова ЖИТЕЙСКИЙ.
А) Он прошёл непростой житейский путь.
Б) Житейский опыт очень помогает людям в трудных ситуациях.
-
Укажите, в каком предложении нужно употреблять слово ЭКОНОМИЧНЫЙ вместо слова ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
А) Я прочла о новом экономическом способе приготовления первых блюд.
Б) В выступлении президента были изложены основные положения новой экономической политики государства.
-
Укажите, в каком предложении нужно употребить слово НАСЛЕДИЕ вместо слова
НАСЛЕДСТВО
А) Многие человеческие пороки можно объяснить тяжёлым наследством
прошлого.
Б) Юрист сказал, что мне следует вступить в право на наследство в течение
полугода.
-
Укажите, в каком предложении нужно употребить слово ВЫПОЛНЯТЬ вместо слова ИСПОЛНЯТЬ.
А) Я всегда тщательно исполняю домашнее задание.
Б) Эту песню я исполнил впервые пять лет назад.
Задание 2.
Укажите правильный вариант словосочетания.
-
а) гуманное решение б) гуманитарное решение
-
а) жёсткий поступок б) жестокий поступок
-
а) успевающий человек б) преуспевающий человек.
-
решающий человек б) решительный человек
-
а) выглядеть комично б) выглядеть комически.
-
а) слова осуждения б) слова обсуждения
-
а) абонент не отвечает б) абонемент не отвечает
-
а) освободительное движение б) освобождённое движение
-
а) человеческий род б) человечный род.
-
а) обратный билет б) обратимый билет.
Задание 3.
Укажите, значение какого слова определено неверно.
-
а) увенчаться – завершиться чем-нибудь хорошим.
б) ристалище – (стар.) площадь для гимнастических, конных и других состязаний.
в) риторичный – напыщенный, внешне украшенный.
г) сангвинический — спокойный
-
а) скрижаль – (стар.) доска с написанным на ней священным текстом.
б) тальма — (устар.) женская длинная накидка без рукавов.
в) одиозный – единственный.
г) недосягаемый – недостижимый.
-
а) молебен – краткая церковная служба
б) компиляция – сочинение, представляющее собой изложение результатов чужих исследований без самостоятельной обработки источников.
в) глумиться – улыбаться.
г) дымчатый – сероватого цвета, напоминающего дым.
-
а) зеница – (стар.) глаз, зрачок
б) конгресс – съезд, собрание.
в) либретто – словесный текст музыкально-вокального произведения.
г) диадема — ожерелье
Задание 4.
Укажите, значение какого слова определено неверно
-
а) панегирик – ораторская речь обличительного содержания.
б) невежда – малообразованный, малосведущий человек
в) невежа – грубый, невоспитанный человек
г) модуль – в точный науках название некоторых коэффициентов, мерил каких-либо величин.
-
а) обскурант (книжн., презр.) враг просвещения, мракобес, реакционер
б) роялист – человек, играющий на рояле
в) ономастика – раздел языкознания, изучающий собственные имена
г) парадигма – в грамматике таблица форм склонения и спряжения слов.
-
а) салоп – (устар.) широкое женское пальто
б) тотальный – всеобщий
в) фанаберия – гордость
г) узурпировать – произвести незаконный захват, присвоение чего-нибудь (власти, прав)
-
а) фат – (неодобр., устар.) щёголь, любящий рисоваться, пустой человек
б) трактат – научное сочинение
в)провоцировать – вызвать на какие-либо действия путём провокации (умышленного подстрекательства к каким-либо действиям)
г) монополия – игра
Задание 5.
Соедините стрелками слова с их синонимами и синонимичными выражениями.
1. плодотворный | |
2. Инфантильный | 2. мечтательно-созерцательный |
3. Конструктивный | 3. много и нецелесообразно тратящий что-нибудь человек |
4. Расточительный | 4. умелый, хорошо знающий своё дело |
5. Романтичный | 5. избитый, пошлый |
6. Искусный | 6. детски-недоразвитый |
Задание 6.
Укажите, какое из слов является синонимом данному.
-
Авангардный
а) передовой
б) первый
в) лучший
г) высший
-
Благоразумный
а) добродетельный
б) высоконравственный
в) благородный
г) здравомыслящий
-
Гуманный
а) светлый
б) человечный
в) необыкновенный
г) замечательный
-
Духовный
а) душистый
б) любимый
в) нравственный
г) душный
Задание 7. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
-
а) карикатурный
б) шаржированный
в) гротесковый
г) смешной
-
а) мировоззрение
б) идеология
в) убеждения
г) мысли
-
а) обещание
б) обязательство
в) решение
г) слово
-
а) оберегать
б) охранять
в) ограничивать
г) ограждать
Задание 8. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.
-
а) лицемер
б) фарисей
в) лицедей
г) ханжа
-
а) жаловаться
б) жалеть
в) сетовать
г) роптать
-
а) инициатор
б) активист
в) пионер
г) застрельщик
-
а) покладистый
б) уступчивый
в) сговорчивый
г) сердобольный
Задание 9. Укажите предложение с фразеологизмом
-
а) Сразу видно, что этот юноша играет первую скрипку в компании
б) Ты умеешь играть на скрипке?
в) Свою первую скрипку я подарила брату.
г) Все мои одноклассники любят играть в интеллектуальные игры.
-
а) Свёкла должна вариться не менее часа до полного приготовления.
б) Самые вкусные консервы – тунец в собственном соку.
в) Мне надоело вариться в собственном соку, и я решил обсудить свои дела с друзьями.
г) При консервировании сок не варят и не доводят до кипения.
-
а) Когда человек умирает, душа покидает его тело.
б) Никто не знает, в каком месте располагается душа человека.
в) Куда уходит лето?
г) Когда я думаю об экзамене, у меня душа уходит в пятки.
-
а) Самый вкусный кисель делается из свежей клюквы
б) Никакой он мне не родственник, седьмая вода на киселе
в) Воскресенье – седьмой день недели
г) Ключевая вода очень полезна.
Задание 10. Укажите предложение с фразеологизмом.
-
а) Пяти пальцев руки хватит, чтобы перечислить всех отличников в выпускных классах нашей школы.
б) Хорошо ли ты знаешь своё родной край?
в) При работе на компьютере он печатает только двумя пальцами.
г) Я знаю эту тему как свои пять пальцев.
-
а) Ты видел, какие огромные рога у этого быка?
б) И тут моя бабушка подходит к быку, берёт его за рога и ведёт в хлев.
в) По-моему, пора взять быка за рога и начать действовать.
г) В «Литературной газете» есть рубрика «Рога и копыта»
-
а) Очень тяжело тащить санки в гору
б) Каждое утро я просыпаюсь от папиного крика: «Подъём!»
в) Мой друг очень тяжёл на подъём
г) Подъём по утрам тяжёл не только для меня, но и для всех ребят в нашем лагере
-
а) Про таких моя бабушка говорит: «Мало каши ел»
б) Я не люблю есть кашу, особенно по утрам
в) Принято считать, что чем больше ешь каши, тем сильнее станешь.
г) Кашу маслом не испортишь, как говорится в пословице.
Вариант 1
1. Какие слова попали в группу по ошибке? Объясните свое решение.
Апелляция, вердикт, арбитраж, алиби, иск, адвокат, нелегитимный, криминальный, афера, атташе.
2. Толкование какого слова дано неправильно?
1) Буклет – издание, в виде складывающегося листочка, обычно информативного или рекламного характера.
2) Монография – учебное пособие в виде избранных произведений или отрывков из них.
3) Манускрипт – рукопись, преимущественно древняя.
4) Бюллетень – название некоторых периодических изданий, преимущественно публикующих материалы научного или официального характера.
5) Фолиант – толстая книга большого формата.
3. Для каждого из иноязычных слов подберите толкование.
А. Высшая степень воодушевления, восторга | |
2) Амбиция | Б. Искусственно вызванное в обществе возбуждение, волнение с целью привлечения внимания к чему-нибудь. |
3) Апология | В. Глубокое уважение, почтительное, благоговейное отношение к кому-либо или к чему-либо |
4) Пиетет | Г. Чрезмерные претензии на что-либо, часто необоснованные. |
5) Экзальтация | Д. Состояние радости, душевного подъема, часто не вызванное внешними обстоятельствами |
6) Эпатаж | Е. Неумерное, чрезмерное восхваление, защита кого-либо или чего-либо. |
7) Экстаз | Ж. Восторженно-возбужденное состояние, в которое человек часто приводит себя намеренно, выставляя свои чувства |
8) Эйфория | З. Скандальная выходка; вызов окружающим, намеренное нарушение общепринятых норм и правил |
4. В предложениях есть ошибки, связанные с неверным пониманием значения слова или нарушением норм лексической сочетаемости. Исправьте их.
1) В этом театре она отвечает за реквизиты и амуницию.
_________________________________________________________________
2) Чтобы предотвратить эпидемию, нужно установить тотальный контроль.
_________________________________________________________________
3) На берегу у озера у костра расположилась целая плеяда молодых людей.
__________________________________________________________________
4) За первые дни февраля продолжительность суток возросла на двадцать пять минут.
__________________________________________________________________
5) Утром выпал снег, и березки под окном стоят в подвенечном саване.
__________________________________________________________________
5. Подберите толкование к каждому из приведенных паронимов.
А. Не имеющий постоянного места жительства; передвигающийся с места на место в связи с работой или в поисках работы: цирк, труппа, собака. Б. Свойственный бродяге или принадлежащий ему: нрав, судьба, привычки | |
Орудие Оружие | А. Приспособление, инструмент, средство для достижения чего-либо; артиллерийское вооружение: для уборки; огнестрельное, ракетное, корабельное. Б. Всякое средство, технически пригодное для нападения и защиты: огнестрельное, ядерное, атомное, холодное, охотничье. |
6. Объясните разницу в значении словосочетаний.
1) Вдовый сын – вдовий сын
_________________________________________________________________
2) Виноватое лицо – виновное лицо
_________________________________________________________________
3) Соседняя квартира – соседская квартира
__________________________________________________________________
7. Исправьте возможные ошибки.
1) Современники увидели неповторимую оригинальность «Евгения Онегина».
__________________________________________________________________
2) Он возвратил книгу обратно в библиотеку, даже не прочитав ее.
__________________________________________________________________
3) Ректор долго рассказывал о будущих перспективах нашего вуза.
__________________________________________________________________
4) Взгляды Печорина сходны со многими людьми его поколения.
__________________________________________________________________
8. Исправьте в предложении ошибку, допущенную при использовании в речи фразеологизмов.
1) Он любого способен провести вокруг пальца.
_________________________________________________________________
2) Поди разберись, кто из них прячет топор за пазухой.
__________________________________________________________________
3) А принять хорошо гостей вовсе не обозначает до упаду накормить их.
_________________________________________________________________
4) После концерта продюсер разбирал выступление дуэта по полочкам.
__________________________________________________________________
5) Будем надеяться, что Волков скажет свое большое слово и в тренерской работе.
__________________________________________________________________
9. Исправьте словосочетания, в которых есть ошибки, связанные с использованием паронимов.
1) Удачный состав исполнителей. __________________________________________________________________
2) Повлияли многие факты.
__________________________________________________________________
3) Плохо основанные выводы
__________________________________________________________________
4) Запах болотистых цветов.
_________________________________________________________________
5) Ни на чем не основанные обвинения
__________________________________________________________________
6) Рубашка болотистого цвета.
_________________________________________________________________
7) Отборная комиссия Евровидения
__________________________________________________________
Тест по теме «Лексика. Фразеология»
Вариант 2
1. Какие слова попали в группу по ошибке? Объясните свое решение.
Импичмент, вето, брифинг, плебисцит, тоталитаризм, суверенитет, турне.
2. Толкование какого слова дано неправильно?
1) Геральдика – искусство составления и толкования гербов.
2) Филателия – коллекционирование открыток.
3) Икебана – японское искусство составления букетов, композиций из цветов.
4) Нумизматика – коллекционирование монет и денежных знаков.
3. Для каждого из иноязычных слов подберите толкование.
А. Случай, служащий примером, оправданием для последующих случаев такого же рода. | |
2) Дилемма | Б. Необходимость выбора из нескольких возможных решений. |
3) Инцидент | В. Повторное проявление чего-либо, например, болезни. |
4) Прецедент | Г. Выбор одного из двух взаимоисключающих решений. |
5) Рецидив | Д. Происшествие, недоразумение, столкновение. |
6) Кодекс | Е. Мировоззрение, принципы |
7) Кредо | Ж. Склад ума, мироощущение, мировосприятие |
8) Менталитет | З. Свод законов; совокупность правил. |
4. В предложениях есть ошибки, связанные с неверным пониманием значения слова или нарушением норм лексической сочетаемости. Исправьте их.
1) Армада французов отступала по старой Смоленской дороге, а Кутузов преследовал ее по пятам. _________________________________________________________________
2) В команде доминируют как сторонники оборонительного, так и приверженцы атакующего футбола.
_________________________________________________________________
3) Иванова грозятся привлечь к уголовной ответственности за аферизм с покупкой дачи. __________________________________________________________________
4) Волки бежали за ним целым табуном и ожидали удобной минуты, чтобы броситься.
_________________________________________________________________
5) Старика давно мучила бессонница, и часто по ночам он лежал не смыкая взгляда.
__________________________________________________________________
5. Подберите толкование к каждому из приведенных паронимов.
А. Чувство собственного достоинства; чувство удовлетворения от сознания достигнутых успехов. Б. Чрезмерно высокое мнение о себе, заносчивость, высокомерие. | |
Признание
Признательность | А.Выражение положительной оценки, согласия с чем-либо. Б.Чувство благодарности за услуги, помощь, внимание. |
6. Объясните разницу в значении словосочетаний.
1) Хозяйская пристройка – хозяйственная пристройка
_________________________________________________________________
2) Опасный человек – опасливый человек
_________________________________________________________________
3) Враждебные действия – вражеские действия
__________________________________________________________________
7. Исправьте возможные ошибки.
1) Качество построенных фирмой квартир желает лучшего.
__________________________________________________________________
2) По окончательному завершению подсчета голосов избирательная комиссия опубликует окончательные данные.
__________________________________________________________________
3) Институт в Пущине создавался как передовой форпост отечественной биологии.
__________________________________________________________________
4) Руководители телеканала уверены, что такие передачи воспитывают патриотизм и любовь к родине.
__________________________________________________________________
8. Исправьте в предложении ошибку, допущенную при использовании в речи фразеологизмов.
1) Грампластинка не сказала еще своего последнего слова, она еще будет востребована потребителями.
_________________________________________________________________
2) Язык не поднимается говорить об этом.
__________________________________________________________________
3) Со всех своих длинных ног она принялась бежать.
_________________________________________________________________
4) Жизнь у нее всегда проходила на людях, как на ладони.____________________________________________________________
5 Журналисты отправились по магазинам, чтобы на собственной шкуре посмотреть, как обстоят дела с ценами на книги.
__________________________________________________________________
9. Исправьте словосочетания, в которых есть ошибки, связанные с использованием паронимов.
1) Получить земляной надел
__________________________________________________________________
2) Заглавная страница книги.
__________________________________________________________________
3) Жильцы города
__________________________________________________________________
4) Ее двухгодовый малыш
_________________________________________________________________
5) Благодарная телеграмма
__________________________________________________________________
6) Игривые вина
_________________________________________________________________
7) Повеяло домовым теплом
_________________________________________________________________
Ответы :
Вариант 1 | Вариант 2 | |
1. | атташе, остальные связаны с судом, судопроизводством | турне, остальные связаны с деятельностью властей |
2. | Монография— это научный труд, посвященный одной проблеме, обычно одного автора или нескольких соавторов; дано определение слова «хрестоматия» | Филателия – это коллекционирование марок, конвертов, почтовых отправлений. |
3. | 1Б, 2Г,3Е, 4В, 5Ж, 6З, 7А, 8Д. | 1Б, 2Г, 3Д, 4А, 5В, 6З, 7Е, 8Ж |
4. | 1) Отвечает за реквизит и костюм. 2) Нужно установить тотальный контроль. 3) Расположилась большая компания молодых людей. 4) Продолжительность светового дня возросла на двадцать пять минут 5) Стоят в подвенечном наряде. | 1) Армия (отряды, войска) французов. 2) В команде есть как сторонники оборонительного, так и приверженцы атакующего футбола. 3) За аферу с покупкой дачи. 4) Волки бежали за ним стаей. 5) Лежал не смыкая глаз. |
5. | Бродяжий – Б. Бродячий – А. Орудие – А. Оружие – Б. | Гордость – А. Гордыня – Б. Признание – А. |
6. | 1) Овдовевший, потерявший жену сын. – Сын вдовы. 2) Изображение вины мимикой. — Человек, виновный в каком-либо проступке. 3) Находящаяся справа или слева квартира. – Квартира соседей.
| 1) Пристройка, выполненная хозяевами – Пристройка для хозяйственных нужд (сарай). 2) Человек, опасный для общества, преступник. – Осторожный человек. 3) Действия, прерывающие ход какой-либо работы, создающие помеху. – Действия врагов. |
7. | 1) Современники увидели оригинальность «Евгения Онегина». 2) Он возвратил книгу в библиотеку, даже не прочитав ее. 3) Ректор долго рассказывал о перспективах нашего вуза. 4) По взглядам Печорин похож на многих людей своего поколения. | 1) Качество построенных фирмой квартир оставляет желать лучшего. 2) По завершению подсчета голосов избирательная комиссия опубликует окончательные данные. 3) Институт в Пущине создавался как форпост отечественной биологии. 4) Руководители телеканала уверены, что такие передачи воспитывают патриотизм. |
8. | 1) Обвести вокруг пальца. 2) Точить топор, но: прятать камень за пазухой. 3) До отвала накормить, но: танцевать до упаду. 4) Разбирать по косточкам, но: разложить по полочкам. 5) Скажет свое слово.
| 1) Время грампластинки еще не ушло, она еще будет востребована потребителями. 2) Язык не поворачивается говорить об этом, но: рука не поднимается делать. 3) Кинулась со всех ног. 4) Жизнь проходила у всех на глазах, но: видно как на ладони. 5) Увидеть собственными глазами – почувствовать на собственной шкуре. |
9. | 1) Правильно. 2) Повлияли многие факторы. 3) Плохо обоснованные выводы. 4) Запах болотных цветов. 5) Правильно. 6) Рубашка болотного цвета. 7) Отборочная комиссия Евровидения. | 1) Получить земельный надел. 2) Правильно.
3)Жители города. 4) Ее двухгодовалый малыш. 5) Благодарственная телеграмма. 6) Игристые вина. 7) Повеяло домашним теплом. |