«Трёхзначные числа»
Автор: Хохлова Ирина Борисовна, учитель
начальных классов
МОУ «Гимназия №166 г.Новоалтайска
Алтайского края»
Новоалтайск 2010
Тема: Трёхзначные числа.
2 класс
Тип урока: урок введения нового знания.
Цели урока:
-
Формировать понятия: «трёхзначные числа», «разрядный состав трёхзначных чисел».
-
Формировать умения читать, записывать трёхзначные числа.
-
Способствовать развитию приёмов умственной деятельности: классификация, сравнение, анализ, обобщение.
-
Воспитывать толерантное отношение друг к другу, взаимное сотрудничество.
Методы работы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.
Педагогические технологии:
— личностно – ориентированного обучения;
— объяснительно – иллюстративного обучения;
— словесной продуктивной и творческой деятельности;
— педагогика сотрудничества (учебный диалог, учебная дискуссия);
Ожидаемые результаты:
— повышение активности на уроках;
— улучшение результатов обучения;
Цель | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1. Психологический настрой учащихся.
Организационный момент.
| Создание благоприятной рабочей обстановки.
Включение учащихся в деятельность.
| -Посмотрите друг на друга, улыбнитесь, пожелайте успешной работы себе, соседу, всему классу. -Что необходимо нам для успешной работы на уроке? -Откройте тетради и запишите число: 4 февраля.
-Покажите своей посадкой, что вы готовы работать. |
Предположения детей.
От своих записей в тетради дети отступают четыре клетки и записывают число.
Дети вспоминают правила «рабочего» человека. |
2.Актуализация знаний учащихся. | Повторение изученного материала, необходимого для работы по теме урока. Выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. |
— Прочитайте числа числового ряда: 2, 4, , . -Разгадайте правило составления числового ряда; — Продолжите числовой ряд на два числа; -Запишите числовой ряд в тетрадь. -Проверка: какое правило записи числового ряда? Какие числа вы записали? — Сравните свою запись с моей: 2, 4, 6, 8. -Что общего у всех чисел данного ряда?
(на доске: ед. ) — Прочитайте числа числового ряда: 15, 25, 35, , , . -Разгадайте правило составления числового ряда; — Продолжите числовой ряд на три числа; -Запишите числовой ряд в тетрадь. -Проверка: какое правило записи числового ряда? Какие числа вы записали?
— Сравните свою запись с моей: 15, 25, 35, 45 , 55 , 65 — Прочитайте числа числового ряда: 44, 42, , , , . -Разгадайте правило составления числового ряда; — Продолжите числовой ряд на четыре числа; -Запишите числовой ряд в тетрадь. -Проверка: какое правило записи числового ряда? Какие числа вы записали? — Сравните свою запись с моей: 44,42, 40, 38, 36, 34. —Что можете сказать про числа данных рядов?
(на доске:
Д. Ед. )
-Что повторяли? Для чего?
|
Дети читают: 2, 4, , .
Запись в тетради: 2, 4, 6, 8.
Правило: увеличение последующего числа на 2. Записали числа: 6, 8.
-Числа однозначные, записаны одной цифрой, состоят из единиц.
Дети читают: 15, 25, 35, , , .
Запись в тетради: 15, 25, 35, 45 , 55 , 65 . Правило: увеличение последующего числа на 10 (возможен другой ответ: десятки увеличиваются на 1, единицы без изменения). Записали числа: 45 , 55 , 65 .
Дети читают: 44, 42, , , , .
Запись в тетради: 44,42, 40, 38, 36, 34. Уменьшение последующего числа на 2. Записали числа: 44,42, 40, 38, 36, 34.
-Числа двузначные, записаны двумя цифрами, состоят из десятков и единиц.
Ответы детей. |
3.Постановка учебной задачи.
| Создание условия для выявления «Чего мы ещё не знаем?» | -Поработаем в паре, вспомните правила такой работы.
-Прочитайте числовой ряд: 83, 54, 49, 100, 32, 23, 94. Назовите лишнее число. Почему вы его выбрали? Что значит трёхзначное?
-Кто знает, как оно называется?
-Кто сможет сказать тему нашего урока.
-Чему будем учиться?
-Где в жизни мы встречаемся с трёхзначными числами?
|
Дети называют правила: -думаю сам; -высказываю свое мнение; -выслушиваю соседа; -приходим к общему мнению.
Дети, поработав в паре, выбрали число 100, т.к. оно трёхзначное, а все остальные числа трёхзначные. -Записано тремя цифрами.
Предположения детей.
Предположения детей.
Высказывания детей.
— № квартиры, в которой живём; № автобуса; № страницы книги или учебника; надпись на денежной купюре.
|
4.Составление плана для достижения учебной задачи.
5. Физминутка. | Поиск оптимального решения учебной задачи.
Создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся.
| -Что вы хотите узнать о трёхзначных числах?
составления плана: -как образовалось трёхзначное число (этот пункт предлагает учитель); -как прочитать число; -как записать число; -как сравнить числа; -как складывать и вычитать числа; -проверять и оценивать себя; -проверять и оценивать учителю. (два последних пункта предлагает учитель).
Учитель проговаривает стихотворение: Хомка, хомка, хомячок! Полосатенький бочок. Хомка раненько встаёт, Щёчки моет, шейку трёт. Подметает хомка хатку И выходит на зарядку. Раз- два- три- четыре- пять! Хомка сильным хочет стать! | Высказывания детей: как прочитать, записать, как складывать и вычитать.
Дети проговаривают стихотворение и имитируют действия хомки. |
6.Реализация плана.
| Формирование умений соблюдать последовательность действий при коллективном выполнении учебной задачи. | -Итак, первое, что мы узнаем как образовалось число 100. Ваши предположения.
-Какие числа нужно сложить?
-Давайте проверим, найдем сумму чисел: 56 и 4.
-Найдём сумму чисел: 99 и 1. (используются модели двузначных чисел и однозначного)
на доске:
С. Д. Ед. )
-Какие разряды общие?
-А кто из вас знает, как называется новый разряд?
-Повторим хором: сотня.
-Прочитаем, как об этом сказано в учебнике, стр. 99.
Кто знает сколько сотен в числе 100, 200,300, 400, 500, 600, 700, 800, 900?
-Прочитаем, как об этом сказано в учебнике, стр. 100.
-Вернёмся к плану: что мы узнали?
-Чему будем учиться дальше?
-Как вы думаете, с какого разряда начинают читать трёхзначное число?
-Прочитайте по таблице разрядов: 3с. 6д. 2ед. -Назовите это число. ( аналогично другие числа)
-Итак, чему учились?
—Чему будем учиться дальше? -Как вы думаете, с какого разряда начинают записывать трёхзначное число? -Правильно, записывают на первом месте количество сотен, затем – десятки и единицы.
(упражнения в записи чисел: 126, 372, 596, 144 и другие)
-Итак, чему учились?
-А теперь проконтролируем себя. Игра «Не попадись…» (хлопнуть в ладоши тогда, когда учитель назовёт трёхзначное число.)
-Похлопаем победителям.
|
Высказывания детей.
Предположения детей.
Дети называют ответ: 60. Это не 100. Хотя разряд единиц переполнился и образовался ещё один десяток. Нужны другие числа.
Предположения детей.
Дети считают: к 9 единицам прибавим 1, получим 10, это 1 десяток. 1 десяток прибавим к 9 десяткам, это 10 десятков. Новый разряд.
-Общие: единицы и десятки;
Предположения детей.
Дети читают правило о разрядном составе трёхзначного числа.
Высказывания детей.
-Как образовалось трёхзначное число.
-Узнаем, как прочитать число.
Предположения детей.
Дети читают: 3с. 6д. 2ед.
-Это число: триста шестьдесят два.
— Учились читать числа.
-Узнаем, как записать число. Высказывания детей.
— Учились записывать числа.
Дети внимательно слушают и контролируют себя. Проигравший – садится на стул. |
7.Итог урока. Рефлексия. | Развитие умений соотносить цель и результат.
Осознание учащимися своей учебной деятельности и всего класса.
| — С чем познакомились? -Чему учились на уроке? -Что узнали нового?
-Я понял, что… -Было интересно… -Было трудно… -Мне захотелось… -У меня получилось… -На следующем уроке мы…
-Спасибо всем за урок. Молодцы!
| Высказывания детей.
|