МБОУ «Яндыковская СОШ»
Урок русского языка в 7 классе
Подготовка к сочинению по картине О.Д. Яновской «Ждут»
Учитель литературы
Минав Нина Федоровна
с. Яндыки 2012г.
Подготовка к сочинению по картине О.Д. Яновской «Ждут»
| |
Тип урока: | Развитие связной речи.
|
Цель: | Формировать умения и навыки создания вымышленных рассказов с опорой на произведение живописи, художественной литературы, собственный опыт; подготовить учащихся к написанию сочинения.
|
Культура речи: | Целенаправленный отбор языковых средств для выражения мыслей.
|
Межпредметные связи: | Изобразительное искусство, русская литература.
|
Внутрипредметные связи: | Грамматика-орфография-лексика-культура речи.
|
Оборудование.
Искуствоведческие термины. | 1. Репродукция «Ждут. 2. Айвазовский «Море после бури». 3. Таблица (композиция). 4. Дидактический материал (тексты для языкового анализа). 5. Тексты художественных произведений.
Картина — холст, художественное полотно, творение автора, создание мастера. Художник — живописец, мастер кисти, автор картины, создатель картины. Написать картину — изобразить, выполнить, выразить, воплотить, представить. Перспектива, передний план, ближний, задний, второй план. Холодные и теплые краски, тона, колорит, композиция. |
I Сообщение темы и цели. | Сегодня перед нами стоит нелегкая, но довольно интересная задача. Используя произведения художественной литературы и живописи, жизненный опыт, мы должны попробовать себя в роли художника слова, то есть написать вымышленные рассказы на основе картины О.Д. Яновской «Ждут».
|
II Теория. 1. Уяснение понятия: вымышленный рассказ.
Жанровая картина.
Вымышленный рассказ. | — Что значит написать рассказ на основе картины? Можно описать словами то, что художник написал красками. По жанровой картине можно написать рассказ. Картина неподвижна, она изображает только одно мгновение, один момент из жизни героев, выбранный художником. Но этот момент самый важный, самый выразительный. И глядя на картину, нетрудно догадаться, что было до момента, изображенного на картине, что будет после.
Это рассказы, где выдумка занимает значительное место, чем в рассказах из жизни автора. Конечно, в основу таких рассказов может лечь действительно происшедший случай, но автор имеет право что-то изменить, прибавить, присочинить. Фантазия, вымысел занимают значительное место. Важно только, чтобы придуманная история была правдоподобной.
|
2. Типы речи. | Какие типы речи вы знаете, какой вы изберете для сочинения? 1.Описание. 2. Повествование. 3. Рассуждение.
|
3. Композиция рассказа. |
кульминация
завязка
развязка
Вступление Заключение
Где, когда, Какой след оставил с кем это случилось. этот случай в памяти, чему научил?
|
III Знакомство с картиной. Анализ художуственного полотна. | — Кто изображен на переднем плане картины? (на переднем плане картины изображены две девочки, которые сидят на перевернутой вверх килем лодке. Рядом с ними сидит собака, навострив уши. — О чем еще автор картины изобразил на переднем плане? (рыболовецкие снасти, сушатся сети) — О чем говорит этот элемент?(рядом находится рыболовецкое хозяйство) — Что изображено на втором плане картины? (бескрайнее море, небо, горизонт) — Какие краски преобладают при изображении пейзажа моря, неба? О чем это говорит? — Что вы можете сказать о девочках? Куда устремлены их взгляды? Что выражено на их лицах? — Чем вызвано беспокойство девочек?
|
Воспоминание О.Д. Яновской. | Жизненный факт, который лег в основу картины, послужил поводом для создания картины.
В 1950 году я была в творческой командировке в Дзинтари, под Ригой. В те годы по всему побережью были разбросаны рыболовецкие поселки. Делая этюды, я каждый день видела, как уходили лодки с рыбаками в море, как их встречали, как развешивались, подсушивались и чинились сети. Словом, вся жизнь людей проходила у моря и зависела о моря. Этих девочек я увидела там же. В их облике, позе было и внимание, и ожидание, может быть, тревога, а может быть, интерес. Ведь на горизонте все время что-то происходило. Мне хотелось выразить в этой композиции то сложное настроение, которое овладевает людьми перед широким и манящим морским горизонтом. А эти детские фигурки так естественно сливались с пейзажем, так непосредственно выражали свою заинтересованность, что невольно стали героями моей картины.
|
Выяснение идейного смысла картины. | Еще раз внимательно посмотрите на название картины. Можно ли по названию определить идейный замысел картины.
Трудно ждать тех, кто в море. Скорее бы вернулись родные.
— Как автору удалось выразить тревогу ожидания? — Какие элементы об этом говорят? (позы девочек, выражающие внутреннее состояние девочек)
А теперь постарайтесь представить, что было до момента, изображенного художником, что будет после него?
|
IV Речевая подготовка. | Для составления рассказа, выражения своих мыслей, нам нужно подобрать и тщательно отобрать языковой материал. И помогут нам в этом произведения художественной литературы.
|
Проверка подготовленного материала.
Подбор синонимов.
| 1. Чтение подготовленных отрывков описания моря в художественных произведениях. Комментирование. 2. Языковой разбор отрывка из повести В. Катаева «Белеет парус одинокий».
Словарная работа.
Зыбь — легкая рябь на водной поверхности. Глянцевитый — имеющий глянец, блеск. Грифельный — серый, глинистой породы. Киль — продольный брус, проходящий по всей длине судна в середине его днища.
— Какой момент изобразил писатель? — Как меняется море во время бури? — Найдите метафоры.
Море волнуется — штормит, играет, бушует. Море неукротимое — бушующее, бурное, неспокойное. Ветер — порывистый, штормовой. Дует неистово — буйно, яростно, безудержно.
|
V Составление плана. | Сочинение — описание. 1. Вступление. (название картины, автор) 2. Описание внешности девочек: а) возраст, б) одежда. 3. Элементы портрета, помогающие раскрыть их внутренне состояние: а) лицо, б) поза. 4. Предметы, окружающие детей. 5. Пейзаж (море, небо, облака) и его соотношение с состоянием детей.
Рассказ на основе картины. 1. Рыбаки уходят в море. 2. Погода изменилась. 3. Ждут возвращения. 4. Богатый улов.
|
VI Возможные варианты начала конца сочинения.
VII Подведение итогов урока. | Прослушивание и обсуждение вариантов начала и конца сочинения. |