Максимова Любовь Федоровна
МБОУ «Красноануйская основная общеобразовательная школа»
Урок словесности «Подготовка к сочинению-рассуждению»
Русский язык
Возраст – 12 лет (7 класс)
Тема: Урок словесности «Подготовка к сочинению-рассуждению»
Класс: 7
Тип урока
-
комбинированный
Форма проведения
-
урок-исследование
Цель:
1.Создать условия для
— включения каждого ученика в деятельность,
обеспечивающую формирование и развитие познавательных потребностей (желания познать), переходящих на уровень познавательных мотивов;
— обеспечения эмоциональной поддержки обучающихся, создание каждому ученику ситуации успеха на основе применения индивидуальных эталонов оценивания.
— развития монологической речи, навыков выразительного чтения, логического мышления, памяти; коммуникативных, поведенческих умений, самостоятельности в обучении .
Воспитывать уважение к русской народной и литературной сказке, прививать любовь к национальным истокам русского народа, воспитывать чувство коллективизма.
Воспитание интереса к исследовательской деятельности, внимательного отношения к слову; стимулирование познавательной активности; формирование читательской культуры учащихся.
Использование современных педагогических технологий:
-
технология коллективного взаимообучения.
-
технология контекстного обучения.
Формы организации учебной деятельности:
-
индивидуальные и групповые задания исследовательского характера;
-
эвристическая беседа ;
-
пересказ;
-
работа со справочной литературой ;
-
выразительное чтение.
«Сказка ложь, да в ней намек,
добрым молодцам урок»
Ход урока
1. Подготовка к восприятию материала
Организационный момент.
Мотивация учебной деятельности.
— «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок»
— Как вы понимаете эпиграф к уроку?
— Какие ключевые слова в этой фразе? ( Намек – урок)
— Какой намек, какая тайна скрыта перед нами? ( Тайна яйца Курочки Рябы)
— Что хочется узнать? ( Почему дед и баба хотели разбить яйцо, а когда оно разбилось – плачут?) (Целеполагание)
— Как этого достичь? ( Провести анализ…, исследование…)
( самопланирование)
2.Актуализация знаний учащихся. Постановка учебной задачи (проблематизация)
Цель: Создание настроя ожидания, радости открытия неизвестного знания
— Где мы встречались с этим персонажем? (В сказках)
-Что такое сказка?
Монологическое выступление 1 уч-ся:
Послушайте, что говорил Иван Ильин (Слово, произнесенное на вечере русской сказки в Берлине 3 мая 1934 года.)
«…русская народная сказка — как цвет незаметных и неведомых полевых цветов; а духовный смысл ее — как тонкий и благоуханный мед: попробуешь и слышишь на языке все неизреченное естество родной природы — и запах родной земли, и зной родного солнца, и дыхание родных цветов, и что-то тонкое и богатое, вечно юное и вечно древнее, — все в сочетании неописуемого вкуса и аромата.
Сотни лет накапливался этот аромат в незаметных и неведомых душах человеческих, в русских душах, несметно цветших и неведомо отцветавших на равнинах нашей родины. Сотни и тысячи лет этому отстою национального и духовного опыта, укрытого и развернутого в русских народных сказках. Пусть история наша насчитывает всего одну тысячу лет; но возраст народа не определяется памятью его истории. Ведь это тысячу лет тому назад наш народ опомнился и начал кое-как помнить себя, — опомнился, приняв христианство и удержав в своей памяти кое-что дохристианское. Но это дохристианское прошлое его, утраченное его памятью, не утратилось в его опыте и его духе. Все прежнее свое, забытое в виде достоверных событий, незапомнившееся и забытое, — он взял с собой и перенес в свою сознательную историю…
Сказка есть первая, дореволюционная философия народа, его жизненная философия… и тот , кто стучится у дверей, сказка уводит именно к истокам национального духовного опыта, русского человека, по-русски укрепляя, по-русски утешая, по-русски умудряя…»
— Что нужно сделать, чтобы сказка, как избушка на курьих ножках, стала к лесу задам, а к нам передом. Как нам увидеть ее и зажить ею, чтобы раскрылась ее вещая глубина, и стал ясен подлинный духовный смысл?
( Заглянуть в глубокий философский смысл сказки, найти в ней глубинные истоки ведической культуры древних славян.)
3.Решение учебной задачи.
Поисково-исследовательская работа учащихся в группе.
Цель: обеспечение исследовательской деятельности с целью решения учебной задачи и получения новых знаний. Подведение учащихся в процессе поисковой деятельности к самостоятельному постижению нового
материала (недостающего знания), формулированию необходимых выводов, их фиксированию в модельной форме, удобной для запоминания и «наращивания» в последующей работе.
— Какой след хранит русская сказка о Курочке Рябе?
— Кто помнит эту сказку? Расскажите ее
Жили-были дед и баба, и была у них Курочка Ряба. Снесла им курочка яичко: не простое — золотое. Дед бил-бил — не разбил. Баба била-била — не разбила. Мышка бежала, хвостиком махнула — яичко упало и разбилось! Плачет дед, плачет баба, а курочка им говорит: «Не плачь, дед, не плачь, баба! Я снесу вам яичко не золотое, а простое!»
— Каков смысл этой сказки? О чем она?
Подумайте каждый и поделитесь мнениями в группе: как выглядел дом, где происходят эти события (бедный ли, богатый, его убранство, какие цвета в нем преобладают)? Запишите характеристику дома, в котором живут дед и баба.
Дом – ветхий, бедный, старый, с покосившейся крышей, вросший в землю.
— И вдруг — золотое яйцо! Как назвать это явление в жизни стариков, живущих в этом бедном доме? Сделайте запись ассоциативных слов и выражений. (Записывается на доске)
Дар
Чудо
Сокровище
Божий дар
Фантастика
Тайна
Загадка
Подарок судьбы
— Выберите из этого ряда более подходящие слова для характеристики этого явления. Подчеркните их.
— Что для вас означают эти слова? Запишите ваши ассоциации.
— Как поступили дед и баба с этим даром? Почему?
(Они пытались разбить яйцо. А когда не смогли разбить, то положили его на полочку. Они не знали, что с ним делать.)
— Неужели наши предки не умели ценить красоту? Неужели они думали только о выгоде? Тогда кто же создавал великие народные ремесла, храмы невиданной красоты, а сочинил сказки, которые мы любим до сих пор. Давайте обратимся к сказке, к ее исконному варианту
Группам раздаются распечатки с текстом сказки из сборника А.Н.Афанасьева «Русские народные сказки» и концовки украинского и белорусского вариантов (по кн.; Аникин В.П. К мудрости ступенька. — М., 1982).
КУРОЧКА РЯБА
Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куге под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку: мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилася. Идет просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказывать: «Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куге под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку: мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась!» Просвирня как услыхала — все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?
Она пересказала ему все горе: дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола. Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал горе попу, а поп обежал, все книги изорвал
(Из сборника И.Афанасьева «Русские народные сказки»).
Белорусский вариант: «…плачут дед с бабой, кудахчет курица, скрипят ворота, летят щепки, лают собаки, кричат гуси, попова служанка ведра побила, коромысло сломала. Подбежал дьяк, книги изорвал, а поп церковь спалил».
Украинский вариант: «…поп церковь поджег, а церковный староста зажег свой дом, односельчане выхватили из огня головешки и понесли по хатам, каждый свою запалил — село сгорело».
— Что общего в этих вариантах сказок?
Группы проводят обсуждение, делают вывод.
Дед с бабой яйцо не били. Разбила мышь. Яйцо не золотое
— Если яйцо не золотое, то какое оно? Запишите характеристику яйца из вариантов сказок.
Яйцо — пестро, востро, мудрено, костяно.
— Объясните эти слова
Пестро: цветное, затейливое, разнообразное, причудливое, веселое, разноцветное.
Востро: острое, что-то важное, насущное, без чего невозможно,
Мудрено: умное, секрет содержит, замысловатое, полное тайн.
Костяно: костяное, твердое, прочное.
— Что это за яйцо такое? Что оно содержит? Каково его происхождение?
Нечто ценное, сокровенное, удивительное.
— Что может вылупиться из яйца? Дети представляют свои рисунки (домашнее задание) с изображением цыплят, змей, ящериц, крокодилов ….
Сообщение учащихся в группах о мифологическом яйце.
1. О земном устроении. Как представляли себе свой мир языческие славяне? Ученые пишут, что он казался им похожим на большое яйцо. А у родственных и соседних народов сохранились даже сказания о том, как это яйцо было снесено «космической» птицей. Посредине, подобно желтку, расположена сама Земля. Верхняя часть «желтка» — наш живой мир- Мир Людей. Нижняя — «исподняя» сторона — Нижний мир, Мир Мертвых, Ночная Страна. Когда там день, у нас царит ночь. Чтобы попасть туда, надо пересечь океан-море, окружающее Землю, или прорыть колодец насквозь, и камень будет падать сквозь этот колодец двенадцать дней и ночей.
Вокруг Земли, подобно яичным пленкам и скорлупе, расположены девять разных небес (трижды три — священное число у самых разных народов). Вот почему мы до сих пор говорим не только «небо», но и «небеса».
Каждое из этих небес имеет свое собственное предназначение. Одно для Солнца и звезд, другое для Месяца, еще одно для туч и ветров. Седьмое по счету славяне называли «твердью», прозрачным дном небесного океана. Там хранятся запасы живой воды, неиссякаемый источник дождей.
(Семенова М. У очага наших предков // Очаг. — 1991. — № 1).
2. Яйцо мировое, яйцо космическое, мифопоэтический символ. Во многих мифопоэтических традициях известен образ Яйца мирового, из которого возникает вселенная или некая творческая сила: бог-творец, культурный герой-демиург, иногда — род людской. Чаще всего встречаются мотивы происхождения из верхней и нижней половинок Яйца мирового неба и земли или солнца. Во многих случаях Яйцо мировое описывается как золотое, иногда ему присущи и другие атрибуты солнца.
3.С древних времен яйцо является символом жизни, олицетворением Вселенной, зародыша всего сущего, из которого происходит мир и все, что его населяет. С яйцом связаны многие мифы о возникновении Земли и жизни на ней.
В мифах народов Индии, Китая, Египта, Америки, Европы яйцо является первичным домом прародителя человечества. Порожденное космосом или снесенное каким-то таинственным существом (чаще всего птицей), оно неизменно покачивается на безбрежных мировых водах, тая в себе всемогущество творца. Многие столетия, а то и тысячелетия он томится в этом яйце, обычно золотом (цвет солнца!), и наконец, разбивает его скорлупу, чтобы начать творение.
4.Вот миф Древней Индии:
«Вначале не было ничего. Не было ни солнца, ни луны, ни звезд… Воды породили огонь. Великой силой тепла рождено было Золотое Яйцо. Тогда еще не было года, ибо некому было отмерять время; но столько, сколько длится год, плавало Золотое Яйцо в водах, в безбрежном и бездонном океане. Через год из Золотого зародыша возник Прародитель Брахма. Он разбил Яйцо, и оно раскололось надвое. Верхняя половина его стала Небом, нижняя — Землею, а между ними, чтобы разделить их, Брахма поместил воздушное пространство. И он утвердил Землю среди вод, и создал страны света, и положил начало времени. Так была сотворена Вселенная».
5.Подобно Брахме явился и китайский Паньгу:
«В то время, когда еще земля и небо не отделились друг от друга, вселенная представляла сплошной хаос и по форме напоминала огромное куриное яйцо. В нем зародился наш первопредок Паньгу. Он вырос и заснул, тяжело дыша, в этом огромном яйце. Прошло 18 000 лет, прежде чем он проснулся. Приоткрыл глаза, чтобы осмотреться, но, увы! — ничего не увидел: вокруг был сплошной черный и липкий мрак, и сердце его наполнилось тоской. Не найдя выхода из этого яйца, Паньгу схватил невесть откуда взявшийся топор и с силой ударил им мрак перед собой. Раздался оглушительный грохот, какой бывает, когда трескаются горы… и огромное яйцо раскололось. Все легкое и чистое тотчас же поднялось вверх и образовало небо, а тяжелое и грязное опустилось вниз и образовало Землю».
6. Иногда из яиц появляются не первопредки и основатели династий, а герои, наделенные каким-то особым признаком. Елена Троянская, рожденная Ледой от Зевса из яйца гиацинтового цвета, — божественной красотой, Полидевк, ее брат, — необыкновенной силой и бессмертием. Нередок в мифах мотив появления из яйца близнецов, как, например, вышеупомянутые Елена и Полидевк или сыновья Посейдона, рожденные со сросшимися туловищами из серебряного яйца. Вероятно, потому, что рождение близнецов в древности воспринималось как нечто особенное и необъяснимое, их появление на свет и связывали с яйцом как с предметом божественным.
7.Славянский огненный дух Рарог вылупляется на свет из яйца, которое девять дней и ночей высиживает на печи человек, и похож этот дух на огненную птицу (по-чешски гагог! — сокол). Родствен ему и Огненный змей (тоже славянский), он ведает кладами и может приносить богатства.
8. Тот же мотив повторяется в славянских мифах творения: «Стала уточка яички откладывать, не простые яички, волшебные. Скорлупа у одних — железная, у других — из чистого золота.
…Раскололось яйцо золотое, что исполнено силой Яви, поднималась тогда в небо синее птица Матерь Сва, наша матушка. Из златого яйца вылетал Орел, возносился Орел к Солнцу Красному.
И порхнула за ним Алконост — зоревая птица, рассветная… Вслед за нею Стратим сильнокрылая.
…А затем поднялась в небо синее птица вещая — Гамаюн.
…Раскололось яичко железное. Явлен был из яйца силой Нави черный Ворон…
…А за ним стаей черною, мрачным виденьем поднялись птицы, Навью рожденные: птица-лебедь Обида с печальным лицом, вслед Грифон и Могол — птицы сильные, а за ними сладкоголосая птица Сирии, что песней печальною одурманивает и манит в царство смерти».
Золотое яйцо, разбитое Дажьбогом, влечет за собой потоп, а за ним — Великий Огонь, сулящий конец света: «Из Яйца возникает Великий Огонь. Наступает Конец Света Белого!
Поднимаются Воды Великие!
Пришло время очистить Землю!
Расступись во все стороны, Мать Земля!
Гнев идет!»
9.Из яйца появлялись не только добрые существа, но и злонесущие. Самым страшным существом, произведенным из яйца, можно назвать василиска — чудовищного змея, способного убивать не только ядом, но и взглядом, дыханием, от которого сохнет трава и трескаются скалы. Спастись от него можно, только показав ему зеркало: он погибает от собственного отражения (ср. с Горгоной), также опасен для василиска крик или взгляд петуха. Считалось, что василиск выходит из яйца, снесенного петухом и высиженного жабой. А по А.Афанасьеву, такое яйцо снесено семигодовалым петухом, зарыто в горячий навоз и высижено змеей.
— А какую роль играет яйцо в сказках?
10. Волшебные яйца в сказках неизменно связаны с сокровищем.
Варианты народных сказок о медном, серебряном и золотом царствах, которые можно скатать в медное, серебряное и золотое яички и унести с собой на землю
На земле это чудесное яйцо становится помощником героя и неисчерпаемым кладезем удачи и богатства: оттуда он достает
роскошные платья, черевички, сады, дворцы и целые царства: «…Взял Иван-царевич золотое яичко, покатил его по дороге. Стал перед ним золотой дворец. Зашел Иван-царевич в горницу, вынул из сундука башмаки, золотом шитые…» («Медное, серебряное и золотое царства»).
Иногда яйцо является своего рода «пропуском» к заветной цели или «платой» за исполнение желания, как, например, в русской народной сказке «Перышко Финиста Ясна Сокола»: Марьюшка, разыскавшая своего любимого мужа, с помощью яйца проникла в его покои.
В сказках яйцо снимает заклятие, чары, возвращает человеку его первоначальные облик (например, в эстонской сказке «Волшебное яичко»). В немецкой сказке «Хрустальный шар» оно делает юношу королем в замке Солнца, в русской сказке «Хрустальная гора» помогает Ивану-царевичу вывести из горы принцессу.
Из яйца появляются гигантские гады (Змеи Горыныч, колдуны, …) способные уничтожить весь род людской. В яйце заключена жизнь и смерть Кощея Бессмертного.
— Какой вывод можно сделать на основе полученной информации?
Вывод: В Яйце таится не только начало жизни и все ее блага, но и ее конец, не только светлое, но и темное. Если яйцо разбилось от недоброй силы, благополучие кончается Яйцо — это благо, если оно в добрых и мудрых руках. Яйцо — это беда, смерть, если оно в руках злых, глупых, коварных. Потому в сказке «курочка Ряба» все печалятся о потерянном благе и ужасаются от надвигающейся опасности.
— Незаметно сказка увела нас в древнейшие пласты культуры. Это язык наших предков. Что же на этом языке означает завет наших предков?
Вывод: Мир рушится, люди гибнут, если гибнет красота, если кто-то не сбережет Божий дар.
— Что отражает русская народная сказка?
— Из глубины веков, из времен незапамятных, из тридесятого царства пришли к нам следы культуры древних славян (ведической культуры)
— Какие заветы возложены на нас?
— Хранить, нести, передавать из поколения в поколение заветы, заложенные в наших сказках, в нашей народной культуре, чтобы не оскудела земля русская нравственной красотой!!! Чтобы не быть Иванами, не помнящими родства!!!
4.Домашнее задание
Составить план сочинения, написать сочинение в черновик. Предложи свой вариант домашней работы по теме «Яйцо Курочки Рябы»
5. Рефлексия
Цель: осознание учениками своей деятельности,
использованных и усвоенных способов деятельности, полученных результатов, возникших трудностей и проблем.
Вопросы учителя:
Как вам работалось на уроке?
Что узнали? Какие вопросы возникли?
Поблагодарите своих коллег! Вспомните богиню Ладу! (Пожатие рук)
На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершении соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности. В зависимости от содержания, характера и результатов деятельности используются различные виды рефлексии:
познавательная –
что я понял,
как я работал,
какие методы использовал,
какие из них привели к результату,
какие были ошибочными и почему,
как я теперь бы решил проблему…;
— социальная –
как мы работали в группе,
как были распределены роли,
как мы с ними справились,
какие мы допустили ошибки в организации работ…;
— психологическая –
как я себя чувствовал,
понравилась ли мне работа (в группе, с заданием) или нет,
почему, как (с кем) бы я хотел работать и почему…
Спасибо за урок!
ЛИТЕРАТУРА
1.АФАНАСЬЕВ А.Н. Поэтические воззрения славян на природу: В 3 т. — М.: Индрик, 1994.
2. АФАНАСЬЕВ А.Н. Народные русские сказки:В 3 т. — М.:Художественная литература, 1957.
3. АФАНАСЬЕВ А.Н. Древо жизни. — М.: Современник, 1982.
4. Мифы народов мира: Энциклопедия: В 2 т. / Под ред. С.А.Токарева. — М.: Советская энциклопедия, 1987.
5. Русские Веды. Песни птицы Гамаюн. Велесова книга. — М.: Китеж-град, 1992.
6. Славянские сказки. — Нижний Новгород: Русский купец, 1991.
7. Князева М. Жила-была Курочка-Ряба // Литература в школе. — 1997. — № 3. — С. 56).
8. Соловей Т. Яйцо Курочки рябы //Литература в школе. — 2003. — № 4. — С. 79).
9. Грачева И.В. Курочка Ряба», или родом из сказки //Литература в школе. — 2003. — № 4. — С. 86).