Государственное бюджетное образовательное учреждение Лицей №1560

СЗОУО ДО г. Москвы

Конспект урока

по русскому языку

в 7 классе

«Алгебра гармонии»

подготовила

учитель русского языка и литературы

Новосельцева Наталья Владимировна

г. Москва

2014

План – конспект

урока русского языка

составила Новосельцева Н.В.

тема: Алгебра гармонии (обучение сочинению – рассуждению)

ЗАДАЧИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ:

— обобщить и расширить представление о таком типе речи, как рассуждение;

— продолжить работу над формированием навыков построения рассуждения;

— формировать навык лингвистического анализа текста.

РАЗВИВАЮЩИЕ:

— развивать у учащихся творческие способности на основе формирования умения анализировать готовый материал;

— развитие речи учащихся;

— развитие навыков исследовательской деятельности.

ВОСПИТЫВАЮЩИЕ:

— воспитывать чувство бережного отношения к русскому языку;

— воспитывать патриотизм;

— прививать интерес к исследовательской работе.

ОБОРУДОВАНИЕ:

— текст из книги Д.С. Лихачёва «Земля родная»;

— мультимедийная система.

ХОД УРОКА

I. Слово учителя. Здравствуйте, дети! Займите пожалуйста свои места. Сегодня у нас с вами урок русского языка, но работать мы с вами будем не в тетрадях, на листах бумаги, которые лежат у каждого на столе.

Возьмите, пожалуйста, белый лист бумаги запишите тему сегодняшнего урока: «Алгебра гармонии»

Эпиграфом к нашему уроку послужат пушкинские строки (Слайд №1)

Труден первый шаг, И скучен первый путь.

Поверил я алгеброй гармонию.

— Как вы понимаете выражение «алгебра гармонии»?

Произведение искусства, разъятое на части, детальный анализ.

— И в продолжение эпиграфа:

Усильным напряженным постоянством

Я наконец в искусстве безграничном

Достигнул степени высокой.

— Как вы понимаете следующие строки?

Сегодня мы поработаем как учёные лингвисты: проанализируем текст, ведь если вы научитесь понимать и анализировать текст – это пригодится вам в любой сфере вашей деятельности.

Вся наша сегодняшняя работа будет направлена на развитие ваших творческих способностей, вашего умения составлять свой текст — рассуждение .

II. Работа с текстом.

А. — Прочитайте выразительно текст.

— — Понравился ли он вам? Чем?

— Как его можно озаглавить? Какова основная мысль текста?

— Определите стиль текста. Обоснуйте своё мнение.

Б. Для любого текста важное значение имеет композиция (построение). Обратите внимание на композицию этого текста. Сколько частей она имеет? (Слайд №2)

Запишите её в свой лист.

В. У каждого человека есть свой внутренний мир, мир, которым он живёт. И текст тоже имеет свой внутренний мир, и сейчас мы заглянем в него.

— Обратитесь к таблице «Лингвистические признаки текста — рассуждения». Сейчас мы её заполним. Подчеркните части речи. 1 ряд находит в тексте глаголы, 2 ряд — существительные, 3 ряд — прилагательные.

Работаем с соседом по парте, консультируясь в правильности выбора.

— Какая часть речи в большем количестве? Почему?

Внутренний мир этого текста определяют существительные отвлечённые, обозначающие понятия.

— Посчитайте количество простых предложений и сложных предложений.. Каких больше? Почему?

Г. Что собой представляет текст рассуждение?

III. Кластер (нелинейный мозговой штурм).

— А сейчас мы попробуем, используя полученные знания написать 3 предложения по схеме композиции на тему «Русский язык в моей жизни».

Учащиеся выходят по очереди к доске и записывают всё, что им приходит на ум в связи с этой темой.

Подводится итог написанному на доске.

IV. Составление предложений.

Проверка составленного.

V. Выводы

— Что нового узнали на уроке?

— Чему научились?

Домашнее задание. Написать сочинение – рассуждение по теме «Русский язык в моей жизни».

ПРИЛОЖЕНИЕ №1 (текст для работы)

Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чём мы думаем, или подталкивают мысли в каком – то отношении, но мысли наши все формулируются языком.

О русском языке как языке народа писалось много. Это один из совершеннейших языков мира, язык, развивающийся более тысячелетия, давший в XIX в. лучшую в мире литературу и поэзию. Тургенев говорил о русском языке: «…нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!»

Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит.

Итак, язык народа как показатель его культуры и язык отдельного человека как показатель его личных качеств, — человека, который пользуется языком народа.

Д.С. Лихачёв

ПРИЛОЖЕНИЕ №2 (лист для работы учащихся на уроке)

тема:

Композиция текста – рассуждения

Лингвистические признаки текста – рассуждения

Части речи

Виды предложений

существит.

прилагательное

глагол

Простое

предложение

Сложное

предложение

Список использованной литературы

  1. Д. Лихачёв. Земля родная. – М.: «Просвещение», 1983.

  2. А. Пушкин. Проза. Драматические произведения. М.: «Современник», 1974.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

  1. http: //twopcharts.com

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here