Подробный конспект урока.

Организационная информация

Тема урока

Басня И.А. Крылова «Слон и Моська»

Предмет

Литературное чтение. УМК «Перспектива»

Класс

3

Автор урока (ФИО, должность)

Джуманиязова Ольга Константиновна, учитель начальных классов

Образовательное учреждение

ГБОУ Школа №1101

Город

Москва

Методическая информация

Тип урока

Открытие новых знаний

Цели урока

Знакомство с басней И.А.Крылова «Слон и Моська», определение её морали.

Задачи урока

Образовательные: систематизировать знания учащихся о творчестве И.А.Крылова, выделить особенности басенного жанра, расширить круг читаемых басен.

Развивающие: развивать аналитические и творческие способности, умение рассуждать, выразительно читать, пересказывать, инсценировать басню. Коммуникативные: воспитывать интерес к чтению басен и к литературе как части общей культуры, способствовать формированию нравственных качеств.

Используемые педагогические технологии, методы и приемы

Работа в группах, самооценка, технология деятельностного метода, ИКТ технологии.

Время реализации урока

45 минут

Необходимое оборудование и материалы

Презентация, интерактивная доска, Apple MacBook Pro, портрет И.А. Крылова, выставка книг с баснями И.А. Крылова.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Учащиеся проверяют друг у друга готовность к уроку, включают Apple MacBook Pro и оставляют в позиции «Сонный режим».

  1. Вводная беседа.

-Мы продолжаем знакомство с новым жанром – басней. Как необычно звучит это слово, а какие ассоциации оно у вас вызывает?

-Какие отличительные особенности басни как жанра вы можете назвать?

Давайте прочитаем по толковому словарю значение словосочетания «нравоучительный рассказ».

— Как вы думаете, важно ли соблюдать нравственные правила?

— Что такое мораль басни?

-Но чтобы поучать других, надо, наверное, самому знать очень много. В истории литературы не так уж много имен баснописцев. Мы знакомились с вами со знаменитыми баснописцами Древней Греции и Франции Эзопом и Лафонтеном. Читали басни С.Михалкова. Имя ещё какого русского поэта мы вспоминаем прежде всего, когда говорим о баснях?

-В своих произведениях он изображал жизнь и нравы своих современников, их недостатки. Открыто об этом говорить было нельзя. Поэтому автор высмеивал человеческие пороки через образы животных.

Крылов написал 205 басен. Он любил родину и считал своим долгом вести борьбу с недостатками общества. Интересы, навыки, привычки, выражения басенных персонажей близки и понятны всем читателям. Из народного языка, из пословиц и поговорок черпал писатель многие сюжеты для басен.

         По воспоминаниям одного из современников, Крылов «посещал с особенным удовольствием народные сборища, торговые площади, кулачные бои,  где толкался между пёстрою толпою, прислушиваясь с жадностью к речам простолюдинов…»

Запись ассоциаций на доске

Краткая форма, действующие лица – животные, высмеиваются пороки.

Работа с толковым словарём С.Ожегова.

Обязательна мораль. Это вывод или поучение, это главная мысль басни.

И. А. Крылова.

  1. Повторение изученного материала.

Действительно, с баснями Ивана Андреевича Крылова мы знакомимся очень рано.

Некоторые из них мы прочитали во 2-м классе. Давайте вспомним.

“Кто сказал?”

а) “– Не оставь меня, кум милый!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Накорми и обогрей!”

б) “Васенька, мой друг! Скажи скорее,
Кто здесь из мужичков добрее,
Чтобы укрыть меня от злых моих врагов?
Ты слышишь лай собак и страшный звук рогов!
Все это ведь за мной.”

в) “А ты, Кукушечка, мой свет,
Как тянешь плавно и протяжно:
Во всем лесу у нас такой певицы нет!”

г) “Сосед, что за причина эта?
Деревья – таки я ломать могу,
А не согнул ни одного в дугу.
Скажи, в чем есть тут главное уменье?”

д) “Не стыдно ль, – говорит, средь бела дня
Попался!
Не провели бы так меня:
За это я ручаюсь смело.”

а) Стрекоза. “Стрекоза и Муравей”

б) Волк. “Волк и кот”

в) Петух. “Кукушка и Петух”

г) Медведь “Трудолюбивый медведь”

д) Голубь. “Чиж и Голубь”

Физминутка

Работа с Apple MacBook Pro.

Вставьте пропущенные слова в названия басен

“Мартышка и …”
“Кот и …”
“Стрекоза и …”
“Лисица и …”
“Волк и …”

— Прочитайте пословицы, как вы понимаете их смысл? К каким басням их можно отнести?

1 группа. Дружно – негрузно, а врозь – хоть брось.

2 группа. Делу – время, а потехе – час.

3 группа. Не рой яму другому – сам в нее попадешь.

Работа в группах. Каждая группа получает по пословице.

Группы обсуждают свои пословицы и выступают.

Я понимаю пословицу так: если за дело берутся все вместе, то не тяжело, а одному тяжело. Эту пословицу можно отнести к басне «Лебедь, Щука и Рак».

Я понимаю пословицу так: если ты сам ничего не делал, а только гулял, то ты сам во всем виноват и никого не надо обвинять. Эту пословицу можно отнести к басне «Стрекоза и Муравей».

Я понимаю третью пословицу так: если ты кому-нибудь доставишь неприятность, то такое может случиться и с тобой. Эту пословицу можно отнести к басне «Чиж и голубь».

3. Знакомство с басней «Слон и Моська».

— Сегодня на уроке мы познакомимся с басней И.А.Крылова «Слон и Моська» и новыми персонажами, постараемся выявить мораль произведения и подумаем, актуальна ли басня в наши дни?

В ней, как обычно в баснях, действуют животные. Кто из вас видел слона? Что вы о нем знаете?

Да, слон – огромное и очень сильное животное. Он бывает высотой до 3,5 м. Весит больше 4000 кг. Слона боятся даже тигры и львы.

— Каким вы представляете себе Слона?

— А кто по-вашему Моська? Какой она вам видится?

— Обратимся к составу слова Моська. Какая часть слова указывает на маленький размер собаки? (уменьшительно-ласкательный суффикс –к-)

— Прочитаем по толковому словарю значение слова Моська.

Чтение мастером художественного слова.

— Прослушивают текст басни «Слон и Моська» ( электронное приложение к учебнику). Дети следят по учебнику.

Понравилась ли вам басня?

Что понравилось?

Какими художник рисует Слона и Моську? (показать иллюстрацию).

Прочитайте басню, применяя технику жужжащего чтения.

4.Работа над содержанием басни.

-Читаем 1-4 строчки (словарная работа по ходу чтения)

-Где происходит действие? (на улицах города)

-С какой целью водили слона по улицам? (напоказ)

-Что значит напоказ? (чтобы показать, для обозрения )

-Почему слоны в диковинку у нас? ( в нашей местности не встречаются в природе, можно увидеть в зоопарке, в цирке)

-Кто ходил за слоном? (толпы зевак)

-Кто такие зеваки?( те, кто зевает, слоняясь по улицам без дела)

-Сколько было таких людей? (толпы т.е. много)

5-8строчки

-Кто выбежал навстречу Слону?

-Что значит «отколе ни возьмись»? (появилась ниоткуда)

-Какую часть речи использует автор для описания поведения Моськи? (глаголы: метаться, лаять, визжать, рваться, лезет в драку)

-Какое значение имеют эти глаголы?

-Что Моська хочет доказать своим лаем?

-Зачем ей это нужно?

-Чем она смешна?

-Все ли собаки так себя ведут?

-Могла ли своими действиями Моська нанести вред Слону?

9-12 строчки

-Кто сделал замечание Моське? (Шавка)

(Шавка тоже собака, но она говорит спокойно)

-Какое замечание она сделала Моське? ( « Соседка, перестань срамиться» )

-Что значит «срамиться» ? (позориться)

-Что значит «хрипишь»? ( сильно лаяла), «не примечает» (не замечает, не обращает внимания)

Следующие4строчки и до конца.

-Что значит «духу придает»? (дает сил), «большие забияки» (задиры, никого не боятся)

-Чего же хотела добиться Моська?

-О чем она мечтает? (прославиться)

-Какова Моська в действительности?

-Почему она уверена, что может прослыть сильной «совсем без драки»?

-Справедливо ли сказать, что Моська не только глупая собака, но и трусливая?

Над баснями И.А. Крылова.

Дети отвечают.

Да, понравилась.

Дети отвечают.

Художник нарисовал Слона огромным, а Моську очень маленькой.

Ребята отвечают на вопросы с опорой на текст.

5. Выборочное чтение.

— Прочитайте фрагменты текста или строки, которые подходят к иллюстрациям (иллюстрации на слайдах).

— Восстановите последовательность событий басни.

— Что Моське посоветовала Шавка? За что она осуждает Моську?

— Прочитайте, для чего Моська напала на Слона.

— Почему Моська уверена, что может прослыть сильной совсем без драки?

— Как автор относится к героине? Найдите слова, в которых звучит явная насмешка.

— А как вы относитесь к Моське?

— Что Крылов высмеивает в басне?

— Да, Моська – хвастунишка. Ей хочется любым способом выделиться, сделать так, чтобы её боялись, считали очень сильной и задиристой. Ей хочется привлечь к себе внимание.

— В каких строках, ставшими крылатыми, выражена мораль басни? А можно сказать, что мораль басни высказана через описание героев?

— А можно ли с подобными «Моськами» встретиться в реальной жизни?

Моська хвастается, хочет показать, что она сильная, задиристая и не боится даже Слона. Она понимает, что не представляет для Слона никакой опасности и он не будет с ней сражаться, но ей так хочется показать себя и выделиться среди других.)

Учащиеся отвечают на этот вопрос и приводят примеры из современной жизни.

6. Чтение по ролям.

Давайте попробуем прочитать басню по ролям.

– Сколько нужно человек для чтения? (3)
– Постарайтесь при чтении соблюдать правильную интонацию.
– Какова мораль этой басни (Ай, Моська….)

– Когда в жизни можно употребить слова: “Ай, Моська! Знать, она сильна, что лает на Слона!”?

Слушание детей. Оценивание.

Эти слова можно употребить тогда, когда человек берется за дело, которое ему не по силам. Когда человек хочет приписать себе качества, которых у него нет.

7. Итог урока.

Чему был посвящен наш урок?

С какой новой басней И.А. Крылова мы познакомились?

Кто в этой басне нравится вам?

Чье поведение вызывает осуждение?

Кого из героев следует одобрить?

Что высмеивает автор в басне?

Какой вывод из прочитанной басни следует сделать?

Молодцы, ребята!

Как вы можете оценить сегодня работу на уроке свою, своей группы и всего класса?

Урок был посвящен басням Крылова.

Мы познакомились с басней «Слон и Моська»

Мне нравится Слон, потому что он спокойный и невозмутимый.

А мне Моська, потому что она не боится лаять на такого огромного слона.

Поведение Моськи, потому что она стремится показать, что она смелая, хотя на самом деле это не так.

Я думаю, следует одобрить Шавку, потому что она понимает, что Моська зря лает на Слона, что она с ним не справится и советует ей не срамиться.

Стремление выделиться любой ценой.

Нельзя стремиться выделиться любыми средствами.

Дети оценивают работу на уроке.

8. Домашнее задание.

Выучить басню наизусть, нарисовать к ней иллюстрации из реального времени.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here