Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»

г. Новотроицка Оренбургской области

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

с использованием электронных

образовательных ресурсов (ЭОР)

«Правописание –зс— на конце приставок»

подготовила

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Дудукалова Елена Анатольевна

г. Новотроицк

2012

Урок в 5-м классе

Тема: «Правописание – з –с- на конце приставок»

Цели:

1 Познакомить учащихся с орфограммой «Правописание –з и –с на конце приставок»;

2 Формировать умение определять условия выбора букв –з, —с на конце приставок;

3 Обеспечить языковое развитие учащихся через рассуждение на лингвистическую тему и анализ художественного текста;

4 Развивать мыслительные процессы, память, внимание;

5 Воспитывать любовь к родному языку.

Оборудование:

  • наглядность, сигнальные карточки;

  • компьютер;

  • мультимедийный проектор;

  • экран.

Ход урока

I. Организационный момент

  • Ребята, что нового узнали вы на прошедшем уроке? (Дети вспоминают орфограмму № 10: «Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на —з — и –с -, пишутся одинаково, независимо от произношения», приводят свои примеры).

  • С целью закрепления орфограммы № 10 используем ЭОР № 1.

  • http://www.fcior.edu.ru/card/15728/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah.html

II. Повторение изученного материала:

2.1 Индивидуальные задания учащимся, испытывающим затруднения в усвоении материала.

Успешно освоить учебный материал поможет практикум ЭОР № 2, содержащий подсказки

http://www.fcior.edu.ru/card/5167/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah-p.html

2.2 Прочитайте запись на доске. Можно ли её назвать текстом? Почему? Озаглавьте текст.

Спишите текст, вставьте пропущенные орфограммы, графически обозначьте их (один учащийся работает с текстом у доски).

Наступила весна. Солнце согнало снег (с) полей. В пожелтевшей прошлогодней травке проглядывают свежие зелёные стебельки. На деревьях раскрываются почки и (вы)пускают молоденькие листочки.

Выполните взаимопроверку, сравнив выполненное задание с работой на доске и послушав объяснение.

2.3 Назовите слова, в составе которых есть приставка.

(Наступила, согнало, пожелтевшей, проглядывают, раскрываются, выпускают).

Хочу обратить ваше внимание на про-. Её следует отличать от приставки пра-, которая указывает на древность чего-то или кого-то: прабабушка ,праязык.

Обратите внимание на остальные слова с приставками. Какое из них лишнее? Почему?

(Раскрываются, т.к. в этом слове приставка — рас-, которая не относится к группе приставок, пишущихся одинаково.)

III. Объяснение нового материала: «Правописание приставок на з— (с-)».

А сейчас внимание: перед вами (на доске) слова, в которых пропущена буква.

и_давала

З

и_писала

ра_грузила

или

ра_пустила

во_двигала

С

во_пела

— Внимательно послушайте сказку и приготовьтесь ответить на вопрос: «Когда в приставках на з— и с— пишется з, а когда с«?

Давным-давно в одном сказочном королевстве жила–была королева З. И были у неё прекрасные дочери: РАЗ, БЕЗ, ВОЗ, НИЗ, ВЗ, ИЗ. Были они звонкие и дружили только со звонкими: Б, В, Г, Д, Ж, Л, М, Н, Р и, конечно, с З. Но принцессы были очень любопытны: им хотелось узнать, как живут в соседнем королевстве. И вот однажды ранним утром, когда все ещё спали, они потихоньку выбрались из замка. Путь предстоял нелегкий. Долго шли они, перевалили три горы, переплыли три реки, съели три хлеба. Вдруг вдали, сверкая на солнце, показался прекрасный город. Сёстры очень обрадовались. В этом городе жили глухие согласные: П, Ф, К, Т, Ш, Х, Ц, Ч, Щ во главе с королевой С. Когда принцессы Звонкие постучали в ворота, их спросили:

— Что вам угодно?

— Мы пришли посмотреть, как вы живете, — ответили сестры РАЗ, БЕЗ, ВОЗ, НИЗ, ВЗ, ИЗ.

— Милости просим. Но дело в том, что в нашем городе живут только глухие согласные, и войти к нам вы можете только при одном условии …

— Ребята, как вы думаете: что это за условие? (Они должны поменять свою звонкую согласную З на С).

— Как вы думаете, что было дальше? (Ребята высказывают свое мнение.) Конечно, когда сёстры Звонкие поменяли З на С, их впустили в город. Жителям этого королевства понравились принцессы РАС, БЕС, ВОС, НИС, ВС, ИС, и они подружились с ними.

С тех пор существуют в русском языке очень похожие между собой приставки, которые отличаются лишь одной буквой.

— Итак, ребята, попробуйте сделать вывод, когда же эти приставки пишется с буквой З, а когда – С? (В приставках на з-(с-) перед звонкими согласными пишется З, а перед глухими – С).

— Знакомство с орфограммой № 11 (стр. 171 учебника «Русский язык» 5 класс. Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.Т.Григорян и др.).

— Вернёмся теперь к словам (см. выше) и попробуем правильно вставить пропущенную букву з или с.

IV. Закрепление нового материала:

1) Работа с учебным модулем. Используем ЭОР № 3

http://www.fcior.edu.ru/card/12995/orfografiya-pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah-bukvy-z-i-s-na-konce-pristavok-i.htm

2) Работа с учебником: выполнение упражнения № 409 (выпишите слова с изученной орфограммой и обозначьте её).

3) Проверка.

4) Работа с сигнальными карточками: З/С.

— А теперь, ребята, вставьте пропущенные буквы в данных словах (на доске):

Бе_толковый, бе_лунный, ра_гореться, ра_сказать,и_следовать, ра_будить, и_колесить, и_жарить,и_жога, ра_писаться, ра_делить, бе_крайний,ра_валиться, и_править.

5) Практикум по теме » Правописание приставок на –зс-«. ЭОР № 4

http://www.fcior.edu.ru/card/7252/pravopisanie-russkih-i-inoyazychnyh-pristavok-pristavki-na-z-s-p1.html

6) Восстановительный диктант (на доске – текст):

За ночь сильно похолодало. Наступило морозное утро. На окнах появились удивительные рисунки. Солнечные лучи влетали в комнату и зажигали снежные узоры на стекле. Вот распушилась красивая ветвь. А вот чудесный цветок. Какой это мастер исписал всё стёкла такими чудесными узорами?

— Выпишите из текста глаголы, выделите приставки, объясните их правописание. (У доски один ученик выполняет работу).

V. Обобщение по теме урока:

1. Проверка работы ученика у доски. (Затем текст на доске закрывается и ребятам предлагается по глаголам, которые выписал из текста ученик, восстановить текст.)

Проверка.

2. Первичный контроль

http://www.fcior.edu.ru/card/12627/pravopisanie-russkih-i-inoyazychnyh-pristavok-pristavki-na-z-s-k1.html

3. Повторение. Рефлексивно-оценочный этап.

Достигли ли вы поставленных перед собой целей?

Что вам в этом помогло?

Над чем бы вы хотели поработать на следующем уроке?

Проверить, как вы усвоили материал урока, вам поможет тест на определение уровня обученности.

VI. Домашнее задание.

Параграф 82, упражнение 426 или 427 по выбору, словарные слова.

Тест на определение уровня обученности по теме «Буквы з и с на конце приставок».

ЭОР № 6

http://www.fcior.edu.ru/card/1226/pravopisanie-russkih-i-inoyazychnyh-pristavok-pristavki-na-z-s-k2.html

Приложение к плану-конспекту урока

Правописание –з -с- на конце приставок

Таблица 2

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ ЭОР

п/п

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации (иллюстрация, презентация, видеофрагменты, тест, модель и т.д.)

Гиперссылка на ресурс,

обеспечивающий доступ к ЭОР

1

«Правописа-ние гласных и согласных в приставках»

И-тип

Электронный учебный модуль с детализированным представлением предметного содержания.

http://www.fcior.edu.ru/card/15728/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah.html

2

«Правописание гласных и согласных в приставках»

П- тип

В данном модуле содержится практикум. Успешно освоить материал помогают подсказки.

http://www.fcior.edu.ru/card/5167/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah-p.html

3

«Орфография. Буквы –зс— на конце приставок»

И-тип

В данном модуле содержится информация по теме «Правописание приставок на –зс«

http://www.fcior.edu.ru/card/12995/orfografiya-pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah-bukvy-z-i-s-na-konce-pristavok-i.html

4

«Правописа-ние русских и иноязычных приставок. Приставки на —з с

П- тип

В данном модуле содержится практикум. Успешно освоить материал помогают подсказки.

http://www.fcior.edu.ru/card/7252/pravopisanie-russkih-i-inoyazychnyh-pristavok-pristavki-na-z-s-p1.html

5

«Правописа-ние русских и иноязычных приставок. Приставки на –зс

К-тип

В данном учебном модуле содержится контроль по теме «Правописание приставок на –зс«

http://www.fcior.edu.ru/card/12627/pravopisanie-russkih-i-inoyazychnyh-pristavok-pristavki-na-z-s-k1.html

6

«Правописа-ние русских и иноязычных приставок. Приставки на –з с

К-тип

В данном учебном модуле содержится контроль по теме «Правописание приставок на –з-с»

http://www.fcior.edu.ru/card/1226/pravopisanie-russkih-i-inoyazychnyh-pristavok-pristavki-na-z-s-k2.html

Список использованной литературы

1. http://www.fcior.edu.ru/card/15728/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah.html.

2. http://www.fcior.edu.ru/card/5167/pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah-p.html.

3. http://www.fcior.edu.ru/card/12995/orfografiya-pravopisanie-glasnyh-i-soglasnyh-v-pristavkah-bukvy-z-i-s-na-konce-pristavok-i.html.

4. http://www.fcior.edu.ru/card/7252/pravopisanie-russkih-i-inoyazychnyh-pristavok-pristavki-na-z-s-p1.html.

5. http://www.fcior.edu.ru/card/12627/pravopisanie-russkih-i-inoyazychnyh-pristavok-pristavki-na-z-s-k1.html.

6. http://www.fcior.edu.ru/card/1226/pravopisanie-russkih-i-inoyazychnyh-pristavok-pristavki-na-z-s-k2.html.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here