Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 22»

г. Новотроицка Оренбургской области

Конспект урока-исследования

по русскому языку в 5 классе

«Второстепенные члены предложения»

подготовила

учитель русского языка и литературы

высшей категории

Дудукалова Елена Анатольевна

г. Новотроицк

2012

Урок в 5-м классе

Тема: «Второстепенные члены предложения»

Цели:

1. Повторить признаки второстепенных членов предложения; дать определение каждому второстепенному члену предложения; усвоить, как правильно выделить второстепенный член в предложении;

2. Развивать аналитическое мышление; самостоятельность учащихся;

3. Воспитывать чувство коллективизма.

Формы и методы: лингвистический эксперимент, исследовательская деятельность, элементы игровой технологии, работа по:

— составлению опорной схемы, синтаксический разбор предложения;

— фронтальная работа, групповая работа;

— индивидуальная работа, тестовые задания.

Оборудование: оформленная доска, шаблоны опорных схем, тесты.

ХОД:

I. Организационный момент (тема, цели урока).

II. Орфографическая разминка:

— отгадайте загадки, ответы запишите.

а. Что за чудо в доме нашем?

Ест дрова и кормит кашей. (Печка.)

б. Сам верхом, а ноги за ушами. (Очки.)

в. В маленьком амбаре лежит сто пожаров. (Спички.)

г. На ветках плотные комочки,

В них дремлют клейкие листочки. (Почки.)

Какая орфограмма встретилась вам в этих словах?

III. Работа по теме «Второстепенные члены предложения»

Цель: повторить известные сведения о второстепенных членах предложения.

1. Лингвистический эксперимент, исследование материала.

Отгадайте загадку: «Зверёк грызёт».

Почему вы не можете дать однозначного ответа?

Давайте подберём подходящие по смыслу слова, которые помогут нам отгадать загадку, и получившееся предложение запишем:

Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок. (Пила.)

Подчеркните главные члены предложения.

Помогли они нам отгадать загадку?

А какие члены предложения помогли это сделать?

Сравните эти два предложения.

Какое из них содержит больше информации? За счёт чего?

Вывод: зачем нужны второстепенные члены предложения?

Рассмотрите схему предложения:

Зверёк грызет

"Второстепенные члены предложения". Конспект урока-исследования по русскому языку в 5 классе"Второстепенные члены предложения". Конспект урока-исследования по русскому языку в 5 классе"Второстепенные члены предложения". Конспект урока-исследования по русскому языку в 5 классе"Второстепенные члены предложения". Конспект урока-исследования по русскому языку в 5 классе

зубастый с визгом дубок

Какое слово поясняет подлежащее, а какие — сказуемое?

2. Работа с теоретическим материалом – параграфы 36-39 (стр. 129, 130, 132, 136).

Самостоятельно исследуйте материал параграфов, выделите признаки, характерные для второстепенных членов предложения.

Коллективно заполняем первый столбик.

По этим признакам заполните таблицу.

Второстепенные члены предложения

Таблица № 1

Виды второстепенных членов предложения и их признаки

Определение

Дополнение

Обстоятельство

Что обозначает?

Признак предмета

Предмет

Место, время, причину, образ действия

На какие вопросы отвечает?

Какой? Чей?

Вопросы косвенных падежей

Где? Когда? Почему? Как?

Чем выражено?

Прилагательное, местоимение

Существительное, местоимение

Наречие, существительное с предлогом

От каких частей речи зависит?

От существительных

От глагола

От глагола

Как подчёркивается?

3. Проверка полученных результатов.

Задание: во время проверки зеленой пастой дописать (или исправить) материал таблицы.

4. Выделите второстепенные члены в записанном предложении-загадке.

IV. Закрепление.

Цель: закрепить полученные сведения о второстепенных членах предложения.

1. Упр. 333:

— письменно, вместе;

— разбор предложения по членам.

Белый снег всегда поражает своей белизной.

2. Работа в группах со словарными словами: выражать, поражать, выразительный, поразительный, карнавал, костюм.

Каждой группе предлагается, используя данные слова, составить предложение и разобрать его по членам; после выполнения работы представитель от каждой группы выходит к доске и защищает работу группы.

Индивидуальное задание: разобрать по членам предложение: «Спортсмены поражают нас своими победами«.

3. Творческий диктант. (Выполняется в группах).

Распространить предложения второстепенными членами.

1 группа: Прозвенел звонок. Ученики разговаривали.

2 группа: Вошёл учитель. Наступила тишина.

3 группа: Начался урок. Дети слушают.

Какова роль второстепенных членов в предложении?

Индивидуальное задание: исправить ошибки в употреблении слов в данных предложениях.

У Пети смех заразный. Грипп – инфекция заразительная.

Актёр отражал зрителей своим талантом.

4. Физкультминутка – эстафета.

Каждой группе предлагается по 1 предложению (записаны на доске) для разбора по членам. Победит та группа, которая быстрее и правильнее произведёт разбор.

1 группа: На улице моросит нудный дождь.

2 группа: Сегодня Петя уроки приготовил.

3 группа: Мама сварила вкуснейший борщ.

4 группа: Завтра будет отличная погода.

V. Итог. Тест.

Цель: выяснить степень усвоения учащимися темы урока.

Закончите предложения.

1. Подлежащее и сказуемое – это …

а) главные члены предложения;

б) второстепенные члены предложения;

в) не члены предложения.

2. Второстепенные члены предложения – это …

а) подлежащее и сказуемое;

б) определение, дополнение, обстоятельство;

в) все самостоятельные части речи.

3. Если второстепенный член предложения зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос КАКОЙ? и выражен прилагательным, то это …

а) определение;

б) дополнение;

в) обстоятельство;

г) подлежащее.

4. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает, как происходит действие, отвечает на вопрос КАК? и выражен наречием, то это …

а) определение;

б) дополнение;

в) обстоятельство;

г) сказуемое.

5. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает предмет, с которым связано действие, отвечает на вопрос КОГО? и выражен существительным, то это …

а) определение;

б) дополнение;

в) обстоятельство;

г) подлежащее.

6. Предложения, состоящие только из главных членов, называются …

а) нераспространёнными;

б) распространёнными;

в) маленькими.

7. Предложения, имеющие второстепенные члены, называются …

а) нераспространёнными;

б) распространёнными;

в) большими.

Взаимопроверка и самооценивание; один из учеников «озвучивает» тест.

VI. Домашнее задание:

— параграф 36;

— для всех – упр. 334 (1-3);

— для сильных – разбор предложений по членам.

Список использованной литературы

1. Волина В.В . Русский язык в рассказах, сказках, стихах – М.: АСТ, 1996.

2. Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 5 класс. – М., 1998.

3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. – М.: Просвещение, 2002.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here