Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 22»
г. Новотроицка Оренбургской области
Конспект урока-исследования
по русскому языку в 5 классе
«Второстепенные члены предложения»
подготовила
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Дудукалова Елена Анатольевна
г. Новотроицк
2012
Урок в 5-м классе
Тема: «Второстепенные члены предложения»
Цели:
1. Повторить признаки второстепенных членов предложения; дать определение каждому второстепенному члену предложения; усвоить, как правильно выделить второстепенный член в предложении;
2. Развивать аналитическое мышление; самостоятельность учащихся;
3. Воспитывать чувство коллективизма.
Формы и методы: лингвистический эксперимент, исследовательская деятельность, элементы игровой технологии, работа по:
— составлению опорной схемы, синтаксический разбор предложения;
— фронтальная работа, групповая работа;
— индивидуальная работа, тестовые задания.
Оборудование: оформленная доска, шаблоны опорных схем, тесты.
ХОД:
I. Организационный момент (тема, цели урока).
II. Орфографическая разминка:
— отгадайте загадки, ответы запишите.
а. Что за чудо в доме нашем?
Ест дрова и кормит кашей. (Печка.)
б. Сам верхом, а ноги за ушами. (Очки.)
в. В маленьком амбаре лежит сто пожаров. (Спички.)
г. На ветках плотные комочки,
В них дремлют клейкие листочки. (Почки.)
Какая орфограмма встретилась вам в этих словах?
III. Работа по теме «Второстепенные члены предложения»
Цель: повторить известные сведения о второстепенных членах предложения.
1. Лингвистический эксперимент, исследование материала.
Отгадайте загадку: «Зверёк грызёт».
Почему вы не можете дать однозначного ответа?
Давайте подберём подходящие по смыслу слова, которые помогут нам отгадать загадку, и получившееся предложение запишем:
Зубастый зверёк грызёт с визгом дубок. (Пила.)
Подчеркните главные члены предложения.
Помогли они нам отгадать загадку?
А какие члены предложения помогли это сделать?
Сравните эти два предложения.
Какое из них содержит больше информации? За счёт чего?
Вывод: зачем нужны второстепенные члены предложения?
Рассмотрите схему предложения:
Зверёк грызет
зубастый с визгом дубок
Какое слово поясняет подлежащее, а какие — сказуемое?
2. Работа с теоретическим материалом – параграфы 36-39 (стр. 129, 130, 132, 136).
Самостоятельно исследуйте материал параграфов, выделите признаки, характерные для второстепенных членов предложения.
Коллективно заполняем первый столбик.
По этим признакам заполните таблицу.
Второстепенные члены предложения
Таблица № 1
Определение | Дополнение | Обстоятельство | |
Что обозначает? | Признак предмета | Предмет | Место, время, причину, образ действия |
На какие вопросы отвечает? | Какой? Чей? | Вопросы косвенных падежей | Где? Когда? Почему? Как? |
Чем выражено? | Прилагательное, местоимение | Существительное, местоимение | Наречие, существительное с предлогом |
От каких частей речи зависит? | От существительных | От глагола | От глагола |
Как подчёркивается? |
|
|
|
3. Проверка полученных результатов.
Задание: во время проверки зеленой пастой дописать (или исправить) материал таблицы.
4. Выделите второстепенные члены в записанном предложении-загадке.
IV. Закрепление.
Цель: закрепить полученные сведения о второстепенных членах предложения.
1. Упр. 333:
— письменно, вместе;
— разбор предложения по членам.
Белый снег всегда поражает своей белизной.
2. Работа в группах со словарными словами: выражать, поражать, выразительный, поразительный, карнавал, костюм.
Каждой группе предлагается, используя данные слова, составить предложение и разобрать его по членам; после выполнения работы представитель от каждой группы выходит к доске и защищает работу группы.
Индивидуальное задание: разобрать по членам предложение: «Спортсмены поражают нас своими победами«.
3. Творческий диктант. (Выполняется в группах).
Распространить предложения второстепенными членами.
1 группа: Прозвенел звонок. Ученики разговаривали.
2 группа: Вошёл учитель. Наступила тишина.
3 группа: Начался урок. Дети слушают.
Какова роль второстепенных членов в предложении?
Индивидуальное задание: исправить ошибки в употреблении слов в данных предложениях.
У Пети смех заразный. Грипп – инфекция заразительная.
Актёр отражал зрителей своим талантом.
4. Физкультминутка – эстафета.
Каждой группе предлагается по 1 предложению (записаны на доске) для разбора по членам. Победит та группа, которая быстрее и правильнее произведёт разбор.
1 группа: На улице моросит нудный дождь.
2 группа: Сегодня Петя уроки приготовил.
3 группа: Мама сварила вкуснейший борщ.
4 группа: Завтра будет отличная погода.
V. Итог. Тест.
Цель: выяснить степень усвоения учащимися темы урока.
Закончите предложения.
1. Подлежащее и сказуемое – это …
а) главные члены предложения;
б) второстепенные члены предложения;
в) не члены предложения.
2. Второстепенные члены предложения – это …
а) подлежащее и сказуемое;
б) определение, дополнение, обстоятельство;
в) все самостоятельные части речи.
3. Если второстепенный член предложения зависит от существительного, обозначает признак предмета, отвечает на вопрос КАКОЙ? и выражен прилагательным, то это …
а) определение;
б) дополнение;
в) обстоятельство;
г) подлежащее.
4. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает, как происходит действие, отвечает на вопрос КАК? и выражен наречием, то это …
а) определение;
б) дополнение;
в) обстоятельство;
г) сказуемое.
5. Если второстепенный член предложения зависит от глагола, обозначает предмет, с которым связано действие, отвечает на вопрос КОГО? и выражен существительным, то это …
а) определение;
б) дополнение;
в) обстоятельство;
г) подлежащее.
6. Предложения, состоящие только из главных членов, называются …
а) нераспространёнными;
б) распространёнными;
в) маленькими.
7. Предложения, имеющие второстепенные члены, называются …
а) нераспространёнными;
б) распространёнными;
в) большими.
Взаимопроверка и самооценивание; один из учеников «озвучивает» тест.
VI. Домашнее задание:
— параграф 36;
— для всех – упр. 334 (1-3);
— для сильных – разбор предложений по членам.
Список использованной литературы
1. Волина В.В . Русский язык в рассказах, сказках, стихах – М.: АСТ, 1996.
2. Львова С.И. Русской речи чудеса: Книга для учащихся. 5 класс. – М., 1998.
3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе. – М.: Просвещение, 2002.