Технологическая карта

Предмет: Русский язык

Программа: «Школа России»

Автор: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Класс: 1

Тема: Однозначные и многозначные слова. Толковый словарь русского языка.

Тип урока: урок открытия нового знания

Ф.И.О.: Харитонова А.Ф.

Цели деятельности учителя

Деятельностная: формировать связную речь, оперативную память, произвольное внимание, вербальное, наглядно-образное мышление.

Образовательная: формировать первичное представление о многозначных и однозначных словах; познакомить со словарями , формировать работу с толковым словарем.

Задачи урока:

1) Научить различать многозначные и однозначные слова; пользоваться словарями

2) Развивать фонематический слух; способность логически мыслить.

3) Воспитывать чувство уважения к русскому языку, к трудолюбивым людям.

Тип урока

Урок открытия нового знания

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): Сформировать умения определять

значение слова, дать первое представление о многозначных и однозначных словах; наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов; ввести в активный словарный запас детей слова-термины «многозначные и однозначные слова», слова с непроверяемыми написаниями: пенал, карандаш; обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ; способствовать обогащению словаря учащихся на уроке; формировать умения осознанного речевого высказывания в устной и письменной речи.

получат возможность научиться: работать со словарем.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность):

познавательные – овладение способностью понимать учебную задачу урока и стремление ее выполнять; отвечать на вопросы; обобщать собственное представление; соотносить изученные понятия с примерами из реальной жизни;

коммуникативные – развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;

регулятивные – оценивает свои достижения на уроке.

Личностные: формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения

Основные понятия

Однозначные и многозначные слова

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир, изобразительное искусство

Методы и формы обучения

Объяснительно-иллюстративный; частично-поисковой метод, проблемный; индивидуальная, фронтальная, групповая, работа в парах.

Ресурсы:

В.П. Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык», В.П. Канакина «Методическое пособие с поурочными разработками», С.И. Ожегов и Н.Ю.Шведова «Толковый словарь русского языка», В.И. Даль «Толковый словарь русского языка», Т.А. Крепких, А.Г.Нарушевич, И.С. Нарушевич, О.Л. Соболева «Универсальный словарь русского языка», приложение на электронном носителе, раздаточный материал, картинки по теме многозначные слова

Дополнительные ресурсы

Учебник с.27, упр.17

Структура технологической карты

Технология проведения

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Формирование УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цели: актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; создание условий для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность; создание положительного эмоционального настроя.

Проговаривают правила поведения на уроке.

Проверяют готовность к уроку, дети держатся за руки.

Выполняют упражнения пальчиковой гимнастики

Мотивация учащихся к учебной деятельности, проверка готовности к уроку; концентрация внимания; настрой на успешную работу.

Поприветствуем гостей,
С ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи,
И успешности в придачу
!

Начинаем ровно в срок,
Наш любимейший урок.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.
Пусть сегодня для нас всех,
На урок придёт успех!
-Ребята теперь можете сесть.

— Начинаем урок русского языка.

— Подготовим пальчики к письму. (Пальчиковая гимнастика)

— Вот мы разбудили свои пальчики для того, чтобы красиво писать.

-Я тетрадь свою открою и наклонно положу,
Я, друзья, от Вас не скрою, ручку я вот так держу,
Сяду прямо не согнусь, за работу я возьмусь!

-Запишите число, классная работа.

-Запишите сочетания букв в тетрадь, обратите внимание на верхнее и нижнее соединение.

срп лрп орп врп орп.

— Какие буквы одинаковые в соединениях?

Уберите эти буквы и скажите, что у вас осталось. (слово)

— Прочтите пословицу.

Ветер горы разрушает – слово народы поднимает.

-Как понимаете пословицу?

(ответы детей)

— Слово – великое оружие жизни. Словом можно ….(обрадовать, объединить, поддержать), а можно… (огорчить, обидеть, разобщить). Относитесь внимательно к сказанным вами словам.

-Запишите пословицу в тетрадь.

-Будьте внимательны к моим сигналам, пословица сложная, не ошибитесь.

-Оцените свою работу

(взаимопроверка)

Поднимите руку, кто не сделал ни одной ошибки. (Молодцы)

-Поднимите руку, кто сделал 1-2 ошибки. (Будьте внимательнее)

Да ребята со словом и будет связана наша тема.

Личностные: Уметь выделять нравственные аспекты поведения.

Регулятивные: Уметь соотнести известное и усвоенное с еще неизвестным.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные УУД:

Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

II. Актуализация знаний.

Цели: организовать повторение изученного; активизировать знания обучающихся, необходимые для открытия новых знаний.

III.Сообщение темы и целей урока Постановка учебной задачи

Отвечают на вопросы учителя. Высказывают предположения,

делают выводы совместно с учителем. Объясняют значения слов.

Предполагают тему урока. Ставят цель урока.

Организует повторение изученного, формирование темы урока, работу по формированию умений делать выводы.

Создает ситуацию познавательных противоречий для формулирования цели урока.

Нацеливает на то, что дети должны узнать на уроке.

— Перед вами на столе лежат два листа. Сейчас выполним очень интересное задание. Я назову слова, а вы закройте глаза и представьте тот предмет, который я назову.

— Итак, слово Яблоко

— А теперь, откройте глаза и нарисуйте на одном листе предмет, который представили.

— Покажите картинку. (Картинка яблоко)

-Закройте глаза, я называю второе слово (иголка)

— Представили? Открываем глаза, и на втором листе каждый из вас рисует то, что представил.

-Покажите.

-Что нарисовали? (несколько ребят рассказывают, что они нарисовали).

Я не уточнила, какие именно иголки нужно рисовать, поэтому рисунки получились разные.

-Посмотрите на доску (3 картинки: иголка швейная, иголка ёлки, иголка ежа)

-Так что же видим? Слово одно «иголка», а значений у него посмотрите сколько.

-Сколько? (Много)

-Как вы думаете, с какими словами будем сегодня работать?

Так какая тема урока? (Однозначные и многозначные слова)

-Да ребята, тема у нас однозначные и многозначные слова

-Значит цель нашего урока?

Узнать какие слова называют однозначными, а какие слова называют многозначными.

— Какие задачи ?

Уметь различать однозначные и многозначные слова,

находить их в тексте.

-Кто или что нам поможет? (учебник, словари).

Познавательные УУД:

Уметь осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

логическиеосуществляют поиск необходимой информации из других источников

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя. Личностные УУД: Уметь устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом.

Познавательные УУД:

уметь проводить сравнение по заданным критериям

Коммуникативные УУД:

соблюдать простейшие нормы речевого этикета,

участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы.

Личностные УУД:

проявлять уважение к своим одноклассникам в ходе дискуссии по теме урока.

IV.Открытие нового знания

Цели: организовать изучение нового материала; формировать умение делать выводы; организовать практическую работу.

Рассматривают картинки, отвечают
на вопросы.

Составляют предложения.

Выполняют упражнения. Учатся обобщать, делать выводы.

Организует

изучение нового материала.  Организует работу по картинкам.

Формулирует задание, наводящими вопросами подводит учащихся к выводу о том, что слова могут иметь несколько значений:

Назовите слова, которые имеют только одно значение (однозначные).

Назовите слова, имеющие несколько значений
(многозначные).

Беседа по картинкам. ПК.

-Посмотрите на экран (картинки: грач, карандаш, колокольчик, кисть руки, кисть малярная, кисть винограда)

-Произнесите эти слова.

-Что заметили?

(одни слова произнесли один раз, а слово кисть произнесли три раза)

— Назовите слова, которые имеют одно значение.

(грач, карандаш).

— Как будут называться такие слова? (Однозначные)

— Значит слова, которые имеют одно значение – это однозначные слова.

— Назовите слова, которые имеют несколько значений?

(колокольчик, кисть)

-Как будут называться такие слова?

( многозначные)

-Значит слова, которые имеют несколько значений — это многозначные слова.

— Скажите, чем похожи предметы, которые названы многозначным словом.

(По внешним признакам).

-Давайте обратимся к учебнику.

Работа с учебником с. 27 сведения о языке (Обрати внимание!)

-Прочитайте сведения об однозначных и многозначных словах.

— Так какие слова называются однозначными? (Если слова имеют только одно значение, то они называются однозначными.)

-Какие слова называются многозначными? (Если слова имеют несколько значений, то они называются многозначными.)

-Приведите примеры однозначных слов, многозначных слов.

— Скажите, где можно узнать, что означает слово?

( В толковом словаре)

— Что означает слово толковый, толковать? (объяснять)

— Лексическое значение слова можно узнать в толковом словаре.

Самые известные толковые словари составили Владимир Иванович Даль и Сергей Иванович Ожегов.

Учитель демонстрирует толковый словарь С. И. Ожегова.

-В вашем учебнике тоже есть толковый словарь на с. 138-140 маленький, поэтому его можно назвать словариком. Если вы не знаете значения слова, обратитесь к нему за помощью. Особое внимание обратите на то, что слова в словаре располагаются по ….(алфавиту).

Учитель: Давайте сравним ваше толкование слов с объяснением их лексического значения в словаре С.И. Ожегова. Найдите в толковом словаре с.138-140 слова кисть, колокольчик и уточните их значение.

-Запишите многозначные слова кисть, колокольчик.

— Составьте предложение с любым многозначным словом.

(ответы детей)

-Значит из толкового словаря можно узнать…( значение слова).

Личностные УУД: Мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия..

Познавательные:

общеучебные – осознанно высказываются в устной форме о значении однозначных и многозначных слов;

логические – осуществляют поиск необходимой информации.

Регулятивные: действуют с учетом выделенных учителем ориентиров, адекватно воспринимают оценку учителя.

Коммуникативные: обмениваются мнениями, слушают друг друга, строят понятные речевые высказывания.

V.Физминутка

Вы, наверное, устали? Ну, тогда все дружно встали.

Ножками потопали, ручками похлопали.

Покрутились, повертелись и за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем, дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем и работать продолжаем.

Регулятивные УУД: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителя, а затем самостоятельно оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки.

VI. Первичное закрепление.

Цель:

организовать усвоение учениками нового; осознание каждым обучающимся степени овладения полученных знаний.

Записывают словарные слова, составляют предложение, работают в группах.

Выполняют задание на закрепление полученных знаний

Знакомит с непроверяемыми орфограммами в словарных словах.

Показывает картинки с изображением карандаша, пенала. Контролирует написание словарных слов в тетрадь, деление слов на слоги, осуществляет выборочный контроль, предлагает составить предложения с этими словами.

Работа в группах.

-У вас на столах лежат 6 предметных картинок: пенал, карандаш, звезда –фигура, звезда на небе, звезда морская, звезда – певец.

— Рассмотрите картинки.

-Распределите картинки в две группы по теме нашего урока (однозначные слова и многозначные слова).

( Однозначные слова: пенал, карандаш; многозначное слово — звезда.)

(проверка на доске)

-Чья группа готова озвучить слова из первой группы ? (однозначные)

— Чья группа озвучит слова второй группы ? (многозначные)

— Сигнальными карточками оцените, согласны с ответом.

Словарная работа.

-А теперь ещё раз внимательно прочитайте слова из первой группы (однозначные)

-Найдите значение слов в словаре

Это наши новые словарные слова.

-Почему эти слова словарные? (там есть буквы, которые надо запомнить)

-Обратите внимание на то, как пишутся слова пенал и карандаш.

-Сколько слогов в слове пенал?

-На какой слог падает ударение?

-Какая безударная гласная, которую надо запомнить?

-Сколько букв в слове пенал?

-Сколько звуков?

-В слове карандаш сколько слогов?

-На какой слог падает ударение?

-Какую букву надо запомнить?

-Посмотрите еще раз внимательно.

— Запишите новые словарные слова в свою тетрадь по памяти.

-Подчеркни буквы, которые требуют запоминания. Поставьте ударение

самооценка

(взаимопроверка)

-Составьте предложение со словом пенал.

Пенал, карандаш — это мебель? Обувь?

Что это?

(Школьные принадлежности)

-Какие еще школьные принадлежности вы можете назвать, которые лежат на столе?

-А есть ли среди этих слов многозначные слова?

(Ручка, резинка)

Личностные УУД: Уметь

самостоятельно выполнять учебные задания.

Познавательные УУД: Уметь находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

логические – осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника, из рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Коммуникативные УУД: работа в парах, группах по изучению учебного материала, инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; управление поведением партнёра; умение выражать свои мысли;

умение обобщать знания,

учащиеся делают вывод о многозначных и однозначных словах

Регулятивные УУД: Уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия.

Физминутка для глаз

VII.Закрепление изученного материала.

Цели:

-зафиксировать новое содержание урока;

Работают с учебником.

Отвечают на вопросы учителя.

Делают выводы.

Организует

закрепление изученного материала.

Организует работу в учебнике.

Самостоятельная работа.

-Рассмотрите рисунки.

-Постарайтесь самостоятельно распознать однозначные и многозначные слова.

-Найдите однозначные слова и поставьте знак «+».

самопроверка по эталону на доске.

(сигналами)

.

Коммуникативные УУД: Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других, уметь обобщать знания,

учащиеся делают вывод о многозначных и однозначных словах

Личностные УУД: Уметь самостоятельно выполнять учебные задания.

Познавательные УУД: Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Регулятивные УУД: Уметь действовать с учетом выделенных учителем ориентиров действия, осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируется на показ движений учителем.

VIII. Итог урока.

Цель: зафиксировать новое содержание урока.

Подводят итог урока

Организует подведение итога урока.

-Какую тему обсуждали?

Какую цель ставили?

( Узнать какие слова называют однозначные, а какие слова называют многозначные).

— Так какие слова называют однозначными? Многозначными?

-С какими словарями сегодня познакомились?

-Когда человек работает со словарями?

Личностные УУД: Развивать навык сотрудничества со сверстниками, формировать осознанную мотивацию к выполнению задания.

Познавательные УУД: Уметь структурировать знания, выбирать

наиболее эффективные способы решения задания, уметь осознанно и произвольно строить высказывания.

Коммуникативные УУД: Уметь управлять поведением партнера, контролировать, корректировать действия партнера.

Регулятивные УУД: Уметь определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата

IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке .

Цели: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Отвечают на вопросы учителя. Оценивают свои действия на уроке.

Организует фиксирование содержания. Организует рефлексию. Организует самооценку учебной деятельности.

-Закончите предложения.

Сегодня я узнал, что слова бывают…..

Теперь я знаю, что значение слов можно прочитать…..

Я должен выучить написание слов….

Мне было интересно…..

У меня вызвало трудности выполнение задания……..

-Понравилось ли вам как вы работали на уроке?

Покажите.

— Мне понравилось как на уроке работали…………

Спасибо за урок.

Коммуникативные УУД:

Уметь оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД: Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

Личностные УУД: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Познавательные УУД: Рефлексия способов и условий действия, оценка процесса и результатов деятельности.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here