Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Гайнская средняя общеобразовательная школа»

РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор школы

Протокол № 1 ___________________ _______________

от «___»_________

Рук. ШМО_________ «___»_____________г. «___»_________г.

П Р О Г Р А М М А

факультативного курса

«Живой язык» 7б класс

Автор – составитель: Мизёва А.В.,

учитель русского языка и литературы

2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Факультативный курс по русскому языку «Живой язык» предназначен для учащихся 7-х классов разного уровня усвоения учебного материала и рассчитан на 17 часов. Он позволит им восполнить пропущенный или забытый материал. Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.

Цель факультативного курса – совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.

Достижение этой цели возможно через решение следующих задач:

  1. Повторить основной теоретический материал курса русского языка за 5 – 7 классы, систематизировать и обобщить полученные знания.

  2. Совершенствовать универсальные учебные действия.

  3. Заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком.

  4. Совершенствовать орфографические, пунктуационные, коммуникативные навыки учащихся

Формы работы: сочетание индивидуальной, парной и групповой работы.

Основные методы и приёмы:

— лекция;

— беседа;

— создание учебной ситуации;

— анализ текстов различных стилей и типов;

— решение тестовых задач;

— различные виды грамматического разбора;

— работа с таблицами, схемами, алгоритмами;

— работа на компьютере;

— написание диктантов

Ожидаемые результаты:

В конце изучения программы факультативного курса учащиеся должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:

— знать теоретическое содержание основных разделов курса русского языка за 5 – 7 классы и применять их на практике;

— повысить орфографическую и пунктуационную грамотность;

— уметь пользоваться всеми типами словарей, справочной литературой;

— уметь выразить свою мысль осмысленно, грамматически нормативно

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Введение. Дорога к письменности (1ч)

Введение в факультативный курс. Цели и задачи. Как люди обходились без письма.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

— знать цели и задачи факультативного курса, понимать важность занятий для развития общей культуры, грамотности и коррекции знаний по русскому языку

-уметь вести диалогическую и монологическую речь, аргументировать свой ответ, решать тестовые задачи

Орфография как раздел науки о языке (1ч)

Основные принципы русской орфографии. Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Ударение над гласной может сделать букву ясной. Ударение-волшебник.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

-знать теоретический материал по данной теме

— уметь пользоваться орфографическим словарём, видеть орфограмму в слове, проверять её, применять орфографические правила на письме

Коварные словарные слова (1ч)

Запомни, как писать! Орфографический словарь — наш главный помощник.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

-знать теоретический материал по данной теме

уметь пользоваться орфографическим словарём, видеть орфограмму в слове, проверять её, применять орфографические правила на письме

Проверь себя. Тест№1 (1ч)

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

-знать теоретический материал по изученным темам

— уметь решать разноуровневые тесты, применять изученные правила на практике

Опасные согласные (1ч)

Непроизносимые согласные и непроверяемые согласные; б) двойные согласные. Понятие о непроизносимых согласных. Сочетания согласных звуков: вств, здн, нтск, стл, стн и др. Правила проверки непроизносимых согласных. Слова – исключения. Лишний согласный в слове. Исторические изменения в слове. Буква щ и сочетания согласных: шч, жч, сч, зч, здч. Анализ состава слова.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

— знать теоретический материал по данной теме, определения морфем,

— уметь видеть и находить орфограмму, подбирать проверочное слово, объяснять орфограмму, пользоваться словарём, составлять алгоритмы решения данных задач, решать тесты;

— видеть непроизносимую согласную в слове;

— уметь подбирать проверочное слово;

— знать слова-исключения;

— уметь анализировать морфемный состав слова;

— стремиться избегать орфографических ошибок;

— повышать орфографическую грамотность

Слитно, раздельно, через дефис (1ч)

Самостоятельные части речи. Частица НЕ. Правописание НЕ с именами существительными, прилагательными, глаголами, местоимениями, наречиями на –о, -е, причастиями и деепричастиями. Трудные случаи. Дефисное и слитное написание сложных слов

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

— знать теоретический материал по данным темам, отрицательное значение частицы НЕ, двойное отрицание, части речи, их морфологические признаки

— уметь видеть орфограмму, применять правило, определять часть речи, видеть противопоставление с союзом, работать с текстом, справочной литературой, составлять опорные схемы и конспекты, пользоваться алгоритмом решения данной задачи, решать тестовые задания различных типов;

— уметь различать части речи;

— знать и понимать правила написания частицы НЕ с разными частями речи;

— уметь применять правила на практике;

— развивать орфографическую грамотность

Сколько –Н- писать? (1ч)

а) в отыменных частях речи: в прилагательных, наречиях, существительных, на стыке морфем; б) в отглагольных частях речи.

Самостоятельные части речи. Наречие. Имя прилагательное. Отглагольные прилагательные. Причастия. Правописание суффиксов имён прилагательных. Н, НН в отглагольных прилагательных и причастиях. Краткие прилагательные и причастия. Н, НН в наречиях.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

— знать теоретический материал по данным темам, смысловое значение суффиксов, части речи, слова с «ложными» суффиксами, краткие формы прилагательных и причастий

— уметь видеть орфограмму в суффиксе, применять соответствующее правило, алгоритм решения лингвистической задачи, приводить примеры на данную орфограмму, подбирать аргументы, формулировать выводы, находить и использовать информацию, решать тестовые задания различных типов;

— знать и понимать правила написания н, нн в различных частях речи;

— уметь различать части речи;

— уметь выполнять морфемный анализ слова;

— уметь применять правила на практике;

— совершенствовать орфографическую грамотность

Как «справиться со сложными словами»? (1ч)

Сложные слова. Имена существительные, прилагательные, наречия. Иноязычные слова.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

-знать теоретический материал по изученным темам

— уметь применять изученные правила на практике

Проверь себя. Тест№2 (1ч)

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

-знать теоретический материал по изученным темам

— уметь решать разноуровневые тесты, применять изученные правила на практике

История образования и правописания числительных (1ч)

Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные. Дробные и собирательные числительные. Склонение количественных числительных. Употребление числительных в речи.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

— знать теоретический материал по данной теме, основные морфологические категории числительных, правила написания и склонения числительных

— уметь правильно употреблять в речи числительные, разграничивать разряды числительных, грамотно писать имена числительные

Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений) (1ч)

Местоимение как часть речи. Роль местоимений в речи. Правописание местоимений.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

— знать теоретический материал по данной теме, основные морфологические категории местоимений, правила написания и склонения местоимений

— уметь правильно употреблять в речи местоимения, разграничивать разряды местоимений, грамотно писать

Орфографические головоломки (1ч)

Орфографический словарь – наш помощник. Орфографические задачи, тесты, ребусы, кроссворды. Занимательная орфография.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

— знать теоретический материал по данной теме, определения морфем, отличие проверяемых и непроверяемых безударных гласных от чередующихся

— уметь видеть и находить орфограмму, различать однокоренные слова и формы слова, подбирать проверочные слова несколькими способами, различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные от чередующихся, извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов.

— углубить знания по теории;

— видеть в слое безударную гласную;

— уметь правильно подбирать проверочное слово;

— уметь пользоваться орфографическим словарём;

— осознавать причины своих орфографических ошибок;

— совершенствовать и развивать орфографическую грамотность

Приставки-труженицы (классификация приставок) (1ч)

На –З и –С и Ы-И после русских приставок, оканчивающихся на согласную

б) при- и пре- в) написание некоторых слов иноязычного происхождения. Морфемика. Важность морфемного анализа слова. Приставки. Правописание приставок пре-, при-. Правописание слов, близких по звучанию слов с приставками пре-, при-. Заимствованные слова с пре-, при-.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

— знать теоретический материал по данным темам, морфемы в слове, изменяемые и неизменяемые приставки, звонкость-глухость согласных, значение приставок

— уметь выделять приставки в слове, различать приставки и предлоги, применять правила на практике, различать смысловые значения приставок при- и пре- в словах, близких по звучанию, но разных по значению; обратить внимание на написание иноязычных слов типа: престиж, привилегия, президент. владеть навыками работы с книгами, справочной литературой, словарями;

— различать морфемы в слове;

— знать и понимать правила написания приставок;

— уметь определять значение приставки и лексическое значение слова;

— развивать орфографическую грамотность;

— пользоваться орфографическими словарями

Кто командует корнями? (1ч)

а) проверяемых ударением б) не проверяемых ударением в) чередующихся гласных

Развитие орфографической грамотности. Несколько простых советов. Проверяемые безударные гласные в корне слова. Непроверяемые гласные в корне слова. Подготовительные тренинги. Способы проверки безударных гласных в корне слова. Причины ошибок. Орфографические словари. Чередование А – О. Корни: гар/гор, зар/зор, кос/кас, клан/клон, лаг/лож, мак/мок, равн/ровн, плав/плов, раст/ращ/рос, скак/скоч, твар/твор. Слова – исключения. Чередование Е – И. Корни: бер/бир, дер/дир, мер/мир, пер/пир, тер/тир, блест/блист, жег/жиг, стел/стил, чет/чит. Слова — исключения

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

— знать теоретический материал по данной теме, определения морфем, отличие проверяемых и непроверяемых безударных гласных от чередующихся

— уметь видеть и находить орфограмму, различать однокоренные слова и формы слова, подбирать проверочные слова несколькими способами, различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные от чередующихся, извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов.

— углубить знания по теории;

— видеть в слое безударную гласную;

— уметь правильно подбирать проверочное слово;

— уметь пользоваться орфографическим словарём;

— осознавать причины своих орфографических ошибок;

— совершенствовать и развивать орфографическую грамотность

Проверь себя. Тест№3. (1ч)

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

-знать теоретический материал по изученным темам

— уметь решать разноуровневые тесты, применять изученные правила на практике

Суффиксы — большие молодцы (1ч)

а) существительных; б) прилагательных; в) глаголов; г) причастий; д) наречий. Морфемика. Части речи. Отличительные признаки частей речи. Синтаксическая роль.

Основные требования к уровню подготовки учащихся

Учащиеся должны:

— знать теоретический материал по данным темам, словообразовательную роль суффикса, суффиксы существительных, прилагательных, глаголов, причастий, наречий

— уметь видеть орфограмму в суффиксе, применять соответствующее правило, алгоритм решения лингвистической задачи

Путешествие в страну русского языка (1ч)

Итоговое занятие. Значение орфографии в жизни современного человека.

УЧЕБНО — ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

пп

Название тем курса

Все

го

ча-

сов

Лекц

Прак

Форма организации деятельности учащихся

Форма контроля

Формы организации самостоятельной работы

1

Введение. Дорога к письменности.

Введение в факультативный курс. Цели и задачи. Как люди обходились без письма.

1

0,5

0,5

Лекция. Фронтальная беседа.

Сообщение

Работа в библиотеке

2.

Орфография как раздел науки о языке.

Основные принципы русской орфографии. Тайны фонемы.

1

0,5

0,5

Индивидуальная и парная работа

(Словарно – орфографическая работа, работа по опорным таблицам, анализ текста, составление диктанта)

Словарный диктант

Составление словарного диктанта

3

Коварные словарные слова.

1

0,5

0,5

Работа в группах

Словарный диктант

Составление словарного диктанта

4

Проверь себя. Тест№1.

1

1

Индивидуальная работа

Разноуровневый тест

5

Опасные согласные.

1

0,5

0,5

Групповая и индивидуальная работа

(Словарно-орфографическая работа, распределительные диктанты, тесты)

Тест

Составление алгоритма

6

Слитно, раздельно, через дефис.

1

0,5

0,5

Фронтальная и парная работа

(Составление опорной таблицы, работа с алгоритмами, тесты)

Тест — тренажёр (ИКТ)

Составление опорной таблицы

7

Сколько Н писать?

1

0,5

0,5

Групповая и индивидуальная работа

(Работа с алгоритмом, выборочно- распределительные, объяснительные, проверочные диктанты, работа с текстом, сочинение на лингвистическую тему)

Сочинение на лингвистическую тему

Тест

8

Как «справиться со сложными словами»?

1

0,5

0,5

Фронтальная и парная работа

(Составление опорной таблицы, работа с алгоритмами, тесты)

Творческая работа

Создание презентации

9

Проверь себя. Тест№2.

1

1

Индивидуальная работа

Разноуровневый тест

10

История образования и правописания числительных.

1

0,5

0,5

Групповая работа

(Работа с таблицами, диктанты с творческими заданиями)

Тест — тренажёр (ИКТ)

Анализ текста

11

Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений)

1

0,5

0,5

Индивидуальная и парная работа

Словарный диктант

Подготовка сообщения

12

Орфографические головоломки.

Орфографический словарь – наш помощник

1

1

Работа в группах

Выступления с орфографическими задачами

Подбор орфографических головоломок

Работа в библиотеке и Интернете

13

Приставки-труженицы (классификация приставок)

1

0,5

0,5

Фронтальная и парная работа

(Работа по опорным таблицам; выборочно-распределительные упражнения, этимологический разбор; анализ текста)

Тест — тренажёр (ИКТ)

Составление теста

14

Кто командует корнями?

1

0,5

0,5

Индивидуальная и групповая работа

Деловая игра

Составление презентации

15

Проверь себя. Тест№3.

1

1

Индивидуальная работа

Тест

16

Суффиксы-большие молодцы.

1

0,5

0,5

Индивидуальная и групповая работа

(Словарно -орфографические работы, словообразовательный и морфологический разбор, выборочно-распределительные, предупредительные диктанты; анализ текста)

Словарный диктант

Анализ текста

17

Путешествие в страну русского языка.

1

1

Групповая работа

Игра

Литература для учителя

  1. М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.  

  2. В.В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1.

  3. Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии».- М., Просвещение.,1997.

  4. Н.Г. Варатьян Путешествие в слово. Спб.,2001.

  5. Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка 17-19 веков. М.: 1938.

  6. Граник Г.Г. Психологические особенности формирования орфографической зоркости.// Вопросы психологии №3. 2004.

  7. Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии в школе. Психологические основы процессов. Л.,1977.

  8. Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М.: Просвещение. 1982.

  9. Копосова Н.А., Николаев Г.А. Структура слова и орфография русского языка. Изд-во Казанского университета. 1993.

  10. Костинский Ю.М. Неудачное, дезориентирующее правило.// РЯШ№1. 2000.

  11. Панов М.В. И все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. М.: 1964.

  12. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.: Просвещение. 1996.

  13. Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Из опыта работы. М.: Просвещение.,1993.

Литература для обучающихся

1. Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии».- М.,

Просвещение.,1997

2. Н.Г. Варатьян Путешествие в слово. Спб.,2001

3. П.А.Лекант «Школьный справочник по русскому языку», М.,

«Русское слово», 2004 год;

3. Языкознание. Русский язык: Энциклопедия для детей [Текст]. – М.:

Аванта-Плюс, 2001.

Мизёва А.В.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here