Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Гайнская средняя общеобразовательная школа»
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании ШМО Зам. директора по УВР Директор школы
Протокол № 1 ___________________ _______________
от «___»_________
Рук. ШМО_________ «___»_____________г. «___»_________г.
П Р О Г Р А М М А
факультативного курса
«Живой язык» 7б класс
Автор – составитель: Мизёва А.В.,
учитель русского языка и литературы
2013
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Факультативный курс по русскому языку «Живой язык» предназначен для учащихся 7-х классов разного уровня усвоения учебного материала и рассчитан на 17 часов. Он позволит им восполнить пропущенный или забытый материал. Факультативный курс непосредственно связан с программой по русскому языку для 5-11 классов. Он расширяет и систематизирует теоретические сведения, полученные учащимися, закрепляет практические умения и навыки, позволяет восполнить пробелы в знаниях, нацелен на подготовку учащихся к успешному написанию контрольных работ.
Цель факультативного курса – совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности учащихся.
Достижение этой цели возможно через решение следующих задач:
-
Повторить основной теоретический материал курса русского языка за 5 – 7 классы, систематизировать и обобщить полученные знания.
-
Совершенствовать универсальные учебные действия.
-
Заинтересовать учащихся предметом, мотивировать их на самостоятельные дополнительные занятия русским языком.
-
Совершенствовать орфографические, пунктуационные, коммуникативные навыки учащихся
Формы работы: сочетание индивидуальной, парной и групповой работы.
Основные методы и приёмы:
— лекция;
— беседа;
— создание учебной ситуации;
— анализ текстов различных стилей и типов;
— решение тестовых задач;
— различные виды грамматического разбора;
— работа с таблицами, схемами, алгоритмами;
— работа на компьютере;
— написание диктантов
Ожидаемые результаты:
В конце изучения программы факультативного курса учащиеся должны обладать следующими знаниями, умениями и навыками:
— знать теоретическое содержание основных разделов курса русского языка за 5 – 7 классы и применять их на практике;
— повысить орфографическую и пунктуационную грамотность;
— уметь пользоваться всеми типами словарей, справочной литературой;
— уметь выразить свою мысль осмысленно, грамматически нормативно
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Введение. Дорога к письменности (1ч)
Введение в факультативный курс. Цели и задачи. Как люди обходились без письма.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
— знать цели и задачи факультативного курса, понимать важность занятий для развития общей культуры, грамотности и коррекции знаний по русскому языку
-уметь вести диалогическую и монологическую речь, аргументировать свой ответ, решать тестовые задачи
Орфография как раздел науки о языке (1ч)
Основные принципы русской орфографии. Орфография в системе лингвистики. Роль грамотного письма в процессе речевого общения. Ударение над гласной может сделать букву ясной. Ударение-волшебник.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
-знать теоретический материал по данной теме
— уметь пользоваться орфографическим словарём, видеть орфограмму в слове, проверять её, применять орфографические правила на письме
Коварные словарные слова (1ч)
Запомни, как писать! Орфографический словарь — наш главный помощник.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
-знать теоретический материал по данной теме
уметь пользоваться орфографическим словарём, видеть орфограмму в слове, проверять её, применять орфографические правила на письме
Проверь себя. Тест№1 (1ч)
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
-знать теоретический материал по изученным темам
— уметь решать разноуровневые тесты, применять изученные правила на практике
Опасные согласные (1ч)
Непроизносимые согласные и непроверяемые согласные; б) двойные согласные. Понятие о непроизносимых согласных. Сочетания согласных звуков: вств, здн, нтск, стл, стн и др. Правила проверки непроизносимых согласных. Слова – исключения. Лишний согласный в слове. Исторические изменения в слове. Буква щ и сочетания согласных: шч, жч, сч, зч, здч. Анализ состава слова.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
— знать теоретический материал по данной теме, определения морфем,
— уметь видеть и находить орфограмму, подбирать проверочное слово, объяснять орфограмму, пользоваться словарём, составлять алгоритмы решения данных задач, решать тесты;
— видеть непроизносимую согласную в слове;
— уметь подбирать проверочное слово;
— знать слова-исключения;
— уметь анализировать морфемный состав слова;
— стремиться избегать орфографических ошибок;
— повышать орфографическую грамотность
Слитно, раздельно, через дефис (1ч)
Самостоятельные части речи. Частица НЕ. Правописание НЕ с именами существительными, прилагательными, глаголами, местоимениями, наречиями на –о, -е, причастиями и деепричастиями. Трудные случаи. Дефисное и слитное написание сложных слов
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
— знать теоретический материал по данным темам, отрицательное значение частицы НЕ, двойное отрицание, части речи, их морфологические признаки
— уметь видеть орфограмму, применять правило, определять часть речи, видеть противопоставление с союзом, работать с текстом, справочной литературой, составлять опорные схемы и конспекты, пользоваться алгоритмом решения данной задачи, решать тестовые задания различных типов;
— уметь различать части речи;
— знать и понимать правила написания частицы НЕ с разными частями речи;
— уметь применять правила на практике;
— развивать орфографическую грамотность
Сколько –Н- писать? (1ч)
а) в отыменных частях речи: в прилагательных, наречиях, существительных, на стыке морфем; б) в отглагольных частях речи.
Самостоятельные части речи. Наречие. Имя прилагательное. Отглагольные прилагательные. Причастия. Правописание суффиксов имён прилагательных. Н, НН в отглагольных прилагательных и причастиях. Краткие прилагательные и причастия. Н, НН в наречиях.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
— знать теоретический материал по данным темам, смысловое значение суффиксов, части речи, слова с «ложными» суффиксами, краткие формы прилагательных и причастий
— уметь видеть орфограмму в суффиксе, применять соответствующее правило, алгоритм решения лингвистической задачи, приводить примеры на данную орфограмму, подбирать аргументы, формулировать выводы, находить и использовать информацию, решать тестовые задания различных типов;
— знать и понимать правила написания н, нн в различных частях речи;
— уметь различать части речи;
— уметь выполнять морфемный анализ слова;
— уметь применять правила на практике;
— совершенствовать орфографическую грамотность
Как «справиться со сложными словами»? (1ч)
Сложные слова. Имена существительные, прилагательные, наречия. Иноязычные слова.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
-знать теоретический материал по изученным темам
— уметь применять изученные правила на практике
Проверь себя. Тест№2 (1ч)
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
-знать теоретический материал по изученным темам
— уметь решать разноуровневые тесты, применять изученные правила на практике
История образования и правописания числительных (1ч)
Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные. Дробные и собирательные числительные. Склонение количественных числительных. Употребление числительных в речи.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
— знать теоретический материал по данной теме, основные морфологические категории числительных, правила написания и склонения числительных
— уметь правильно употреблять в речи числительные, разграничивать разряды числительных, грамотно писать имена числительные
Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений) (1ч)
Местоимение как часть речи. Роль местоимений в речи. Правописание местоимений.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
— знать теоретический материал по данной теме, основные морфологические категории местоимений, правила написания и склонения местоимений
— уметь правильно употреблять в речи местоимения, разграничивать разряды местоимений, грамотно писать
Орфографические головоломки (1ч)
Орфографический словарь – наш помощник. Орфографические задачи, тесты, ребусы, кроссворды. Занимательная орфография.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
— знать теоретический материал по данной теме, определения морфем, отличие проверяемых и непроверяемых безударных гласных от чередующихся
— уметь видеть и находить орфограмму, различать однокоренные слова и формы слова, подбирать проверочные слова несколькими способами, различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные от чередующихся, извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов.
— углубить знания по теории;
— видеть в слое безударную гласную;
— уметь правильно подбирать проверочное слово;
— уметь пользоваться орфографическим словарём;
— осознавать причины своих орфографических ошибок;
— совершенствовать и развивать орфографическую грамотность
Приставки-труженицы (классификация приставок) (1ч)
На –З и –С и Ы-И после русских приставок, оканчивающихся на согласную
б) при- и пре- в) написание некоторых слов иноязычного происхождения. Морфемика. Важность морфемного анализа слова. Приставки. Правописание приставок пре-, при-. Правописание слов, близких по звучанию слов с приставками пре-, при-. Заимствованные слова с пре-, при-.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
— знать теоретический материал по данным темам, морфемы в слове, изменяемые и неизменяемые приставки, звонкость-глухость согласных, значение приставок
— уметь выделять приставки в слове, различать приставки и предлоги, применять правила на практике, различать смысловые значения приставок при- и пре- в словах, близких по звучанию, но разных по значению; обратить внимание на написание иноязычных слов типа: престиж, привилегия, президент. владеть навыками работы с книгами, справочной литературой, словарями;
— различать морфемы в слове;
— знать и понимать правила написания приставок;
— уметь определять значение приставки и лексическое значение слова;
— развивать орфографическую грамотность;
— пользоваться орфографическими словарями
Кто командует корнями? (1ч)
а) проверяемых ударением б) не проверяемых ударением в) чередующихся гласных
Развитие орфографической грамотности. Несколько простых советов. Проверяемые безударные гласные в корне слова. Непроверяемые гласные в корне слова. Подготовительные тренинги. Способы проверки безударных гласных в корне слова. Причины ошибок. Орфографические словари. Чередование А – О. Корни: гар/гор, зар/зор, кос/кас, клан/клон, лаг/лож, мак/мок, равн/ровн, плав/плов, раст/ращ/рос, скак/скоч, твар/твор. Слова – исключения. Чередование Е – И. Корни: бер/бир, дер/дир, мер/мир, пер/пир, тер/тир, блест/блист, жег/жиг, стел/стил, чет/чит. Слова — исключения
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
— знать теоретический материал по данной теме, определения морфем, отличие проверяемых и непроверяемых безударных гласных от чередующихся
— уметь видеть и находить орфограмму, различать однокоренные слова и формы слова, подбирать проверочные слова несколькими способами, различать проверяемые и непроверяемые безударные гласные от чередующихся, извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов.
— углубить знания по теории;
— видеть в слое безударную гласную;
— уметь правильно подбирать проверочное слово;
— уметь пользоваться орфографическим словарём;
— осознавать причины своих орфографических ошибок;
— совершенствовать и развивать орфографическую грамотность
Проверь себя. Тест№3. (1ч)
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
-знать теоретический материал по изученным темам
— уметь решать разноуровневые тесты, применять изученные правила на практике
Суффиксы — большие молодцы (1ч)
а) существительных; б) прилагательных; в) глаголов; г) причастий; д) наречий. Морфемика. Части речи. Отличительные признаки частей речи. Синтаксическая роль.
Основные требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны:
— знать теоретический материал по данным темам, словообразовательную роль суффикса, суффиксы существительных, прилагательных, глаголов, причастий, наречий
— уметь видеть орфограмму в суффиксе, применять соответствующее правило, алгоритм решения лингвистической задачи
Путешествие в страну русского языка (1ч)
Итоговое занятие. Значение орфографии в жизни современного человека.
УЧЕБНО — ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Название тем курса | Все го ча- сов | Лекц | Прак | Форма организации деятельности учащихся | Форма контроля | Формы организации самостоятельной работы | |
1 | Введение. Дорога к письменности.
Введение в факультативный курс. Цели и задачи. Как люди обходились без письма. | 1 | 0,5 | 0,5 | Лекция. Фронтальная беседа. | Сообщение | Работа в библиотеке |
2. | Орфография как раздел науки о языке.
Основные принципы русской орфографии. Тайны фонемы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Индивидуальная и парная работа (Словарно – орфографическая работа, работа по опорным таблицам, анализ текста, составление диктанта) | Словарный диктант | Составление словарного диктанта |
3 | Коварные словарные слова. | 1 | 0,5 | 0,5 | Работа в группах | Словарный диктант | Составление словарного диктанта |
4 | Проверь себя. Тест№1. | 1 |
| 1 | Индивидуальная работа | Разноуровневый тест |
|
5 | Опасные согласные. | 1 | 0,5 | 0,5 | Групповая и индивидуальная работа (Словарно-орфографическая работа, распределительные диктанты, тесты) | Тест | Составление алгоритма |
6 | Слитно, раздельно, через дефис. | 1 | 0,5 | 0,5 | Фронтальная и парная работа (Составление опорной таблицы, работа с алгоритмами, тесты) | Тест — тренажёр (ИКТ) | Составление опорной таблицы |
7 | Сколько Н писать? | 1 | 0,5 | 0,5 | Групповая и индивидуальная работа (Работа с алгоритмом, выборочно- распределительные, объяснительные, проверочные диктанты, работа с текстом, сочинение на лингвистическую тему) | Сочинение на лингвистическую тему | Тест |
8 | Как «справиться со сложными словами»? | 1 | 0,5 | 0,5 | Фронтальная и парная работа (Составление опорной таблицы, работа с алгоритмами, тесты) | Творческая работа | Создание презентации |
9 | Проверь себя. Тест№2. | 1 |
| 1 | Индивидуальная работа | Разноуровневый тест |
|
10 | История образования и правописания числительных. | 1 | 0,5 | 0,5 | Групповая работа (Работа с таблицами, диктанты с творческими заданиями) | Тест — тренажёр (ИКТ) | Анализ текста |
11 | Что вместо имени у нас? (о правописании местоимений) | 1 | 0,5 | 0,5 | Индивидуальная и парная работа | Словарный диктант | Подготовка сообщения |
12 | Орфографические головоломки. Орфографический словарь – наш помощник | 1 |
| 1 | Работа в группах | Выступления с орфографическими задачами | Подбор орфографических головоломок Работа в библиотеке и Интернете |
13 | Приставки-труженицы (классификация приставок) | 1 | 0,5 | 0,5 | Фронтальная и парная работа (Работа по опорным таблицам; выборочно-распределительные упражнения, этимологический разбор; анализ текста) | Тест — тренажёр (ИКТ) | Составление теста |
14 | Кто командует корнями? | 1 | 0,5 | 0,5 | Индивидуальная и групповая работа | Деловая игра | Составление презентации |
15 | Проверь себя. Тест№3. | 1 |
| 1 | Индивидуальная работа | Тест |
|
16 | Суффиксы-большие молодцы. | 1 | 0,5 | 0,5 | Индивидуальная и групповая работа (Словарно -орфографические работы, словообразовательный и морфологический разбор, выборочно-распределительные, предупредительные диктанты; анализ текста) | Словарный диктант | Анализ текста |
17 | Путешествие в страну русского языка. | 1 |
| 1 | Групповая работа | Игра |
|
Литература для учителя
-
М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский «Программа по русскому языку к учебникам для 5-9 классов», М., Дрофа, 2007 г.
-
В.В. Бабайцева. Тайны орфографической зоркости//. Русская словесность.2000. №1.
-
Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии».- М., Просвещение.,1997.
-
Н.Г. Варатьян Путешествие в слово. Спб.,2001.
-
Виноградов В.В. Очерки по истории русского литературного языка 17-19 веков. М.: 1938.
-
Граник Г.Г. Психологические особенности формирования орфографической зоркости.// Вопросы психологии №3. 2004.
-
Иванова В.Ф. Принципы русской орфографии в школе. Психологические основы процессов. Л.,1977.
-
Иванова В.Ф. Трудные вопросы орфографии. М.: Просвещение. 1982.
-
Копосова Н.А., Николаев Г.А. Структура слова и орфография русского языка. Изд-во Казанского университета. 1993.
-
Костинский Ю.М. Неудачное, дезориентирующее правило.// РЯШ№1. 2000.
-
Панов М.В. И все-таки она хорошая. Рассказ о русской орфографии, ее достоинствах и недостатках. М.: 1964.
-
Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. М.: Просвещение. 1996.
-
Сидоренков В.А. Углубленное изучение русского языка. Из опыта работы. М.: Просвещение.,1993.
Литература для обучающихся
1. Н.М. Бондаренко, Г.Г. Граник «Секреты орфографии».- М.,
Просвещение.,1997
2. Н.Г. Варатьян Путешествие в слово. Спб.,2001
3. П.А.Лекант «Школьный справочник по русскому языку», М.,
«Русское слово», 2004 год;
3. Языкознание. Русский язык: Энциклопедия для детей [Текст]. – М.:
Аванта-Плюс, 2001.
Мизёва А.В.