Программа кружка по русскому языку
«Развитие коммуникативной компетентности»
10-11классов
Волкова Марианна Романовна,
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
МБОУ «СОШ №26 с углубленным изучением
отдельных предметов»
г. Нижнекамска Республики Татарстан
Пояснительная записка
Программа предназначена для обучения учащихся 10-11 классов, рассчитана на 70 часов, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Л. М. Рыбченкова и А. И. Власенкова (учебник «Русский язык» в 10-11 классах . Разделы «Текст и его строение», «Стили речи»). Основной целью является дальнейшее развитие коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность обеспечивает нормативное и целесообразное использование языка, способствует к речевому взаимодействию в социально-бытовой, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. Овладение ею позволяет адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к осознанному выбору профессии, к трудовой деятельности. Полученными навыками и умениями слушатели курса будут оперировать в практической деятельности и повседневной жизни. По окончании курса учащимся предлагается проверить свои знания выполнением творческой работы.Программа состоит из 2-х разделов.
Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.
Второй раздел «Сочинение – рассуждение на основе текста ». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.
Программа включает в себя:
-
пояснительную записку;
-
содержание программы;
-
основные термины и понятия, необходимые для овладения предметом изучения;
-
технологию организации учебного процесса;
-
формы итогового контроля по освоению материала;
-
требования к результатам освоения предмета изучения;
-
список использованной литературы.
Цели программы:
1. Помочь ученикам в овладении навыками написания сочинения;
2. Совершенствовать и развивать умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе;
3. Формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
4. Совершенствовать и развивать умение читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
5. Формировать и развивать умение находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте;
6. Совершенствовать и развивать умение передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.
Задачи программы:
-
Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).
-
Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.
-
Способствовать развитию письменной речи.
-
Подготовить учащихся к написанию сочинений разных жанров.
Содержание программы
РАЗДЕЛ I
Разноаспектный анализ текста.
Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста.(18 часов.)
Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.
Тема 2. Лингвистический анализ текста. (20 часов.)
Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.
Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.
Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.
Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.
Лексические – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.
Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.
Учащиеся должны уметь:
-
указывать средства связи между частями текста;
-
определить тему и основную мысль текста;
-
определить тип и стиль речи;
-
использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста.
Практические работы:
-
прочитать текст и определить, к какому стилю и типу речи он относится;
-
прочитать текст и определить, в каком предложении заключена основная мысль автора;
-
определить, какое утверждение противоречит позиции автора;
-
определить, в каком предложении автор использует синонимы (антонимы…);
-
найти предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного(указательного) местоимения
-
написать номера тех средств выразительности, которые использованы в указанном абзаце;
-
найти, какое из перечисленных тропов используется в указанном предложении;
-
указать,какая из пословиц и поговорок соответствует теме текста.
РАЗДЕЛ II
Сочинение-рассуждение на основе текста.
Тема 3. Анализ текста.(8 часов.)
Содержание исходного текста.
Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.
Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (10часов.)
Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.
Авторская позиция.
Основная часть сочинения.
Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.
Тема 5.Практическая часть (12 часов)
Тренировочные сочинения. Итоговая контрольная работа.
Практические работы:
написание сочинений-рассуждений.
Умения и навыки. Учащиеся должны уметь:
-
понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
-
анализировать форму исходного текста;
-
находить характерные для исходного текста языковые средства;
-
создавать связное высказывание;
-
излагать последовательно собственные мысли;
-
использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.
-
оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.
-
редактирование.
Основные термины и понятия
Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.
Типы речи: описание, повествование, рассуждение.
Изобразительно-выразительные средства языка.
Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.
Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.
Технология организации учебного процесса по программе
Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающая ученика главной фигурой образовательного процесса.
Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками.
Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Типология уроков по С.В. Иванову:
— уроки-лекции;
— уроки применения знаний на практике;
— уроки навыков (тренировочные);
— уроки комплексного применения знаний.
Преобладают групповые и индивидуальные формы работы.
Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:
— работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);
— самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
— работа в группах;
— индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.
Формы итогового контроля по освоению программы.
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:
1.текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
2.промежуточный (проводится в форме теста)
3.итоговый (в конце курса, проводится в форме теста)
Календарно-тематическое планирование
Колли-чество часов | Тема | Вид занятия | |
|
| Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (18 часов) |
|
1 | 2 | Текст. Тема и основная мысль текста | Лекция |
2 | 2 | Средства связи между частями текста, способы связи в тексте | лекция |
3 | 2 | Выделение микротем в тексте | Практическая работа |
4 | 2 | Лексические средства организации текста | Лекция |
5 | 2 | Морфологические средства организации текста | Лекция |
6 | 2 | Синтаксические средства организации текста | Лекция |
7 | 2 | Стили речи | Тренировочный |
8 | 2 | Типы речи | Тренировочный |
9 | 2 | Контрольная работа 1 (промежуточная) | Тренировочный |
|
| Тема 2. Лингвистический анализ текста (20 часов) |
|
10 | 2 | Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение. | Лекция |
11 | 2 | Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассужение | Практикум, комплексное применение знаний |
12 | 2 | Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм. | Практикум, комплексное применение знаний |
13 | 2 | Синонимы. Контекстные синонимы. Антонимы. Контекстные антонимы. | Практикум, комплексное применение знаний |
14 | 2 | Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись. | Практикум, комплексное применение знаний |
15-16 | 4 | Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метота, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы. | Практикум, комплексное применение знаний |
17-18 | 4 | Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции. | Практикум, комплексное применение знаний |
19 | 2 | Промежуточная контрольная работа 2 | Тренировочный |
|
| Тема 3. Анализ текста. (8 часа) |
|
20 | 2 | Содержание исходного текста. | Лекция |
21 | 2 | Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей. | Практикум, комплексное применение знаний |
22 | 2 | Рецензия. Эссе. | Комплексное применение знаний |
23 | 2 | Промежуточная контрольная работа 3 |
|
|
| Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (10 часов) |
|
24-25 | 4 | Выступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция. | Практикум |
26-27 | 4 | Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения. | Практикум |
28 | 2 | Заключительная часть сочинения. | Практикум |
|
| Тема 5. Практическая часть(14 часов) |
|
29-33 | 10 | Тренировочные сочинения. | Практикум |
34-35 | 4 | Итоговая контрольная работа. | Комплексное применение знаний |
Использованная литература
1.А.И.Власенков Русский язык, 10-11кл. М.; Просвещение, 2010;
2 Г.Т. Егораева Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). М.; «Экзамен», 2010;
3.Т. А. Ладыженская. Система обучения сочинениям на уроках русского языка. М.; Просвещение, 2009;
4.Т. А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М.; Просвещение, 2009;
5.В. И. Капинос. Развитие речи: теория и практика обучения. М.; Просвещение, 2009;
6.Е.А.Влодавская. Русский язык. Поурочное планирование. Москва. «Экзамен».20010.
7.Е.Д.Бердникова,А.Г.Пестрякова.Тесты по культуре речи. Москва. «Флинта»,2000.
8.Т.И.Павлова,Т.В.Белоусова.Компетентностные задания по русскому языку.5-11 классы. Ростов-на Дону, «Легион».2012.
9.Г.Т.Егораева. Универсальные материалы с методическими рекомендациями.-М. «Экзамен».2010.
10.Г.Т.Егораева.Справочный материал. .-М. «Экзамен».2012.
11.А.И.Власенков. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб.для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. — 13-е издание. — М.: Просвещение, 2007.
12.А.Б.Малюшкин. Комплексный анализ текста. 10 класс. Москва. Творческий центр,2010.
13.Г.О.Матина,Ю.Н.Сивакова.Сочинения разных типов. Технология подготовки.С-Пб. «Азбука классика»,2005.
14.Г.В. Галкина, Л. З. Полонецкая. Занимательные задачи по русскому языку. Ростов-на-Дону. «Феникс»,2009.
15.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Ростов-на-Дону. «Легион».2012.