Программа кружка по русскому языку

«Развитие коммуникативной компетентности»

10-11классов

Волкова Марианна Романовна, 

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ «СОШ №26 с углубленным изучением

отдельных предметов»

г. Нижнекамска Республики Татарстан

Пояснительная записка

Программа предназначена для обучения учащихся 10-11 классов, рассчитана на 70 часов, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Л. М. Рыбченкова и А. И. Власенкова (учебник «Русский язык» в 10-11 классах . Разделы «Текст и его строение», «Стили речи»). Основной целью является дальнейшее развитие коммуникативной компетентности. Коммуникативная компетентность обеспечивает нормативное и целесообразное использование языка, способствует к речевому взаимодействию в социально-бытовой, учебно-научной, официально-деловой сферах общения. Овладение ею позволяет адаптироваться в изменяющейся социокультурной среде, готовности к осознанному выбору профессии, к трудовой деятельности. Полученными навыками и умениями слушатели курса будут оперировать в практической деятельности и повседневной жизни. По окончании курса учащимся предлагается проверить свои знания выполнением творческой работы.Программа состоит из 2-х разделов.

Первый раздел «Разноаспектный анализ текста». В данном разделе рассматривается последовательность расположения частей текста, систематизируются и дополняются знания о стилях, типах речи, способах и средствах связи в тексте. Поскольку данный раздел носит комплексный характер, учащиеся будут учиться анализировать не только стилевые особенности текста, но и содержащиеся в нем изобразительно-выразительные средства.

Второй раздел «Сочинение – рассуждение на основе текста ». Данный раздел программы предусматривает конструирование текста типа рассуждения на основе исходного текста, развивает умение понимать и интерпретировать читаемый текст, создавать свое высказывание, уточняя тему и основную мысль, выстраивать композицию, отбирать языковые средства, объяснять их роль в тексте, выбирать стиль и тип речи. Умения и навыки, приобретенные в данном разделе, направлены на выполнение задания повышенного уровня сложности.

Программа включает в себя:

  • пояснительную записку;

  • содержание программы;

  • основные термины и понятия, необходимые для овладения предметом изучения;

  • технологию организации учебного процесса;

  • формы итогового контроля по освоению материала;

  • требования к результатам освоения предмета изучения;

  • список использованной литературы.

Цели программы:

1. Помочь ученикам в овладении навыками написания сочинения;
2. Совершенствовать и развивать умения строить письменное высказывание в жанре рецензии или эссе;
3. Формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной речью;
4. Совершенствовать и развивать умение читать и понимать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
5. Формировать и развивать умение находить изобразительные средства языка и объяснять их роль в тексте;
6. Совершенствовать и развивать умение передавать в письменной форме свое, индивидуальное восприятие, свое понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений.

Задачи программы:

  • Помочь овладеть литературно-критическими жанрами (рецензия, эссе).

  • Закрепить и расширить знания учащихся о тексте, совершенствуя в то же время навыки конструирования текстов в жанре рецензии или эссе.

  • Способствовать развитию письменной речи.

  • Подготовить учащихся к написанию сочинений разных жанров.

Содержание программы

РАЗДЕЛ I

Разноаспектный анализ текста. 

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста.(18 часов.)

Текст. Тема и основная мысль текста. Средства связи между частями текста. Способы связи в тексте. Выделение микротем. Лексические, морфологические, синтаксические средства организации текста. Стили речи. Типы речи.

Тема 2. Лингвистический анализ текста. (20 часов.)

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассуждение.

Анализ лексики: многозначные слова, переносное значение слова, синонимы, антонимы, лексика ограниченного употребления, фразеологизмы. Контекстные синонимы. Контекстные антонимы.

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, благозвучие (эвфония), диссонанс, звукопись.

Лексические – поэтические тропы: метафора, синекдоха, ирония, гипербола, литота, олицетворение, эпитет, аллегория, перифраза, художественный символ, паронимы.

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторический вопрос, риторическое восклицание, риторическое обращение, синтаксические конструкции.

Учащиеся должны уметь:

  • указывать средства связи между частями текста;

  • определить тему и основную мысль текста;

  • определить тип и стиль речи;

  • использовать знания о тексте и изобразительно-выразительных средствах языка при анализе текста.

Практические работы:

  1. прочитать текст и определить, к какому стилю и типу речи он относится;

  2. прочитать текст и определить, в каком предложении заключена основная мысль автора;

  3. определить, какое утверждение противоречит позиции автора;

  4. определить, в каком предложении автор использует синонимы (антонимы…);

  5. найти предложение, которое связано с предыдущим с помощью личного(указательного) местоимения

  6. написать номера тех средств выразительности, которые использованы в указанном абзаце;

  7. найти, какое из перечисленных тропов используется в указанном предложении;

  8. указать,какая из пословиц и поговорок соответствует теме текста.

РАЗДЕЛ II

Сочинение-рассуждение на основе текста. 

Тема 3. Анализ текста.(8 часов.)

Содержание исходного текста.

Тексты научно-популярного, публицистического, разговорного стиля. Анализ композиции научного, публицистического, разговорного стиля. Рецензия. Эссе.

Тема 4Композиция и языковое оформление сочинения. (10часов.)

Вступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений.

Авторская позиция.

Основная часть сочинения.

Финал сочинения-рассуждения. Изложение собственного мнения.

Тема 5.Практическая часть (12 часов)

Тренировочные сочинения. Итоговая контрольная работа.

Практические работы:

написание сочинений-рассуждений.

Умения и навыки. Учащиеся должны уметь:

  1. понимать и интерпретировать содержание исходного текста;

  2. анализировать форму исходного текста;

  3. находить характерные для исходного текста языковые средства;

  4. создавать связное высказывание;

  5. излагать последовательно собственные мысли;

  6. использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.

  7. оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.

  • редактирование.

Основные термины и понятия

Стили речи: публицистический, художественный, научный, разговорный.

Типы речи: описание, повествование, рассуждение.

Изобразительно-выразительные средства языка.

Лексические средства: антонимы, контекстные антонимы, гипербола, индивидуально-авторские неологизмы, синонимы, контекстные синонимы, синтаксические синонимы, стилистические синонимы, метафора, метонимия, оксюморон, олицетворение, оценочная лексика, перифраза, пословицы и поговорки, фразеологизмы, цитаты, эпитет.

Синтаксические средства: авторская пунктуация, анафора, антитеза, риторические фигуры, градация, инверсия, композиционный стык, многосоюзие, парцелляция, повтор, присоединительные конструкции, синтаксический параллелизм, эпифора.

Технология организации учебного процесса по программе

Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающая ученика главной фигурой образовательного процесса.

Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого ученика при его взаимодействии с учителем и соучениками.

Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Типология уроков по С.В. Иванову:

— уроки-лекции;
— уроки применения знаний на практике;
— уроки навыков (тренировочные);
— уроки комплексного применения знаний.

Преобладают групповые и индивидуальные формы работы.

Основными организационными формами вовлечения учащихся в учебную деятельность являются:

— работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического материала, составление текстов в жанре рецензии, эссе);
— самостоятельная работа (написание рецензии, эссе, нахождение выразительных средств языка и объяснение их роли);
— работа в группах;
— индивидуальная работа.

Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.

Набор заданий для работы помещён в тренировочных тестах и индивидуальных карточках, распределён в соответствии с процессом и структурой ЕГЭ.

Формы итогового контроля по освоению программы.

Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

1.текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);

2.промежуточный (проводится в форме теста)

3.итоговый (в конце курса, проводится в форме теста)

Календарно-тематическое планирование

п/п

Колли-чество часов

Тема

Вид занятия

 

 

Тема 1. Стилистический и типологический анализ текста. (18 часов)

 

1

 2

Текст. Тема и основная мысль текста

Лекция

2

 2

Средства связи между частями текста, способы связи в тексте

лекция

3

 2

Выделение микротем в тексте

Практическая работа

4

 2

Лексические средства организации текста

Лекция

5

 2

Морфологические средства организации текста

Лекция

6

 2

Синтаксические средства организации текста

Лекция

7

 2

Стили речи

Тренировочный

8

 2

Типы речи

Тренировочный

9

 2

Контрольная работа 1 (промежуточная)

Тренировочный

 

 

Тема 2. Лингвистический анализ текста (20 часов)

 

10

 2

Изобразительно-выразительные средства языка, оформляющие описание и рассуждение.

Лекция

 11

 2

Анализ изобразительно-выразительных средств, оформляющих описание и рассужение

Практикум, комплексное применение знаний

12

 2

Многозначные слова. Переносное значение слова. Лексика ограниченного употребления. Фразеологизм.

Практикум, комплексное применение знаний

13

 2

Синонимы. Контекстные синонимы. Антонимы. Контекстные антонимы.

Практикум, комплексное применение знаний

14

 2

Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс, эвфония, диссонанс. Звукопись.

Практикум, комплексное применение знаний

15-16

 4

Тропы: метафоры, сравнение, эпитет, олицетворение, ирония, гипербола, метота, аллегория, перифраза. Художественный символ, паронимы.

Практикум, комплексное применение знаний

17-18

 4

Стилистические фигуры: градация, антитеза, оксюморон, лексический повтор, анафора, эпифора, параллелизм, эллипсис, умолчание, риторические фигуры, синтаксические конструкции.

Практикум, комплексное применение знаний

19

 2

Промежуточная контрольная работа 2

Тренировочный

 

 

Тема 3. Анализ текста. (8 часа)

 

20

 2

Содержание исходного текста.

Лекция

21

 2

Тексты функционального стиля. Анализ композиции текстов научного, публицистического, разговорного стилей.

Практикум, комплексное применение знаний

22

 2

Рецензия. Эссе.

Комплексное применение знаний

23

 2

Промежуточная контрольная работа 3

 

 

 

Тема 4. Композиция и языковое оформление сочинения. (10 часов)

 

24-25

 4

Выступление к сочинению. Смысловые и грамматические связи предложений. Авторская позиция.

Практикум

26-27

 4

Основная часть сочинения. Изложение собственного мнения.

Практикум

28

 2

Заключительная часть сочинения.

Практикум

Тема 5. Практическая часть(14 часов)

29-33

 10

Тренировочные сочинения.

Практикум

34-35

 4

Итоговая контрольная работа.

 Комплексное применение знаний

Использованная литература

1.А.И.Власенков Русский язык, 10-11кл. М.; Просвещение, 2010;

2 Г.Т. Егораева Русский язык. Выполнение задания части 3 (С). М.; «Экзамен», 2010;

3.Т. А. Ладыженская. Система обучения сочинениям на уроках русского языка. М.; Просвещение, 2009;

4.Т. А. Калганова. Сочинения различных жанров в старших классах. М.; Просвещение, 2009;

5.В. И. Капинос. Развитие речи: теория и практика обучения. М.; Просвещение, 2009;

6.Е.А.Влодавская. Русский язык. Поурочное планирование. Москва. «Экзамен».20010.

7.Е.Д.Бердникова,А.Г.Пестрякова.Тесты по культуре речи. Москва. «Флинта»,2000.

8.Т.И.Павлова,Т.В.Белоусова.Компетентностные задания по русскому языку.5-11 классы. Ростов-на Дону, «Легион».2012.

9.Г.Т.Егораева. Универсальные материалы с методическими рекомендациями.-М. «Экзамен».2010.

10.Г.Т.Егораева.Справочный материал. .-М. «Экзамен».2012.

11.А.И.Власенков. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: Учеб.для 10-11 кл. общеобраз. учрежд. / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. — 13-е издание. — М.: Просвеще­ние, 2007.

12.А.Б.Малюшкин. Комплексный анализ текста. 10 класс. Москва. Творческий центр,2010.

13.Г.О.Матина,Ю.Н.Сивакова.Сочинения разных типов. Технология подготовки.С-Пб. «Азбука классика»,2005.

14.Г.В. Галкина, Л. З. Полонецкая. Занимательные задачи по русскому языку. Ростов-на-Дону. «Феникс»,2009.

15.Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ. Ростов-на-Дону. «Легион».2012.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here