Пояснительная записка.
Данная рабочая программа «Чтение и развитие речи» в 9 классе составлена на основе документов:
-
Программы для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В. В. Воронковой, издательский центр ВЛАДОС 2011 г.
-
Закона РФ «Об образовании»;
-
Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212., 23.12.2002 г., № 919
-
Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I—VIII видов» от 26.12.2000г.;
-
Положения о порядке разработки и утверждения рабочих программ в ГБОУ « Валуйская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа- интернат VIII вида» приказ № 62-А от 04.09.2009 г.;
-
Единой концепции специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
Учебник: «Чтение», 9класс, авторы А.К.Аксёнова, Н.И.Шишкова, 2013г. Программа рассчитана на 102 часа. Данная программа соответствует Базисному учебному плану специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида.
Чтение и развитие речи- один из основных предметов в обучении. Он формирует общеучебный навык чтения и умения работать с текстом, пробуждает интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию учащихся, их духовно-нравственному и эстетическому воспитанию. Успешность изучения курса чтения обеспечивает результативность по другим предметам коррекционной школы
Специальной задачей программы является овладение обучающимися навыками беглого и выразительного чтения доступных их пониманию произведений или отрывков из произведений русских, зарубежных классиков и современных писателей. Программа предусматривает совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии. Обучение обучающихся выделению главной мысли произведения, составлению характеристик героя, обоснование своего отношения к героям и их поступкам, объяснение причин тех или иных действий героя (с помощью учителя), пересказу содержания прочитанного, знаниям основных сведений о жизни писателя. На уроках чтения в 9 классе продолжается формирование техники чтения; правильности, беглости, выразительности на основе понимания читаемого материала. Это связанно с тем, что не все обучающиеся данного класса в достаточной степени владеют указанными навыками. На уроках чтения уделяется большое внимание развитию речи учащихся и их мышлению. Каждый урок способствует решению проблемы нравственного воспитания обучающихся.
Цель изучения предмета: формирование речи как средства общения, способа коррекции познавательной деятельности обучающихся и подготовки их к социально трудовой адаптации.
Главными задачами изучения предмета являются:
— формирование у обучающихся устойчивого желания читать доступную литературу, повышение интереса к книге;
— развитие способности к адекватному восприятию художественного произведения: непосредственный эмоциональный отклик, обдумывающее восприятие, выражение собственного отношения к содержанию произведения;
— овладение обучающимися умением самостоятельно ориентироваться в книгах для извлечения нужной для себя информации;
— коррекция недостатков речевого, умственного развития обучающихся, расширение круга представлений об окружающей действительности;
— воспитание у обучающихся эстетических, нравственных, этических качеств, необходимых для самостоятельной жизни в обществе.
— овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым навыком в системе обучения;
— добиваться эмоционального отклика на прочитанное, проводить направленную работу на понимание образного литературного текста;
-посредством уроков чтения создать условия для социализации и реабилитации обучающихся с последующей интеграцией их в общество;
-формировать умениие различать тему и идею произведения, выявлять характерные черты литературного героя, понимать юмор как способ выражения авторского замысла;
-обогащение нравственного опыта обучающихся, формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности.
Основные направления коррекционной работы:
-
развитие умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
-
совершенствование навыков связной устной речи, обогащение и уточнение словарного запаса;
-
коррекция недостатков развития познавательной деятельности.
-
развитие артикуляционной моторики;
-
формирование умения работать по словесной инструкции, алгоритму;
-
коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
-
расширение представлений об окружающем мире;
-
коррекция индивидуальных пробелов в знаниях, умениях, навыках.
На уроках чтения, кроме совершенствования техники чтения и понимания содержания художественных произведений уделяется большое внимание развитию речи обучающихся и их мышлению. Школьники учатся отвечать на поставленные вопросы; полно, правильно и последовательно передавать содержание прочитанного; кратко пересказывать основные события, изложенные в произведении; называть главных и второстепенных героев, давать им характеристику, адекватно оценивать их действия и поступки; устанавливать несложные причинно – следственные связи и отношения; делать выводы, обобщения.
Навыки чтения
Совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии.
Выделение главной мысли произведения, составление характеристики героев с помощью учителя, иллюстрирование черт характера героев примерами из текста, обоснование своего отношения к действующим лицам.
Составление плана в форме повествовательных , в том числе назывных предложений самостоятельно и с помощью учителя.
Продолжение работы над средствами языковой выразительности. Различение оттенков значений слов в тексте.
Пересказ содержания прочитанного с использованием слов и выражений, взятых из текста.
Знание основных сведений о жизни писателей.
Заучивание наизусть стихотворений, прозаического отрывка.
Внеклассное чтение
Самостоятельное чтение книг, газет, журналов. Обсуждение прочитанного.
Составление отзыва о книге. Чтение статей на одну тему из периодической печати для обсуждения, оценка обсуждаемых событий ( с помощью учителя).
Ведение дневника внеклассного чтения.
В коррекционной школе проверяются следующие умения и навыки, связанные с читательской деятельность:
-
навыки осознанного чтения в определённом темпе (вслух и «про себя»)
-
умение выразительно читать текст;
-
умение пересказывать прочитанное;
-
умение заучивать наизусть стихотворения и прозаические отрывки.
При проверки умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, характеристики героев произведения. Текущий контроль проходит на каждом уроке в виде индивидуального и фронтального опроса: чтение всего текста; чтение, деление текста на части, составление плана; чтение по готовому плану; чтение цепочкой по предложению; чтение по ролям; чтение самого красивого места в рассказе; нахождение отрывка по рисунку; нахождение отрывка, отражающего главную мысль произведения; нахождение путём чтения причинно-следственных связей.
В преподавании чтению и развитию речи в коррекционной школе VIII вида следует использовать следующие принципы:
-
принцип коррекционной направленности,
-
принцип воспитывающий и развивающий направленности обучения,
-
принцип научности и доступности,
-
принцип систематичности и последовательности,
-
принцип наглядности,
-
принцип индивидуального и дифференцируемого
подхода в обучении.
Формы организации учебного процесса
-
урок
Формы учебной деятельности
-
коллективная
-
групповая
-
индивидуальная
Технологии обучения
-
дифференцированное обучение
-
личностно-ориентированное обучение
Методы обучения
-
словесные: рассказ учителя, обучающая беседа, чтение текстов учебника.
-
наглядные: демонстрация иллюстраций, использование ИКТ
-
экранно-звуковые средства обучения и т.д.
Типы уроков
-
Урок сообщения новых знаний.
-
Урок формирования и закрепления знаний и умений.
-
Урок обобщения и систематизации знаний.
-
Урок проверки и оценки знаний, умений и навыков.
-
Комбинированный урок..
Уроки чтения и развития речи проходят в специально оборудованном кабинете. Для обучения используются следующие средства обучения:
-
Библиотечный фонд
-
Печатные демонстрационные пособия
-
Технические средства обучения
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
• самостоятельного чтения книг;
• высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении (герое, событии);
• самостоятельного выбора книги по интересу;
• работы с разными источниками информации (словарями, справочниками).
Основные требование к знаниям и умениям учащихся к концу 9 класса.
Учащиеся должны уметь:
читать осознанно, правильно, бегло, выразительно вслух, читать «про себя»;
выделять главную мысль произведения;
давать характеристику главным героям;
высказывать свое отношение к героям и их поступкам;
пересказывать содержание произведения, рассказывать по предложенной теме в связи с прочитанным.
Учащиеся должны знать:
Наизусть 10 стихотворений. 2 прозаических отрывка.
Тематическое планирование.
Наименование разделов. | Количество часов | Содержание программного материала | Произведения, которые должны знать наизусть. | |
1. | Устное народное творчество. | 7 | Жанры устного народного творчества: сказки, былины, песни, пословицы, загадки. |
|
2. | Внеклассное чтение. | 1 |
|
|
3. | Литературная сказка. | 1 | В.Г.Жуковский «Три пояса». |
|
4. | А.С.Пушкин. | 10 | Поэма « Руслан и Людмила». Повесть «Барышня-крестьянка». |
|
5. | Внеклассное чтение. | 1 | А.С.Пушкин. Поэма «Полтава». |
|
6. | И.А.Крылов. | 2 | Басня «Кот и повар» |
|
7. | М.Ю.Лермонтов | 5 | Стихотворения: «Тучи», «Морская душа», «Баллада» | М.Ю.Лермонтов. «Тучи» |
8. | Н.В.Гоголь. | 5 | Повесть «Майская ночь, или Утопленница» |
|
9. | Внеклассное чтение. | 1 | Н.В.Гоголь. «Ночь перед Рождеством» (отрывки). |
|
10. | Н.А.Некрасов. | 3 | Стихотворение «Рыцарь на час». Поэма «Саша». |
|
11. | Л.Н.Толстой | 1 | Рассказ «Бедные люди». |
|
12. | А.Н.Майков | 1 | Стихи: «Осень», «Зимнее утро» |
|
13. | Ф.И.Тютчев | 1 | Стихотворения: «Листья», «Осенний вечер». |
|
14. | А.А.Фет | 3 | Стихотворения: «НА заре ты её не буди», «Помню я: старушка няня…» | А.А.Фет. «Помню я: старушка няня…» |
15. | Внеклассное чтение. | 1 | Стихотворения А.А.Ахматовой и М.Цветаевой о мужестве | А.А.Ахматова . «Мужество». |
16. | А.П.Чехов. | 3 | Рассказы: «Пересолил», «Злоумышленник» |
|
17. | А.Куприн. | 2 | Рассказ «Тапёр» |
|
18. | А.Бунин. | 1 | Рассказ «Танька» |
|
19. | Обобщающий урок по творчеству писателей XIXвека | 1 | Викторина |
|
20. | А.М.Горький. | 3 | «Песня о Соколе» | Отрывок из «Песни о Соколе» |
21. | В.В.Маяковский. | 2 | Стихотворение «Необычайное приключение…» |
|
22. | С.А.Есенин. | 4 | Стихотворения: «Нивы сжаты, рощи голы…». «Собаке Качалова», «Письмо матери» | С.А.Есенин. «Нивы сжаты, рощи голы,…» |
23. | Внеклассное чтение. | 1 | Стихотворения С.А.Есенина о природе | Стихи С.А.Есенина о природе |
24. | А. К.Толстой. | 2 | Рассказ «Русский характер» |
|
25. | А.А.Фадеев. | 3 | Роман «Молодая гвардия»(отрывки) |
|
26. | М.А.Шолохов. | 4 | Рассказ «Судьба человека»(отрывки) |
|
27. | К.Г.Паустовский. | 3 | Рассказ «Стекольный мастер» |
|
28 | Внеклассное чтение. | 1 | К.Г.Паустовский «Телеграмма» |
|
29. | К.М.Симонов. | 2 | Стихотворения: «Жди меня », «Ты помнишь, Алёша, дороги Смоленщины…» | К.М.Симонов. «Жди меня» |
30 | В.М.Инбер | 1 | Стихотворение «Заботливая женская рука». |
|
31. | Р.Гамзатов | 1 | Стихотворение « Песня о матерях«» |
|
32. | В.Шукшин. | 3 | Рассказ «Стенька Разин» |
|
33. | Ф.Абрамов. | 2 | Рассказ «Золотые руки» |
|
34. | Ч.Айтматов. | 2 | Повесть «Первый учитель»(отрывки) |
|
35. | Л.Н,Ошанин. | 2 | «Стихи об одной любви» | Отрывок «Стихи об одной любви Л.Ошанин |
36. | С.В.Михалков. | 2 | Стихотворение «Весёлый турист» | С.В.Михалков «Весёлый турист» |
37. | Внеклассное чтение. | 1 | В.Быков «Альпийская баллада» |
|
38. | Ф.Искандер. | 2 | Рассказ «Сердце» |
|
39. | А.Рыбаков. | 3 | Повесть «Кортик»(отрывки) |
|
40. | Б.Окуджава. | 2 | Стихотворение «Старый дом» | Б.Окуджава. «Старый дом» |
41. | Внеклассное чтение | 1 | Б.Васильев. «А зори здесь тихие» |
|
42 | .Р.Л.Стивенс | 1 | Рассказ «Вересковый мёд» |
|
.43 | Чтение произведений зарубежной литературы | 2 |
|
|
44. | Обобщающий урок по произведениям XXвека | 1 | Викторина |
|
45. | Итоговый урок за учебный год | 1 |
|
|
|
|
|
|
|
Календарно-тематическое планирование по чтению и развитию речи в 9 классе
Наименование разделов и тем . | Часы учебного времени | Плановые сроки прохождения | Дата проведения | Примечание | ||||||
Устное народное творчество-8 часов. Цель: совершенствование техники чтения, соблюдение при чтении норм русской орфоэпии | ||||||||||
1/1 | Устное народное творчество. Составление плана. | 1 |
|
|
| |||||
2/2 | Русские народные песни. Выразительное чтение. | 1 |
|
|
| |||||
3/3 | Былины – один из видов русского народного творчества. Ответы на вопросы. | 1 |
|
|
| |||||
4/4 | Пересказ содержания I ч.: «Сказки Василиса Премудрая». | 1 |
|
|
| |||||
5/5 | Характеристика героев сказки II ч.: «Сказки Василиса Премудрая». | 1 |
|
|
| |||||
6/6 | Чтение по ролям сказки «Лиса и тетерев». | 1 |
|
|
| |||||
7/7 | Загадка – один из видов устного народного творчества. Конкурс загадок. | 1 |
|
|
| |||||
8/8 | Внеклассное чтение по теме «Устное народное творчество». | 1 |
|
|
| |||||
Из произведений русской литературы XIX века-43часа. Цель: формировать умение выделять главную мысль произведения, давать оценку главным героям, пересказывать содержание произведения, выразить свое отношение к героям и их поступкам | ||||||||||
9/1 | Чтение литературной сказки. В. А. Жуковского «Три пояса». | 1 |
|
|
| |||||
10/2 | Составление рассказа по вопросам. Биография А. С. Пушкина. | 1 |
|
|
| |||||
11/3 | Объяснительное чтение песни I поэмы «Руслан и Людмила». | 1 |
|
|
| |||||
12/4 | Характеристика героев песни II поэмы «Руслан и Людмила». | 1 |
|
|
| |||||
13/5 | Пересказ песни III поэмы «Руслан и Людмила». | 1 |
|
|
| |||||
14/6 | Работа над образами поэмы «Руслан и Людмила» | 1 |
|
|
| |||||
15/7 | Объяснительное чтение повести «Барышня – крестьянка» А. С Пушкина.1 часть. | 1 |
|
|
| |||||
16/8 | Пересказ содержания 2 главы повести «Барышня – крестьянка» А. С Пушкина | 1 |
|
|
| |||||
17/9 | Характеристика героев повести «Барышня – крестьянка» А. С Пушкина | 1 |
|
|
| |||||
18/10 | Составление плана повести «Барышня крестьянка» А.С.Пушкина | 1 |
|
|
| |||||
19/11 | Внеклассное чтение. Рассказ «Метель» А. С. Пушкина. | 1 |
|
|
| |||||
20/12 | Обобщающий урок по творчеству А. С. Пушкина. | 1 |
|
|
| |||||
21/13 | Составление плана к биографии И.А.Крылова | 1 |
|
|
| |||||
22/14 | Выразительное чтение басни «Кот и повар». | 1 |
|
|
| |||||
23/15 | Биография М. Ю. Лермонтова. Составление плана пересказа. | 1 |
|
|
| |||||
24/16 | Заучивание наизусть стихотворения «Тучи» М. Ю. Лермонтова. | 1 |
|
|
| |||||
25/17 | Выразительное чтение стихотворения «Баллада» М. Ю. Лермонтова. | 1 |
|
|
| |||||
26/18 | Выразительное чтение стихотворения «Морская царевна». М. Ю. Лермонтова | 1 |
|
|
| |||||
27/19 | Обобщающий урок по творчеству М. Ю. Лермонтова. | 1 |
|
|
| |||||
28/20 | Биография Н. В. Гоголя. Составление плана. | 1 |
|
|
| |||||
29/21 | Деление текста на части I ч. I главы «Ганна» отрывка «Майская ночь, или Утопленница». | 1 |
|
|
| |||||
30/22 | Составление плана II ч. I главы отрывка «Майская ночь, или Утопленница». | 1 |
|
|
| |||||
31/23 | Подробный пересказ V главы отрывка «Майская ночь, или Утопленница». | 1 |
|
|
| |||||
32/24 | Составление характеристики героев, чтение VI главы отрывка «Майская ночь, или Утопленница». | 1 |
|
|
| |||||
33/25 | Внеклассное чтение . Н. В. Гоголь «Тарас Бульба» | 1 |
|
|
| |||||
34/26 | Биография Н. А. Некрасова. | 1 |
|
|
| |||||
35/27 | Выразительное чтение отрывка «Рыцарь на час». | 1 |
|
|
| |||||
36/28 | Объяснительное чтение отрывка «Саша». | 1 |
|
|
| |||||
37/29 | Работа над образами отрывка «Саша». | 1 |
|
|
| |||||
38/30 | Пересказ содержания по плану. Л. Н. Толстой «Бедные люди». | 1 |
|
|
| |||||
39/31 | Выразительное чтение стихотворений А. Н. Майкова «Осень», «Зимнее утро». | 1 |
|
|
| |||||
40/32 | Выразительное чтение стихов о природе «Листья», «Осенний вечер» Ф. И. Тютчева | 1 |
|
|
| |||||
41/33 | Биография А. А. Фета. | 1 |
|
|
| |||||
42/34 | Выразительное чтение стихотворения А.А. Фета «На заре ты её не буди» | 1 |
|
|
| |||||
43/35 | Заучивание наизусть стихотворения «Помню я : старушка няня …» А.А Фета . | 1 |
|
|
| |||||
44/36 | Внеклассное чтение . Конкурс стихов А.Фета,Ф.Тютчева | 1 |
|
|
| |||||
45/37 | Пересказ по плану. А. П. Чехов. Биографический очерк. | 1 |
|
|
| |||||
46/38 | Объяснительное чтение рассказа «Пересолил». | 1 |
|
|
| |||||
47/39 | Пересказ содержания рассказа «Злоумышленник». | 1 |
|
|
| |||||
48/40 | Объяснительное чтение рассказа А. И. Куприна «Тапер». I часть. | 1 |
|
|
| |||||
49/41 | Составление плана рассказа А. И. Куприна «Тапер». II часть. | 1 |
|
|
| |||||
50/42 | Объяснительное чтение рассказа И. А. Бунина «Танька». | 1 |
|
|
| |||||
51/43 | Обобщающий урок по произведениям русской литературы XIX века. | 1 |
|
|
| |||||
Произведения русской литературы XX века-51 час. Цель: познакомить учащихся с произведениями русской литературы XX века, формировать умение выделять главную мысль произведения, давать оценку главным героям, пересказывать содержание произведения | ||||||||||
52/1 | Составление плана пересказа. Биография А. М. Горького | 1 |
|
|
| |||||
53/2 | Объяснительное чтение I части «Песня о Соколе». | 1 |
|
|
| |||||
54/3 | Чтение А. М. Горького «Песня о Соколе». II часть. Заучивание наизусть отрывка. | 1 |
|
|
| |||||
55/4 | Составление плана пересказа. Биография В. В. Маяковского. | 1 |
|
|
| |||||
56/5 | Выразительное чтение стихотворения «Необычайное приключение». В. В. Маяковского | 1 |
|
|
| |||||
57/6 | Пересказ по плану. Биография С. А. Есенина. | 1 |
|
|
| |||||
58/7 | Заучивание наизусть стихотворения «Нивы сжаты, рощи голы». | 1 |
|
|
| |||||
59/8 | Выразительное чтение стихотворения «Собаке Качалова». | 1 |
|
|
| |||||
60/9 | Выразительное чтение стихотворения «Письмо матери». | 1 |
|
|
| |||||
61/10 | Внеклассное чтение. М,И. Цветаева. «Красной кистью…», «Вчера ещё в глаза глядел…» | 1 |
|
|
| |||||
62/11 | Составление плана пересказа. Биография А.Н. Толстого. | 1 |
|
|
| |||||
63/12 | Объяснительное чтение рассказа А. Н. Толстого «Русский характер». | 1 |
|
|
| |||||
64/13 | Пересказ по плану. Биография А.А. Фадеева. | 1 |
|
|
| |||||
65/14 | Объяснительное чтение отрывка «Молодая гвардия» А. А. Фадеева. | 1 |
|
|
| |||||
66/15 | Работа над образами молодогвардейцев. «Молодая гвардия» А. А. Фадеева. | 1 |
|
|
| |||||
67/16 | Составление плана пересказа. Биография М. А. Шолохова. | 1 |
|
|
| |||||
68/17 | Деление на части рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» | 1 |
|
|
| |||||
69/18 | Пересказ рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» | 1 |
|
|
| |||||
70/19 | Составление рассказа «Побег из плена» по рассказу М. А. Шолохова «Судьба человека» | 1 |
|
|
| |||||
71/20 | Пересказ по плану. Биография К. Г. Паустовского. | 1 |
|
|
| |||||
72/21 | Деление на части рассказа К. Г. Паустовского «Стекольный мастер». | 1 |
|
|
| |||||
73/22 | Пересказ рассказа К. Г. Паустовского «Стекольный мастер». | 1 |
|
|
| |||||
74/23 | Внеклассное чтение К. Г. Паустовский. Рассказы. | 1 |
|
|
| |||||
75/24 | Пересказ по плану. Биография К.М. Симонова. | 1 |
|
|
| |||||
76/25 | Заучивание наизусть стихотворения К. М. Симонова «Жди меня». | 1 |
|
|
| |||||
77/26 | В. М. Инбер. Выразительное чтение стихотворения «Заботливая женская рука». | 1 |
|
|
| |||||
78/27 | Р. Гамзатов. Выразительное чтение отрывка из поэмы «Берегите матерей». | 1 |
|
|
| |||||
79/28 | В. М. Шукшин. Рассказ «Стенька Разин» 1 часть | 1 |
|
|
| |||||
80/29 | Пересказ по плану рассказа В. М. Шукшина «Стенька Разин». 2 часть | 1 |
|
|
| |||||
81/30 | Характеристика героев произведения В. М. Шукшина «Стенька Разин». | 1 |
|
|
| |||||
82/31 | Объяснительное чтение рассказа Ф.Абрамова «Валенки» | 1 |
|
|
| |||||
83/32 | Чтение и пересказ рассказа Ф. Абрамова «Золотые руки». | 1 |
|
|
| |||||
84/33 | Объяснительное чтение отрывка из повести «Первый учитель» Ч.Айтматова | 1 |
|
|
| |||||
85/34 | Объяснительное чтение отрывка из повести «Первый учитель» Ч. Айтматова | 1 |
|
|
| |||||
86/35 | Из произведений зарубежной литературы. Р. Л. Стивенсон «Вересковый мед» | 1 |
|
|
| |||||
87/36 | Составление плана пересказа. Биография Л. Н. Ошанина. | 1 |
|
|
| |||||
88/37 | Выразительное чтение «Стихи об одной любви» Л. Ошанина | 1 |
|
|
| |||||
89/38 | Составление плана. Биография С. В. Михалкова. | 1 |
|
|
| |||||
90/39 | Заучивание стихотворения наизусть «Веселый турист» С. Михалкова | 1 |
|
|
| |||||
91/40 | Внеклассное чтение .В.Быков «Альпийская баллада» | 1 |
|
|
| |||||
92/41 | Ответы на вопросы к отрывку из повести Ф. Искандера «Сердце». | 1 |
|
|
| |||||
93/42 | Пересказ отрывка из повести Ф. Искандера «Сердце». | 1 |
|
|
| |||||
94/43 | Составление плана пересказа. Биография А. Рыбакова. | 1 |
|
|
| |||||
95/44 | Чтение и пересказ отрывка из повести А. Рыбакова «Кортик». | 1 |
|
|
| |||||
96/45 | Характеристика героев повести А. Рыбакова «Кортик». | 1 |
|
|
| |||||
97/46 | Обобщающий урок по произведениям русской литературы XX века. Викторина. | 1 |
|
|
| |||||
98/47 | Объяснительное чтение. Р.Л.Стивенс «Вересковый мёд» | 1 |
|
|
| |||||
99/48 | Эрнест Сетон-Томпсон. «Снап» (отрывок в сокращении)( I часть) | 1 |
|
|
| |||||
100/49 | Объяснительное чтение II и IIIчастей Отрывка «Снап» | 1 |
|
|
| |||||
101/50 | Объяснительное чтение Джеральд Даррелл «Живописный жираф». | 1 |
|
|
| |||||
102/51 | Подведение итогов за учебный год. Контрольные вопросы и задания. | 1 |
|
|
|
Содержание учебного курса.
Художественные произведения и отрывки из художественных произведений классиков русской и отечественной литературы. Краткие сведения об их жизни и творчестве.
Произведения устного народного творчества: сказки, загадки, поговорки, былины. .Литературные сказки. Произведения современных писателей русской и зарубежной литературы. На примере чтения художественной литературы воспитание морально-этических и нравственных качеств личности подростка.
Произведения классиков русской литературы: А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, И.А. Крылова,
Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, Л.Н. Толстого, А.Н. Майкова, Ф.И. Тютчева, А.А.Фета, А.П. Чехова, А.И. Куприна,
И.А. Бунина.
Произведения писателей и поэтов XX века: А.М. Горького, В.В. Маяковского, С.А. Есенина, А.Н. Толстого, А.А. Фадеева, М.А. Шолохова, К.Г. Паустовского, К.М. Симонова, В.М. Инбер, Р. Гамзатова, В.М. Шукшина,
Ф.А. Абрамова, Ч.Айтматова, Л.Н. Ошанина, С.В. Михалкова, Ф.А.Искандера, А.Рыбакова, Б.Окуджава.
Учебно-методические средства обучения
-
Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной коррекционной) школе. – М.: Владос, 1999. – 256 стр.
-
Василик И. А. Занятия речью в интеграционном классе. – М.: Ковчег, 2005. – 54 с.
-
Дефектология. Научно-методический журнал. — М.: Школа-Пресс.
-
Ефросинина Л. А. Литературное чтение в начальной школе: Контрольные работы, тесты, литературные диктанты, тексты для проверки навыков чтения, диагностические задания. Ч. 2. – М.: Вентана-Граф, 2006. – 416 стр.
-
Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: ТЕРРА, 1998.
-
Коррекционная педагогика. Научно-методический журнал. — М.: Образование плюс.
-
Начальная школа. Научно-методический журнал. — М.: Молодая гвардия.
-
Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 стр.
-
Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида, 5-9 классы, сборник № 1 под редакцией В. В. Воронковой. — М.: Владос, 2011. – 223 стр.
-
Чтение: Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Авторы-соста А.К. Аксёнова, М.И.Шишкова – М.: Владос, 2013. – 239 стр.