Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Макуловская средняя общеобразовательная школа»
Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан
Конспект урока по русскому языку
в 5 классе
«Глагол. Повторение»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Хитёва Елена Петровна
с. Макулово
2013 г
Конспект урока в 5 классе по теме «Глагол»
Цели:
Обучающие:
— обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Глагол»;
— проверить знания, умения, навыки по теме «Глагол» посредством тестирования;
Развивающие:
— работать над развитием связной речи, логического мышления, творческих способностей учащихся;
Воспитательные:
— воспитывать интерес к родному языку;
— способствовать сплочению коллектива.
Тип урока: урок-обобщение;
Вид урока: урок-путешествие;
Технология: на игровой и групповой основе;
Оборудование: компьютерная презентация к уроку, карточки с заданиями, тестовые задания на листах, мультимедийный проектор.
Ход урока
-
Оргмомент.
— Здравствуйте. Сегодня мы проведем не совсем обычный урок. Мы с вами будем туристами и совершим путешествие по стране «Глаголия». Сделаем остановки, пройдемся пешком. Все готовы? Давайте, ребята, прочитаем девиз туристов (на доске):
Все готовы к путешествию
В страну интересную и очень полезную?
На пути нас ждут сложные испытания,
А на финише – победа, радость, знания!
Итак, отправляемся путешествовать. Посмотрите внимательно схему маршрута, она нам очень пригодится в пути (слайд 3).
— Вот мы оказались на перекрестке. Что такое перекресток? (слайд 4)
— Пересечение дорог.
— Куда мы должны пойти, чтобы попасть в страну Глаголию?
— Прямо.
— Правильно, молодцы, ребята! Страна «Глаголия» (слайд 5). Просторы ее огромны: она занимает второе место после страны «Существительное». Жители ее очень не просты. Они энергичны, всегда в движении: разрушают и строят, соединяют и управляют. Нас встречает царь – Глагол (слайд 6). Он будет сопровождать нас, поможет нам не заблудиться, не упасть, не утонуть и выбрать правильный путь.
Итак, на нашем пути возникло первое препятствие – гора «Отвечай-ка» (слайд 7). Чтобы преодолеть ее, нужно ответить на вопросы по теме «Глагол» (слайд 8).
2. — Что такое глагол?
— Как пишутся глаголы с частицей не?
— Что такое инфинитив?
— В каких случаях у глаголов пишется –тся, а в каких -ться?
— Сколько видов у глагола?
— Сколько времен есть у глагола?
— Что называется спряжением?
— Какие глаголы относятся к первому спряжению, а какие ко второму?
— Молодцы, ребята, вы легко преодолели первое препятствие, но на этом путь не заканчивается.
3. Тестирование.
— И вот уже перед вами второе испытание – лес «Выбирай-ка» (слайд 9). Чтобы его пройти, нужно решить вам, ребята, тестовые задания (приложение 1).
— Давайте проверим, все ли справились с этим испытанием. (слайд 10).
— Вы успешно прошли лес «Выбирай-ка». Перед вами новое препятствие. Оно очень трудное, так как требует от вас большого внимания, умения сосредоточиться и осторожности. Ребята, вы должны преодолеть болото «Запоминай-ка» (слайд 11). Не забывайте, что вас заждался царь Глагол.
4. Письмо по памяти. (слайд 12)
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду – всё в действие придет:
Летит ракета, люди строят здания,
Цветут сады, и рожь в полях растёт.
В.Кондрашов
— Выполните синтаксический разбор третьего предложения (слайд 13).
Итак, в нашем путешествии встречаются различные препятствия. Но вы молодцы, преодолели огромные расстояния и максимально приблизились к стране «Глаголия». Путь наш нелегок, нам нужно набраться сил, чтобы дойти до пункта назначения. А для этого мы должны отдохнуть и провести физкультминутку.
5. Физминутка.
Учитель называет глаголы, а дети выполняют действия, которые они обозначают:
Стоя выпрямили спинки
И следите все за мной!
Покачали головой.
Руку правую подняли ,
Ею дружно помахали.
Две руки вот так скрепили,
А теперь разъединили.
-Что мы совершали, когда выполняли физминутку? (действия)
Богата страна «Глаголия» и водными ресурсами. На ее территории много глубоких и чистых озер. И мы с вами не можем пройти мимо природных сокровищ – озер «Выполняй-ка» (слайд 14).
6. Индивидуальная работа (слайд 15).
А) Глагол
Любит ДЕЙСТВИЯ глагол:
Встал, оделся и пошёл.
Что же делает предмет?
Даст такой глагол ответ:
Смотрит, думает, читает,
Любит, знает, сострадает.
СОСТОЯНИЯ души
Ты в глаголы запиши.
— Определите вид и время глаголов.
Б) Распределительный диктант
— Распределите глаголы в два столбика в зависимости от спряжения. Выделите личные окончания (слайды 16-17):
Пиш..шь, вид..шь, пил..шь, гон..т, бор..тся, держ..шь, стел..т, кол..шь, завис..т, чита..шь, ненавид..т, скач..т.
Ну, вот мы и добрались с вами до границ страны «Глаголия». Но попасть на ее территорию нелегко. Чтобы враги не захватили эту страну, жители возвели стены, вырыли ров и построили охраняемый мост «Определяй-ка» (слайд 18). По нему мы и доберемся с вами до нужного пункта.
7. Орфоэпический диктант
– Расставьте ударение в данных глаголах
-
баловать
-
варит
-
звонит
-
облегчить
-
черпать
-
сложить
-
Бронировать (слайд 19)
— Молодцы, ребята, но перед нами дверь, а на ней огромный замок «Открывай-ка» (слайд 20). Это последнее препятствие, после которого удивительная страна распахнет перед вами свои двери.
8. Игра «Четвертый лишний»
Задание:
— Найдите лишнее слово, аргументируйте свой ответ.
1) (не)здоровится, (не)был, (не)хотел, (не)заметил (слайды 21-22)
2) видеть, слышать, любить, бороться (слайды 23-24)
3) птицы слетятся, надо решиться, дети разбегутся, малыш надеется (слайды 25-26)
— Молодцы, ребята, сегодня вы совершили увлекательное путешествие в страну «Глаголию», без особых проблем преодолели все препятствия и достигли главной цели – открыли замок при помощи ключа «знаний», которым владеете. Я очень надеюсь, что вы его не потеряете, ведь он вам пригодится в последующих открытиях и путешествиях, которые мы совершим на уроках русского языка.
9. Д/з. (слайд 27). Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.
Список использованной литературы
Тесты по русскому языку :5 класс, к учебнику Т.А.Ладыженской и др. «Русский язык.5класс» / Е.М.Сергеева. – М.: «Экзамен», 2011 г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
http://foxworld.ucoz.ru
http://www.myshared.ru (картинки)
http:// irina vasilyeva ucoz.ru (стихотворение)
http://yandex.ru/yandsearch?text
http://images.yandex.ru (картинки)