МБОУ «ПРИШИБИНСКАЯ ООШ ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

А. ТУЛЬНИКОВА»

МО «ЕНОТАЕВСКИЙ РАЙОН»

АСТРАХАНСКОЙ ОБЛАСТИ

Конспект урока по русскому языку в 5 классе

Тема: «Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения»

Подготовила учитель русского языка

Осокина Юлия Михайловна

с. Пришиб

2014 г.

Тема урока: Однородные члены предложения. Знаки препинания при однородных членах предложения

Цели урока:

1) образовательные: повторение сведений об однородных членах предложения, известных учащимся по курсу начальной школы; изучение статьи учебника «Однородные члены предложения», выявление в ней уже известного и нового материала; анализ предложений с однородными членами предложения;

2) воспитательные: воспитывать умение учащихся внимательно слушать и слышать друг друга, уважать другое мнение; поддерживать дух толерантности, принимая другие точки зрения;

3) развивающие: развивать критическое мышление через чтение информационного и художественного текстов; развивать логическое мышление; развивать языковое чутьё, способность чувствовать красоту языка; развивать умение работать в команде.

I. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Поприветствуйте друг друга улыбкой и садитесь на свои места поудобнее, успокойтесь.

II. Формирование темы урока и запись ее в рабочие тетради

Ребятки, давайте с вами послушаем стихотворение.

Слова есть в русской речи,
Не очень-то внешне похожие,
Но, полномочия на них 
Поровну возложены.
И подчеркнуть в строке их нужно одинаково,
И между ними правильно
Должны расставить знаки мы.
Шагают вереницею они за словом главным,
Оно ими командует и за собой их тянет.
Наверное, вы поняли,
Слова те благородные
Все называют в языке,
Конечно, однородными.

III. Введение в тему и зрительное восприятие языкового материала для наблюдения.

Я хочу вам рассказать сказку.

Жил да был в русской деревне юноша, и звали его Михаилом. Выходил он каждое утро на крылечко, здоровался с солнышком, птичками и подставлял лицо свежему ветерку. И однажды в его голове родились строки:

Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,

Пробежал по крыше,

Поиграл немного

Ветками черёмух,

Пожурил за что-то

Воробьёв знакомых

И расправил бодро

Молодые крылья,

Полетел куда-то

Вперегонки с пылью.

(Михаил Исаковский)

Ребятам раздаются тексты с данным стихотворением.

— Каким вы себе представили образ ветра? Кого он нам напоминает? ( Обычный ветер подобен молодому юноше, которому не сидится дома в тепле и покое: ему нужно двигаться, играть, лететь на молодых крыльях. Ветер будто живой.)

— Верно! А теперь посмотрим на это стихотворение глазами лингвиста (ученые, изучающие язык).

— Что необычного в этом стихотворении? (Все стихотворение состоит из одного предложения.)

— Найдите и выпишите грамматическую основу предложения (Какую грамматическую основу вы выписали?).

— Сколько в этом предложении сказуемых и сколько подлежащих они поясняют? (Одно подлежащее и 7 сказуемых)

— На какой вопрос они отвечают? ((ветер) что сделал?)

— С какой интонацией они читаются? (Перечислительная интонация)

— Как называются подобные члены предложения? (Однородные члены предложения.)

Для чего ж нам надо знать однородные члены предложения? (Нам нужно знать однородные члены для того, чтобы правильно расставлять знаки препинания).

Давайте запишем в тетрадочки признаки однородных членов предложения!

Признаки однородных членов предложения:

1. Отвечают на один вопрос

2. Являются одним членом предложения

3. Относятся к одному слову

4. Обычно являются одной частью речи

5. Интонация перечисления

IV. Физическая разминка

Учитель выразительно читает стихотворение, а учащиеся выполняют упражнения:

Хома, Хома, Хомячок

Полосатенький бочок,

Хома рано встает,

Лапки моет, шейку трет,

Подметает Хома хатку

И выходит на зарядку.

Раз, два, три, четыре, пять

Хома хочет сильным стать!

V. Работа с учебником

Работа с теоретическим материалом в учебнике на стр. 75-76

VI. Работа с плакатом

— Ребята, давайте с вами составим предложение с однородными членами предложения, использую данную картинку.

VII. Составление таблицы и запись ее в грамматическую тетрадь.

VIII. Задание на дом

Теоретический материал в учебнике § 39, упражнение 193 стр. 76, составить предложение с однородными членами предложения в виде рисунка.

Литература:

  1. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 5 классе: Книга для учителя. — М.: «Просвещение», 2002.

  2. Иванова В.А. Занимательно о русском языке: Пособие для учителя. — С-Пб.: «Просвещение», 1990.

  3. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. Программа «Русский язык, 5-9 классы», 11-ое изд. — М.: «Просвещение», 2010.

  4. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. «Русский язык». Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. М.: «Просвещение», 2007.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here