рассмотрено

на заседании ШМО

________ Дворникова В.Н.

«____» _________20__г.

согласовано

зам. по УВР

__________ Баева Л.Л.

«____» _________20__г.

Утверждаю

Директор школы

_________ Мусатова Я.В.

пр. № _________________

«____» _________20__г.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сапоговская средняя общеобразовательная школа»

Рабочая программа

факультативного курса по русскому языку

«Интенсивный русский в вопросах и ответах»

для 10-11 класса

Составитель:

Теклева Л.А.

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

аал Сапогов, 2014

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа факультативного курса «Подготовка к ЕГЭ» рассчитана на обучающихся 10-11 классов и представляет систему поэтапной работы над текстом (часть В) и сочинением, которое предлагается написать в части 3 (С1) единого государственного экзамена.

Программа разработана в соответствии с нормативными документами:

  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ

  • Требованиями Федерального государственного стандарта среднего (полного) образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089);

  • Учебным планом МБОУ «Сапоговская СОШ» на 2014/2015 учебный год;

  • Положением «О рабочей программе» МБОУ «Сапоговская СОШ»

  • Годовым календарным учебным графиком работы МБОУ «Сапоговская СОШ» на 2014/2015 учебный год.

На проведение факультативного курса выделен 1 час в неделю (34 часа в год) за счет вариативной части учебного плана МБОУ «Сапоговская СОШ»

Цель курса: помочь успешно справиться с заданиями ЕГЭ через формирование практических навыков и умений комплексного анализа текста.

Задачи курса:

  • формировать умение воспринимать и понимать первичный текст;

  • развивать умение выражать собственное мнение, логично и последовательно строить свое высказывание;

  • отрабатывать умение создавать тексты разных типов и стилей речи.

ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КУРСА

Отличительными чертами предлагаемого курса являются:

  • объединение сведений теоретического характера и тестовых заданий, соответствующих требованиям и формату ЕГЭ;

  • направленность на углубление, расширение и систематизацию материалов школьного курса русского языка и наличие специальных разделов по содержательной и структурно-языковой организации текста, средствам языковой выразительности, а также по анализу и информационной обработке текстов различных стилей и типов речи;

  • ориентация материалов на написание сочинения-рассуждения по готовому тексту в соответствии со всеми требованиями части С Единого государственного экзамена по русскому языку;

  • четкая практическая направленность, предполагающая активную самостоятельную работу обучающихся.

Программа курса содержит теоретический и практический (творческий) разделы.

Теоретический раздел предполагает анализ ключевых понятий, связанных с текстоведением, необходимых для ответов на ряд вопросов ЕГЭ.

Практический раздел курса предполагает работу над развитием умения воспринимать и понимать первичный текст, выражать собственное мнение, доказывать его, используя примеры читательского и жизненного опыта. Особенностью данного курса является его ориентированность на совершенствование умений в области письменной речи. Тексты для комплексного анализа взяты из контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку. Для анализа используются публицистические и художественные тексты. Анализ художественного текста предполагает выход на широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи текста (реминисценции, проблемные вопросы и т.п.), подбираемые публицистические тексты имеют литературоведческую тематику (авторские критические статьи, фрагменты рецензий

Содержание заданий соответствует требованиям к уровню подготовки по русскому языку за курс средней (полной) школы. Оценка учебных достижений осуществляется при помощи итоговой работы (сочинение).

Задания помогают формировать:

— лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

— языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

— коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.

Виды занятий

— лекция учителя

— анализ текстов

— составление алгоритмов

— работа с тестами

— написание сочинений

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

По окончании курса обучающиеся должны знать:

— теоретическое содержание основных разделов курса русского языка.

По окончании курса обучающиеся должны уметь:

— выполнять тестовые задания типа Б минимум на 50 %;

— анализировать содержание текста, выделять его проблематику;

— определять тип и стиль речи предложенного текста;

— создавать собственное письменное высказывание в форме рассуждения

(формулировать и комментировать одну из проблем текста, выявлять авторскую позицию и аргументировано выражать свою)

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Наименование разделов

Всего часов

теория

практика

Всего

1

Текст как речевое произведение. Теоретические сведения и языковой анализ.

10

3

11

2

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, часть С) (теория)

7

3

3

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (практика).

14

20

Итого

34

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА

  1. Текст как речевое произведение.

Теоретические сведения и языковой анализ (11 часов)

1.1. Ключевые понятия текста. Признаки текста.

1.2. Средства и способы связи предложений в тексте. Лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте. Семантические и ассоциативные связи частей. Цепная (последовательная) и параллельная связи.

1.3. Типы речи: описание, повествование и рассуждение.

1.4. Стили речи. Характеристика функциональных стилей: а) сфера применения;

б) основные функции;

в) ведущие стилевые черты;

г) языковые особенности;

д) специфические формы (жанры).

1.5. Средства выразительности в тексте. Выразительные средства фонетики. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы. Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления. Выразительные средства морфологии и словообразования. Выразительные средства синтаксиса.

2. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, часть С) (теория) (3 часа)

2.1. Основные требования к выполнению задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку.

2.2. Построение рассуждения. Тезис. Аргументы. Вывод.

2.3. Рецензия и эссе как вид творческой работы

3. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (практика). (20чаовс)

3.1. Композиция (план) сочинения. Выявление проблемы текста. Определение проблем текста, выделение центральной проблемы. Обсуждаем такие понятия: виды проблем, выделение проблемы текста, способы формулирования проблемы.

3.2. Комментирование проблемы. Обсуждаем такие понятия: комментарий, типы комментирования текста, пересказ и комментарий, содержание комментария

3.3. Выявление авторской позиции. Обсуждаем такие понятия: выявление позиции автора, способы формулирования авторской позиции.

3.4. Аргументация собственной позиции. Обсуждаем такие понятия: аргументация, основные виды аргументов

3.5. Виды аргументов. Поддерживающая и опровергающая аргументация. Свидетельства автора сочинения. Ссылки на авторитет.

3.6. Анализ образцов рецензий и эссе.

3.7. Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля.

 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах, издание 44-е, М.: Просвещение, 2013.

  2. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень, М.: Просвещение, 2010.

  3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка, М.: Просвещение, 1989.

  4. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации, М.: Просвещение, 1987.

  5. Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3 (С). Учебно-методическое пособие, М.: Экзамен, 2012.

  1. Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2012-2013, М.: Просвещение, 2013.

  2. Цыбулько И.П., Львова С.И. ЕГЭ 2012. Русский язык. Репетитор, М.: Эксмо, 2012 .

  3. Цыбулько И.П. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2012: Русский язык, М.: АСТ: Астрель, 2012 .

Интернет-ресурсы для ученика и учителя:

  1. OrenEdu – сайт ГУ РЦРО

  2. Htpp//edu.1september.ru

  3. WWW. scool. edu. ru

  4. Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».

  5. Http://ege.go-test.ru/ege/rus/

  6. http://4ege.ru/russkiy

  7. ege.edu.ru/ru/classes-11/egeru

Календарно-тематический планирование

Тема

Кол-во часов

Основное содержание

Дата

план

факт

Текст как речевое произведение. Теоретические сведения и языковой анализ (11 часов).

1

Введение.

1

Цели и содержание курса «Комплексный анализ текста» Диагностирующий тест (по материалам части В ЕГЭ).

2

Понятие о тексте

1

Ключевые понятия текста. Признаки текста.

3

Способы связи предложений в тексте.

1

Цепная (последовательная) и параллельная связи. Лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте. Семантические и ассоциативные связи частей.

4

Типы речи

1

Описание, повествование и рассуждение.

5

Стили речи.

1

Характеристика функциональных стилей

6

Практическая работа

1

Работа по темам: «Средства и способы связи предложений в тексте. Типы и стили речи».

7-10

Средства выразительности в тексте.

4

Выразительные средства фонетики, лексики и фразеологии, морфологии и словообразования синтаксиса. Тропы и фигуры

11

Практическая работа по теме «Средства выразительности в тексте».

1

Работа с заданиями части В

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, часть С) (теория) (3 часа).

12

Знакомство с основными требованиями к части С

1

Основные требования к выполнению задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку

13

Построение рассуждения. Тезис. Аргументы. Вывод.

1

Полное рассуждение по схеме, в которой выделяются три части:

  • тезис (положение, которое нужно доказать;

  • аргументация (доказательства, выводы);

  • вывод (общий итог).

14

Рецензия и эссе как вид творческой работы

1

Анализ и информационная переработка исходного текста

Сочинение по прочитанному тексту (практика) (20 часов).

15

Композиция (план) сочинения

1

Построение сочинения. Тезис. Аргументы. Вывод.

16-17

Выявление проблемы текста.

2

Определение проблем текста, выделение центральной проблемы. Самостоятельно выявить проблематику предложенных текстов;

Сформулировать, используя два наиболее простых способа формулировки проблемы

18-19

Комментирование проблемы.

2

Типы комментирования проблемы Конкретизировать содержание комментария с помощью предложенных конструкций

20-21

Выявление авторской позиции

2

Различные способы формулирования авторской позиции.

22-23

Аргументация собственной позиции.

2

Виды аргументов. Поддерживающая и опровергающая аргументация. Свидетельства автора сочинения. Обращаемся к событиям своей жизни или жизни окружающих

Ссылки на авторитет. Обращаемся к коллективному запасу знаний Выстраиваем аргументацию, что требует такта, подчеркнутой корректности

24-25

Анализ образцов рецензий и эссе.

2

Комплексный анализ образцов по критериям оценки сочинений

26-29

Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля.

4

Пишем сочинения по предложенным текстам

30-32

Написание сочинения-рассуждения по тексту художественного стиля.

3

Пишем сочинения по предложенным текстам

33-34

Комплексный анализ текста. Итоговый тест.

2

Работа с заданиями части В

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here