рассмотрено на заседании ШМО ________ Дворникова В.Н. «____» _________20__г.
| согласовано зам. по УВР __________ Баева Л.Л. «____» _________20__г.
| Утверждаю Директор школы _________ Мусатова Я.В. пр. № _________________ «____» _________20__г.
|
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Сапоговская средняя общеобразовательная школа»
Рабочая программа
факультативного курса по русскому языку
«Интенсивный русский в вопросах и ответах»
для 10-11 класса
Составитель:
Теклева Л.А.
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
аал Сапогов, 2014
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа факультативного курса «Подготовка к ЕГЭ» рассчитана на обучающихся 10-11 классов и представляет систему поэтапной работы над текстом (часть В) и сочинением, которое предлагается написать в части 3 (С1) единого государственного экзамена.
Программа разработана в соответствии с нормативными документами:
-
Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ
-
Требованиями Федерального государственного стандарта среднего (полного) образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 05 марта 2004 г. № 1089);
-
Учебным планом МБОУ «Сапоговская СОШ» на 2014/2015 учебный год;
-
Положением «О рабочей программе» МБОУ «Сапоговская СОШ»
-
Годовым календарным учебным графиком работы МБОУ «Сапоговская СОШ» на 2014/2015 учебный год.
На проведение факультативного курса выделен 1 час в неделю (34 часа в год) за счет вариативной части учебного плана МБОУ «Сапоговская СОШ»
Цель курса: помочь успешно справиться с заданиями ЕГЭ через формирование практических навыков и умений комплексного анализа текста.
Задачи курса:
-
формировать умение воспринимать и понимать первичный текст;
-
развивать умение выражать собственное мнение, логично и последовательно строить свое высказывание;
-
отрабатывать умение создавать тексты разных типов и стилей речи.
ОСНОВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ КУРСА
Отличительными чертами предлагаемого курса являются:
-
объединение сведений теоретического характера и тестовых заданий, соответствующих требованиям и формату ЕГЭ;
-
направленность на углубление, расширение и систематизацию материалов школьного курса русского языка и наличие специальных разделов по содержательной и структурно-языковой организации текста, средствам языковой выразительности, а также по анализу и информационной обработке текстов различных стилей и типов речи;
-
ориентация материалов на написание сочинения-рассуждения по готовому тексту в соответствии со всеми требованиями части С Единого государственного экзамена по русскому языку;
-
четкая практическая направленность, предполагающая активную самостоятельную работу обучающихся.
Программа курса содержит теоретический и практический (творческий) разделы.
Теоретический раздел предполагает анализ ключевых понятий, связанных с текстоведением, необходимых для ответов на ряд вопросов ЕГЭ.
Практический раздел курса предполагает работу над развитием умения воспринимать и понимать первичный текст, выражать собственное мнение, доказывать его, используя примеры читательского и жизненного опыта. Особенностью данного курса является его ориентированность на совершенствование умений в области письменной речи. Тексты для комплексного анализа взяты из контрольно-измерительных материалов ЕГЭ по русскому языку. Для анализа используются публицистические и художественные тексты. Анализ художественного текста предполагает выход на широкий литературный контекст: проблематика анализируемого произведения (фрагмента) включается в литературные связи текста (реминисценции, проблемные вопросы и т.п.), подбираемые публицистические тексты имеют литературоведческую тематику (авторские критические статьи, фрагменты рецензий
Содержание заданий соответствует требованиям к уровню подготовки по русскому языку за курс средней (полной) школы. Оценка учебных достижений осуществляется при помощи итоговой работы (сочинение).
Задания помогают формировать:
— лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;
— языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;
— коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь и создавать собственные высказывания.
Виды занятий
— лекция учителя
— анализ текстов
— составление алгоритмов
— работа с тестами
— написание сочинений
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
По окончании курса обучающиеся должны знать:
— теоретическое содержание основных разделов курса русского языка.
По окончании курса обучающиеся должны уметь:
— выполнять тестовые задания типа Б минимум на 50 %;
— анализировать содержание текста, выделять его проблематику;
— определять тип и стиль речи предложенного текста;
— создавать собственное письменное высказывание в форме рассуждения
(формулировать и комментировать одну из проблем текста, выявлять авторскую позицию и аргументировано выражать свою)
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
-
№ п/п
Наименование разделов
Всего часов
теория
практика
Всего
1
Текст как речевое произведение. Теоретические сведения и языковой анализ.
10
3
11
2
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, часть С) (теория)
7
3
3
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (практика).
14
20
Итого
34
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВНОГО КУРСА
-
Текст как речевое произведение.
Теоретические сведения и языковой анализ (11 часов)
1.1. Ключевые понятия текста. Признаки текста.
1.2. Средства и способы связи предложений в тексте. Лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте. Семантические и ассоциативные связи частей. Цепная (последовательная) и параллельная связи.
1.3. Типы речи: описание, повествование и рассуждение.
1.4. Стили речи. Характеристика функциональных стилей: а) сфера применения;
б) основные функции;
в) ведущие стилевые черты;
г) языковые особенности;
д) специфические формы (жанры).
1.5. Средства выразительности в тексте. Выразительные средства фонетики. Выразительные средства лексики и фразеологии. Тропы. Стилистически окрашенная лексика и лексика ограниченного употребления. Выразительные средства морфологии и словообразования. Выразительные средства синтаксиса.
2. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, часть С) (теория) (3 часа)
2.1. Основные требования к выполнению задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку.
2.2. Построение рассуждения. Тезис. Аргументы. Вывод.
2.3. Рецензия и эссе как вид творческой работы
3. Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (практика). (20чаовс)
3.1. Композиция (план) сочинения. Выявление проблемы текста. Определение проблем текста, выделение центральной проблемы. Обсуждаем такие понятия: виды проблем, выделение проблемы текста, способы формулирования проблемы.
3.2. Комментирование проблемы. Обсуждаем такие понятия: комментарий, типы комментирования текста, пересказ и комментарий, содержание комментария
3.3. Выявление авторской позиции. Обсуждаем такие понятия: выявление позиции автора, способы формулирования авторской позиции.
3.4. Аргументация собственной позиции. Обсуждаем такие понятия: аргументация, основные виды аргументов
3.5. Виды аргументов. Поддерживающая и опровергающая аргументация. Свидетельства автора сочинения. Ссылки на авторитет.
3.6. Анализ образцов рецензий и эссе.
3.7. Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА
-
Греков В.Ф., Крючков С.Е., Чешко Л.А. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах, издание 44-е, М.: Просвещение, 2013.
-
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. 10-11 классы: учебник для общеобразоват. учреждений: базовый уровень, М.: Просвещение, 2010.
-
Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка, М.: Просвещение, 1989.
-
Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Секреты пунктуации, М.: Просвещение, 1987.
-
Егораева Г.Т. Русский язык. Выполнение части 3 (С). Учебно-методическое пособие, М.: Экзамен, 2012.
-
Цыбулько И.П. и др. Единый государственный экзамен. Русский язык. Контрольные измерительные материалы 2012-2013, М.: Просвещение, 2013.
-
Цыбулько И.П., Львова С.И. ЕГЭ 2012. Русский язык. Репетитор, М.: Эксмо, 2012 .
-
Цыбулько И.П. и др. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ: 2012: Русский язык, М.: АСТ: Астрель, 2012 .
Интернет-ресурсы для ученика и учителя:
-
OrenEdu – сайт ГУ РЦРО
-
Htpp//edu.1september.ru
-
WWW. scool. edu. ru
-
Htpp//rus.edu.1september.ru Газета «Русский язык».
-
Http://ege.go-test.ru/ege/rus/
-
http://4ege.ru/russkiy
-
ege.edu.ru/ru/classes-11/egeru
Календарно-тематический планирование
Тема | Кол-во часов | Основное содержание | Дата | ||
план | факт | ||||
Текст как речевое произведение. Теоретические сведения и языковой анализ (11 часов). | |||||
1 | Введение. | 1 | Цели и содержание курса «Комплексный анализ текста» Диагностирующий тест (по материалам части В ЕГЭ). |
|
|
2 | Понятие о тексте | 1 | Ключевые понятия текста. Признаки текста. |
|
|
3 | Способы связи предложений в тексте. | 1 | Цепная (последовательная) и параллельная связи. Лексические, морфологические и синтаксические средства связи предложений в тексте. Семантические и ассоциативные связи частей. |
|
|
4 | Типы речи | 1 | Описание, повествование и рассуждение. |
|
|
5 | Стили речи. | 1 | Характеристика функциональных стилей |
|
|
6 | Практическая работа | 1 | Работа по темам: «Средства и способы связи предложений в тексте. Типы и стили речи». |
|
|
7-10 | Средства выразительности в тексте. | 4 | Выразительные средства фонетики, лексики и фразеологии, морфологии и словообразования синтаксиса. Тропы и фигуры |
|
|
11 | Практическая работа по теме «Средства выразительности в тексте». | 1 | Работа с заданиями части В |
|
|
Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту (ЕГЭ, часть С) (теория) (3 часа). | |||||
12 | Знакомство с основными требованиями к части С | 1 | Основные требования к выполнению задания части С Единого государственного экзамена по русскому языку |
|
|
13 | Построение рассуждения. Тезис. Аргументы. Вывод. | 1 | Полное рассуждение по схеме, в которой выделяются три части:
|
|
|
14 | Рецензия и эссе как вид творческой работы | 1 | Анализ и информационная переработка исходного текста |
|
|
Сочинение по прочитанному тексту (практика) (20 часов). | |||||
15 | Композиция (план) сочинения | 1 | Построение сочинения. Тезис. Аргументы. Вывод. |
|
|
16-17 | Выявление проблемы текста. | 2 | Определение проблем текста, выделение центральной проблемы. Самостоятельно выявить проблематику предложенных текстов; Сформулировать, используя два наиболее простых способа формулировки проблемы |
|
|
18-19 | Комментирование проблемы. | 2 | Типы комментирования проблемы Конкретизировать содержание комментария с помощью предложенных конструкций |
|
|
20-21 | Выявление авторской позиции | 2 | Различные способы формулирования авторской позиции. |
|
|
22-23 | Аргументация собственной позиции. | 2 | Виды аргументов. Поддерживающая и опровергающая аргументация. Свидетельства автора сочинения. Обращаемся к событиям своей жизни или жизни окружающих Ссылки на авторитет. Обращаемся к коллективному запасу знаний Выстраиваем аргументацию, что требует такта, подчеркнутой корректности |
|
|
24-25 | Анализ образцов рецензий и эссе. | 2 | Комплексный анализ образцов по критериям оценки сочинений |
|
|
26-29 | Написание сочинения-рассуждения по тексту публицистического стиля. | 4 | Пишем сочинения по предложенным текстам |
|
|
30-32 | Написание сочинения-рассуждения по тексту художественного стиля. | 3 | Пишем сочинения по предложенным текстам |
|
|
33-34 | Комплексный анализ текста. Итоговый тест. | 2 | Работа с заданиями части В |
|
|