Тематическое планирование уроков культуры речи в 11 классе (68 часов).
Для подготовки учащихся 11 классов к успешной сдаче ЕГЭ из школьного компонента добавлены 2 часа в неделю, в результате 68 часов в год. В связи с тем, что последнее задание в КИМах ЕГЭ по русскому языку подразумевает написание сочинения-рассуждения по тексту, предмет получил название «Культура речи». Основная работа будет направлена на подготовку к выполнению заданий по культуре речи и подготовку написания творческой работы по тексту. При проведении уроков и написании тематического планирования использовалась следующая литература:
-
Долинина Т.А. Как написать сочинение на едином государственном экзамене.- М.: Айрис-пресс, 2007.
-
Сокольницкая Т.Н. ЕГЭ – 2008. Русский язык: сочинение-рассуждение (часть С): ЕГЭ. Сдаём без проблем! – М.: Эксмо, 2008.
-
Гальцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы: Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2006.
-
Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи : Учеб. Для 10-11 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвящение,2003.
-
Золотарёва И.В., Дмитриева Л.П. Поурочные разработки по русскому языку. 10 класс. – М.: «ВАКО», 2003.
Дата | Тема урока | Тип урока | Элементы содержания | Основные требования к ЗУН учащихся | Вид контроля, сам.работы | Дом. задание | ||
Культура речи. Русский литературный язык и его нормы (22 часа). | ||||||||
1. | 1четверть | Язык и речь. Культура речи. | Урок развития речи | Язык и речь. Культура речи и её основные аспекты (нормативный, коммуникативный, этический). Правильность и чистота – основные требования к речи. | Знать: различия между понятиями язык и речь; основные требования к речи; нормативный, коммуникативный и эстетический аспекты речи. Уметь: соблюдать культуру учебно-научного и разговорного общения. | Анализ отрыв-ка из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин», редактирование составление цитатного плана. | Подготовиться к публичному выступлению на лингвистическую тему. | |
2. |
| Речевая ситуация. | Урок развития речи | Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их деятельности. Виды речевого общения (официальное и неофициальное, публичное и непубличное). Выбор языковых средств в соответствии с ситуацией общения. | Знать: виды речевого общения. Уметь: выбирать языковые средства в соответствии с ситуацией речевого общения. | Составление подробного плана и воспроизведение текста по нему. Творческий диктант. | Придумать речевую ситуацию. | |
3 |
| Устная и письменная формы речи. | Урок усвоения новых знаний. | Формы речи. Виды речевого общения. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации | Знать: виды речевого общения, формы речи и языковые средства, присущие каждой из них. Уметь: составлять диалоги, выбирать языковую тактику в соответствии с ситуацией общения. | Составление диалога по предложенной теме. Подбор диалогов из худож. литературы. | Анализ речевых ситуаций. | |
4. |
| Нормы русского языка. | Урок развития речи | Нормы литературного языка (орфоэпи-ческие,акцентологические словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические, орфографические, пунктуационные). Речевые ошибки. | Знать: основные нормы литературного языка. Уметь: соблюдать основные языковые нормы в устной речи. | Работа с толковым, орфографическим, орфоэпическим словарями, анализ вариантов речевых норм, редактирование | Подготовиться к дискуссии на тему «Что такое культура речи? Должна ли речь быть нормативной? | |
5-6
7-8 |
| Орфоэпичес-кие нормы.
Акцентологический минимум. | Уроки усвоения новых знаний. | Языковая норма, её основные признаки и функции. Норма обязательная и варианты нормы. Активные процессы в области произношения и ударения. | Знать: основные орфоэпические нормы (обязательные и вариативные). Уметь: орфоэпически грамотно произносить слова; пользоваться орфоэпическим словарём. | Выступление на тему «Для чего нужна норма?». Составление диалога. | Составление диалога по теме урока. | |
9-10.
11-12. |
| Лексические нормы.
Употребление слов-паронимов. | Уроки усвоения новых знаний. | Языковая норма, её основные признаки и функции. Норма обязательная и варианты нормы. Активные процессы в лексике. Слова-паронимы. | Знать: основные лексические нормы (обязательные и вариативные). Уметь: лексически грамотно употреблять слова; пользоваться толковыми и этимологическими словарями. | Составление подробного плана выступления по теме урока. Составление словарной статьи к предложенным неологизмам и словам-паронимам. | Составление словарной статьи к предложенным неоло-гизмам и паринимам. | |
13.
14.
15.
16.
17.
|
| Морфологические нормы. Грамматические категории существительного. Падежные формы существительного. Формы имени прилагательного. Формы числительного и местоимения. Формы глагола. | Уроки усвоения новых знаний. | Языковая норма, её основные признаки и функции. Норма обязательная и варианты нормы. Активные процессы в грамматике (морфологии). Грамматические категории существительного Падежные формы существительного прилагательного. числительного и местоимения, глагола. | Знать: основные морфологические нормы (обязательные и вариативные). Уметь: грамотно употреблять слова разных частей речи; пользоваться различными видами словарей. | Составление плана урока, опорных записей по теме урока. Создание синквейнов по теме урока. Редактирование текста. Тестовые задания. | Конспекты уроков. Тестовые задания. Составление диалога по теме урока. | |
18-19 |
2четверть | Синтаксические нормы. Употребление деепричастного и причастного оборотов в речи. | Уроки усвоения новых знаний. | Языковая норма, её основные признаки и функции. Причастный и деепричастный обороты. | Знать: основные синтаксические нормы и правила употребления причастного и деепричастного оборотов в речи. Уметь: грамотно употреблять причастный и деепричастный обороты в речи; пользоваться различными видами словарей. | Составление подробного плана выступления по теме урока. Редактирование текста. Тестовые задания. | Тестовые задания. Составление диалога по теме урока. | |
20-21 |
| Контрольная работа по теме «Нормы русского языка» | Уроки контроля знаний. | Нормы русского языка (орфоэпические, лексические, морфологические, синтаксические). | Знать: основные нормы литературного языка. Уметь: соблюдать основные языковые нормы в речи; находить и устранять нарушения норм речи; пользоваться нормативными справочниками и словарями. | Задания контрольной работы, аналогичные заданиям ЕГЭ по русскому языку. | Нет. | |
22. |
| Анализ контрольной работы. | Урок коррекции знаний. | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольной работе. | Работа над ошибками. | Комплексный анализ текста. | |
Текст как продукт речевой деятельности (8 часов). | ||||||||
23. |
| Текст как продукт речевой деятельности. Способы выражения темы. Заглавие. | Урок развития речи. | Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста, средства их выражения. Способы выражения темы (заглавие). | Знать: основные признаки текста, способы выражения темы. Уметь: выполнять комплексный анализ текста; составлять текст на основе ассоциаций; озаглавливать текст в соответствии с темой; анализировать изобразительно-выразительные средства текста. | Лингвистический анализ текста с элементами литературоведческого анализа, составление текста на основе ассоциаций | Лингвистический анализ текста. | |
24. |
| Способы выражения темы. Начало и конец текста. | Урок усвоения новых знаний. | Текст как единица общения. Способы выражения темы (начало и конец текста). | Знать: основные способы выражения темы; способы выделения «данного» и «нового»; синтаксические средства создания разговорной ситуации; языковые средства позиции автора. Уметь: анализировать тексты; составлять текст по данному началу (концу). | Анализ текста с целью выявления речевой ситуации, коммуникативного намерения, речевого поведения. Сочинение-миниатюра. | Сочинение-миниатюра по данному началу (концу). | |
25. |
| Способы выражения темы. Ключевые слова. | Урок усвоения новых знаний. | Текст как единица общения. Способы выражения темы (ключевые слова). | Знать: основные способы выражения темы. Уметь: комментировать и оценивать информацию текста; создавать тексты в зависимости от коммуникативной задачи и ситуации общения. | Анализ публицистического текста, мини-дискуссия на морально-этическую тему. | Сочинение по опорным словам. | |
26. |
| Сочинение по данному началу (концу) с использо-ванием ключевых слов. | Урок развития речи. | Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения. | Уметь: создавать текст по данному началу (концу) в соответствии с заданной темой. | Сочинение- рассуждение. | Комплексный анализ текста | |
27.
28.
29.
30. |
| Средства связи частей текста. Лексический повтор. Однокоренные слова. Местоименные слова. Союзы и частицы-союзы. | Уроки усвоения новых знаний. | Текст как единица общения. Средства связи частей текста (лексический повтор, однокоренные слова, местоименные слова, союзы и частицы-союзы). | Знать: средства связи частей текста. Уметь: анализировать текст, выделяя средства связи его частей; создавать тексты с использованием определённого средства связи. | Лингвистический анализ текста. Тестовые задания, аналогичные заданиям ЕГЭ по русскому языку. | Комплексный анализ текста. Тестовые задания, аналогичные заданиям ЕГЭ по русскому языку. | |
Типы речи (11 часов). | ||||||||
31. |
| Повествование | Повторительно-обобщающий урок | Функционально-смысловые типы речи. Повествование. | Знать: основные функционально-смысловые типы речи; особенности текстов повествовательного характера. Уметь: анализировать лексические и грамматические связи между частями текста; создавать тексты в жанре юмористического рассказа. | Сопоставительный анализ текстов-повествований, анализ текста Д.С. Лихачева, работа над средствами создания комического эффекта. Проверочная работа по теме «Текст». | План текста из ЕГЭ, формулировка проблемы текста. | |
32-33. |
3четверь | Сочинение-повествование. | Урок развития речи. | Функционально-смысловые типы речи. Повествование. | Знать: особенности текста-повествования. Уметь: писать сочинение-повествование на основе «данного». | Сочинение- повествование в выбранном учащимся стиле и жанре по предложенным темам. | Анализ текста ЕГЭ. | |
34. |
| Описание. | Повторительно-обобщающий урок | Функционально-смысловые типы речи. Описание. | Знать: особенности описания как функционально-смыслового типа речи. Уметь: анализировать и создавать тексты описательного характера. | Комплексный анализ текста (описание природы, внешности человека, отвлеченного понятия). | Тестовые задания. | |
35-36. |
| Сочинение-описание. | Уроки развития речи. | Функционально-смысловые типы речи. Описание. | Уметь: писать сочинение — описание в жанрах письма, дневниковых записей, путевых заметок, эссе. | Написание сочинения- описания. | Тестовые задания. | |
37. |
| Рассуждение. | Повторительно-обобщающий урок | Функционально-смысловые типы речи. Рассуждение. | Знать: особенности рассуждения как функционально-смыслового типа речи. Уметь: анализировать структуру текста – рассуждения (тезис, аргументы, вывод); создавать тексты данной структуры с использованием характерных изобразительных средств. | Аргументированный ответ на вопрос «Кому из литературных героев вы поставили бы памятник?» | Тестовые задания. | |
38. |
| Особенности текстов-рассуждений в художествен-ной литературе. | Уроки усвоения новых знаний. | Функционально-смысловые типы речи. Рассуждение. Понятие о медитативном тексте-рассуждении. | Знать: структуру рассуждения. Уметь: анализировать тексты-рассуждения и определять изобразительные средства, используемые автором; создавать тексты-рассуждения. | Анализ фрагмента повести Н.В. Гоголя «Майская ночь, или Утопленница». | Составление таблицы «Лингвистические различия типов речи». | |
39-40. |
| Сочинение-рассуждение. | Уроки развития речи. | Функционально-смысловые типы речи. Рассуждение. | Знать: структуру сочинения-рассуждения. Уметь: писать сочинение-рассуждение. | Сочинение — рассуждение | Тестовые задания. | |
41. |
| Анализ творческих работ учащихся. | Урок коррекции знаний. | Анализ речевых, грамматических, логических ошибок, допущенных в творческих работах. | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в творческой работе. | Анализ разных типов ошибок. | Тестовые задания. | |
Стили русского литературного языка ( 22 часа) | ||||||||
42. |
| Стилистика. Функциональные стили. | Урок развития речи. | Стилистика как раздел науки о языке. Стиль. Классификация стилей. | Знать: классификацию функциональных стилей речи, их отличительные признаки и жанровое своеобразие. Уметь: аргументированно определять функционально-стилистическую принадлежность текста; создавать тексты определённого стиля и жанра. | Составление таблицы «Функциональные стили речи и их особенности», определение стилистической принадлежности текста, составление диалога и монолога. | Создание публицистического текста в жанре эссе. | |
43-44. |
| Разговорный стиль речи | Уроки развития речи. | Разговорная речь и её особенности. | Знать: сферу функционирования разговорного стиля; лексические, морфологические и грамматические особенности разговорного стиля. Уметь: анализировать различные жанры разговорной речи; соблюдать культуру разговорной речи. | Комплексный анализ текста; конструирование диалога и монолога; составление текста на основе личных наблюдений «Подслушанный диалог». | Создание диалога. Конспект п.114. | |
45-46. |
| Научный стиль речи. | Уроки развития речи. | Лингвистический анализ научных текстов. Средства словесной образности. | Знать: особенности научного стиля. Уметь: выполнять лингвистический анализ научного текста; пользоваться справочной литературой для объяснения терминов. | Знакомство с памяткой Д.С. Лихачева «Будьте осторожны со словами», составление тезисного планв. | Составле-ние обоб-щающей таблицы «Стили речи», конспект п.111. | |
47-49. |
| Деловой стиль. Деловые бумаги. Жанр резюме. | Уроки развития речи. | Основные жанры делового стиля. Форма и структура делового документ. Совершенствование культуры официально- делового общения. | Знать: признаки делового стиля речи. Уметь: создавать резюме; оценивать документ делового стиля с точки зрения языкового оформления. | Составление цитатного плана п.112, упр.557, 558. Работа по составлению резюме (требования, структура, написание). | Написать автобиографию. | |
50-52. |
| Публицистический стиль речи. | Уроки развития речи. | Формирование культуры публицистической речи. Основные жанры публичной речи. | Знать: особенности и жанры публицистического стиля речи. Уметь: анализировать публицист. тексты с точки зрения структуры языкового оформления; составлять текст в жанре заметки. | Анализ обращения Д.С. Лихачева «Любите учиться»; анализ языковых особенностей газетных текстов. | Создание текста заметки о событиях школьной жизни. | |
53. | 3четверть | Сочинение в жанре репортажа. | Урок развития речи. | Репортаж как речевой жанр. | Знать: жанровые особенности репортажа. Уметь: писать сочинение-репортаж, выдерживая текст в одном стиле и в рамках одной тематики. | Создание текста в жанре репортажа. | Анализ текстов из книги В.А. Гиляровского «Москва и москвичи». | |
54-56. |
| Художественный стиль речи. | Уроки развития речи. | Художественный текст как объект речевого анализа. Средства словесной образности. Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования. | Знать: тропы и стилистические фигуры; отличительные особенности художественного стиля речи. Уметь: анализировать идейно-художественное своеобразие текста. | Комплексный анализ текста; анализ отрывка из романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина», анализ тропов в поэтическом произведении. | Конспект п.115, упр.567-570. | |
57-58. |
| Анализ текста. | Повторительно-обобщающий урок | Текст как единица речи. Содержание и языковое оформление текста. Функционально- смысловые типы речи. Стилевые разновидности текстов. | Знать: основные элементы содержания текста. Уметь: определять тему текста, особенности смыслового типа, стилистических задач; отбирать языковые средства в зависимости от содержания, смыслового типа, функционального стиля речи. | Комплексный анализ текста, составление цитатного плана, редактирование | Упр.563-566. | |
59-60. |
| Изложение с творческим заданием. | Уроки развития речи. | Воспроизведение художественного текста по памяти, творческое задание. | Уметь: передавать основное содержание отрывка с сохранением авторского стиля; объяснять значение эпизода для раскрытия характера героев. | Изложение . | Сообщение на тему «Роль эпизода для раскрытия характера героя» | |
61. |
| Повторение и обобщение по теме «Стили речи». | Повторительно-обобщающий урок | Понятие о стиле. Классификация функциональных разновидностей стилей русского языка. Лексические и грамматические особенности стилей речи. | Знать: классификацию функциональных стилей речи, их отличительные признаки и жанровое своеобразие. Уметь: анализировать текст определенного стиля речи. | Устные ответы на вопросов; стилистический анализ текста. | Повторить пройденный материал. | |
62. |
| Контрольный тест по теме «Стили речи» | Урок контроля знаний. | Классификация функциональных разновидностей стилей.Лексические и грамматичес-кие особенности стилей речи. | Знать: классификацию стилей речи, их отличительные признаки и жанровое своеобразие. Уметь: анализировать текст определенного стиля речи. | Контрольный тест. | Тестовые задания. | |
63. |
| Анализ контрольной работы по теме «Стили речи». | Урок коррекции знаний. | Анализ ошибок, допущенных в контрольной работе. | Уметь: выполнять работу над ошибками, допущенными в контрольной работе. | Работа над ошибками. | Тестовые задания. | |
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку (5 часов) | ||||||||
64-68 |
| Анализ текстов ЕГЭ по русскому языку. | Повторительно-обобщающий уроки | Текст как единица речи. Содержание и языковое оформление текста. Функционально- смысловые типы речи. Проблема текста, авторская позиция, комментарий текста. | Знать: основные элементы содержания текста. Уметь: комментировать текст; определять тему текста, особенности смыслового содержания, проблему, авторскую позицию; высказывать свою позицию по проблемам предложенного текста. | Создание рассуждений по проблемам текстов из КИМов ЕГЭ по русскому языку. | Анализ текстов. |