МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ГИМНАЗИЯ № 176
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса «Лингвистический анализ текста» в 11 «Б» классе
Учитель: Панфилова С.В.
ЕКАТЕРИНБУРГ
2008 г.
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа курса «Лингвистический анализ текста» предназначена для изучения языковых явлений в произведениях писателей и поэтов 19-20 века. Предлагаемый курс должен обеспечить повышенный уровень филологической компетентности учащихся в классах гуманитарного профиля.
Рабочая программа выполняет две основные функции:
Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного элективного курса.
Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.
Структура документа
Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса и рекомендуемую последовательность изучения тем и разделов; требования к уровню подготовки учащихся.
Общая характеристика учебного предмета
Литература — базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Лингвистический анализ художественного текста, основываясь на знаниях и навыках, обретённых в процессе изучения литературы, предполагает углублённый анализ произведения, опирается на тесное взаимодействие литературоведческого и лингвистического подходов к нему. Художественный текст рассматривается и как эстетический феномен, обладающий цельностью, образностью и фикциональностью; и как форма обращения к миру – как коммуникативная единица, в которой моделируется определённая коммуникативная ситуация; и как динамическая система языковых средств. Лингвистический анализ обращён, прежде всего, к слову в художественном произведении, детально рассматривает язык как первоэлемент литературы и образный строй произведения, учитывает опыт лингвистики (языкознания) и литературоведения. Объектом анализа является художественный текст как целостное структурно-смысловое речевое произведение с учётом всех уровней его организации: семантики, структуры, прагматики – с учётом всех выполняемых им функций: семиотической, номинативной, коммуникативной, психологической, эстетической, а также с учётом экстралингвистических параметров
( социокультурный контекст, творческая судьба автора и пр.).
Рабочая программа систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Рабочая программа сохраняет преемственность с рабочей программой для 10 класса, опирается на традицию изучения художественного произведения в его эстетической специфике.
Основными критериями отбора художественных произведений для лингвистического анализа являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.
Курс лингвистического анализа текста опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:
-
«Медленное», творческое чтение художественных произведений разных жанров.
-
Составление историко-культурной справки.
-
Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в создании концептосферы произведения.
-
Уровневый анализ языкового пространства текста.
-
Лингвостилистический эксперимент.
-
Лингвистический комментарий.
-
Вероятностно-статистический анализ.
-
Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.
-
Подготовка сообщений, докладов.
-
Комплексный лингвистический анализ текста.
Цель курса: Формирование навыков анализа художественного текста в структурном, семантическом и функциональном аспектах.
Задачи курса:
-
Освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий.
-
Анализ роли единиц различных уровней в формировании художественной картины мира.
-
Выявление смыслов текста как системы и как результата индивидуально-авторского творчества.
-
Воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры.
-
Развитие культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся.
-
Совершенствование навыков поиска, систематизации и использования необходимой информации.
Место предмета в учебном плане
Программа составлена из расчёта 1 час в неделю, общее количество часов в учебном году – 34 часа.
Рекомендуемая литература:
-
Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Филологический анализ текста. Основы теории, принципы и аспекты анализа. Екатеринбург, 2004.
-
Бабенко Л.Г., Казарин Ю.В. Филологический анализ текста. Практикум. Екатеринбург, 2004.
-
Капленко В.Н. Аспекты лингвистического анализа поэтического текста. Екатеринбург, 2001.
-
Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Л., 1972.
-
Москвин В.П. Выразительные средства современной русской речи. Тропы и фигуры. Терминологический словарь. Р.-на -Д., 2007.
-
Служевская Т.Л. Уроки русской словесности. Практикум по культуре речи. СПб., 1997.
-
Солганик Г.Я. Стилистика русского языка. 10-11 классы. М., 1998.
-
Чертов В.Ф., Виноградова Е.М., Яблоков Е.А., Антипова А.М. Слово-образ-смысл: филологический анализ литературного произведения. 10-11 классы: учебное пособие. М., 2006.
-
Шанский Н.М. Лингвистический анализ стихотворного текста: книга для учителя. М., 2002.
-
Энциклопедический словарь юного литературоведа. М., 1998.
Поурочное календарно-тематическое планирование
ТЕМА | УЧЕБНАЯ НЕДЕЛЯ | |
1. | Цели, задачи, предмет и объект лингвистического анализа текста. Единицы текста и анализа текста. | 1 |
2. | Специфика художественного текста. Текстовая природа стихотворения К.Бальмонта «Камыши». | 2 |
3. | Структура семантического пространства текста. Структурно-смысловой анализ стихотворения В.Хлебникова «Времыши-камыши». | 3 |
4. | Интертекстуальное поле произведения. Стихотворение В.Брюсова «Кинжал» и стихотворение М.Лермонтова «Поэт». | 4 |
5. | Текстовые функции прецедентных текстов. Стихотворение Н.Гумилёва «Заблудившийся трамвай» и библейский сюжет о блудном сыне. | 5 |
6. | Функциональные типы поэтической графики. Графическая особенность стихотворений поэтов-футуристов. | 6 |
7. | Лингвистический анализ стихотворения поэта серебряного века. | 7 |
8. | Соотносимость культурного и семантического пространства художественного текста. А.Куприн «Суламифь» и «Песнь песней» царя Соломона. | 8 |
9. | Роль метафорических названий в формировании концептуального пространства текста. Анализ семантики названия пьесы М.Горького «На дне». | 9 |
10. | Анализ денотативного пространства текста. Особенности хронотопа в цикле А.Блока «Пляски смерти». | 10 |
11. | Интонационный рисунок произведения. «Музыка революции» в мелодике и ритмике поэмы А.Блока «Двенадцать». | 11 |
12. | Средства формирования образности, экспрессивности и эмотивности рассказа И.Бабеля «Мой первый гусь». | 12 |
13. | Роль ассоциативной метафоры в формировании концептосферы произведения. В.Маяковский «Нате!» | 13 |
14. | Индивидуально-авторская интонация в лирике В.Маяковского. | 14 |
15. | Роль лексики в формировании и выражении глубинных смыслов текста. Народно-песенная основа лирики С.Есенина | 15 |
16. | Лингвистический анализ стихотворений А.Блока, В.Маяковского, С.Есенина. | 16 |
17. | Роль авторских неологизмов в семантическом развёртывании темы художественного текста (По лирике М.Цветаевой). | 17 |
18. | Пунктуационные и синтаксические средства создания экспрессивности в лирике М.Цветаевой. | 18 |
19. | Роль психологической детали в создании эмотивного пространства текста. Книга А.Ахматовой «Вечер». | 19 |
20. | Фоносмысловой анализ художественного текста. О.Мандельштам «Пусти меня, отдай меня, Воронеж…» | 20 |
21. | Речевая структура текста. Речевой портрет персонажа как средство создания образа. М.Зощенко «Аристократка». | 21 |
22. | Библия как прецедентный текст. Библейские образы и мотивы в романе М.Булгакова «Мастер и Маргарита». | 22 |
23. | Особенности художественного пространства, средства его репрезентации в повести А.Платонова «Котлован». | 23 |
24. | Характер и функции пейзажа в повести А.Платонова «Котлован». | 24 |
25. | Роль лексики в формировании образа художественного времени и выражения оценочного отношения к нему (По роману М.Шолохова «Тихий Дон»). | 25 |
26. | Речевые жанры, их текстовые функции (По роману М.Шолохова «Тихий Дон»). | 26 |
27. | Лингвистический анализ художественных текстов описательного и повествовательного характера. | 27 |
28. | А.И.Солженицын: философия языка. «Словарь языкового расширения». | 28 |
29. | Функции портрета в произведении, средства создания психологического портрета. Н.Заболоцкий «О красоте человеческих лиц». | 29 |
30. | Характеристика эмотивных смыслов в структуре образа автора. Б.Пастернак «Марбург». | 30 |
31. | Языковые средства создания иронии. Ф.Искандер «Кролики и удавы». | 31 |
32. | Значение культурных реминисценций в формировании концептосферы произведения. И.Бродский «Письма династии Минь». | 32 |
33. | Многообразие форм речевого воплощения персонажей в лирике В.Высоцкого. | 33 |
34. | Итоговая контрольная работа: лингвистический анализ художественного текста. | 34 |
Основные требования к знаниям, умениям, навыкам учащихся
В результате изучения элективного курса учащиеся должны знать:
-
специальную терминологию, используемую при лингвистическом анализе текста;
-
экстралингвистические параметры текста;
-
структуру семантического пространства текста;
-
схему анализа семантического пространства;
-
типы текстового времени;
-
виды художественного пространства;
-
план анализа языкового пространства текста на фонетическом, лексическом, словообразовательном, морфологическом, синтаксическом уровнях;
-
схему комплексного лингвистического анализа.
В результате изучения элективного курса учащиеся должны уметь:
-
выявлять экстралингвистические параметры текста;
-
составлять историко-культурную справку к художественному произведению;
-
делать анализ структурной организации текста;
-
определять стилевую принадлежность и жанровую (литературный жанр, речевой жанр) оформленность текста;
-
делать уровневый анализ языкового пространства текста;
-
проводить психолингвистический эксперимент;
-
выявлять особенности семантического пространства текста (концептуального, денотативного, эмотивного пространства, хронотопа и языковых способов его текстового воплощения);
-
интерпретировать глубинные духовные смыслы текста;
-
делать комплексный лингвистический анализ текста.