«УТВЕРЖДЕНО» Приказ № ____ от «____» ____ 201 год
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса
по предмету «Русский язык»
в 6 «а» классе
Учитель: Спиченкина О.Ю., вторая квалификационная категория
Учебный год: 2014-2015
Количество часов 204 ч. (6 ч.в неделю)
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного стандарта общего образования (2004 г.), Примерной программы основного общего образования по русскому языку, Программы по русскому языку к учебному комплексу для 5-9 кл. (С.И. Львовой).
Используемый учебно-методический комплект
-
Программа по русскому языку для 5-11 классов общеобраз. учрежд./Автор-составитель С.И. Львова – М.:Мнемозина, 2008.
-
Русский язык. 6 кл. В 3 ч. Ч.1,2: учеб. для общеобразоват. учреждений/ С.И. Львова, В.В. Львов. – 2-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2007.
-
Русский язык. 6 кл.: В 3 ч. Ч. 3 :справочные материалы :приложение к учебнику/ С.И. Львова, В.В. Львов. – 2-е изд., испр. – М.: Мнемозина, 2007.
Цели и задачи:
-
интенсивное речевое развитие школьников: выработка способности осмысленно воспринимать устную и письменную речь (слушать и читать), овладение умением правильно, точно, логично и выразительно передавать свои мысли и чувства в устной и письменной форме (говорить и писать) на основе деятельностного-системного подхода в обучении русскому языку.
Особенности программы:
-
Программа реализует деятельностно-системный подход к русскому языку, что предполагает синтез процесса совершенствования речевой деятельности учащихся, формирования системы лингвистических знаний и ведущих умений и навыков
-
Особенностью курса является его нацеленность на успешное овладение основными видами речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи. В этом смысле каждый урок является уроком развития речи.
-
В основу курса положен триединый подход к языковому явлению: анализ значения, формы и функции.
-
Программа способствует реализации внутрипредметных связей.
-
Большое внимание уделяется развитию навыков использования в речи элементов русского речевого этикета.
-
Систематически и целенаправленно демонстрируется эстетические функции русского языка.
-
Курс отличает внимание к вопросам истории русского языка, обращение к этимологии слов.
-
Программа реализует идею дифференцируемого подхода к обучению.
-
Культуроведческий аспект проявляется в использовании сведений по истории языка, информации о русских ученых-лингвистов.
-
Программа составлена с учетом принципа преемственности.
-
Шестиклассники получают возможность расширять круг общеучебных умений, навыков и способов деятельности, что способствует всестороннему развитию личности.
Программа рассчитана на 204 часа (6 ч в неделю).
Практическая часть — 11 контрольных работ, 7 сочинения, 6 изложения.
Всего уроков развития речи — 13 ч.
Практическая часть программы:
Всего | Практическая часть | Формы контроля | |||
Русская орфография как система правил | 16+3 ч. | Диктанты 1 | Изложения 2 | Сочинения | Диктант “Русская орфография как система правил” |
Синтаксис и пунктуация | 17 ч | 1 | 1 |
| Диктант c языковым заданием “Синтаксис и пунктуация” |
Текстоведение | 18 ч | 1 | 1 | 1 | Зачет по теме “Текстоведение” |
Морфология. Имя существительное | 15 ч | 1 |
| 1 | Диктант с языковым заданием. “Имя существительное” |
Имя прилагательное | 19 | 1 |
| 2 | Диктант “Имя прилагательное” |
Глагол | 14 | 1 | 1 |
| Зачет по теме “Глагол” |
Деепричастие как особая форма глагола | 12 | 1 |
| 1 | Диктант с языковым заданием “Деепричастие” |
Причастие как особая форма глагола | 26 | 1 | 1 | 1 | Зачет по теме «Глагол и его форма». |
Имя числительное | 17 | 1 |
|
| Зачет “Имя числительное” |
Местоимение | 24 | 1 |
| 1 | Диктант с языковым заданием “местоимения” |
Повторение изученного в 6 классе | 6 | 1 |
|
| Итоговый диктант |
Резервные уроки | 2 |
|
|
|
|
Учебно-методическое обеспечение программы по русскому языку для учащихся
-
Львова СИ., Львов В.В. Русский язык 6 класс.1,2,3 часть.-М: Мнемозина,2008
-
Граник Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая Л.А. Секреты орфографии.- М, 1994
-
Граник Г.Г., Бондаренко СМ., Концевая Л.А. Секреты пунктуации.- М, 1994
-
Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. — М., 1995
-
Вартаньян Э.А. Путешествие в слово. — М., 1987
-
Семенец О.П. Русский язык. 6 класс. Текстовые задания к основным учебникам: рабочая тетрадь.- М.: Эксмо 2009
-
Русский язык: Рабочая тетрадь. 6 класс. Часть 1,2/Авт.-сост. Т.Ю.Угроватова.- М.:ОЛМА-ПРЕСС Образование 2002
Учебно-методическое обеспечение программы по русскому языку для учителя
-
Капинос В.И. и др. Русский язык. Развитие речи. 5-7 классы. — М.: Дрофа, 2007
-
Иссерс О.С, Кузьмина Н.А. Новые тесты по русскому языку. 5-7 классы. — М.: Дрофа, 200
-
Конспекты уроков для учителя русского языка: 6 кл.: Интеллектуальное развитие школьников.- М.: Гуманит .изд. центр ВЛАДОС, 2004.
-
Шипицина Г.М. Русский язщык: Изложения и сочинения. 6кл.-М.: Дрофа, 2000
-
Соколова Г.П. Уроки русского языка в 6 классе: Кн. для учителя: Из опыта работы.- М.: Просвещение, 1993.
-
Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский язык на уроке в 6 классе, рабочая тетрадь, часть 1,2.- М.: ВЛАДОС,1995.
-
Новикова Л.И.,Грибанская Е.С Контрольные и проверочные работы по русскому языку: 6 класс: К учебнику Г.К. Лидман- Орловой и др. «Русский язык. 6 класс»-М.: Издательство «Экзамен», 2005г.
Требования к уровню подготовки учащихся 6 класса
-
Учащиеся должны знать определение основных изученных в 6 классе языковых явлений и речеведческих понятий, орфографических и пунктуационных правил.
-
К концу 6 класса учащиеся должны отработать навыки речевой деятельности: (аудирование, чтение, говорение, письмо).
-
Определять основную мысль текста, составлять простой и сложный план, определять вид связи и средства связи предложений в тексте, соотносить текст с определенным стилем речи.
-
Проводить фонетические и орфоэпический разбор слова.
-
Выполнять слово образовательный и морфемный анализ слова.
-
Толковать лексическое значение слов и фразеологизмов, пользоваться различными видами словарей.
-
Указывать морфологические признаки изученных частей речи.
-
Обнаруживать изученные орфограммы и объяснять написание слов; владеть приемом по морфемного письма.
-
Конструировать словосочетание по схеме, определять синтаксическую роль частей речи, правильно строить предложение с причастными и деепричастными оборотами.
-
Пользоваться всеми видами словарей.
Календарно- тематическое планирование
Дата | Наименование разделов и тем | Элементы обязательного минимума образования | Тип урока | Вид контроля | Домашнее задание | Кол-во часов | ||
1 |
| Родной язык | 1) повторить сведения об особенностях структуры учебника и основных типах упражнений и дать представление о содержании курса русского языка в шестом классе; 2) повторить известные учащимся высказывания о русском языке | Урок повторения | Устный опрос | Упр.3 | 1ч. | |
2-3
|
| Функциональные разновидности языка | 1) повторить и углубить сведения учащихся о речевой ситуации; 2) формировать понятие о функциональных разновидностях языка. | Урок повторение | Самостоятельная работа Диктант «Проверяю себя» | Схема, Стр. 9-10; Упр. 13-14
| 2ч. | |
Русская орфография как система правил (16ч.) |
| |||||||
4-5
|
| Орфография как система правил.
| 1) повторить и обобщить сведения о русской орфографии как системе правил; 2) потренировать в применении правила единообразного написания морфем. | Урок повторение | Фронтальный опрос, Выборочный письменный опрос | таблица
Упр. 16
| 2ч. | |
6-7 |
| Правописание корней. | 1) повторить и систематизировать сведения об орфограммах гласных и согласных в корнях слов и отрабатывать умение их правильного написания. | Урок повторение | Выборочный опрос самоконтроль
| Упр.27
Упр. 34
| 2ч. | |
8-9 |
| Правописание приставок. | 1) проверить умение использовать правила написания слов с орфограммами в корне; 2) повторить и обобщить сведения о группировке приставок в зависимости от особенностей их написания; 3) отрабатывать умение применять правила написания приставок на з-с, пре-при. | Урок изучения нового материала | словарный диктант, тестирование
| Алгоритм Упр. 35(3)
Алгоритм Упр. 39 (2) | 2ч. | |
10 |
| Правописание суффиксов. | Повторить и систематизировать правила, связанные с написанием суффиксов существительных (-чик-/-щик-; -ик-/-ек-), прилагательных (-к-/-ск—) и глаголов (-ова-(-ева-), -ыва-(ива-), и потренировать учащихся в умении их использовать на письме. | Урок изучения нового материала | Распределительный диктант, тест (инд. задания)
| Схема Упр. 47, 50 (на выбор)
| 1ч. | |
11 |
| Правописание окончаний. | Повторить основные орфографические правила, связанные с написанием окончаний существительных, прилагательных, глаголов, и отрабатывать умение применять их на письме. | Урок повторения | Предупредительный диктант, распределительный диктант | Упр. 54(1) Упр. 55 (1) | 1ч | |
12 |
| Употребление букв о-ё после щипящих и ц. | 1) повторить правило написания букв и — ы после ц и отрабатывать умение использовать его на письме; 2) повторить и систематизировать правила, регулирующие употребление букв ё (е) – о после шипящих и ц и совершенствовать умение их применять. | Урок повторения | распределительный диктант
| Стр.34-35(устно) Упр. 60 | 1ч. | |
13 |
| Употребление ъ-ь знак. | Повторить и систематизировать правила, регулирующие употребление ь и ъ, и отрабатывать умение использовать их на письме. | Урок повторения | Фронтальный опрос Инд.опрос | Упр.64 | 1ч. | |
14 |
| Слитные раздельные и дефисные написания. | Повторить и систематизировать правила слитного, раздельного и дефисного написания и отрабатывать умение использовать эти правила на письме. | Урок повторения | взаимоконтроль выборочный опрос | Упр.68 | 1ч. | |
15 |
| Обучающее изложение. | Потренировать учащихся в умении письменно излагать текст-повествование и составлять текст-описание. | РР | Диктант «Проверяю себя Инд. опрос | Упр.70 | 1ч. | |
16 |
| Контрольная работа №1 по теме «Русская орфография как система правил» | 1) проверить уровень подготовки учащихся по орфографии (умение выбирать правильное написание в морфемах, слитное или раздельное написание частицы не и предлогов с частями речи, употреблять ь);
| Диктант с грамматическим заданием | Контрольный диктант с грамматическим заданием |
| 1ч. | |
17 |
| Работа над ошибками. | Исправление типичных ошибок, допущенных в диктанте. | Урок систематизации и коррекции знаний | Индивидуальный опрос |
| 1ч. | |
Синтаксис и пунктуация (17ч) |
| |||||||
18 |
| Словосочетание как единица синтаксиса. | Повторить и обобщить известные учащимся сведения о словосочетании как единице синтаксиса. | Урок повторения | Фронтальный опрос
| Упр. 73 | 1ч. | |
19 |
| Предложение как единица синтаксиса. | Повторить и обобщить известные учащимся сведения о предложении как единице синтаксиса. | Урок повторения | распределительный диктант | Упр. 79 | 1ч. | |
20 |
| Члены предложения | Повторить и обобщить известные учащимся сведения о главных и второстепенных членах предложения и отрабатывать умение проводить разбор предложений по членам. | Урок повторения | Инд.опрос тестирование | Схема, упр.85 | 1ч. | |
21 |
| Второстепенные члены предложения. | 1) повторить сведения о подлежащем и сказуемом как главных членах предложения, о морфологических способах их выражения; 2) совершенствовать пунктуационное умение постановки тире в предложениях следующей конструкции: сущ. в им. п.) – (это) сущ. в им. п. | Урок повторения | выборочный опрос | Упр.89, 97(устно) | 1ч. | |
22 |
| Грамматическая основа предложения двусоставного и односоставного предложения | 1) повторить и углубить сведения о второстепенных членах предложения; 2) тренировать умение учащихся описывать произведение живописи. | Урок повторения | Диктант «Проверяю себя
| Схема, упр. 95 | 1ч. | |
23 |
| Изложение. | Учить сжато пересказывать текст. | РР |
| Упр. 96 | 1ч. | |
24 |
| Простое осложненное предложение. Предложения с обобщающим словом при однородных членах. | 1) повторить сведения о видах осложнения простого предложения и дать общее понятие об обособлении; 2) тренировать учащихся в умении по семантическим, интонационными, грамматическим особенностям опознавать однородные члены предложения и обобщающие слова и проводить пунктуационный анализ. | Урок повторения | Фронтальный опрос (распределительный диктант; тестирование) | Схема, упр. 100 | 1ч. | |
25 |
| Предложения с обращением. Вводные слова. | Отрабатывать умение опознавать по значению, интонации, грамматической особенности (не член предложения) и правильно оформлять на письме обращения и вводные слова. | Урок повторения | самостоятельная работа | Упр.107 | 1ч. | |
26 |
| Предложения со сравнительным оборотом. | Формировать представление об эстетической функции сравнительных оборотов в поэтической речи. | Урок повторения | Предупредительный диктант | Упр. 114 | 1ч. | |
27 |
| Сложное предложение и его виды. | повторить и расширить сведения о видах сложных предложений по средствам связи частей. | Урок повторения | Инд.опрос (распределительный диктант) | Схема, Упр.117 | 1ч. | |
28 |
| Пунктуация в сложном предложении. | Отрабатывать умение различать простые и сложные предложения и правильно оформлять сложные предложения на письме. | Урок повторения | Фронтальный опрос, распределительный диктант | Стр.62, упр.121 | 1ч. | |
29 |
| Предложения с прямой речью.
| Отрабатывать навыки правильного пунктуационного оформления предложений с прямой речью. | Урок повторения | Тестирование Инд.письменный опрос | Стр.64, упр.126 | 1ч | |
30 |
| Диалог. | 1) совершенствовать навык правильного пунктуационного оформления диалога; 2) отрабатывать умение использовать в диалоге формулы этикета. | Урок повторения | Фронтальный опрос | Стр.65. упр. 129 | 1ч. | |
31 |
| Пунктуация как система правил. | Повторить и обобщить изученные пунктуационные правила и отрабатывать умение применять их на письме. | Урок повторения | Инд. письменный опрос
| Упр.135 | 1ч. | |
32 |
| Контрольная работа № 2 по теме «Синтаксис и пунктуация» |
| Урок контроля | Контрольный диктант с грамматическим заданием |
| 1ч. | |
33 |
| Работа над ошибками. | Исправление типичных ошибок, допущенных в диктант. | Урок систематизации и коррекции знаний | Индивидуальный опрос | Упр.138 | 1ч. | |
Текстоведение (18ч.) |
| |||||||
34 |
| Композиция текста. | Формировать представление об основных структурных элементах текста: зачине, развитии темы, концовке. | Урок повторения | Устное высказывание | Стр.71-73, теория, упр. 145 | 1ч. | |
35 |
| Простой и сложный план текста. | 1) отрабатывать умение отражать тематику и композицию текста в форме простого и сложного плана; 2) совершенствовать навыки построения плана для создания собственных высказываний. | Изучение нового материала | Выборочный опрос
| Стр.76, упр. 153 | 1ч. | |
36 |
| Связь предложений в тексте. | 1) дать представление о способах и средствах связи предложений в тексте; 2) формировать умение использовать различные средства связи предложений в собственных высказываниях. | Изучение нового материала | Фронтальный опрос, тестирование, работа по карточкам Монологическоевысказывание | Стр.80, упр. 154 | 1ч. | |
37 |
| Связь предложений в тексте. | 1) закреплять представление о цепной (последовательной) связи предложений в тексте; 2) углубить представление о параллельном способе связи предложений; 3) формировать умение использовать разные способы связи при построении высказываний на заданную тему. | Изучение нового материала | Фронтальный опрос, работа по карточкам, синтаксический разбор предложений | Стр.85, упр.161(1) | 1ч. | |
38 |
| Сочетание разных способов связи предложений в тексте | 1) организовать наблюдение над текстами с сочетанием цепного и параллельного способов связи предложений; 2) формировать умение учащихся создавать тесты с заданным способом связи предложений. | Изучение нового материала | Выборочный опрос Инд.письменный опрос по карточкам | Упр. 162, | 1ч. | |
39 |
| Сочинение-миниатюра. Упр. 163 | 1) тренировать учащихся в проведении многоаспектного анализа текста; 2) отрабатывать умение письменно сжато пересказывать текст. | Урок -практикум | Составление плана.
| Упр. 166 | 1ч. | |
40 |
| Смысловая связь предложений в тексте. | формировать представление о видах смысловых отношений между предложениями в тексте. | Изучение нового материала | Проверочная работа — синтаксический разбор предложений | Стр.88-89, упр. 170 (1) | 1ч. | |
41 |
| Лексический повтор как средство связи предложений в тексте. | 1) дать представление о лексическом повторе как средстве художественной выразительности; 2) формировать умение использовать различные способы устранения и предупреждения неоправданного лексического повтора. | Изучение нового материала | Словарный диктант.
| Стр.91-92, упр.175 | 1ч. | |
42 |
| Типы речи. Повествование.
| 1) повторить сведения о типах речи; 2) тренировать умение учащихся создавать тексты заданного типа речи. | Изучение нового материала | характеристика предложения. | Стр. 95, упр. 179(2) | 1ч | |
43 |
| Повествование с элементами описания и рассуждения. | Тренировать умение учащихся определять типологическую структуру текста с сочетанием разных типов речи. | Урок- практикум. | Инд. письменный опрос | Стр. 96, упр. 180 | 1ч. | |
44 |
| Рассказ.
| 1) повторить сведения об основных композиционных элементах текста-повествования; 2) проверить умение учащихся письменно пересказывать текст-повествование в соответствии с планом. | Урок повторения | Устное высказывание по плану, составление плана | Стр.97, упр. 183 Упр.184(устно) | 1ч. | |
45 |
| Описание как тип речи. | 1) расширить и углубить представление о разновидностях описания; 2) дать общее понятие об особенностях построения и отбора языковых средств текстов-описаний разных видов. | Урок повторения | Пересказ текста | Стр.100, упр. 185 | 1ч. | |
46 |
| Виды описания.
| 1) отрабатывать умение проводить типологический анализ текста с сочетанием разных типов речи; 2) учить редактировать текст с нарушением норм построения и лексических норм. | Изучение нового материала | Устное высказывание. | Упр.187 | 1ч. | |
47 |
| Редактирование. | 1) повторить и обобщить сведения об основных требованиях к содержанию текста, его композиционному и речевому оформлению и учить редактировать текст, в котором эти требования не соблюдаются. | Изучение нового материала | Устное высказывание.
| упр.195 | 1ч. | |
48 |
| Обучающее сочинение. | 1) тренировать умение проводить частичный типологический анализ текста; 2) совершенствовать умение письменного подробного пересказа текста-рассуждения с элементами описания. | РР | Сам.работа | Упр.192 | 1ч. | |
49 |
| Обобщение по разделу «Текстоведение». |
| Урок повторения | Фронтальный опрос
| Подготовка к зачёту | 1ч. | |
50 |
| Зачет по разделу «Текстоведение». | 1) подведение итогов по теме «Текстоведение». | Урок контроля | Работа по карточкам |
| 1ч. | |
51 |
| Подготовка к сочинению по картине В. А. Серова «Девочка с персиками». | Совершенствовать умение учащихся создавать письменное описание произведения живописи. | РР | Сам.работа | Упр.188 | 1ч. | |
Морфология как раздел лингвистики. Имя существительное (15ч). |
| |||||||
52 |
| Морфология как раздел лингвистики. Части речи в русском языке. | повторить и обобщить сведения о морфологии как разделе лингвистики, о классификации частей речи в русском языке;
| Урок повторения | Задания на ИД Тестирование | Стр.105, таблица, схема, примеры | 1ч. | |
53 |
| Грамматические признаки имени существительного и его употребление в речи. | 1) совершенствовать умение проводить морфологический разбор имён существительных; 2) углубить и расширить представление о непостоянных признаках имён существительных. | Изучение нового материала. | Самостоятельная работа Морфологический разбор существительного | Упр. 197 | 1ч. | |
54 |
| Способы образования имён существительных.
| 1) повторить сведения об основных способах образования имён существительных; 2) формировать представление о приставочно-суффиксальном и бессуфиксном способах образования существительных. | Изучение нового материала | Тестирование Выборочный опрос | Упр. 208, стр.110-112 | 1ч. | |
55 |
| Образование имён существительных путём сложения. | дать представление о сложносокращённых словах и тренировать учащихся в умении определять значение сложносокращённых существительных и правильно употреблять их в речи. | Изучение нового материала | Составление морфемных моделей Тестирование | Стр.113-114, упр. 214 | 1ч. | |
56 |
| Слитное и дефисное написание сложных имён существительных. | Формировать представление об условиях выбора слитного и дефисного написания сложных имён существительных и умение определять в соответствии с этими условиями их правильное написание | Изучение нового материала | Самостоятельная работа Объяснительный диктант | Стр.117-119 | 1ч. | |
57 |
| Слитное и дефисное написание сложных имён существительных. | 1) дать представление о написании сложных имён существительных с пол- и полу-; 2) отрабатывать умение выбирать правильное написание сложных имён существительных. | Урок закрепления | Орфографический диктант Инд. задания | Упр. 224, 227 | 1ч. | |
58 |
| Правильное употребление имён существительных в речи.
| Вырабатывать навык определения слов с орфоэпическими трудностями и совершенствовать умение проводить орфоэпический анализ таких слов с помощью орфоэпического словаря. | Урок практикум. | Устное высказывание Задания в р/т | Упр. 233(2) | 1ч. | |
59 |
| Правила изменения имён существительных и использования их в речи. | углубить представление учащихся об особенностях словоизменения имён существительных и тренировать умение правильно образовывать формы числа и падежные формы слов этой части речи;
| Урок практикум. | Фронтальный опрос Распределительный диктант
| Упр. 240, 241 | 1ч. | |
60 |
| Имя существительное как член предложения.
| 1) повторить и обобщить сведения о синтаксической роли имён существительных в предложении; 2) отрабатывать пунктуационный навык постановки тире в предложениях с главными членами – существительными в именительном падеже. | Урок повторения | Устное высказывание, Индивидуальные задания | Стр.127, упр.246 |
1ч. | |
61 |
| Роль имён существительных в словосочетаниях.
| совершенствовать умение определять синтаксическую роль имён существительных в предложении;
| Урок повторения | Самостоятельная работа (по вариантам)
| Упр.252 | 1ч. | |
62 |
| Стилистическая роль имён существительных. | формировать представление о стилистической роли имён существительных в текстах различных стилей | Изучение нового материала | Инд. задания | Стр.133, упр. 256 | 1ч | |
63 |
| Стилистическая роль имён существительных (закрепление). | 1) закреплять представление о важной стилистической функции имён существительных в художественном тексте; 2) отрабатывать умение сжато излагать текст художественного стиля. | Урок закрепление | Фронтальный опрос Инд. задания | Упр. 265 | 1ч. | |
64 |
| Контрольная работа № 3 по теме «Имя существительное» | Проверить знания и умения учащихся по теме «Имя существительное». | Урок контроля | Сам.работа |
| 1ч. | |
65 |
| Работа над ошибками. | Исправление типичных ошибок, допущенных в диктанте. | Урок систематизации и коррекции знаний | Инд.задания | Упр.266 | 1ч. | |
Имя прилагательное (19 часов). | ||||||||
66 |
| Грамматические признаки и речевая роль имени прилагательного. | 1) повторить и систематизировать сведения об имени прилагательном; 2) на основе изученного материала о категориях имени существительного углубить представление о грамматических признаках прилагательного. |
Урок повторения | Выборочный опрос Инд. опрос | Упр. 272 |
1ч. | |
67 |
| Грамматические признаки и речевая роль имени прилагательного. | 1) совершенствовать умение определять грамматические признаки имени прилагательного; 2) тренировать в умении выбирать суффиксы -к— и —ск— в прилагательных, образованных от существительных; | Урок повторения | Фронтальный опрос Индивидуальные задания
| Упр.277 | 1ч. | |
68 |
| Основные способы образования имён прилагательных | 1) формировать представление об основных способах образования имён прилагательных; 2) тренировать умение определять способ образования прилагательных; | Изучение нового материала | Орфографический анализ текста. Работа по вариантам | Стр.143, упр. 279 | 1ч. | |
69 |
| Основные способы образования имён прилагательных (продолжение).
| 1) повторить сведения о словообразовательной паре и словообразовательной цепочке слов и формировать представление о словообразовательном гнезде; 2) тренировать умение учащихся составлять словообразовательные цепочки слов. | Урок закрепление | Фронтальный опрос Словообразовательный анализ Сам.работа | Стр.146, упр. 289 | 1ч. | |
70 |
| Подготовка к сочинению по картине Г. Мясоедова «Косцы» | 1) подготовка к написанию сочинения по картине. 2) отработка навыка составления сложного плана. | РР. | Устное высказывание Сам.работа | Упр.291 | 1ч. | |
71 |
| Правописание суффиксов прилагательных. | 1) проверить основные умения учащихся по теме «Словообразование имён прилагательных»; 2) формировать умение выбирать н или нн в суффиксах прилагательных, образованных от существительных. | Изучение нового материала | Сам.работа Морфемный разбор слова
| Стр.150-151, упр. 294 | 1ч. | |
72 |
| Правописание суффиксов прилагательных (продолжение). | Отрабатывать умение использовать морфемно-словообразовательный анализ при выборе н или нн в прилагательных, образованных от существительных. | Урок закрепление | Морфемно-словообразовательный анализ Тестирование | Упр. 298, 301 | 1ч. | |
73 |
| Слитное и дефисное написание сложных имён прилагательных | 1) формировать представление о правописании сложных прилагательных; 2) вырабатывать умение использовать правило написания сложных прилагательных. | Изучение нового материала | Фронтальный опрос Словообразовательный анализ | Стр.155, упр.303 | 1ч. | |
74 |
| Слитное и дефисное написание сложных имён прилагательных (продолжение).
| 1) проверить знание орфографического минимума и умение проводить морфемно-словообразовательный анализ существительных и прилагательных; 2) тренировать учащихся в проведении орфографического анализа текста. | Урок закрепление | Сам.работа Орфографический анализ текста
| Упр. 309 | 1ч. | |
75 |
| Правописание не с именами существительными и прилагат. | Формировать умение школьников различать приставку не- и отрицательную частицу не на основе смыслового и словообразовательного анализа. | Изучение нового материала | Фронтальный опрос Предупредительный самодиктант | Стр.159. упр.311 | 1ч. | |
76 |
| Правильное произношение прилагательных. Грамматические нормы.
| 1) формировать навык проведения смыслового анализа при определении наличия или отсутствия значения противопоставления в конструкциях с противительными союзами; 2) дать представление о смысловых различиях краткой и полной форм прилагательных. | Урок закрепления. | Контрольный словарный диктант | Стр.163, упр. 323 | 1ч. | |
77 |
| Лексические нормы употребления прилагательных. | 1) тренировать умение учащихся использовать синонимы для объяснения лексического значения слов; 2) совершенствовать умение редактировать предложения с нарушением лексических и грамматических норм. | Урок закрепления. | Фронтальный опрос Предупредительный самодиктант | Упр. 328 | 1ч. | |
78 |
| Синтаксическая роль имени прилагательного. | 1) повторить сведения о роли прилагательных в словосочетании; 2) дать понятие о нормах использования кратких прилагательных в роли однородных сказуемых. | Урок-практикум | Фронтальный опрос | Упр. 334 | 1ч. | |
79 |
| Синтаксическая роль имени прилагательного (продолжение). | 1) дать представление об использовании прилагательных, выступающих в значении существительных, в роли подлежащего и дополнения; 2) систематизировать сведения о роли прилагательного в предложении. | Урок закрепление | Самостоятельная работа | Упр.338 | 1ч. | |
80 |
| Роль имён прилагательных в тексте. | организовать наблюдение за эстетической функцией имени прилагательного в тексте художественного стиля. | Урок- тренинг | Редактирование предложений | Стр.171, упр. 344 | 1ч. | |
81 |
| Выразительные возможности имени прилагательного. | 1) расширить и углубить представление учащихся о роли прилагательных в художественном тексте;
| Урок- конкурс | Синтаксический разбор предложений. | Упр.348 | 1ч. | |
82 |
| Контрольная работа №4 по теме «Имя прилагательное» | Проверка знаний и умений навыков учащихся по теме «Имя прилагательное». | Урок контроля | Тестовый контроль |
| 1ч. | |
83 |
| Работа над ошибками. | Исправление типичных ошибок, допущенных в диктанте. | Урок систематизации и коррекции знаний | Сравнение и сопоставление текстов | Упр. 351 | 1ч. | |
84 |
| Сочинение по картине Н. А. Пластова «Саня Маликов» (упр. 349).
| 1) совершенствовать умение учащихся создавать письменное описание произведения живописи. 2) умение составлять сложный план. 3) умение работать с искусствоведческим текстом. | РР. | Сам.работа | Упр.349 | 1ч. | |
Глагол как часть речи (14ч.) |
| |||||||
85 |
| Морфологические признаки глагола. | 1) повторить основные сведения о морфологических признаках глагола; 2) углубить представление учащихся о видовых парах глаголов; 3) закреплять в сознании учеников представление о связи категории вида глагола с категорией времени. |
Урок повторения | Фронтальный опрос Морфологический разбор глаголов Работа по карточкам | Стр.176-177 | 1ч. | |
86 |
| Постоянные морфологические признаки глагола.
| 1) углубить представление учащихся о значении категорий вида, переходности, возвратности; 2) тренировать учащихся в использовании глагольных форм для описания действий. | Изучение нового материала | распределительный диктант Письменный опрос | Упр.360 | 1ч | |
87 |
| Непостоянные морфологические признаки глагола.
| 1) повторить сведения о непостоянных морфологических признаках глагола; 2) тренировать учащихся в умении образовывать и правильно оформлять на письме формы наклонений глагола;
| Урок повторения | Грамматический и орфографический анализ глагольных форм | Упр. 366 | 1ч. | |
88 |
| Непостоянные морфологические признаки глагола.
| 1) закреплять сведения об особенностях значения, образования, изменения и синтаксической роли форм наклонения глагола; 2) тренировать умение учащихся проводить грамматический и орфографический анализ глагольных форм. | Урок закрепления | Фронтальный опрос Самостоятельная работа | Упр.372 | 1ч. | |
89 |
| Основные способы образования глаголов. | 1) закреплять представление об основных способах образования глаголов; 2) дать понятие о возможностях приставочного способа образования глаголов и учить определять словообразовательное значение приставок | Изучение нового материала | Тестирование Морфемно-словообразовательный и орфографический анализ | Упр.377 | 1ч. | |
90 |
| Словообразование глаголов. | 1) тренировать учащихся в использовании морфемно-словобразовательного анализа при выборе орфографически правильного написания.
| Изучение нового материала | Выборочный, индивидуальный опрос | Упр.380 | 1ч. | |
91 |
| Нормы произношения глагола. Нормы управления. | 1) отрабатывать умение видеть глагольные формы, содержащие орфоэпические трудности, и тренировать учащихся в правильном произнесении этих форм; 2) учить устанавливать правильное управление при непереходных глаголах. | Изучение нового материала | Словарный диктант | Упр.384 | 1ч. | |
92 |
| Лексические нормы употребления глаголов. | Учить шестиклассников использовать слова с учётом их точного лексического значения и требования лексической сочетаемости, в соответствии с ситуацией общения. | Урок закрепления. | Выборочный опрос
| Упр. 390 | 1ч. | |
93 |
| Синтаксическая роль глагола.
| повторить и обобщить сведения о синтаксической роли глагола и совершенствовать умение опознавать и составлять словосочетания, соответствующие заданным схемам, а также конструировать предложения заданной структуры; 2) дать понятие о составном глагольном сказуемом. | Изучение нового материала | Фронтальный опрос Сочинение- миниатюра | Упр. 398 | 1ч. | |
94 |
| Изложение.
| 1) совершенствовать умение составлять сложный план текста; 2) тренировать умение письменного пересказа текста-повествования. | РР | Изложение | Упр.409 | 1ч. | |
95 |
| Роль глагола в художественном тексте.
| На основе анализа художественного текста формировать представление учащихся о глаголе как части речи, способной точно и ярко отразить действия и процессы, а также особенности их совершения или протекания. | Изучение нового материала | Предупредительный самодиктант
| Упр.404 | 1ч. | |
96 |
| Роль глагола в текстах разных стилей. | 1) организовать наблюдение за использованием глаголов в текстах разных стилей (делового, художественного, публицистического); 2) тренировать учащихся в проведении текстоведческого анализа текста. | Изучение нового материала | Словарный диктант | Упр.411 | 1ч. | |
97 |
| Зачёт по теме « Глагол»
| 1) тренировать учащихся в проведении орфографического и пунктуационного анализа текста; 2) проверить навыки грамотного письма в пределах изученных и отработанных на практике орфографических и пунктуационных правил. | Урок контроля | Самостоятельная работа |
| 1ч. | |
98-99 |
| Подготовка к сочинению по картине К. Е. Маковского «Дети, бегущие от грозы». | Учить использовать глагол и его особые формы для описания изображённого на картине пейзажа, чувств и действий её персонажей. | РР |
| Упр.405 | 2ч | |
Деепричастие (12ч.) |
| |||||||
100 |
| Деепричастие и причастие как особые формы глагола. | Дать общее представление о деепричастии и причастии как особых формах глагола. | Изучение нового материала | Комментированное письмо
| Стр.4-5, упр.413 | 1ч. | |
101 |
| Морфологические признаки деепричастия. | 1) расширить и углубить представление о деепричастии как особой форме глагола; 2) учить опознавать деепричастие по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам. | Изучение нового материала | Фронтальный опрос, распределительный диктант | Стр.7, упр. 417 | 1ч | |
102 |
| Морфологические признаки деепричастия (закрепление)
| Цели урока: 1) учить определять глагол, от которого образовано деепричастие, выделять глагольный суффикс, суффикс деепричастия, а также возвратный суффикс -ся (-сь) | Изучение нового материала | Пунктуационный анализ предложений
| Стр.9-10, упр.421 | 1ч | |
103 |
| Деепричастный оборот.
| дать представление о деепричастном обороте; учить распознавать деепричастный оборот в предложении, определять его границы и выделять на письме запятыми. | Изучение нового материала | морфологический разбор | Стр.12, упр.425 | 1ч | |
104 |
| Деепричастный оборот (продолжение. | 1) дать самое общее понятие об обособлении; 2) тренировать учащихся в распознавании, определении границ и пунктуационном оформлении деепричастных оборотов в предложении; 3) учить проводить устный пунктуационный анализ предложений, осложнённых обособленным обстоятельством. | Изучение нового материала | Устный ответ (по вариантам)
| Стр.14, Упр.428 | 1ч | |
105 |
| Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.
| 1) формировать представление о смысловых, морфемных и грамматических различиях деепричастий совершенного и несовершенного вида; 2) формировать умение проводить морфологический анализ деепричастий. | Изучение нового материала | Распределительный диктант | Стр.16, упр.433 | 1ч | |
106 |
| Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида | 1) формировать умение сохранять в процессе письменного изложения текста использованные в нём предложения, осложнённые обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом. | Изучение нового материала | Устный опрос
| Упр.439 | 1ч | |
107 |
| Правило написания не с деепричастиями.
| Познакомить учащихся с правилом написания не с деепричастиями и сопоставить его с уже изученными правилами слитного и раздельного написания не со словами разных частей речи. | Изучение нового материала | Комментирование орфограмм и пунктуации.
| Стр.20, упр.443 | 1ч | |
108 |
| Нормы произношения образования и употребления деепричастий. | 1) отрабатывать навыки постановки правильного ударения в деепричастиях; 2) тренировать умение правильно образовывать деепричастия; 3) развивать умение правильно строить предложения с деепричастными оборотами. | Изучение нового материала | Выборочный опрос, Тестирование | Упр. 448 | 1ч | |
109
|
| Контрольная работа № 5 (диктант с языковым заданием по теме «Деепричастие»). | Проверить усвоение темы «Деепричастие» для дальнейшей отработки соответствующих умений.
| Урок контроля | Контрольный диктант с языковым заданием |
| 1ч
| |
110 |
| Работа над ошибками | Исправление типичных ошибок, допущенных в диктанте. | Урок систематизации и коррекции знаний | Выборочный опрос | Повторить тему «Деепричастие» | 1ч. | |
Причастие (26 час) | ||||||||
111 |
| Постоянные и непостоянные морфологические признаки причастия. | Расширить и углубить представление о причастии как особой форме глагола, совмещающей признаки глагола и прилагательного | Изучение нового материала | Выборочно-распределительный диктант | Стр.24-25. | 1ч | |
112 |
| Морфологические признаки глагола и прилагательного. | Расширить и углубить представление о причастии как особой форме глагола, совмещающей признаки глагола и прилагательного | Изучение нового материала | Объяснительный диктант Тестирование | Стр.26, примеры | 1 ч | |
113 |
| Роль причастия в художественном описании.
| 1) учить отличать причастия от деепричастий на основе осознания их общих и отличительных признаков; 2) тренировать учащихся в умении распознавать причастия по значению, вопросу, типичным суффиксам и морфологическим признакам. | Изучение нового материала | Выборочный диктант | Упр. 451 | 1ч | |
114 |
| Правописание безударных окончаний причастий.
| 1) формировать умение использовать правильный способ действия при выборе безударной гласной в окончании причастий: находить в предложении определяемое слово, ставить от него соответствующий вопрос к причастию и соотносить ударное окончание вопросительного местоимения и безударное окончание причастия; 2) тренировать учащихся в синонимической замене причастия оборотом который + глагол. | Изучение нового материала | Устный ответ на основе таблицы Письменный опрос | Упр.455 | 1ч | |
115 |
| Общие и отличительные признаки причастий и деепричастий. | 1) тренировать умение учащихся получать грамматическую информацию о причастии по окончанию; 2) отрабатывать умение отличать причастия от деепричастий на основе осознания их общих и отличительных признаков. | Изучение нового материала | Устный и письменный опрос. Выборочный диктант
| Упр.463, Упр. 469 | 1ч | |
116 |
| Причастный оборот. | Понятие о причастном обороте. Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами. | Изучение нового материала | Взаимоопрос работа по карточкам. | Стр.36, упр. 474 | 1ч | |
117 |
| Знаки препинания в предложениях с причастными оборотами (продолжение).
| 1) тренировать учащихся в конструировании предложений с причастными оборотами; 2) формировать умение проводить пунктуационный анализ предложений с причастными оборотами: правильно определять границы причастного оборота и его позицию по отношению к определяемому слову. | Изучение нового материала | Устный и письменный опрос (по карточкам)
| Стр.38, упр. 478 | 1ч | |
118 |
| Понятие об обособлении.
| 1) дать понятие об обособлении как смысловом, интонационном, пунктуационном выделении причастных оборотов в постпозиции по отношению к определяемому слову. | Изучение нового материала | Фронтальный опрос Письменный опрос (тест) | Упр.480 | 1ч | |
119 |
| Деление причастий на группы. | 1) формировать представление о залоговых формах причастия, о семантических различиях действительных и страдательных причастий; 2) формировать умение различать залоговые формы причастий с опорой на их семантику. | Изучение нового материала | Устный и письменный опрос | Стр.40-41, упр.481 | 1ч | |
120 |
| Образование действительных и страдательных причастий | 1) формировать представление о механизме образования действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени; 2) учить образовывать соответствующие причастия от глаголов от переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида. | Изучение нового материала | Тест, распределительный диктант | Стр.43, упр. 487 | 1ч | |
121 |
| Образование действительных и страдательных причастий (продолжение). | 1) формировать представление о механизме образования действительных и страдательных причастий настоящего и прошедшего времени; 2) учить образовывать соответствующие причастия от глаголов от переходных и непереходных глаголов совершенного и несовершенного вида. | Изучение нового материала | Фронтальный опрос морфологический разбор слов | Стр.46-47, устно | 1ч | |
122-123 |
| Правописание суффиксов причастий.
| 1) формировать умение использовать правильный способ действия при выборе написания суффиксов причастий; 2) углубить представление об образовании залоговых форм причастий и тренировать учащихся в образовании этих форм. | Изучение нового материала | предупредительный диктант | Упр. 493
Упр. 497 | 2ч | |
124 |
| Использование глагола и его особых форм в художественных текстах. | 1) потренировать учащихся в проведении орфографического анализа причастий; 2) Организовать наблюдение за использованием глаголов и его особых форм в художественном описании | Изучение нового материала | Морфологический разбор причастий | Упр. 500 | 1ч | |
125 |
| Полные и краткие формы страдательных причастий. Правописание н и нн в причастиях. | 1) формировать представление о грамматических особенностях причастий в краткой форме; 2) формировать умение выбирать н и нн в причастиях.
| Изучение нового материала | Объяснительный диктант, Тестирование | Стр.51-52, упр. 502 | 1ч | |
126 |
| Полные и краткие формы страдательных причастий. Правописание н и нн в причастиях (продолжение). | Отрабатывать умение использовать правило написания н и нн в причастиях на письме.
| Изучение нового материала | Устные высказывания | Стр.52-53, упр.504 | 1ч | |
127 |
| Подготовка к сочинению по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели». | 1) совершенствовать умение учащихся создавать художественное описание произведения пейзажной живописи; 2) тренировать в использовании причастий и причастных оборотов в письменной речи. | РР. | Сочинение | Упр.507 | 1ч | |
128 |
| Нормы произношения причастий. Грамматические нормы. | 1) тренировать учащихся в произношении наиболее сложных в орфоэпическом отношении полных и кратких причастий; 2) повторить сведения о нормах образования причастий. | Изучение нового материала | Фронтальный опрос, морфологический разбор. | Упр. 511 | 1ч | |
129 |
| Нормы употребления причастий в речи. | 1) тренировать учащихся в произношении наиболее сложных в орфоэпическом отношении полных и кратких причастий; 2) повторить сведения о нормах образования причастий. | Изучение нового материала | Самостоятельная работа | Упр. 516 | 1ч | |
130 |
| Синтаксическая роль деепричастий и причастий. | Повторить и обобщить сведения о роли деепричастий и причастий в словосочетании и предложении. | Изучение нового материала | синтаксический разбор предложений, | Упр. Стр.60, схема, упр. 521 | 1ч | |
131 |
| Изобразительно-выразительная роль деепричастия и причастия. | 1) тренировать учащихся в проведении синтаксического разбора и пунктуационного анализа простых осложнённых предложений; 2) формировать представление об изобразительно-выразительных возможностях деепричастия и причастия. | Изучение нового материала | Синтаксический и пунктуационный анализ предложений | Упр. 524 | 1ч | |
132 |
| Изобразительно-выразительная роль деепричастия и причастия.
| 1) организовать наблюдение за ролью деепричастий в художественном тексте; 2) закреплять представление о роли причастий в книжной и разговорной речи; 3) тренировать учащихся в проведении морфологического разбора глаголов, деепричастий и причастий. | Изучение нового материала | Синтаксический и пунктуационный анализ предложений | Упр.526 | 1ч | |
133 |
| Сжатое изложение (упр. 528). | Познакомиться с основными способами сжатия текста. | РР. | Сжатое изложение | Упр.528 | 1ч | |
134
|
| Контрольная работа № 6 (диктант по теме «Глагол и его формы»).
| 1) проверить уровень усвоения изученных орфографических и пунктуационных правил по теме «Глагол и его формы»; 2) проверить умение проводить грамматический анализ глагола и его особых форм. | Урок контроля | Контрольный диктант |
| 1ч | |
135 |
| Работа над ошибками. | Исправление типичных ошибок, допущенных в диктанте. | Урок систематизации и коррекции знаний | Выборочный опрос | Упр.529 | 1ч | |
Имя числительное (20 часов) | ||||||||
136 |
| Имя числительное как часть речи. | 1) формировать представление об общем грамматическом значении, морфологических признаках, синтаксической роли и использовании в речи имён числительных; 2) учить шестиклассников по основным грамматическим признакам отличать имена числительные от связанных с понятием числа слов других частей речи. | Изучение нового материала | Комментированное письмо Устное высказывание | Стр.66-67, устно | 1ч | |
137 |
| Имена числительные количественные и порядковые | 1) учить различать на основании смысловых и грамматических различий количественные и порядковые числительные; группы количественных числительных; 2) тренировать учащихся в различении групп числительных по строению. | Изучение нового материала | Устный и письменный опрос (карточки) Тестирование | Стр.70-71, схема, упр. 536 | 1ч | |
138 |
| Написание ь в количественных числительных. | Формировать навыки употребления ь в количественных числительных. | Изучение нового материала | Устный опрос Словарный диктант
| Упр.542 | 1ч | |
139 |
| Правописание количественных и порядковых числительных.
| 1) тренировать учащихся в написании составных количественных и порядковых числительных; 2) формировать навыки правильного написания числительных с орфографическими трудностями. | Изучение нового материала | Фронтальный опрос Тестирование | Упр.547 | 1ч | |
140 |
| Склонение числительных от 5 до 30 и от 50 до 80.
| 1) проверить орфографические умения учащихся по теме «Правописание количественных и порядковых числительных»; 2) тренировать учащихся в склонении простых и сложных числительных. | Изучение нового материала | Устный и письменный опрос (с/р) Тестирование | Стр.77-78, упр.555 | 1ч | |
141 |
| Склонение числительных двести, триста, четыреста и оканчивающихся на -сот. Склонение числительных сорок, девяносто, сто. | формировать навыки правильного изменения и орфографического оформления простых, сложных и составных числительных | Изучение нового материала | Письменный опрос (с/р, карточки)
| Стр.80-81. Упр. 561 | 1ч | |
142 |
| Склонение числительных один, два, три, четыре.
| 1) тренировать учащихся в правильном изменении числительных один, два, три, четыре; 2) совершенствовать умение использовать числительные один, два, три, четыре в составе словосочетаний числительное + существительное. | Изучение нового материала | Устный и письменный опрос (с/р, карточки) | Стр.82-83, упр.565 | 1ч | |
143 |
| Склонение собирательных числительных. | 1) углубить представление учащихся о склонении собирательных числительных; 2) тренировать в образовании падежных форм собирательных и дробных числительных. | Изучение нового материала | Устное высказывание Сам.работа
| Стр.85, упр.566 | 1ч | |
144 |
| Склонение дробных числительных | 1) углубить представление учащихся о склонении дробных числительных; 2) тренировать в образовании падежных форм собирательных и дробных числительных. | Изучение нового материала | Устный и письменный опрос. орфографическая работа | Стр. 88-89, упр.572 | 1ч | |
145 |
| Склонение составных количественных числительных. | 1) тренировать учащихся в склонении составных количественных числительных; 2) организовать наблюдение за использованием количественных числительных в тексте публицистического стиля. | Изучение нового материала | Фронтальный опрос Тестирование
| Стр.89-90, упр.577 | 1ч | |
146 |
| Образование падежных форм порядковых числительных. | Формировать умение образовывать падежные формы простых, сложных и составных порядковых числительных. | Изучение нового материала | Фронтальный опрос Сам.работа | Стр.91, упр.584 (1) | 1ч | |
147 |
| Контрольная работа № 7 по теме «Имя числительное». | 1) тренировать орфографические умения учащихся. 2) проверить знания и умения учащихся по теме «Имя числительное». | Урок контроля | диктант. |
| 1ч | |
148 |
| Работа над ошибками | Исправление типичных ошибок, допущенных в диктанте. | Урок систематизации и коррекции знаний | Устный и письменный опрос | Упр.583 | 1ч | |
149 |
| Нормы произношения и изменения числительных. | 1) отрабатывать навыки произношения числительных, содержащих орфоэпические трудности; 2) повторить сведения об особенностях изменения разных групп числительных и тренировать учащихся в образовании их падежных форм. | Изучение нового материала | Устное высказывание Тестирование | Упр. 590 | 1ч | |
150 |
| Нормы изменения числительных. Лексические нормы.
| 1) тренировать умение учащихся заменять при прочтении и записи текстов цифровое обозначение числительных словесным; 2) отрабатывать умение правильно и уместно употреблять собирательные числительные в речи. | Изучение нового материала | Устное высказывание Тестирование | Упр.598 | 1ч | |
151 |
| Роль имени числительного в словосочетании и предложении. | 1) отрабатывать умение учащихся включать числительные в состав словосочетаний числит. + сущ.; 2) тренировать в определении роли числительного в предложении | Изучение нового материала | Фронтальный опрос Выборочный диктант | Упр.603 | 1ч | |
152 |
| Роль имени числительного в деловом и научном стилях. | Добиться от учащихся осмысления важности использования числительных в деловой и научной речи. | Изучение нового материала | тестирование, карточки, орфографический минимум
| Упр.608, 611(устно) | 1ч | |
Местоимение (23 часа) | ||||||||
153 |
|
Местоимение как часть речи.
| сформировать представление о местоимениях как словах, которые используют в речи для замещения имён существительных, прилагательных, числительных. | Изучение нового материала | Устный опрос
| Стр.105-106, (устно) | 1ч | |
154 |
| Разряд как постоянный морфологический признак местоимений. | 1) сформировать представление о разрядах местоимений; 2) добиваться знания состава местоимений каждого разряда и на этой основе вырабатывать способность распознавать слова этой части речи и определять их разряд. | Изучение нового материала | Устное высказывание
| Стр.110, упр.620 | 1ч | |
155 |
| Склонение личных местоимений | Совершенствовать умение учащихся опознавать падежные формы личных местоимений и использовать их в собственной речи | Изучение нового материала | Фронтальный опрос
| Упр.622 | 1ч | |
156 |
| Личные местоимения как средство связи предложений в тексте. | 1) организовать наблюдение за использованием личных местоимений в качестве средства связи предложений в тексте; 2) учить предупреждать ошибки в использовании личных местоимений в качестве средства связи предложений. | Изучение нового материала | Сам.работа
| Упр.627 | 1ч | |
157 |
| Возвратное местоимение себя.
| 1) формировать представление о семантических и грамматических особенностях возвратного местоимения; 2) формировать умение использовать в речи возвратное местоимение с учётом его семантики. | Изучение нового материала | Фронтальный опрос (устный)
| Стр.114-115, упр.630 | 1ч | |
158 |
| Общее значение и грамматические признаки притяжательных местоимений. | 1) формировать представление о семантических и грамматических особенностях притяжательных местоимений; 2) учить различать личные местоимения 3-го лица в форме родительного падежа и притяжательные местоимения его, её, их. | Изучение нового материала | Фронтальный опрос Тестирование
| Стр.116, упр.634 | 1ч | |
159 |
| Общее значение и грамматические признаки притяжательных местоимений (продолжение). | 1) закреплять сведения о семантических и грамматических особенностях притяжательных местоимений; 2) учить использовать в письменной речи личное местоимение Вы и притяжательное местоимение Ваш. | Урок закрепления | Разученный диктант
| Стр.119, упр.640 | 1ч | |
160 |
| Общее значение и грамматические признаки вопросительно-относительных местоимений. | 1) добиваться осмысления семантических и грамматических особенностей вопросительно-относительных местоимений; 2) дать понятие о союзных словах и формировать умение осознанно подходить к анализу синтаксических средств сложноподчинённых предложений. | Изучение нового материала | Письменный опрос | Стр.119-120, упр.643, 645(устно) | 1ч | |
161 |
| Общее значение и грамматические признаки неопределённых местоимений. | Сформировать представление о семантических, грамматических, структурных и орфографических особенностях неопределённых местоимений. | Изучение нового материала | Орф.минимум, устный опрос | Стр.122-123, 649 | 1ч | |
162 |
| Использование неопределённых местоимений в речи.
| 1) формировать представление об особенностях использования неопределённых местоимений в речи и тренировать учащихся в их использовании с учётом контекста и ситуации общения; 2) отрабатывать умение орфографически правильно оформлять на письме неопределённые местоимения. | Изучение нового материала | Фронтальный опрос
| Упр.652 | 1ч | |
163 |
| Общее значение, грамматические признаки и правописание отрицательных местоимений. | 1) формировать представление о смысловых и грамматических особенностях отрицательных местоимений; 2) познакомить с орфографическими правилами, регулирующими написание отрицательных местоимений, и формировать умение применять эти правила на практике. | Изучение нового материала | Устное комментирование | Стр.125-126, упр.657 | 1ч | |
164 |
| Правописание отрицательных местоимений. | 1) формировать навык проведения смыслового и словообразовательного анализа с целью выбора правильного написания отрицательных местоимений; 2) тренировать учащихся в различении неопределённых и отрицательных местоимений по значению и грамматическим особенностям. | Изучение нового материала | Объяснительный диктант
| Упр.662 | 1ч | |
165 |
| Общее значение, грамматические признаки и употребление в речи указательных местоимений. | 1) формировать представление об общем значении и грамматических признаках указательных местоимений и тренировать учащихся в их использовании в речи; 2) предупредить возникновение орфоэпических трудностей в произношении падежных форм местоимений сколько, столько, несколько. | Изучение нового материала | тестирование | Стр.129, упр.668 | 1ч | |
166 |
| Значение, грамматические признаки и употребление в речи определительных местоимений. | Формировать представление об общем значении и грамматических признаках определительных местоимений и дать понятие об особенностях употребления местоимений этого разряда в речи. | Изучение нового материала | Комментированное письмо (карточки) | Стр.132, упр.673 | 1ч | |
167 |
| Значение, грамматические признаки и употребление в речи определительных местоимений | 1) закрепить сведения об общем значении и грамматических признаках определительных местоимений; 2) обобщить сведения о разрядах местоимений и тренировать учащихся в их опознавании. | Урок закрепления | Фронтальный опрос Комментированное письмо Тестирование | Упр.677 | 1ч | |
168 |
| Правильное употребление местоимений. | отрабатывать навыки правильного образования и использования в речи падежных и предложно-падежных форм личных местоимений | Урок обобщение | Самопроверка Фронтальный опрос Сам.работа | Упр.687 | 1ч | |
169 |
| Синтаксическая роль местоимения. | 1) обобщить сведения о роли местоимения в словосочетании; 2) повторить и обобщить информацию о синтаксической роли местоимений, замещающих имена существительные, прилагательные, числительные. | Изучение нового материала | Устный опрос Синтаксический разбор
| упр.689 | 1ч | |
170 |
| Синтаксическая роль местоимения (закрепление). | закреплять навыки постановки знаков препинания в сложноподчинённых предложениях, в которых придаточная присоединяется с помощью относительных местоимений.
| Урок повторения | Фронтальный опрос Словарный диктант | Упр.692 | 1ч | |
171 |
| Местоимение как средство связи предложений в тексте. | организовать наблюдение за использованием местоимений разных разрядов в качестве средства связи предложений в тексте и тренировать учащихся в использовании местоимений в этом качестве в собственной речи. | Урок обобщения | Фронтальный опрос Письменный опрос (с/р) | Упр. 696 | 1ч | |
172
|
| Повторение по теме «Местоимение». | Повторить сведения по теме «Местоимение» и совершенствовать умения учащихся, Сформированные в ходе изучения этой темы. | Урок обобщения и систематизации знаний. | Выборочный опрос (устный) Письменный опрос (с/р, тестирование) | Упр.700 | 1ч | |
173
|
| Сочинение по картине А. К. Саврасова «Грачи прилетели» | проверить умение учащихся правильно и уместно использовать разнообразные лексические, морфологические и синтаксические средства при создании сочинения-описания картины и реализовывать свой замысел в стройной композиции в соответствии с пунктами сложного плана. | РР. | Контрольное сочинение | Упр.701 | 1ч | |
174 |
| Работа над ошибками |
Исправление типичных ошибок, допущенных в диктанте.
| Урок систематизации знаний. | Работа над ошибками Фронтальный опрос | Упр.702 | 1ч | |
175 |
| Контрольная работа № 8 по теме «Местоимения» | Проверить знания и умения учащихся по теме «Местоимения». | Урок контроля | разученный диктант с языковым анализом |
| 1ч | |
176 |
| Работа над ошибками. | Исправление типичных ошибок, допущенных в диктанте. | Урок систематизации знаний. | Фронтальный опрос | Упр.682 | 1ч | |
Повторение изученного в 6 классе (26 часов) |
| |||||||
177 |
| Языковые признаки слова. | 1) повторить и обобщить сведения о языковых признаках слова; 2) отрабатывать умение учащихся проводить разные виды языкового анализа слов. | Урок повторения. | Выборочный опрос | Упр.709 | 1ч | |
178 |
| Языковые признаки слова (продолжение темы). | 1) отрабатывать умение учащихся проводить разные виды языкового анализа слов; 2) тренировать учеников в проведении текстоведческого анализа. | Урок повторения | Тестирование | Упр.718 | 1ч | |
179 |
| Разделы орфографии. Основной принцип русской орфографии. | 1) повторить основные сведения по разделу «Орфография»; 2) отрабатывать навык руководствоваться на письме основным принципом русской орфографии – принципом единообразного написания морфем. | Урок повторения | Инд. письменный опрос | Упр.722 | 1ч | |
180 |
| Основной принцип русской орфографии. | 1) совершенствовать навык руководствоваться на письме основным принципом русской орфографии; 2) повторить орфограммы глагола; 3) отрабатывать умение выбирать правильное написание в словах с орфограммой «Правописание ь после шипящих». | Урок повторения | Контрольный словарный диктант | Упр.727 | 1ч | |
181 |
| Основной принцип русской орфографии. | 1) тренировать учащихся в орфографическом анализе текста; 2) повторить и обобщить правила слитного, раздельного и дефисного написания слов и отрабатывать умение применять эти правила на письме. | Урок повторения | взаимоконтроль выборочный опрос | Упр.730 | 1ч | |
182 |
| Знаки препинания внутри предложения. Простое осложнённое предложение. | 1) повторить сведения об основных функциях знаков препинания; 2) повторить и систематизировать правила постановки запятой, тире, двоеточия; 3) повторить и обобщить сведения о синтаксических конструкциях, осложняющих простое предложение, и совершенствовать навык правильного пунктуационного оформления простых осложнённых предложений. | Изучение нового материала | Тестирование Инд. письменный опрос (словарный диктант) | Упр.733 | 1ч | |
183 |
| Орфографический и пунктуационный анализ текста. Виды грамматичес-кого разбора. | 1) тренировать учащихся в проведении орфографического и пунктуационного анализа текста; 2) отрабатывать умение проводить различные виды грамматического разбора. | Изучение нового материала | Взаимопроверка Инд. письменный опрос | Упр.735 | 1ч | |
184 |
| Разученный диктант. | 1) тренировать учащихся в проведении орфографического и пунктуационного анализа текста; 2) проверить умения учащихся применять орфографические и пунктуационные правила на письме. | Урок контроля | Разученный диктант с языковым анализом | Упр.713 (повторение) | 1ч | |
185 |
| Текстоведческий анализ.
| Совершенствовать умение проводить текстоведческий анализ: определять тему и идею текста, тип речи текста и его стиль, средства связи предложений в тексте. | Урок повторения | Самоконтроль Фронтальный опрос | Упр.737 | 1ч | |
186 |
| Предложения с однородными членами | Повторить постановку знаков препинания в предложениях с однородными членами. | Урок повторения | Фронтальный опрос Инд. письменный опрос | Упр.741 | 1ч | |
187 |
| Предложения с однородными членами. | 1) Отработать навык использования предложений с однородными членами в художественном тексте. 2) Изучить роль предложений с однородными членами в тексте. | Урок повторения | Выборочный опрос
| Упр.743 | 1ч | |
188 |
| Предложения с причастным оборотом | 1) Отработать навык использования предложений с причастным оборотом в художественном тексте. | Урок повторения | Тестирование | Задания на повторение. | 1ч | |
189 |
| Предложения с причастным оборотом. | 1) Отработать навык использования предложений с причастным оборотом в художественном тексте . | Урок повторения | Выборочный опрос | Задания на повторение. | 1ч | |
190 |
| Предложение с деепричастным оборотом | 1) Отработать навык использования предложений с деепричастным оборотом в художественном тексте. | Урок повторения | Выборочный опрос | Задания на повторение. | 1ч | |
191 |
| Предложение с деепричастным оборотом. | 1) Отработать навык использования предложений с деепричастным оборотом в художественном тексте. | Урок повторения | Инд. письменный опрос | Задания на повторение. | 1ч | |
192 |
| Предложение с прямой речью | 1) Отработать навык использования предложений с прямой речью в художественном тексте. | Урок повторения | Контрольный словарный диктант | Задания на повторение. | 1ч | |
193 |
| Сложное предложение | Систематизировать знания учащихся о сложном предложении. | Урок повторения | взаимоконтроль выборочный опрос | Задания на повторение. | 1ч | |
194 |
| Сложное предложение | Закрепить умение использовать сложные предложения в речи. | Урок повторения | Тестирование Инд. письменный опрос (словарный диктант) | Задания на повторение. | 1ч | |
195 |
| Контрольная работа № 9 (диктант с языковым анализом по итогам повторения). | 1) проверить орфографические и пунктуационные навыки учащихся, сформированные в 6 классе; 2) проверить умение проводить разные виды языкового анализа.
| Урок контроля | Письменный контроль (зачет -разученный диктант с языковым анализом) |
| 1ч | |
196 |
| Работа над ошибками | Исправление типичных ошибок, допущенных в диктанте. | Урок систематизации знаний.
| Работа над ошибками к/р Фронтальный опрос |
| 1ч | |
197 |
| Повторение пройденных тем «Орфография» | 1) тренировать учащихся в орфографическом анализе текста; 2) повторить и обобщить правила слитного, раздельного и дефисного написания слов и отрабатывать умение применять эти правила на письме. | Урок повторения | Фронтальный опрос Инд. письменный опрос | Задания на повторение. | 1ч | |
198 |
| Повторение пройденных тем «Орфография» | 1) тренировать учащихся в орфографическом анализе текста; 2) повторить и обобщить правила слитного, раздельного и дефисного написания слов и отрабатывать умение применять эти правила на письме. | Урок повторения | Выборочный опрос
| Задания на повторение. | 1ч | |
199 |
| Повторение пройденных тем «Пунктуация и синтакис» | тренировать учащихся в пунктуационном анализе текста | Урок повторения | Тестирование | Задания на повторение. | 1ч | |
200 |
| Повторение пройденных тем «Пунктуация и синтакис» | тренировать учащихся в пунктуационном анализе текста | Урок повторения | Выборочный опрос | Задания на повторение. | 1ч | |
201 |
| Повторение пройденных тем «Морфология» | повторить и обобщить сведения о морфологии как разделе лингвистики, о классификации частей речи в русском языке
| Урок повторения | Выборочный опрос | Задания на повторение. | 1ч | |
202 |
| Повторение пройденных тем «Морфология» | повторить и обобщить сведения о морфологии как разделе лингвистики, о классификации частей речи в русском языке
| Урок повторения | Инд. письменный опрос | Задания на повторение. | 1ч | |
203 |
| Резерв |
|
|
|
| 1ч | |
204 |
| Резерв |
|
|
|
| 1ч |