ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе.
Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой рабочей программы.
Рабочая программа по русскому языку в 5-9 классах специальной (коррекционной) школы имеет коммуникативную направленность. В связи с этим на первый план выдвигаются задачи развития речи учащихся как средства общения и как способа коррекции их мыслительной деятельности. Программа определяет оптимальный объём знаний и умений, который доступен большинству учеников. Некоторые учащиеся постоянно отстают от одноклассников в усвоении знаний, однако они должны овладевать минимальным уровнем знаний и умений, для самостоятельной же работы таким учащимся следует давать посильные для выполнения задания.
Программа по русскому языку определяет содержание предмета и последовательность его прохождения по годам, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе школ 8 вида. Она направлена на разностороннее развитие личности учащихся, способствует их умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.
Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» для учащегося 7 класса (VIII вид) составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:
1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 классы. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2011.
2. Учебного плана ГБС(К)ОУ школы №________ на 2012-2013 учебный год.
Срок реализации программы: 1 учебный год.
Количество часов в неделю по программе индивидуального обучения 7 класса специальных (коррекционных) образовательных VIII вида / под. редакцией В.В.Воронковой совпадает с учебным планом ГБС(К)ОУ школы №________ – 2 ч. в неделю; за год: 70 ч (35 учебных недель) . Темы, изучаемые в 7 классе, оставлены без изменений, но мною было произведено уплотнение тем.
Возможно уменьшение количества часов в зависимости от сроков каникул, выпадения уроков на праздничные дни. На каждый изучаемый раздел отведено определенное количество часов, указанное в тематическом плане, которое может меняться (увеличиваться или уменьшаться) в зависимости от уровня усвоения темы учащимися. Поэтому важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.
Цели обучения коррекционной школы VIII вида – это намечаемые результаты обучения, воспитания, коррекции и развития, направленные на формирование личности.
В достижении намечаемых результатов обучения большое значение имеет преподавание в школе такого предмета как русский язык.
ЦЕЛЬ: подготовить уч-ся с ограниченными возможностями здоровья к жизни;
сформировать на доступном материале для уч-ся достаточно прочные навыки
грамотного письма.
ЗАДАЧИ:
-
Овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание).
-
Формировать словообразовательные, орфографические и пунктуационные умения и навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме.
-
Коррекция и развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.
-
Обогащать словарный запас, развивать умение пользоваться словарями разных типов.
-
Воспитывать у уч-ся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность; формировать нравственные и личностные качества, умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.
Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом.
УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.
-
Виды и формы организации учебного процесса.
Для реализации данной программы используются разнообразные типы уроков, формы и виды работ, а также средства обучения и технологии.
Основные виды письменных работ:
-
тренировочные упражнения;
-
словарные, выборочные, комментированные, зрительные, творческие, свободные, предупредительные, объяснительные диктанты;
-
письмо по памяти;
-
грамматический разбор,
-
подготовительные работы перед написанием изложения или сочинения и т.д.
Уроки:
-
традиционные (изучение нового материала; закрепления изученного материала; проверки знаний, умений и навыков; систематизации и обобщению изученного материала; комбинированный);
-
нетрадиционные уроки (экскурсии, бинарные, урок-игра, урок-турнир и т.д.)
Формы работы на уроке:
фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах и группах, коллективная работа.
Методы обучения:
словесные, наглядные, практические.
Технологии обучения:
игровые, здоровьесберегающие; информационно-коммуникационные; проблемно-поиско-вые; личностно-ориентированные; технологии разноуровнего и дифференцированного обучения, ИКТ, ТСО и т.д.
-
Виды и формы контроля.
При реализации данной программы используется три формы контроля: индивидуальный, групповой и фронтальный.
Он в свою очередь делится на типы:
-
внешний контроль учителя за деятельностью учащихся;
-
взаимоконтроль и самоконтроль учащихся.
Контроль проводится вводный (в начале изучения темы), текущий и итоговый.
Методы контроля:
устный опрос, контрольные работы (списывание, диктант с грамматическим заданием), самостоятельная работа, тест, зачет и т.д.
Основные виды контрольных работ в 7 классе – диктанты. Данные работы представле-ны в учебно-тематическом плане программы. Результаты проведенного контроля заносятся в бланки отчетов.
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ ПЛАН.
-
№
Наименование разделов и тем
Всего часов
1.
Повторение.
5
2.
2.1
2.2
Слово.
Состав слова.
Сложные слова.
10
14
10
3.
3.1
3.2
3.3
3.4
Части речи.
Имя существительное.
Имя прилагательное.
Местоимение.
Глагол.
32
16
22
13
28
4.
4.1
4.2
4.3
4.4
Предложение.
Простое и сложное предложение.
Простое предложение с ОЧ.
Сложное предложение.
Обращение.
15
2
7
4
8
5.
Повторение пройденного за год.
8
Итого:
70
СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.
Повторение
-
Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными членами. Перечисления без союзов, с одиночным союзом и, союзами а,но. Сложные предложени с союзами и, а, но.
Слово
-
Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.
-
Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е.
Части речи
-
Имя существительное Основные грамматические категории имени существительного – род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и во множественном числе.
-
Имя прилагательное Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже. Правописание родовых и падежных окончаний имён прилагательных в единственном и во множественном числе.
-
Местоимение Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи. Личные местоимения единственного и множественного числа. 1, 2, 3-е лицо местоимений. Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями.
-
Глагол Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее и будущее) и числам. Неопределённая частица не с глаголами. Измене-ние глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица -ишь, -шься. Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам. Глаголы на -ся (-сь).
Предложение
-
Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении.
-
Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных. Распространённые однород-ные члены предложений. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и, союзами а, но, повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах.
-
Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
-
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Повторение пройденного за год
*Связная речь (упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку).
-
Работа с деформированным текстом.
-
Изложения (с изменением лица и времени).
-
Сочинения по картине с дополнением предшествующих или последующих событий.
-
Продолжение рассказа по данному началу.
-
Составление рассказа по опорным словам.
-
Сочинение по личным наблюдениям, на основе экскурсий, практической деятельности, имеющихся знаний («История нашей улицы», «Исторические места в нашем районе», «История капельки воды» и др.)
-
Деловое письмо: объявление (выбор профессии по объявлению), заявление (о приёме на работу), телеграмма, заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги (квартплата, плата за телефон, свет, газ и др.)
ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ И УМЕНИЯМ УЧАЩИХСЯ
(планируемые результаты освоения курса).
Учащийся должен знать:
-
главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;
-
название частей речи, их значение;
-
наиболее распространённые правила правописания слов.
Учащийся должен уметь:
-
писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;
-
разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
-
различать части речи;
-
строить простое распространённое предложение, простое предложение с однородны-ми членами, сложное предложение;
-
писать изложения и сочинения;
-
оформлять деловые бумаги;
-
пользоваться школьным орфографическим словарём.
Примечание: 2-й уровень (для слабых уч-ся)- уч-ся должны уметь:
-
писать под диктовку текст с изученными орфограммами с предварительным анализом;
-
решать орфографические задачи с помощью учителя;
-
разбирать слова по составу с помощью учителя или схем-опор;
-
подбирать однокоренные слова с помощью вопроса;
-
различать части речи с опорой на памятки-опоры или с помощью учителя;
-
принимать участие в составлении деловых бумаг.
ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
(основная и дополнительная литература).
-
Основная:
-
Галунчикова Н.Г., Якубовская Э.В. Русский язык: учебник для 7 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2009
-
Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида:
5-9 классы. / Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011
-
Дополнительная:
-
Аксёнова А.К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: Учебник для студ. дефектол. фак. педвузов. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2002
-
Александрова Г.В. Занимательный русский язык. – СПб, Тригон, 1997.
-
Антипова М.Б. 500 упражнений по русскому языку для начальных классов.- Мн.: ООО «Юнипресс», 2002
-
Баранов М.Т. Школьный орфографический словарь русского языка. — М.: Просвеще-ние, 2003.
-
Волина В.В. Весёлая грамматика. — М.: Знание, 1995
-
Гизатуллина Д.Х. Русский язык в играх, или когда трудно учиться — СПб: Детство-пресс, 2000
-
Курушина Т.А. Русский язык. 5-9 классы: интеллектуальный марафон. – Волгоград: Учитель, 2009.
-
Кудрявцева Е.Я. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы YIII вида: 5-7 классы. — М.: ВЛАДОС, 2003г.
-
Павликовская Н.И. Мастер-класс учителя русского языка: 5-6 классы (для общеобра-зовательных учреждений). — М.: Изд-во Глобус, 2009
-
Пташкина В.Н. Игровые технологии на уроках русского языка: 5-9 классы. – Волгоград: Учитель, 2009.
-
Розенталь Д.Э. Говорите и пишите по-русски правильно. – М.: Айрис-Пресс, 2007.
-
Узорова О.В. Практическое пособие по развитию речи — К.: ГИППВ, 1999
-
Шабалкова Т.П. Сборник диктантов и изложений: 5-9 кл.: коррекционное обучение. — Волгоград: Учитель, 2007 г.
-
Методический и практический журнал «Воспитание и обучение детей с нарушениями развития.
Календарно-тематическое планирование
Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Отрабатываемые умения и навыки | Примечание | ||
1 четверть. 18 часов | ||||||
1.Повторение (5ч) Из них. 1 час-входная к/р
Уметь: -находить грамматическую основу предложения; — строить: простое распростра-ненное предложение с однородными членами; сложное предложение; — ставить знаки препинания при однородных членах предложения, в сложных предложениях; — связно высказываться устно и письменно; — грамотно писать под диктовку; — пользоваться словарем.
| ||||||
2.Состав слова (13 ч)
| ||||||
2.1 | Состав слова | 2 |
| Уметь:
|
| |
2.2 | Безударные гласные в корне | 2 |
|
| ||
2.3 | Звонкие и глухие согласные в корне. | 2 |
|
| ||
1.4 | Разделительный твёрдый знак | 2 |
|
| ||
1.5 | Приставка и предлог | 2 |
|
| ||
1.6
1.7
1.8 | Контроль-ная работа за четверть
Работа над ошибками по итогам к/р за четверть Повторение обобщение ранее изученного | 1
1
1 |
|
| ||
2 четверть | ||||||
2.Части речи (всего 32 часа) | ||||||
2.1 | Имя существительное | 1 |
| — различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного; — согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже; — правильно писать падежные окончания прилагательных в единственном и множествен-ном числе; — писать небольшие изложения (с помощью учителя); — писать под диктовку грамотно; — пользоваться словарем. — распознавать местоимения в тексте, правильно их употреблять; — заменять местоимением существительное; — определять лицо, число и падеж местоимений; — склонять местоимения; — правильно писать местоимения с предлогами. — правильно писать падежные окончания местоимений в единственном и множественном числе; — работать с деловыми бумагами; — писать под диктовку грамотно; — следить за своей речью.
|
| |
2.2 | Склонение имён существительных во множественном числе | 2 |
|
| ||
2.3 | Склонение имён существительных в единственном числе | 1 |
|
| ||
2.4
| Имя прилагате- льное | 2 |
|
| ||
2.5
| Склонение имён прилагательных в единственном числе | 2 |
|
| ||
2.6
| Склонение имён прилагате льных во множественном числе | 3 |
|
| ||
2.7 | КР | 1 |
|
| ||
3 четверть | ||||||
Части речи (продолжение) | ||||||
2.7
| Местоимения | 2 |
| — распознавать местоимения в тексте, правильно их употреблять; — заменять местоимением существительное; — определять лицо, число и падеж местоимений; — склонять местоимения; — правильно писать местоимения с предлогами. — правильно писать падежные окончания местоимений в единственном и множественном числе; — работать с деловыми бумагами; — писать под диктовку грамотно; — следить за своей речью. |
| |
2.8
| Личные местоимения 1, 2, 3 лица | 3 |
|
| ||
2.9
| Склонение и правописание | 3 |
|
| ||
2. 10 | Самостоятельная работа | 1 |
| Уметь: — находить глаголы в тексте; — изменять глаголы по временам, лицам и числам; — по окончанию определять 2 лицо глагола; — правильно писать НЕ с глаголами; окончания глаголов неопределённой формы; — определять временные формы глагола; — правильно писать глаголы 2 л. ед.ч., употреблять их в речи; — писать изложения и сочине-ния (с помощью учителя); — писать грамотно под диктовку. — выполнять морфологи-ческий разбор глагола; — писать изложения; — писать деловые бумаги.
|
| |
2. 11 | Глагол. | 2 |
|
| ||
2. 12 | Изменение глаголов по числам | 1 |
|
| ||
2. 13 | Изменение глаголов по временам | 3 |
|
| ||
2. 14 | « Не» с глаголами
| 1 |
|
| ||
2.15 | Изменение глаголов по лицам | 3 |
|
| ||
2.16 | К/р | 1 |
|
| ||
4 четверть | ||||||
3.Предложение (15 ч)
| ||||||
6.2 | Простое предложе ние с однородными членами | 2 |
| Уметь: — находить грамматическую основу предложения; — строить: простое распростра-ненное предложение с однородными членами; с обращением; сложное предложение; — ставить знаки препинания при однородных членах предложения, в сложных предложениях, при обращении; — связно высказываться устно и письменно; — грамотно писать под диктовку; — пользоваться словарем.
|
| |
6.3 | Сложные предложе ния | 64 |
|
| ||
6.4 | Обращение | 3 |
|
| ||
4.Повторение, обобщение (8) | ||||||
7. | Повторение
| 6 |
| Уметь: — разбирать слова по составу; — проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путем подбора проверочных слов; — поставить вопрос к любой части речи; находить их в тексте; — делать морфологический разбор существительного, прилагательного и глагола ( с помощью учителя или памятки); — строить простые предложения с однородными членами и сложные предложения; — связно высказываться устно и письменно; — писать под диктовку текст, применяя правила проверки написания слов; -пользоваться словарем |
| |
8.
| К/р за год Работа над ошибками | 2 |
|
|
|
Итого: 70 часов