Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа села Георгиевка
Согласовано Заместитель директора по УВР ______/Ерёмина Т.М./ от « ____»__________2014г. | Утверждаю Директор школы _________/Е.А.Пилецкая/ Приказ № _____________ от « ____»__________2014г.
|
Рабочая программа
По _русскому языку____
Для ___9____класса
____2_часа в неделю (68 ч в год)
Автор составитель :
Учитель _Рамбердиева А.Б._(Ф.И.О.)
___________-категория
2014/2015уч.год
С.Георгиевка
Пояснительная записка
Статус рабочей программы
Рабочая программа по русскому языку для 9 класса на 2014-2015 учебный год составлена на основе следующих нормативно-правовых документов:
-
Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 № 1897
-
Примерной основной образовательной программы основного общего образования (Письмо «О Примерной ООП ООО №03-776 от 01.11.2011)
-
Программа курса для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5-9 классы М.М. Разумовской. Авторы: М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова» – Москва: Дрофа, 2010.
-
Учебный план МБОУ СОШ с. Георгиевка муниципального района им. Лазо Хабаровского края.
Общая характеристика учебного предмета
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
На изучение русского языка в 9 классе учебным планом МБОУ СОШ с. Георгиевка на 2014-2015 учебный год предусматривается 68 учебных часов – из расчета 2 часа в неделю.
Рабочая программа содержит 8 разделов, включая тему «Сложноподчинённые предложения» (34 ч.); Русский язык-национальный язык русского народа(1ч (1 ч.); Повторение изученного в 5-8 классах (10ч); Сложное предложение (3ч.); Сложносочиненные предложения (4ч.) Бессоюзные сложные предложения (7ч.); оставшиеся 8 учебных часов отводятся на повторение пройденного и контроль знаний учащихся. Для того чтобы подготовка к экзамену не носила «авральный» характер, планирую систематически осуществлять эту работу на уроках. Материалы для подготовки к ГИА будут даваться дозированно: в соответствии с заданиями частей А, В и С, чтобы иметь возможность отрабатывать конкретные навыки работы с текстами по орфографии и пунктуации, по культуре речи и стилистике, по анализу текста. Вариативность и дифференцированность этих упражнений позволяют отработать разнообразные умения и навыки с учётом индивидуальных особенностей каждого обучающегося. Кроме этого, контрольные уроки за полугодие и год планирую провести в форме ГИА.
Количество контрольных работ (диктантов, сочинений, изложений, тестовых заданий) представлено: диктантов_ __1____ ,сочинений ___5__, изложений___5____ , тестовых заданий_12____, контрольная работа __3__
Отдельные часы выделены на анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании контрольных работ
Цели курса:
Воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку; сознательного отношения к языку как к духовной ценности, средству общения и получения знаний;
— развитие речевой и мыслительной деятельности; коммуникативных умений и навыков; готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию; потребности в речевом самосовершенствовании;
-освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; стилистических ресурсах, основных нормах русского литературного языка и речевого этикета; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
-формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности и соответствия сфере и ситуации общения; осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
— применение полученных знаний и умений в речевой практике и способствует решению сложных задач изучения русского языка на II ступени образования в 9 классе.
Задачи курса:
1. Всестороннее и систематическое повторение изученного и изучение нового учебного материала.
2. Всестороннее развитие основных видов речевой деятельности: навыков чтения-понимания, говорения, письма.
3. Обучение работе с лингвистическим текстом и словарями.
4. Формирование способности свободно ориентироваться в фактах и явлениях языка.
5. Формирование языковой и коммуникативной компетенции.
Специальной целью преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции обучающихся.
Языковая компетентность: владение лексическими и грамматическими средствами языка на уровне нормы-орфоэпической, лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической .
Коммуникативная компетентность: владение специальными речеведческими знаниями и умениями применять их к анализу и конструктированию текста .
Лингвистическая компетентность: знания о системе языка, умение применять эти знания в работе с языковым материалом.
Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи обучающихся. Развитие речи обучающихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).
Обоснование выбора УМК
Для реализации поставленных целей и задач выбран учебно-методический комплект по русскому языку издательства «Дрофа» (М.М.Разумовской), который широко используется в общеобразовательных учреждениях и включает в себя:
Программа:
Программа курса для общеобразовательных учреждений по русскому языку 5-9 классы М.М. Разумовской. Авторы: М.М. Разумовская, В.И. Капинос, С.И. Львова» – Москва: Дрофа, 2010.
Учебник:
Учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений» под ред. д.п.н. М.М.Разумовской, д.ф.н. П.А.Леканта «Русский язык: (13-е изд. — М.: Дрофа, 2011)
Материал учебника соответствует государственному минимуму содержание образования по русскому языку. Учебник входит в перечень учебных изданий, рекомендованных Министерством образования РФ для преподавания в школе.
Рабочая тетрадь: —
Пособия:
-
Русский язык. 5–9 классы. Методические рекомендации и рабочая программа к линии УМК М. М. Разумовской, С. И. Львовой – М: Дрофа, 2011.
-
Астраханцева Т.С. Сборник тренировочных тестовых заданий по русскому языку для подготовки к итоговой аттестации выпускников 9-х классов: методическое пособие/– Самара: ООО «Офорт», 2010
-
Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория 5-9 класс.- М.: Дрофа, 2010
7) Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка/ В.П. Жуков, А. В. Жуков.— 5-е изд., перераб. и доп.— М., 2005.
8) Капинос В.И. и др. Сборник тестовых заданий для тематического итогового контроля по русскому языку 9 класс. — М.: Интеллект-Центр, 2010
9) Костяева Т.А. Тесты, проверочные и контрольные работы по русскому языку: 9 кл.: Пособие для учителя.-М.; Просвещение, 2010
10) Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка / М. С. Лапатухин, Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова; под ред. Ф. П. Филина.— -е изд., дораб.— М.: 1998.
11) Лекант П.А. Школьный орфоэпический словарь русского языка / П. А. Лекант, В.В.Леденева.— 3-е изд.— М., 2006.
12) Лимонад ТВ. С изложением на «ты». — М.: Школьная Пресса, 2011
13) Львов М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка / М. Р. Львов.— 8-е изд., испр. и доп.— М., 2006.
14) Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку 5-9 кл. М.ТЦ Сфера, 2011г.
15) Никитина Е.И. Русская речь. Развитие речи. 9 класс. — М.: Дрофа, 2010
16) Одинцов В.В. и др. Школьный словарь иностранных слов / под ред. В. В. Иванова.— 8-е изд.— М., 2006.
17) Панов Б.Т. Школьный грамматико-орфографический словарь русского язы¬ка / Б.Т. Панов, А. В. Текучев.— 3-е изд., испр. и доп.— М.: 1991.
18) Пахнова Т.М. Готовимся к письменным и устным экзаменам по русскому языку: 9-11 классы. -М.: Вербум-М, 2010-14.
19) Потиха 3. А. Школьный словарь строения слов русского языка / 3. А. Потиха,—2-е изд.—М., 1998.
21) Рогожникова Р.П. Школьный словарь устаревших слов русского языка (по произведениям русских писателей XVIII—XX вв.) / Р.П.Рогожникова, Т.С.Карская.— М., 1996.
22) Русский язык. ГИА. М.: Астрель, 2010-14.
23) Русский язык. Подготовка к экзамену. Практикум. Саратов, издательство «Лицей», 2013.
24) Рыбченкова Л.М., Склярова В.Л. Сборник текстов для проведения письменного экзамена по русскому языку за курс основной школы. 9 кл.: учебн. пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / –М.: Дрофа, 2010
25) Селезнева Л.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. Обобщающие алгоритмы и уп¬ражнения. — М.: Дрофа, 2010
26) Семенюк А.А. Школьный толковый словарь русского языка / А.А.Семенюк, М. А. Матюшина.— 3-е изд.— М.: 2006
27) Сенина Н.А., Петрова ТА и др. Русский язык: 9 класс. Итоговая аттестация — 2010. Предпрофильная подготовка. — Ростов на Дону: Легион, 2010
28) Сычева. В.П. ЕГЭ. Русский язык. 9 класс. Государственная итоговая аттестация (по новой форме). Типовые тестовые задания / – М.: Издательство «Экзамен», 2010
29) Тихонов А. Н. Школьный словообразовательный словарь русского языка/ Н.Тихонов.— 2-е изд., перераб.— М., 2010.
31) Угроватова Т.Е. Русский язык: 9 класс. Материалы для подготовки к итоговой аттестаций. -М.: Просвещение, 2010
33) Ушаков Д.Н. Орфографический словарь / Д. Н. Ушаков, С. Е. Крючков.— 41-е изд.— М., 1990.
35) Цыбулько И.П, Александров В.Н и др. Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов в новой форме. Русский язык. 2010 /ФИПИ. – М.: «Интеллект-Центр», 2013
36) Шанский Н.М. Школьный этимологический словарь русского языка/ Н. М. Шанский, Т. А. Боброва.— М., 1997.
37) Шипицына Г.М., Петровская ОС., Черников ИА Русский язык. Дидактические материалы. 8-11 классы. — М.: Дрофа, 2007.
Информационные ресурсы в Интернете
www.wikippedia.ru
www.krugosvet.ru
www.rubricon.ru
www.slovari.ru
www.gramota.ru
www.feb-web.ru
www.myfhology.ru
www.it-n.ru
rus.1september.ru
www.openclass.ru
Содержание учебного материала
-
Русский язык-национальный язык русского народа(1ч.)
Знать: формы существования национального русского языка, понимать его неоднородность, сферу функционирования.
Уметь: создавать собственные высказывания на лингвистические темы.
Применять в практике устного речевого общения с целью развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры.
-
Повторение изученного в 5-8 классах (10ч).
Стили речи. Особенности фонетики, графики, орфографии. Лексика, Морфология. Словообразование. Пунктуация. Синтаксис. Способы сокращения текста. Типы речи. Жанры публицистики.
Знать: особенности стилей и типов речи, звуков, правописание слов, разнообразие лексического состава русского языка, морфемы, образование слов, особенности морфологии и синтаксиса, верную постановку знаков препинания, способы сжатия текста, жанры публицистики.
Уметь: различать стили и типы речи, тему, основную мысль текста, создавать собственное высказывание, определять особенности звуков, морфемы, образование слов, особенности морфологии и синтаксиса, особенности жанров публицистики, извлекать необходимую информацию из текста, понимать его коммуникативную цель, создавать текст публицистического характера, применять все способы компрессии, сохранять микротемы, правильно писать слова и ставить нужные знаки препинания, объяснять разнообразие лексического состава русского языка.
Применять знания для создания связного текста с учетом норм русского литературного языка, для определения лексического значения слов, морфем, способов образования слов, для выявления особенностей морфологии и синтаксиса, верного написания слов и постановки знаков препинания, для работы с текстом.
Контрольные мероприятия: изложение, тестовые задания, самостоятельная работа
-
Сложное предложение (3ч.)
Виды предложений. Типы сложных предложений. Средства связи между частями сложных предложений.
Знать: виды и типы предложений, средства связи частей сложных предложений, пунктуационное оформление их.
Уметь : разграничивать простые и сложные предложения, составлять схемы сложных предложений, определять средства связи частей сложных предложений, пунктуационно оформлять их.
Применять знания для создания связного текста с учетом норм русского литературного языка.
Контрольные мероприятия: контрольная работа
4. Сложносочиненные предложения (4ч.)
Понятие о сложносочиненном предложении. Виды сложносочиненного предложения. Художественный стиль и язык художественной литературы.
Знать: грамматические признаки, строение сложносочиненных предложений, группы сочинительных союзов по значению, их роль в предложении, разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненного предложения, особенности художественного стиля и языка художественной литературы.
Уметь: различать простые и сложные предложения, определять разновидности смысловых отношений между частями сложносочиненных предложений, связанными соединительными, разделительными и противительными союзами, пунктуационно оформлять их, определять и различать художественный стиль и язык художественной литературы.
Применять знания для определения видов сложносочиненных предложений, выявлений отношений между частями предложений, верной расстановки знаков препинания, для создания связного текста с учетом норм русского литературного языка.
Контрольные мероприятия: тестовые задания
5. Сложноподчиненные предложения (34ч.)
Понятие о сложноподчиненном предложении. Обучающее сочинение на лингвистическую тему(С 2.1). Виды сложноподчиненных предложений. Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными. Местоименно- соотносительные придаточные. Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными. Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. Придаточные обстоятельственные места. Текст. Строение текста. Сложноподчиненные предложения с придаточными времени. Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения. Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени. Путевые заметки. Понятие о жанре. Сложноподчиненные предложения с придаточными цели. Сложноподчиненные предложения с придаточными условия. Сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия. Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными. Рецензия. Понятие о жанре. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания при них. Эссе. Понятие о жанре.
Знать: основные группы сложноподчиненных предложений по значению и союзам, особенности придаточных определительных, изъяснительных, обстоятельственных по характеру смысловой связи между частями, значению союзных слов, синтаксическую функцию союзного слова, интонационное и пунктуационное оформление сложноподчиненных предложений с разными видами придаточных, структуру построения сочинения- рассуждения на лингвистическую тему, строения текста, способы сжатия текста, понятие о рецензии и эссе.
Уметь: определять группы сложноподчиненных предложений по значению и союзам, находить главное и придаточное; различать омонимичные подчинительные союзы и союзные слова; определять значение и признаки придаточных, пунктуационно оформлять предложения, писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, строить текст разных жанров.
Применять знания для определения видов сложноподчиненных предложений, выявлений отношений между частями предложений, верной расстановки знаков препинания, для создания связного текста с учетом норм русского литературного языка.
Контрольные мероприятия: тестовые задания, изложение, сочинение, словарный диктант, проверочная работа, контрольная работа, диктант
6. Бессоюзные сложные предложения (7ч.)
Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. Изложение с элементами сочинения. Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения. Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления времени или условия, следствия и сравнения. Сжатое изложение. Деловая речь. Написание деловых бумаг.
Знать: особенности бессоюзных сложных предложений; условия постановки запятой и точки с запятой, двоеточия и тире в бессоюзных сложных предложениях, способы сжатия текста, виды деловых бумаг и их оформление.
Уметь: определять смысловые отношения между частями бессозного сложного предложения, правильно ставить знаки препинания и обосновывать условия их выбора, применять способы сжатия текста и правильно оформлять деловые бумаги.
Применять знания для определений типов предложений, для написания изложения и деловых бумаг
Контрольные мероприятия: изложения, тестовые задания, проверочная работа
7. Сложные предложения с различными видами связи (2ч.)
Сложные предложения с различными видами связи.
Знать: структурные особенности сложного предложения с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи, интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с разными видами связи.
Уметь определять особенности сложного предложения с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи, расставлять нужные знаки препинания.
Применять сложные предложения с различными видами связи в речи.
Контрольные мероприятия: тестовые задания
8. Повторение и систематизация изученного в 5-9 классах (8ч.). Фонетика и графика. Лексикология и фразеология. Морфемика. Словообразование. Морфология. Синтаксис. Орфография. Пунктуация.
Знать: особенности разделов о языке, правописание слов и пунктуационное оформление предложений, анализ текста.
Уметь: обнаруживать орфограммы, объяснять их правописание; правильно и выразительно читать предложения разных синтаксических конструкций, определяя функцию знаков препинания в предложениях, анализировать текст, безошибочно писать контрольную работу.
Применять в практике устного и письменного речевого общения.
Контрольные мероприятия: тестовые задания, сочинение
Учебно-тематический план
Раздел | Кол-во часов | Контрольные мероприятия | Количество часов | |
1 | Международное значение русского языка. | 1 |
|
|
2 | Повторение изученного в 5-8 классах | 10 | 1) Изложение 2) Тестовые задания 3) Самостоятельная работа | 1 1 1 |
3 | Сложное предложение. Культура речи | 3
| 1) Контрольная работа | 1 |
4 | Сложносочиненные предложения | 4 | 1) Тестовые задания | 1 |
5 | Сложноподчиненные предложения | 34 | 1) Тестовые задания 2) Диктант 3) Изложение 4) Сочинение 5) Словарный диктант 6) Контрольная работа 7) Проверочная работа | 3 1 2 4 3 2 4 |
6 | Бессоюзные сложные предложения | 7 | 1) Тестовые задания 2) Изложение 3) Проверочная работа | 1 2 1 |
7 | Сложные предложения с различными видами связи | 2 | 1) Тестовые задания
| 1 |
8 | Повторение изученного в 5-9 классах | 8 | 1) Тестовые задания 2) Сочинение
| 5 1 |
Планируемые результаты изучения учебного предмета
Языковая компетентность: владение лексическими и грамматическими средствами языка на уровне нормы-орфоэпической, лексической, словообразовательной, морфологической, синтаксической .
Коммуникативная компетентность: владение специальными речеведческими знаниями и умениями применять их к анализу и конструктированию текста .
Лингвистическая компетентность: знания о системе языка, умение применять эти знания в работе с языковым материалом.
Изучение каждого раздела, каждой темы содействует развитию логического мышления и речи обучающихся. Развитие речи обучающихся на уроках русского языка предполагает совершенствование всех видов речевой деятельности (говорения, слушания, чтения и письма).
Требования к уровню подготовки учащихся 9 класса
Обучающиеся должны знать определения основных изученных в 9 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 9 класса обучающиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
Знать:
-
Роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации и средства межнационального общения;
-
Смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; сфера и ситуация речевого общения;
-
Основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
-
Особенности основных жанров научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи;
-
Признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
-
Основные единицы языка, их признаки;
-
Основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные); нормы речевого этикета;
Уметь:
-
Различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
-
Определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стиль речи; анализировать структуру и языковые особенности текста;
-
Опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
-
Объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
Аудирование и чтение
-
Адекватно понимать информацию письменного и устного сообщения (цель, тему основную и дополнительную, явную и скрытую информацию);
-
Читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
-
Извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации; свободно пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
Говорение и письмо
-
Воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение, конспект);
-
Создавать тексты различных стилей и жанров (отзыв, аннотация, реферат, выступление, письмо, расписка, заявление);
-
Осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения;
-
Владеть различными видами монолога и диалога;
-
Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме); адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
-
Соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
Соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
-
Соблюдать нормы русского речевого этикета; уместно использовать паралингвистические (внеязыковые) средства общения;
-
Осуществлять речевой самоконтроль; оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;
Владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
-
Для осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
-
Развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
-
Удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых социально-культурных ситуациях общения;
-
Увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств; развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
Использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Вид контроля
В учебной практике используют следующие виды контроля знаний и умений школьников: текущая, промежуточная и итоговая проверки.
Текущая проверка присутствует на каждом занятии.
Традиционными методами текущей проверки являются: опрос, различные виды пересказа, ответы на вопросы, фронтальная беседа.
Промежуточная проверка проводится для контроля знаний по теме или крупному разделу, а также предусматривается в конце каждой четверти.
Промежуточный контроль знаний учащихся по русскому языку проводится в форме контрольных тестов, контрольных диктантов, сочинений, изложений, зачетов.
Итоговая проверка нацелена на выявление уровня умений и знаний учащихся, которого они достигли к концу учебного года. Это могут быть диктанты, различного вида комплексные тесты обобщающего характера.
НОРМЫ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УЧАЩИХСЯ
«Нормы оценки…» призваны обеспечить одинаковые требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются:
1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотности, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания);
2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков;
3) объем различных видов контрольных работ;
4) количество отметок за различные виды контрольных работ.
Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются:
1) знание полученных сведений о языке;
2) орфографические и пунктуационные навыки;
3) речевые умения.
Оценка устных ответов учащихся
Устный опрос является одним из основных способов учета знаний учета учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика должен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение применять определения, правила в конкретных случаях.
При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями:
1) полнота и правильность ответа;
2) степень осознанности, понимания изученного;
3) языковое оформление ответа.
Оценка «5» ставится, если ученик
1) полно излагает изученный материал, дает правильное определение языковых понятий;
2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные;
3) излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.
Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.
Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но
1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил;
2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры;
3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.
Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.
Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное незнание или непонимание материала.
Оценка («5»,»4»,»3») может ставиться не только за единовременный ответ (когда на проверку подготовки ученика отводится определенное время), но и за рассредоточенный во времени, то есть за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока ( выводится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.
Оценка диктантов
Диктант – одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.
Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.
Объем диктанта устанавливается для 9 класса – 130-150 слов. При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и служебные слова.
Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Для 9 класса он состоит из 35 – 40 слов.
Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление прочности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, проводимые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.
Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2-3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1-3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм не должно превышать в 9 классе 25 различных орфограмм и 10-15 пунктограмм.
До конца первой четверти сохраняется объем текста, рекомендованный для предыдущего класса: 125-140 слов в контрольном диктанте, 25-30 слов в словарном диктанте.
При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфографические и пунктуационные ошибки:
в переносе слов;
на правила, которые не включены в школьную программу;
на еще не изученные правила;
в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не проводилась специальная работа;
в передаче авторской пунктуации.
Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).
При оценке диктантов важно также учитывать характер ошибки. Среди ошибок следует выделять негрубые, то есть не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:
в исключениях из правил;
в написании большой буквы в составных собственных наименованиях;
в случаях слитного и раздельного написания приставок в наречиях, образованных от существительных с предлогами, правописание которых не регулируется правилами;
в случаях раздельного и слитного написания НЕ с прилагательными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;
в написании Ы и И после приставок;
в случаях трудного различия НЕ и НИ (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не …; не кто иной как; ничто иное не…; не что иное как и др.);
в собственных именах нерусского происхождения;
в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;
в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.
Необходимо учитывать также повторяемость и однотипность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.
Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматических (в армии, в роще; колют, борются) в фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.
Не считаются однотипными ошибками на такое правило, в котором для выяснения правильного написания одного слова требуется подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода – воды, рот – ротик, грустный – грустить, резкий – резок).
Первые три однотипные ошибки считаются за одну ошибку, каждая следующая подобная ошибка учитывается как самостоятельная.
Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибок, то все они считаются за одну ошибку.
При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на 1 балл. Отличная оценка не выставляется при наличии 3-х и более исправлений.
Диктант оценивается одной отметкой.
Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней одной негрубой орфографической или одной негрубой пунктуационной ошибки.
Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте двух орфографических и двух пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3-х пунктуационных ошибок или 4-х пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3-х орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.
Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок. Оценка «3» может быть поставлена также при наличии 6 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, если среди тех и других имеются однотипные и негрубые ошибки.
Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, или 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, или 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.
При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом «1».
При некоторой вариативности количества ошибок, учитываемых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом является для оценки «4» 2 орфографические ошибки, для оценки «3» — 4 орфографические ошибки (для 5 класса – 5 орфографических ошибок), для оценки «2» — 7 орфографических ошибок.
В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографического, грамматического) задания, выставляются 2 оценки за каждый вид работы.
Грамматическое задание оценивается отдельной оценкой.
Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.
Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее ¾ задания.
Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.
Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.
Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.
Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выведении оценки за диктант.
Оценка контрольного словарного диктанта
Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.
Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1-2 ошибки.
Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3-4 ошибки.
Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок.
Оценка сочинений и изложений
Сочинения и изложения – основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.
Сочинения и изложения в 9 классе проводятся в соответствии с требованиями раздела программы «Развития навыков связной речи».
Примерный объем текста для подробного изложения в 9 классе – 250-300 слов. Примерный объем сочинений в 9 классе – 2 – 2,5 страницы.
С помощью сочинений и изложений проверяются:
1) умение раскрывать тему;
2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания;
3) соблюдение языковых норм и правил правописания.
Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая – за грамотность, т.е. за соблюдение орфографических, пунктуационных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится работа, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по литературе.
Содержание сочинения и изложения оценивается по следующим критериям:
соответствие работы ученика теме и основной мысли;
полнота раскрытия темы;
правильность фактического материала;
последовательность изложения.
При оценке речевого оформления сочинений и изложений учитывается:
Разнообразие словаря и грамматического строя речи;
Стилевое единство и выразительность речи;
Число речевых недочетов.
Грамотность оценивается по числу допущенных учеником ошибок – орфографических, пунктуационных и грамматических.
Оценка Содержание и речь Грамотность
«5» Содержание работы полностью соответствует теме. Фактические ошибки отсутствуют. Содержание излагается последовательно. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста. В целом в работе допускается 1 недочет в содержании и 1-2 речевых недочета Допускаются:
1 орфографическая, или 1 пунктуационная, или 1 грамматическая ошибка.
«4» Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы). Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности, незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью. В целом в работе допускается не более 2 недочетов в содержании и не более 3-4 речевых недочетов. Допускаются:
2 орфографические и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографическая и 3 пунктуационных ошибки, или 4 пунктуационных ошибки при отсутствии орфографических, а также 2 грамматические ошибки.
«3» В работе допущены существенные отклонения от темы. Работа достоверно в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения. Беден словарь и однообразны синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление. Стиль работы не отличается единством, речь недостаточно выразительна. В целом в работе допускаются не более 4-х недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. Допускаются:
4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных при отсутствии орфографических ошибок (в 5кл. – 5 орфографических и 4 пунктуационных ошибок), а также 4 грамматические ошибки.
«2» Работа не соответствует теме. Допущено много фактических неточностей. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, работа не соответствует плану. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления. Нарушено стилевое единство текста. В целом в работе допущено 7 речевых недочетов и 6 недочетов в содержании. Допускаются:
7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок.
Примечания.
При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уровень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинального замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.
Если объем сочинения в полтора – два раза больше указанного в настоящих нормах, то при оценке работы следует исходить из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2 – 3 – 2, 2 – 2 – 3; «3» ставится при соотношениях: 6 – 4 – 4 , 4 – 6 – 4, 4 – 4 – 6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.
Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положительной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показателям оно написано удовлетворительно.
На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учеником исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».
Оценка обучающих работ
Обучающие работы (различные упражнения и диктанты неконтрольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.
При оценке обучающихся работ учитывается:
1) степень самостоятельности учащегося;
2) этап обучения;
3) объем работы;
4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.
Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчеркиваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допустимо и 2 исправления ошибок.
Первая и вторая работа как классная, так и домашняя при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.
Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавшего анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для контрольных работ соответствующего или близкого вида.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку в 9 классе
Название разделов и тем уроков. | Кол-во часов | Срок проведения
. | Виды и методы контроля | Требования к уровню подготовки учащихся | ИКТ.ЦОРы | ||||||||||||||
По плану | фактически | Базовые знания | Развитие познавательных умений | Формирование ценностно-мировоззренченских ориентаций личности | |||||||||||||||
1 | Русский язык-национальный язык русского народа | 1 |
|
| Текущий; лекция с элементами беседы | Знать формы существования национального русского языка, понимать его неоднородность, сферу функционирования | Уметь создавать собственные высказывания на лингвистические темы | Применять знания для создания связного текста с учетом норм русского литературного языка |
| ||||||||||
Повторение изученного в 5-8 классах(10ч.)
| |||||||||||||||||||
2 | Р.р.Повторение. Стили речи. | 1 |
|
| Текущий; составление кластера, самостоятельная работа | Знать особенности стилей речи | Уметь различать стили речи, тему, основную мысль , создавать собственное высказывание | Применять знания для создания связного текста с учетом норм русского литературного языка | Табл. № Карт.12 | ||||||||||
3 | Повторение. Фонетика. Орфография .Графика. | 1 |
|
| Текущий; выполнение упражнений | Знать звуки и их особенности, правописание слов | Уметь определять особенности звуков, правильно писать слова | Применять знания для создания связного текста с учетом норм русского литературного языка | Табл. № Карт. | ||||||||||
4 | Повторение. Лексика. Морфемика Словообразование. | 1 |
|
| Текущий; выполнение упражнений | Знать разнообразие лексического состава русского языка, морфемы, образование слов | Уметь объяснять разнообразие лексического состава русского языка, определять морфемы, образование слов | Применять знания для определения лексического значения слов, морфем, способов образования слов | Табл. №5 | ||||||||||
5 | Повторение. Морфология.и синтаксис. Орфография. | 1 |
|
| Текущий; урок-практикум | Знать особенности морфологии и синтаксиса, правописание слов | Уметь определять особенности морфологии и синтаксиса, правильно писать слова | Применять знания для определения особенностей морфологии и синтаксиса, верного написания слов | Табл. №1,10,14 | ||||||||||
6 | Повторение. Орфография и пунктуация. | 1 |
|
| Текущий; тестовые задания | Знать правописание слов и верную постановку знаков препинания | Уметь верно писать слова и расставлять знаки препинания | Применять знания для верного написания слов и постановки знаков препинания | Табл. № 1,2 | ||||||||||
7 | Р.р Способы сокращения текста | 1 |
|
| Текущий; работа с текстом | Знать способы компрессии текста | Уметь применять все способы компрессии, сохранять микротемы | Применять знания для работы с текстом | Табл. № | ||||||||||
8 | Р.р Сжатое изложение. | 1 |
|
| Текущий; изложение | Знать способы компрессии текста | Уметь безошибочно писать изложение | Применять знания для написания изложения |
| ||||||||||
9 | Р.р Повторение. Типы речи. | 1 |
|
| Текущий; работа с текстом | Знать особенности типов речи | Уметь определять типы и их особенности | Применять знания для работы с текстами |
| ||||||||||
10 | Р.р Анализ сжатого изложения. | 1 |
|
| Текущий; работа с текстом | Знать критерии оценивания сжатого изложения | Уметь выявлять ошибки и их корректировать | Применять знания для выявления и корректировки ошибок |
| ||||||||||
11
| Р.р Жанры публицистики. Выборочный пересказ с элементами сочинения. | 1
|
|
| Текущий; опрос, выполнение упражнений, работа с текстами | Знать жанры публицистики, создание текста публицистического характера | Уметь определять особенности жанров публицистики, извлекать необходимую информацию из текста, понимать его коммуникативную цель, создавать текст публицистического характера | Применять знания для определения жанра публицистики, выборочного пересказа с элементами сочинения | Табл. №
| ||||||||||
Сложные предложения (3ч.) | |||||||||||||||||||
12 | Сложное предложение. | 1 |
|
| Текущий; опрос, составление кластера, выполнение упражнений | Знать виды предложений и их особенности | Уметь различать изученные виды предложений (простые и сложные) | Применять знания для создания связного текста с учетом норм русского литературного языка | Табл. № 9 Презент. | ||||||||||
13 | Типы сложных предложений. Средства связи между частями предложения. | 1 |
|
| Текущий; выполнение упражнений | Знать типы предложений, средства связи частей сложного предложения, пунктуационное оформление их | Уметь различать типы предложений, определять средства связи частей сложного предложения, пунктуационно оформлять их | Применять знания для создания связного текста с учетом норм русского литературного языка | Табл. № | ||||||||||
14 | Контрольная работа по теме «Сложные предложения». | 1 |
|
| Текущий; контрольная работа | Знать типы предложений, средства связи частей сложного предложения, пунктуационное оформление их | Уметь безошибочно выполнять контрольную работу | Применять знания для выполнения контрольной работы | |||||||||||
Сложносочиненные предложения (4ч) | |||||||||||||||||||
15 | Понятие о сложносочиненном предложении. | 1 |
|
| Текущий; работа по карточкам, выполнение упражнений | Знать грамматические признаки ССП, его строение | Уметь определять грамматические признаки ССП, его строение | Применять знания для определения грамматических признаков ССП, его строения | Табл. №9 | ||||||||||
16 | Виды сложносочиненных предложений. | 1 |
|
| Текущий; тестовые задания | Знать виды сложно сочиненных предложений и постановку знаков препинания | Уметь интонационно оформлять ССП с разными типами смысловых отношений между частями, выявлять эти отношения, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы и конструировать предложения по ним | Применять знания для определения видов ССП, выявлений отношений между частями предложений, верной расстановки знаков препинания | Табл. № Презент. | ||||||||||
17 | Виды сложносочиненных предложений. | 1 |
|
| Текущий; опрос, выполнение упражнений | Знать виды сложно сочиненных предложений, постановку знаков препинания и составление схем предложений | Уметь интонационно оформлять ССП с разными типами отношений между частями, правильно ставить знаки препинания, составлять схемы и конструировать предложения по ним | Применять знания для определения видов ССП, выявлений отношений между частями предложений, верной расстановки знаков препинания | Табл. № | ||||||||||
18 | Р.р Художественный стиль речи и язык художественной литературы. | 1 |
|
| Текущий; работа с текстами | Знать особенности художественного стиля речи и языка художественной литературы и их отличие | Уметь определять особенности художественного стиля речи и языка художественной литературы и их отличие | Применять знания для создания связного текста с учетом норм русского литературного языка | Табл. № Иллюст. | ||||||||||
Сложноподчиненные предложения (34ч.)
| |||||||||||||||||||
19 | Понятие о сложноподчиненном предложении | 1 |
|
| Текущий; тестовые задания | Знать основные группы СПП по значению и союзам, смысловые отношения между частями СПП и способы их выражения | Уметь определять основные группы СПП , смысловые отношения между частями СПП и способы их выражения | Применять знания для определения основные группы СПП , смысловые отношения между частями СПП и способы их выражения | Табл. № | ||||||||||
20 | Р.р Обучающее сочинение на лингвистическую тему(С 2.1). | 1 |
|
| Текущий; обучающее сочинение | Знать особенности построения сочинения- рассуждения на лингвистическую тему | Уметь строить сочинение- рассуждение на лингвистическую тему | Применять знания для построения сочинения –рассуждения на лингвистическую тему | Табл. № Презент. | ||||||||||
21 | Р.р Сочинение на лингвистическую тему | 1 |
|
| Текущий; сочинение | Знать особенности построения сочинения- рассуждения на лингвистическую тему | Уметь верно строить сочинение- рассуждение на лингвистическую тему | Применять знания для написания сочинения-рассуждения | Табл. № тексты | ||||||||||
22 | Виды сложноподчиненных предложений. | 1 |
|
| Текущий; словарный диктант | Знать грамматические признаки СПП, его строение, средства связи частей | Уметь опознавать СПП в тексте, правильно ставить знаки препинания | Применять знания для опознавания СПП в тексте, правильной расстановки знаков препинания | Табл. № презент | ||||||||||
23 | Виды сложноподчиненных предложений. | 1 |
|
| Текущий; опрос, составление кластера, проверочная работа | Знать грамматические признаки СПП, его строение, средства связи частей | Уметь опознавать СПП в тексте, правильно ставить знаки препинания | Применять знания для опознавания СПП в тексте, правильной расстановки знаков препинания | Табл. № | ||||||||||
24 | Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными | 1 |
|
| Текущий, опрос, урок-практикум | Знать особенности придаточных определительных по характеру смысловой связи между частями, зна-чению союзных слов, синтаксическую функцию союзного слова, интонационное и пунктуационное оформление СПП с придаточным определительным | Уметь опознавать придаточные определительные, определять синтаксическую функцию союзного слова, производить синонимичную замену, интонационно и пунктуационно оформлять СПП с придаточным определительным | Применять знания для опознавания придаточных предложений в тексте , правильной расстановки знаков препинания | Табл. № Презент. | ||||||||||
25 | Местоименно- соотносительные придаточные. | 1 |
|
| Текущий; опрос, проверочная работа | Знать особенности местоименно- соотносительных придаточных | Уметь опознавать местоименно- соотносительные придаточные | Применять знания для опознавания местоименно- соотносительных придаточных предложений | Табл. № | ||||||||||
26 | Р.р Обучающее сочинение- рассуждение (С 2.2). | 1 |
|
| Текущий; обучающее сочинение | Знать особенности построения сочинения-рассуждения | Уметь строить сочинение-рассуждение | Применять знания для построения сочинения-рассуждения | Табл. № Тексты Презент. | ||||||||||
27 | Р.р Сочинение -рассуждение(С 2.2). | 1 |
|
| Текущий; сочинение | Знать построение сочинения-рассуждения | Уметь строить сочинение-рассуждение | Применять знания для написания сочинения-рассуждения | Табл. № | ||||||||||
28 | Р.Р Анализ сочинения. | 1 |
|
| Текущий; выявление и коррекция ошибок | Знать построение сочинения-рассуждения | Уметь выявлять и корректировать ошибки | Применять знания для работы с текстами | Табл. № | ||||||||||
29 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными | 1 |
|
| Текущий; опрос, выполнение упражнений | Знать место придаточных изъяснительных по отношению к главному, средства связи придаточного с главным, различие подчинительные союзов и союзных слов | Уметь определять место придаточных изъяснительных по отношению к главному, средства связи придаточного с главным, различать подчинительные союзы и союзные слова | Применять знания для определения придаточных изъяснительных | Табл. № | ||||||||||
30 | Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными | 1 |
|
| Текущий; объяснительный диктант, выполнение упражнений | Знать место придаточных изъяснительных по отношению к главному, средства связи придаточного с главным, различие подчинительные союзов и союзных слов | Уметь определять место придаточных изъяснительных по отношению к главному, средства связи придаточного с главным, различать подчинительные союзы и союзные слова | Применять знания для определения придаточных изъяснительных | Табл. № презент | ||||||||||
31 | Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. | 1 |
|
| Текущий; составление кластера, лексический диктант | Знать виды обстоятельственных придаточных | Уметь опознавать придаточные обстоятельственные, производить синонимическую замену простых и сложных предложений | Применять знания для опознавания придаточных обстоятельственных | Табл. № презент | ||||||||||
32 | Контрольная работа за 1 полугодие. | 1 |
|
| Текущий; контрольная работа | Знать правила правописания слов и расстановку знаков препинания | Уметь безошибочно выполнять контрольную работу | Применять знания для выполнения контрольной работы | Табл. № | ||||||||||
33 | Придаточные обстоятельственные места. | 1 |
|
| Текущий; опрос, выполнение упражнений | Знать особенности придаточных места | Уметь опознавать придаточные места определять их место по отношению к главной части | Применять знания для определения придаточных места | презент | ||||||||||
34 | Р.р Текст. Строение текста. | 1 |
|
| Текущий; работа с текстом | Знать особенности строения текста | Уметь определять особенности строения текста | Применять знания для работы с текстом | Тексты |
| |||||||||
35 | Сложноподчиненные предложения с придаточными времени. | 1 |
|
| Текущий; опрос, выполнение упражнений | Знать особенности придаточных времени | Уметь опознавать придаточные времени, определять их место по отношению к главной части | Применять знания для определения придаточных времени | презент | ||||||||||
36 | Р.р Сжатое изложение. | 1 |
|
| Текущий; сжатое изложение | Знать композиционно-содержательный анализ , способы компрессии текста | Уметь сжато писать изложение | Применять знания для написания сжатого изложения | текст | ||||||||||
37 | Сложноподчиненные предложения с придаточными сравнения. | 1 |
|
| Текущий; урок-практикум | Знать значения сравнений, выраженные различными способами, расстановку знаков препинания в предложении с союзом «как | Уметь определять значения сравнений, выраженные различными способами, ставить знаки препинания в предложении с союзом «как | Применять знания для создания связного текста с учетом норм русского литературного языка | презент | ||||||||||
38 | Сложноподчиненные предложения с придаточными образа действия и степени. | 1 |
|
| Текущий, опрос, выполнение упражнений | Знать особенности придаточных образа действия и степени | Уметь оценивать роль придаточных образа действия и степени | Применять знания для определения придаточных образа действия и степени | презент | ||||||||||
39 | Р.р Путевые заметки. Понятие о жанре. | 1 |
|
| Текущий, работа с текстами | Знать особенности путевых заметок | Уметь опознавать жанр на основе анализа задачи высказывания | Применять знания для создания связного текста с учетом норм русского литературного языка | Тексты, иллюст. | ||||||||||
40 | Сложноподчиненные предложения с придаточными цели. | 1 |
|
| Текущий; опрос, проверочная работа | Знать особенности СПП с придаточными цели по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов | Уметь опознавать СПП с придаточными цели по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов | Применять знания для определения придаточных цели |
| ||||||||||
41 | Сложноподчиненные предложения с придаточными условия. | 1 |
|
| Текущий, выполнение упражнений | Знать особенности СПП с придаточными условия по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструкцию предложений с этим видом придаточного | Уметь опознавать СПП с придаточными условия по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструировать предложения | Применять знания для определения придаточных условия | презент | ||||||||||
42 | Р.р Сочинение-рассуждение.(Часть С). | 1 |
|
| Текущий; сочинение-рассуждение | Знать построение сочинения-рассуждения | Уметь строить сочинение-рассуждение | Применять знания для написания сочинения-рассуждения | Презент., тексты | ||||||||||
43 | Сложноподчиненные предложения с придаточными причины и следствия.
| 1 |
|
| Текущий, словарный диктант, выполнение упражнений | Знать особенности СПП с придаточными причины и следствия, по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструировать предложения с этими видами придаточных | Уметь опознавать придаточные причины и следствия по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструировать предложения с этими видами придаточных | Применять знания для определения придаточных причины и следствия |
| ||||||||||
44 | Сложноподчинённые предложения с придаточными уступительными | 1 |
|
| Текущий; тестовые задания | Знать особенности придаточных уступки по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструкцию предложений с этим видом придаточного | Уметь опознавать СПП с придаточными уступительными по характеру смысловой связи между частями, значению подчинительных союзов, конструировать предложения | Применять знания для определения предложений с придаточными уступительными |
| ||||||||||
45 | Обобщение и систематизация по теме «Сложноподчиненные предложения». | 1 |
|
| Текущий; опрос, проверочная работа | Знать виды придаточных предложений, средства связи и расстановку знаков препинания в СПП | Уметь различать СПП, определять значение придаточных и разные способы его выражения, конструировать СПП с различными видами придаточных, интонационно и пунктуационно оформлять | Применять знания для определения видов придаточных предложений, средств связи и их пунктуационного оформления |
| ||||||||||
46 | Контрольная работа по теме «Сложноподчиненные предложения». | 1 |
|
| Текущий; контрольная работа | Знать виды придаточных предложений, средства связи и расстановку знаков препинания в СПП | Уметь безошибочно выполнять контрольную работу | Применять знания для выполнения контрольной работы |
| ||||||||||
47 | Р.р Рецензия. Понятие о жанре. | 1 |
|
| Текущий, работа с текстами, проба написания рецензии | Знать особенности жанра, составление плана рецензии, отбор языковых средств | Уметь создавать рецензию на художественное произведение или произведение научно-популярной литературы, определять тему, основную мысль, героев, художественное своеобразие, композицию, язык произведения | Применять знания для работы с текстом | тексты | ||||||||||
48 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания при них. | 1 |
|
| Текущий, опрос, выполнение упражнений | Знать значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному, последовательное и параллельное подчинение, знаки препинания | Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять | Применять сложные предложения с несколькими придаточными в текстах разных стилей и типов | презент | ||||||||||
49 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания при них. | 1 |
|
| Текущий; словарный диктант, выполнение упражнений | Знать значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному, последовательное и параллельное подчинение, знаки препинания | Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять | Применять сложные предложения с несколькими придаточными в текстах разных стилей и типов | Табл. № | ||||||||||
50 | Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными; знаки препинания при них. | 1 |
|
| Текущий; опрос, тестовые задания, выполнение упражнений | Знать значения, способы и последовательность присоединения нескольких придаточных к главному, последовательное и параллельное подчинение, знаки препинания | Уметь производить структурно-семантический анализ СПП с несколькими придаточными, конструировать предложения, интонационно и пунктуационно оформлять | Применять сложные предложения с несколькими придаточными в текстах разных стилей и типов |
| ||||||||||
51 | Контрольный диктант с языковым анализом по теме «Сложноподчиненные предложения». | 1 |
|
| Текущий, контрольный диктант | Знать правописание слов, виды придаточных предложений, средства связи и расстановку знаков препинания | Уметь безошибочно писать контрольный диктант | Применять знания для написания контрольного диктанта |
| ||||||||||
52 | Р.р Эссе. Понятие о жанре. | 1 |
|
| Текущий; работа с текстами, проба написания эссе | Знать особенности эссе | Уметь писать эссе | Применять знания для написания эссе | тексты | ||||||||||
Бессоюзные сложные предложения (7ч) | |||||||||||||||||||
53 | Бессоюзные сложные предложения со значением перечисления. | 1 |
|
| Текущий; опрос, выполнение упражнений | Знать грамматические признаки БСП, смысловые отношения между частями, расстановку знаков препинания | Уметь определять грамматические признаки БСП, опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания | Применять бессоюзные сложные предложения со значением перечисления в речи | презент | ||||||||||
54 | Р.р Изложение с элементами сочинения. | 1 |
|
| Текущий; изложение с элементами сочинения | Знать содержание текста, тему, основную мысль, выразительные средства | Уметь воспринимать текст на слух, , сохранять структуру текста при воспроизведении,; выражать отношение к затронутой проблеме, приводить свои аргументы из жизненного опыта | Применять знания для написания изложения с элементами сочинения | Сборник текстов | ||||||||||
55 | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения | 1 |
|
| Текущий, опрос, тестовые задания | Знать грамматические признаки БСП, смысловые отношения между частями, расстановку знаков препинания | Уметь определять грамматические признаки БСП, опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания | Применять бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения в речи | презент | ||||||||||
56 | Бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения | 1 |
|
| Текущий; выполнение упражнений | Знать грамматические признаки БСП, смысловые отношения между частями, расстановку знаков препинания | Уметь определять грамматические признаки БСП, опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания | Применять бессоюзные сложные предложения со значением причины, пояснения, дополнения в речи | презент | ||||||||||
57 | Бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления времени или условия, следствия и сравнения. | 1 |
|
| Текущий; проверочная работа | Знать грамматические признаки БСП, смысловые отношения между частями, расстановку знаков препинания | Уметь определять грамматические признаки БСП, опознавать их в тексте, выявлять смысловые отношения между частями, расставлять знаки препинания | Применять бессоюзные сложные предложения со значением противопоставления времени или условия, следствия и сравнения в речи |
| ||||||||||
58 | Р.р Сжатое изложение | 1 |
|
| Текущий; сжатое изложение | Знать композиционно-содержательный анализ , способы компрессии текста | Уметь воспринимать текст на слух, , сохранять структуру текста при воспроизведении | Применять знания для написания сжатого изложения | Сб. изл. | ||||||||||
59 | Р.р Деловая речь. Написание деловых бумаг. | 1 |
|
| Текущий; урок-практикум | Знать особенности оформления деловых бумаг | Уметь верно оформлять деловые бумаги | Применять знания в практической деятельности |
| ||||||||||
Сложные предложения с различными видами связи (2ч.)
| |||||||||||||||||||
60 | Сложные предложения с различными видами связи.
| 1 |
|
| Текущий; опрос, выполнение упражнений | Знать структурные особенности сложного предложения с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи, интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с разными видами связи | Уметь определять особенности сложного предложения с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи, расставлять нужные знаки препинания | Применять сложные предложения с различными видами связи в речи
|
| ||||||||||
61 | Сложные предложения с различными видами связи.
| 1 |
|
| Текущий; тестовые задания | Знать структурные особенности сложного предложения с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи, интонационные и пунктуационные особенности сложных предложений с разными видами связи | Уметь определять структурные особенности сложного предложения с разными видами связи, основные разновидности предложений в зависимости от сочетания видов связи, расставлять знаки препинания | Применять сложные предложения с различными видами связи в речи
| Сб.изл. | ||||||||||
Повторение (8ч.) | |||||||||||||||||||
62 | Трудные вопросы орфографии | 1 |
|
| Текущий; опрос, тестовые задания | Знать орфограммы и правописание слов | Уметь обнаруживать орфограммы, группировать их, объяснять их правописание | Применять знания в повседневной жизни | Табл. №1,2,3,4 | ||||||||||
63 | Трудные вопросы орфографии | 1 |
|
| Текущий; тестовые задания. | Знать орфограммы и правописание слов | Уметь обнаруживать орфограммы, группировать их, объяснять их правописание | Применять знания в повседневной жизни | Табл. №5,6,8 | ||||||||||
64 | Трудные вопросы синтаксиса и пунктуации | 1 |
|
| Текущий; опрос, тестовые задания | Знать виды связи слов в предложении и словосочетании, функции и расстановку знаков препинания | Уметь обнаруживать орфограммы, объяснять их правописание; правильно и выразительно читать предложения разных синтаксических конструкций, определяя функцию знаков препинания в предложениях | Применять знания в повседневной жизни | Табл. № 21,24 | ||||||||||
65 | Комплексный анализ текста | 1 |
|
| Текущий; анализ текста | Знать анализ текста | Уметь анализировать текст | Применять знания для анализа текста | Сб. изл. | ||||||||||
66 | Итоговая контрольная работа в формате ГИА( части А и В).
| 1 |
|
| Итоговый; тестовые задания | Знать правописание слов и верную расстановку знаков препинания | Уметь безошибочно выполнять контрольную работу | Применять знания для выполнения контрольной работы | Тексты | ||||||||||
67 | Итоговая контрольная работа в формате ГИА(часть С). | 1 |
|
| Итоговый; сочинение-рассуждение | Знать особенности разделов лингвистики, верное написание слов и расстановку знаков препинания | Уметь безошибочно писать контрольную работу | Применять знания для выполнения контрольной работы |
| ||||||||||
68 | Анализ контрольной работы. Итоговый урок | 1 |
|
| Коррекция; работа с тестовыми заданиями | Знать особенности разделов лингвистики, верное написание слов и расстановку знаков препинания | Уметь выявлять и корректировать ошибки
| Применять знания в повседневной жизни
|
|