Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

г. Иркутска

Средняя общеобразовательная школа № 38

Рабочая программа по русскому языку
в 11 классе.

Составлена на основе программы Н. Г. Гольцовой «Русский язык» 10-11 классы Москва «Русское слово» 2011 год

подготовила

учитель русского языка и литературы

Захарова Оксана Викторовна

Иркутск 2012

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативно — правовых документов:

1. Федеральный компонент государственного стандарта (начального общего образования, основного общего образования, среднего (полного) общего образования) по образовательным областям, утвержденный приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

  1. Федеральный государственный стандарт основного общего образования, утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897.

  2. Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7).

4. Региональный учебный план для образовательных учреждений Иркутской области, реализующих, программы начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (далее РУП) на 2010-2011, 2011-2012 учебные годы (распоряжение Министерства образования Иркутской области от 20.04.2010 г. № 164-мр (в ред. от 30.12.2010 г. № 1235-мр).

5. Учебный план МОУ СОШ №38 на текущий учебный год.

6. Письмо службы по контролю и надзору в сфере образования Иркутской области от 15. 04. 2011 № 75 – 37 – 0541/11

7. Методическое письмо МОУ ДПО ЦИМПО г. Иркутска от 03.06.2011 № 230

Данная рабочая программа составлена на основе Государственного стандарта общего образо­вания, Примерной программы по русскому языку, программы Минобрнауки РФ для общеобразо­вательных школ «Русский язык. 10-11 классы» Н. Г. Гольцовой и рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Календарно-тематическое планирование составлено по учебнику: Русский язык. 10-11 классы : учеб. для общеобразоват. учреждений / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. — М.: Русское слово, 2010.

Изучение русского языка направлено на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного подхода к обучению:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к родному языку, отношения к языку как к духовной ценности, средству общения;

  • развитие и совершенствование речевой деятельности, освоение знаний о русском языке, обогащение словарного запаса;

  • формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты;

  • применение полученных знаний и умений в речевой практике.

Главной целью учебной дисциплины «Русский язык» является развитие личности ребенка путем включения его в различные виды деятельности. С этих позиций обучение русскому языку в школе рассматривается не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о рус­ском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного развития школьника; поэтому в последние годы задачи обучения русскому языку определяются с позиций компетентности подхода. При этом под компетенцией понимает­ся сумма знаний, умений и личностных качеств, которые позволяют человеку совершать различ­ные действия, в том числе и речевые.

Период обучения в 5-11 классах охватывает практически все этапы становления языковой личности. Задачей обучения в 10-11 классах является развитие и совершенствование способно­стей учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. На базовом уровне обуче­ния предусматривается углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделиро­вать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения.

В процессе изучения русского языка на базовом уровне совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:

  • коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основой культуры уст­ной и письменной речи);

  • информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию, умение работать с текстом);

  • организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать и осуществлять ее).

В результате изучения русского языка ученик должен знать/понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского народа;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы языка, их признаки;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного литературного языка, нормы речевого поведения;

уметь:

осуществлять речевой самоконтроль, оценивать устные и письменные высказывания с точ­ки зрения языкового оформления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных стилей; аудирование и чтение:

  • использовать основные виды чтения;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников; говорение и письмо:

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, граммати­ческие нормы современного русского языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

соблюдать нормы речевого поведения;

использовать основные, а также приобретенные приемы информационной переработки устного и письменного текста.

В данном планировании предусмотрена работа по формированию у учащихся орфографиче­ской зоркости и пунктуационной грамотности, поэтому на уроках проводится попутное повторе­ние орфографических тем, разъясняются типы ошибок, причины их возникновения.

Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного выражать свои мысли и чувст­ва в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Программа рассчитана на 34 часа, в том числе для проведения:

  • работ по развитию речи — 5 часов;

  • контрольных работ – 3 часа.

Программа содержит:

  • отобранную в соответствии с задачами обучения систему понятий из области синтаксиса и пунктуации, культуры речи, стилистики русского литературного языка, а также некоторые сведения о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся яв­лении; речеведческие понятия, на основе которых строится работа по развитию связной речи учащихся,— формирование коммуникативных умений и навыков; сведения об основных нор­мах русского литературного языка.

Структура школьного курса русского языка в 11 классе

Программа построена с учетом принципов системности, научно­сти и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса.

Содержание разделов и тем учебного курса представлено в следующей таблице:

пп

Название раздела

Количество часов

Часы развития речи

1

Введение. Из истории русского языкознания

1

2

Синтаксис. Пунктуация. Повторение изученного в 5 – 10 классах

28

4

3

Стилистика. Функциональные стили

5

1

Итого

34

5

Словосочетание

Классификация словосочетаний. Виды синтаксической связи.

Синтаксический разбор словосочетания.

Предложение

Понятие о предложении. Классификация предложений. Пред­ложения простые и сложные.

Простое предложение

Виды предложений по цели высказывания. Виды предложений по эмоциональной окраске. Предложения утвердительные и отри­цательные. Виды предложений по структуре. Двусоставные и одно­составные предложения. Главные члены предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространен­ные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения. Тире в неполном предложении. Соедини­тельное тире. Интонационное тире.

Порядок слов в простом предложении. Инверсия.

Синонимия разных типов простого предложения.

Простое осложненное предложение

Синтаксический разбор простого предложения.

Однородные члены предложения. Знаки препинания в предложе­ниях с однородными членами. Знаки препинания при однородных и неоднородных определениях. Знаки препинания при однородных и неоднородных приложениях. Знаки препинания при однородных членах, соединенных неповторяющимися союзами. Знаки препи­нания при однородных членах, соединенных повторяющимися и парными союзами.

Обобщающие слова при однородных членах. Знаки препинания при обобщающих словах.

Обособленные члены предложения. Знаки препинания при обособ­ленных членах предложения. Обособленные и необособленные опре­деления. Обособленные приложения. Обособленные обстоятельства. Обособленные дополнения. Уточняющие, пояснительные и присо­единительные члены предложения.

Параллельные синтаксические конструкции.

Знаки препинания при сравнительном обороте.

Знаки препинания при словах и конструкциях, грамматически не связанных с предложением. Знаки препинания при обращениях. Знаки препинания при вводных словах и словосочетаниях. Знаки препинания при вставных конструкциях. Знаки препинания при междометиях. Утвердительные, отрицательные, вопросительно-восклицательные слова.

Сложное предложение

Понятие о сложном предложении.

Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Синтак­сический разбор сложносочиненного предложения.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с одним придаточным. Синтаксический разбор сложноподчиненного пред­ложения с одним придаточным.

Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с несколькими придаточными. Синтаксический разбор сложноподчи­ненного предложения с несколькими придаточными.

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Запятая и точка с запятой в бессоюзном сложном предложении. Двоеточие в бессоюзном сложном предложении. Тире в бессоюзном сложном предложении. Синтаксический разбор бессоюзного сложного предложения.

Период. Знаки препинания в периоде.

Синонимия разных типов сложного предложения.

Предложения с чужой речью

Способы передачи чужой речи. Знаки препинания при прямой речи. Знаки препинания при диалоге. Знаки препинания при цитатах.

Употребление знаков препинания

Сочетание знаков препинания. Вопросительный и восклица­тельный знаки. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препи­нания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие зна­ки препинания. Факультативные знаки препинания. Авторская пунктуация.

КУЛЬТУРА РЕЧИ

Культура речи как раздел науки о языке, изучающий правиль­ность и чистоту речи. Правильность речи.

Норма литературного языка. Типы норм литературного языка: орфоэпические, акцентологические, словообразовательные, лекси­ческие, морфологические, синтаксические, стилистические нормы.

Качества хорошей речи: чистота, выразительность, уместность, точность, богатство.

Виды и роды ораторского красноречия. Ораторская речь и такт.

Составление руководства «Учусь говорить хорошо и правильно».

СТИЛИСТИКА

Стилистика как раздел науки о языке, который изучает стили языка и стили речи, а также изобразительно-выразительные средства

Функциональные стили. Классификация функциональных стилей. Научный стиль. Официально-деловой стиль. Публицисти­ческий стиль. Разговорный стиль.

Особенности литературно-художественной речи.

Текст. Функционально-смысловые типы речи: повествование, описание, рассуждение. Анализ текстов разных стилей и жанров

Работа по культуре речи рассредоточена по всем классам.

Основные направления работы по русскому языку в 11 классе

Одно из основных направлений преподавания русского языка — организация работы по повторению учащимися курса русского языка и подготовка к сдаче единого государственного экзамена.

Усвоение теоретических сведений осуществляется в практи­ческой деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке фактов языка, при проведении фонетического, мор­фологического, синтаксического, орфографического, пунктуа­ционного и других видов разбора, которые следует использо­вать прежде всего для объяснения условий выбора орфограммы и знаков препинания, а также для выработки навыков само­контроля.

Важнейшим направлением в работе учителя русского языка является формирование навыков грамотного письма. Повторяя с учащимися орфографические и пунктуационные правила, важно добиваться, чтобы школьники понимали и запоминали их, могли иллюстрировать своими примерами, овладевали способами при­менения правил на практике.

Большое значение в формировании прочных орфографиче­ских умений и навыков имеет систематическая работа над сло­вами с непроверяемыми и труднопроверяемыми написаниями.

Тщательный анализ ошибок, допускаемых учащимися при написании обучающих и особенно контрольных работ, использу­ется для определения направления дальнейшей работы учителя по формированию умений и навыков школьников.

Изучение каждого раздела, каждой темы должно содейство­вать развитию логического мышления и речи учащихся. Разви­тие речи учащихся на уроках русского языка предполагает со­вершенствование всех видов речевой деятельности (говорения)

Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку

«Нормы оценки…» призваны обеспечивать одинаковые требо­вания к знаниям, умениям и навыкам учащихся по русскому языку. В них устанавливаются: 1) единые критерии оценки различных сторон владения устной и письменной формами русского языка (критерии оценки орфографической и пунктуационной грамотно­сти, языкового оформления связного высказывания, содержания высказывания); 2) единые нормативы оценки знаний, умений и навыков; 3) объем различных видов контрольных работ; 4) коли­чество отметок за различные виды контрольных работ.

Ученикам предъявляются требования только к таким умениям и навыкам, над которыми они работали или работают к моменту проверки. На уроках русского языка проверяются: 1) знание по­лученных сведений о языке; 2) орфографические и пунктуацион­ные навыки; 3) речевые умения.

I. ОЦЕНКА УСТНЫХ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ

Устный опрос является одним из основных способов учета зна­ний учащихся по русскому языку. Развернутый ответ ученика дол­жен представлять собой связное, логически последовательное сообщение на определенную тему, показывать его умение приме­нять определения, правила в конкретных случаях.

При оценке ответа ученика надо руководствоваться следующими критериями: 1) полнота и правильность ответа; 2) степень осознан­ности, понимания изученного; 3) языковое оформление ответа.

Оценка «5» ставится, если ученик: 1) полно излагает изу­ченный материал, дает правильное определение языковых поня­тий; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необхо­димые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правиль­но с точки зрения норм литературного языка.

Оценка «4» ставится, если ученик дает ответ, удовлетворяю­щий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1—2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1—2 недочета в последо­вательности и языковом оформлении излагаемого.

Оценка «3» ставится, если ученик обнаруживает знание и понимание основных положений данной темы, но: 1) излагает ма­териал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении излагаемого.

Оценка «2» ставится, если ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке определений и правил, иска­жающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает матери­ал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке ученика, которые являются серьезным препятствием к успешному овладе­нию последующим материалом.

Оценка «1» ставится, если ученик обнаруживает полное не­знание или непонимание материала.

Оценка («5», «4», «3») может ставиться не только за едино­временный ответ (когда на проверку подготовка ученика отводит­ся определенное время), но и за рассредоточенный во времени, т. е. за сумму ответов, данных учеником на протяжении урока (выво­дится поурочный балл), при условии, если в процессе урока не только заслушивались ответы учащегося, но и осуществлялась проверка его умения применять знания на практике.

II. ОЦЕНКА ДИКТАНТОВ

Диктант — одна из основных форм проверки орфографической и пунктуационной грамотности.

Для диктантов целесообразно использовать связные тексты, которые должны отвечать нормам современного литературного языка, быть доступными по содержанию учащимся данного класса.

Объем диктанта устанавливается: для V класса — 90— 100 слов, для VI класса — 100—ПО, для VII класса — ПО—120, для VIII класса— 120—150, для IX класса— 150—170 слов. (При подсчете слов учитываются как самостоятельные, так и слу­жебные слова.)

Контрольный словарный диктант проверяет усвоение слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами. Он может состоять из следующего количества слов: для V класса — 15—20, для VI класса — 20—25, для VII класса— 25 — 30, для VIII клас­са — 30—35, для IX класса — 35—40.

Диктант, имеющий целью проверку подготовки учащихся по определенной теме, должен включать основные орфограммы или пунктограммы этой темы, а также обеспечивать выявление проч­ности ранее приобретенных навыков. Итоговые диктанты, прово­димые в конце четверти и года, проверяют подготовку учащихся, как правило, по всем изученным темам.

Для контрольных диктантов следует подбирать такие тексты, в которых изучаемые в данной теме орфограммы и пунктограммы были бы представлены не менее 2—3 случаями. Из изученных ранее орфограмм и пунктограмм включаются основные: они должны быть представлены 1—3 случаями. В целом количество проверяемых орфограмм и пунктограмм не должно превышать в V классе — 12 различных орфограмм и 2 — 3 пунктограмм, в VI классе — 16 различных орфограмм и 3 — 4 пунктограмм, в VII классе — 20 различных орфограмм и 4 — 5 пунктограмм, в VIII классе — 24 различных орфограмм и 10 пунктограмм, в IX классе — 24 различных орфограмм и 15 пунктограмм.

В текст контрольных диктантов могут включаться только те вновь изученные орфограммы, которые в достаточной мере закре­плялись (не менее чем на двух-трех предыдущих уроках).

В диктантах должно быть: в V классе — не более 5 слов, в VI—VII классах — не более 7 слов, в VIII—IX классах — не более 10 различных слов с непроверяемыми и труднопроверяемы­ми написаниями, правописанию которых ученики специально обучались.

До конца первой четверти (а в V классе — до конца первого полугодия) сохраняется объект текста, рекомендованный для предыдущего класса.

При оценке диктанта исправляются, но не учитываются орфо­графические и пунктуационные ошибки:

  1. в переносе слов;

  2. на правила, которые не включены в школьную программу;

  3. на еще не изученные правила;

  4. в словах с непроверяемыми написаниями, над которыми не
    проводилась специальная работа;

5) в передаче авторской пунктуации.

Исправляются, но не учитываются описки, неправильные написания, искажающие звуковой облик слова, например: «рапотает» (вместо работает), «дулпо» (вместо дупло), «мемля» (вместо земля).

При оценке диктантов важно также учитывать характер ошиб­ки. Среди ошибок следует выделять негрубые, т. е. не имеющие существенного значения для характеристики грамотности. При подсчете ошибок две негрубые считаются за одну. К негрубым относятся ошибки:

  1. в исключениях из правил;

  2. в написании большой буквы в составных собственных наи­менованиях;

  3. в случаях слитного и раздельного написания приставок, в наречиях, образованных от существительных с предлогами, пра­вописание которых не регулируется правилами;

  4. в случаях раздельного и слитного написания не с прилага­тельными и причастиями, выступающими в роли сказуемого;

  5. в написании ы и и после приставок;

  6. в случаях трудного различия не и ни (Куда он только не обращался! Куда он ни обращался, никто не мог дать ему ответ. Никто иной не…; не кто иной, как; ничто иное не…; не что иное, как и др.);

  7. в собственных именах нерусского происхождения;

  8. в случаях, когда вместо одного знака препинания поставлен другой;

  9. в пропуске одного из сочетающихся знаков препинания или в нарушении их последовательности.

Необходимо учитывать также повторяемость и одно­типность ошибок. Если ошибка повторяется в одном и том же слове или в корне однокоренных слов, то она считается за одну ошибку.

Однотипными считаются ошибки на одно правило, если условия выбора правильного написания заключены в грамматиче­ских армии, в роще; колют, борются) и фонетических (пирожок, сверчок) особенностях данного слова.

Не считаются однотипными ошибки на такое правило, в кото­ром для выяснения правильного написания одного слова требует­ся подобрать другое (опорное) слово или его форму (вода — во­ды, рот — ротик, грустный — грустить, резкий — резок).

Примечание. Если в одном непроверяемом слове допущены 2 и более ошибки, то все они считаются за одну ошибку.

При наличии в контрольном диктанте более 5 поправок (исправление неверного написания на верное) оценка снижается на один балл. Отличная оценка не выставляется при наличии трех и более исправлений.

Диктант оценивается одной отметкой.

Оценка «5» выставляется за безошибочную работу, а также при наличии в ней 1 негрубой орфографической или 1 негрубой пунктуационной ошибки.

Оценка «4» выставляется при наличии в диктанте 2 орфо­графических и 2 пунктуационных ошибок, или 1 орфографической и 3 пунктуационных ошибок, или 4 пунктуационных при отсут­ствии орфографических ошибок. Оценка «4» может выставляться при 3 орфографических ошибках, если среди них есть однотипные.

Оценка «3» выставляется за диктант, в котором допущены 4 орфографические и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфогра­фические и 5 пунктуационных ошибок, или 7 пунктуационных ошибок при отсутствии орфографических ошибок.

Оценка «2» выставляется за диктант, в котором допущено до 7 орфографических и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфо­графических и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных ошибок, 8 орфографических и 6 пунктуационных ошибок.

При большем количестве ошибок диктант оценивается бал­лом «1».

При некоторой вариативности количества ошибок, учитывае­мых при выставлении оценки за диктант, следует принимать во внимание предел, превышение которого не позволяет выставлять данную оценку. Таким пределом являются для оценки «4»

2 орфографические ошибки, для оценки «3» 4 орфографические ошибки (для V класса 5 орфографических ошибок), для оценки «2» 7 орфографических ошибок.

В комплексной контрольной работе, состоящей из диктанта и дополнительного (фонетического, лексического, орфографическо­го, грамматического) задания, выставляются две оценки за каж­дый вид работы.

При оценке выполнения дополнительных заданий рекомендует­ся руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится, если ученик выполнил все задания верно.

Оценка «4» ставится, если ученик выполнил правильно не менее 3/4 заданий.

Оценка «3» ставится за работу, в которой правильно выполнено не менее половины заданий.

Оценка «2» ставится за работу, в которой не выполнено более половины заданий.

Оценка «1» ставится, если ученик не выполнил ни одного задания.

Примечание. Орфографические и пунктуационные ошибки, допу­щенные при выполнении дополнительных заданий, учитываются при выве­дении оценки за диктант.

При оценке контрольного словарного диктанта рекомендует­ся руководствоваться следующим.

Оценка «5» ставится за диктант, в котором нет ошибок.

Оценка «4» ставится за диктант, в котором ученик допустил 1—2 ошибки.

Оценка «3» ставится за диктант, в котором допущено 3—4 ошибки.

Оценка «2» ставится за диктант, в котором допущено до 7 ошибок. При большем количестве ошибок диктант оценивается баллом « 1».

III. ОЦЕНКА СОЧИНЕНИЙ И ИЗЛОЖЕНИЙ

Сочинения и изложения — основные формы проверки умения правильно и последовательно излагать мысли, уровня речевой подготовки учащихся.

Сочинения и изложения в V—IX классах проводятся в соот­ветствии с требованиями раздела программы «Развитие навыков связной речи».

Примерный объем текста для подробного изложения: в V клас­се — 100—150 слов, в VI классе — 150—200, в VII классе — 200 — 250, в VIII классе — 250^-350, в IX классе — 350— 450 слов.

Объем текстов итоговых контрольных подробных изложений в

VIII и IX классах может быть увеличен на 50 слов в связи с тем,
что на таких уроках не проводится подготовительная работа.

Рекомендуется следующий примерный объем классных сочинений: в V классе — 0,5—1,0 страницы, в VI классе — 1,0—1,5, в VII классе — 1,5—2,0, в VIII классе — 2,0 — 3,0, в

IX классе — 3,0—4,0 страницы.

К указанному объему сочинений учитель должен относиться как к примерному, так как объем, ученического сочинения зависит от многих обстоятельств, в частности от стиля и жанра сочине­ния, характера темы и замысла, темпа письма учащихся, их обще­го развития.

С помощью сочинений и изложений проверяются: 1) умение раскрывать тему; 2) умение использовать языковые средства в соответствии со стилем, темой и задачей высказывания; 3) соб­людение языковых норм и правил правописания.

Любое сочинение и изложение оценивается двумя отметками: первая ставится за содержание и речевое оформление, вторая — за грамотность, т. е. за соблюдение орфографических, пунктуа­ционных и языковых норм. Обе оценки считаются оценками по русскому языку, за исключением случаев, когда проводится рабо­та, проверяющая знания учащихся по литературе. В этом случае первая оценка (за содержание и речь) считается оценкой по лите­ратуре.

Содержание сочинения и изложения оценивается по следую­щим критериям:

соответствие работы ученика теме и основной мысли; полнота раскрытия темы; правильность фактического материала; последовательность изложения.

При оценке речевого оформления сочинений и изложений учи­тывается:

разнообразие словаря и грамматического строя речи; стилевое единство и выразительность речи; число речевых недочетов.

Грамотность оценивается по числу допущенных учеником оши­бок — орфографических, пунктуационных и грамматических.

Оценка

Основные критерии оценки

Содержание и речь

Грамотность

«5»

1. Содержание работы полностью соответствует теме.

2. Фактические ошибки отсутствуют.

3. Содержание излагается последовательно.

4. Работа отличается богатством словаря, разнообразием используемых синтаксических конструкций, точностью словоупотребления.

5. Достигнуто стилевое единство и выразительность текста.

В целом в работе допуска­ется 1 недочет в содержа­нии и 1—2 речевых недоче­та

Допускается: 1 орфографи­ческая, или 1 пунктуацион­ная, или 1 грамматическая ошибка

«4»

1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы).

2. Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности.

3. Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мыслей.

4. Лексический и грамматический строй речи достаточно разнообразен.

5. Стиль работы отличается единством и достаточной выразительностью.

В целом в работе допуска­ется не более 2 недочетов в содержании и не более 3 — 4 речевых недочетов

Допускаются: 2 орфографи­ческие и 2 пунктуационные ошибки, или 1 орфографи­ческая и 3 пунктуационные ошибки, или 4 пунктуацион­ные ошибки при отсутствии орфографических ошибок, а также 2 грамматические ошибки

«3»

1. В работе допущены существенные отклонения от темы.

2. Работа достоверна в главном, но в ней имеются отдельные фактические неточности.

3. Допущены отдельные нарушения последовательности изложения.

4. Беден словарь и однообразны употребляемые синтаксические конструкции, встречается неправильное словоупотребление.

5. Стиль работы не отличается единством, речь недо
статочно выразительна.

В целом в работе допуска­ется не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов

Допускаются: 4 орфографи­ческие и 4 пунктуационные ошибки, или 3 орфографи­ческие ошибки и 5 пунктуа­ционных ошибок, или 7 пунк­туационных при отсутствии орфографических ошибок

«2»

1. Работа не соответствует теме.

2. Допущено много фактических неточностей.

3. Нарушена последовательность изложения мыслей во всех частях работы, отсутствует связь между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

4. Крайне беден словарь, работа написана короткими однотипными предложениями со слабо выраженной связью между ними, часты случаи неправильного словоупотребления.

5. Нарушено стилевое единство текста.

В целом в работе допущено 6 недочетов в содержании и до 7 речевых недочетов

Допускаются: 7 орфографи­ческих и 7 пунктуационных ошибок, или 6 орфографи­ческих и 8 пунктуационных ошибок, 5 орфографических и 9 пунктуационных оши­бок, 8 ‘орфографических и 6 пунктуационных ошибок, а также 7 грамматических ошибок

«1»

В работе допущено более 6 недочетов в содержании и более 7 речевых недочетов

Имеется более 7 орфогра­фических, 7 пунктуационных и 7 грамматических ошибок

Примечания: 1. При оценке сочинения необходимо учитывать самостоятельность, оригинальность замысла ученического сочинения, уро­вень его композиционного и речевого оформления. Наличие оригинально­го замысла, его хорошая реализация позволяют повысить первую оценку за сочинение на один балл.

2. Если объем сочинения в полтора-два раза больше указанного в настоящих «Нормах оценки…», то при оценке работы следует исходить

из нормативов, увеличенных для отметки «4» на одну, а для отметки «3» на две единицы. Например, при оценке грамотности «4» ставится при 3 орфографических, 2 пунктуационных и 2 грамматических ошибках или при соотношениях: 2—3—2, 2—2 — 3; «3» ставится при соотношениях: 6—4—4, 4—6—4, 4—4—6. При выставлении оценки «5» превышение объема сочинения не принимается во внимание.

  1. Первая оценка (за содержание и речь) не может быть положитель­ной, если не раскрыта тема высказывания, хотя по остальным показате­лям оно написано удовлетворительно.

  2. На оценку сочинения и изложения распространяются положения об однотипных и негрубых ошибках, а также о сделанных учени­ком исправлениях, приведенные в разделе «Оценка диктантов».

IV. ОЦЕНКА ОБУЧАЮЩИХ РАБОТ

Обучающие работы (различные упражнения и диктанты некон­трольного характера) оцениваются более строго, чем контрольные работы.

При оценке обучающих работ учитываются: 1) степень само­стоятельности учащегося; 2) этап обучения; 3) объем работы; 4) четкость, аккуратность, каллиграфическая правильность письма.

Если возможные ошибки были предупреждены в ходе работы, оценки «5» и «4» ставятся только в том случае, когда ученик не допустил ошибок или допустил, но исправил ошибку. При этом выбор одной из оценок при одинаковом уровне грамотности и содержания определяется степенью аккуратности записи, подчер­киваний и других особенностей оформления, а также наличием или отсутствием описок. В работе, превышающей по количеству слов объем диктантов для данного класса, для оценки «4» допу­стимо и 2 исправления ошибок.

Первая и вторая работа, как классная, так и домашняя, при закреплении определенного умения или навыка проверяется, но по усмотрению учителя может не оцениваться.

Самостоятельные работы, выполненные без предшествовавше­го анализа возможных ошибок, оцениваются по нормам для кон­трольных работ соответствующего или близкого вида.

V. ВЫВЕДЕНИЕ ИТОГОВЫХ ОЦЕНОК

За учебную четверть и учебный год ставится итоговая оценка. Она является единой и отражает в обобщенном виде все сторо­ны подготовки ученика по русскому языку: усвоение теоретическо­го материала, овладение умениями, речевое развитие, уровень орфографической и пунктуационной грамотности.

Итоговая оценка не должна выводиться механически, как сред­нее арифметическое предшествующих оценок. Решающим при ее определении следует считать фактическую подготовку ученика по всем показателям ко времени выведения этой оценки. Однако для того чтобы стимулировать серьезное отношение учащихся к заня­тиям на протяжении всего учебного года, при выведении итого­вых оценок необходимо учитывать результаты их текущей успева­емости.

При выведении итоговой оценки преимущественное значение придается оценкам, отражающим степень владения навыками (орфографическими, пунктуационными, речевыми). Поэтому ито­говая оценка за грамотность не может быть положительной, если на протяжении четверти (года) большинство контрольных диктан­тов, сочинений, изложений за орфографическую, пунктуационную, речевую грамотность оценивались баллом «2» или «1».

В старших классах обе оценки за сочинение, характеризующие знания учащихся по литературе и их грамотность, выставляются в виде дроби в классном журнале на страницах по литературе.

Список использованной литературы

  1. Голъцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: программа курса / Н. Г. Гольцова. — М.: Рус­ское слово, 2010.

  2. Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы: книга для учителя / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. — М.: Русское слово, 2009.

  3. Гольцова, Н. Г. Русский язык. 10-11 классы. Базовый уровень. Профильный уровень: темати­ческое и поурочное планирование / Н. Г. Гольцова, М. А. Мищерина. — М.: Русское слово, 2009.

  4. Голъцова, Н. Г. Русский язык. ЕГЭ: учебное пособие / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин, М. А. Мищерина. — М.: Русское слово, 2008.

  5. Гольцова, Н. Г. Русский язык в таблицах. 10-11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. — М.: Русское слово, 2008.

  6. Гольцова, Н. Г. Русский язык: трудные вопросы морфологии. 10-11 классы / Н. Г. Гольцова, И. В. Шамшин. — М.: Русское слово, 2009.

  7. Меркин, Б. Г. Русский язык: подготовка к ЕГЭ: дидактические и справочные материалы, тесты / Б. Г. Меркин, Л. Г. Смирнова. — М.: Русское слово, 2008.

  8. Школьный справочник по русскому языку / К.А. Войлова, Е.В. Клобуков, В.В, Леденева; под ред. П. А. Леканта. — М.: Русское слово, 2008.


Использованные материалы и Интернет-ресурсы

1. Русский язык: электронный репетитор (система обучающих тестов). URL :

www. gmcit.murmansk.ru/text/bit/1998/3 2/4/htm

2 Репетитор по русскому языку Кирилла и Мефодия 2009. URL :www.labirint.ru/software/135117/

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

по русскому языку

Количество часов

Всего: 34 часа; в неделю 1 час

Плановых контрольных уроков:

Сочинений: 2

Тестов: 2

Срезов знаний -2

Самостоятельных работ: 1

Диктантов: 1

Практических работ: 1

Словарных диктантов: 4

Планирование составлено на основе программы: Н. Г.Гольцова Русский язык 10-11 классы Москва «Русское слово» 2011 год

Учебник: Н.Г.Гольцова, И.В. Шамшин, М.А.Мишерина, Русский язык 10-11 классы, Москва «Русское слово» 2011 год


п/п

Тема урока

Тип урока

Элементы содержания урока

Требования к уровню подготовки обучающегося

Элементы дополнительного содержания

Вид контроля

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1

Из истории русского языкознания (раздел учебника). Групповая работа с текстами об ученых — лингвистах

Урок объяснения нового материала

Предмет лингвистики. Общественная природа и функции языка, его внутренняя структу­ра.

Знать: основные едини­цы языка, их признаки; нормы русского речевого этикета, его особенности. Уметь: опознавать язы­ковые единицы, прово­дить различные виды их анализа

Комплексный ана­лиз текста

Фронталь­ный опрос. Самостоя­тельная работа

Стилисти­ческий ана­лиз текста

Синтаксис и пунктуация. Повторение изученного в 5-10 классах (28 часов)

2

Основные прин­ципы русской пунктуации. Словарный диктант

КУ

Три основных направле­ния в истории русской пунктуации (логическое, синтаксическое,

инто­национное). Три принци­па русской пунктуации.

Знать: о системе правил поста­новки знаков препинания. Знать: основные виды пунктограмм. Уметь: применять в прак­тике

письма пунктуаци­онные нормы современ­ного русского литератур­ного языка

Словарный диктант

3

Словосочетание как синтаксиче­ская единица. Виды синтакси­ческой связи. Срез знаний

Урок сис­тематиза­ции ЗУН

Повторение и углубле­ние сведений о словосо­четании; подбор сино­нимов; виды связи слов в словосочетаниях. Предложение как основ­ная единица языка; сред­ство выражения мысли

Знать: строение слово­сочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения. Уметь: вычленять сло­восочетание из предло­жения; подбирать сино­нимичные словосочета­ния как средство вырази­тельности речи; делать разбор словосочетаний

Конструирование словосочетаний с заданным видом связи, синонимия словосочетаний

Самостоя­тельная работа. Срез знаний

4-5

Простое предло­жение как син­таксическая еди­ница. Классифи­кация предложе­ний. Простое предложение.

Предложения повествователь­ные, вопроси­тельные, побуди­тельные, воскли­цательные. Пред­ложения двусос­тавные и односо­ставные. Непол­ные предложения

КУ

Предложение как мини­мальное речевое выска­зывание. Виды предло­жений по цели высказы­вания и эмоциональной окраске. Виды предло­жений по составу грам­матической основы и на­личию второстепенных членов предложения, по­нятие односоставного предложения

Знать: основные едини­цы языка, их признаки. Уметь: осознавать пред­ложение как минималь­ное речевое высказыва­ние; употреблять в речи предложения, разные по цели высказывания; работать с художествен­ными текстами изучае­мых литературных про­изведений

Конструирование предложений, обос­нование постановки знаков препинания

Коммен­тирован­ное пись­мо. Само­стоятель­ная работа

6

Главные члены предложения. Тире между под­лежащим и ска­зуемым. Синтак­сический разбор простого пред­ложения

Урок сис­тематиза­ции ЗУН

Обобщение сведений о способах выражения подлежащего; правиль­ное согласование со ска­зуемым. Способы выра­жения сказуемого. Прие­мы различения разных типов сказуемого в зави­симости от выражения в них лексического и грам­матического значений

Знать: основные едини­цы языка, их признаки. Уметь: находить подле­жащее в предложении, определять способ его выражения; согласовы­вать подлежащее со ска­зуемым, различать ска­зуемые по составу слов, по способу выражения лексического и грамма­тического значений; стилистически различать простые и составные гла­гольные сказуемые;

Трениро­вочное уп­ражнение. Коммен­тирован­ное письмо

7

Р/р. Текст. Ком­позиция автор­ского текста. Ви­ды связи пред­ложений в тексте

РР

Тема и проблема текста. Основная мысль, пози­ция автора. Способы свя­зи предложений в тексте

Знать: определения темы и проблемы текста. Уметь: определять тему, проблему, основную мысль, позицию автора.

Расширение круга используемых язы­ковых и речевых средств;

8

Предложения с однородными членами. Знаки препинания меж­ду однородными членами.

Самостоятельная работа.

Урок сис­тематиза­ции ЗУН

Совершенствование на­выка правильной поста­новки знаков препина­ния; составление схемы предложения с однород­ными членами

Знать: правила поста­новки знаков препинания при однородных членах, связанных союзами. Уметь: правильно ста­вить знаки препинания при однородных членах, связанных союзами; опре­делять стилистическую окраску союзов в пред­ложении с однородными членами

Пунктуация при повторяющихся союзах. Случаи от­сутствия запятой перед союзом как

Коммен­тирован­ное пись­мо.

Работа с учеб­ником. Самостоятельная работа

9

Однородные и неоднородные определения. Согласование в предложениях с однородными членами

10

Р/р. Развитие умений самостоя­тельной работы с текстом. Опре­деление темы, идеи, проблема­тики текста. Сочинение.

РР

Тема и проблема текста. Основная мысль, пози­ция автора

Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов (пове­ствование, описание, рас­суждение).

Уметь: свободно, пра­вильно излагать свои

мысли в устной и пись­менной форме; соблю­дать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собст­венный текст

Умение написать сочинение

Органи­зация со­вместной учебной деятель­ности. Домашнее сочинение

11

Р/р. Способы определения ав­торской позиции. Выражение соб­ственного отно­шения к автор­ской позиции в тексте и его ар­гументация. Ти­пы аргументов. Сочинение.

РР

Основная мысль, пози­ция автора. Аргумент. Способы аргументиро­вания

Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов (пове­ствование, описание, рас­суждение).

Уметь: свободно, пра­вильно излагать свои

мысли в устной и пись­менной форме; соблю­дать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собст­венный текст

Умение написать сочинение

Домашнее сочинение

12-13

Предложения с обособленными членами. Обособ­ление определе­ний. Построение оборотов с рас­пространенными определениями, выраженными причастиями и прилагательными

Урок сис­тематиза­ции ЗУН

Закрепление и система­тизация знаний по теме «Обособленные и уточ­няющие члены предло­жения». Совершенство­вание навыка правиль­ной постановки знаков препинания

Знать: определения обособленных и уточняющих членов предложения, правила постановки знаков препинания. Уметь: определять обособленные и уточняющие члены предложения, отличать их, правильно расставлять знаки препинания в этих предложениях.

Синтаксический разбор предложений с обособленными и уточняющими членами

14

Обособленные приложения и дополнения. Знаки препинания. Словарный диктант.

Урок сис­тематиза­ции ЗУН

Закрепление и система­тизация знаний по теме «Обособленные прило­жения и дополнения». Совершенствование на­выка правильной поста­новки знаков препинания

Знать: правила поста­новки знаков препинания в предложениях с обо­собленными и уточняю­щими членами. Уметь: применять изу­ченные правила при ре­шении грамматических задач;

Синтаксический разбор предложе­ний с обособлен­ными приложения­ми.

Работа с учебни­ком. Объ­яснитель­ный дик­тант. Сло­варный диктант

15

Обособление об­стоятельств, вы­раженных дее­причастиями. Грамматическая норма. Обособ­ление обстоя­тельств, выра­женных сущест­вительными.

Срез знаний

Урок сис­тематиза­ции ЗУН

Закрепление и система­тизация знаний по теме «Обособленные обстоя­тельства». Грамматиче­ские нормы построения предложений с деепри­частными оборотами. Совершенствование на­выка правильной постав­ки знаков препинания

Знать: правила поста­новки знаков препинания в предложениях с обо­собленными и уточняю­щими членами. Уметь: применять изу­ченные правила при ре­шении грамматических задач; производить син­таксический и пунктуа­ционный разборы; ис­пользовать разнообраз­ные конструкции в связ­ной речи

Синтаксический разбор предложе­ний с обособлен­ными обстоятель­ствами

Работа с учебником. Объяснительный диктант. Срез знаний

16

Знаки препина­ния в предложе­ниях со сравни­тельными оборо­тами

Урок сис­тематиза­ции ЗУН

Закрепление и система­тизация знаний по теме «Сравнительный обо­рот». Грамматические нормы построения пред­ложений со сравнитель­ными оборотами. Совершенствование на­выка правильной постав­ки знаков препинания

Знать: грамматические нормы построения пред­ложений с деепричаст­ными оборотами, правила постановки знаков пре­пинания в предложениях с обособленными членами. Уметь: применять изу­ченные правила при ре­шении грамматических задач; производить син­таксический и пунктуа­ционный разборы; ис­пользовать разнообраз­ные конструкции в связ­ной речи

Синтаксический разбор предложе­ний со сравнитель­ными оборотами

Работа с учебни­ком. Объ­яснитель­ный дик­тант.

17

Р/р. Сочинение на морально-этическую тему по заданному тексту. Словарный диктант

РР

Тема и проблема текста. Основная мысль, пози­ция автора. Аргумент. Способы аргументиро­вания

Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов (пове­ствование, описание, рас­суждение).

Уметь: свободно, пра­вильно излагать свои мысли в устной и пись­менной форме; соблю­дать нормы построения текста, совершенствовать и редактировать собст­венный текст

Умение написать сочинение

Словарный диктант

18

Вводные слова, вводные предло­жения и встав­ные конструк­ции. Обращения. Междометия в составе пред­ложения. Слова — предложения да и нет

Урок сис­тематиза­ции ЗУН

Понятие вставной конст­рукции. Вводные слова. Обращения. Совершен­ствование умения пра­вильной постановки зна­ков препинания

Знать: основные едини­цы языка, их признаки; вводные слова и предло­жения как средство вы­ражения субъективной оценки высказывания. Уметь: находить в ху­дожественных произве­дениях, изучаемых на уроках литературы, предложения с вводными словами, выписывать их, делать синтаксический и пунктуационный разбо­ры этих предложений

Предложения с междометиями и словами да, нет

Коммен­тированное письмо. Трениро­вочные упраж­нения

19

Тест в формате ЕГЭ

Урок кон­троля ЗУН

Определение уровня изученного материала. Проверка и тематиче­ский контроль знаний, умений, навыков

Знать: основные нормы русского литературного языка.

Уметь: применять изу­ченные орфограммы; со­блюдать основные прави­ла орфографии и пунк­туации

Классификация ошибок, анализ и самоконтроль

Тренинг, практикум, Тест

20

Сложное пред­ложение. Слож­носочиненное предложение (ССП). Знаки препинания в сложносочи­ненном предло­жении

Урок сис­тематиза­ции ЗУН

Повторение сведений о сочинительных союзах (деление на три разряда), расширение знаний уча­щихся о сложносочинен­ном предложении (о сою­зах и их значениях в этих предложениях). Класси­фикация сложносочи­ненных предложений

по характеру союза и зна­чению (три группы ССП).

Знать: основные груп­пы ССП по значению союзам.

Уметь: объяснять поста­новку знаков препинания, находить в тексте ССП и производить их пунк­туационный разбор предложении. Знакомст­во с теоретическими све­дениями о знаках препи­нания в сложносочинен­ном предложении, со­вершенствование пунк­туационных навыков, навыка синтаксического разбора ССП

Создание текста определенного функционально-смыслового типа

Беседа, проблем­ные за­дания

21

Сложноподчи­ненное предло­жение (СПП). Сложноподчи­ненное предло­жение с одним придаточным. Синонимия сложноподчи­ненных предло­жений и предло­жений с прича­стным и деепри­частными оборо­тами

Урок сис­тематиза­ции ЗУН

Углубление понятия о СПП, средствах связи главного предложения с придаточным, строении сложноподчиненных предложений, способах разграничения союзов и союзных слов. Роль указательных слов в сложноподчиненном предложении.

Знать: отличительные признаки СПП, средства связи главного предло­жения с придаточным. Уметь: правильно ста­вить знаки препинания и составлять схемы СПП; видеть в предложении указательные слова и определять в соответст­вии с этим вид придаточ­ного; находить слово, к которому относится придаточное предложе­ние, и задавать от него вопрос

Различие между подчинительными союзами и союз­ными словами

Беседа, проблем­ные за­дания

22

Сложноподчи­ненные предло­жения с несколь­кими придаточ­ными. Недочеты и ошибки в по­строении слож­ноподчиненных предложений. БСП.. Знаки препина­ния в бессоюз­ном сложном предложении.

КУ

Систематизация и углуб­ление знаний о СПП с несколькими прида­точными. Виды подчи­нения, знаки препинания между однородными придаточными, соеди­ненными союзом и, или, либо, да (= и)

Уметь: различать СПП с однородным, парал­лельным и последова­тельным подчинением, составлять схемы, произ­водить синтаксический разбор

Конструирование предложений, обос­нование постановки знаков препинания

Беседа, проблем­ные за­дания

23

Контрольный диктант

Урок контроля

Основные признаки бессоюзных сложных предложений, условия постановки знаков пре­пинания в бессоюзном предложении, прием сравнения БСП с сино­нимичными ССП и СПП.

Знать: основные призна­ки БСП, правила поста­новки знаков препинания, выразительные возмож­ности БСП.

Уметь: соблюдать в прак­тике письма основные правила пунктуации, нормы построения БСП, употребления их в речи

предложений с разными видами связей. Уметь: правильно ставить знаки препинания в дан­ных предложениях

Сравнение бессо­юзных предложе­ний с синонимич­ными конструк­циями

сложного предложения

Контрольный диктант

24-25

Сложные пред­ложения с раз­ными видами связи. Период. Знаки препина­ния в периоде. Обобщение изу­ченного о слож­ном предложении

КУ

Особенности пунктуации в сложных предложениях с сочинительной и под­чинительной связью. Сложные предложения с разными видами связи.

Знать: отличительные особенности сложных предложений с разными видами связи.

Уметь: видеть сложные предложения с разными видами связи, определять виды придаточных.

Синтаксический разбор

Знакомство с понятием период .

26

Оформление на письме пря­мой речи и диа­лога. Разные спо­собы оформле­ния на письме цитат. Словарный диктант

КУ

Формирование пунктуа­ционных навыков при употреблении предложе­ний с прямой речью, в том числе разорванной словами автора,

диалога. Основные способы ци­тирования. Цитирование поэтического текста, час­тичное цитирование

Знать: правила поста­новки знаков препинания. Уметь: находить подоб­ные предложения в тек­сте, объяснять знаки пре­пинания, конструировать предложения, подбирать синонимичные конст­рукции русского литературного языка.

Уметь: применять изу­ченные орфограммы; со­блюдать основные прави­ла орфографии и пунк­туации

Конструирование предложений

ция ошибок, анализ и самоконтроль

Тренинг, практикум, словарный диктант

27-28

Тест в формате ЕГЭ

Урок кон­троля ЗУН

Определение уровня изученного материала Проверка и тематиче­ский контроль знаний, умений, навыков

Знать: основные нормы и правила. Уметь: правильно выполнять все части вариантов ЕГЭ

Тест

29

Культура речи. Нормы литературного языка

КУ

Формирование современной языковой личности, овладение теоретическими знаниями о структуре русского языка и особенностях его функционирования, развитие навыков порождения высказывания в соответствии с коммуникативным, нормативным и этическим аспектами культуры речи.

Знать: нормы литературного языка. Уметь: строить речь с применением различных способов в зависимости от условий

Стилистика. Функциональные стили (5 часов)

30

Специфика на­учного стиля (на основе рабо­ты с текстом упр. 550)

КУ

Сфера употребления, ти­пичные ситуации рече­вого общения, задачи ре­чи, языковые средства, характерные для научно­го стиля

Знать: признаки текста и его функционально-смысловых типов (пове­ствование, описание, рас­суждение); функциональ­ные стили. Уметь: свободно, пра­вильно излагать свои мысли в устной и пись­менной форме в соответ­ствии с ситуацией рече­вого общения, задачами речи; соблюдать нормы

Умение редактиро­вать текст в соот­ветствии с речевой ситуацией

Работа с дефор­мирован­ным тек­стом

31

Специфика офи­циально-делового стиля. Практиче­ская работа по составлению до­кументов

КУ

Сфера употребления, ти­пичные ситуации рече­вого общения, задачи ре­чи, языковые средства, характерные для офици­ально-делового стиля. Особенности работы по составлению доку­ментов

Знать: признаки официально – делового стиля. Уметь: составлять тексты официально-делового стиля

Умение редактиро­вать текст в соот­ветствии с речевой ситуацией

Работа с дефор­мирован­ным тек­стом, практическая работа

32

Особенности на­учно-популяр­ного, публици­стического сти­лей. Стилистиче­ский анализ тек­стов (на основе работы с текста­ми упр. 559-561)

КУ

Лексические, граммати­ческие, композицион­ные признаки научно-популярного, публици­стического стилей, язы­ковые средства эмоцио­нального воздействия на читателя

Знать: признаки научно-популярного, публици­стического стилей. Уметь: находить в тек­сте признаки научно-популярного, публици­стического стилей

Создание собствен­ных текстов в за­данном стиле

Работа с дефор­мирован­ным тек­стом

33

Р/р Особенности стиля художест­венной литерату­ры. Текст и его признаки. Ана­лиз текста

КУ

Общая характеристика художественного стиля. Образность, изобрази­тельно-выразительные средства, эстетическая функция языка

Знать: основные призна­ки художественного сти­ля, признаки текста и его функционально-смысло­вых типов (повествова­ние, описание, рассужде­ние); основные нормы русского литературного языка. Уметь: различать стили речи; определять тему, основную мысль текста; анализировать структуру и языковые особенности

текста; воспроизводить текст

Понятие эстетиче­ского, выявление в анализируемом произведении язы­ковых средств.

Беседа, проблем­ные за­дания

34

Комплексный анализ текста с творческим за­данием

Урок кон­троля ЗУН

Определение уровня изученного материала. Проверка и тематиче­ский контроль знаний, умений, навыков

Знать: особенность тек­стов по стилю и типу. Уметь: отмечать стиле­вые черты, языковые средства текста; аргумен­тировано анализировать текст; проводить лин­гвистический анализ тек­стов различных

Тренинг, практикум

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here