МБОУ «Макуловская средняя общеобразовательная школа»

Верхнеуслонского района Республики Татарстан

«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»

Руководитель МО Заместитель Руководитель МБОУ

_______/Мякишева Г.В./ руководителя по УР «Макуловская СОШ»

Протокол №_____ от МБОУ «Макуловская СОШ» ________/Ширяев Е.Г/

«____»________2012г. ________/Баканова А.Н../ Приказ №_____ от

«____»__________2012г. «____»_________2012г.

Рабочая программа

по русскому языку в 6 классе

учителя высшей квалификационной категории

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Макуловская средняя общеобразовательная школа»

Белкиной Татьяны Алексеевны

Рассмотрено на заседании

педагогического совета

протокол № ________ от

«_____» ___________2012 г.

2012 – 2013 учебный год

Пояснительная записка

В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. В основной школе изучение предмета направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения.

Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку. Она ориентирована на УМК под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. (Русский язык, 6 класс, М.: Просвещение, 2008). Новым БУПом на изучение русского языка в 6 классе отводится 210 часов (6 часов в неделю), в Татарстане – 3 часа. Так как в 6 классе программой предусмотрено в большом объёме изучение нового материала, из школьного компонента выделен дополнительный час, что позволит частично приблизить учебное планирование к российскому базисному учебному плану. Исходя из этого, календарно-тематическое планирование рассчитано на 140 часов, из них на изучение теоретического материала часов, на развитие речи – часов, на контрольные уроки – часов. Исходя из тем, предусмотренных для изучения на уроках русского языка в 6 классе, практически новыми для шестиклассников являются две части речи: имя числительное и местоимение. Знание именно этих частей речи необходимо для выполнения заданий ЕГЭ в 11 классе. Поэтому изучение этих тем предусмотрено в полном объёме. Сокращены часы, которые БУПом в школах РФ отводятся на повторение тем, изученных в 5 классе, на повторение в конце изучения раздела, на уроки, отведённые на проведение работы над ошибками, допущенными учениками в контрольных работах, на развитие речи. Уплотнение изучаемого материала будет проводиться и на уроках по изучению более легко усваиваемых учениками тем.

Контроль знаний, умений и навыков будет осуществляться в форме словарных и текстовых диктантов, проверочных и тестовых работ, работе на перфокартах, сочинений, изложений, устных ответов на уроке.

Содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 6 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Обучение ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.

Содержание русского языка в разделе «Языковая и лингвистическая компетенция» несет в себе незначительные изменения, но формулировки некоторых тем (а значит, и целевые установки) изменены, укрупнены и т.д. Значительные изменения содержания в разделах «Культуроведческая компетенция» и «Коммуникативная компетенция». Необходимо отметить тесную взаимосвязь всех разделов курсов русского языка. Поэтому не следует традиционный термин «развитие речи» трактовать как разрозненные признаки текста, типов текста, стилей речи, основных видов переработки текста (изложение, сочинение и др.).

Такие значимые понятия, как «речевое общение», «основные жанры разговорной речи», «виды речевой деятельности» и др., должны включаться при изучении грамматических тем.

Основополагающие моменты изучения русского языка понимаются как средство познания культуры русского народа, как средство культурного речевого общения.

С изменением концептуальных основ образовательных стандартов по русскому языку обучение предмету рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речемыслительного, духовного развития школьника. В содержании стандарта реализованы актуальные в настоящее время личностно- ориентированный и деятельностный подходы к обучению. Особенностью такого обучения является установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка.

Цели обучения:

  • Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;

  • Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;

  • Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;

  • Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.

Требования к уровню подготовки учащихся 6-го класса

В результате изучения русского языка ученик должен:

Знать/понимать:

  • роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка РФ и средства межнационального общения;

  • смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения;

  • основные признаки разговорной речи, научного, официально-делового стилей, языка художественной литературы;

  • особенности основных жанров научного, официально-делового стилей и разговорной речи;

  • признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания,

  • рассуждения);

  • основные единицы языка, их признаки;

  • основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;

уметь:

  • различать разговорную речь, научный, официально-деловой стили, язык художественной литературы;

  • определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стили речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;

  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа: производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор частей речи, изученных в 6 классе, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом, находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, находить и исправлять орфографические ошибки, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6-м классе;

  • объяснять с помощью словаря значение и произношение слова;

аудирование и чтение

  • адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, явную и скрытую информацию);

  • читать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения;

  • извлекать информацию из различных источников;

говорение и письмо

  • воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);

  • создавать тексты различных стилей и жанров (письмо, заявление, отзыв, выступление);

  • осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, темой, сферой и ситуацией общения;

  • владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;

  • свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построение текста;

  • соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма основные правила орфографии, изученные в 6 кл.;

  • осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения ее

  • правильности;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку; увеличения словарного запаса, развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.

Учебно-тематическое планирование по русскому языку в 6 классе

Класс – 6

Учитель – Белкина Татьяна Алексеевна

Количество часов

Всего – 140 часов; в неделю – 4 часа

Плановых уроков:

  • на изучение теоретического материала – 112

  • развитие речи – 17

  • контрольные работы и тесты – 11

Наименование разделов и тем

Кол – во часов

В том числе

Контрольные, проверочные работы, тесты ,

Развитие речи

1

Введение

1

2

Повторение изученного материала

9

1

2

3

Лексика. Фразеология. Культура речи

12

1

2

4

Словообразование и орфография. Культура речи

19

1

4

5

Морфология

Имя существительное

16

1

1

6

Имя прилагательное

21

2

3

7

Имя числительное

12

1

8

Местоимение

17

1

3

9

Глагол

19

2

2

10

Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах

8

1

11

Резервные уроки

6

Итого

140

11

17

Перечень учебно-методического обеспечения

Обязательная литература

  • Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. .

  • Учебник «Русский язык 6 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2008 под редакцией. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др.

  • Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку.

  • Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения

  • Концепция модернизации Российского образования

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования;

  • Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Русский язык.

Дополнительная литература

  • Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. М.: Вако, 2012

  • Г.А.Богданова. Методическое пособие «Уроки русского языка в 6 классе»

  • Н.Г.Горашова «Поурочные разработки по русскому языку к учебнику М.Т.Баранова и др.»

  • Г.А.Богданова. Лингвистический тренажёр «Тестовые задания по русскому языку в 6 классе»

Мультимедийные пособия.

  • «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.

  • 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.

  • Электронный репетитор-тренажер. Синтаксис и пунктуация.

  • 1-С Репетитор Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.

Календарно-тематическое планирование

урока

Тема урока

Кол-во часов

Тип урока

Основные виды учебной деятельности

Планируемые результаты

Дата проведения

Примечания

План

Факт

1

Русский язык – один из развитых языков мира

1

Изучение нового материала

Лекция с элементами беседы, работа со словарем и географической картой

Понимать: язык – развивающееся явление.

Знать об исторических изменениях, об этимологии слов

Уметь работать с этимологическими словарями

Повторение изученного в 5 классе (9 часов: 8+1)

2

Фонетика, орфоэпия, графика, орфография

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Работа в группах, лингвистический разбор, анализ текста, выразительное чтение.

Знать особенности образования гласных и согласных звуков, парность согласных по мягко­сти-твердости, звонкости-глухости, понимать позицию смягчения и оглушения — озвон­чения согласного. Уметь нахо­дить фонетические явления, делать фонетический разбор слова;

3

Морфемы. Орфограммы в приставках и корнях слов

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Повторение пройденного, элементы сопоставительного анализа.

Уметь членить слово на морфемы, определять значение морфем, давать структурно-грамматическую характеристику словам, работать с орфографическим, морфемным, словообразовательным словарями

4

Части речи. Морфологический разбор слов

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Повторение пройденного, элементы сопоставительного анализа.

Знать определения частей ре­чи, изученных в 5 классе; уметь находить изученные части речи в тексте, разграничивать грам­матическое и лексическое зна­чения слова. Знать орфогра­фические правила, уметь при­менять их на практике

5

Словосочетание. Простое предложение

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Работа в группах, лингвистический разбор, анализ текста, выразительное чтение.

Знать определение простых и сложных предложений. Уметь производить синтаксиче­ский разбор словосочетаний и простых предложений

6

Сложное предложение. Разбор предложений

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Повторение пройденного, элементы сопоставительного анализа, конструирование предложений.

Знать определение простых и сложных предложений. Уметь производить синтаксиче­ский разбор.

Знать правила постановки зна­ков препинания в сложных предложениях, в простых пред­ложениях с обобщающими сло­вами, с однородными членами, при обращении, при прямой речи. Уметь применять прави­ла, видеть структуру предложения, классифицировать предложения по наличию главных членов

7

Прямая речь и диалог

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Повторение пройденного, элементы сопоставительного анализа, конструирование предложений.

8

Р/р Текст

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Повторение пройденного, элементы сопоставительного анализа, конструирование предложений

Знать признаки текста. Уметь доказывать, что представленный набор предложений – текст; уметь составлять собственный текст на заданную тему.

9

Официально-деловой стиль речи

1

Урок изучения нового материала

Составление текстов разных типов речи с использованием синонимов.

Знать особенности стилей ре­чи, сферу употребления, ти­пичную ситуацию речевого об­щения, задачу речи, умение использовать в речи существи­тельные-синонимы, прилага­тельные-синонимы, глаголы-синонимы для более точного выражения мыслей и для уст­ранения неоправданного по­втора одних и тех же слов. Уме­ние составлять тексты разных типов речи, опознавать стили речи, учитывать их особенности при создании текстов

10

Диктант

1

Контрольный урок

Лексика. Фразеология. Культура речи (12 часов: 10+2 )

1

11

Повторение изученного в 5 классе

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Терминологиче­ский диктант, анализ фраг­ментов художе­ственных тек­стов.

Знать понятие лексикологии как раздела науки о языке, лекси­ческого и грамматического зна­чения слова. Знать определе­ния синонимов, антонимов, омонимов, однозначных и мно­гозначных слов, прямого и пе­реносного значения слова. Уметь находить синонимы, ан­тонимы, омонимы, слова в пе­реносном и прямом значении, однозначные и многозначные слова, пользоваться разными способами толкования лекси­ческого значения слова. Уметь пользоваться толковым слова­рем, словарями синонимов, ан­тонимов. Уметь употреблять слова в соответствии с их лек­сическим значением, условия­ми и задачами общения

12

Общеупотребительные слова

1

Урок изучения нового материала

Объяснение учителя, выполнение упражнений, словарная работа

Знать различие слов русского языка по сфере употребления (общеупотребительные слова и слова ограниченного употреб­ления).

13

Профессионализмы

1

Урок изучения нового материала

Объяснение учителя, выполнение упражнений, словарная работа, конструирование предложений и связного рассказа

Знать определение профессио­нальных слов, их сферу упот­ребления. Уметь находить профессиональные слова в тексте, в толковых словарях, истолковывать их значения. Уметь объяснять использова­ние профессиональных слов в художественных произведениях

14

Диалектизмы

1

Урок изучения нового материала

Анализ текста, работа по материалу учебника, комплексный анализ текста, конструирование предложений

Знать нормы употребления диалектной лексики. Уметь пользоваться толковыми сло­варями для определения того или иного слова, определять уместность / неуместность ис­пользования диалектных слов в обиходной речи, в художест­венном произведении

15

Р/р Сжатое изложение

1

Обсуждение плана, пересказ, самостоятельная работа

Уметь адекватно воспринимать текст на слух, выделять глав­ную информацию, вычленять структурные части текста, пе­ресказывать основное содер­жание прослушанного текста

16

Эмоционально окрашенные слова. Жаргонизмы

1

Урок изучения нового материала

Объяснение учителя, выполнение упражнений, словарная работа

Знать определение жаргониз­мов, сферу их употребления. Уметь отличать жаргонизмы от других слов; соблюдать нормы языка.

Знать определение нейтраль­ной и стилистически окрашен­ной лексики, сферу употребле­ния

17

Устаревшие и новые слова

1

Урок изучения нового материала

Объяснение учителя, выполнение упражнений, словарная работа, комплексный анализ текста, творческая работа

Знать причины выхода из об­щего употребления одних и по­явления новых слов в русском языке.

Уметь различать общеязыко­вые и индивидуально-авторские неологизмы; разли­чать архаизмы и историзмы. Уметь пользоваться словарем для определения значения ус­таревших и новых слов, пра­вильно использовать их в речи

18

Исконно русские и заимствованные слова

1

Урок изучения нового материала

Объяснение учителя, выполнение упражнений, словарная работа, редактирование текста, насы­щенного заим­ствованными словами, заме­на заимство­ванных слов русскими синонимами

Знать определение заимство­ванных и исконно русских слов; основные причины заимствова­ния новых слов, способы заим­ствования, признаки и источни­ки заимствования. Уметь оце­нивать речь с точки зрения це­лесообразности и уместности

19

Р/р Семинар «Как это по-русски?»

1

20

Фразеологизмы

1

Урок изучения нового материала

Объяснение учителя, выполнение упражнений, словарная работа.

Написание сказки о лен­тяе и труженике с использованием фра­зеологизмов

Знать определение фразеоло­гии как раздела лексикологии; основные признаки фразеоло­гизмов, их роль в обогащении речи. Понимать сходство и раз­личие со словом и словосоче­танием, специфику значений фразеологизмов по сравнению со свободным словосочетани­ем. Уметь определять значение фразеологизмов, употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения

21

Обобщение по разделу

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Лексический диктант. Подбор примеров с ино­язычной мор­фемой. Работа с текстом, устный рассказ в науч­ном стиле на тему «Измене­ние в словарном составе русского языка

Знать определения всех групп слов. Уметь определять лекси­ческое значение слова и фра­зеологизма, используя различ­ные типы словарей; определять, в каком значении употреблены слова и фразеологизмы в кон­тексте. Уметь употреблять слова и фразеологизмы в речи в соот­ветствии с их лексическим зна­чением и стилистическими свой­ствами. Уметь определять уме­стность употребления слов в ре­чи, в художественном тексте

22

Контрольная работа (тест)

1

Контрольный урок

Выполнение тестовых заданий

Понимать системные отношения в лексике, уметь рассматривать в сопоставлении и противопос­тавлении синонимы и антонимы, определять их функции в тексте, группировать слова и фразеоло­гизмы по заданному основанию, определять лексическое значе­ние слова и фразеологизма, ис­пользуя различные типы слова­рей; определять, в каком значе­нии употреблены слова и фра­зеологизмы в контексте. Уметь употреблять слова и фразеоло­гизмы в речи в соответствии с их лексическим значением и стили­стическими свойствами. Уметь определять уместность употреб­ления слов в речи, в художест­венном тексте

Словообразование и орфография. Культура речи (19 часов: 15+4)

23

Повторение изученного в 5 классе

1

Урок обобщения и систематизации ЗУН

Работа в группах, лингвистический разбор, анализ текста, выразительное чтение, проверочная работа

Знать определения морфем, ор­фографические правила, изучен­ные в этом разделе в 5 классе. Уметь делать морфемный раз­бор слова, различать разные типы морфем, определять за­висимость правописания слова от его строения, группировать слова по общности морфем

24

Р/р Описание помещения

1

Изучение нового материала

Сочинение-описание интерьера

Уметь подробно излагать текст, определять и формулировать его основную мысль, вычленять структурные части, подробно пересказывать содержание прослушанного текста, сохра­няя его структуру и языковые средства выразительности, включать в повествование опи­сание помещения

25

Словообразование

1

Изучение нового материала

Выборочный диктант, анализ текстов. Работа по восстановлению пропущенной части словооб­разовательной цепочки, сопос­тавительный анализ парони­мов

Знать основные способы обра­зования слов в русском языке. Уметь производить словообра­зовательный разбор слова. Уметь пользоваться сло­вообразовательными словаря­ми, группировать слова с оди­наковой структурой, определять способ и средства словообра­зования

26

Практикум по словообразованию

1

Комбинированный урок

Морфемный и словообразовательный разбор слов, работа с текстом, выполнение упражнений из учебника и тестовых заданий из «Лингвистического тренажёра»

Знать основные способы обра­зования слов в русском языке. Уметь производить словообра­зовательный разбор слова. Уметь пользоваться сло­вообразовательными словаря­ми, группировать слова с оди­наковой структурой, определять способ и средства словообра­зования

27

Этимология слов

1

Изучение нового материала

Знать об исторических измене­ниях в структуре слова, осо­бенностях построения словар­ных статей в словаре. Уметь пользоваться этимологически­ми словарями для определения истинного значения слова, со­става и способа его образова­ния, обогащения речи

28

Р/р Материалы к сочинению

1

Систематизация ма­териалов к сочине­нию. Сложный план. Сочинение — описа­ние помещения

Знать структурные особенности описания, особенности сложно­го плана, отличия сложного и простого планов. Уметь составлять сложный план к сочинению; отбирать, систе­матизировать материал к сочи­нению, создавать текст в соот­ветствии с темой и типом речи

29

Буквы О-А в корне -кос- /

-кас-

1

Изучение нового материала

Знать условия выбора букв О-А в корнях КОС-КАС, отличать корни с проверяемыми гласны­ми от корней с чередованием, уметь безошибочно писать

30

Буквы О-А в корне –гор- /

-гар-

1

Изучение нового материала

Диктант по па­мяти, осложнен­ное списывание, практическая работа, выполнение упражнений из учебника

Знать условия выбора букв О-А в корнях ГОР-ГАР, отличать корни с проверяемы­ми гласными от корней с чередованием, уметь безошибочно писать

31

Буквы Ы-И после приставок

1

Изучение нового материала

Знать условия выбора букв И и Ы после приставок на соглас­ные.

Уметь применять правило на практике

32

Приставки ПРИ- и ПРЕ-

1

Изучение нового материала

Тест, выбороч­ный диктант, словарный диктант, взаи­мопроверка

Знать о зависимости написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от лексического значения, уметь правильно определять значение приставок и в зависи­мости от значения выбирать приставку

33

Практикум по приставкам ПРИ- и ПРЕ-

1

Обобщение и систематизация ЗУН

Выполнение тестовых заданий из «Лингвистического тренажёра», словарный диктант, контрольное списывание

Знать о зависимости написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от лексического значения, уметь правильно определять значение приставок и в зависи­мости от значения выбирать приставку

34

Р/р Выборочное изложение

1

Изложение

Знать особенности написания выборочного изложения. Уметь воспринимать текст на слух, выделять главную информа­цию, определять и формулиро­вать основную мысль аудируе­мого текста, вычленять струк­турные части исходного текста, дифференцировать главную и второстепенную информацию, включать в пересказ описание

35

Соединительные гласные О и Е в сложных словах

1

Изучение нового материала

Словарный дик­тант, лексическая работа, за­мена словосо­четания слож­ным словом, выполнение упражнений из учебника

Знать об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных глас­ных О и Е. Уметь правильно вы­бирать соединительную гласную О и Е в сложных словах

36

Сложносокращённые слова

1

Изучение нового материала

Осложненное списывание, выполнение упражнений из учебника.

Подго­товка к сочинению

Знать аббревиатуры, уметь их читать, определять род слож­носокращенных слов, виды сложносокращенных слов по способу их образования. Уметь определять лексическое значе­ние сложносокращенных слов;, употреблять их с именами при­лагательными, глаголами про­шедшего времени

37

Р/р Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»

1

Контрольный урок по развитию речи

Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Ут­ро»: замысел сочине­ния-описания, тема, основная мысль

Знать особенности написания сочинения по картине. Уметь писать сочинение -описание пейзажа, создавать текст в соответствии с заданным типом речи, использовать цеп­ную и параллельную связь, си­нонимы и однокоренные слова как средства выразительности

38

Морфемный и словообразовательный разбор слова

1

Комбинированный урок

Словообразова­тельный разбор. Разбор слова по составу. Со­ставление слов по схемам

Знать различия словообразова­тельного разбора и разбора слова по составу, уметь опре­делять значения морфем, груп­пировать слова по общности словообразовательных призна­ков и общности морфем, про­изводить словообразователь­ный разбор и разбор слова по составу

39

Обобщение по разделу

1

Обобщение и систематизация ЗУН

Распредели­тельный диктант, словообразовательный и морфемный анализ слов, выполнение заданий из «Лингвистического тренажёра»

Опознавать изученные орфо­граммы в слове, группировать их, разграничивать написания проверяемых гласных от не­проверяемых. Опознавать слова с изученной орфограммой, уметь выбрать правильное написание

40-41

Диктант с грамматическим заданием и его анализ

2

Контрольный урок

Написание диктанта, выполнение дополнительных грамматических заданий, анализ допущенных ошибок, работа над ошибками

Уметь воспринимать текст на слух, безошибочно его воспро­изводить, выполнять дополни­тельные задания, связанные со значением существительного, морфологическими признаками, синтаксической ролью в пред­ложении

Морфология и орфография. Культура речи

Имя существительное (16 часов: 15+1)

42

Повторение изученного в 5 классе

1

Урок совершенствования ЗУН

Выполнение упражнений различного характера на повторение материала, изученного в 5 классе по теме «Имя существительное»

Знать типы склонений, условия выбора правильного написания падежных окончаний имен су­ществительных, синтаксическую роль в предложении, вы­разительную роль имен сущест­вительных в речи. Уметь распознавать существительные на основе общего значения, мор­фологических признаков, син­таксической роли, типичных суффиксов и окончаний. Уметь воспринимать текст на слух, вы­делять существительные в нем. В художественном тексте узна­вать приемы олицетворения, безошибочно писать падежные окончания существительных

43

Разносклоняемые существительные

1

Изучение нового материала

Словарный диктант, работа по материалу учебника, конструирование предложений

Знать, что существительные на -МЯ и слово ПУТЬ находятся вне склонений; правило скло­нения существительных на -МЯ. Уметь правильно образо­вывать формы косвенных паде­жей существительных на -МЯ, определять род, тип склонений существительных, обосновы­вать выбор гласной в оконча­ниях

44

Буква Е в суффиксе –ЕН- существительных на –МЯ

1

Изучение нового материала

Проверочная работа, выполнение тестовых заданий из «Лингвистического тренажёра», предупредительный диктант

Знать, что существительные на -МЯ и слово ПУТЬ находятся вне склонений; правило скло­нения существительных на -МЯ. Уметь правильно образо­вывать формы косвенных паде­жей существительных на -МЯ, определять род, тип склонений существительных, обосновы­вать выбор гласной в оконча­ниях

45

Несклоняемые существительные

1

Изучение нового материала

Знать, что большинство не­склоняемых существительных -заимствованные слова, их не­возможно разобрать по соста­ву. Уметь правильно употреб­лять несклоняемые существи­тельные в косвенных падежах

46

Род несклоняемых существительных

1

Изучение нового материала

Редактирование текста, запись существитель­ных по их тол­кованию, проверочная работа

Знать способы определения рода несклоняемых существи­тельных.

Уметь употреблять в речи не­склоняемые существительные; согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с несклоняемыми существи­тельными

47

Существительные общего рода

1

Изучение нового материала

Мини-сочинение с употреблени­ем слов общего рода. Выполнение упражнений из учебника, словарная работа

Знать об именах существи­тельных общего рода. Уметь опознавать их, согласовывать подлежащее — существитель­ное общего рода и сказуемое, употреблять в речи

48

Морфологический разбор существительного

1

Обобщение и систематизация ЗУН

Морфологиче­ский разбор имени сущест­вительного, лексико-

стилистический анализ текста по плану.

Знать морфологические призна­ки имени существительного, по­рядок морфологического разбо­ра. Уметь определять морфоло­гические признаки имени суще­ствительного; производить его морфологический разбор, упот­реблять в речи

49-50

Не с существительными

2

Изучение нового материала

Работа по материалу учебника, объяснительный диктант, выполнение тестовых заданий из лингвистического тренажёра, комплексный анализ текста

Знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными. Уметь различать приставку, частицу, часть корня НЕ

51

Суффиксы –ЧИК- и –ЩИК-

1

Изучение нового материала

Словарный, выборочный диктант, словарная работа, конструирование предложений

Знать способ действия при вы­боре написания в существи­тельных суффиксов -ЧИК- и -ЩИК-. Уметь применять этот способ действия для правиль­ного написания суффиксов -ЧИК и -ЩИК-; отличать слова с суффиксом -ЧИК-, -ЩИК- от сходных с суффиксом -ИК-

52

Суффиксы –ЕК- и –ИК-

1

Изучение нового материала

Словарный диктант, составление таблицы, просмотр отрывка из мультфильма «Вовка в тридевятом царстве», выполнение упражнений из учебника

Знать способ действия при вы­боре написания в существи­тельных суффиксов -ЕК-, -ИК-. Уметь применять этот способ действия на практике. Уметь применять этот способ действия на практике, опозна­вать значение и сферу упот­ребления слов с умень­шительно-ласкательными суф­фиксами

53

Суффиксы с О и Е после шипящих

1

Изучение нового материала

Знать условия выбора букв О-Е после шипящих в суффиксах существительных. Уметь выбирать буквы Е-О по­сле шипящих в суффиксах -ОК-, -ЕК-, -ОНОК- и др. Уметь выбирать буквы Е-0 по­сле шипящих в суффиксах -ОК-, -ЕК-, -ОНОК- и др.

54-55

Повторение изученного по теме «имя существительное»

2

Обобщение и систематизация ЗУН

Знать и уметь различать разно­склоняемые, несклоняемые имена существительные, имена существительные общего рода; определять их категории. Знать условия выбора изучен­ных орфограмм; уметь осуще­ствлять правильный выбор. Уметь работать с разными ти­пами словарей, наблюдать за использованием существитель­ных в создании фразеологиз­мов, метафор, сравнений худо­жественных текстов, уметь анализировать художественный текст, определяя особенности употребления в нем многознач­ных существительных, слов с переносным значением, сино­нимов, антонимов, фразеоло­гизмов, поэтических обращений

56

Тест

1

Контрольный урок

Уметь применять полученные знания при выполнении тестовых заданий

57

Р/р Текст

1

Имя прилагательное (21 час: 18+3)

58

Повторение изученного в 5 классе

1

Совершенствование ЗУН

Комплексный анализ текста с попутным повторением изученных тем по теме «Имя прилагательное»

Распознавать имена прилага­тельные на основе общего грамматического значения, об­щих признаков, определять роль имен прилагательных в тексте, синтаксическую роль.

59

Р/р Описание природы

1

Подготовка к сочинению: выполнение упражнений, устное сочинение по заданиям упражнения

Знать признаки текста-описания.

Уметь строить текст-описание, писать сочине­ние-описание

60-61

Степени сравнения прилагательных

2

Изучение нового материала

Работа по материалу учебника, составление таблицы, выполнение тренировочных упражнений. Работа с лин­гвистическим текстом (пере­сказать его, ис­пользовать свои примеры, выде­лить новую ин­формацию). Ре­дактирование текста.

Знать способы образования сравнительной степени, уметь образовывать прилагательные в сравнительной степени, на­ходить прилагательные в срав­нительной степени в тексте, правильно писать, произносить и уметь употреблять в речи. Знать способы образования превосходной степени, законо­мерности чередования соглас­ных в корне при образовании форм простой превосходной степени, уметь образовывать прилагательные в превосход­ной степени, находить их в тек­сте, правильно писать, произ­носить и уметь употреблять в речи

62

Разряды прилагательных. Качественные прилагательные

1

Изучение нового материала

Составление таблицы, работа по материалу учебника, выполнение тренировочных упражнений

Знать о делении прилагатель­ных на три разряда, уметь оп­ределять разряды прилага­тельных, их смысловые и грам­матические отличия. Уметь различать прилагатель­ные разных разрядов, правиль­но их писать и употреблять в речи

63

Р/р Выборочное изложение

1

Совершенствование ЗУН

Изложение

Знать особенности написания выборочного изложения. Уметь воспринимать текст на слух, выделять главную информа­цию, определять и формулиро­вать основную мысль текста

64

Относительные прилагательные

1

Изучение нового материала

Словообразовательная работа, выполнение упражнений из учебника, творческая работа

Знать о делении прилагатель­ных на три разряда, уметь оп­ределять разряды прилага­тельных, их смысловые и грам­матические отличия. Уметь различать прилагатель­ные разных разрядов, правиль­но их писать и употреблять в речи

65

Притяжательные прилагательные

1

Изучение нового материала

Словообразовательная работа, выполнение упражнений из учебника, творческая работа, распределительный диктант

Знать о делении прилагатель­ных на три разряда, уметь оп­ределять разряды прилага­тельных, их смысловые и грам­матические отличия. Уметь различать прилагатель­ные разных разрядов, правиль­но их писать и употреблять в речи

66

Морфологический разбор прилагательных

1

Обобщение и систематизация ЗУН

Морфологиче­ский разбор имени прилага­тельного, рабо­та с текстом. Ответ на во­прос: какую роль играют прилага­тельные в опи­сании?

Знать морфологические при­знаки имени прилагательного, уметь различать постоянные и непостоянные морфологиче­ские признаки, определять син­таксическую роль в предложе­нии и тексте

67

Контрольная работа по теме «Разряды прилагательных»

1

Контрольный урок

Контрольная работа

Уметь применять полученные знания при выполнении грамматических заданий по изученному материалу

68-69

Не с прилагательными

2

Изучение нового материала

Составление таблицы, выполнение упражнений на применение правила «Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными», объяснительный диктант, проверочная работа

Знать условия выбора написа­ния НЕ с именами прилага­тельными. Уметь применять правило написания НЕ с име­нами прилагательными

70

Суффиксы с О и Е после шипящих и Ц

1

Изучение нового материала

Словарный диктант, работа по перфокартам, выполнение тестовых заданий из лингвистического тренажёра

Знать условия выбора О и Е в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц. Уметь сопоставлять правила правописания букв О и Е в кор­не, суффиксе, окончании имен существительных, прилага­тельных, опознавать, в какой части слова находится орфо­грамма

71

Суффиксы с Н и НН

1

Изучение нового материала

Составление таблицы, выполнение упражнений из учебника, диктант «Про­веряю себя», распредели­тельный диктант, работа по перфокартам

Знать условия выбора одной и двух Н в суффиксах прилага­тельных, понимать значения прилагательных с суффиксами -ОНН-, -ЕНН-. Уметь применять правило на практике, обнару­живать слова с орфограммой, опознавать структуру слова, графически обозначать орфо­грамму, безошибочно писать. Знать значение и правописание суффиксов -ИН-, -АН-, -ЯН-, уметь применять правило на практике, обнаруживать слова с орфограммой, опознавать структуру слова, графически обозначать орфограмму, без­ошибочно писать

72

Практикум по суффиксам с Н и НН

1

Изучение нового материала

Проверочная работа, работа по перфокартам, выполнение заданий из «Лингвистического тренажёра»

Уметь применять правило на практике, обнару­живать слова с орфограммой, опознавать структуру слова, графически обозначать орфо­грамму, безошибочно писать.

73

Р/р Устное и письменное описание

1

Изучение нового материала

Устное сочинение-описание, написание сочинения

Совершенствовать навыки анализа текста

74

Суффиксы -К- и -СК-

1

Изучение нового материала

Осложненное списывание, морфемный и словообразова­тельный анализ, объяснительный диктант

Знать способ образования ка­чественных прилагательных при помощи -К-, относительных прилагательных при помощи суффикса -СК- .Уметь разли­чать на письме суффиксы -К- и -СК-, понимать закономерности образования прилагательных, фонетические процессы, про­исходящие в прилагательном на стыке корня и суффикса

75

Написание сложных прилагательных

1

Изучение нового материала

Работа по материалу учебника, выполнение тренировочных упражнений, предупредительный диктант, словообразовательная работа

Знать условия употребления дефиса в сложных прилага­тельных, различение слитного и раздельного написания слов. Уметь правильно писать слож­ные прилагательные, сопостав­лять способы образования сложных прилагательных со способами образования слож­ных существительных

76

Практикум по сложным прилагательным

1

Изучение нового материала

Предупредительный диктант, словарная работа, комментированное письмо, проверочная работа

Уметь правильно писать слож­ные прилагательные

77

Повторение изученного по теме «Имя прилагательное»

1

Обобщение и систематизация ЗУН

Работа по контрольным вопросам и заданиям, выполнение упражнений, тест

Уметь различать способы сло­вообразования прилагатель­ных, безошибочно писать сло­ва, в которых есть изученные орфограммы, употреблять в разных формах прилагатель­ные в речи, согласуя их с суще­ствительными, определять син­таксическую роль полных и крат­ких прилагательных, проводить элементарный анализ художе­ственного текста, определять особенности употребления в нем многозначных прилага­тельных, переносного значения слов, синонимов, антонимов, использовать прилагательные в роли эпитетов

78

Диктант

1

Контрольный урок

Диктант

Уметь безошибочно писать текст, воспринятый на слух

Имя числительное

(12 часов)

79

Числительное как часть речи

1

Изучение нового материала

Работа по учебнику, реализация домашнего задания, просмотр презентации, наблюдение за частотностью употребления числительных в речи

Понимать, что числительное входит в группу именных час­тей речи. Знать общее значе­ние числительного, морфоло­гические признаки, синтаксиче­скую роль в предложении. Уметь отличать числительные от других частей речи с число­вым значением, находить их в тексте, правильно произносить в соответствии с нормами ор­фоэпии

80

Простые и составные числительные

1

Изучение нового материала

Осложненное списывание, со­ставление таб­лицы.

Знать признаки простых и со­ставных числительных. Уметь различать простые и составные числительные, видеть составные числительные, уметь сочетать их с существительными, употреб­лять в косвенных падежах

81

Числительные с Ь в середине на конце

1

Изучение нового материала

Работа по таблице, склонение имён числительных, работа по развитию речи, выполнение упражнений

Знать условия употребления мягкого знака на конце и в се­редине числительных. Уметь применять правило при напи­сании числительных

82

Разряды количественных числительных. Целые числа

1

Изучение нового материала

Самостоятельное изучение теоретического материала, работа по составлению таблицы, склонение числительных, выборочный, контрольное списывание

Знать признаки количественных числительных. Уметь различать количественные числительные по разрядам, отличать их от порядковых. Знать особенности склонения количественных числительных

83

Практикум по целым числам

1

Комбинированный урок

Практическая работа, склонение числительных, словарная работа, проверочная работа

Знать особенности склонения количественных числительных, применять полученные знания на практике

84

Дробные числительные

1

Изучение нового материала

Выполнение заданий и упражнений, чтение вслух, составление рассказа, словарная работа

Знать особенности склонения дробных числительных, уметь предупреждать и исправлять орфографические и речевые ошибки

85

Собирательные числительные

1

Изучение нового материала

Анализ поэтического текста, выполнение заданий и упражнений, чтение вслух, занимательное задание по лингвистике

Знать особенности употребления и склонения собирательных числительных, развивать навыки монологической речи

86

Порядковые числительные

1

Изучение нового материала

Самостоятельное изучение теоретического материала, синтаксический разбор, образо­вание порядковых числительных от количе­ственных, составление объявлений

Знать признаки порядковых числительных, правила со­гласования их с существитель­ными. Уметь разграничивать порядковые и количественные числительные, правильно со­гласовывать их с существи­тельными, употреблять в речи

87

Употребление числительных в речи

1

Изучение нового материала

Выполнение заданий и упражнений

Уметь правильно использовать в речи формы числительных, развивать навыки монологической речи

88

Морфологический разбор числительных

1

Обобщение и систематизация ЗУН

Морфологиче­ский разбор числительных, осложненное списывание, за­пись цифр словами

Знать морфологические при­знаки и порядок морфологиче­ского разбора имени числи­тельного. Уметь производить морфологический разбор чис­лительного

89

Повторение по теме «Имя числительное»

1

Обобщение и систематизация ЗУН

Тест, устное со­общение о раз­рядах числи­тельных по зна­чению и по со­ставу на основе таблицы, выполнение упражнений на закрепление

Знать разряды числительных, особенности склонения, правописания. Уметь грамотно пи­сать, соблюдать нормы произ­ношения и употреблять, анали­зируя синтаксическую роль, числительные разных разря­дов, правильно строить слово­сочетания типа «пара носков», «пара чулок» и т.п.

90

Тест по теме «Имя числительное»

1

Контрольный урок

Тест

Уметь применять полученные знания при выполнении тестовых заданий

Местоимение (17 часов: 14+3)

91

Местоимение как часть речи

1

Изучение нового материала

Наблюдение над текстом, замена место­имений сущест­вительными. Редактирование текста

Знать особенности местоиме­ния как части речи, особенности лексико-грамматического значения, роль местоимения как средства связи предложений в тексте, синтаксическую функцию ме­стоимения; находить место­имения в тексте, правильно их употреблять

92

Личные местоимения

1

Комбинированный урок

Беседа, выполнение упражнений, словарная работа, выборочный диктант, исправление речевых ошибок

Знать признаки и особенности склонения личных местоимений

93

Возвратное местоимение СЕБЯ

1

Изучение нового материала

Выполнение заданий и упражнений, исправление речевых ошибок. Осложненное списывание

Знать особенности склонения местоимения СЕБЯ, лексиче­ское значение. Уметь правиль­но употреблять местоимение СЕБЯ в нужной форме

94

Р/р Сочинение

1

Беседа, устные рассказы, написание рассказа по рисункам

Уметь строить высказывание повествовательного характера на основе сюжета, соблюдать композицию рассказа, связ­ность и последовательность изложения мысли, использо­вать средства связи и вырази­тельности

95

Вопросительные местоимения

1

Изучение нового материала

Выполнение заданий и упражнений, орфоэпическая работа, лингвистический разбор

Знать назначение вопроси­тельных местоимений; особен­ности их склонения. Уметь употреблять вопроси­тельные местоимения в речи с учетом их склонения; интона­ционно правильно произносить предложения с вопроситель­ными местоимениями

96

Относительные местоимения

1

Изучение нового материала

Выполнение заданий и упражнений, работа по предупреждению речевых ошибок, словарная работа

Знать назначение относитель­ных местоимений, особенности их склонения, опознавать в тек­сте, различать относительные местоимения в сложном пред­ложении;

уметь употреблять относитель­ные местоимения в речи с уче­том их склонения; различать вопросительные и относитель­ные местоимения

97

Неопределённые местоимения

1

Изучение нового материала

Самостоятельное изучение теоретического материала, выполнение заданий и упражнений, работа по предупреждению речевых ошибок, лингвистический разбор

Знать признаки неопределен­ных местоимений, способы об­разования, правила написания. Уметь находить неопределен­ные местоимения в тексте, пра­вильно писать их. Уметь находить в тексте и пра­вильно писать неопределенные местоимения, объяснять их синтаксическую роль в предло­жении, условия выбора дефисного написания и написания с НЕ

98-99

Отрицательные местоимения

2

Изучение нового материала

Эвристическая беседа, выполнение заданий и упражнений, конструирование предложений, самостоятельные наблюдения

Знать, как образуются отрица­тельные местоимения, как из­меняются.

Уметь находить отрицательные местоимения в тексте, образо­вывать их; правильно писать приставки НЕ- и НИ- в отрица­тельных местоимениях

100

Притяжательные местоимения

1

Изучение нового материала

Выполнение заданий и упражнений, работа по предупреждению речевых ошибок

Знать признаки притяжатель­ных местоимений, различия личных и притяжательных ме­стоимений. Уметь склонять притяжательные местоимения, отличать их от личных, упот­реблять личные местоимения в значении притяжательных

101

Р/р Рассуждение

1

Комбинированный урок по развитию речи

Рассказ по воображе­нию. Рассказ от лица животного

Уметь составлять рассказ по воображению, соблюдать композицию повествования, уметь развить сюжет, использовать изобразительно-выразитель­ные средства языка

102

Указательные местоимения

1

Изучение нового материала

Беседа по вопросам, выполнение заданий и упражнений, работа по предупреждению речевых ошибок, словарная работа

Знать значение указательных местоимений.

Уметь находить указательные местоимения в тексте; исполь­зовать их как средство связи в предложении

103

Определительные местоимения

1

Изучение нового материала

Выполнение заданий и упражнений, орфоэпическая работа

Знать значение определитель­ных местоимений, особенности изменения местоимений каж­дый, всякий, сам, самый; уметь находить определительные ме­стоимения в тексте; использо­вать их в речи

104

Морфологический разбор местоимений

1

Обобщение и систематизация ЗУН

Самостоятельное изучение материала, морфологический разбор, выполнение заданий и упражнений

Знать морфологические призна­ки, порядок морфологического разбора местоимений. Уметь определять морфологические признаки местоимений, произ­водить их морфологический разбор, безошибочно писать местоимения, распознавать их и определять разряд

105

Р/р Сочинение-рассуждение

1

Урок по развитию речи

Беседа, устные рассказы, написание сочинения

Уметь составлять рассказ по воображению, соблюдать композицию повествования, уметь развить сюжет, использовать изобразительно-выразитель­ные средства языка

106

Повторение изученного материала по теме «Местоимение»

1

Обобщение и систематизация ЗУН

Выполнение заданий и упражнений, развёрнутые ответы на вопросы, словарный диктант

Знать морфологические призна­ки, порядок морфологического разбора местоимений. Уметь определять морфологические признаки, производить морфо­логический разбор местоиме­ний, безошибочно писать место­имения, распознавать их и оп­ределять разряд, различать приставки НЕ-/НИ- в отрица­тельных местоимениях, упот­реблять местоимения в соот­ветствии с литературной нор­мой, использовать относитель­ные местоимения как средство синтаксической связи в сложно­подчиненном предложении, осуществлять синонимичную замену местоимений разных разрядов, использовать место­имение как средство связи предложений и абзацев текста

107

Тест по теме «Местоимение»

1

Контрольный урок

Тест

Уметь применять полученные знания при выполнении тестовых заданий

Глагол (19 часов: 17+2)

108

Повторение изученного в 5 классе

1

Повторение, беседа, выполнение заданий и упражнений, словарная работа

Знать морфологические при­знаки глаголов; синтаксическую роль в предложении; условия выбора гласной в безударных личных окончаниях глагола, гласной перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени, правило написания НЕ с глаго­лами. Уметь применять прави­ла правописания -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах, опознавать глаголы в тексте, безошибочно писать

109

Повторение: образование глаголов

1

Повторение, беседа, выполнение заданий и упражнений, словарная работа

Знать основные способы образования глаголов

110

Разноспрягаемые глаголы

1

Повторение, беседа, выполнение заданий и упражнений, словарная работа

Знать определение разноспря­гаемых глаголов. Уметь отли­чать разноспрягаемые глаголы от остальных, правильно опре­делять окончания разноспря­гаемых глаголов, употреблять их, соблюдая нормы, выявлять фонетическое явление: чере­дование Ч/Ж при изменении разноспрягаемого глагола

111

Переходные и непереходные глаголы

1

Самостоятельные наблюдения учащихся, выполнение заданий и упражнений, словарная работа

Знать определение переходных и непереходных глаголов, как образуются возвратные глаго­лы. Уметь различать переход­ные и непереходные глаголы

112

Практикум по переходным и непереходным глаголам

1

Самостоятельные наблюдения учащихся, выполнение заданий и упражнений, работа по предупреждению речевых ошибок

Знать определение переходных и непереходных глаголов, как образуются возвратные глаго­лы. Уметь различать переход­ные и непереходные глаголы

113

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

1

Подготовленный диктант, выполнение заданий и упражнений

Различать наклонения глагола, знать, как изменяются глаголы в изъявительном наклонении, что они обозначают; уметь оп­ределять время глагола изъя­вительного наклонения, пра­вильно употреблять и писать глаголы в изъявительном на­клонении

114

Р/р Устное изложение

1

Изложение на основе текста учебника

Знать строение текста-повествования, способы разви­тия основной мысли, передачи последовательности действий, уметь использовать в повест­вовании глагол и его формы

115

Условное наклонение

1

Беседа, выполнение упражнений и творческого задания

Знать, что обозначают глаголы условного наклонения, уметь находить их в тексте. Знать как образуются формы условного наклонения, различать формы условного и изъявительного наклонения

116-117

Повелительное наклонение

2

Беседа, выразительное чтение, самостоятельное изучение теоретического материала, выполнение заданий и упражнений, словарная работа

Знать, что обозначают глаголы повелительного наклонения, как образуются формы повели­тельного наклонения, уметь находить глаголы в повели­тельном наклонении, различать формы условного, повелитель­ного и изъявительного накло­нения, правильно использовать в речи

118

Практикум по наклонениям глагола

1

Беседа, выразительное чтение, выполнение упражнений, словарная работа, орфоэпическая работа

Уметь употреблять разные формы глагола в речи, анали­зировать текст, определяя зна­чение глаголов в тексте

119

Диктант

1

Диктант

120

Безличные глаголы

1

Выполнение заданий и упражнений, самостоятельные наблюдения, элементы сравнительного анализа

Знать понятие безличные гла­голы, их лексическое значение формы употребления, уметь отличать безличные глаголы от личных, употреблять безлич­ные глаголы в речи

121

Морфологический разбор глагола

1

Морфологический разбор глаголов, комплексный анализ текста

Уметь определять глагол по его морфологическим признакам

122

Р/р Рассказ

1

Беседа, обсуждение плана рассказа, устные рассказы, написание сочинения

123-124

Гласные в суффиксах глаголов

2

Беседа, орфоэпическая работа, выполнение заданий и упражнений

Знать способ действия при вы­боре гласных в суффиксах гла­голов и владеть им

125

Повторение изученного по теме «Глагол»

1

Развёрнутые ответы на вопросы, выполнений упражнений, словарная работа

Уметь опознавать глаголы на основе общего значения, мор­фологических признаков, син­таксической роли и типичных суффиксов и окончаний, разли­чать однокоренные глаголы и правильно употреблять их в речи, уметь определять спря­жение глаголов, выбирать гласную в личных окончаниях, характеризовать языковые при­знаки глаголов на основе ана­лиза морфемной модели, оп­ределять значение приставок в глаголах, правильно строить и употреблять словосочетания с глаголами и словами, обозна­чающими оценку действия

126

Контрольная работа

1

Контрольный урок

Контрольная работа

Уметь применять полученные знания при выполнении заданий по теме «Глагол»

Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах (8часов)

127

Орфоэпия и орфография

1

Урок повторения и систематизации ЗУН

128

Пунктуация

1

Урок повторения и систематизации ЗУН

129

Лексика и фразеология

1

Урок повторения и систематизации ЗУН

130

Словообразование

1

Урок повторения и систематизации ЗУН

131

Морфология

1

Урок повторения и систематизации ЗУН

132

Контрольный диктант с грамматическим заданием

1

Контрольный урок

133

Работа над ошибками

1

134

Подведение итогов года

1

135-140

Резервные уроки (6часов)

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here