МБОУ «Макуловская средняя общеобразовательная школа»
Верхнеуслонского района Республики Татарстан
«Рассмотрено» «Согласовано» «Утверждено»
Руководитель МО Заместитель Руководитель МБОУ
_______/Мякишева Г.В./ руководителя по УР «Макуловская СОШ»
Протокол №_____ от МБОУ «Макуловская СОШ» ________/Ширяев Е.Г/
«____»________2012г. ________/Баканова А.Н../ Приказ №_____ от
«____»__________2012г. «____»_________2012г.
Рабочая программа
по русскому языку в 6 классе
учителя высшей квалификационной категории
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
«Макуловская средняя общеобразовательная школа»
Белкиной Татьяны Алексеевны
Рассмотрено на заседании
педагогического совета
протокол № ________ от
«_____» ___________2012 г.
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. В основной школе изучение предмета направлено на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения.
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по русскому языку. Она ориентирована на УМК под редакцией М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Л.А. Тростенцовой и др. (Русский язык, 6 класс, М.: Просвещение, 2008). Новым БУПом на изучение русского языка в 6 классе отводится 210 часов (6 часов в неделю), в Татарстане – 3 часа. Так как в 6 классе программой предусмотрено в большом объёме изучение нового материала, из школьного компонента выделен дополнительный час, что позволит частично приблизить учебное планирование к российскому базисному учебному плану. Исходя из этого, календарно-тематическое планирование рассчитано на 140 часов, из них на изучение теоретического материала часов, на развитие речи – часов, на контрольные уроки – часов. Исходя из тем, предусмотренных для изучения на уроках русского языка в 6 классе, практически новыми для шестиклассников являются две части речи: имя числительное и местоимение. Знание именно этих частей речи необходимо для выполнения заданий ЕГЭ в 11 классе. Поэтому изучение этих тем предусмотрено в полном объёме. Сокращены часы, которые БУПом в школах РФ отводятся на повторение тем, изученных в 5 классе, на повторение в конце изучения раздела, на уроки, отведённые на проведение работы над ошибками, допущенными учениками в контрольных работах, на развитие речи. Уплотнение изучаемого материала будет проводиться и на уроках по изучению более легко усваиваемых учениками тем.
Контроль знаний, умений и навыков будет осуществляться в форме словарных и текстовых диктантов, проверочных и тестовых работ, работе на перфокартах, сочинений, изложений, устных ответов на уроке.
Содержание обучения русскому языку структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в 6 классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции. Обучение ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения.
Содержание русского языка в разделе «Языковая и лингвистическая компетенция» несет в себе незначительные изменения, но формулировки некоторых тем (а значит, и целевые установки) изменены, укрупнены и т.д. Значительные изменения содержания в разделах «Культуроведческая компетенция» и «Коммуникативная компетенция». Необходимо отметить тесную взаимосвязь всех разделов курсов русского языка. Поэтому не следует традиционный термин «развитие речи» трактовать как разрозненные признаки текста, типов текста, стилей речи, основных видов переработки текста (изложение, сочинение и др.).
Такие значимые понятия, как «речевое общение», «основные жанры разговорной речи», «виды речевой деятельности» и др., должны включаться при изучении грамматических тем.
Основополагающие моменты изучения русского языка понимаются как средство познания культуры русского народа, как средство культурного речевого общения.
С изменением концептуальных основ образовательных стандартов по русскому языку обучение предмету рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речемыслительного, духовного развития школьника. В содержании стандарта реализованы актуальные в настоящее время личностно- ориентированный и деятельностный подходы к обучению. Особенностью такого обучения является установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка.
Цели обучения:
-
Воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
-
Совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
-
Освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
-
Формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Требования к уровню подготовки учащихся 6-го класса
В результате изучения русского языка ученик должен:
Знать/понимать:
-
роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка РФ и средства межнационального общения;
-
смысл понятий: речь устная и письменная, монолог, диалог, сфера и ситуация речевого общения;
-
основные признаки разговорной речи, научного, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
-
особенности основных жанров научного, официально-делового стилей и разговорной речи;
-
признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания,
-
рассуждения);
-
основные единицы языка, их признаки;
-
основные нормы русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные), нормы речевого этикета;
уметь:
-
различать разговорную речь, научный, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
-
определять тему, основную мысль текста, функционально-смысловой тип и стили речи, анализировать структуру и языковые особенности текста;
-
опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа: производить словообразовательный разбор слов с ясной структурой, морфологический разбор частей речи, изученных в 6 классе, синтаксический разбор предложений с двумя главными членами и с одним главным членом, выраженным безличным глаголом, находить в словах изученные орфограммы, уметь обосновывать их выбор, находить и исправлять орфографические ошибки, правильно писать слова с непроверяемыми орфограммами, изученными в 6-м классе;
-
объяснять с помощью словаря значение и произношение слова;
аудирование и чтение
-
адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста, основную, явную и скрытую информацию);
-
читать тексты разных стилей и жанров, владеть разными видами чтения;
-
извлекать информацию из различных источников;
говорение и письмо
-
воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
-
создавать тексты различных стилей и жанров (письмо, заявление, отзыв, выступление);
-
осуществлять выбор языковых средств в соответствии с темой, темой, сферой и ситуацией общения;
-
владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога;
-
свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построение текста;
-
соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
-
соблюдать в практике письма основные правила орфографии, изученные в 6 кл.;
-
осуществлять речевой самоконтроль, оценивать свою речь с точки зрения ее
-
правильности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку; увеличения словарного запаса, развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью; использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Учебно-тематическое планирование по русскому языку в 6 классе
Класс – 6
Учитель – Белкина Татьяна Алексеевна
Количество часов
Всего – 140 часов; в неделю – 4 часа
Плановых уроков:
-
на изучение теоретического материала – 112
-
развитие речи – 17
-
контрольные работы и тесты – 11
Наименование разделов и тем | Кол – во часов | В том числе | ||
Контрольные, проверочные работы, тесты , | Развитие речи | |||
1 | Введение | 1 |
|
|
2 | Повторение изученного материала | 9 | 1 | 2 |
3 | Лексика. Фразеология. Культура речи | 12 | 1 | 2 |
4 | Словообразование и орфография. Культура речи | 19 | 1 | 4 |
5 | Морфология Имя существительное | 16 | 1 | 1 |
6 | Имя прилагательное | 21 | 2 | 3 |
7 | Имя числительное | 12 | 1 |
|
8 | Местоимение | 17 | 1 | 3 |
9 | Глагол | 19 | 2 | 2 |
10 | Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах | 8 | 1 |
|
11 | Резервные уроки | 6 |
|
|
| Итого | 140 | 11 | 17 |
Перечень учебно-методического обеспечения
Обязательная литература
-
Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5-9 классы. .
-
Учебник «Русский язык 6 класс». Учебник для общеобразовательных учреждений, М.: Просвещение, 2008 под редакцией. М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской, Л.А.Тростенцовой и др.
-
Государственный стандарт основного общего образования по русскому языку.
-
Программа основного общего образования по русскому языку для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения
-
Концепция модернизации Российского образования
-
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента государственного стандарта общего образования;
-
Методическое письмо о преподавании учебного предмета «Русский (родной) язык в условиях введения федерального компонента государственного стандарта общего образования»;
-
Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта общего образования. Русский язык.
Дополнительная литература
-
Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русскому языку. 6 класс. М.: Вако, 2012
-
Г.А.Богданова. Методическое пособие «Уроки русского языка в 6 классе»
-
Н.Г.Горашова «Поурочные разработки по русскому языку к учебнику М.Т.Баранова и др.»
-
Г.А.Богданова. Лингвистический тренажёр «Тестовые задания по русскому языку в 6 классе»
Мультимедийные пособия.
-
«Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
-
1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
-
Электронный репетитор-тренажер. Синтаксис и пунктуация.
-
1-С Репетитор Школьный комплект: Орфографический тренажер русского языка.
Календарно-тематическое планирование
Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Основные виды учебной деятельности | Планируемые результаты | Дата проведения | Примечания | ||
|
|
|
|
|
| План | Факт |
|
1 | Русский язык – один из развитых языков мира | 1 | Изучение нового материала | Лекция с элементами беседы, работа со словарем и географической картой | Понимать: язык – развивающееся явление. Знать об исторических изменениях, об этимологии слов Уметь работать с этимологическими словарями |
|
|
|
| Повторение изученного в 5 классе (9 часов: 8+1) |
|
|
|
|
|
|
|
2 | Фонетика, орфоэпия, графика, орфография | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа в группах, лингвистический разбор, анализ текста, выразительное чтение.
| Знать особенности образования гласных и согласных звуков, парность согласных по мягкости-твердости, звонкости-глухости, понимать позицию смягчения и оглушения — озвончения согласного. Уметь находить фонетические явления, делать фонетический разбор слова; |
|
|
|
3 | Морфемы. Орфограммы в приставках и корнях слов | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Повторение пройденного, элементы сопоставительного анализа.
| Уметь членить слово на морфемы, определять значение морфем, давать структурно-грамматическую характеристику словам, работать с орфографическим, морфемным, словообразовательным словарями |
|
|
|
4 | Части речи. Морфологический разбор слов | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Повторение пройденного, элементы сопоставительного анализа.
| Знать определения частей речи, изученных в 5 классе; уметь находить изученные части речи в тексте, разграничивать грамматическое и лексическое значения слова. Знать орфографические правила, уметь применять их на практике |
|
|
|
5 | Словосочетание. Простое предложение | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа в группах, лингвистический разбор, анализ текста, выразительное чтение.
| Знать определение простых и сложных предложений. Уметь производить синтаксический разбор словосочетаний и простых предложений
|
|
|
|
6 | Сложное предложение. Разбор предложений | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Повторение пройденного, элементы сопоставительного анализа, конструирование предложений.
| Знать определение простых и сложных предложений. Уметь производить синтаксический разбор. Знать правила постановки знаков препинания в сложных предложениях, в простых предложениях с обобщающими словами, с однородными членами, при обращении, при прямой речи. Уметь применять правила, видеть структуру предложения, классифицировать предложения по наличию главных членов |
|
|
|
7 | Прямая речь и диалог | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Повторение пройденного, элементы сопоставительного анализа, конструирование предложений.
|
|
|
|
|
8 | Р/р Текст | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Повторение пройденного, элементы сопоставительного анализа, конструирование предложений | Знать признаки текста. Уметь доказывать, что представленный набор предложений – текст; уметь составлять собственный текст на заданную тему. |
|
|
|
9 | Официально-деловой стиль речи | 1 | Урок изучения нового материала | Составление текстов разных типов речи с использованием синонимов.
| Знать особенности стилей речи, сферу употребления, типичную ситуацию речевого общения, задачу речи, умение использовать в речи существительные-синонимы, прилагательные-синонимы, глаголы-синонимы для более точного выражения мыслей и для устранения неоправданного повтора одних и тех же слов. Умение составлять тексты разных типов речи, опознавать стили речи, учитывать их особенности при создании текстов |
|
|
|
10 | Диктант | 1 | Контрольный урок |
|
|
|
|
|
| Лексика. Фразеология. Культура речи (12 часов: 10+2 ) | 1 |
|
|
|
|
|
|
11 | Повторение изученного в 5 классе | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Терминологический диктант, анализ фрагментов художественных текстов.
| Знать понятие лексикологии как раздела науки о языке, лексического и грамматического значения слова. Знать определения синонимов, антонимов, омонимов, однозначных и многозначных слов, прямого и переносного значения слова. Уметь находить синонимы, антонимы, омонимы, слова в переносном и прямом значении, однозначные и многозначные слова, пользоваться разными способами толкования лексического значения слова. Уметь пользоваться толковым словарем, словарями синонимов, антонимов. Уметь употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, условиями и задачами общения |
|
|
|
12 | Общеупотребительные слова | 1 | Урок изучения нового материала | Объяснение учителя, выполнение упражнений, словарная работа | Знать различие слов русского языка по сфере употребления (общеупотребительные слова и слова ограниченного употребления). |
|
|
|
13 | Профессионализмы | 1 | Урок изучения нового материала | Объяснение учителя, выполнение упражнений, словарная работа, конструирование предложений и связного рассказа | Знать определение профессиональных слов, их сферу употребления. Уметь находить профессиональные слова в тексте, в толковых словарях, истолковывать их значения. Уметь объяснять использование профессиональных слов в художественных произведениях |
|
|
|
14 | Диалектизмы | 1 | Урок изучения нового материала | Анализ текста, работа по материалу учебника, комплексный анализ текста, конструирование предложений | Знать нормы употребления диалектной лексики. Уметь пользоваться толковыми словарями для определения того или иного слова, определять уместность / неуместность использования диалектных слов в обиходной речи, в художественном произведении |
|
|
|
15 | Р/р Сжатое изложение | 1 |
| Обсуждение плана, пересказ, самостоятельная работа | Уметь адекватно воспринимать текст на слух, выделять главную информацию, вычленять структурные части текста, пересказывать основное содержание прослушанного текста |
|
|
|
16 | Эмоционально окрашенные слова. Жаргонизмы | 1 | Урок изучения нового материала | Объяснение учителя, выполнение упражнений, словарная работа | Знать определение жаргонизмов, сферу их употребления. Уметь отличать жаргонизмы от других слов; соблюдать нормы языка. Знать определение нейтральной и стилистически окрашенной лексики, сферу употребления |
|
|
|
17 | Устаревшие и новые слова | 1 | Урок изучения нового материала | Объяснение учителя, выполнение упражнений, словарная работа, комплексный анализ текста, творческая работа | Знать причины выхода из общего употребления одних и появления новых слов в русском языке. Уметь различать общеязыковые и индивидуально-авторские неологизмы; различать архаизмы и историзмы. Уметь пользоваться словарем для определения значения устаревших и новых слов, правильно использовать их в речи |
|
|
|
18 | Исконно русские и заимствованные слова | 1 | Урок изучения нового материала | Объяснение учителя, выполнение упражнений, словарная работа, редактирование текста, насыщенного заимствованными словами, замена заимствованных слов русскими синонимами | Знать определение заимствованных и исконно русских слов; основные причины заимствования новых слов, способы заимствования, признаки и источники заимствования. Уметь оценивать речь с точки зрения целесообразности и уместности |
|
|
|
19 | Р/р Семинар «Как это по-русски?» | 1 |
|
|
|
|
|
|
20 | Фразеологизмы | 1 | Урок изучения нового материала | Объяснение учителя, выполнение упражнений, словарная работа. Написание сказки о лентяе и труженике с использованием фразеологизмов | Знать определение фразеологии как раздела лексикологии; основные признаки фразеологизмов, их роль в обогащении речи. Понимать сходство и различие со словом и словосочетанием, специфику значений фразеологизмов по сравнению со свободным словосочетанием. Уметь определять значение фразеологизмов, употреблять в речи фразеологизмы с целью ее обогащения |
|
|
|
21 | Обобщение по разделу | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Лексический диктант. Подбор примеров с иноязычной морфемой. Работа с текстом, устный рассказ в научном стиле на тему «Изменение в словарном составе русского языка | Знать определения всех групп слов. Уметь определять лексическое значение слова и фразеологизма, используя различные типы словарей; определять, в каком значении употреблены слова и фразеологизмы в контексте. Уметь употреблять слова и фразеологизмы в речи в соответствии с их лексическим значением и стилистическими свойствами. Уметь определять уместность употребления слов в речи, в художественном тексте |
|
|
|
22 | Контрольная работа (тест) | 1 | Контрольный урок | Выполнение тестовых заданий | Понимать системные отношения в лексике, уметь рассматривать в сопоставлении и противопоставлении синонимы и антонимы, определять их функции в тексте, группировать слова и фразеологизмы по заданному основанию, определять лексическое значение слова и фразеологизма, используя различные типы словарей; определять, в каком значении употреблены слова и фразеологизмы в контексте. Уметь употреблять слова и фразеологизмы в речи в соответствии с их лексическим значением и стилистическими свойствами. Уметь определять уместность употребления слов в речи, в художественном тексте |
|
|
|
| Словообразование и орфография. Культура речи (19 часов: 15+4) |
|
|
|
|
|
|
|
23 | Повторение изученного в 5 классе | 1 | Урок обобщения и систематизации ЗУН | Работа в группах, лингвистический разбор, анализ текста, выразительное чтение, проверочная работа | Знать определения морфем, орфографические правила, изученные в этом разделе в 5 классе. Уметь делать морфемный разбор слова, различать разные типы морфем, определять зависимость правописания слова от его строения, группировать слова по общности морфем |
|
|
|
24 | Р/р Описание помещения | 1 | Изучение нового материала | Сочинение-описание интерьера | Уметь подробно излагать текст, определять и формулировать его основную мысль, вычленять структурные части, подробно пересказывать содержание прослушанного текста, сохраняя его структуру и языковые средства выразительности, включать в повествование описание помещения
|
|
|
|
25 | Словообразование | 1 | Изучение нового материала | Выборочный диктант, анализ текстов. Работа по восстановлению пропущенной части словообразовательной цепочки, сопоставительный анализ паронимов | Знать основные способы образования слов в русском языке. Уметь производить словообразовательный разбор слова. Уметь пользоваться словообразовательными словарями, группировать слова с одинаковой структурой, определять способ и средства словообразования |
|
|
|
26 | Практикум по словообразованию | 1 | Комбинированный урок | Морфемный и словообразовательный разбор слов, работа с текстом, выполнение упражнений из учебника и тестовых заданий из «Лингвистического тренажёра» | Знать основные способы образования слов в русском языке. Уметь производить словообразовательный разбор слова. Уметь пользоваться словообразовательными словарями, группировать слова с одинаковой структурой, определять способ и средства словообразования |
|
|
|
27 | Этимология слов | 1 | Изучение нового материала |
| Знать об исторических изменениях в структуре слова, особенностях построения словарных статей в словаре. Уметь пользоваться этимологическими словарями для определения истинного значения слова, состава и способа его образования, обогащения речи |
|
|
|
28 | Р/р Материалы к сочинению | 1 |
| Систематизация материалов к сочинению. Сложный план. Сочинение — описание помещения | Знать структурные особенности описания, особенности сложного плана, отличия сложного и простого планов. Уметь составлять сложный план к сочинению; отбирать, систематизировать материал к сочинению, создавать текст в соответствии с темой и типом речи |
|
|
|
29 | Буквы О-А в корне -кос- / -кас- | 1 | Изучение нового материала |
| Знать условия выбора букв О-А в корнях КОС-КАС, отличать корни с проверяемыми гласными от корней с чередованием, уметь безошибочно писать |
|
|
|
30 | Буквы О-А в корне –гор- / -гар- | 1 | Изучение нового материала | Диктант по памяти, осложненное списывание, практическая работа, выполнение упражнений из учебника | Знать условия выбора букв О-А в корнях ГОР-ГАР, отличать корни с проверяемыми гласными от корней с чередованием, уметь безошибочно писать |
|
|
|
31 | Буквы Ы-И после приставок | 1 | Изучение нового материала |
| Знать условия выбора букв И и Ы после приставок на согласные. Уметь применять правило на практике
|
|
|
|
32 | Приставки ПРИ- и ПРЕ- | 1 | Изучение нового материала | Тест, выборочный диктант, словарный диктант, взаимопроверка | Знать о зависимости написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от лексического значения, уметь правильно определять значение приставок и в зависимости от значения выбирать приставку |
|
|
|
33 | Практикум по приставкам ПРИ- и ПРЕ- | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Выполнение тестовых заданий из «Лингвистического тренажёра», словарный диктант, контрольное списывание | Знать о зависимости написания гласных в приставках ПРЕ- и ПРИ- от лексического значения, уметь правильно определять значение приставок и в зависимости от значения выбирать приставку |
|
|
|
34 | Р/р Выборочное изложение | 1 |
| Изложение | Знать особенности написания выборочного изложения. Уметь воспринимать текст на слух, выделять главную информацию, определять и формулировать основную мысль аудируемого текста, вычленять структурные части исходного текста, дифференцировать главную и второстепенную информацию, включать в пересказ описание |
|
|
|
35 | Соединительные гласные О и Е в сложных словах | 1 | Изучение нового материала | Словарный диктант, лексическая работа, замена словосочетания сложным словом, выполнение упражнений из учебника | Знать об образовании сложных слов от основ исходных слов с помощью соединительных гласных О и Е. Уметь правильно выбирать соединительную гласную О и Е в сложных словах |
|
|
|
36 | Сложносокращённые слова | 1 | Изучение нового материала | Осложненное списывание, выполнение упражнений из учебника. Подготовка к сочинению | Знать аббревиатуры, уметь их читать, определять род сложносокращенных слов, виды сложносокращенных слов по способу их образования. Уметь определять лексическое значение сложносокращенных слов;, употреблять их с именами прилагательными, глаголами прошедшего времени |
|
|
|
37 | Р/р Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро» | 1 | Контрольный урок по развитию речи | Сочинение по картине Т. Н. Яблонской «Утро»: замысел сочинения-описания, тема, основная мысль | Знать особенности написания сочинения по картине. Уметь писать сочинение -описание пейзажа, создавать текст в соответствии с заданным типом речи, использовать цепную и параллельную связь, синонимы и однокоренные слова как средства выразительности |
|
|
|
38 | Морфемный и словообразовательный разбор слова | 1 | Комбинированный урок | Словообразовательный разбор. Разбор слова по составу. Составление слов по схемам | Знать различия словообразовательного разбора и разбора слова по составу, уметь определять значения морфем, группировать слова по общности словообразовательных признаков и общности морфем, производить словообразовательный разбор и разбор слова по составу |
|
|
|
39 | Обобщение по разделу | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Распределительный диктант, словообразовательный и морфемный анализ слов, выполнение заданий из «Лингвистического тренажёра» | Опознавать изученные орфограммы в слове, группировать их, разграничивать написания проверяемых гласных от непроверяемых. Опознавать слова с изученной орфограммой, уметь выбрать правильное написание |
|
|
|
40-41 | Диктант с грамматическим заданием и его анализ | 2 | Контрольный урок | Написание диктанта, выполнение дополнительных грамматических заданий, анализ допущенных ошибок, работа над ошибками | Уметь воспринимать текст на слух, безошибочно его воспроизводить, выполнять дополнительные задания, связанные со значением существительного, морфологическими признаками, синтаксической ролью в предложении |
|
|
|
| Морфология и орфография. Культура речи |
|
|
|
|
|
|
|
| Имя существительное (16 часов: 15+1) |
|
|
|
|
|
|
|
42 | Повторение изученного в 5 классе | 1 | Урок совершенствования ЗУН | Выполнение упражнений различного характера на повторение материала, изученного в 5 классе по теме «Имя существительное» | Знать типы склонений, условия выбора правильного написания падежных окончаний имен существительных, синтаксическую роль в предложении, выразительную роль имен существительных в речи. Уметь распознавать существительные на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли, типичных суффиксов и окончаний. Уметь воспринимать текст на слух, выделять существительные в нем. В художественном тексте узнавать приемы олицетворения, безошибочно писать падежные окончания существительных |
|
|
|
43 | Разносклоняемые существительные | 1 | Изучение нового материала | Словарный диктант, работа по материалу учебника, конструирование предложений | Знать, что существительные на -МЯ и слово ПУТЬ находятся вне склонений; правило склонения существительных на -МЯ. Уметь правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -МЯ, определять род, тип склонений существительных, обосновывать выбор гласной в окончаниях |
|
|
|
44 | Буква Е в суффиксе –ЕН- существительных на –МЯ | 1 | Изучение нового материала | Проверочная работа, выполнение тестовых заданий из «Лингвистического тренажёра», предупредительный диктант | Знать, что существительные на -МЯ и слово ПУТЬ находятся вне склонений; правило склонения существительных на -МЯ. Уметь правильно образовывать формы косвенных падежей существительных на -МЯ, определять род, тип склонений существительных, обосновывать выбор гласной в окончаниях |
|
|
|
45 | Несклоняемые существительные | 1 | Изучение нового материала |
| Знать, что большинство несклоняемых существительных -заимствованные слова, их невозможно разобрать по составу. Уметь правильно употреблять несклоняемые существительные в косвенных падежах |
|
|
|
46 | Род несклоняемых существительных | 1 | Изучение нового материала | Редактирование текста, запись существительных по их толкованию, проверочная работа | Знать способы определения рода несклоняемых существительных. Уметь употреблять в речи несклоняемые существительные; согласовывать прилагательные и глаголы прошедшего времени с несклоняемыми существительными |
|
|
|
47 | Существительные общего рода | 1 | Изучение нового материала | Мини-сочинение с употреблением слов общего рода. Выполнение упражнений из учебника, словарная работа | Знать об именах существительных общего рода. Уметь опознавать их, согласовывать подлежащее — существительное общего рода и сказуемое, употреблять в речи |
|
|
|
48 | Морфологический разбор существительного | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Морфологический разбор имени существительного, лексико- стилистический анализ текста по плану. | Знать морфологические признаки имени существительного, порядок морфологического разбора. Уметь определять морфологические признаки имени существительного; производить его морфологический разбор, употреблять в речи |
|
|
|
49-50 | Не с существительными | 2 | Изучение нового материала | Работа по материалу учебника, объяснительный диктант, выполнение тестовых заданий из лингвистического тренажёра, комплексный анализ текста | Знать условия выбора слитного или раздельного написания НЕ с существительными. Уметь различать приставку, частицу, часть корня НЕ |
|
|
|
51 | Суффиксы –ЧИК- и –ЩИК- | 1 | Изучение нового материала | Словарный, выборочный диктант, словарная работа, конструирование предложений | Знать способ действия при выборе написания в существительных суффиксов -ЧИК- и -ЩИК-. Уметь применять этот способ действия для правильного написания суффиксов -ЧИК и -ЩИК-; отличать слова с суффиксом -ЧИК-, -ЩИК- от сходных с суффиксом -ИК- |
|
|
|
52 | Суффиксы –ЕК- и –ИК- | 1 | Изучение нового материала | Словарный диктант, составление таблицы, просмотр отрывка из мультфильма «Вовка в тридевятом царстве», выполнение упражнений из учебника | Знать способ действия при выборе написания в существительных суффиксов -ЕК-, -ИК-. Уметь применять этот способ действия на практике. Уметь применять этот способ действия на практике, опознавать значение и сферу употребления слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами |
|
|
|
53 | Суффиксы с О и Е после шипящих | 1 | Изучение нового материала |
| Знать условия выбора букв О-Е после шипящих в суффиксах существительных. Уметь выбирать буквы Е-О после шипящих в суффиксах -ОК-, -ЕК-, -ОНОК- и др. Уметь выбирать буквы Е-0 после шипящих в суффиксах -ОК-, -ЕК-, -ОНОК- и др.
|
|
|
|
54-55 | Повторение изученного по теме «имя существительное» | 2 | Обобщение и систематизация ЗУН |
| Знать и уметь различать разносклоняемые, несклоняемые имена существительные, имена существительные общего рода; определять их категории. Знать условия выбора изученных орфограмм; уметь осуществлять правильный выбор. Уметь работать с разными типами словарей, наблюдать за использованием существительных в создании фразеологизмов, метафор, сравнений художественных текстов, уметь анализировать художественный текст, определяя особенности употребления в нем многозначных существительных, слов с переносным значением, синонимов, антонимов, фразеологизмов, поэтических обращений |
|
|
|
56 | Тест | 1 | Контрольный урок |
| Уметь применять полученные знания при выполнении тестовых заданий |
|
|
|
57 | Р/р Текст | 1 |
|
|
|
|
|
|
| Имя прилагательное (21 час: 18+3) |
|
|
|
|
|
|
|
58 | Повторение изученного в 5 классе | 1 | Совершенствование ЗУН | Комплексный анализ текста с попутным повторением изученных тем по теме «Имя прилагательное» | Распознавать имена прилагательные на основе общего грамматического значения, общих признаков, определять роль имен прилагательных в тексте, синтаксическую роль. |
|
|
|
59 | Р/р Описание природы | 1 |
| Подготовка к сочинению: выполнение упражнений, устное сочинение по заданиям упражнения | Знать признаки текста-описания. Уметь строить текст-описание, писать сочинение-описание |
|
|
|
60-61 | Степени сравнения прилагательных | 2 | Изучение нового материала | Работа по материалу учебника, составление таблицы, выполнение тренировочных упражнений. Работа с лингвистическим текстом (пересказать его, использовать свои примеры, выделить новую информацию). Редактирование текста. | Знать способы образования сравнительной степени, уметь образовывать прилагательные в сравнительной степени, находить прилагательные в сравнительной степени в тексте, правильно писать, произносить и уметь употреблять в речи. Знать способы образования превосходной степени, закономерности чередования согласных в корне при образовании форм простой превосходной степени, уметь образовывать прилагательные в превосходной степени, находить их в тексте, правильно писать, произносить и уметь употреблять в речи |
|
|
|
62 | Разряды прилагательных. Качественные прилагательные | 1 | Изучение нового материала | Составление таблицы, работа по материалу учебника, выполнение тренировочных упражнений | Знать о делении прилагательных на три разряда, уметь определять разряды прилагательных, их смысловые и грамматические отличия. Уметь различать прилагательные разных разрядов, правильно их писать и употреблять в речи |
|
|
|
63 | Р/р Выборочное изложение | 1 | Совершенствование ЗУН | Изложение | Знать особенности написания выборочного изложения. Уметь воспринимать текст на слух, выделять главную информацию, определять и формулировать основную мысль текста |
|
|
|
64 | Относительные прилагательные | 1 | Изучение нового материала | Словообразовательная работа, выполнение упражнений из учебника, творческая работа | Знать о делении прилагательных на три разряда, уметь определять разряды прилагательных, их смысловые и грамматические отличия. Уметь различать прилагательные разных разрядов, правильно их писать и употреблять в речи |
|
|
|
65 | Притяжательные прилагательные | 1 | Изучение нового материала | Словообразовательная работа, выполнение упражнений из учебника, творческая работа, распределительный диктант | Знать о делении прилагательных на три разряда, уметь определять разряды прилагательных, их смысловые и грамматические отличия. Уметь различать прилагательные разных разрядов, правильно их писать и употреблять в речи |
|
|
|
66 | Морфологический разбор прилагательных | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Морфологический разбор имени прилагательного, работа с текстом. Ответ на вопрос: какую роль играют прилагательные в описании? | Знать морфологические признаки имени прилагательного, уметь различать постоянные и непостоянные морфологические признаки, определять синтаксическую роль в предложении и тексте |
|
|
|
67 | Контрольная работа по теме «Разряды прилагательных» | 1 | Контрольный урок | Контрольная работа | Уметь применять полученные знания при выполнении грамматических заданий по изученному материалу |
|
|
|
68-69 | Не с прилагательными | 2 | Изучение нового материала | Составление таблицы, выполнение упражнений на применение правила «Слитное и раздельное написание НЕ с прилагательными», объяснительный диктант, проверочная работа | Знать условия выбора написания НЕ с именами прилагательными. Уметь применять правило написания НЕ с именами прилагательными |
|
|
|
70 | Суффиксы с О и Е после шипящих и Ц | 1 | Изучение нового материала | Словарный диктант, работа по перфокартам, выполнение тестовых заданий из лингвистического тренажёра | Знать условия выбора О и Е в суффиксах прилагательных после шипящих и Ц. Уметь сопоставлять правила правописания букв О и Е в корне, суффиксе, окончании имен существительных, прилагательных, опознавать, в какой части слова находится орфограмма |
|
|
|
71 | Суффиксы с Н и НН | 1 | Изучение нового материала | Составление таблицы, выполнение упражнений из учебника, диктант «Проверяю себя», распределительный диктант, работа по перфокартам | Знать условия выбора одной и двух Н в суффиксах прилагательных, понимать значения прилагательных с суффиксами -ОНН-, -ЕНН-. Уметь применять правило на практике, обнаруживать слова с орфограммой, опознавать структуру слова, графически обозначать орфограмму, безошибочно писать. Знать значение и правописание суффиксов -ИН-, -АН-, -ЯН-, уметь применять правило на практике, обнаруживать слова с орфограммой, опознавать структуру слова, графически обозначать орфограмму, безошибочно писать |
|
|
|
72 | Практикум по суффиксам с Н и НН | 1 | Изучение нового материала | Проверочная работа, работа по перфокартам, выполнение заданий из «Лингвистического тренажёра» | Уметь применять правило на практике, обнаруживать слова с орфограммой, опознавать структуру слова, графически обозначать орфограмму, безошибочно писать. |
|
|
|
73 | Р/р Устное и письменное описание | 1 | Изучение нового материала | Устное сочинение-описание, написание сочинения | Совершенствовать навыки анализа текста |
|
|
|
74 | Суффиксы -К- и -СК- | 1 | Изучение нового материала | Осложненное списывание, морфемный и словообразовательный анализ, объяснительный диктант | Знать способ образования качественных прилагательных при помощи -К-, относительных прилагательных при помощи суффикса -СК- .Уметь различать на письме суффиксы -К- и -СК-, понимать закономерности образования прилагательных, фонетические процессы, происходящие в прилагательном на стыке корня и суффикса |
|
|
|
75 | Написание сложных прилагательных | 1 | Изучение нового материала | Работа по материалу учебника, выполнение тренировочных упражнений, предупредительный диктант, словообразовательная работа | Знать условия употребления дефиса в сложных прилагательных, различение слитного и раздельного написания слов. Уметь правильно писать сложные прилагательные, сопоставлять способы образования сложных прилагательных со способами образования сложных существительных |
|
|
|
76 | Практикум по сложным прилагательным | 1 | Изучение нового материала | Предупредительный диктант, словарная работа, комментированное письмо, проверочная работа | Уметь правильно писать сложные прилагательные |
|
|
|
77 | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное» | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Работа по контрольным вопросам и заданиям, выполнение упражнений, тест | Уметь различать способы словообразования прилагательных, безошибочно писать слова, в которых есть изученные орфограммы, употреблять в разных формах прилагательные в речи, согласуя их с существительными, определять синтаксическую роль полных и кратких прилагательных, проводить элементарный анализ художественного текста, определять особенности употребления в нем многозначных прилагательных, переносного значения слов, синонимов, антонимов, использовать прилагательные в роли эпитетов |
|
|
|
78 | Диктант | 1 | Контрольный урок | Диктант | Уметь безошибочно писать текст, воспринятый на слух |
|
|
|
| Имя числительное (12 часов) |
|
|
|
|
|
|
|
79 | Числительное как часть речи | 1 | Изучение нового материала | Работа по учебнику, реализация домашнего задания, просмотр презентации, наблюдение за частотностью употребления числительных в речи | Понимать, что числительное входит в группу именных частей речи. Знать общее значение числительного, морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении. Уметь отличать числительные от других частей речи с числовым значением, находить их в тексте, правильно произносить в соответствии с нормами орфоэпии |
|
|
|
80 | Простые и составные числительные | 1 | Изучение нового материала | Осложненное списывание, составление таблицы. | Знать признаки простых и составных числительных. Уметь различать простые и составные числительные, видеть составные числительные, уметь сочетать их с существительными, употреблять в косвенных падежах |
|
|
|
81 | Числительные с Ь в середине на конце | 1 | Изучение нового материала | Работа по таблице, склонение имён числительных, работа по развитию речи, выполнение упражнений | Знать условия употребления мягкого знака на конце и в середине числительных. Уметь применять правило при написании числительных |
|
|
|
82 | Разряды количественных числительных. Целые числа | 1 | Изучение нового материала | Самостоятельное изучение теоретического материала, работа по составлению таблицы, склонение числительных, выборочный, контрольное списывание | Знать признаки количественных числительных. Уметь различать количественные числительные по разрядам, отличать их от порядковых. Знать особенности склонения количественных числительных |
|
|
|
83 | Практикум по целым числам | 1 | Комбинированный урок | Практическая работа, склонение числительных, словарная работа, проверочная работа | Знать особенности склонения количественных числительных, применять полученные знания на практике |
|
|
|
84 | Дробные числительные | 1 | Изучение нового материала | Выполнение заданий и упражнений, чтение вслух, составление рассказа, словарная работа | Знать особенности склонения дробных числительных, уметь предупреждать и исправлять орфографические и речевые ошибки |
|
|
|
85 | Собирательные числительные | 1 | Изучение нового материала | Анализ поэтического текста, выполнение заданий и упражнений, чтение вслух, занимательное задание по лингвистике | Знать особенности употребления и склонения собирательных числительных, развивать навыки монологической речи |
|
|
|
86 | Порядковые числительные | 1 | Изучение нового материала | Самостоятельное изучение теоретического материала, синтаксический разбор, образование порядковых числительных от количественных, составление объявлений | Знать признаки порядковых числительных, правила согласования их с существительными. Уметь разграничивать порядковые и количественные числительные, правильно согласовывать их с существительными, употреблять в речи |
|
|
|
87 | Употребление числительных в речи | 1 | Изучение нового материала | Выполнение заданий и упражнений | Уметь правильно использовать в речи формы числительных, развивать навыки монологической речи |
|
|
|
88 | Морфологический разбор числительных | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Морфологический разбор числительных, осложненное списывание, запись цифр словами | Знать морфологические признаки и порядок морфологического разбора имени числительного. Уметь производить морфологический разбор числительного |
|
|
|
89 | Повторение по теме «Имя числительное» | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Тест, устное сообщение о разрядах числительных по значению и по составу на основе таблицы, выполнение упражнений на закрепление | Знать разряды числительных, особенности склонения, правописания. Уметь грамотно писать, соблюдать нормы произношения и употреблять, анализируя синтаксическую роль, числительные разных разрядов, правильно строить словосочетания типа «пара носков», «пара чулок» и т.п. |
|
|
|
90 | Тест по теме «Имя числительное» | 1 | Контрольный урок | Тест | Уметь применять полученные знания при выполнении тестовых заданий |
|
|
|
| Местоимение (17 часов: 14+3) |
|
|
|
|
|
|
|
91 | Местоимение как часть речи | 1 | Изучение нового материала | Наблюдение над текстом, замена местоимений существительными. Редактирование текста | Знать особенности местоимения как части речи, особенности лексико-грамматического значения, роль местоимения как средства связи предложений в тексте, синтаксическую функцию местоимения; находить местоимения в тексте, правильно их употреблять |
|
|
|
92 | Личные местоимения | 1 | Комбинированный урок | Беседа, выполнение упражнений, словарная работа, выборочный диктант, исправление речевых ошибок | Знать признаки и особенности склонения личных местоимений |
|
|
|
93 | Возвратное местоимение СЕБЯ | 1 | Изучение нового материала | Выполнение заданий и упражнений, исправление речевых ошибок. Осложненное списывание | Знать особенности склонения местоимения СЕБЯ, лексическое значение. Уметь правильно употреблять местоимение СЕБЯ в нужной форме |
|
|
|
94 | Р/р Сочинение | 1 |
| Беседа, устные рассказы, написание рассказа по рисункам | Уметь строить высказывание повествовательного характера на основе сюжета, соблюдать композицию рассказа, связность и последовательность изложения мысли, использовать средства связи и выразительности |
|
|
|
95 | Вопросительные местоимения | 1 | Изучение нового материала | Выполнение заданий и упражнений, орфоэпическая работа, лингвистический разбор | Знать назначение вопросительных местоимений; особенности их склонения. Уметь употреблять вопросительные местоимения в речи с учетом их склонения; интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоимениями |
|
|
|
96 | Относительные местоимения | 1 | Изучение нового материала | Выполнение заданий и упражнений, работа по предупреждению речевых ошибок, словарная работа | Знать назначение относительных местоимений, особенности их склонения, опознавать в тексте, различать относительные местоимения в сложном предложении; уметь употреблять относительные местоимения в речи с учетом их склонения; различать вопросительные и относительные местоимения |
|
|
|
97 | Неопределённые местоимения | 1 | Изучение нового материала | Самостоятельное изучение теоретического материала, выполнение заданий и упражнений, работа по предупреждению речевых ошибок, лингвистический разбор | Знать признаки неопределенных местоимений, способы образования, правила написания. Уметь находить неопределенные местоимения в тексте, правильно писать их. Уметь находить в тексте и правильно писать неопределенные местоимения, объяснять их синтаксическую роль в предложении, условия выбора дефисного написания и написания с НЕ |
|
|
|
98-99 | Отрицательные местоимения | 2 | Изучение нового материала | Эвристическая беседа, выполнение заданий и упражнений, конструирование предложений, самостоятельные наблюдения | Знать, как образуются отрицательные местоимения, как изменяются. Уметь находить отрицательные местоимения в тексте, образовывать их; правильно писать приставки НЕ- и НИ- в отрицательных местоимениях |
|
|
|
100 | Притяжательные местоимения | 1 | Изучение нового материала | Выполнение заданий и упражнений, работа по предупреждению речевых ошибок | Знать признаки притяжательных местоимений, различия личных и притяжательных местоимений. Уметь склонять притяжательные местоимения, отличать их от личных, употреблять личные местоимения в значении притяжательных |
|
|
|
101 | Р/р Рассуждение | 1 | Комбинированный урок по развитию речи | Рассказ по воображению. Рассказ от лица животного | Уметь составлять рассказ по воображению, соблюдать композицию повествования, уметь развить сюжет, использовать изобразительно-выразительные средства языка |
|
|
|
102 | Указательные местоимения | 1 | Изучение нового материала | Беседа по вопросам, выполнение заданий и упражнений, работа по предупреждению речевых ошибок, словарная работа | Знать значение указательных местоимений. Уметь находить указательные местоимения в тексте; использовать их как средство связи в предложении |
|
|
|
103 | Определительные местоимения | 1 | Изучение нового материала | Выполнение заданий и упражнений, орфоэпическая работа | Знать значение определительных местоимений, особенности изменения местоимений каждый, всякий, сам, самый; уметь находить определительные местоимения в тексте; использовать их в речи |
|
|
|
104 | Морфологический разбор местоимений | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Самостоятельное изучение материала, морфологический разбор, выполнение заданий и упражнений | Знать морфологические признаки, порядок морфологического разбора местоимений. Уметь определять морфологические признаки местоимений, производить их морфологический разбор, безошибочно писать местоимения, распознавать их и определять разряд |
|
|
|
105 | Р/р Сочинение-рассуждение | 1 | Урок по развитию речи | Беседа, устные рассказы, написание сочинения | Уметь составлять рассказ по воображению, соблюдать композицию повествования, уметь развить сюжет, использовать изобразительно-выразительные средства языка |
|
|
|
106 | Повторение изученного материала по теме «Местоимение» | 1 | Обобщение и систематизация ЗУН | Выполнение заданий и упражнений, развёрнутые ответы на вопросы, словарный диктант | Знать морфологические признаки, порядок морфологического разбора местоимений. Уметь определять морфологические признаки, производить морфологический разбор местоимений, безошибочно писать местоимения, распознавать их и определять разряд, различать приставки НЕ-/НИ- в отрицательных местоимениях, употреблять местоимения в соответствии с литературной нормой, использовать относительные местоимения как средство синтаксической связи в сложноподчиненном предложении, осуществлять синонимичную замену местоимений разных разрядов, использовать местоимение как средство связи предложений и абзацев текста
|
|
|
|
107 | Тест по теме «Местоимение» | 1 | Контрольный урок | Тест | Уметь применять полученные знания при выполнении тестовых заданий |
|
|
|
| Глагол (19 часов: 17+2) |
|
|
|
|
|
|
|
108 | Повторение изученного в 5 классе | 1 |
| Повторение, беседа, выполнение заданий и упражнений, словарная работа | Знать морфологические признаки глаголов; синтаксическую роль в предложении; условия выбора гласной в безударных личных окончаниях глагола, гласной перед суффиксом -Л- в глаголах прошедшего времени, правило написания НЕ с глаголами. Уметь применять правила правописания -ТСЯ и -ТЬСЯ в глаголах, опознавать глаголы в тексте, безошибочно писать |
|
|
|
109 | Повторение: образование глаголов | 1 |
| Повторение, беседа, выполнение заданий и упражнений, словарная работа | Знать основные способы образования глаголов |
|
|
|
110 | Разноспрягаемые глаголы | 1 |
| Повторение, беседа, выполнение заданий и упражнений, словарная работа | Знать определение разноспрягаемых глаголов. Уметь отличать разноспрягаемые глаголы от остальных, правильно определять окончания разноспрягаемых глаголов, употреблять их, соблюдая нормы, выявлять фонетическое явление: чередование Ч/Ж при изменении разноспрягаемого глагола |
|
|
|
111 | Переходные и непереходные глаголы | 1 |
| Самостоятельные наблюдения учащихся, выполнение заданий и упражнений, словарная работа | Знать определение переходных и непереходных глаголов, как образуются возвратные глаголы. Уметь различать переходные и непереходные глаголы |
|
|
|
112 | Практикум по переходным и непереходным глаголам | 1 |
| Самостоятельные наблюдения учащихся, выполнение заданий и упражнений, работа по предупреждению речевых ошибок | Знать определение переходных и непереходных глаголов, как образуются возвратные глаголы. Уметь различать переходные и непереходные глаголы |
|
|
|
113 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение | 1 |
| Подготовленный диктант, выполнение заданий и упражнений | Различать наклонения глагола, знать, как изменяются глаголы в изъявительном наклонении, что они обозначают; уметь определять время глагола изъявительного наклонения, правильно употреблять и писать глаголы в изъявительном наклонении |
|
|
|
114 | Р/р Устное изложение | 1 |
| Изложение на основе текста учебника | Знать строение текста-повествования, способы развития основной мысли, передачи последовательности действий, уметь использовать в повествовании глагол и его формы |
|
|
|
115 | Условное наклонение | 1 |
| Беседа, выполнение упражнений и творческого задания | Знать, что обозначают глаголы условного наклонения, уметь находить их в тексте. Знать как образуются формы условного наклонения, различать формы условного и изъявительного наклонения |
|
|
|
116-117 | Повелительное наклонение | 2 |
| Беседа, выразительное чтение, самостоятельное изучение теоретического материала, выполнение заданий и упражнений, словарная работа | Знать, что обозначают глаголы повелительного наклонения, как образуются формы повелительного наклонения, уметь находить глаголы в повелительном наклонении, различать формы условного, повелительного и изъявительного наклонения, правильно использовать в речи |
|
|
|
118 | Практикум по наклонениям глагола | 1 |
| Беседа, выразительное чтение, выполнение упражнений, словарная работа, орфоэпическая работа | Уметь употреблять разные формы глагола в речи, анализировать текст, определяя значение глаголов в тексте |
|
|
|
119 | Диктант | 1 |
| Диктант |
|
|
|
|
120 | Безличные глаголы | 1 |
| Выполнение заданий и упражнений, самостоятельные наблюдения, элементы сравнительного анализа | Знать понятие безличные глаголы, их лексическое значение формы употребления, уметь отличать безличные глаголы от личных, употреблять безличные глаголы в речи |
|
|
|
121 | Морфологический разбор глагола | 1 |
| Морфологический разбор глаголов, комплексный анализ текста | Уметь определять глагол по его морфологическим признакам |
|
|
|
122 | Р/р Рассказ | 1 |
| Беседа, обсуждение плана рассказа, устные рассказы, написание сочинения |
|
|
|
|
123-124 | Гласные в суффиксах глаголов | 2 |
| Беседа, орфоэпическая работа, выполнение заданий и упражнений | Знать способ действия при выборе гласных в суффиксах глаголов и владеть им |
|
|
|
125 | Повторение изученного по теме «Глагол» | 1 |
| Развёрнутые ответы на вопросы, выполнений упражнений, словарная работа | Уметь опознавать глаголы на основе общего значения, морфологических признаков, синтаксической роли и типичных суффиксов и окончаний, различать однокоренные глаголы и правильно употреблять их в речи, уметь определять спряжение глаголов, выбирать гласную в личных окончаниях, характеризовать языковые признаки глаголов на основе анализа морфемной модели, определять значение приставок в глаголах, правильно строить и употреблять словосочетания с глаголами и словами, обозначающими оценку действия |
|
|
|
126 | Контрольная работа | 1 | Контрольный урок | Контрольная работа | Уметь применять полученные знания при выполнении заданий по теме «Глагол» |
|
|
|
| Повторение и систематизация изученного в 5-6 классах (8часов) |
|
|
|
|
|
|
|
127 | Орфоэпия и орфография | 1 | Урок повторения и систематизации ЗУН |
|
|
|
|
|
128 | Пунктуация | 1 | Урок повторения и систематизации ЗУН |
|
|
|
|
|
129 | Лексика и фразеология | 1 | Урок повторения и систематизации ЗУН |
|
|
|
|
|
130 | Словообразование | 1 | Урок повторения и систематизации ЗУН |
|
|
|
|
|
131 | Морфология | 1 | Урок повторения и систематизации ЗУН |
|
|
|
|
|
132 | Контрольный диктант с грамматическим заданием | 1 | Контрольный урок |
|
|
|
|
|
133 | Работа над ошибками | 1 |
|
|
|
|
|
|
134 | Подведение итогов года | 1 |
|
|
|
|
|
|
135-140 | Резервные уроки (6часов) | 6 |
|
|
|
|
|
|