Муниципальное общеобразовательное учреждение

основная образовательная школа №127

Советского района г. Волгограда

Конспект урока

по русскому языку во 2 классе

«Признаки текста»

провела: Куликова Людмила Николаевна,

учитель начальных классов

Волгоград 2014

Тема урока: Признаки текста.

Цели: Познакомить с главными признаками текста.

Помочь в определении главных отличий текста от предложений.

Развивать речь учащихся, навык правописания словарных слов.

Воспитывать активную личность.

Ход урока

I. Организационный момент.

— Все встали.

— На наш урок пришли гости. Поздороваемся с ними. Тихо садитесь.

— Ребята! Готовы к уроку? (Да!)

На вас надеюсь я, друзья!

Мы хороший дружный класс.

Всё получится у нас!

— Я думаю, что урок получится интересным и познавательным. А для этого нужно быть

внимательным и старательным.

II. Введение в тему.

-Ребята, откройте свои тетради, запишите число. Сегодня 23 сентября.

В классе.

— Записали? Приготовьтесь к словарному диктанту.

1. Картинный диктант.

Я вам показываю картинку. Вы записываете слово и подчёркиваете в нём

опасное место.

— Читаем слова по слогам. Какая гласная требует запоминания в 1-ом слове, во 2-ом…

У кого в слове ошибка, исправляем.

— Запомните написание этих слов.

— К какой тематической группе можно отнести наш набор слов?

(К группе «Овощи»).

— На дворе осень. Пора собирать овощи.

— А куда можно собрать все овощи? (В ведро, ящик…).

А назовите такой плетёный предмет, с чем ходят по грибы-ягоды? (корзинка).

— Ещё одно слово вам для запоминания. Где в этом слове опасное место?

— Произнесём слово по слогам и запомним его написание

— А сейчас пора провести зарядку.

Физминутка.

Мы пойдём в огород, (шагать на месте)

Много там всего растёт: (развести руки в стороны)

Огурцы сорвём мы с грядки, (срывать воображаемые огурцы)

Помидоры с кожей гладкой, (кистями рук обрисовать круглую, шарообразную форму)

Толстая репка (поставить руки на пояс)

Засела в землю крепко. (покачаться из стороны в сторону)

Дёргай, дёргай из земли (изображать как будто дёргаем из земли)

Всё собрали, посмотри. (развести руки в стороны)

3. Работа по учебнику.

— Сейчас мы обратимся к учебнику и проверим себя: всё ли мы узнали о тексте.

-Откроем учебник на странице 21.

-Рассмотрим центральный кадр диафильма.

— Прочитайте слова, которые держат наши герои.

— К чему эти слова относятся? К стихотворению? (да.)

К рассказу? (да.)

-Как называется раздел? (текст).

— Давайте подумаем, почему же и стихотворения, и рассказы, прочитанные в

«Капельках Солнца» являются текстами? ( Много предложений, есть названия,

главная мысль).

— Вы научились отличать предложения от набора слов.

4. Сообщение темы и цели урока

А чему мы будем учиться сегодня на уроке ?

-Отличать текст от набора предложений.

5. Работа по новому материалу.

— Работаем по упражнению 29 с. 21

— Прочитайте 1-ю запись.

— О ком это предложения? (об обезьяне, медвежатах, о солнышке).

— Сколько картинок можно нарисовать? (5.)

— Читаем 2-ю запись.

— Сколько здесь предложений (5.)

— Связаны ли по смыслу между собой предложения?

— Чем похожи эти две записи? (в 1-ой записи и во 2-ой – предложения).

— Чем отличаются?. (Во 2-ой записи есть заглавие, говорится про одну обезьянку –

есть смысл).

— Так что же такое текст?

-Читаем запись на доске:

Текст –группа предложений, связанных по смыслу, объединённых темой,

основной мыслью.

Тема – это то, о чём говорится в тексте;

Основная мысль –это самое важное, о чём нам говорит текст.

У меня в руках кусочек ткани и лист с напечатанным текстом.

— Как вы думаете, что общего между этими предметами? (не знаем.)

— В тексте все слова и предложения, как нити связаны в единое целое.

Если из ткани удалить основную нить, она может рассыпаться. Так и текст не

может существовать без основной мысли.

IV. Первичное закрепление.

1. Работа по учебнику.

— Выполним упражнение 30 на с.22

— Прочитаем. Это текст? Или отдельные предложения? Докажите?

— Послушайте, как будет звучать эта сказка теперь. (зачитываю предложения в

произвольном порядке).

— Я прочитала текст? (нет).

— Но я же читала эти же предложения? (в другом порядке.)

— Что ещё можно сказать про предложения в тексте? (что они должны быть

записаны в строгом порядке).

2. Работа в тетради.

-Выполните задание к упражнению

Какие слова написаны с большой буквы?

-Спишите выделенные слова, подчеркните опасные места.

V. Итог урока.

-Как вы поняли, что такое текст?

-Спасибо за урок.

На уроке хорошо работали…

VI. Домашнее задание по напечатанным листам.

— Дома выберите из предложенных вариантов только тот, где, по вашему мнению

текст. Его прочитаете, запишите в тетрадь.

Список использованной литературы

Используемые источники:

1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В

Русский язык. Учебник для 2-го класса. Изд. 5-е, перераб. – М. : Баласс, 2013. (Образовательная система «Школа 2100». Серия «Свободный ум»)

2. Бунеева Е.В., Яковлева М.А.

Русский язык.2-й класс. Методические рекомендации для учителя.

Заглавие текста. Яковлева М. А. Львова С.И.,

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here