МУНИЦИПАЛЬНОЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЛЯМБИРСКАЯ СОШ № 1»
Разработка открытого урока русского языка
в 5б классе
Согласные
твердые и мягкие
Разработала и провела учитель
русского языка и литературы
Назарова Галия Камилевна
2015г.
Тема урока: Согласные твердые и мягкие.
Цель урока: повторить сведения о фонетике, полученные в начальной школе;
развивать навык характеристики согласных звуков по твердости-
мягкости, закрепить умение строить текст;
развивать речь обучающихся;
воспитывать любовь к матери.
Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ
Оборудование: слайдовая презентация урока, таблички, учебник.
ХОД УРОКА:
I. Организационный момент.
СЛАЙД № 1
II. Повторение пройденного материала. Вопросно-ответная беседа.
1) Что изучается в фонетике?
2) Что изучается в графике?
3) Сколько в русском языке букв?
4) Сколько в русском языке звуков?
5) На какие 2 группы делятся звуки?
6) Какими бывают гласные?
7) Какими бывают согласные?
8) Чем отличаются буквы и звуки?
9) Чем отличаются буквы Ъ и Ь от других букв?
10) Какие изменения, происходящие со звуками, мы изучали
на предыдущем уроке?
(позиционные чередования звуков)
СЛАЙД № 2
СЛАЙД № 3
III. Поэтическая минутка.
СЛАЙД № 4
Если слышишь парный звук, будь внимателен, мой друг,
парный сразу проверяй, слово смело изменяй:
«зуб» на «зубы», «лед» на «льды» — будешь грамотным и ты.
— Где растет морковь? — На грядках.
— Буквы пишут где? — В тетрадках.
— Чистим что мы? — Зубки.
— Надеваем в холод? — Шубки.
— Любим все? — Снежки, салазки.
— А читаем часто? — Сказки.
Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй!
— Грядка. Нет чего? — Нет гряДок.
— А тетрадка? — Нет тетраДок.
— Зубки! — Изменили – зуБы.
— Шубки! — Проверяем – шуБы.
Ждем снеЖинок и салаЗок. И побольше чудных скаЗок.
IV. Игра «Невидимка».
-А теперь, ребята, давайте поиграем. На доске слова, внутри которых «прячутся» другие слова. Кстати, есть там такое, внутри которого прячутся два разных слова. Вам необходимо, убрав по одной букве, отыскать слова-невидимки. (Обучающиеся находят и записывают слова лень, наряд, кран, лещ, рад, мел, ель, мех)
СЛАЙД № 5
— Видите, ребята, изменение одного только звука полностью меняет лексическое значение слова. А слова «мел» и «мель» различаются только тем, твердым или мягким звуком оканчивается слово. Именно об этом сегодня мы и будем говорить. Записывайте тему сегодняшнего урока.
СЛАЙД № 6
V. Введение нового материала.
1. Наблюдение за словами.
СЛАЙД № 7
-Обратите внимание, ребята, как мягкий знак изменяет слово и его лексическое значение. Меняется звуковой состав слова. Эти примеры наглядно показывают, какое значение имеют твердые и мягкие звуки. Практически все слова русского языка имеют пару по твердости-мягкости. Но есть и такие, которые не могут образовать такой пары. Это согласные [ж], [ш], [ц] – они не могут образовать мягкой пары; и [ч’], [щ’], [й’] – они не могут образовать твердой пары.
2. Работа по таблице.
СЛАЙД № 8
(Обучающиеся записывают согласные звуки в тетрадки).
3. Работа с учебником. Чтение теоретической части учебника (стр. 107-108).
4. Наблюдение за словами и звуковым составом.
СЛАЙД № 9
5. Физминутка.
VI. Закрепление материала.
1. Выполнение упражнений 270, 274 (устно), 271 (письменно).
2. Игра «Превращения».
СЛАЙД № 10
3. Развитие речи. Создание текста.
СЛАЙД № 11
— Посмотрите на экран. Что нужно сделать, чтобы набор слов стал текстом?
(Ребята создают свои тексты, затем проверяют по следующему слайду).
СЛАЙД № 12
VII. Музыкальная минутка. Исполнение «Гимна гласным и согласным».
СЛАЙД № 13
VIII. Домашнее задание.
СЛАЙД № 14
IX. Итоги урока.