МУНИЦИПАЛЬНОЕ СРЕДНЕЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЛЯМБИРСКАЯ СОШ № 1»

Разработка открытого урока русского языка

в 5б классе

Согласные

твердые и мягкие

Разработала и провела учитель

русского языка и литературы

Назарова Галия Камилевна

2015г.

Тема урока: Согласные твердые и мягкие.

Цель урока: повторить сведения о фонетике, полученные в начальной школе;

развивать навык характеристики согласных звуков по твердости-

мягкости, закрепить умение строить текст;

развивать речь обучающихся;

воспитывать любовь к матери.

Тип урока: комбинированный урок с использованием ИКТ

Оборудование: слайдовая презентация урока, таблички, учебник.

ХОД УРОКА:

I. Организационный момент.

СЛАЙД № 1

II. Повторение пройденного материала. Вопросно-ответная беседа.

1) Что изучается в фонетике?

2) Что изучается в графике?

3) Сколько в русском языке букв?

4) Сколько в русском языке звуков?

5) На какие 2 группы делятся звуки?

6) Какими бывают гласные?

7) Какими бывают согласные?

8) Чем отличаются буквы и звуки?

9) Чем отличаются буквы Ъ и Ь от других букв?

10) Какие изменения, происходящие со звуками, мы изучали

на предыдущем уроке?

(позиционные чередования звуков)

СЛАЙД № 2

СЛАЙД № 3

III. Поэтическая минутка.

СЛАЙД № 4

Если слышишь парный звук, будь внимателен, мой друг,

парный сразу проверяй, слово смело изменяй:

«зуб» на «зубы», «лед» на «льды» — будешь грамотным и ты.

— Где растет морковь? — На грядках.

— Буквы пишут где? — В тетрадках.

— Чистим что мы? — Зубки.

— Надеваем в холод? — Шубки.

— Любим все? — Снежки, салазки.

— А читаем часто? — Сказки.

Звук согласный проверяй, рядом гласный подставляй!

— Грядка. Нет чего? — Нет гряДок.

— А тетрадка? — Нет тетраДок.

— Зубки! — Изменили – зуБы.

— Шубки! — Проверяем – шуБы.

Ждем снеЖинок и салаЗок. И побольше чудных скаЗок.

IV. Игра «Невидимка».

-А теперь, ребята, давайте поиграем. На доске слова, внутри которых «прячутся» другие слова. Кстати, есть там такое, внутри которого прячутся два разных слова. Вам необходимо, убрав по одной букве, отыскать слова-невидимки. (Обучающиеся находят и записывают слова лень, наряд, кран, лещ, рад, мел, ель, мех)

СЛАЙД № 5

— Видите, ребята, изменение одного только звука полностью меняет лексическое значение слова. А слова «мел» и «мель» различаются только тем, твердым или мягким звуком оканчивается слово. Именно об этом сегодня мы и будем говорить. Записывайте тему сегодняшнего урока.

СЛАЙД № 6

V. Введение нового материала.

1. Наблюдение за словами.

СЛАЙД № 7

-Обратите внимание, ребята, как мягкий знак изменяет слово и его лексическое значение. Меняется звуковой состав слова. Эти примеры наглядно показывают, какое значение имеют твердые и мягкие звуки. Практически все слова русского языка имеют пару по твердости-мягкости. Но есть и такие, которые не могут образовать такой пары. Это согласные [ж], [ш], [ц] – они не могут образовать мягкой пары; и [ч’], [щ’], [й’] – они не могут образовать твердой пары.

2. Работа по таблице.

СЛАЙД № 8

(Обучающиеся записывают согласные звуки в тетрадки).

3. Работа с учебником. Чтение теоретической части учебника (стр. 107-108).

4. Наблюдение за словами и звуковым составом.

СЛАЙД № 9

5. Физминутка.

VI. Закрепление материала.

1. Выполнение упражнений 270, 274 (устно), 271 (письменно).

2. Игра «Превращения».

СЛАЙД № 10

3. Развитие речи. Создание текста.

СЛАЙД № 11

— Посмотрите на экран. Что нужно сделать, чтобы набор слов стал текстом?

(Ребята создают свои тексты, затем проверяют по следующему слайду).

СЛАЙД № 12

VII. Музыкальная минутка. Исполнение «Гимна гласным и согласным».

СЛАЙД № 13

VIII. Домашнее задание.

СЛАЙД № 14

IX. Итоги урока.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here