Открытый урок по русскому языку для 5 класса

Предмет (или должность) русский язык

Класс 5

Тема урока: повторение по теме «Лексика»

Цели урока: 1. Повторить теоретические сведения по теме «Лексика».

2. Закрепить полученные знания.

3. Отработать навыки употребления в речи слов разных групп лексики.

4. Развивать творческие способности учащихся.

Тип урока: обобщения и систематизации знаний и способов деятельности

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: раздаточный материал, компьютерная презентация.

1. Организационный момент

Цель: создать условия для обеспечения нормальной внешней обстановки для работы на учебном занятии; психологической подготовки учащихся к общению на учебном занятии.

Ожидаемый результат: организация внимания учеников.

Методы: метод стимулирования интереса к учению (создание эмоционально-нравственной ситуации)

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Приветствие учащихся.

Приветственное слово учителя:

Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть и сотрудничать сегодня на уроке. Улыбнитесь друг другу. Подарите улыбку и мне. Спасибо. Улыбка располагает к приятному общению. Садитесь.

2. Этап актуализации знаний

Цели: создать условия для обеспечения мотивации учения школьников;

обеспечения включения школьников в совместную деятельность по определению целей учебного занятия.

Ожидаемый результат: готовность учащихся к активной учебной деятельности;

формулирование целей учебного занятия совместно с учащимися;

понимание учащимися социальной, практической и личностной значимости изучаемого материала.

Методы и формы: постановки вопросов, целеполагание, самостоятельное формулирование цели, проблемное задание.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечания

Слушают стихотворение, стараются понять его смысл

Высказывают своё мнение по поводу смысла стихотворения.

Отвечают на поставленные вопросы, называют изученные лексические понятия.

Формулируют тему и цели урока.

Делают записи в тетрадях.

Сегодня у нас последний урок большой темы, которой мы посвятили несколько занятий. И хочу я его начать со стихотворения Вадима Шефнера «Слова» (слайд 1):

Много слов на Земле. Есть дневные слова,-

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днем

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд.

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести…

В. Шефнер

— Как вы думаете, в чем заключается важность такой многоликой единицы, как слово?

(Слово может всё: обидеть, оскорбить, нанести душевную травму,

которая тяжелее любой физической боли. И, наоборот, добрая сила слова облегчает страдания, восстанавливает спокойствие, поднимает настроение)

— А что помогает человеку в общении с другими людьми? (его словарный запас)

— Какое название он имеет в русском языке? (лексикон)

— А какой раздел науки о языке помогает нам в использовании тех или иных слов? (лексика)

— Слово – это многоликая единица языка, которая включает в себя множество значений и свойств, вспомнить которые поможет схема. (слайд 2).

— О каких лексических понятиях сообщает схема?

— А сейчас, я бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему урока и его цель. (слайды 3-4)

— Откройте тетради и запишите дату, вид работы и тему урока.

3. Этап обобщения и систематизации знаний

Цели: создать условия для обеспечения формирования целостной системы ведущих знаний учащихся;

обеспечения установления учащимисяся внутрипредметных и межпредметных знаний;

обеспечения формирования у школьников обобщенных понятий

Ожидаемый результат: активная и продуктивная деятельность учащихся по включению части в целое, классификации и систематизации знаний;

Выявление учащимися внутрипредметных и межпредметных связей;

Выделение мировоззренческих идей

Методы и формы работы: инсценирование, взаимопроверка, работа со словарём, загадки, самостоятельная работа, самопроверка, проблемное задание, тестирование

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Инсценируют стихотворение

Определяют уровень словарного запаса человека.

Знакомятся с видами словарей, определяют их назначение.

Самостоятельная работа.

Выполняют взаимопроверку, оценивают друг друга.

Дают определения лексических понятий.

Определяют лексическое значение слова в определённом контексте.

Выполняют самопроверку.

Определяют название сказки, откуда взят отрывок.

Определяют роль синонимов в речи.

Подбирают синонимический ряд к слову «ребёнок»

Проводят физминутку.

Дают определение переносному значению слова.

Подбирают к словам в переносном значении соответствующие слова в прямом значении.

Называют художественные приёмы, основанные на переносном значении.

Отгадывают загадки, определяют, какое явление лежит в их основе.

Дают определение омонимам.

Инсценируют отрывок.

Решают проблемное задание.

Решают проблемное задание.

Дают определение фразеологизмам.

Отгадывают фразеологические загадки.

Называют фразеологизмы и дают им толкование.

Выполняют тестовое задание.

1) Словарный запас языка. Словари.

— Если у человека богатый лексикон, то с ним интересно общаться, ведь он знает много слов. Но часто бывает и так, как в стихотворении А. Барто (инсценирование стихотворения 2 учениками)

Заранее, заранее все было решено:

У школьников собрание, потом у них кино.

Домой придет мой старший брат, он мне расскажет все подряд,

Он объяснит мне, что к чему,

А я большая, я пойму.

И вот он начал свой рассказ:

— Они ползут, а я им – раз!

А тут как раз она ползла.

А он как даст ему со зла!

Они ей – раз! Она им – раз!

Но тут как раз ее он спас,

Он был с ней заодно…

Ух, сильное кино!

Нет, видно, я еще мала:

Я ничего не поняла!

— А вы поняли, что хотел сказать мальчик? Я- нет.

— Что можно сказать о лексиконе мальчика? (бедный, т.е. у героя очень маленький словарный запас).

— А сколько, по-вашему, слов в русском языке? Где об этом можно узнать? (в словарях)

— Количество слов в русском языке постоянно меняется, поэтому назвать точное количество слов невозможно. «Собраны» слова в словарях (слайд 5). Самый большой 12-томный «Словарь современного русского литературного языка» насчитывает более 120 000 слов. (показать словарь). В нашем современном русском языке их еще больше! При этом количество слов постоянно меняется.

2) Лексическое значение слова.

— Ребята, а какие еще словари вам известны? (слайды 6-7, выставка словарей)

— Для чего нам нужен «Толковый словарь»? (узнать лексическое значение слова).

— Что такое лексическое значение слова? (его смысл).

— Прочитайте данные словосочетания. (слайд 8 + доска)

Сп…сать текст — не сп…шить при чтении, зап… вать песню — зап…вать водой, скр…пить листочки — скр… петь от ветра, пос…деть от горя — пос…деть на скамейке.

— А теперь спишите, вставьте пропущенные буквы ( 1 человек работает у доски).

— Обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку вместе с нами.

Вопросы ученику, выполнявшему задание у доски:

— В какой части слова пропущена орфограмма? (в корне).

— Объясните написание слов.

— Что вы учитывали при подборе проверочных слов? (лексическое значение слова)

— Кто выполнил задание на «5»? на «4»? на «3»?

3) Однозначные и многозначные слова

-Скажите, а сколько лексических значений может иметь слово? (одно или несколько)

— Как называются слова, которые имеют одно лексическое значение? (однозначные)

— Какие слова называются многозначными?

-Давайте вернемся к стихотворению Шефнера (слайд 9). В каком значении в нём употреблено слово Земля? (планета)

— Какие еще значения может иметь это слово? (почва, суша, Родина, территория)

— Запишите в тетради под цифрами, какие значения имеет это слово в данных предложениях (слайд 10), можете пользоваться «Толковым словарём».

1. Шел, шел долговяз, в сыру землю увяз. (почва)

2. Мать с младенцем спасена, землю чувствует она. (суша)

3. Береги землю родную, как мать любимую. (Родина)

4. Летом мы путешествовали по земле острова Мадагаскар. (территория)

— Выполните проверку (слайд 11).

— У кого всё верно?

— Слово земля однозначное или многозначное? Почему?

— Лексическое значение слова можно узнать в «Толковом словаре». А как еще можно объяснить лексическое значение? (Нарисовать картинку, подобрать синонимы)

4) Синонимы.

— Прочитайте выразительно отрывок из сказки А. С. Пушкина (слайд 12)

— Из какой сказки Пушкина взят этот отрывок? ( «Сказка о царе Салтане»)

Ветер весело шумит,

Судно весело бежит.

Мимо острова буяна…

И знакомая страна

Вот уж с пристани видна…

Пушки с пристани палят,

Кораблю пристать велят.

— Скажите, почему бежало судно, а пристать велят кораблю? (Судно и корабль – это слова, близкие по смыслу, т.е. синонимы).

— Для чего Пушкин использует синонимы? (Они используются для большей выразительности и чтобы избежать повторов)

— Что же такое синонимы? Для чего используются в речи? (Синонимы широко используются в речи, в произведениях художественной литературы для передачи оттенков мысли, чтобы сделать речь точной и выразительной и чтобы избежать повторов)

— Проверим, насколько богат ваш словарный запас: подберите синонимы к слову РЕБЁНОК – 3 минуты (называем по очереди, кто произнесёт последнее слово, тот и будет победителем) (дитя, крошка, малютка, младенец; малолетний, малолеток, малыш, малец, мальчик, мальчишка, девочка, мальчуган; чадо, сын, дочь, отпрыск)

ФИЗМИНУТКА

А сейчас сделаем небольшую паузу в нашей работе.

5) Переносное значение слова

— Буквально вчера я познакомилась с удивительным человеком. Он оказался иностранцем. Мы стали общаться и после разговора я сказала ему, что у него мягкий характер, острый ум, золотые руки и он светится от счастья. Но, к сожалению, этот человек не понял меня! Почему? (Он не смог понять значения слов, потому что это были слова с переносным значением). (слайд 13)

— А вы сможете описать его? Объясните значения слов, которые помогли описать друга. Запишите в тетрадь. (слайд 14)

Мягкий характер — хороший характер

Острый ум — быстро понимающий.

Золотые руки — все умеет делать.

Светится от счастья — очень рад

— Скажите, а на основе чего образуется переносное значение слова? (на основе сходства)

— Как в литературе называются художественные приёмы, основанные на переносном значении? (метафора, олицетворение, эпитеты)

6) Омонимы.

— Ну а теперь я предлагаю вам отгадать шутливые загадки.

  1. На каких полях не сеют и не пашут? (поля тетради)

  2. Какой рукав нельзя пришить? (реки)

  3. Из какого крана нельзя напиться? (строительный)

-На каком явлении языка построены загадки? (шутливые вопросы построены на явлении омонимии)

-Что такое омонимы? (это слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно различные по лексическому значению)

— Приведите свои примеры.

А теперь, будьте внимательны: встретились две подруги…. И заговорили: (инсценирование)

А у меня дома овсянка!

Подумаешь, у меня дома тоже овсянка.

Люблю я овсянку.

И я люблю.

— Она желтая, красивая такая.

И вкусная, особенно с молоком!

Как это – вкусная? Как это с молоком?

Да так. А еще хороша с маслом и сахаром.

Да ты про что говоришь?

Как про что? Про овсянку! А ты про что?

И я про овсянку.

Ты про какую овсянку?

Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.

Каша песни пела?!

Какая каша? Не каша, а птица. Птица ов-сян-ка. Не слыхал про такую, что ли? Айда ко мне – мою овсянку слушать!

Айда! А потом ко мне – мою овсянку кушать!

— Итак, почему они друг друга не поняли?

— Как называются такие слова? (омонимы)

7) Антонимы. (слайд 15)

— А теперь поиграем. Прочитайте стихотворение «Еще одно эхо» и закончите строчки.

И нам с тобой пришел черед

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово ВЫСОКО,

А ты ответишь … .(низко)

Скажу я слово ДАЛЕКО,

А ты ответишь … . (близко)

Скажу я слово ПОТЕРЯЛ,

И скажешь ты … . (найду)

Скажу тебе я слово ТРУС,

Ответишь ты … . (храбрец)

Теперь НАЧАЛО я скажу,

Ну, отвечай … . (конец)

— Какое явление наблюдается в этом стихотворении? (антонимия)

-Что такое антонимы?

8 ) Фразеологизмы.

— Очень тесно с лексикологией связана и другая наука – фразеология. А что она изучает? (фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, имеющие единое лексическое значение)

— Отгадайте фразеологические загадки:

    1. Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свое дело. (нос)

    2. Не цветы, а вянут; не ладони, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые и любопытные. (уши)

    3. Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-либо бесследно исчез; на него бросают слова и деньги те, кто их не ценит. (ветер)

    4. Ее заваривают, затевая какое-нибудь неприятное хлопотливое дело, а потом расхлебывают, распутывая это дело; ее не сварить с тем, с кем трудно сговориться; ее «просит» рваная обувь; она в голове у путаников. (каша)

    5. Ее толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; ею нельзя разлить неразлучных друзей. (вода)

— Узнайте фразеологизмы, изображенные на рисунках. Дайте им толкование. (слайды 16-19).

Как курица лапой – писать неразборчиво

Сесть в калошу – потерпеть неудачу

Работать спустя рукава – работать плохо

Водить за нос – обманывать

Волосы дыбом – сильно испугаться

Дело в шляпе – всё в порядке

Дым коромыслом – шум, гам, беспорядок

Зарубить на носу — запомнить

— А сейчас я выясню, насколько хорошо вы усвоили материал. Вы напишете небольшой тест ( 3 минуты)

Тест

  1. Какое словосочетание употреблено в переносном значении?

а) каменное сердце;

б) каменное здание;

в) золотые серьги.

  1. Найдите многозначное слово:.

а) звезда;

б) самолет;

в) композитор.

  1. Определите, где верно указаны синонимы:

а) жажда – увлечение;

б) благородный – спокойный;

в) одаренный – талантливый.

  1. Определите, где верно указаны антонимы:

а) могучий – глупый;

б) робкий – скупой;

в) презирать – уважать.

  1. Найдите лишнее слово:

а) водный

б) водяной;

в) водитель;

г) наводнение.

4. Рефлексия

Цель: создать условия для рефлексии учащихся по поводу своего эмоционального состояния, своей деятельности, взаимодействия с учителем и одноклассниками.

Ожидаемый результат: умение дать оценку учебной деятельности.

Методы: смыслообразование, рефлексия.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Примечание

Осуществляют самооценку, соотносят цель и результаты.

  1. Организует рефлексию.

— Вот и подошел к концу урок. Мы повторили основные понятия темы «Лексика». Еще раз вспомните и назовите их.

— Для чего надо использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, слова в переносном значении? (чтобы сделать нашу речь красивой, образной, выразительной)

— Достигнуты ли цели, поставленные вами в начале урока?

— Главное, не забывайте: мир знаний необъятен, и человек не должен оставаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное.

— Сегодня вы хорошо поработали. Молодцы.

2. Оценивает работу учащихся на уроке.

— Все очень хорошо потрудились, много чего вспомнили и повторили. Пришла пора подвести итоги вашего труда и получить заработанные отметки. Итоги теста вы узнаете на следующем уроке.

  1. Задание на дом

Цель: создать условия для обеспечения понимания учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания

Записывают домашнее задание

Даёт домашнее задание.

-А теперь запишите домашнее задание: определить слово по его лексическому значению. Записать его прямо на карточке, которую я выдала. (карточки)

  1. Раздел лингвистики, изучающий лексику — … .

  2. Словарный запас одного человека — … .

  3. Заранее намеченный путь следования — … .

  4. Очень большой — … .

  5. Знаки для обозначения звуков — … .

  6. Часть слова без окончания — … .

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here