Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Средняя школа № 30» г. Петропавловска-Камчатского
Разработка урока русского языка на тему
«Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц]»
для 3 класса
УМК «Начальная школа 21 века»
Работу выполнил
Кустова Светлана Николаевна
учитель начальных классов
высшая квалификационная категория
Петропавловск-Камчатский
2013
Программа «Начальная школа 21 века» 3 класс 2 четверть
Урок русского языка №50
Тема: «Учимся обозначать звук [ы] после звука [ц].
Цель урока:
-
научить обозначать звук [ы] после звука [ц] буквами «и» или «ы» в разных морфемах.
Задачи:
-
создавать условия для наблюдения за особенностями обозначения звука [ы] в разных морфемах,
-
развивать орфографическую зоркость,
-
развивать умение применять алгоритм правила, классифицировать слова,
-
развивать умение оценивать свою деятельность и деятельность товарищей,
-
формировать коммуникативные умения,
-
формировать внутреннюю позицию ученика на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе,
-
формировать восприятие русского языка как явления национальной культуры.
Ход урока.
-
Организационный момент: – Запишите дату, слова « Классная работа».
-
Чистописание.
1.- Назовите правильно букву. (цэ)
2. — Потренируемся её красиво писать. Чтобы буква получилась красивой, следите за тем, чтобы элементы (показываю их) были параллельны, петелька не была слишком длинной и приходила точно в точку пересечения линии тетради с линией петельки (показываю).
3. — Напишем буквосочетания. (На доске написано: ци, цы)
А) — Прочитайте: ци. Пишем безотрывно (показываю).
Б) — Прочитайте: цы. Пишем безотрывно (показываю).
— Сравните произношение этих буквосочетаний (одинаковое).
— Сравните написание этих буквосочетаний (разное).
В) — Можете объяснить, почему при одинаковом произношении написано по-разному?
(Высказывания детей)
— А хотите узнать? Тогда за работу!
-
Создание проблемной ситуации.
– Кто хочет пойти поработать к доске? (Вызвать двоих)
1) – Узнайте слово по его определению и напишите.
— Как называется вид искусства, объединяющий выступления акробатов, гимнастов, клоунов, дрессировщиков, фокусников и некоторых других артистов?
— Как сейчас называется милиция?
— Название животных, тело которых покрыто перьями; они умеют летать, откладывают яйца.
(На доске дети пишут слова: цирк, полиция, птицы)
2) – Проверим ответы детей с точки зрения лексического значения слов. (Наверное, будут одинаковые)
3) – Сравним написание слов. (Наверное, будет разное)
-
Введение в тему урока.
1) – Слова писали одинаковые, а написали их по-разному. Кто написал так? (показываю). А кто так написал? (показываю).
– Почему по-разному написаны слова? (Мы не знаем, как правильно писать). Это проблема для нас пока? (Да) Давайте решать проблему.
2) – Предположите, чем будем заниматься на уроке и попробуйте сформулировать тему урока. Посмотрите и сюда (показываю на «Чистописание», где написаны буквосочетания –ци-, -цы-)
3) Дети пытаются сформулировать тему урока.
4) — Найдите урок 50-ый. Прочитайте название раздела, тему урока.
Посмотрите: (показываю на чистописании) слышим звук [ы], а на письме его записываем то буквой «ы», то буквой «и».
5)– Сформулируйте цели урока.
6) Дети называют цели:
-
узнать, когда звук [ы] записывается буквой «ы», а когда буквой «и»;
-
научиться применять это правило на практике;
-
научиться писать слова с этой орфограммой.
-
Работа по теме урока.
Поиск решения проблемы.
1. Вернёмся к словам, с которыми у нас возникла проблема (цирк, полиция, птицы).
Подчеркнём опасное место. Какой звук слышится после звука [ц] ?
– Можете ли вы сейчас сразу ответить на вопрос (показываю его, вопрос записан на доске): «Какой буквой записывается звук [ы] после звука [ц]?» (нет)
– Каким образом мы можем узнать это? (посмотреть в учебнике, посмотреть в словаре, узнать у учителя, провести исследование)
2. Мы проведём исследование и, может, сами откроем тайну русского языка.
– Давайте понаблюдаем за словами (слова на слайде). а) Спишите их в свою тетрадь.
цилиндр синицы секция
циркуль скворцы акация
цифра птенцы станция
б) — Подчеркнём буквосочетания, которые являются опасным местом (дети выходят к доске и подчёркивают).
в) — Можете уже ответить на вопрос «Какой буквой записывается звук [ы] после звука [ц]?»? (Дети отвечают) (если дети не отвечают на проблемный вопрос, направить их)
— Рассмотрите каждый столбик отдельно.- Можете ответить на вопрос? (Дети отвечают) Если опять не могут ответить, подсказать: «Определите, в какой части слова орфограмма»
— Можете теперь ответить на вопрос? (Дети делают вывод, когда пишется буква «и», а когда «ы».
г) Мы исследовали языковой материал и сделали вывод. Давайте сравним наш вывод с материалом учебника. Найдите рубрику «Откроем тайну русского языка». (Читаем правило на с.121 учебника)
-Совпадает правило с нашими выводами? (да)
— А кто заметил то, о чём мы не говорили? Прочитаем это предложение (« Исключение составляют слова: цыган, цыплёнок, цыц, на цыпочках»)
— Что значит – исключение? (Это значит, что по правилу в корнях этих слов должна писаться буква «и», но, в виде исключения, пишется буква «ы»)
Показываю на слова-исключения, записанные на доске (цыган, цыплёнок, цыц, на цыпочках) и говорю: — « Такие слова не подчиняются общему правилу. Их надо просто запомнить.
— Мы достигли первой цели, узнали правило? (да)
3) — Будем учиться применять правило на практике.
— Воспользуемся алгоритмом из учебника. В качестве примера возьмём слово «цирк», с которым у нас возникла проблема.
А) — Читаем первый пункт алгоритма. Что надо сделать? (определить, в какой части слова орфограмма)
Определяем, что орфограмма в корне.
Б) — Читаем второй пункт алгоритма. Что делаем? (проверяем, не является ли слово исключением или родственным ему; если не исключение – пишем «и», если исключение – пишем «ы»)
Проверяем слово «цирк» и убеждаемся, что слово не исключение и надо писать букву «и».
– Вот так мы применили на практике правило.
В) – Давайте проверим и остальные слова (полиция, птицы) по этому алгоритму.
— Возьмём слово «полиция». Определяем, что орфограмма не в корне, а оканчивается на –ция, значит, пишем после буквы «ц» букву «и».
— Возьмём слово «птицы». Определяем, что орфограмма в окончании, значит, пишем букву «ы».
— Поняли, как применять правило на практике?
Г) – Закрепим умение применять правило. Выполним упражнение №1. Прочитаем задание. Что будем делать?
— Запишите заголовки столбиков:
-ци- -цы- искл. -цы
(Дети по очереди читают слова, определяют орфограмму и записывают в нужный столбик. Разбираем коллективно 5 первых слов).
— Дальше работайте в парах.
Д) Проверка.- Проверьте себя.
На слайде появляется запись:
—ци- -цы- искл. -цы
циркач цыплёнок спицы
циклон цыган куницы
нарцисс цыплячий рукавицы
цилиндр цыкать зайцы
концы
— Какая пара выполнила так? (Показывают сигналами). Вы справились с заданием успешно. Молодцы. Кому было трудно? Кто ошибся?
— Научились применять правило?
4) — Переходим к третьей цели – будем учиться писать слова с этой орфограммой. Откройте в Рабочей тетради с.33. Выполним упр. №1. Читаем задание. Что будем делать? (Выполняем 1-ый столбик коллективно, (а группа детей будет в это время выполнять другое упр. (№ 2) -А 2-ой и 3-ий столбики выполните самостоятельно по вариантам.) — Кому трудно, поднимите руку, я помогу.
— Проверка. Включаю проверку на слайде. Дети самостоятельно себя проверяют.
— Кто так сделал? — Вы успешно справились с заданием, вы молодцы.
— Проверим, как группа ребят выполнила самостоятельную работу (с.33 упр.№2). –Что вам надо было сделать? Какие слова вы подобрали?
5)- Продолжаем учиться писать слова с этой орфограммой. Поработаем в группах. Групп будет пять.
Каждая группа получает своё задание на карточке :
Задание для 1-ой группы: — Составьте и запишите предложение со словом «цыплёнок».
Задание для 2-ой группы: — Составьте и запишите предложение со словом «цыган».
Задание для 3-ей группы: — Составьте и запишите предложение со словом «цыган».
Задание для 2-ой группы: — Составьте и запишите предложение со словом «на цыпочках».
Задание для 4-ой группы: — Составьте и запишите предложение со словом «цыц».
Задание для 5-ой группы: — Составьте и запишите предложение со словами «цыган, цыплёнок, цыц, на цыпочках».
6) – Проверка. – Каждая группа рассказывает, какое задание им надо было сделать и как они его выполнили.
-
Обобщение.
– С какой орфограммой познакомились? Орфограмма звучит так: Обозначение звука [ы] после звука [ц].
— Кто может рассказать, когда пишем после буквы «ц» букву «и», а когда букву «ы»?
— Ещё одно важное уточнение. Это правило применяется только в тех словах, в которых звук [ы] – ударный. Если звук безударный, то это уже орфограмма – безударная гласная.
-
Рефлексия.
1). Продолжите предложение: — Сегодня я узнал … . Сегодня я научился… .
2). Посмотрите на слайд. Чтобы вам легче было запомнить слова-исключения, запомните такие предложения: Цыганки танцуют на цыпочках (показываю картинку, где цыганки танцуют).
— Цыган подошёл к цыплёнку на цыпочках и сказал ему: «Цыц!» (показываю картинку про цыгана и цыплёнка)
— Если вам хорошо, у вас хорошее настроение – наклейте смайлик на доску.
-
Итог урока. Поставить отметки и похвалить за активную работу.
-
IX . Домашнее задание: с. 122 упр. № 2.
Список литературы
-
Иванов С. В. «Русский язык» учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. «Вентана-Граф», 2013
-
Кузнецова М. И «Пишем грамотно» рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. «Вентана-Граф», 2013
-
Кузнецова М. И «Учусь писать без ошибок» рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений. «Вентана-Граф», 2013
-
Романова В. Ю. Петленко Л. В. Под ред. Иванова С. В. «Оценка достижения планируемых результатов обучения» «Вентана-Граф», 2012
-
Романова В. Ю. Петленко Л. В. Под ред. Иванова С. В. «Русский язык в начальной школе: контрольные работы, тексты, изложения» «Вентана-Граф», 2012