Русский язык, 1 класс
Тема:ЗАПИСКА: ЕЕ назначение и СТРОЕНИЕ
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с одним из малых жанров письменной речи, обучения написанию записок как способа общения с родителями, товарищами, проведения аналогии записок с СМС-сообщением, работы над правильностью письменной речи, развития внимания, мышления, познавательного интереса; способствовать воспитанию вежливости.
Планируемые результаты образования:
Предметные: отвечают на вопросы по темам «Вежливые формы обращения», «Записка как один из способов общения между людьми», выявляют структуру записки, сравнивают СМС-сообщение и записку, исправляют ошибки и описки в записке.
Личностные: оценивают свою деятельность на уроке, соблюдают основные правила участия в общении на уроке, проявляют познавательный интерес на основе сформированности учебных мотивов.
Метапредметные:
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, контролируют выполнение учебных действий, адекватно воспринимают оценку учителя.
Познавательные: общеучебные – участвуют в беседе, формулируют ответы на вопросы, читают формулировки вопросов и заданий в упражнениях, внимательно слушают; логические – осмысленно читают текст, умеют выделять существенную информацию из текста, анализируют, делают выводы и умозаключения.
Коммуникативные: умеют формулировать собственное мнение и позицию, адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку. Эмоциональный и психологический настрой учащихся на урок.
Ну –ка, проверь дружок
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Книжки, ручки и тетрадки?
II. Введение в тему.
1. Выполнение задания 164 на с. 108.
1) Чтение текста упражнения.
2) Ответы на вопросы.
( Это записка. Ее пишут тому, кого в данный момент нет, для того чтобы сообщить что-то.)
– Обычный листок бумаги увидел Антон на столе?
2. Целеполагание.
– Мы будем учиться писать записки.
Как вы думаете, зачем люди придумали их? Записка в общении близких – это проявление внимания людей, заботы друг о друге. У кого в семьях принято писать записки?
III. Работа над новым материалом.
1. Самостоятельное устное выполнение задания 165 на с. 108.
1) Исправление ошибок в записке Антона.
2) Ответы на вопросы по окончании работы.
2. Выполнение задания 166 (устно).
1) Беседа «Правила вежливости».
– Когда вам приятно, комфортно общаться с кем-либо? А что вызывает в разговоре неприятное ощущение?
2) Обобщение по рамке «Сообщаем важные сведения».
– Что называют запиской?
– Выявите из текста сообщения структуру жанра записки.
– О каких знаках пунктуации, встречающихся в тексте записки, говорится в сообщении?
Физкультминутка(музыкальная)
3. Выполнение задания 166.
1) Деление текста записки на части.
– Что скажете о структуре записки? Какие части есть в записке мамы? Назовите их границы. Как эти части выделены в тексте записки?
2) Работа над схемой построения записки.
3) Оформление записки с использованием сообщения в рамке.
4) Дополнительное задание.
– Как вы думаете, можем ли мы считать запиской СМС-сообщения?
– Что такое СМС-сообщение и чем оно схоже с запиской? (СМС (англ. SMS – служба коротких сообщений) – технология, позволяющая осуществлять прием и передачу коротких текстовых сообщений сотовым телефоном.)
4. Самостоятельная работа по заданию 167 учебника с коллективной проверкой.
5. Выполнение задания 168 с комментированием.
1) Чтение записки Малыша.
2) Обсуждение поведения Малыша, правил вежливости, которыми он пренебрег.
3) Исправление ошибок и описки в тексте записки Малыша с объяснением написания опасных мест.
4) Ответ на вопрос упражнения.
5) Запись исправленного текста записки в тетрадь.
IV. Итог урока. Рефлексия.
– Что расскажете дома по данной теме?
– Когда возникает необходимость обратиться к написанию записки? Почему важно уметь писать записки?
— Что удалось сегодня на уроке?
— Над чем предстоит еще поработать?