Учитель начальных классов Емельянова Людмила Георгиевна

Г. Новый Уренгой, МБОУ СОШ №7

Класс:

УМК «Школа России»

Тема: Редактирование текста.

Оборудование: Презентация, карточки с текстом,

картинки (тучка, солнце, солнце в тучке, лиса)

Образовательные:

  • закрепить умение распознавать однокоренные слова и слова – синонимы,

  • учить конструировать предложения в соответствии с грамматическими нормами,

  • редактировать текст.

Развивающие:

  • развивать орфографическую зоркость,

  • кругозор учащихся

Воспитательные:

  • воспитание чувство взаимоуважения и взаимовыручки.

1. Орг. момент.

Учитель: Поговорим?

Ученики: О чём?

Учитель:

О разном и о прочем.

О том, что хорошо и хорошо не очень.

О том, что знаешь ты, а что-то мне известно!

Поговорим?

Ученики: Поговорим! Нам будет интересно!

Учитель: Мои уважаемые собеседники, как вы считаете, какой вопрос могут задать в разговоре близкие, хорошо знающие друг друга люди в первые минуты встречи?

(Как дела? Как настроение?)

Учитель: Я бы хотела узнать о вашем настроении сейчас, в эту минуту.

Посмотрите внимательно на «пушистиков». У них разное настроение. Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение, как у тебя.

(Дети раскрашивают «пушистиков»)

Учитель: Хорошо, а теперь охарактеризуйте своё настроение одним словом, какое оно?

(Хорошее, радостное, печальное)

Учитель: Итак, незаметно для себя мы приступили к общению.

Учитель: Для серьёзного и важного разговора умные собеседники всегда определяют тему.

2. Постановка проблемы.

Учитель: Отгадайте загадку.

В птичник повадится – жди беды.

Рыжим хвостом заметает следы.

Учитель: Кто это? ( Лиса.)

Учитель: Прочитайте предложения.

Жила — была лиса. И захотелось лисе рыбки. Нашла лиса прорубь. Уселась на лёд и давай добычу поджидать. Долго ждала лиса. Вот хвост у лисы и примёрз. Тявкает лиса, а бежать не может.

Учитель: Можно ли эти предложения назвать текстом?

Учитель: Почему? Что такое текст?

Учитель: Правильно. В тексте все предложения связаны между собой по смыслу, как бы держатся за руки – расположены в определённом порядке.

Сказки, рассказы, стихи – это тексты.

Учитель: О ком этот текст?

Учитель: А нравится ли вам этот текст?

Учитель: Почему? (Постоянно повторяется слово лиса.)

Учитель: А как можно исправить этот недостаток? (Заменить другими словами)

Учитель: Правильно. А какими словами? (Словами близкими по смыслу)

Учитель: А что же это за слова – близкие по смыслу? (Синонимы и родственные слова)

Учитель: Другими словами, мы с вами сегодня поработаем редакторами.

Учитель: Кто же такой редактор?

Учитель: Кто нашёл толкование этого слова?

Учитель: А как вы это сделали?

Учитель: Подберите однокоренной глагол к слову редактор? (Редактировать)

Учитель: Сформулируйте тему урока.

Учитель: Займёмся редактированием текста, т. е. исправлением повторов.

Учитель: Вспомним, что такое синонимы? Их мы будем записывать слева.

Учитель: А что такое родственные слова? Их мы будем записывать справа.

Учитель: Посмотрите отрывок из сказки «Лиса и волк» и скажите, как автор называет лису. (Просмотр сказки.)

Учитель: Как автор называет лису? (Кумушка.)

Учитель: В какой столбик запишем слово кумушка?

Учитель: Кого называют кумушкой?

Физкультминутка.

«Поработали ребятки,

А сейчас все на зарядку!

Тихо встаньте, улыбнитесь,

Все в зверюшек превратитесь.

(дети надевают маски или изображают своих любимых зверюшек)

Сколько в класс пришло зверей,

Не узнать моих детей!

Кто зайчишка, кто лисичка,

Кто медведь, кто кот, кто птичка?

Веселее в пляс пускайтесь,

Все танцуйте, не стесняйтесь!

(звучит музыка, дети танцуют)

За работу нам пора.

Сядьте тихо, детвора»

Учитель: А есть ли здесь «родственники» слова лиса? ( Лисичка.)

Учитель: О лисе придумано не только много сказок, но и басен.

Учитель: Послушайте басню И. Крылова «Ворона и лисица» и быть может, и здесь вы найдёте нужные нам слова.

(Инсценировка басни.)

Учитель: Если здесь нужные нам слова?

Учитель: Куда запишем слово плутовка?

Учитель: А лисица?

Учитель: Какой показана лиса в басне?

Учитель: Прочитайте следующее выражение?

Хитрый как лиса.

Учитель: О каком человеке так говорят?

Учитель: Но не только сказки, стихи, пословицы придумал народ о лисе, но и загадки.

Учитель: Прочитайте одну из них.

Рыжая охотница в птичнике пирует, кур ворует.

Учитель: Как здесь автор называет лису?

В какой столбик запишем это выражение?

Учитель: Прочитайте слова – синонимы, родственные слова.

Родственные слова Синонимы

Лисичка. Кумушка.

Лисица. Плутовка.

Рыжая охотница.

3. Орфографическая подготовка.

Ж…ла, подж…дать, добыч…

Учитель: Какие правила нужно знать, чтобы правильно написать слова?

Лё…, прору…ь, примёр…

Учитель: Назовите имя этой орфограммы. Вставьте пропущенные буквы.

4. Редактирование текста.

Учитель: Итак, редактируем текст.

Учитель: Пользуясь трафаретом можете нарисовать героиню нашего урока.

5. Самостоятельная работа.

6.Чтение работ.

7. Рефлексия.

Учитель: Перед вами несколько картинок: тучка, солнце и солнце в туче.

Если вам урок понравился и вы справились с работой, поднимите картинку –

солнышко, если у вас не всё получилось – солнце в тучке и, наконец, если вам

урок не понравился, и вы не научились редактировать текст – тучку.

8. Итог урока.

Ребята, я благодарю вас за творчество и желаю новых успехов.

Литература:

1.Печкурова О.В. Современные уроки развития речи.Изд. «Феникс»,2003.

2. Синицын В.А. Путь к слову._АО «Столетие», Москва 1996.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here