Учитель начальных классов Емельянова Людмила Георгиевна
Г. Новый Уренгой, МБОУ СОШ №7
Класс: 2б
УМК «Школа России»
Тема: Редактирование текста.
Оборудование: Презентация, карточки с текстом,
картинки (тучка, солнце, солнце в тучке, лиса)
Образовательные:
-
закрепить умение распознавать однокоренные слова и слова – синонимы,
-
учить конструировать предложения в соответствии с грамматическими нормами,
-
редактировать текст.
Развивающие:
-
развивать орфографическую зоркость,
-
кругозор учащихся
Воспитательные:
-
воспитание чувство взаимоуважения и взаимовыручки.
1. Орг. момент.
Учитель: Поговорим?
Ученики: О чём?
Учитель:
О разном и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
О том, что знаешь ты, а что-то мне известно!
Поговорим?
Ученики: Поговорим! Нам будет интересно!
Учитель: Мои уважаемые собеседники, как вы считаете, какой вопрос могут задать в разговоре близкие, хорошо знающие друг друга люди в первые минуты встречи?
(Как дела? Как настроение?)
Учитель: Я бы хотела узнать о вашем настроении сейчас, в эту минуту.
Посмотрите внимательно на «пушистиков». У них разное настроение. Раскрась «пушистика», у которого такое же настроение, как у тебя.
(Дети раскрашивают «пушистиков»)
Учитель: Хорошо, а теперь охарактеризуйте своё настроение одним словом, какое оно?
(Хорошее, радостное, печальное)
Учитель: Итак, незаметно для себя мы приступили к общению.
Учитель: Для серьёзного и важного разговора умные собеседники всегда определяют тему.
2. Постановка проблемы.
Учитель: Отгадайте загадку.
В птичник повадится – жди беды.
Рыжим хвостом заметает следы.
Учитель: Кто это? ( Лиса.)
Учитель: Прочитайте предложения.
Жила — была лиса. И захотелось лисе рыбки. Нашла лиса прорубь. Уселась на лёд и давай добычу поджидать. Долго ждала лиса. Вот хвост у лисы и примёрз. Тявкает лиса, а бежать не может.
Учитель: Можно ли эти предложения назвать текстом?
Учитель: Почему? Что такое текст?
Учитель: Правильно. В тексте все предложения связаны между собой по смыслу, как бы держатся за руки – расположены в определённом порядке.
Сказки, рассказы, стихи – это тексты.
Учитель: О ком этот текст?
Учитель: А нравится ли вам этот текст?
Учитель: Почему? (Постоянно повторяется слово лиса.)
Учитель: А как можно исправить этот недостаток? (Заменить другими словами)
Учитель: Правильно. А какими словами? (Словами близкими по смыслу)
Учитель: А что же это за слова – близкие по смыслу? (Синонимы и родственные слова)
Учитель: Другими словами, мы с вами сегодня поработаем редакторами.
Учитель: Кто же такой редактор?
Учитель: Кто нашёл толкование этого слова?
Учитель: А как вы это сделали?
Учитель: Подберите однокоренной глагол к слову редактор? (Редактировать)
Учитель: Сформулируйте тему урока.
Учитель: Займёмся редактированием текста, т. е. исправлением повторов.
Учитель: Вспомним, что такое синонимы? Их мы будем записывать слева.
Учитель: А что такое родственные слова? Их мы будем записывать справа.
Учитель: Посмотрите отрывок из сказки «Лиса и волк» и скажите, как автор называет лису. (Просмотр сказки.)
Учитель: Как автор называет лису? (Кумушка.)
Учитель: В какой столбик запишем слово кумушка?
Учитель: Кого называют кумушкой?
Физкультминутка.
«Поработали ребятки,
А сейчас все на зарядку!
Тихо встаньте, улыбнитесь,
Все в зверюшек превратитесь.
(дети надевают маски или изображают своих любимых зверюшек)
Сколько в класс пришло зверей,
Не узнать моих детей!
Кто зайчишка, кто лисичка,
Кто медведь, кто кот, кто птичка?
Веселее в пляс пускайтесь,
Все танцуйте, не стесняйтесь!
(звучит музыка, дети танцуют)
За работу нам пора.
Сядьте тихо, детвора»
Учитель: А есть ли здесь «родственники» слова лиса? ( Лисичка.)
Учитель: О лисе придумано не только много сказок, но и басен.
Учитель: Послушайте басню И. Крылова «Ворона и лисица» и быть может, и здесь вы найдёте нужные нам слова.
(Инсценировка басни.)
Учитель: Если здесь нужные нам слова?
Учитель: Куда запишем слово плутовка?
Учитель: А лисица?
Учитель: Какой показана лиса в басне?
Учитель: Прочитайте следующее выражение?
Хитрый как лиса.
Учитель: О каком человеке так говорят?
Учитель: Но не только сказки, стихи, пословицы придумал народ о лисе, но и загадки.
Учитель: Прочитайте одну из них.
Рыжая охотница в птичнике пирует, кур ворует.
Учитель: Как здесь автор называет лису?
– В какой столбик запишем это выражение?
Учитель: Прочитайте слова – синонимы, родственные слова.
Родственные слова Синонимы
Лисичка. Кумушка.
Лисица. Плутовка.
Рыжая охотница.
3. Орфографическая подготовка.
Ж…ла, подж…дать, добыч…
Учитель: Какие правила нужно знать, чтобы правильно написать слова?
Лё…, прору…ь, примёр…
Учитель: Назовите имя этой орфограммы. Вставьте пропущенные буквы.
4. Редактирование текста.
Учитель: Итак, редактируем текст.
Учитель: Пользуясь трафаретом можете нарисовать героиню нашего урока.
5. Самостоятельная работа.
6.Чтение работ.
7. Рефлексия.
Учитель: Перед вами несколько картинок: тучка, солнце и солнце в туче.
Если вам урок понравился и вы справились с работой, поднимите картинку –
солнышко, если у вас не всё получилось – солнце в тучке и, наконец, если вам
урок не понравился, и вы не научились редактировать текст – тучку.
8. Итог урока.
– Ребята, я благодарю вас за творчество и желаю новых успехов.
Литература:
1.Печкурова О.В. Современные уроки развития речи.Изд. «Феникс»,2003.
2. Синицын В.А. Путь к слову._АО «Столетие», Москва 1996.