Урок русского языка во 2 классе.

УМК «Гармония»

Ярославская Наталья Викторовна,

учитель начальных классов

МБОУ лицея № 1

г. Славянска-на-Кубани.

Тема урока: Когда согласным можно доверять?

Цели урока:

1. Образовательные: научить различать в словах на основе произношения звонкие и глухие согласные, определять их позицию (на конце слова, перед гласными, перед сонорными согласными) и обозна­чать звуки буквами, сопоставлять произношение и написание, анализировать, обобщать, точно формулировать вывод, классифици­ровать;

2. Развивающие: развивать у учащихся навыки грамотного письма;

3. Воспитательные: содействовать воспитанию прилежания у учащихся.

Оборудование:

— компьютер;

— мультимедийный проектор;

— мультимедийная презентация;

— учебник Соловейчик М.С. Русский язык: К тайнам нашего языка: для 2 класса общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч.1.;

— Соловейчик М.С. К тайнам нашего языка: Тетрадь-задачник 1 к учебнику русского языка для 2 класса.

— Корешкова Т.В. Потренируйся! Тетрадь для самостоятельной работы по русскому языку для 2 класса. Ч.1.

Ход урока

I. Организационный момент

П. Объявление темы урока

Учитель. Прочитайте про себя текст, записанный на доске.

Хочешь альпинистом стать — иди в горы.

Хочешь грамотным быть — учись думать, мыслить.

Учитель. А теперь прочитайте хором, выразительно.

Дети выполняют задание.

Учитель. Мы отправляемся в трудное путешествие. Сегодня на уроке будем открывать орфографические секреты. Успех ждет тех, кто будет любознательным, вниматель­ным и активным. Итак, в путь…

III. Организация деятельности по подготовке к вос­приятию нового материала

На доске записаны все согласные буквы, кроме д и з.

Учитель. Какие это буквы?

Дети. Согласные.

Учитель. Какие звуки они обозначают? Разбейте их на группы.

Дети. Парные и непарные (сонорные).

Учитель. Можем ли разбить на три труппы? Если можем, то как.

Дети отвечают. На слайде по очереди появляются компоненты схемы.

парные непарные

звонкие глухие сонорные

Учитель. Назовите парные согласные?

Дети. Мы знаем такие парные согласные б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.

Учитель. Какие согласные пар не имеют?

Дети. Пар не имеют сонорные (звонкие) л, м, н, р, й и х, ц, ч,щ.

Учитель. Откройте тетрадь задачник на с.10 и найдите упражнение 21. Опираясь на табличку, назовите другу не только парные, но и непарные по глухости-звонкости согласные.

Дети. Работают в парах.

Учитель. Молодцы. Знание классификации обязательно при­годится и поможет на уроке.

IV. Чистописание. Словарно-орфографическая работа.

Учитель. Какие согласные буквы мы пропустили?

Дети. Мы пропустили согласные з и д.

Учитель. Сегодня на чистописании будем писать строчные буквы з и д.

Учитель на доске показывает правильное написание букв.

Учитель. Давайте запишем слова в столбик, а какие это слова вы отгадайте

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

Дети. Медведь.

Учитель. Верно, это медведь. Запишите первое слово. Какую букву напишем на месте пропуска? Подчеркните её.

Дети записывают отгадку в тетради.

Учитель. Молодцы. Слушайте следующую загадку.

Полосатое ядро,

Кумачовое нутро.

Хвостик, как у хрюшки,

В виде завитушки.

Дети. Арбуз.

Учитель. Верно. Запишите это слово и вставьте правильно букву.

Дети записывают отгадку в тетради и подчеркивают непроверяемую гласную.

Учитель. Хорошо.

То я в клетку,

То в линейку.

Написать по ним сумей-ка!

Можешь и нарисовать…

Что такое я?

Дети. Тетрадь.

Учитель. Запишите слово тетрадь. Какую букву напишем на месте пропуска? Подчеркните её.

Дети записывают отгадку в тетради и подчеркивают непроверяемую гласную.

Учитель. Место, где делают новые машины, трактора, автобусы?

Дети. Место где делают новые машины называется завод.

Учитель. Запишем и это слово в наш столбик. Какую букву вставили? Подчеркните ее.

Учитель. И последнее слово. Как одним словом можно назвать Москву, Краснодар, Славянск-на-Кубани?

Дети. Это города.

Учитель. Правильно. Запишем слово города в единственном числе. Получим какое слово?

Дети. Получится слово город.

Дети записывают слово, выделяя непроверяемую гласную.

V. Работа по теме урока.

Учитель. Давайте еще раз посмотрим на слова, которые мы записали.

Что вы можете о них сказать?

Дети. Это словарные слова. Они заканчиваются на согласный звук. Во всех словах в конце слышим звук [т] и [т’], а пишем букву д, слышим звук [с], а пишем букву з.

Учитель. Правильно. Что вы можете сказать о буквах д и з и звуках, которые они обозначают?

Дети. Это согласные буквы, они обозначают парные звуки.

Учитель. Давайте попробуем изменить слово так, чтобы после согласной на конце слова была гласная.

Дети. Медведь — медведи.

Арбуз – арбузы, арбузик , арзбузный.

Тетрадь – тетради, тетрадочка.

Завод – заводы, заводик.

Город – города, городок.

Учитель. Произнесите пары слов. Что интересного вы заметили?

Дети. Если после парной согласной стоит гласный, то парные согласные не оглушаются и звучат как положено.

Учитель. Совершенно верно. Парные согласные, стоящие в начале слова, звучат, как им и положено: звонкие-звонко, глухие-глухо. Но стоит только звонким согласным переместиться в конец слова, как они «глохнут», теряют свою звучность. И очень сложно определить, что стоит в конце слов. Из-за этого при написании может получиться путаница. Поэтому существует способ проверки, подбор проверочного слова.

Учитель. Учебник на с.50 и найдите упражнение 111. И задачник на с.34 упражнение 111.

(Дети открывают тетради).

Учитель. Вам необходимо помочь Вите. Как мы узнаем какую букву писать?

Дети. Нам необходимо подобрать проверочное слово: после парной согласной поставить гласную. Хлеб-хлеба, суп-супы.

Учитель. Прочитайте задание к упражнению 112. и ответьте на вопрос учебника.

Дети. В конце слова сыр мы слышим звонкий звук [р]. Поэтому Витя и не ошибется.

Учитель. Прочитайте Давайте прочитаем важные сведения на с.51.

(Дети читают сведения).

  1. Закрепление.

Учитель. Найдите глазками упражнение 114. Прочитайте задание.

(Дети читают задание)

Учитель. В каких словах мы не будем сомневаться при написании согласной в конце слова? Почему?

Дети. Апельсин, огурец, … – эти слова не требуют проверки потому что им можно доверять при письме. В конце слова нет выбора букв, а значит нет и орфограммы.

Учитель. Какие слова имеют орфограмму в конце слова?

(Дети называюь слова)

Учитель. Как узнаем что писать, если не доверяем парным согласным в конце слова?

Дети. Подберем проверочное слово.

Учитель. Совершенно верно. Молодцы. Давайте запишем эти слова и подберем проверочные слова.

VII. Физминутка.

Спал цветок и вдруг проснулся!

Больше спать не захотел

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел

Солнце утром проснётся,

Бабочка кружит и вьётся!

VIII. Работа с учебником и тетрадью на печатной основе.

Учитель. Выполним упражнение 119 в тетради-задачнике. Прочитайте задание, что вам необходимо делать?

Дети. Найти все буквы парных согласных по глухости-звонкости и если на их месте есть орфограмма отметить точкой, а если нет галочкой.

(Дети с комментарием выполняют задание)

Учитель. Давайте спишем второе предложение в рабочие тетради и отметим другие орфограммы. Но нам необходимо слово-указатель заменить названием того, о ком говорится. Оком этот текст?

Дети. О медведе, поэтому поменяем слово «он» на «медведь».

(Дети записывают предложение с комментарием и отмечают орфограммы)

Гимнастика для глаз.

Учитель. В учебнике откройте упражнение 110. Прочитайте задание.

(Дети читают задание)

Учитель. Скажите, в каких словах вы встретили парные по глухости-звонкости согласные и на их месте есть орфограмма? Как мы проверим эти сомнительные места?

Дети. (Называют слова) Изменим слово так, чтобы после парной согласной стояла гласная.

Учитель. Правильно. Самостоятельно спишите отрывок и выполните задание.

(Дети работают самостоятельно).

Учитель. Молодцы!

  1. Итог урока.

Релаксация.

Учитель. Над какой орфограммой мы сегодня работали?

Дети. Мы сегодня работали над парными согласными звуками.

Учитель. Какой секрет парных согласных удалось разгадать?

Дети. Парные звонкие и глухие согласные в словах надо проверять. Для этого нужно изменить слово так чтобы после согласного звука стоял гласный звук.

Учитель. Я рада, что вам удалось пройти трудный путь и вы легко открыли орфографические секреты парных согласных.

Оценивает работу учащихся на уроке.

Учитель. Урок окончен. Я довольна вашей работой. Спасибо.

X. Домашнее задание. Тетрадь для самостоятельной работы с.38 упр.41.

5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here