Урок-игра «Теремок». Русский язык. Тема «Лексика». 5 класс

Цели урока:

систематизировать знания учащихся по лексикологии как разделе науки о языке,

познакомить учащихся с оксюмороном, градацией,

научить определять роль синонимов, антонимов, оксюморонов в речи, совершенствовать умение работать с толковым словарем,

развивать творческое мышление, память, речь учащихся;

воспитывать чувство ответственности, сотрудничества, общительности, коммуникативности.

Оформление урока: рисунок с теремом, конверты с адресами

Вступительное слово учителя:

— В чистом поле теремок,

Он не низок, не высок.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

— Ответ на этот вопрос можно найти, разгадав загадку: Не мед, а ко всему липнут? СЛОВА (прикрепить над домом табличку)

— Как называется раздел курса русского языка, изучающий словарный состав?

(Лексика)

— Ребята, а для чего служат слова, зачем они нам нужны?

— Сегодня мы закрепим знания, полученные вами при изучении темы «Лексика»

— Прослушайте стихотворение (оно у каждого на столах без знаков препинания, слова почта, почтальон выделены):

Возят почту корабли,

Самолеты, поезда,

Мчат во все концы земли:

В степи, в горы, в города.

Почту в дальние районы

Доставляют почтальоны.

— Выделите грамматическую основу в этом предложении. Чем интересно это предложение с точки зрения синтаксиса и пунктуации? (однородные подлежащие, отделены запятыми; однородные обстоятельства)

— Зачем нужно двоеточие? (обобщающее слово при однородных членах)

— Запишите словарное слово ПОЧТА и определите его лексическое значение. С помощью толкового словаря выясните, однозначное или многозначное оно.

— Найдите однокоренное ему слово. (Почтальон). А что оно обозначает?

— В каком знаменитом мультфильме работает самый лучший почтальон?

— Конечно же почтальон Печкин! И именно он нам сегодня будет доставлять почту. А почта не простая, заказная, т.е. предназначенная только нам с вами.

Давайте поможем ему разобрать и разнести корреспонденцию. Что вы о нем знаете? Найдите его значение в толковом словаре.

— А вот первое письмо от почтальона?

Ученик читает адрес на конверте:

Куда Русский язык

Кому: Словам, близким по значению

— Что это за слова? (синонимы)

— Кто из вас будет «Синонимом», способным подобрать себе «братьев»? (Выходит ученик)

Ты – синоним и зовут тебя «СМЕЛЫЙ». Назови имена остальных своих братьев…. Посмотрим, всех ли братьев ты нам назвал: (храбрый, мужественный, бесстрашный, отважный)

— Вскрывай конверт, что тебе пишут?

«Дорогие братья — синонимы. Хотели обойтись без вас, но вот что у нас получилось. Помогите нам.» («После гибели Муму Герасим пошел в родную деревню. Он шёл полями и лугами. Он шел всю ночь. Он шел и радостно глядел по сторонам, вдыхая запах родных полей. Когда он пришел в родную деревню, он стал там прилежно работать»). Отредактируйте текст, используя синонимы.

Слово учителя:

-Жильцов квартиры номер два

Застать сумели мы едва.

Они стояли у порога,

Уже готовые в дорогу.

— Угадайте, кто они: один высокий, другой низкий, один толстый, другой тонкий, один грустный, другой веселый (антонимы)

— Вскрыли братья конверт и обрадовались. Наконец-то пришла весточка от дорогого дедушки. Начали читать письмо и чуть не заплакали от огорчения: половина письма — сплошное чернильное пятно. Видимо, во время долгих странствий побывало письмо под дождем или в речке тонуло.

— Помогите братьям прочитать письмо.

(«Дорогие внучата, я не люблю людей трусливых, жадных, ленивых, слабых, глупых, лживых, невежественных, безвольных. Я хочу, чтобы вы выросли людьми смелыми…»)

Запишите эти антонимы.

Слово учителя:

— Окна квартиры номер три распахнуты настежь. Веселая песенка , которая льется оттуда, поможет угадать вам, кто там живет:

Мы слова из русской речи, из родного языка.

Одинаково нас пишут, одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность, ты до смысла доберись.

Наподобие начинки смысл запрятан в серединке.

Схожим лицам вопреки мы по смыслу далеки

— Какие это слова? ( ОМОНИМЫ)

— Омонимам почтальон Печкин принес журнал «МИР»

Пользуясь словарем определите значения слова «МИР»

1.мир – согласие, отсутствие вражды, войны

2.мир – земной шар, Земля, население земного шара)

-Давайте заглянем в этот журнал, там много интересного.

Юмореска.

Это было давно. Путник тащился по пустыне шесть суток. Адски хотелось пить. То и дело ему мерещился торчащий из песка водопроводный кран с прохладной, освежающей водой. Но, увы, это была то вытянувшаяся в стойку кобра, то вообще мираж. Тогда путник встал на колени и, воздев руки к небу, стал взывать к Всевышнему: «О всемилостевейший! Умоляю, ниспошли мне сюда кран, кран, кран! Умоляю, ниспошли кран!»

И случилось чудо. Сверкнула молния, поднялся столб песка, а когда он рассеялся, несчастный увидел кран. Но, увы, кран был не водопроводный, а… подъемный»

-Объясните, почему произошла ошибка? С какой целью используются омонимы в художественной литературе? (Средство создания юмора)

-Составьте предложения со словом «ключ» в значении «дверная отмычка» и в значении «родник».

— Ребята, чей дом мы сегодня посетили? (Лексика.)

— Еще раз, что же такое лексика? (Словарный состав языка.)

— Какие понятия мы повторили? Синонимы. Антонимы.

— На уроке мы сегодня хорошо поработали. Оценки за урок.

-Опустела сумка почтальона Печкина. Но мы ее наполним снова.

д/з: (на выбор)

1. Дома вы придумаете сказку о синонимах с использованием их в вашем тексте.

2. Составьте словарик синонимов (не менее 15 слов), антонимов (не менее 15 пар слов), омонимов (не менее 5 слов).

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here