Творческие задания для 4 класса, направленные на развитие орфографической зоркости
-
Подобрать однокоренные слова разных частей речи, выделить орфограммы.
Указать, указка, показать; пас, пастбище, пасти; гром, громыхать; грохот, грохотать; примета, примечать, замечать; появились, объявление; мягкий, смягчать; чистый, чистота, очищать; сушить, сухой, сушилка; правда, правдивый, оправдание; печь, выпекать, печенье.
-
Составить предложения с данными словосочетаниями, подчеркнуть орфограммы
Удивительный человек, интересный случай, жёлтый одуванчик, аккуратный ученик, красивая берёзовая аллея, укреплять здоровье, посидеть на скамейке,
поседеть к старости, вытащил из болота, вылепил из пластилина, проявил стойкость, остановился на площади, нарисовал на бумаге, объявить о поездке, повернуть налево, закружились снежинки, робко шагнул, отдыхает земля, чудесная погода, заметает тропинки, снег блестел и искрился, бежала рысью, группа ребят, сделали из льдинок, слетели с деревьев.
-
Игра « Подбери слово »
Требуется подобрать слово, противоположное по смыслу и составить с ним словосочетания, выделить орфограммы.
Забывать – помнить друга, крупный – мелкий дождь, ласковый – суровый человек, лёгкий – тяжёлый багаж, лёгкий – трудный день, мягкий – жёсткий диван, мягкий – твёрдый характер, находить – терять друга, новая – старая мебель, новый – старый дом, сладкий – кислый компот и т.д.
-
Игра « Цепочка »
Надо подобрать слова из орфографического словаря.
Автобус – салют – трактор – ракета – агроном – магазин – народ – директор – рисунок – километр.
-
Игра « Сквозная буква »
Учащиеся за определённый отрезок времени подбирают слова с одинаковыми проверяемыми или непроверяемыми гласными е.,и,о,а,я в корнях слов; с одинаковыми согласными; с разделительным ъ; с двойными согласными и т. п.
Например:
-весёлый, проверяй, выезжай; вагон, работа, квартира
-резкий, скользкий, близкий; местный, ненастный, радостный
-
Игра « Третий лишний »
Учащимся надо вычеркнуть лишние слова.
Лес, лестница, лесничий.
Смешной, смешать, смешить.
Водный, водитель, вода.
Сказка, показать, сказать.
Черника, чёрный, черёмуха.
-
Игра « Назови ошибку »
В словах, написанных на доске, надо найти ошибки и исправить их.
Учиник, жилезный, солндце, лисной, маряк, мяхкий, сдоровье и т.д.
-
Игра « Подскажи словечко»
Требуется подобрать подходящее по смыслу прилагательное с безударной гласной в корне.
шишки ( с…сновые )
котёнок
бабочка
волна
аллея
-
Игра « Слова – магниты»
Учащимся сообщается, что записанные слова – магниты. Они притягивают к себе другие слова. Слова с безударной гласной в корне притягивают такие же слова с безударной гласной, непроверяемые написания – к непроверяемым и т.д.
вкусный
опасный волна пришёл праздник солнце город
осенний
аллея лесник грустный длинный мягкий суббота
-
Игра « Диалог»
Один ученик называет слово с орфограммой, другой – подбирает проверочное слово.