Республика Саха (Якутия), Таттинский район ,МБОУ Чымнайская СОШ имени Г.Д. Бястинова – Бэс Дьарааhын
Антоева Татьяна Валерьевна учитель начальных классов.
Урок : Русский язык.
Тема: В мире общения.
Класс: 1.
Цель: познакомить детей с новым учебником «Русский язык»; обобщить первые представления детей о мире общения, уточнить смысл понятия «общение»; расширить представления учащихся о целях речевого общения; обратить внимание учащихся на словесные и несловесные средства общения.
I. Введение в учебный предмет «Русский язык» и знакомство с учебником.
В начале урока учитель проводит с детьми небольшую беседу об учебном предмете «Русский язык» и учебнике: выясняет, как дети понимают название предмета, что они будут изучать на уроках русского языка. (Будут изучать свой родной русский язык, на котором они говорят, пишут, читают, т. е. общаются между собой.)
Работа в парах. Дети рассматривают учебник, обмениваются мнениями об учебнике (его оформлении, интересных страницах, рисунках, оглавлении, оформлении каждого урока). После этого проводится коллективный обмен мнениями.
Продолжение работы с учебником. Учитель зачитывает обращение авторов учебника к детям, привлекает внимание к имени знатока русского языка Ивана Самоварова, который будет помогать детям узнавать тайны родного языка.
II. Изучение темы «В мире общения».
Актуализация представлений, имеющихся у детей.
— Прочитайте название первой учебной темы. Как вы ее понимаете?
После выслушивания мнений учащихся учитель должен обобщить сказанное:
— Человек живет не один, а среди других людей. Вместе с ними он учится, работает, играет. Свой мир люди наполнили сделанными вещами, придуманными изобретениями (книгами, игрушками, компьютерами), которые делают жизнь удобнее, веселее, интереснее.
Людей окружает мир природы: растения, животные.
С этим разнообразным миром людей, природы и вещей надо уметь общаться.
Выражение «мир общения» следует понимать как жизнь сообща, вместе. А чтобы жить сообща, нужно уметь общаться между собой, понимать друг друга.
— Что помогает человеку общаться с другими людьми? (Язык слов, жестов, мимики.)
— А как человек добивается понимания животных?
Рассматривание рисунков (упр. 1—2). Составление диалогов учителя с детьми и мамы с дочкой.
Делается следующее обобщение: «Общение с учителем и одноклассниками помогает успешно учиться. В классе обучение начинается с приветствия друг друга, которое создает хорошее настроение, способствует дружной совместной работе.
Общение со своими близкими нередко происходит без слов: достаточно ласкового взгляда, доброжелательного кивка головы, нежного объятия».
Запись имени и отчества учительницы (учителя) и родителей. Повторение правила о написании заглавной буквы в именах, отчествах, фамилиях людей.
Расширение представлений учащихся о культуре общения.
— В словах, которые вы используете в общении, в интонации, с которой вы произносите их, может быть передана и ваша нежность, и ваша грубость. Как вы думаете, что помогает общению, а что мешает?
Составление устных рассказов по рисунку, чтение диалогов (упр. 3—4).
Обобщение учителя: «Дети общаются не только со взрослыми и друг с другом, но и с любимыми животными, а также с игрушками, когда играют с ними. В этом общении они проявляют свою любовь, заботу».
III. Минутка чистописания. Отработка написания букв Л, л. Каллиграфическая запись предложения «Ласковое слово и кошке любо».
IV. Домашнее задание (дается по усмотрению учителя): написать пословицу Петь хорошо вместе, а говорить — порознь, объяснить ее смысл; подумать, с кем ты любишь общаться, умеешь ли ты слушать своего собеседника (упр. 2).