Кучина Елена Борисовна
Учитель начальных классов
МОУ «Средняя Общеобразовательная школа № 94».
Россиия. Кемеровская область. г.Кемерово.
Составление рассказа-миниатюры на тему «Осень»
2 класс
Программа Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова «Русский язык». УМК «Школа России»
Цели: Способствовать развитию литературной речи, умению использовать в речи сравнительные обороты, строки из стихотворений, учить выбирать главное в том или ином понятии, оформлять сочинение.
-
Актуализация знаний
— Отгадайте загадку.
Пришла без красок и без кисти и
И перекрасила все листья
(Ответ: осень)
Слайд 1
-Почему вы думаете, что это осень?
(Ответ: Летом листья на деревьях зелёные, а осенью жёлтые, красные)
-Назовите приметы осени?
(Ответ: Дни стали холоднее, часто идут моросящие затяжные дожди, листья на деревьях пожелтели, начался листопад, птицы улетают на юг).
-Назовите осенние месяцы.
(Ответ: сентябрь, октябрь, ноябрь)
-
Сообщение темы и цели урока.
–Мы с вами ежедневно читаем рассказы, стихотворения. Все они сочинены людьми. Возможно, кто-то из вас станет известным поэтом, писателем или журналистом, но для этого нужно научиться писать небольшие сочинения. Сегодня как раз такая работа и предстоит. Вы напишите рассказ об осени, какой её увидел художник И.И. Левитан. Вам предстоит написать рассказ по картине.
-
Знакомство с биографией художника.
Слайд 2
Исак Ильич Левитан, наш великий и неповторимый пейзажист родился 18 августа 1860 года на западной окраине России в небольшой безымянной деревеньке близ железнодорожной станции Кибарты (неподалеку от пограничного городка Вержболово) в образованной, интеллигентной, но бедной еврейской семье. Отец сам обучал детей грамоте, а в конце 1860-х годов перевез семью в Москву. После переезда семья Левитанов жила бедно, перебиваясь грошовой оплатой за уроки французского и английского языка, которые давал отец. Тем не менее, родители чутко отнеслись к увлечению сыновей искусством и не возражали, когда в 1870 году старший сын Авель, а затем, в 1873 году, и Исаак решили поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. 1870 году, старший сын Авель (Адольф), а затем, в 1873 году, и двенадцатилетний Исаак выразили желание стать художниками и поступили в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Исаак был талантлив и начал получать награды за «первые номера по художественным занятиям». Но счастью недолго было суждено светить в неудачливой семье. Одна беда следовала за другой. Умерла мама. Вскоре от тифа скончался отец. В семнадцать лет молодой студент остался нищим один на улице. Началась долгая гряда скитаний, унижений, самой беспросветной нужды…
Вскоре юношу исключают из училища за неуплату очередного взноса за занятия. Но добрые люди, друзья-студенты собирают необходимую сумму и вносят деньги в канцелярию. Левитан возвращается к занятиям.
Совет преподавателей училища постановляет освободить от платы за учение воспитанника Левитана, как «оказавшего большие успехи в искусстве», и назначить ему небольшую стипендию. В 1896 году, после вторично перенесенного тифа, усилились симптомы и прежде дававшей о себе знать болезни сердца.
4.Работа по картине. Слайд 3
-Почему картина названа «Золотая Осень»?
(Ответ: Картина называется «Золотая осень», потому что деревья покрыты жёлтой листвой, словно золотом, день ясный солнечный).
— Посмотрите на картину, как вы думаете, какое настроение было у художника, когда он писал её? Почему?
(Ответ: Настроение было радостным. Так день ясный, солнечный, много ярких красок)
-Что изображено на картине?
(Ответ: На картине изображены берёзы, река, берега реки – осенний пейжаж)
-Опишите небо (голубое, прозрачное, лучезарное,)
-Видим ли мы солнце? Почему? (Оно светит сквозь тучи)
-Опишите деревья (золотые, сказочные, яркие)
-Видим ли мы траву, цветы? Какие они (Трава желтая, цветы завяли)
-Опишите реку (В реке отражаются золотые берёзы). Какая вода в реке? (холодная Скоро река покроется льдом)
5. А теперь послушайте, как поэты изображали осень в своих стихах. У каждого ребёнка на парте лежит листок со стихотворениями.
Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера… (Ф. Тютчев)
Почему поэт говорит, что день хрустальный? Какой он (прозрачный, чистый, безоблачный)
Как можно представить лучезарный вечер? (Вся природа залита лучами заходящего солнца, все сверкает, сияет)
Лес, точно терем расписной
Лиловый, золотой, багряный,
Весёлой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Берёзы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой
Как вышки, ёлочки темнеют,
А между клёнами синеют
То там, то здесь, в листве сквозной,
Просветы в небо, что оконца, (И. Бунин)
— Как описывает поэт лес? С чем он его сравнивает? Какие краски подбирает?
(Ответ: Лес – терем расписной. Золотые, лиловые, багряные (ярко красные) цвета)
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото, одетые леса? (А.С. Пушкин)
-Почему осень – пора унылая?
(Потому, что природа увядает, скоро зима)
Осень наступила
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.
Вянет и желтеет
Травка на лугах.
Только зеленеет
Озимь на полях.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет
Дождик моросит,
Воды зашумели
Быстрого ручья.
Птички улетели
В тёплые края. (Плещеев)
Все деревья блистают
В разноцветном уборе (К.Д. Бальмонт)
6. Работа с планом. Слайд 4
-Прочитайте первый пункт плана
1. Какое время года наступило?
-Как вы ответите на этот вопрос.
-Найдите ответ в стихотворениях.
(Ответы: Наступила золотая осень. Жаркое лето сменила золотая осень. Есть в осени первоначальной короткая, но дивная пора. Унылая пора! Очей очарованье! Прощальная краса)
-Прочитайте второй пункт плана.
2. Как светит солнце?
(Ответы: Светит ярко, но плохо греет. Солнце дарит природе прощальное тепло.)
-Прочитайте третий пункт плана
3. Какой ветер чаще дует?
(Ответы: Всё чаще дует холодный ветер. Но иногда к нам в гости заглянет тёплый ветерок. Ветер в поле воет.)
-Прочитайте четвёртый пункт плана
4. Какими стали цветы, трава? Что писали поэты?
(Ответ: Цветы завяли, трава пожухла Вянет и желтеет травка на полях. Высохли цветы.)
-Прочитайте пятый пункт плана.
5. Каким стал наряд деревьев? Найти строчки стихотворения.
(Ответ: Деревья надели яркий наряд. Берёзы золотые платья, клёны – красные кафтаны, рябина разноцветный сарафан. Берёзы жёлтою стеной блестят в лазури голубой. Леса оделись в багрец и золото. Все деревья блистают в разноцветном уборе.)
6. Какая стала вода в реке?
(Ответ: Вода в реке потемнела, стала холодной. Но в воде отражается пышный наряд деревьев).
7. Куда собрались перелётные птицы?
(Ответ: птицы собираются в стаи и улетают в теплые края).
7. Письмо сочинения по вопросам плана.
8.Выборочное чтение сочинений.
Литература:
-
О.Е Жиренко, Л.А.Обухова «Поурочные разработки по русскому языку 2 класс к учебнику Л.М. Зелениной, Т.Е. Хохловой» М.: «Вако», 2006г.
-
http://www.centre.smr.ru/win/artists/levitan/biogr_levitan.htm