1ЧЕТВЕРТЬ (45ч) ЗНАЕМ — ПОВТОРИМ, НЕ ЗНАЕМ-УЗНАЕМ
Урок 1. ПОГОВОРИМ ОБ УШЕДШЕМ ЛЕТЕ…
Цели: познакомить с учебником «К тайнам нашего языка», с тетрадью-задачником; учить образному живому рассказу.
Оборудование: учебник «К тайнам нашего языка»’ Соловейчик М. С, Кузьменко Н. С, тетрадь-задачник «К тайнам русского языка. 2 класс».
Ход урока
I. Организационный момент.
II. Знакомство с учебником.
— Рассмотрите обложку книги по русскому языку, прочитайте, как она называется. Как вы думаете, почему книга называется «К тайнам нашего языка»?
(Эта книга будет помогать нам открывать тайны русского языка, узнавать новое.)
— Эту книгу называют ещё учебником. Почему?
(Она научит правильно говорить и писать, научит делиться своими мыслями с другими людьми.)
— Прочитайте фамилии авторов учебника. Имя и отчество полностью можно прочитать в конце учебника.
(Марина Сергеевна Соловейчик, Надежда Сергеевна Кузьменко.)
— На с. 3 авторы напечатали обращение к ученикам-второклассникам. Прочитайте его.
-
Как называется такая запись? (Письмо.)
-
Докажите. (Какие части выделяются в письме?)
-
Приятно ли вам было читать это письмо? Почему?
-
Рассмотрите на с. 4 условные обозначения. Какие из них уже знакомы, а какие новые?
-
Откройте тетрадь-задачник. Как вы думаете, почему тетрадь так называется?
-
Рассмотрите таблицу «Это ты знаешь!». Вы согласны с авторами? Почему?
-
Как вы думаете, почему в этой таблице есть пустые прямоугольники?
-
Откройте в учебнике с. 5. Прочитайте слова в начале страницы. Догадайтесь, какая работа вас ждёт на первых уроках русского языка.
(Повторение изученного в первом классе и изучение нового.)
III. Работа по теме урока.
-
Вспомните, о чём спрашивают вас авторы учебника в своём письме? (Как прошло твоё лето?)
-
Ответьте на этот вопрос.
-
Чтобы записать ваш ответ, нужно подготовиться. Прочитайте слова в задании 1, выберите нужное слово, отметьте в нём опасные места и запишите в тетради свой ответ.
Моё_лето_ прошло_ замечательно.
-
Проверьте, отмечая все опасные места в записи.
-
Какие опасные при письме места в твоём предложении не встретились? (Парные звонкие и глухие согласные.)
-
Как ответил на вопрос авторов мальчик-иностранец?
-
Какую ошибку он допустил? Понять эту ошибку вам помогут авторы. Рассмотрите табличку на с. 6 и сделайте вывод.
— Чтобы вы смогли подробно рассказать о летних событиях, нужно вспомнить известные «опасности» письма. Вспомните, какие «опасности» письма вы знаете. В этом вам поможет таблица на форзаце учебника. Как она называется? («Внимание! Опасность!»)
Задание 2. Прочитайте важные сведения о том, как нужно проверять и как исправлять ошибки.
-
Найдите ошибки в записи мальчика. Исправьте их. (Коллективная работа.)
-
Какие правила письма забыл мальчик?
Задание 3. (Самостоятельно находят две ошибки.) Обсуждение найденных ошибок.
— Найдите в рассказе место, где картину хорошо бы дорисовать.
(Улучшенный вариант детского текста: … кто-то зашевелился. Смотрим, а там … зайчик. Он очень испугался. Мы посмотрели и отошли.)
-
Запишите новые предложения на приготовленных строках, отметьте «опасные места».
-
Прочитайте весь рассказ. Стало лучше? Почему?
IV. Работа над каллиграфией.
— Просмотрите записанные предложения, подчеркните буквы, которые получились лучше других. На поля вынесите те буквы, написание которых сегодня не удалось. Пропишите их на чистой строчке.
Примечание. Авторы учебника советуют не проводить специальные «минутки» для каллиграфии, а достаточно регулярно выполнять определенные задания, которые имеют индивидуальный характер. Например: оценить с точки зрения красоты и аккуратности запись в своей тетради: подчеркнуть буквы, сочетания букв, которые не получились, написать их на полях еще раз; «задать» себе домашнее задание, выписав буквы на отдельную строку буквы, в красивом написании которых нужно потренироваться.
V. Итог урока.
-
Как называется учебник русского языка?
-
Назовите авторов учебника.
-
Какие таблицы вы рассмотрели сегодня на уроке?
-
В чём вам они помогли?
Задание на дом: задания 4 и 5.