Русский язык
4 класс
Разбор глагола по составу. Знакомство с алгоритмом.
Автор: Сечкина Ирина Анатольевна
МАОУ СОШ №2 г. Усть-Лабинск
Учитель начальных классов
Сценарий урока русского языка в 4 классе по теме
«Разбор глагола по составу. Знакомство с алгоритмом»
УМК: 1. Бунеев Р.Н.Русский язык. Учебник для 4 класса начальной школы, в 2 частях. Часть 2.– М. : «Баласс», 2010.
2. Бунеева Е.В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 3-й класс. – М.: Баласс, 20011.
Цель: формировать умение разбирать глагол по составу
Обучающие цели:
-
повторить знания о глаголе
-
повторить алгоритм разбора по составу слов др. частей речи
-
Познакомить учеников с алгоритмом разбора глагола по составу;
-
расширять словарный запас учащихся;
-
учить самостоятельно «открывать» новые знания через проблемный метод обучения.
Развивающие цели:
-
развивать мыслительные операции: анализ, синтез, классификацию, обобщение, сравнение, внимание, память;
-
развивать умение работать в группах;
-
развивать адекватную самооценку своей деятельности.
Воспитательные цели:
-
воспитывать интерес к занятиям русским языком;
Технология: деятельностного метода, информационно-коммуникационная
УУД
Познавательные: анализировать, сравнивать, делать выводы, обобщать, извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую; поиск информации; адекватно понимать содержание прочитанного текста, выделять главную информацию, основную мысль
Личностные: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания.
Коммуникативные: 1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения.
2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.
3. Договариваться о совместной деятельности, работать в парах, группах, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Регулятивные: высказывать предположения на основе наблюдений, аргументировать свою точку зрения, формулировать вопрос (проблему) урока и его цель, искать пути решения проблемы, осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Тип урока: урок изучения нового.
Единица содержания образования: знакомство понятием алгоритм разбора глагола по составу
Граница знания-незнания: дети знают, алгоритм разбора по составу других частей речи .
Оборудование урока: класс, оборудованный СМРС (классмейты), локальная сеть, мультимедийный проектор; тест « » (Программа : e – Learning Class V6.0)
Сценарий урока
Деятельность учащихся | Результат (УУД) Универсальные учебные действия | ||
(цель: создать мотивацию к включению в учебную деятельность). | |||
— На улице сегодня светит солнышко и у нас в классе оно приветствует вас и поможет создать комфортную обстановку в классе для плодотворной работы на уроке. (слайд 1) — Начинаем урок. — Проверьте свою готовность. У вас на партах должны лежать учебник, тетрадь, пенал, сигнальные карточки. — Откройте тетрадь, вспомните правила письма. Запишите число, классная работа.
|
| Личностные УУД воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
| |
II . Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. (цель: актуализировать представления о понятиях “ ; зафиксировать ситуацию, демонстрирующую недостаточность имеющихся у учащихся знаний). | |||
1. Индивидуальная работа на карточках. — Перед вами на доске буквы. Зачеркните на доске и на листочках те буквы, которые обозначают глухие согласные звуки и выпишите в тетрадь оставшиеся буквы. — Прочитайте слово. — Напишите красиво и правильно это слово 3 раза. Минутка чистописания.
2. Работа в группах по формулировке правила по заданию на карточке.
— Чтобы вспомнить все изученные орфограммы, связанные с написанием глаголов, вы будете работать устно с раздаточными карточками в группах. 1) сформулировать правило 1группа: Сформулируй правило о написании не с глаголами. 2группа: Сформулируй правило о написании окончаний у глаголов прошедшего времени. 3 группа: Сформулируй правило о правописании глаголов на конце с шипящей. 4 группа. Сформулируй правило о правописании безударного окончания глаголов. 5 группа: Сформулируй правило о написании ться, тся в глаголах.
2) Выбрать опорную схему на доске, привести примеры на орфограмму, доп. вопрос: глаголы –искл., словарные слова (отметка)
— О какой форме глагола напоминает: (схемы) суффиксы –Л, -ся, -сь, -ть, -ти; окончания — -ишь, -ешь, -ат(-ят), -ут(-ют) 3) Итог. — Оцените свою работу в группе. (солнышко и облачко)
|
— глагол
|
Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. Коммуникативные УУД 1.Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться о совместной деятельности, работать в группах.
| |
III. Постановка проблемы. (цель: выявить и зафиксировать в речи затруднение в учебной деятельности; согласовать тему и цель урока). | |||
— Определите по схемам, к каким частям речи относятся слова? (слайд 2)
— К каждой схеме запишите по одному слову. Проверьте.
— Какая схема слова отличается от других ? 3 схема — Это схема какой части речи? Глагола. — Так слова какой части речи разбираются по составу по-особенному?
— Проблемный вопрос (Главный вопрос ) урока: почему и чем отличается разбор глагола по составу от разбора других частей речи? (на доске)
— Сформулируйте тему урока. — Какую цель вы поставите перед собой (слайд 3) — А что поможет вам выполнять разбор глагола по составу? — Поэтому следующая задача …(закончить фразу) |
—
— Почему разбор глагола по составу отличается от разбора других частей речи?
— Разбор глагола по составу — Научиться разбирать глагол по составу.
— Алгоритм — составить алгоритм «Разбор глагола по составу» | Познавательные УУД Анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы. 2. Извлекать и преобразовывать информацию из одной формы в другую. Коммуникативные УУД 1.Высказывать и аргументировать свою точку зрения. 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. Регулятивные УУД 1. Искать пути решения проблемы. 2.Высказывать предположения на основе наблюдений. 3. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. 4. Высказывать предположения на основе наблюдений.
| |
IV. Наблюдение. (цель: подвести к формулированию ответа на поставленный вопрос; составить алгоритм). | |||
1. Учебник с. , Упр. 292. (по заданию с комментированием у доски и в тетради) — Прочитайте задание к упражнению. — Расскажите план вашей работы над упражнением.
-Что обозначает слово багряный? — Что поэт называет словом убор? — Как вы понимаете слово «сребрит»? — Как понять слова «проглянет день как будто поневоле»? — Вставьте пропущенные буквы. Графически объясните. (укажите спряжение) — Выпишите глагол роняет. (1 ученик на доске)
— Задания в учебнике помогли нам выполнить какое задание? (Разбор гл. по составу)
— Какая главная задача урока?
— Есть моменты, которые необходимо знать, чтобы правильно разбирать глагол по составу.
2. Работа с памяткой. Учебник с.
— Сам. чтение памятки уч-ся. -Назовите, какие суффиксы входят в основу слова. (Слайд ) — Закончите эту схему на своих карточках. — Назовите суффиксы, которые не входят в основу слова. ( слайд — Запишите эти суффиксы. 3. Вывод. — Для чего нужна эта памятка? |
— составить алгоритм
— для разбора гл. по составу |
| |
Физминутка. Слайд № Упр. для глаз, «Перекаты головы»,
| |||
V. Проектирование и фиксация нового знания (цель: выполнять разбор гл. по составу | |||
— На какой главный вопрос пытались найти ответ на уроке?
— Так почему же?
2. Составление алгоритма « Разбор глагола по составу». Слайд
— Чтобы разбирать глагол по составу без ошибок, составим алгоритм (Слайд ) — Определите 1 шаг алгоритма — Для чего нужно определить форму глагола? — Это 2- шаг алгоритма
— 3- шаг алгоритма — 4- шаг алгоритма
— Сверьте алгоритм с порядком разбора глагола по составу в учебнике с. . — Есть вопросы? — А у меня вопрос: — Чем алгоритм разбора гл. по составу отличается от порядка разбора им. сущ.
|
— Почему разбор глагола по составу отличается от разбора других частей речи? — Есть суффиксы, которые не входят в основу слова.
— Чтобы вспомнить окончания и суффиксы гл. данной формы. — Найду и выделю окончания и суффиксы, которые не входят в основу слова. — Выделю основу слова. — выделю корень, суффикс и приставку.
— окончание, основа, корень, приставка и суффикс |
Познавательные УУД Адекватно понимать содержание прочитанного текста, выделять главную информацию, основную мысль. Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества в парах; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Регулятивные УУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
| |
VI. Первичное закрепление. (цель: развивать умение выполнять морфемный разбор глаголов). | |||
1.Тренировочное упр. (под руководством учителя, с комментированием) Учебник с. , Упр. 293.
2. Сам. Работа.
Упр. 294.+ карточки разноуровневые
— Вам предлагаются карточки трёх цветов. На каждом цвете определённые задания. Прочитайте и выберите, какое задание вы хотели бы и смогли выполнить?
3. Тест (Экспресс-диагностика) — А теперь каждый ученик сможет проверить свои знания, выполнив предложенный тест. Выберите правильный ответ и запишите букву этого ответа. — Вопрос 1. Чтобы выполнить разбор глагола по составу я сначала: а) Определю спряжение глагола; б)Определю, в какой форме стоит глагол; в) Выделю основу слова.
Вопрос 2. Если глагол стоит в прошедшем времени, то я: а) Выделю окончание и суффикс -л- б) Выделю глагольный суффикс; в) Выделю корень.
Вопрос 3. Суффикс -ся (сь) возвратного глагола: а) Не входит в основу глагола; б) Входит в основу глагола; в) Иногда входит. — кто уверен, что задания выполнил, правильно покажите солнышко. — Взаимопроверка. Правильные ответы на экране. (Слайд ) (1-б 2-а 3- б)
|
|
Познавательные УУД Адекватно понимать содержание прочитанного текста, выделять главную информацию, основную мысль. Коммуникативные УУД Планирование учебного сотрудничества в парах; оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. Регулятивные УУД Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
| |
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Итог урока. (цель: оценить собственную деятельность; зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направление будущей работы). | |||
— Какую цель вы ставили перед собой в начале урока?
— А сейчас оцените свою работу на уроке. — Доскажите фразу до конца и покажите солнышко или тучку
– Я научился разбирать глагол по составу …
— Спасибо за работу.
|
— разбирать гл. по составу
Отлично ( солнышко) Хорошо ( солнышко+тучка) Удовлетворительно (тучка) |
| |
VIII. Домашнее задание. Слайд № 1) Знания надо закрепить! Учебник упр. 295
| |||
|
|
|
Литература
1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык: 3 класс, 1 ч. — Изд. 3-е, перераб. — М.: Баласс, 2006.
2. Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык: 3 класс. Методические рекомендации для учителя — М.: Баласс, 2006.
3. Волина В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994.
4. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику “Русский язык” 3 класс — М.: Баласс, 2001.