Технологическая карта урока

ПРЕДМЕТ: литературное чтение + русский язык

ТЕМА УРОКА: Согласные звуки [ф], [ф’], буква ф. Написание слов и соединений со строчной буквой ф

ТИП УРОКА: интегрированный (урок изучения нового материала)

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

ПРЕДМЕТНЫЕ: формировать умение выделять звук в слове и записывать его соответствующей буквой; овладевать начертаниями письменных букв, слов; уметь писать предложения; анализировать и записывать текст.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ:

Регулятивные: формировать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника; умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей; умение прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Познавательные: формировать умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов; представлять информацию в виде схемы; выявлять сущность, особенности объектов; уметь на основе анализа объектов делать выводы; обобщать и классифицировать по признакам; ориентироваться на развороте учебника; находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные: формировать умение слушать и понимать других; строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами; оформлять свои мысли в устной форме; уметь работать в паре.

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: формировать умение выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции; мотивировать к обучению и целенаправленной познавательной деятельности; уметь оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

Этапы урока

Деятельность учителя

Содержание дидактического материала

Деятельность обучающихся

  1. Орг. момент

Громко прозвенел звонок –
Начинается урок.
Ваши ушки на макушке,
Глазки широко раскрыты.
Слушайте, запоминайте,
Ни минуты не теряйте!

Проговаривают стихотворение – правила поведения на уроке, объясняют, для чего нужно выполнять эти правила. Самоопределение к деятельности.

2.Актуализация знаний

Ребята, что вы видите на экране? Слайд

— Какое настроение нам дарит оно?

— Пусть это настроение сопровождает вас на протяжении всего урока.

— Чем мы занимаемся на уроке обучения грамоте?

— А вот я сейчас бы хотела проверить как вы занимаетесь на уроке? 3 Слайда

Характеристика звуков

3. Постановка учебной проблемы.

4.Открытие нового знания

Ребята, посмотрите в Буквари и скажите, чем мы сегодня будем заниматься на уроке. Откройте учебники на с.140-141.

— Мы будем открывать новые знания или повторять?

Давайте составим план урока. Составление плана урока.

Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)

Каким кружком обозначим?

1. Работа в «Букваре» (с. 140).

1) Выделение звуков [ф], [ф’] из слов фонарик и фиалка.

Что нарисовано на кубиках? (Фонарик, цветок фиалка.) Слайд

Сколько слогов в слове фонарь? (Два.) Назовите первый слог.

Произнесите первый звук.

Дайте характеристику этому звуку. (Твёрдый глухой со­гласный [ф].) Подберите слова, которые начинаются с этого звука.

— Произнесите второе слово фиалка.

Дайте характеристику первому звуку.([ф’] – согласный глу­хой, мягкий.)

2) Найдите на ленте букв, какой буквой обозначаются новые звуки.

— Что вы ещё можете сказать про эти звуки? (Они являются парными согласными по глухости и звонкости со звуками [в], [в’]). Когда мы это можем услышать? (Когда эти звуки стоят в конце и в середине слова)

3) – На что похожа буква Ф? Слайд

ВЫВОД: Что мы узнали нового на уроке? Познакомились с буквой ф и звуками

[ф], [ф’] . Какой вывод сделали?

4) — А сможем ли мы напечатать слова фонарик и фиалка? Почему?

2. Работа в тетради для печатания (с. 45).

Печатание буквы Ф.

Какую букву мы с вами печатали?

— А теперь сможем напечатать слова? Что мы можем сделать с этими словами?

Звукобуквенный анализ слова фонарик выполняется коллек­тивно, а затем дети самостоятельно выполняют звукобуквенный анализ слова фиалка.

ФИЗМИНУТКА

Как вы думаете, сложно написать прописную букву Ф?

Давайте попробуем. Где мы будем учиться писать прописную букву Ф?

3. Работа в прописи (с. 28).

1) Написание буквы Ф.

Из каких элементов состоит эта буква?

Рассмотрите в рамочке, как пишется буква Ф.

С чего начнём её писать?

Учитель показывает на доске.

2) Обведение букв по образцу, запись элементов.

3) Написание наклонной линии на первой строке красным цветом, буквы Ф – зелёным цветом.

4) Написание буквы О синим цветом на строке, буквы Ф – зелёным цветом на строке.

Почему именно букву О написали вместе на строке с буквой Ф?

Чему мы уже научились на сегодняшнем уроке? Научились писать печатную и письменную букву ф. Оцените свою работу.

— А чему мы должны ещё научиться? (Читать слоги, слова и предложения)

ФИЗМИНУТКА

Формулирование темы, цели урока, планирование деятельности

Предположение темы урока

Выделение звука

Характеристика звука

Наблюдение и анализирование слов

Ответ на проблемный вопрос

Сравнение буквы

Формулирование вывода

Печатание буквы

Звукобуквенный анализ слов

Работа в прописи

Письмо строчной буквы

ΙΙΙ. Применение нового знания

  1. Работа в «Букваре» (с. 140).

С дыхательной разминки

-вдох-выдох

-вдох-выдох на счёт 10

-вдох-положить пламя свечи, задуть свечу

-вдох- гласные звуки

-вдох-слоги с буквой ф Слайд

-вдох-чистоговорки: Аф-аф-аф – купили шкаф.

Уф-уф-уф – садись на пуф.

Фу-фу-фу – купили мы софу.

Фи-фи-фи- Ефим смотрел мультфильм

-вдох – скороговорка: Флот плывёт к родной земле – флаг на каждом корабле. Слайд

Чтение слов. (с. 140).

Просмотрите 4 столбика слов на этой странице.

Есть ли что-то общее у этих слов? (Во всех словах есть Ф.)

Прочитайте слова про себя. Чтение вслух — хором

Прочитайте вслух слово, где звук [ф] повторяется 2 раза. (Фуфайка.)

Прочитайте слово, которое называет в шахматах короля, ферзя, слона, пешку. (Фигура.)

Где ещё это слово мы употребляем? (В мате­матике: плоские фигуры, в скульптурном изображении.) 1. Внешнее очертание, вид, форма чего нибудь (устар.). Какое это слово? (Многозначное)

Прочитайте слово, которое обозначает предмет для сушки волос. (Фен.)

Прочитайте слово, которое обозначает действие. (Фыркает. Это слово имеет несколько значений. Фыркать – это значит: 1. С шумом выпускать воздух из ноздрей. 2. Смеяться, производя звук носом, губами. 3. Сердиться, выражать недовольство.)

Прочитайте слово, которое называет животный мир на Земле. (Фауна.)

Найдите слово, называющее маленький фонарь.

Как образова­лось это слово? (С помощью суффикса ик-: фонарь + —ик- = фонарик. ПРОПЕДЕВТИКА.)

Прочитайте название крупной хищной птицы. (Гриф.) Слайд

Какие ещё значения этого слова вы знаете? (1. Длинная, узкая часть музыкальных инструментов, вдоль которой натянуты струны. 2. Печать и оттиск с изображением подписи. 3. В антич­ной мифологии: крылатое чудовище с головой орла и туловищем льва.) Ч это за слово?

Прочитайте слова, которые написаны с заглавной буквы.

Выде­лите заглавную букву в этих словах. (Африка, Уфа.)

Почему эти слова написаны с заглавной буквы? (Африка – это название континента, а Уфа – название столицы Башкортостана.)

Составьте предложения с этими словами.

Прочитайте «военное» слово. (Офицер.)

Прочитайте, как называется приспособление для передачи зву­ков по проводам. (Телефон.)

Что мы сейчас делали? (Читали слова и анализировали их.)

Какие умения формировали? (Умение работать с информацией и умение владеть речью.)

А какой цвет существует на букву ф? Какой он для вас? Я предлагаю посмотреть на него другими глазами. Фильм.

2. Работа в прописи. (с. 28).

1) Чтение и запись слогов по письменному образцу

Обратить внимание детей на способ соединения букв.

2) Подбор слов с этими слогами и соединениями.

Физкультминутка.

3. Работа в прописи

1) Рассматривание картинки.

Есть ли слова со звуками [ф] и [ф’] на маленькой картинке? фонтан, форма, флажки, фотоаппарат, фуражка, фигура.

Почему картинка такая маленькая? Что это? (Марка.)

А для чего нужны марки? Составьте рассказ по этой картинке.

Что мы сейчас делали? (Называли слова, составляли рассказ по картинке, записывали слоги.)

Какие умения формировали? (Умение работать с информацией и умение владеть речью.)

4. Работа в «Букваре».

Чтение слов (с. 140).

1) – Найдите столбик слов с одним гласным звуком. Прочитайте его.

Сколько слогов в этих словах? Почему?

Как называется крупное соединение военно-морских судов? (Флот.)

Прочитайте слово, которое называет место военных действий. (Фронт.)

Объясните слово фрак. (Парадный пиджак с короткими перед­ними полами.)

2) – В следующем столбике найдите лишнее слово. (Факел, так как в этом слове звук [ф] твёрдый, а в остальных словах мягкий.) Кто из вас видел факел? Как он выглядит?

Прочитайте слова, которые называют цветы. (Фиалки, фикус.)

Когда мы говорим финиш? (Конечный пункт спортивного со­стязания.)

3) – Прочитайте слова последнего столбика.

Есть ли у этих слов что-то общее?

Прочитайте «съедобные» слова. (Кофе, конфеты.)

А когда люди используют конфетти? (Конфетти – разноцвет­ные бумажные кружочки, которыми осыпают друг друга на празд­никах.)

Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.)

Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

5. Работа в прописи (с. 28).

1) Запись слов с печатного текста.

Прочитайте слова под картинкой.

Что заметили в словах 1-го столбика? (Оглушение согласного зву­ка [в].)

Девочки прочитают слова орфографически, а мальчики орфоэпи­чески.

Догадались, кого так крепко берёт за руку звук [в]? (Звук [ф].)

Почему? (Они ходят часто парой, так как это парные согласные.)

Работа со схемами-«человечками». Раскрашивание, дорисовы­вание.

Запись слов улов, боров, травка.

Подчеркните буквы гласных и парных согласных звуков.

Что мы сейчас делали? (Записывали слова.)

Какие умения формировали? (Умение работать с информацией и умение владеть речью.)

6. Работа в «Букваре».

Чтение слов и предложений.

1) Чтение однокоренных слов с корнем -фото-, объяснение лекси­ческого значения.

Фотография – 1. Изображение предметов на чувствительной плен­ке.

2. Снимок – изображение, полученное таким способом. 3. Учреж­дение, мастерская для съемок.

Фотоаппарат – аппарат для фотографии.

Фотограф, фотокорреспондент – специалист по фотографии. Фоторобот – составленное из деталей по словесному описанию изображение человека.

Что объединяет слова? (Они однокоренные.)

Выделите корень. (ПРОПЕДЕВТИКА.)

2) Однокоренные слова и формы слова с корнем -флаг-.

Объясните значение слова флаг. (Прикреплённое к стержню по­лотнище.)

Как из большого флага сделать маленький? (С помощью суффик­са —ок-. Флажок.)

Что такое флагшток? (Шест для флага.)

Какое из слов является формой слова флаг? (Флаги.)

3) Чтение предложения.

Какое предложение записано над картинками? Прочитайте.

Соответствует ли предложение картинкам?

Какие слова записаны с большой буквы? Почему?

Как можно поменять слова в предложении местами, чтобы смысл предложения не изменился? (Поменять местами части.)

Что мы сейчас делали? (Читали слова, развивали свою речь.)

Что нового для себя открыли?

Какое умение формировали? (Умение работать с информацией.)

7. Работа в «Букваре».

Работа с текстом «Папина профессия» (с. 141).

1) Работа с текстом до чтения.

Прочитайте заглавие.

А кем может работать папа?

Подсказывает ли картинка, какая профессия у папы, про которо­го мы будем читать текст?

2) Чтение текста самостоятельно.

а) Выявление первичного восприятия.

Действительно ли интересная профессия у папы Саши Ефимова?

б) Повторное комментированное чтение вслух.

в) Обобщающая беседа.

Какой фрагмент текста изобразил наш художник?

Расскажите, что особенно любит снимать фотокорреспондент Ефимов. Докажите словами текста. (Фотопортреты мужчин, жен­щин, детей: у Сашиного папы их целая коллекция.)

Прочитайте, что ещё мы увидим на его фотографиях.

Назовите имя и отчество мальчика. (Александр Андреевич.)

А чем увлекается Саша Ефимов?

г) Проблемный вопрос к тексту.

А почему автору текста захотелось рассказать про профессию не просто фотокорреспондента, а именно папы Саши Ефимова?

Почему Саша будет фотокорреспондентом, как папа?

3) Работа с текстом после чтения.

Вернёмся к названию текста. Какие заголовки ещё можно подо­брать?

      1. «Любимая профессия семьи Ефимовых».

Дыхательная разминка

Работа в букваре

Чтение и анализ слов

Многозначность слов

Словообразование

Работа с предложением

Комментированное письмо

Работа в прописи

Рассматривание иллюстрации

Чтение слов

Беседа по вопросам учителя

Работа с парными согласными

Чтение слов и предложений.

Работа с текстом

ΙV. Итог

Что нового узнали?

Какие уже известные нам знания повторили?

Что у вас получалось сегодня лучше всего?

В чём испытали затруднения?

Что постараетесь сделать лучше на следующем уроке?

Рефлексия

1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here