1 класс
РУССКИЙ ЯЗЫК
Технологическая карта
«Слово и его значение»
| ||
Цель темы | Расширить представление учащихся о речевом общении на основе коммуникативно-речевых ситуаций: закрепить представление учащихся о слове как о двухсторонней языковой единице; расширить, уточнить словарный запас учащихся. | |
Основное содержание темы, термины и понятия | Точные слова как средство выражения мысли. Язык как средство общения, слово как средство общения, модель слова, лексическое значение слова, ключевые слова. | |
Планируемый результат | Предметные умения
| УУД |
Сформировать умение внимательно относиться к слову как к средству общения и выражения отношения к окружающему. Обогащение словарного запаса учащихся. | Личностные: формирование умения общаться как умение говорить и слушать, читать и писать. Регулятивные: освоение способов речевого общения. Познавательные: систематизация знаний о языке как средстве отражения действительности; о слове как двухсторонней языковой единице. Коммуникативные: формирование культуры речевого общения, речевого этикета. |
Метапредметные связи | Формы работы
| Ресурсы | ||
Литературное чтение. Окружающий мир (умение общаться с окружающим многообразным миром: миром людей, природы и вещей; умение выразительного чтения и рассказывания). | Фронтальная, в парах, индивидуальная. | Учебник «Русский язык». Рабочая тетрадь. Методическое пособие. Раздаточный материал. Тетрадь для учащихся в узкую линейку.
| ||
Оргмомент | ||||
Цель – мотивировать детей на начало урока. | Кто из вас мечтает быть образованным, культурным, грамотным? Что для этого вам потребуется? Не будем терять времени даром, я приглашаю вас на урок русского языка. Девиз урока : Хочешь быть грамотным, учись думать и мыслить.
| |||
Цель — мотивировать учащихся на изучение темы; выявить степень усвоения темы «В мире общения. Слово» на уроках обучения грамоте. | I этап. Мотивация к деятельности Проблемная ситуация Послушайте стихотворение и попробуйте определить тему нашего урока. Всему название дано – и зверю, и предмету Вещей вокруг полным-полно, а безымянных нету. И все, что может видеть глаз – над нами и под нами, И все, что в памяти у нас – означено словами: Они слышны и здесь, и там, на улице, и дома, Одно давно привычно нам, другое – незнакомо. — Какова же тема нашего урока? О чем мы будем сегодня говорить? — О словах? Что вы знаете о них? Попробуйте рассказать?. Все ли мы знаем об этом? Для чего они нужны? Чем отличается слово от предмета? На эти вопросы нам предстоит сегодня ответить?
| |||
II этап. Учебно-познавательная деятельность
| ||||
Последовательность изучения | Обучающие и развивающие задания и упражнения на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) | Диагностические задания | ||
1. Слово и его роль в нашей речи
| ||||
Цель формировать представление о слове как двусторонней звуковой единице. | Задание 1(П). Игра «Пойми меня» Учитель показывает предметы – клубок, ручка, тетрадь -Итак, все предметы вам хорошо знакомы? Я положу их в эту коробку. Я задумала один из предметов, который лежит в этой коробке. Даша, подойди, пожалуйста и подай мне этот предмет. Я не могу этого сделать Почему? Я не знаю какой предмет вы загадали Как же быть ребята? — назвать этот предмет Что вы использовали, чтобы назвать этот предмет? ( слово) Я называю его? Клубок, подай мне его пожалуйста. Что можно сделать с клубком? ( играть, вязать, бросать) Я прячу этот предмет и называю слово. Можно ли со словом сделать тоже что и с клубком? А что можно сделать со словом?( произнести, прочитать, услышать) Чем отличается слово от предмета? ( с предметом можно совершать различные действия, а слово можно только услышать, прочитать, написать, произнести) Задание 2 (З).Минутка чистописания. Давайте запишем это слово. Но сначала нужно потренироваться. Но прежде чем писать, назовите первый звук в этом слове .Какой буквой он обозначается? Показ написания буквы Кк, дети пишут первую строчку Показ учителем соединений в слове, написание слова Какое задание можно выполнить с этим словом?( поставить ударение, разделить на слоги) Клубок у нас не простой, а волшебный и он предлагает нам отправиться в путь., а по пути давайте попробуем выполнить задание на стр.15, упр.28 Задание 2 (З). Моделирование Учебник, с. 15, № 28. — Рассмотрите модели слов. Расскажите, как устроено слово. — Слово состоит из звуков и букв. Задание 3 (П) — Можно ли заменять или переставлять местами звуки в слове? Если нельзя, то убедите нас в том, что этого делать нельзя. — При перестановке букв или их замене может получиться совсем другое по значению слово или непонятная белиберда.
Давайте попробуем ответить на вопрос, который я вам задала в конце прошлого урока. Итак, является ли «кукарямба» словом? Первая наша остановка – на лесной опушке (демонстрируется слайд с изображением лесной опушки). К нам на опушку пришел Иван Иванович Самоваров, чтобы рассказать о словах. Давайте послушаем его. ( электронное приложение) Итак, можно ли словом назвать «кукарямбу»?
Ребята, а для чего нужны слова, как вы думаете? Какая у них работа в языке? Перед вами слова. Прочитайте их, распределите по группам. Каждая группа находит слова, которые отвечают на предложенный вопрос. ( 1гр. – кто?, что?, 2гр.- что делает?, 3 гр. – какой?_ Медведь, малина, вкусная, прыгает, заяц, сильный, растет, серый, рычит Что обозначает каждая группа? Вывод: Всё в мире можно обозначить словами. Значит, чем лучше мы знаем родной язык, тем лучше знаем окружающий нас мир. |
|
Цель — учить школьников выбору точного слова как средства выражения мысли. | Задание 2(З) И снова в путь. Демонстрация слайдов с изображением дороги. Следующая остановка – волшебная река, для того, чтобы ее переплыть, необходимо выполнить следующее задание. Подбери слово — предмет Учебник, с. 16, № 29. — Подберите слова — названия предметов, изображённых на рисунке. Учебник, с. 16, № 30. — Объясните, какие слова помогли вам отгадать загадку. Составьте устно предложение с этим словом. Задание 4 (ЗП) Игра со словами. (Работа в парах) Карточки. — Какое слово надо вставить в каждое предложение? Задание 3 (ПУ) Работа в рабочих тетрадях с.10, №5 или электронный носитель с упр. — Какое слово допишете по смыслу? Задание 3 (ЗП) Соответствие между словами и вопросами Работа по электронному носителю «Помоги пауку»
|
Карточки Миша собирает… На полке стоит … На дереве висит … Мама печёт … Папа вешает … Вставь: пар ки мар мартыш ка книж бли ны карти |
4. Диагностика качества учебно-познавательной деятельности
| ||
Цель — установить степень усвоения учащимися данной темы; закрепить представления детей о слове как двусторонней языковой единице. | Сравнение слова с орешком. На слайде пословица. Выразительное чтение пословицы Пустые слова, что орех без ядра. — О чём говорится в пословице? Почему в пословице слово сравнивается с орехом? Что можно считать ядрышком ореха: звучание или его значение? Что значит выражение пустые слова? У слова есть внешняя звуковая сторона (скорлупка) и внутренняя, смысловая (ядрышко). То есть в слове различают звучание и значение. Толкование пословицы должно затронуть и ее нравственный смысл. (Пустые — это такие слова, которые человек произносит безответственно, не придавая им значения, плохо понимая их смысл.) — Запишите пословицу в тетрадь | |
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность
| ||
Цель — учить самоорганизации при выполнении учебного задания. | Репродуктивное задание О чем мы говорили сегодня? Что вы узнали о словах? Какую роль они выполняют? «Проверь себя» Электронное приложение.( фронтальная работа) Самоорганизация в деятельности — Подготовьтесь к выполнению задания; выполните его, представьте и оцените свою работу. Кто доволен свое работой на уроке? Закончите предложение: Я запомнил…. Я научился…. |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА СЕЛА БОЛЬШОЙ КУГАНАК МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТЕРЛИТАМАКСКИЙ РАЙОН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН
Методическая разработка урока
«Слово и его значение»
Русский язык 1 класс
УМК «Перспектива»
Подготовила и провела
учитель начальных классов
Пантюхина И.А.