Технологическая карта урока.
Предмет: УМК «Школа России» В.П.Канакина «Русский язык» Класс: 3. Тема урока: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих». Тип урока: открытие новых знаний. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме. Цель: Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих. Задачи: 1)познавательные: – формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся; – познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце; — выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих. 2) развивающие: — развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, внимание. 3) воспитывающие: создать условия для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать дружно в паре, группе; воспитывать гуманизм и бережное отношение к природе; — способствовать формированию эстетического вкуса учащихся. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: — формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров. Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы. Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: — формировать умения писать имена существительные с мягким знаком на конце после шипящих, выделять орфограмму, применять правило написания. Межпредметные связи: русский язык, информатика, окружающий мир.
Базовая технология: технология деятельностного подхода. Ресурсы: — основные: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, учебник «Русский язык», часть2, М., «Просвещение», 2011 Карточка – тест для индивидуальной работы. – дополнительные: компьютер, проектор, презентация. Литература: Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс. – Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. –с.224. Нефёдова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. Москва, 2007. В.П.Канакина, Г.А. Фомичова «Русский язык». Методическое пособие. Москва, «Просвещение», 2008.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
1.
2.
3.
4.
4.
5.
6. | Самоопределение к деятельности. (Организационный момент)
Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
Постановка учебной задачи. Построение проекта выхода из затруднения.
Физминутка
Первичное закрепление
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.
Домашнее задание.
| На доске девиз: « День сегодняшний – ученик вчерашнего». -Прочитайте про себя записанную на доске пословицу. Как вы понимаете ее смысл? -А как данное высказывание может быть связано с нашим уроком? На доске « День сегодняшний – ученик вчерашнего». -Прочитайте про себя пословицу. Как вы понимаете ее смысл? -А как данное высказывание может быть связано с нашим уроком? — Чему вы учились на прошлых уроках? — Как вы думаете, что принесет вам сегодняшний урок? ? Готовы много думать и говорить? Тогда начнем поиск новых знаний. И желаю вам успеха! 1) Прочитайте слова (запись на доске). Какой части речи слова.Какая попущена орфограмма ? Кон…ки, друз…я, луч.., вороб…и, ладон…, роял…, лист…я, доч… На какие группы и по какому признаку можно разделить данные слова. По какому признаку можно разделить слова на две группы? Мягкий знак выполняет две работы. Какие слова не вошли в группы данных слов.Почему? Что нам нужно узнать, какая цель стоит перед нами? 2.Воспроизведение знаний о роли мягкого языка в слове. Создание проблемной ситуации. Давайте понаблюдаем за словом. Произнесите последний звук. Какой он? Что вы можете сказать о написании слова? А теперь в слове дочь я закрою мягкий знак. Прочитайте слово, послушайте звук на конце. (Звук произносится так же, как и с мягким знаком на конце). Попробуйте сделать вывод Предлагаю поработать в парах . Прочитайте слова. Найдите отличительные признаки у слов и запишите в столбики Ковш, врач, вещь, речь, товарищ, рожь, Что общего у всех слов ? -Обоснуйте свой ответ. Расскажите о своих наблюдениях — Сформулируйте тему урока. — Поставьте цель урока. Значит, это какая-то третья работа мягкого знака? Где мы сможем проверить свою версию ? Работа с правилом в учебнике. Что является главным в выборе написания мягкого знака после шипящих у существительных?
Мы устали чуточку, Я буду называть имена существительные если у существительных после шипящих пишется ь знак вы хлопайте , если нет приседайте. Ёж, лещ, печь, товарищ, обруч, тишь, рожь, скрипач, молодёжь, багаж, дочь.
Руки вверх и сразу вниз, И за парту вновь садись.
Посмотрите на героя и скажите откуда он пришёл? Что мы составляли для него на уроках информатике? Как вы думаете , зачем он пришёл на урок русского языка сегодня? Предлагаю вам составить алгоритм к правилу 1.Пользуясь памяткой выполним упр.57. 2. Боб приготовил задание: Узнать слова по описанию( работа в парах) запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь, определите род имён существительных, подчеркните мягкий знак.
3. «Зимний лес не спит, а дремлет, Серебром унизан весь, Не покинув эту землю, Много птиц осталось здесь». Игра « Покормите птиц зимой! — У вас на партах фигурки птиц. На обратной стороне фигурки написаны слова. Вставьте пропущенную орфограмму , определите род у существительных: мощ.., стриж.., дрож.., грач.., чиж…, ноч.., ёж.., финиш.., брош.., лож… Поменяйтесь работами , проверьте у своих одноклассников. Кто работу выполнил без ошибок поместите птиц в кормушку, кто допустил ошибку – около кормушки. — Что помогла выполнить работу без ошибок? — Какую цель мы перед собой ставили? — О какой новой роли «ь» в русском языке мы узнали? — Подумайте и закончите фразу сегодня я на уроке: Я узнал…. Возьмите красные кружочки , я попрошу вас оценить свою работу, выходят девочки , а потом мальчики.
Стр.31 выучить правило. |
Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.
1)Разделительный, 2)показатель мягкости согласного 3)?
Учащиеся ставят цель урока
Согласный, шипящий, мягкий
На конце слова после буквы Ч написан мягкий знак).
Мягкий знак как бы не нужен, но он есть, слово нельзя отнести ни к одной группе). Звук [Ш] – шипящий, твердый, а мягкий знак есть, значит, слово нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе. Относят его к третьей группе
Называют слова из 1 столбика и из 2 столбика.
Формулируют тему урока, ставят цель к уроку.
В учебнике,стр31.
Из информатике Алгоритм Чтобы мы составили алгоритм , как пользоваться новым правилом .
Работа у доски. Самопроверка
Работа в парах в карточках
Взаимопроверка. Оценивают свою работу на уроке |
Работа учащихся на уроке: Учащиеся работали активно, все были включены в работу. Дифференциация и индивидуализация обучения присутствовала. Самостоятельная работа учащихся носила продуктивный характер. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. Урок достиг поставленных целей.
—
.