Технологическая карта урока.

Предмет: УМК «Школа России» В.П.Канакина «Русский язык» Класс: 3. Тема урока: «Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих». Тип урока: открытие новых знаний. Место и роль урока в изучаемой теме: первый урок по теме. Цель: Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака на конце имён существительных после шипящих. Задачи: 1)познавательные: – формировать представление о грамматической функции мягкого знака как показателя женского рода путём исследовательской работы учащихся; – познакомить с правилом написания мягкого знака в именах существительных с шипящим звуком на конце; — выработать алгоритм правописания мягкого знака в именах существительных после шипящих. 2) развивающие: — развивать интеллектуальные и коммуникативные способности учащихся, мышление, внимание. 3) воспитывающие: создать условия для воспитания у учащихся толерантного отношения друг к другу, уважения к мнению других, умения работать дружно в паре, группе; воспитывать гуманизм и бережное отношение к природе; — способствовать формированию эстетического вкуса учащихся. Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения: — формирование устойчивых учебных мотивов, интереса к изучению русского языка через открытие новых знаний, развитие доброжелательности, готовности к сотрудничеству с учителем и учащимися. Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения: Регулятивные: формировать способность формулировать и удерживать учебную задачу, установку на поиск способов разрешения трудностей, умения контролировать и оценивать собственную учебную деятельность и партнёров. Познавательные: развивать умения выделять и формулировать проблемы, выдвигать гипотезы, выстраивать алгоритм по решению выделенной проблемы. Коммуникативные: развивать умения работать в парах, группах, внимательно слушать и слышать друг друга, договариваться между собой, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения: — формировать умения писать имена существительные с мягким знаком на конце после шипящих, выделять орфограмму, применять правило написания. Межпредметные связи: русский язык, информатика, окружающий мир.

Базовая технология: технология деятельностного подхода. Ресурсы: основные: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий, учебник «Русский язык», часть2, М., «Просвещение», 2011 Карточка – тест для индивидуальной работы. – дополнительные: компьютер, проектор, презентация. Литература: Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. 3 класс. – Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 1999. –с.224. Нефёдова Е.А., Узорова О.В. Справочное пособие по русскому языку для начальной школы. Москва, 2007. В.П.Канакина, Г.А. Фомичова «Русский язык». Методическое пособие. Москва, «Просвещение», 2008.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.

2.

3.

4.

4.

5.

6.

Самоопределение к деятельности.

(Организационный момент)

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

Постановка учебной задачи. Построение проекта выхода из затруднения.

Физминутка

Первичное закрепление

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Рефлексия учебной деятельности. Итог урока.

Домашнее задание.

На доске девиз: « День сегодняшний – ученик вчерашнего».

-Прочитайте про себя записанную на доске пословицу. Как вы понимаете ее смысл?

-А как данное высказывание может быть связано с нашим уроком?

На доске « День сегодняшний – ученик вчерашнего».

-Прочитайте про себя пословицу. Как вы понимаете ее смысл?

-А как данное высказывание может быть связано с нашим уроком?

— Чему вы учились на прошлых уроках?

— Как вы думаете, что принесет вам сегодняшний урок?

? Готовы много думать и говорить? Тогда начнем поиск новых знаний. И желаю вам успеха!

1) Прочитайте слова (запись на доске). Какой части речи слова.Какая попущена орфограмма ?

Кон…ки, друз…я, луч.., вороб…и, ладон…, роял…, лист…я, доч…

На какие группы и по какому признаку можно разделить данные слова.

По какому признаку можно разделить слова на две группы?

Мягкий знак выполняет две работы.

Какие слова не вошли в группы данных слов.Почему?

Что нам нужно узнать, какая цель стоит перед нами?

2.Воспроизведение знаний о роли мягкого языка в слове. Создание проблемной ситуации.

Давайте понаблюдаем за словом. Произнесите последний звук. Какой он?

Что вы можете сказать о написании слова?

А теперь в слове дочь я закрою мягкий знак. Прочитайте слово, послушайте звук на конце. (Звук произносится так же, как и с мягким знаком на конце).

Попробуйте сделать вывод

Предлагаю поработать в парах .

Прочитайте слова. Найдите отличительные признаки у слов и запишите в столбики

Ковш, врач, вещь, речь, товарищ, рожь,

Что общего у всех слов ?

-Обоснуйте свой ответ. Расскажите о своих наблюдениях

— Сформулируйте тему урока.

— Поставьте цель урока.

Значит, это какая-то третья работа мягкого знака?

Где мы сможем проверить свою версию ?

Работа с правилом в учебнике.

Что является главным в выборе написания мягкого знака после шипящих у существительных?

Мы устали чуточку,
Отдохнём минуточку
.

Я буду называть имена существительные если у существительных после шипящих пишется ь знак вы хлопайте , если нет приседайте.

Ёж, лещ, печь, товарищ, обруч, тишь, рожь, скрипач, молодёжь, багаж, дочь.

Руки вверх

и сразу вниз,

И за парту вновь садись.

Посмотрите на героя и скажите откуда он пришёл?

Что мы составляли для него на уроках информатике?

Как вы думаете , зачем он пришёл на урок русского языка сегодня?

Предлагаю вам составить алгоритм к правилу

1.Пользуясь памяткой выполним упр.57.

2. Боб приготовил задание: Узнать слова по описанию( работа в парах)

запишите слова в соответствии с правилом правописания Ь, определите род имён существительных, подчеркните мягкий знак.

  • Чёрная птица, вестник наступающей весны.

  • Предмет, на котором ездил Емеля.

  • Без него не откроешь замок.

  • Небольшой грызун с острой мордочкой, усиками и длинным хвостом.

  • Маленький ребёнок.

  • Добыча охотника.

3. «Зимний лес не спит, а дремлет,

Серебром унизан весь,

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь».

Игра « Покормите птиц зимой!

— У вас на партах фигурки птиц. На обратной стороне фигурки написаны слова. Вставьте пропущенную орфограмму , определите род у существительных: мощ.., стриж.., дрож.., грач.., чиж…, ноч.., ёж.., финиш.., брош.., лож…

Поменяйтесь работами , проверьте у своих одноклассников.

Кто работу выполнил без ошибок поместите птиц в кормушку, кто допустил ошибку – около кормушки.

— Что помогла выполнить работу без ошибок?

— Какую цель мы перед собой ставили?

— О какой новой роли «ь» в русском языке мы узнали?

— Подумайте и закончите фразу сегодня я на уроке:

Я узнал….
Я научился…
Я бы хотел…
Новые знания мне пригодятся..

Возьмите красные кружочки , я попрошу вас оценить свою работу, выходят девочки , а потом мальчики.

Стр.31 выучить правило.

Приветствуют учителя. Настраиваются на работу.

1)Разделительный, 2)показатель мягкости согласного 3)?

Учащиеся ставят цель урока

Согласный, шипящий, мягкий

На конце слова после буквы Ч написан мягкий знак).

Мягкий знак как бы не нужен, но он есть, слово нельзя отнести ни к одной группе). Звук [Ш] – шипящий, твердый, а мягкий знак есть, значит, слово нельзя отнести ни к первой, ни ко второй группе. Относят его к третьей группе

Называют слова из 1 столбика и из 2 столбика.

Формулируют тему урока, ставят цель к уроку.

В учебнике,стр31.

Из информатике

Алгоритм

Чтобы мы составили алгоритм , как пользоваться новым правилом .

Работа у доски.

Самопроверка

Работа в парах в карточках

Взаимопроверка.

Оценивают свою работу на уроке

Работа учащихся на уроке: Учащиеся работали активно, все были включены в работу. Дифференциация и индивидуализация обучения присутствовала. Самостоятельная работа учащихся носила продуктивный характер. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая. Урок достиг поставленных целей.

.

6

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here