Урок русского языка во 2 «А» классе МБОУ СОШ №6 городского округа г. Урюпинск . УМК «Планета знаний» Учитель начальных классов высшей квалификационной категории : Кузнецова О.И.

Тема : «Лексическое значение слова»

Цель : создать условия для знакомства с понятием «лексическое значение слова».

Задачи урока: — способствовать формированию лексического запаса языка, развитию звукового анализа слов, активизации

познавательной деятельности ;

— создать условия для развития умения наблюдать, анализировать, сравнивать, работать в парах;

— способствовать развитию навыков самоанализа и самоконтроля.

Планируемые результаты :

Личностные : расширяют познавательный интерес, мотивацию учебной деятельности, осуществляют самоконтроль.

Метапредметные:

Регулятивные : научатся понимать цель выполняемых действий, получат возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу.

Познавательные : научатся ориентироваться в учебнике, получат возможность научиться ориентироваться в книге, используя информацию справочного бюро.

Коммуникативные : научатся договариваться и приходить к общему решению, получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте.

Предметные: научатся применять правила правописания слов, получат возможность научиться осознавать свойства значений слов.

Оборудование : словари, карточки для индивидуальной работы и работы в парах , карточки для самооценки, презентация

Этапы урока

Содержание этапа

Организационный момент.

Цель. которая должна быть достигнута обучающимися : подготовиться к продуктивной работе на уроке.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке обучающихся к продуктивной работе.

Задачи:

— создать положительный эмоциональный настрой;

— помочь принять правильную рабочую позу;

— напомнить о важности аккуратной работы в тетради.

Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные

(Слайд 2)

— Итак, у нас урок русского языка. где

Школьная доска откроет тайну

О судьбе замысловатых слов.

— Ребята, давайте вспомним правила готовности к уроку.

1. Быть должны всегда в порядке ручки, книжки и тетрадки.

2. Каждой вещи – своё место.

А девиз у нас какой?

— Всё, что надо- под рукой.

2. Психологический настрой. (Слайд 3)

Ребята, посмотрите на слайд . А я по вашим лицам, догадаюсь, какое облачко вам нравится больше всего.

Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока оно у всех сохранится.

Я хочу вам пожелать:

Учитесь с улыбкой,

Шутите, учась!

Любая ошибка исчезнет,

Боясь веселой улыбки

и ваших радостных глаз.

— Откройте тетрадь, запишите число, классная работа.

Актуализация опорных знаний.

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися: закрепить навыки каллиграфического письма;

показать умение находить в словах парные согласные и проверять их;

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: проверить умение обучающихся в подборе проверочных слов с парными согласными, выявить затруднения в деятельности обучающихся.

Задача для учителя: учить самооценке.

Методы организации работы: словесные

Методы стимулирования: похвала

Методы оценивания: самооценка с помощью сигнальных карточек

Чистописание. (Слайд 4)

Как всегда в начале урока мы уделим несколько минут чистописанию, чтобы ваши буквы, слова были красивые, а соединения правильно написаны.

Мудрая сова приготовила вам задание.

— Посмотрите на доску, прочитайте слова.

Язык, берег, народ, ромашка, сентябрь

Что общего у этих слов? ( Обозначают предмет, имеют непроверяемую гласную в корне)

-Предположите, какое слово в лишнее. Почему? ( Сентябрь)

— Назовите парные согласные буквы , которые встретились в этих словах. (з, к, б ,г, д. ш)

— Запишите парные звонкие на одной строке, а глухие- на следующей:

з г д б

к ш т

— Как проверить парный согласный на конце или в середине слова?

— 1 вариант выпишет слова с парным глухим согласным, а 2 вариант – с парным звонким согласным и подберите к ним проверочные.

( 2 ученика у доски )

— Оцените работу своих товарищей.

— Как называется раздел русского языка, в котором изучают звуки и буквы? ( Фонетика)

— Оцените свою работу и просигнальте мне.( Карточки + -?)

(Слайд 5)

Изучение учебного материала.

1. Постановка проблемы.

Цель, которую учитель ставит перед обучающимися: показать умение выделять часть из целого.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока.

Задача для учителя: заинтересовать обучающихся в выполнении задания

2.Открытие новых знаний

Цель, которую учитель ставит перед учениками: выделить общее понятие о лексике .

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать формированию у обучающихся знаний о лексическом строе языка.

Задача: активизировать знания детей , полученные на других уроках.

Мудрая сова прислала вам письмо. Прочитайте его. (Слайд 6)

Здравствуйте, дорогие ребята!

Сегодня на уроке вас ждёт увлекательное исследование в мире русского языка. Вы раскроете ещё одну тайну слов. Для этого вам нужно выполнить трудное задание.

Успехов вам! Мудрая сова.

У каждого из вас лежит карточка. В каждом ряду вам необходимо закрасить «лишнюю» букву. Затем эту букву записать в пустую клетку внизу и прочитать полученное слово

.

В

Х

А

Н

Д

О

Л

В

Е

А

Н

Д

О

Л

В

Х

К

Н

Д

О

А

Л

Х

А

Н

И

О

Л

В

Х

А

Н

Д

О

Л

В

Х

А

С

Д

О

Л

В

Х

А

Н

Д

К

Л

Л

Е

К

С

И

К

А

Введение нового понятия.

— Какое слово у вас получилось? (Лексика)

-Что означает это слово?

-Какая проблема возникла? (Выяснить: что такое лексика?)

— А откуда мы можем получить информацию? ( Из учебника, справочника, энциклопедии, интернета. Слайд 7)

В интернет-энциклопедии Википедия дано следующее определение.

— Лексика – это словарный состав языка. ( Все слова русского языка).

— И мы с вами сегодня начинаем изучать этот раздел.

— О чём пойдёт речь на уроке? ( О слове).

-Тема урока : «Слово и его значение». Запишите в тетрадь.

На протяжении нескольких уроков мы будем изучать слово и его значение., узнаем историю появления слов в нашем языке, какие слова называются новыми, а какие устаревшими.

Физминутка для глаз ( Слайды 8,9,10,11)

Закрепление учебного материала

Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:- выделять общее понятие о лексическом значении слова и его особенностях,

-развивать навыки работы с толковыми словарями,

-умения подбирать родственные слова.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:- создать условия для формирования умения определять лексическое значение слова; для работы в парах.

Задачи: — выработать алгоритм рассказа о предмете;

-развивать способность давать адекватную самооценку.

Методы: репродуктивные

1.Первичное закрепление нового теоретического материала.

— В группе продлённого дня дети играли в слова. Были даны слова , надо было объяснить их значение. Посмотрите, что ответили дети : (Слайд 12)

Ложка-то, чем едят суп

Садовод-дядя, который водит детей в садик

Зима-время года, когда идёт снег

Перчатки-то, что делает еду острой

— Как вы думаете, всё ли верно в объяснениях детей?

— Объясните значения этих слов.

— Выскажете своё мнение : почему ошиблись дети? ( Не знали значения этих слов)

-Значения слов можно уточнить в Толковых словарях. (Слайд 13) Самые известные словари русского языка Владимира Ивановича Даля (около 200 000 слов.) и Сергея Ивановича Ожегова(80000 слов ) ,Школьный толковый словарь( около 4,5 тысяч слов). У вас на партах лежит Толковый словарик русского языка для учащихся начальной школы автора Неусыповой. Как и в большинстве словарей слова расположены по алфавиту.

— Откройте словарь на странице 30. Найдите слово «корпус» . Посмотрите, сколько значений имеет это слово.

-Как называются такие слова? ( Многозначные).

-Найдите слово «коршун». Сколько у него значений?

— Как называются такие слова? ( Однозначные)

2. Работа по учебнику. ( № 5 с. 63). (Слайд 14)

Прочитайте 1 предложение. Объясните слово «увядает» .

— Как правильно выразить эту мысль.

— Прочитайте 2 предложение. Объясните значение слово «укусил».

-Как правильно составить предложение.

-Запишите предложения в исправленном виде ( 1в.- 1 предложение, 2в.- 2 предложение)

— Оцените свою работу и просигнальте мне.

3.Физминутка.(Слайд 15)

Мы сидели и писали.

Мышцы тела все устали.

Потянулись и зевнули,

Спинки дружно все прогнули,

Повернулись вправо, влево-

Стало гибким наше тело.

А теперь попляшут ножки:

Побежали по дорожке.

Быстро –быстро-топ-топ-топ.

И в ладоши- хлоп-хлоп- хлоп.

Ножку вытянем вперёд-

Влево, вправо поворот.

Головой все повращаем

И урок наш продолжаем.

4. Игра «Опиши предмет» (Слайд 16)

— Я предлагаю поиграть. Но для этого нам надо составить алгоритм рассказа .

Возьмём , к примеру, карандаш. Что можем спросить о нём?

-Какой он формы?

— Из чего сделан?

-Для чего нужен?

-Опишите парту , торт, тарелку( картинки)

— Проанализируйте свою работу и просигнальте мне.

Вывод: полный рассказ о предмете и есть лексическое значение слова

5. Работа в парах.

— Давайте посмотрим, как вы усвоили материал урока. Я предлагаю вам поработать в парах.

— У вас на парте есть лист с заданием. Внимательно его прочитайте и приступайте к работе. (Слайд 17)

Задание .

1.Соедини значение и слово.

2.Для этого из карточки слов выберите карточку со словом по его лексическому значению.

3.Вырежете его, приклейте в таблицу рядом со значением.

4. Прочитайте, что у вас получилось.

5. Оцените свою работу при помощи Смайлика.

Таблица

Начинающий стареть, немолодой- (какой?)…

Любящий трудиться, усердный- (какой?)…

Жить некоторое время у кого-нибудь в гостях- ( что делать?)…

Перевёртываться через голову- ( что делать?)…

Карточка со словами

пожилой

ленивый

кувыркаться

прыгать

баловаться

трудолюбивый

жизнерадостный

угрюмый

гостить

-Отложите задание на край парты.

Рефлексия

Цель, которую учитель ставит перед обучающимися: показать степень усвоения пройденного на уроке материала.

Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе: -.проверить степень усвоения нового материала; осознания учебной деятельности классом.

Задача: выявить эмоциональный настрой класса

— Какова тема сегодняшнего урока?

— Что такое лексическое значение слова? ( Рассказ о нём, что оно обозначает)

— Что делать, если не знаешь слово?

-Что понравилось на уроке?

— Выразите своё отношение к уроку при помощи Смайлика

Домашнее задание:

Цель, которую учитель ставит перед обучающимися: закрепить умения работать с толковым словарём.

Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать формированию навыка работы со справочной литературой.

Задача: дать возможность выбора задания

-Упражнение № 4 с.67

По возможности найти в толковом словаре 5 многозначных слов и 5 однозначных и выписать их в тетрадь.

— Урок окончен. ( Слайд 18)

— Я вместе с Мудрой совой говорю : «Спасибо за сотрудничество !»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here