Урок русского языка во 2 «А» классе МБОУ СОШ №6 городского округа г. Урюпинск . УМК «Планета знаний» Учитель начальных классов высшей квалификационной категории : Кузнецова О.И.
Тема : «Лексическое значение слова»
Цель : создать условия для знакомства с понятием «лексическое значение слова».
Задачи урока: — способствовать формированию лексического запаса языка, развитию звукового анализа слов, активизации
познавательной деятельности ;
— создать условия для развития умения наблюдать, анализировать, сравнивать, работать в парах;
— способствовать развитию навыков самоанализа и самоконтроля.
Планируемые результаты :
Личностные : расширяют познавательный интерес, мотивацию учебной деятельности, осуществляют самоконтроль.
Метапредметные:
Регулятивные : научатся понимать цель выполняемых действий, получат возможность научиться в коллективном диалоге ставить конкретную учебную задачу.
Познавательные : научатся ориентироваться в учебнике, получат возможность научиться ориентироваться в книге, используя информацию справочного бюро.
Коммуникативные : научатся договариваться и приходить к общему решению, получат возможность научиться задавать вопросы, уточняя непонятное в тексте.
Предметные: научатся применять правила правописания слов, получат возможность научиться осознавать свойства значений слов.
Оборудование : словари, карточки для индивидуальной работы и работы в парах , карточки для самооценки, презентация
Этапы урока | Содержание этапа | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Организационный момент. Цель. которая должна быть достигнута обучающимися : подготовиться к продуктивной работе на уроке. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке обучающихся к продуктивной работе. Задачи: — создать положительный эмоциональный настрой; — помочь принять правильную рабочую позу; — напомнить о важности аккуратной работы в тетради. Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные
| (Слайд 2) — Итак, у нас урок русского языка. где Школьная доска откроет тайну О судьбе замысловатых слов. — Ребята, давайте вспомним правила готовности к уроку. 1. Быть должны всегда в порядке ручки, книжки и тетрадки. 2. Каждой вещи – своё место. —А девиз у нас какой? — Всё, что надо- под рукой. 2. Психологический настрой. (Слайд 3) – Ребята, посмотрите на слайд . А я по вашим лицам, догадаюсь, какое облачко вам нравится больше всего. – Я рада, что у большинства из вас хорошее настроение. Надеюсь, что к концу урока оно у всех сохранится. Я хочу вам пожелать: Учитесь с улыбкой, Шутите, учась! Любая ошибка исчезнет, Боясь веселой улыбки и ваших радостных глаз. — Откройте тетрадь, запишите число, классная работа. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Актуализация опорных знаний. Цели, которые учитель ставит перед обучающимися: закрепить навыки каллиграфического письма; показать умение находить в словах парные согласные и проверять их; Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: проверить умение обучающихся в подборе проверочных слов с парными согласными, выявить затруднения в деятельности обучающихся. Задача для учителя: учить самооценке. Методы организации работы: словесные Методы стимулирования: похвала Методы оценивания: самооценка с помощью сигнальных карточек | Чистописание. (Слайд 4) — Как всегда в начале урока мы уделим несколько минут чистописанию, чтобы ваши буквы, слова были красивые, а соединения правильно написаны. Мудрая сова приготовила вам задание. — Посмотрите на доску, прочитайте слова. Язык, берег, народ, ромашка, сентябрь —Что общего у этих слов? ( Обозначают предмет, имеют непроверяемую гласную в корне) -Предположите, какое слово в лишнее. Почему? ( Сентябрь) — Назовите парные согласные буквы , которые встретились в этих словах. (з, к, б ,г, д. ш) — Запишите парные звонкие на одной строке, а глухие- на следующей: з г д б к ш т — Как проверить парный согласный на конце или в середине слова? — 1 вариант выпишет слова с парным глухим согласным, а 2 вариант – с парным звонким согласным и подберите к ним проверочные. ( 2 ученика у доски ) — Оцените работу своих товарищей. — Как называется раздел русского языка, в котором изучают звуки и буквы? ( Фонетика) — Оцените свою работу и просигнальте мне.( Карточки + -?) (Слайд 5) | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Изучение учебного материала. 1. Постановка проблемы. Цель, которую учитель ставит перед обучающимися: показать умение выделять часть из целого. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: создать проблемную ситуацию для подведения к теме урока. Задача для учителя: заинтересовать обучающихся в выполнении задания
2.Открытие новых знаний Цель, которую учитель ставит перед учениками: выделить общее понятие о лексике . Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать формированию у обучающихся знаний о лексическом строе языка. Задача: активизировать знания детей , полученные на других уроках.
| — Мудрая сова прислала вам письмо. Прочитайте его. (Слайд 6) Здравствуйте, дорогие ребята! Сегодня на уроке вас ждёт увлекательное исследование в мире русского языка. Вы раскроете ещё одну тайну слов. Для этого вам нужно выполнить трудное задание. Успехов вам! Мудрая сова. —У каждого из вас лежит карточка. В каждом ряду вам необходимо закрасить «лишнюю» букву. Затем эту букву записать в пустую клетку внизу и прочитать полученное слово .
Введение нового понятия. — Какое слово у вас получилось? (Лексика) -Что означает это слово? -Какая проблема возникла? (Выяснить: что такое лексика?) — А откуда мы можем получить информацию? ( Из учебника, справочника, энциклопедии, интернета. Слайд 7) В интернет-энциклопедии Википедия дано следующее определение. — Лексика – это словарный состав языка. ( Все слова русского языка). — И мы с вами сегодня начинаем изучать этот раздел. — О чём пойдёт речь на уроке? ( О слове). -Тема урока : «Слово и его значение». Запишите в тетрадь. На протяжении нескольких уроков мы будем изучать слово и его значение., узнаем историю появления слов в нашем языке, какие слова называются новыми, а какие устаревшими. Физминутка для глаз ( Слайды 8,9,10,11)
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Закрепление учебного материала Цели, которые учитель ставит перед обучающимися:- выделять общее понятие о лексическом значении слова и его особенностях, -развивать навыки работы с толковыми словарями, -умения подбирать родственные слова. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе:- создать условия для формирования умения определять лексическое значение слова; для работы в парах. Задачи: — выработать алгоритм рассказа о предмете; -развивать способность давать адекватную самооценку. Методы: репродуктивные
| 1.Первичное закрепление нового теоретического материала. — В группе продлённого дня дети играли в слова. Были даны слова , надо было объяснить их значение. Посмотрите, что ответили дети : (Слайд 12) Ложка-то, чем едят суп Садовод-дядя, который водит детей в садик Зима-время года, когда идёт снег Перчатки-то, что делает еду острой — Как вы думаете, всё ли верно в объяснениях детей? — Объясните значения этих слов. — Выскажете своё мнение : почему ошиблись дети? ( Не знали значения этих слов) -Значения слов можно уточнить в Толковых словарях. (Слайд 13) Самые известные словари русского языка Владимира Ивановича Даля (около 200 000 слов.) и Сергея Ивановича Ожегова(80000 слов ) ,Школьный толковый словарь( около 4,5 тысяч слов). У вас на партах лежит Толковый словарик русского языка для учащихся начальной школы автора Неусыповой. Как и в большинстве словарей слова расположены по алфавиту. — Откройте словарь на странице 30. Найдите слово «корпус» . Посмотрите, сколько значений имеет это слово. -Как называются такие слова? ( Многозначные). -Найдите слово «коршун». Сколько у него значений? — Как называются такие слова? ( Однозначные) 2. Работа по учебнику. ( № 5 с. 63). (Слайд 14) — Прочитайте 1 предложение. Объясните слово «увядает» . — Как правильно выразить эту мысль. — Прочитайте 2 предложение. Объясните значение слово «укусил». -Как правильно составить предложение. -Запишите предложения в исправленном виде ( 1в.- 1 предложение, 2в.- 2 предложение) — Оцените свою работу и просигнальте мне.
3.Физминутка.(Слайд 15) Мы сидели и писали. Мышцы тела все устали. Потянулись и зевнули, Спинки дружно все прогнули, Повернулись вправо, влево- Стало гибким наше тело. А теперь попляшут ножки: Побежали по дорожке. Быстро –быстро-топ-топ-топ. И в ладоши- хлоп-хлоп- хлоп. Ножку вытянем вперёд- Влево, вправо поворот. Головой все повращаем И урок наш продолжаем. 4. Игра «Опиши предмет» (Слайд 16) — Я предлагаю поиграть. Но для этого нам надо составить алгоритм рассказа . Возьмём , к примеру, карандаш. Что можем спросить о нём? -Какой он формы? — Из чего сделан? -Для чего нужен? -Опишите парту , торт, тарелку( картинки) — Проанализируйте свою работу и просигнальте мне. Вывод: полный рассказ о предмете и есть лексическое значение слова 5. Работа в парах. — Давайте посмотрим, как вы усвоили материал урока. Я предлагаю вам поработать в парах. — У вас на парте есть лист с заданием. Внимательно его прочитайте и приступайте к работе. (Слайд 17) Задание . 1.Соедини значение и слово. 2.Для этого из карточки слов выберите карточку со словом по его лексическому значению. 3.Вырежете его, приклейте в таблицу рядом со значением. 4. Прочитайте, что у вас получилось. 5. Оцените свою работу при помощи Смайлика. Таблица
Карточка со словами
-Отложите задание на край парты.
| ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Рефлексия Цель, которую учитель ставит перед обучающимися: показать степень усвоения пройденного на уроке материала. Цели, которые учитель хочет достичь на данном этапе: -.проверить степень усвоения нового материала; осознания учебной деятельности классом. Задача: выявить эмоциональный настрой класса
| — Какова тема сегодняшнего урока? — Что такое лексическое значение слова? ( Рассказ о нём, что оно обозначает) — Что делать, если не знаешь слово? -Что понравилось на уроке? — Выразите своё отношение к уроку при помощи Смайлика | ||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
| Домашнее задание: Цель, которую учитель ставит перед обучающимися: закрепить умения работать с толковым словарём. Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать формированию навыка работы со справочной литературой. Задача: дать возможность выбора задания
| -Упражнение № 4 с.67 По возможности найти в толковом словаре 5 многозначных слов и 5 однозначных и выписать их в тетрадь. — Урок окончен. ( Слайд 18) — Я вместе с Мудрой совой говорю : «Спасибо за сотрудничество !» |