Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Кваркенская средняя общеобразовательная школа»
Класс: 2
Предмет: русский язык
Учитель: Северьянова Е.М.
Тема урока: «Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным? Правописание сочетаний чк, чн,чт, щн».
Тип урока: открытие новых знаний
Цели урока: учить грамотному правописанию сочетаний чк,чн,чт,щн.
Основные задачи урока:
уточнить знания об обозначении мягкости согласного звука перед согласным;
развивать умение определять способы обозначения мягкости согласных на письме, орфографическую зоркость, внимание, речь обучающихся, творческие способности.
воспитывать самостоятельность, умение работать в парах, бережное отношение к природе.
Оборудование: презентация, облачко с заданием, листочки с заданиями, сигнальные карточки трёх цветов для самооценки и оценивания работы учащихся, смайлики и осенняя полянка для рефлексии.
Формируемые УУД:
личностные: самоопределение, смыслообразование;
познавательные: работа с информацией, выполнение логических операций;
регулятивные: управление своей деятельностью, контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность;
коммуникативные: речевая деятельность, навыки сотрудничества.
Используемые технологии: системно-деятельностный (работа в парах), частично-поисковый метод (работа с информацией); информационно-коммуникативные технологии (работа с учебным пособием на компьютере).
Содержание урока | УУД | ||
Цели деятельности учителя | Цели деятельности ученика | ||
(1 мин)
(3 мин) | Слайд 1 — Ребята! Сегодня у нас необычный урок русского языка. К нам пришли гости. Давайте поприветствуем их. Вот звонок нам дал сигнал, Поработать час настал. Так что время не теряем, Все к работе приступаем. — Пожалуйста, садитесь. -Настроимся на работу на уроке. (дети повторяют за учителем слова) Мы – умные! Мы – дружные! Мы – внимательные! Мы – старательные! Мы отлично учимся! Всё у нас получится! — Посмотрите за окно. Какое сейчас время года? (наступила осень) — Какая сегодня погода? (погода пасмурная) — Какие изменения происходят в природе осенью? (стало холоднее, идёт дождь, небо серое, птицы собираются в стаи и улетают на юг) — Давайте улыбнемся друг другу, чтобы пасмурная погода не пробралась к нам в класс, и чтобы в эти осенние дни у нас всегда было хорошее настроение. — Откройте тетрадочки и запишите сегодняшнее число. Не забываем о посадке во время работы с тетрадью.
| Установление готовности учащихся к учебному занятию.
Настраивание ребенка на организацию своей деятельности. Мотивировать к учебной деятельности на уроке через содержание доброжелательной атмосферы в классе.
|
Подготовка к работе
— коммуникативные УУД |
3.Самоопределение к деятельности. Актуализация знаний. (6 мин) | Слайд 2
— Мне кажется, что кто-то не улыбнулся. Одна хмурая тучка пробралась к нам. Хотите её увидеть? (показ слайда) — Что приготовила тучка? (задания) — Она приготовила для нас задание — Чтобы она ушла, нужно их выполнить. Посмотрим, что это за задания . — Оказывается это загадки. Загадки Опустел наш школьный сад, Паутинки вдаль летят, И на южный край земли Потянулись журавли. Распахнулись двери школ Что за месяц к нам пришёл ? (сентябрь) Всё мрачней лицо природы – Почернели огороды, Оголяются леса, Молкнут птичьи голоса, Мишка в спячку завалился, Что за месяц к нам явился? (октябрь) Слайд 4 Поле чёрно-белым стало, Падает то дождь, то снег, А ещё похолодало, Льдом сковало воды рек. Мёрзнет в поле озимь ржи, Что за месяц, подскажи! (ноябрь) Слайд 4 Слайд 5 На слайде: Сентябрь, октябрь, ноябрь. -Это словарные слова. Из-за безударных гласных они занесены в словарь, их нельзя проверить никакими правилами. Надо запомнить, как пишутся слова. — Что общего в словах? (на конце после согласного пишется ь знак) -Какую роль играет Ь в словах? (смягчает согласный звук) Запишите эти слова себе в тетрадь. Слайд 6 — Ребята, а тучка не уходит. Наверно нам еще что-то надо вспомнить.- Следующее задание, которое приготовила тучка. На экране три группы слов: бол… бан…ка печ…ка кон… ден…ки хищ…ник пен… пал…то реч…ной — Назовите согласные звуки перед пропущенной буквой. Что о них можно сказать? (Это мягкие согласные.) — Как на письме обозначается мягкость согласного? — Как обозначите мягкость согласного в первом столбике? (Мягким знаком.) — Во втором столбике? (пишется ь знак после согласного перед другим согласным) — Что общего в написании орфограмм в первом и во втором столбике? (слова пишутся с ь знаком, поэтому согласные произносятся мягко)
|
Создание проблемной ситуации, поиски делового режима. Средства:
2. Определение дальнейшей темы урока детьми. 3. Выделение главной идеи урока. 4. Совместное целеполагание. |
— познавательные УУД (умение извлекать информацию, делать логические выводы, практические действия).
Принятие цели учебной деятельности путем её осознания.
Задачи:
-личностные УУД (формирование мотивационной основы учебной деятельности у младших школьников).
-регулятивные УУД (управление своей деятельностью, проявление инициативности
|
4.Выявление места и причины затруднения. (3 мин)
| — Назовите звуки перед пропущенной орфограммой в третьем столбике. Что вы можете о них сказать? (Это мягкие согласные.) — Нужна ли здесь буква для обозначения мягкости этих согласных? (Нет.) — Почему? (они сами всегда мягкие) — Какие получились сочетания в словах? (чк, щн,чн, )
| Создание условий для рационально организованных действий ученика по усвоению новых знаний. Задача: обеспечение эффективного восприятия | Активные действия ученика по усвоению новых знаний. -познавательные УУД, -регулятивные УУД (оценивать полученную информацию для проверки гипотез) |
5. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения. (2 мин)
| — Как вы думаете, какую проблему мы будем решать сегодня на уроке? (правильно писать сочетания чк, чн, щн в словах) Слайд 7
| Создание условий для правильной постановки проблемы урока
| Умение сформулировать проблему урока — личностные УУД — коммуникативные УУД |
6.Реализация построенного проекта. (4 мин) | Слайд 8 — Но что-то наша тучка не уходит, чтобы она ушла, нужно вслушаться в слово тучка. Давайте произнесем слово вместе. ТУЧКА — Какой звук вы слышите в середине слова? ([ч]) — Что вы можете сказать о звуке [ч]? (Согласный, непарный, глухой, всегда мягкий). — Молодцы. — А нужно ли после буквы ч в слове тучка писать ь знак?(нет) — Почему? (потому что звук[ч] всегда мягкий и не бывает твёрдым) — Давайте откроем учебники и прочитаем сообщение на с. 23. — О чём узнали из сообщения? (Звук [ч] и звук [щ] непарные мягкие. При письме их мягкость показывать не надо.)
| Установление уровня осознанности учениками нового учебного материала | Усвоение учебного материала и выявление собственных трудностей. Самооценка успешности в достижении цели. -регулятивные УУД (управление своей деятельностью, проявление инициативности и самостоятельности, умение осуществлять самоконтроль); — коммуникативные УУД (умение работать в группах, умение участвовать в коллективном обсуждении) |
7. Физпауза видеоклип «Золотая осень» (3 мин)
| Слайд 9 — А теперь давайте немного отдохнём. Сядьте поудобнее, расслабьтесь и послушайте «Лунную сонату » Л.В.Бетховена. Можете закрыть глаза и представить себя в осеннем лесу, а можете посмотреть на доску и увидеть на доске всю ту красоту осеннего леса видеоклип «Золотая осень» под муз Л.В.Бетховена «Лунная соната»
|
|
|
8. Первичное закрепление 1)Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. 2) Работа в парах (9 мин) | — Подул ветерок, наша тучка полетела дальше, а вдогонку за тучкой летят желтые листочки. Эти листочки опустились к вам на парты, но они непростые, а с заданиями. Вы должны правильно написать слова, применяя изученное правило. Слайд 10 Задание даётся на заготовленных листочках. Подчеркнуть ЧН, ЧК, ЧТ,ЩН (каждый самостоятельно) Печ(?)ка, поч(?)та, соч(?)ный, удоч(?)ка,овощ(?)ной ноч(?)ка, точ(?)ка, сроч(?)но.
Прямо на листочках. — Проверим. (несколько учеников называют слова) печка почта удочка сочный ночка овощной точка срочно — А теперь оцените свою работу с помощью сигнальных карточек. (дети показывают карточки, оценивают себя) — МОЛОДЦЫ! Я вижу, что все с данной работой справились. Работа с карточками в парах. — А сейчас мы будем работать в парах. – На стол к вам прилетело осеннее облачко, а на нем задание. Внимательно прочитайте стихотворение и задание. Прилетела к нам синичка. Села прямо над окном. Эту маленькую птичку С нетерпением мы ждем. И чтоб ей полегче стало, Ведь исчезли червячки, Для неё кусочки сала Мы повесим на сучки. — О ком это стихотворение? (в стихотворении говорится о синичке, о том что ей станет скоро тяжело искать корм, потому что выпадет снег и мы должны будем ей помогать и не только ей, но и все остальным птицам зимой) — К чему оно нас призывает? (быть добрыми и помогать птицам зимой) — Посмотрите на синичку и послушайте её пение. Воспитательный момент. Слайд 11 (показ синицы и прослушивание её пения) — Скоро выпадет снег, и корма не будет птичкам хватать. Поэтому нужно заранее приготовить птичкам кормушки. У кого они уже есть? — Вы можете сыпать хлебнее крошки, но а синички больше всего любят кусочки сала и семечки. — А теперь вернемся к стихотворению. Найдите и подчеркните слова с изучаемыми нами сочетаниями. — Вы можете советоваться друг с другом, помогать друг другу. Слайд 12 Слова: синички, птички, червячки, кусочки, сучки.
|
Применение новых знаний и умений в сходной, частично измененной ситуации. Задачи: формировать учебно-познавательную, информационную компетенцию. Создать условия для осуществления взаимопомощи и взаимоконтроля
Представить возможность учащимся прослушать пение синички |
— коммуникативные УУД (умение работать в паре, слушать собеседника, вступать с ним в диалог, умение выражать свои мысли в соответствии с задачами коммуникации). -познавательные УУД (умение извлекать информацию, делать логические выводы, практические действия). |
9.Физпауза (3 мин) | Игра — Ну а сейчас давайте встанем и немного отдохнём. Но будем отдыхать с пользой. Я буду называть слова, а вы приседаете, если нужно писать ь знак и хлопаете, если не нужно его писать. Соль, тетрадь, письмо, пальто, кочка, дочка, ручка, мальки, моль, овощной, почтальон.
| Проведение разминки и в то же время проверка уровня осознанности учениками нового учебного материала | -познавательные УУД включение в систему знаний, при повторении. — коммуникативные УУД, -регулятивные УУД (оценивать полученную информацию для ответа на поставленный проблемный вопрос) |
10. Включение в систему знаний. Повторение. (5 мин) | Слайд 13 — Ребята, а теперь мы с вами пойдём в осенний лес, где растут разные грибы. Но грибы не простые, а волшебные. Нам нужно будет собрать только правильные грибы. На всех грибах есть слова. Но нужно быть очень внимательным, чтобы не ошибиться, помнить то правило, которое мы с вами выучили. (дети по очереди подходят к компьютеру и выбирают ответы) — Молодцы, ребята! Вы правильно собрали грибы в корзиночку. А почему остальные грибы мы не взяли? (потому что в них сочетания со звуками [ч] и [щ] написано не правильно) | Проверить своё умение применять новое учебное содержание | -познавательные УУД, — коммуникативные УУД, -регулятивные УУД (оценивать полученную информацию для ответа на поставленный проблемный вопрос) |
11. Итог урока. Рефлексия деятельности. (6 мин) | — Наш урок подходит к концу. Какую проблему урока мы решали? (мы учились писать сочетания со звуками [ч] и [щ].) Слайд 14 — Что вы узнали? (при письме мягкость звуков[ч] и [щ] показывать не надо, т.к. они и так всегда мягкие. Сочетания чк, чн, чт, щн пишутся без ь знака) -Зачем нам это нужно? (Чтобы быть грамотными) — Что вам понравилось? (ответы детей) — Что вы не поняли? — Давайте ещё раз все вместе повторим правило о написания сочетаний чн, чк, чт, чщ. (дети проговаривают) — А сейчас давайте оценим работу тех, кто сегодня отвечал у нас на уроке. Какую оценку вы дадите ребятам. (дети показывают сигнальные карточки и объясняют почему они дают такую оценку) Слайд 15 — Вы сегодня на уроке оценивали себя сами, друг друга. -А сейчас мы отправимся на осеннюю полянку, возьмём своих человечков, чтобы показать своё настроение с которым мы заканчиваем наш урок. (дети выходят к доске и прикрепляют человечков на осеннюю полянку) — Посмотрите на полянку, какое настроение у вас остаётся после урока? (все человечки улыбаются) Домашнее задание. — Откроем дневники и запишем задание. упр. 43 С. 23 — Спасибо за урок. Слайд 16
| Организация самостоятельной деятельности учащихся по самооценке новых знаний, по проверке качества усвоения знаний.
Побуждать учащихся к совершенствованию знаний. Мотивирования на получение более высоких результатов. Зафиксировать затруднения, если они остались. | Осуществление самоанализа хода и результатов деятельности. Самооценка успешности в достижении цели. Определение собственной мотивации. -регулятивные УУД
— коммуникативные УУД,
|