Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
« Средняя общеобразовательная школа №13»
Города Александрова Владимирской области
Технологическая карта урока русского языка
во 2 классе
«Имя прилагательное»
подготовила
учитель начальных классов
Косырева Ирина Даниловна
Организовать деятельность учащихся по выведению общего понятия о прилагательном как части речи, которая называет признаки предмета.
| ||||
Учебные задачи урока, направленные на достижение личностных результатов обучения |
| |||
Учебные задачи урока, направленные на достижение метапредметных результатов |
| |||
Учебные задачи урока, направленные на достижение предметных результатов |
| |||
Необходимое оборудование и материалы | Ватман, фломастеры, геометрические фигуры, карточки для игры. | |||
Подробный конспект урока.
| ||||
Этапы урока | Время, продолжительность этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
Организационный момент
| 3 минуты | Методика деления на группы. Цель: научиться сотрудничать, развивать коммуникативные компетенции. Участники: все обучающиеся. Время проведения: 3 минуты. Необходимые материалы: различные геометрические фигуры по количеству групп Проведение: Деление на группы заранее планируется учителем. В группах 6-8 человек. -Добрый день! Я вижу, что у большинства из вас сегодня настроение отличное, а если кто-то чувствует себя неважно, пусть ему помогут наши улыбки и дружеское участие. — Выберете себе геометрическую фигуру и сядьте за парту, где находится ваша геометрическая фигура.
| В начале урока дети разбиваются на группы. Учащиеся выбирают геометрическую фигуру и определяются, в какую группу они попадают. Выбирается руководитель группы, спикер (выступающий). Недопустимо, чтобы образовывались группы «лучшие», «худшие». | Личностные: Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения. Развитие доброжелательности.
Коммуникативные: Формирование умения взаимодействовать в статичных группах, распределять роли и функции совместной деятельности.
|
Вхождение или погружение в тему
| 5 минут | Цель: помочь осознать каждому ребёнку, что он знает, а чему должен научиться. Участники: все обучающиеся. Время проведения: 5 минут Проведение: Прочитайте слова, выделите из них имена существительные и задайте вопросы, на которые они отвечают. (Мёд, жаркие, стрекоза, сладкий, поле, зелёная, большое, дни). Запись в тетрадь: Предметы что? мёд кто? стрекоза что? поле что? дни — По какому принципу разделили слова? — Как называются слова, отвечающие на вопрос кто? что? — Для чего нужны имена существительные? — Обратите внимание на оставшиеся слова. Какой частью речи они являются? — С какой проблемой вы столкнулись? Почему? (Мы не знаем новую часть речи, не знаем, как её отличить от других частей речи). — Какие учебные задачи мы поставим перед собой?
|
Дети сталкиваются с проблемой. Они не могут определить часть речи у слов . Учащиеся говорят, почему они не могут определить часть речи, определяют, что они знают, а что не знают. Учащиеся формулируют учебные задачи. (Научиться определять новую часть речи, находить её среди других частей речи, будем учиться общаться, слушать и слышать друг друга).
| Личностные: Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения. Развитие доброжелательности. Познавательные: Развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, обобщения.
Регулятивные: развитие умения сохранять учебную задачу. Коммуникативные: Формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме.
|
Формирование ожиданий учеников | 5 минут | Метод выяснения ожиданий и опасений «Дерево». Цель: выявить ожидания и опасения обучающихся на уроке. Участники: все обучающиеся. Время проведения: 5 минут. Необходимые материалы: на доске нарисовано дерево, на нём – красные и жёлтые листочки. Проведение: Учитель предлагает учащимся на жёлтых листочках написать, чего они ждут на уроке, а на красных – чего опасаются. -Напишите на жёлтых листочках, чего вы ждёте на уроке, а на красных – чего опасаетесь. А в конце урока мы посмотрим, сбудутся ваши ожидания и опасения или нет.
Оценка результата урока: жёлтое дерево – цели достигнуты, красное дерево — выросло не то, что ожидали.
| В конце урока учащиеся заклеивают при необходимости цветными листочками: сбывшиеся ожидания и не сбывшиеся опасения – жёлтыми несбывшиеся ожидания и подтвердившиеся опасения – красными.
| Личностные: формирование мотивации к обучению и познанию, формирование способностей к самооценке, ориентируясь на понимание причин успеха. Познавательные: развитие операций мышления: сравнения, анализа, синтеза. Регулятивные: Формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи. Формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность.
|
Открытие нового знания и первичное закрепление | 15 минут | Метод работы в группе. Цель: научиться делиться своими идеями, развивать умение рассуждать, делать умозаключения. Участники: все обучающиеся. Время проведения: 15 минут. Необходимые материалы: таблица, с кратким описанием алгоритма работы, бумага, фломастер. Проведение: Учитель предлагает учащимся исследовать новую часть речи в группе
Работа в группах. Задание 1. Игра « Угадай». Кто и что это?» Каждой группе дается определенный предмет, животное или др. Группа записывает слова прилагательные, характерные данному предмету. Другая группа должна отгадать кто или что это? № 1 – волк, № 2 – лиса, № 3- слон, № 4 – заяц, № 5 – береза.(символ нашей Родины!) – По какому слову вы точно поняли, о каком предмете идет речь? — Какой можно сделать вывод? Задание 2. Соедините линиями прилагательные с существительными, к которым они относятся. Мёд зелёный сладкое трава поле большая дни. Жаркие — Почему не получается составить словосочетания? — Что делать? — Что мы можем узнать у имени существительного ? (род) — Ставим от имени сущ. вопрос к имени прилагательному? — Какой можно сделать вывод? Задание 3. Найди общее прилагательное к каждому из двух существительных. Подчеркни сочетание слов в переносном значении.
Ключ золотой, твердый Характер
Дорога Дисциплина железная Хлеб Климат мягкий Хвост Холод собачий Нора Хитрость лисья Вывод. Что еще нового узнали об имени прилагательном? | — Прочитайте правило. -Как же называется новая часть речи? Учащиеся записывают ответ на листочках бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивают на доску. Выбирается учениками от группы спикер, который будет защищать мнение свое группы. Все участники дискуссии высказывают своё мнение. Делают выводы, дискутируют. — Как проверить наши выводы? (Посмотреть в учебнике). Ученики делают вывод. Ребята строят рассуждения об объектах, высказываются в устной форме. |
Личностные: Формирование уважительного отношения к иному мнению, иной точке зрения. Развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения. Развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения. Развитие доброжелательности. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками. Познавательные: Развитие умения работать с информацией. Развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью. Формирование способности решать проблемы поискового характера. Развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, обобщения.
Регулятивные: Формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи. Формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность. Коммуникативные: Формирование умения грамотно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной форме. Формирование умения слышать и слушать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её. Формирование умения взаимодействовать в статичных группах, распределять роли и функции совместной деятельности.
|
Проработка содержания темы
| 8 минут | Метод игры «Разведчики генералы». Цель: формировать у учащихся умение находить прилагательные среди других частей речи. Участники: все обучающиеся. Время проведения: 8 минут. Необходимые материалы: карточки: существительное, прилагательное,глагол, карточки со словами.
|
Проведение: Все участники делятся на 2 группы. Одни исполняют роль разведчиков. У них в руках находятся листы, с указанием разных частей речи: существительное, прилагательное, глагол. Другие исполняют роль генералов. У них в руках, карточки со словами разных частей речи. Задача разведчиков набрать себе группу генералов. Если у генерала существительное, то его выбирает разведчик, у которого карточка существительное. В конце этапа проводится анализ работы.
Дети играют в игру . Анализ работы. — Какие проблемы у вас возникли? -Чему вы учились?
| Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения. Развитие доброжелательности. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками. Познавательные: Развитие умения работать с информацией. Развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью. Формирование способности решать проблемы поискового характера. Развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, обобщения. Регулятивные: Формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи. Формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность. Коммуникативные: Формирование умения слышать и слушать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать её.
|
Подведение итогов | 4 минуты | Метод выяснения ожиданий и опасений «Дерево». Цель: сравнить результаты с намеченными ожиданиями в начале урока. Участники: все обучающиеся. Время проведения: 4 минуты. Проведение: На доске появляется дерево с разноцветными листочками. — С какими проблемами вы столкнулись, работая в группе? — Что вам помогло в решении этих проблем?
| Сравниваются результаты с намеченными ожиданиями в начале урока.
| Личностные: Развитие самостоятельности и личной ответственности за принятые решения Познавательные: Развитие операций мышления: сравнения, сопоставления, анализа, синтеза, обобщения.
. Регулятивные: Формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи Коммуникативные: формирование умения использовать речь для регуляции своих действий. |
Домашнее задание |
| Творческое задание на дом. — Найти или самим сочинить загадки, которые состоят из прилагательных. — Самим сочинить и придумать загадки с прилагательными. |
|
|
Дополнительная информация | ||||
Результативность урока, его методическая ценность (возможность использования урока или мероприятия другими учителями) | Предлагаемый урок может быть полезен учителям начальных классов, работающих по разным учебно-методическим комплексам. Подготовка и проведение урока требует от учителя знаний технологии АМО (активные методы обучения) | |||
Ожидаемые/полученные результаты урока. | Активные методы обучения позволили активизировать процесс развития у учащихся коммуникативных навыков, учебно-информационных и учебно-организационных умений. Учитель выступает в роли модератора. При организации работы в группе, дети учатся распределять действия между собой.Во время работы учащиеся смогли реализовать свои возможности в общении, в преодолении боязни, робости. Во время игры и решения проблемы дети получили положительные эмоции открытия нового знания. | |||
Использованная литература, источников информации. | Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», утвержденная указом Президента РФ от 04.02.2010 Пр-271.
|