Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа№7
города Донецка Ростовской области
Конспект урока-исследования по русскому языку
во 2 классе
«Антонимы»
подготовила
учитель начальных классов
Белова Ирина Петровна
г. Донецк
2014
МБОУ СОШ №7 г. Донецк, Ростовская область | |
Учитель | Белова Ирина Петровна |
УМК | Начальная школа 21 века |
Класс | 2 |
Урок | Русский язык |
Тема | «Антонимы» |
Цель Задачи
УУД
| формирование понятия «антонимы» -положить начало формированию знаний о роли антонимов в речи; — в процессе работы прийти к выводу, что антонимы являются одной частью речи — способствовать развитию интереса в познании самого себя, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления; — развивать устную речь; — обогащать словарный запас; — воспитывать культуру поведения при фронтальной и групповой работе Личностные УУД: — проявлять способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности Регулятивные УУД: — определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; — планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей с помощью учителя; — вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок Познавательные УУД: — использовать различные способы обработки, анализа и представления информации; — строить монологическую речь в устной форме Коммуникативные УУД: -слушать и понимать речь других; —совместно договариваться о правилах поведения общения в группе и следовать им
|
Планируемый результат | Знать: — названия слов с противоположным значением — антонимов; Уметь: — определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя; — различать группы слов: синонимов и антонимов; — формулировать результат опыта; — устанавливать взаимосвязь результатов опыта и темы урока.
|
Основные понятия | Антонимы, синонимы |
Метапредметные связи | Окружающий мир, литературное чтение, математика, физическая культура |
Ресурсы: — основные
-дополнительные | Учебник часть 2 Русский язык . «Начальная школа xxi века» — —
Введенская., Словарь антонимов, Москва, ООО «Издательство «ЭЛПИС», 2003, интерактивная доска |
Условные обозначения |
!?
|
Формы работы | Фронтальная, групповая |
Ход урока |
| Формирование УУД | |
II . Актуализация знаний
Проверка домашнего задания.
| Прозвенел для нас звонок, Вы за парты тихо сели, Ваши ушки на макушке,
Начинаем наш урок. Повторим хором правило, которое помогает нам в учёбе:
Учитель: — Молодцы! Садитесь на свои места.
Не все известно нам пока. Работать мы сейчас начнем И сами до всего дойдем. Язык – и стар, и вечно нов! И это так прекрасно – В огромном море – море слов – Купаться ежечасно.
— Для чего нужны слова?
— Вспомните, с какими словами мы работали на прошлом уроке?
-Какие слова называются синонимами?
— Приведите примеры синонимов, которые являются именами существительными.
— Приведите примеры синонимов, которые являются именами прилагательными.
— Приведите примеры синонимов, которые являются глаголами.
|
Дети: Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно!
— С помощью слов мы общаемся.
— На прошлом уроке мы изучали синонимы.
Синонимы – это слова одной и той же части речи с близким лексическим значением.
— Алфавит – азбука, огонь – пламя, дорога — путь, метель – вьюга.
— Красный – алый, волшебный – чудесный.
— Прыгать – скакать, бросать – кидать, бежать – мчаться | Регулятивные УУД: —определять и формулировать тему и цель урока с помощью учителя
|
Подготовка к формулированию темы урока
| Учитель: —Ребята, посмотрите на картинки, давайте их сравним. — Какое время суток изображено на первой картинке? .. на второй? — Глядя на выражение лица, скажите какой первый клоун, второй клоун?
Что делает первый клоун? Второй? Выберите синонимы. Почему вы не можете это сделать? Что объединяет эти пары слов? |
Ночь- день
Грустный – весёлый
Выходит – заходит
Их там нет Эти слова противоположные по значению. |
|
| Какова же тема нашего урока?
Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?
Какие знания и умения нам пригодятся? | Слова с противоположным значением. Узнавать, как называются эти слова. Где встречаются слова? Зачем они нужны? На какие вопросы отвечают? Какой частью речи являются? Нам понадобятся умения писать, умение писать с «окошками», умение работать в группе. |
|
| Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование. -Кто такие исследователи? (Люди, которые сами изучают, исследуют что-то новое.) Работа со словарём. Исследователь — человек, занимающийся научными исследованиями. -Мы тоже можем назвать себя исследователями. -Что будет предметом нашего исследования? -Верно, предметом нашего исследования будут слова с противоположными значениями. -Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – три группы молодых учёных. В каждой есть мой помощник – лаборант. Чтобы исследование прошло успешно, нужно соблюдать правила работы в группе. Повторим правила работы в группе. 1.Умей выслушать собеседника, не перебивай. 2. Не согласен – объясни, почему. 3. Доказывай своё мнение спокойно, вежливо. 4. Будь внимательным. 5. Ответить хочешь, не шуми, а только руку подними. 6. Говори только по делу. 7. Работайте дружно, помогайте друг другу. -Итак, приступим.
|
Слова с противоположными значениями
|
|
Сообщение темы | 1. Исследование«Как называются слова с противоположными значениями?» — Чтобы ответить на этот вопрос, нам надо к данным словам добрать слова с противоположным значением. Пассивный — активный Высокий – низкий Мягкий – твёрдый Подниматься –опускаться Направо — налево Неинтересный – интересный Большой – маленький Молодцы!
Посмотрите на вертикальные буквы, как же называются слова с противоположным значением? Так какая же тема нашего урока?
Вывод: АНТОНИМЫ Слова с противоположным значением
Минус-плюс, огонь-вода,
Из истории: Слово антоним состоит из двух частей: «анти» — приставка, обозначающая противоположность, греческое слово «онима» переводится как имя, название. |
Антонимы Антонимы
|
|
|
— На какой вопрос отвечают в паре? — Какой частью речи являются в паре? Для этого подберём антонимы к словам, вопросы, определимкакой частью речи являются в парах. У вас на столах есть спасательные круги, если вам нужна помощь, можете обратиться к ним.
1группа Шум-тишина Здоровье-болезнь
2 группа Длинный-короткий Редкий-частый Холодный-тёплый
3 группа Строить-ломать Вносить-выносить Поджигать-тушить
— Какие слова подобрали? (1 гр., 2 гр.,3гр.) — какую букву вставили, почему? — На какие вопросы отвечают слова? — Что можем сказать о вопросах в паре слов, они какие (одним словом)? Вывод: Отвечают на один и тот же вопрос, являются одной частью речи. |
|
|
| А сейчас все дружно встали, Вправо, влево повернись, Наклонись и поклонись. Руки вверх, руки в бок И на месте скок да скок! И друг друга не задели! |
|
|
Наблюдение над ролью слов-антонимов в тексте. | 3. Исследование«Для чего в речи нужны антонимы?» Чтобы ответить на этот вопрос попробуйте продолжить предложения: 2.Зимой погода холодная, а летом тёплая. 3.Работать трудно, а отдыхать легко.
— Представьте нашу речь без антонимов. Какая бы она была?
— Действительно антонимы делают нашу речь более яркой и выразительной.
Вывод: делают нашу речь более яркой и выразительной. |
Скудная, неинтересная. Они делают нашу речь богаче, красивее.
|
|
| 4. Исследование «Где встречаются антонимы?» — Ребята, как вы думаете, а на каких уроках, кроме русского языка мы можем встретиться с антонимами? 1 гр. Найдите антонимы, которые встречаются на уроках математики.
2 гр. Найдите антонимы, которые встречаются на уроках окружающего мира.
3 гр. Найдите антонимы, которые встречаются на уроках физической культуры.
— Назовите антонимы. — А на уроках литературы мы изучаем разные жанры художественных произведений. Встречаются ли там антонимы? Как вы думаете?
1 гр. Найдите антонимы в пословицах.
Знай больше, а говори меньше. Ученье – свет, а неученье – тьма. 2 гр. Найдите антонимы в отрывках из басен и стихов.
Тары-бары Тары-бары
Лебедь, Щука и Рак. Кто виноват из них, кто прав,- судить не нам;
3 гр. Найдите антонимы в загадках.
В полотняной стране
Днём спит,
|
Плюс-минус, умножить-разделить, больше – меньше, сложение, вычитание. Живая- неживая, дикие- домашние, расцветают- отцветают.
Старт-финиш, вверх-вниз, быстро- медленно.
|
|
Работа со словарем антонимов. | — Всегда ли вам было просто подбирать антонимы?
— Что же делать в случае затруднения? (спросить у взрослых, посмотреть в словаре)
— Рассмотрите, полистайте. Сколько слов в словаре? Сможете воспользоваться его подсказками? | Работа в группах. Знакомство со словарем антонимов.
|
|
6. КОНТРОЛЬ УРОВНЯ УСВОЕНИЯ НОВЫХ ЗНАНИЙ
Рефлексия
| — Выясним, весь ли материал усвоен, над чем нужно ещё поработать. Возьмите карточку с тестом, выполните задания.
Рефлексия
) Проверка. Что будем проверять? Как будем проверять? (Буду слушать ответ товарища, и сравнивать со своей записью в тетради) Самооценка перед проверкой. Если вы считаете, что вы правильно выписали антонимы, поставьте на полях — ! Если вы сомневаетесь в правильности , поставьте на полях — ? После проверки. У ребят на полях после проверки появляется следующий рисунок: !! Был уверен в правильности, и работа выполнена, верно. !?- Был уверен в правильности, но допустил ошибку в выборе антонимов. ?! – Сомневался в правильности, но выполнил всё верно. ?? – Сомневался в правильности и на самом деле нашёл антонимы неверно.
Самооценка перед проверкой. Если вы считаете, что вы правильно выписали антонимы, поставьте на полях — ! Если вы сомневаетесь в правильности , поставьте на полях — ? Проверка по образцу (Слайд 17)
После проверки. У ребят на полях после проверки появляется следующий рисунок: !! Был уверен в правильности , и работа выполнена верно. !?- Был уверен в правильности, но допустил ошибку в выборе антонимов.. ?! – Сомневался в правильности, но выполнил всё верно. ?? – Сомневался в правильности и на самом деле нашёл антонимы неверно.
11. Итог урока. — С каким новым понятием познакомились на уроке? Какие слова называют антонимами? На какой вопрос отвечают антонимы? Где встречаемся с антонимами? -Зачем нужны антонимы?
А вот прощальная игра… Нам книгу закрывать пора; Мы всё надеемся, что с ней Ты стал немножечко умней. Узнал ты много слов смешных И много всяких всячин. И, если ты запомнил их, Не зря твой день потрачен. И нам с тобой пришёл черёд Сыграть в игру «Наоборот». Скажу я слово «высоко», А ты ответишь («низко»). Скажу я слово «далеко», А ты ответишь («близко»). Скажу я слово «потолок», А ты ответишь («пол»). Скажу я слово «потерял», И скажешь ты («нашёл»). Скажу тебе я слово «трус», Ответишь ты («храбрец»). Теперь «начало» я скажу. Ну, отвечай («конец»)! 12. Рефлексия. (Слайд 18)
— Возьмите у себя в конвертах рисунки котиков. — Какой первый котик по выражению лица ? а второй? -Пользуйтесь антонимами: грустный и весёлый оцените работу на уроке
Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, но было трудно и вы нуждаетесь в помощи.
13. Домашнее задание:(Слайд 19.) 1. стр. 60 правило; стр.61 упр. 4
Я проверю ваши тесты и выставлю вам оценки. Спасибо за урок. Желаю вам успехов в освоении этой темы.
| ТЕСТ 1) Найди неверно составленную пару антонимов. трудолюбивый – ленивый справа – слева светлый — темнота 2) Найди однокоренные антонимы. правда — ложь счастье – несчастье друг — враг 3) Найди слово, которое не имеет антонима. вход рука худой 4) Вставь подходящий по смыслу антоним. Хороша верёвка длинная, а речь … Знай больше, а говори … .
|
Учащиеся контролируют уровень усвоения нового материала.
Выполнение теста.
Учащиеся проводят самоанализ по результатам теста и прогнозируют план следующего урока. |
Список использованной литературы
-
1. Зотов Ю.Б. Организация современного урока: Книга для учителя — М.: Просвещение, 1984.
-
Иванов С.В., Евдокимова А.О. Русский язык. 2 класс. Ч.2. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2011.
-
Беседы с учителем: Методика обучения: 2 класс общеобразовательных учреждений / Под ред. Л. Е. Журовой. – М.: Вентана- Граф, 2008.
-
Иванов С. В., Кузнецова М. И. Русский язык: Комментарии к урокам:2 класс.- М.: Вентана- Граф, 2008. .
-
Казачкова С.П. Требование стандартов второго поколения к урокам и внеурочной деятельности. – М.: Планета, 2012.
-
Остроумов А.В. Почему занятия по русскому языку могут быть интересными. — М.: ЭКСМО, 2012.
-
Русский язык после уроков: стандарты второго поколения/ Э.Н. Петляков, С.Н. Подгорная. – Ростов н/Д; Фениск, 2011.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
-
Интернет ресурс www.yandex.ru