ГУ «Средняя школа №16 отдела образования акимата города Костаная»
Урок русского языка в 5 классе
по теме:
«Правописание НЕ с глаголами»
Подготовила: Винникова Л.В.
учитель русского языка и литературы
г. Костанай, 2011
Тема: Правописание НЕ с глаголами.
Цель: — познакомить с ролью частицы НЕ, дать понятие о глаголах-исключениях; формировать навыки правописания НЕ с глаголами;
— развивать умение строить предложения, орфографическую зоркость, обогащать словарный запас детей;
— воспитывать чувства взаимопомощи, взаимовыручки, любовь к природе.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний.
МТО: учебник, доска, листы с тестами, флипчарт (при условии работы с интерактивной доской).
Ход урока:
-
Орг. момент. Приветствие. Проверка присутствующих.
-
Сообщение темы и целей урока.
знать: правила написания НЕ с глаголами;
уметь: правильно писать НЕ с глаголами;
работать: активно.
-
Актуализация знаний.
* Фронтальный опрос.
-
Что такое глагол? (самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет или состояние и отвечает на вопросы что делать? что сделать?)
-
Какие постоянные морфологические признаки есть у глагола? (вид и спряжение)
-
Как определить спряжение у глагола? (по ударному личному окончанию, по инфинитиву)
-
Как определить вид? (по вопросу и значению)
-
Какие непостоянные признаки есть у глагола? (род, число, лицо, время)
-
Какие формы времени есть у глагола? Как их определить? (три формы времени? Прошедшее время, настоящее и будущее. Определяем по вопросам и значениям)
** Морфологический разбор (по вариантам)
Дюймовочка решила3 уйти из леса. Она стала3 искать себе жильё.
-
Объяснение новой темы.
У каждого на парте разрезанный листок с фразой «НЕ с глаголами пишется раздельно!». Задание: быстро собрать фразу из разрезанных слогов и прочитать вслух (см. Приложение №1).
Стихоправило:
Не выучил, не делай,
Не знаешь, не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу НЕ пиши.
— Всегда ли НЕ с глаголами пишется раздельно? (нет, так как есть случаи слитного написания НЕ с глаголами)
Об этом нам рассказывает сказка Усадовой Юлии.
«Однажды молодой Глагол влюбился в прекрасную частицу НЕ. Долго он ухаживал за ней, ходил по пятам, но НЕ была капризной частицей и не обращала на влюблённого Глагола никакого внимания. «Я не могу без тебя жить!» — говорил Глагол. А НЕ отвечала: «Пока ты не найдёшь хотя бы одно слово, которое докажет, что ты так сильно меня любишь, и не можешь жить, я не буду с тобой!» И побрёл Глагол по всем словарям и справочникам, но, так и не найдя ничего, совсем отчаявшись, пошёл к НЕ. Узнав о том, что поиски Глагола окончились неудачно, НЕ разозлилась и закричала: «Негодую! Ненавижу!» Тут Глагол подбежал к НЕ, обнял её крепко-крепко: «Ну вот видишь, ты сама всё и доказала!»
Упражнение№1: Записываем стихотворение.
НЕ с глаголом пиши раздельно.
Например: не ходил, не знал.
Только помни об исключениях:
Ненавидел, негодовал.
-
Закрепление.
Упражнение №2. Записываем пословицы, объясняем написание НЕ с глаголами.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Не будет хлеба – не будет и обеда. Не смажешь колеса – быстро не поедешь. Не посеешь – урожай не соберешь. Лентяю всё неможется да нездоровится.
Упражнение №3. Записываем глаголы, распределяя их в две колонки:
НЕ раздельно НЕ слитно
Не прочитал, невзлюбить, не сказал, ненавидит, не пошёл, негодовать, недоумевать, не видеть, несдобровать, невзвидеть света, не закрыть, не успеть.
А знаете ли вы, что…
Пишутся слитно глаголы с составной приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (приставка эта по значению часто антонимична приставке пере-:
Записываем: недосолить — пересолить, недооценить свои возможности — переоценить свои возможности.
Следует различать глаголы с приставкой недо-, обозначающие, что действие выполнено ниже нормы, и созвучные им глаголы с приставкой до-, которым предшествует отрицание не и которые обозначают в сочетании с частицей, что действие не доведено до конца:
Записываем: недосмотреть за ребенком (допустить упущение при надзоре) — не досмотреть спектакль до конца (не закончить смотреть); Безработные постоянно недоедали. — Дети часто не доедали за обедом свой суп.
Упражнение №4. Придумайте и запишите три предложения с НЕ с глаголами по теме «Каникулы». (Примерные предложения: На каникулах мы не ходим в школу. Дома мы не сидим за уроками, а бегаем на улице. Мы не решаем задачи, не пишем диктанты, не выполняем упражнений. Зато мы вовсю отдыхаем, играем и веселимся.)
Упражнение№5. Слушаем загадки, отгадываем. Записываем только НЕ с глаголами.
Чтобы осень не промокла, не раскисла от воды, превратил он лужи в стекла, сделал снежными сады (мороз). Он всюду, в поле и в саду, но в дом не попадет. И никуда я не пойду, покуда он идет (дождь). Бежит, бежит, не выбежит. Течет, течет , не вытечет (река). Всегда во рту, а не проглотишь (язык). Сроду он не ест, не пьет, песни звонкие поет. И с урока на урок подает свой голосок (звонок). Овсом не кормят, кнутом не гонят. А как пашет – семь пудов тащит (трактор).
-
Контроль знаний.
Тест.
2 вариант | |
А) (не)житься В) (не)домогает С) (не)желаю D) (не)навидеть
А) (не)доумевать В) (не)слышать С) (не)поехать D) (не)верить
А) слитно В) раздельно С) через дефис
А) слитно В) раздельно
А) недослушать В) не приготовить С) неболеть D) не выполнить |
А) (не)живет В) (не)моет С) (не)сдобровать D) (не)узнаю
А) (не)здоровится В) (не)волить С) (не)взлюбить D) (не)выпить
А) слитно В) раздельно С) через дефис
А) слитно В) раздельно
А) не прочитал В) не зашить С) недоумевать D) невыполнить |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | |
1 | С | А | В | А | С |
2 | С | D | А | В | D |
-
Домашнее задание.
§§64, 94, упражнение 991 (995), знать ответы на вопросы на стр. 288 (287).
-
Подведение итогов урока.
Приложение №1.
НЕ с глаголами пишется раздельно!
| НЕ с глаголами пишется раздельно!
| НЕ с глаголами пишется раздельно!
| НЕ с глаголами пишется раздельно!
|
Использованная литература:
-
Сабитова З.К., Павленко В.К. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. – Алматы: «Атамұра», 2010.
-
Гетманова В.С. Волшебное путешествие в страну знаний. – Шымкент: «Шикула и К», 2007
-
http://nachalka.uz/publications/183_poslovicy_i_pogovorki_na_vse_pravila_russkogo_yazyka.html
-
http://claw.ru/book11/017.htm