ГУ «Средняя школа №16 отдела образования акимата города Костаная»

Урок русского языка в 5 классе

по теме:

«Правописание НЕ с глаголами»

Подготовила: Винникова Л.В.

учитель русского языка и литературы

г. Костанай, 2011

Тема: Правописание НЕ с глаголами.

Цель: — познакомить с ролью частицы НЕ, дать понятие о глаголах-исключениях; формировать навыки правописания НЕ с глаголами;

— развивать умение строить предложения, орфографическую зоркость, обогащать словарный запас детей;

— воспитывать чувства взаимопомощи, взаимовыручки, любовь к природе.

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

МТО: учебник, доска, листы с тестами, флипчарт (при условии работы с интерактивной доской).

Ход урока:

  1. Орг. момент. Приветствие. Проверка присутствующих.

  2. Сообщение темы и целей урока.

знать: правила написания НЕ с глаголами;

уметь: правильно писать НЕ с глаголами;

работать: активно.

  1. Актуализация знаний.

* Фронтальный опрос.

  1. Что такое глагол? (самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет или состояние и отвечает на вопросы что делать? что сделать?)

  2. Какие постоянные морфологические признаки есть у глагола? (вид и спряжение)

  3. Как определить спряжение у глагола? (по ударному личному окончанию, по инфинитиву)

  4. Как определить вид? (по вопросу и значению)

  5. Какие непостоянные признаки есть у глагола? (род, число, лицо, время)

  6. Какие формы времени есть у глагола? Как их определить? (три формы времени? Прошедшее время, настоящее и будущее. Определяем по вопросам и значениям)

** Морфологический разбор (по вариантам)

Дюймовочка решила3 уйти из леса. Она стала3 искать себе жильё.

  1. Объяснение новой темы.

У каждого на парте разрезанный листок с фразой «НЕ с глаголами пишется раздельно!». Задание: быстро собрать фразу из разрезанных слогов и прочитать вслух (см. Приложение №1).

Стихоправило:

Не выучил, не делай,
Не знаешь, не спеши.
С глаголами отдельно
Частицу НЕ пиши.

— Всегда ли НЕ с глаголами пишется раздельно? (нет, так как есть случаи слитного написания НЕ с глаголами)

Об этом нам рассказывает сказка Усадовой Юлии.

       «Однажды молодой Глагол влюбился в прекрасную частицу НЕ. Долго он ухаживал за ней, ходил по пятам, но НЕ была капризной частицей и не обращала на влюблённого Глагола никакого внимания. «Я не могу без тебя жить!» — говорил Глагол. А НЕ отвечала: «Пока ты не найдёшь хотя бы одно слово, которое докажет, что ты так сильно меня любишь, и не можешь жить, я не буду с тобой!» И побрёл Глагол по всем словарям и справочникам, но, так и не найдя ничего, совсем отчаявшись, пошёл к НЕ. Узнав о том, что поиски Глагола окончились неудачно, НЕ разозлилась и закричала: «Негодую! Ненавижу!» Тут Глагол подбежал к НЕ, обнял её крепко-крепко: «Ну вот видишь, ты сама всё и доказала!»

Упражнение№1: Записываем стихотворение.

НЕ с глаголом пиши раздельно.
Например: не ходил, не знал.
Только помни об исключениях:
Ненавидел, негодовал.

  1. Закрепление.

Упражнение №2. Записываем пословицы, объясняем написание НЕ с глаголами.

Слово не воробей, вылетит – не поймаешь. Не будет хлеба – не будет и обеда. Не смажешь колеса – быстро не поедешь. Не посеешь – урожай не соберешь. Лентяю всё неможется да нездоровится.

Упражнение №3. Записываем глаголы, распределяя их в две колонки:

НЕ раздельно НЕ слитно

Не прочитал, невзлюбить, не сказал, ненавидит, не пошёл, негодовать, недоумевать, не видеть, несдобровать, невзвидеть света, не закрыть, не успеть.

А знаете ли вы, что…

  Пишутся слитно глаголы с составной приставкой недо-, придающей глаголу значение неполноты, недостаточности действия (приставка эта по значению часто антонимична приставке пере-:

Записываем: недосолить — пересолить, недооценить свои возможности — переоценить свои возможности.

        Следует различать глаголы с приставкой недо-, обозначающие, что действие выполнено ниже нормы, и созвучные им глаголы с приставкой до-, которым предшествует отрицание не и которые обозначают в сочетании с частицей, что действие не доведено до конца:

Записываем: недосмотреть за ребенком (допустить упущение при надзоре) — не досмотреть спектакль до конца (не закончить смотреть); Безработные постоянно недоедали. — Дети часто не доедали за обедом свой суп

Упражнение №4. Придумайте и запишите три предложения с НЕ с глаголами по теме «Каникулы». (Примерные предложения: На каникулах мы не ходим в школу. Дома мы не сидим за уроками, а бегаем на улице. Мы не решаем задачи, не пишем диктанты, не выполняем упражнений. Зато мы вовсю отдыхаем, играем и веселимся.)

Упражнение№5. Слушаем загадки, отгадываем. Записываем только НЕ с глаголами.

Чтобы осень не промокла, не раскисла от воды, превратил он лужи в стекла, сделал снежными сады (мороз). Он всюду, в поле и в саду, но в дом не попадет. И никуда я не пойду, покуда он идет (дождь). Бежит, бежит, не выбежит. Течет, течет , не вытечет (река). Всегда во рту, а не проглотишь (язык). Сроду он не ест, не пьет, песни звонкие поет. И с урока на урок подает свой голосок (звонок). Овсом не кормят, кнутом не гонят. А как пашет – семь пудов тащит (трактор).

  1. Контроль знаний.

Тест.

1 вариант

2 вариант

  1. Выберете раздельное написание НЕ с глаголом:

А) (не)житься В) (не)домогает

С) (не)желаю D) (не)навидеть

  1. Укажите слитное написание НЕ с глаголом:

А) (не)доумевать В) (не)слышать

С) (не)поехать D) (не)верить

  1. В словах (не)увидел, (не)встретил, (не)попрощался – НЕ пишется…

А) слитно В) раздельно

С) через дефис

  1. (Не)здоровится пишется…

А) слитно В) раздельно

  1. Укажите неверное написание НЕ с глаголом:

А) недослушать В) не приготовить

С) неболеть D) не выполнить

  1. Выберете слитное написание НЕ с глаголом:

А) (не)живет В) (не)моет

С) (не)сдобровать D) (не)узнаю

  1. Укажите раздельное написание НЕ с глаголом:

А) (не)здоровится В) (не)волить

С) (не)взлюбить D) (не)выпить

  1. В словах (не)истовствовать, (не)навидеть, (не)годовать – НЕ пишется…

А) слитно В) раздельно

С) через дефис

  1. (Не)заморозил пишется…

А) слитно В) раздельно

  1. Укажите неверное написание НЕ с глаголом:

А) не прочитал В) не зашить

С) недоумевать D) невыполнить

Вариант/№

1

2

3

4

5

1

С

А

В

А

С

2

С

D

А

В

D

  1. Домашнее задание.

§§64, 94, упражнение 991 (995), знать ответы на вопросы на стр. 288 (287).

  1. Подведение итогов урока.

Приложение №1.

НЕ с глаголами пишется раздельно!

НЕ с глаголами пишется раздельно!

НЕ с глаголами пишется раздельно!

НЕ с глаголами пишется раздельно!

НЕ с глаголами пишется раздельно!

Использованная литература:

  1. Сабитова З.К., Павленко В.К. Русский язык. Учебник для 5 класса общеобразовательной школы. – Алматы: «Атамұра», 2010.

  2. Гетманова В.С. Волшебное путешествие в страну знаний. – Шымкент: «Шикула и К», 2007

  3. http://nachalka.uz/publications/183_poslovicy_i_pogovorki_na_vse_pravila_russkogo_yazyka.html

  4. http://claw.ru/book11/017.htm

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here