Тематическое планирование по русскому (10-11класс) 3ч.в неделю
10 класс (профильный уровень)
Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля, вид самостоятельной работы | |
| Повторение – 8 | |||||
1-2 | Орфография | 2 | Повторительно-обобщающий | Принципы русской орфографии. | Знать орфографические нормы современного русского литературного языка. Применять в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка.
| Осложненное списывание. |
3-4 | Пунктуация. Синтаксис. | 2 | Повторительно-обобщающий | Принципы русской пунктуации. Словосочетание. Простое и сложное предложение. | Знать синтаксические и пунктуационные нормы. Применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка. | Работа с текстом. |
5 | Морфемика и словообразование | 1 | Повторительно-обобщающий | Обобщающее повторение по теме «Морфемика и словообразования» | Уметь создавать словообразовательную цепочку, делить слова на морфемы. | Лабораторная работа |
6 | Морфология | 1 | Повторительно-обобщающий | Обобщающее повторение частей речи. | Знать морфологические нормы. | Работа с текстом |
7-8 | Входная контрольная работа | 2 | Урок контроля. | Проверка знаний обучающихся за курс основной школы. | Знать лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка. | Работа с текстом. Тест в формате ГИА. |
| Введение в науку о языке – 22 | |||||
9 | Язык как общественное явление. Русский язык в Российской Федерации. Русский язык в современном мире.
| 1 | Повторительно-обобщающий | Русский язык – государственный язык РФ. Русский язык в кругу языков России. | Понимать социальную роль русского языка в обществе, связь языка и истории. Извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, строить монологическое высказывание, умело использовать цитирование. | Работа с учебником |
10 | Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык как одна из основных национально-культурных ценностей русского народа (культуроведческая компетенция). | 1 | Урок усвоения нового материала | Отражение в языке материальной и духовной культуры народа. Взаимообогащение языков как результат взаимодействия | Понимать взаимосвязь языка и культуры. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
| Работа с учебно-научными текстами. |
11 | Язык как особая система знаков; её место среди других знаковых систем. Языки естественные и искусственные.
| 1 | Урок усвоения нового материала | Особенности языка как особой системы знаков. Язык и мышление. Знаковые системы. | Знать системное устройство языка, взаимосвязь его уровней и единиц. Использование изучающего, ознакомительно-изучающего вида чтения.
| Работа с учебно-научными текстами. Составление плана лекции. |
12 | Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая. | 1 | Урок усвоения нового материала | Коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая функции языка. | Знать функции языка | Анализ текстов. Анализ фонетических, лексических, морфологических, синтаксических особенностей текста |
13 | Общее представление о развитии русистики. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы. | 1 | Урок усвоения нового материала | Русистика как наука о русском языке, ее основные разделы и направления развития, виднейшие ученые-лингвисты. | Знать основные сведения о лингвистике как науке. Использование изучающего, ознакомительно-изучающего вида чтения. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
| Работа с учебно-научными текстами. Анализ фонетических, лексических, морфологических, синтаксических особенностей текста |
14 | Русский язык как один из индоевропейских языков. Русский язык в кругу других славянских языков. | 1 | Урок усвоения нового материала | Происхождение русского языка. Славянские языки. | Использование изучающего, ознакомительно-изучающего вида чтения. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
| Работа с учебно-научными текстами. Составление тезисного плана. |
15 | Понятие о старославянском языке. Роль старославянского языка в развитии русского языка. Старославянизмы в современном русском языке и их признаки.
| 1 | Урок усвоения нового материала | Старославянизмы, их роль в создании текстов высокого стиля. Взаимосвязь языка и истории.
| Знать о роли старославянского языка в развитии русского языка. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
| Работа с учебно-научными текстами. Тренировочные упражнения. Анализ фонетических, лексических, морфологических, синтаксических особенностей текста особенностей текста |
16 | Северное наречие – составная часть русского национального языка. Поморский говор Мурманской области – один из говоров северного наречия. Отражение в русском языке прошлого и настоящего Кольского края. ( НРК) | 1 | Урок усвоения нового материала | Северное наречие, поморский говор. | Иметь представление о языке как о культурно-исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края. Знать некоторые специфические черты поморского говора в сопоставлении с литературным языком. | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация, словарный диктант.
|
17 | Использование изучающего и ознакомительно-изучающего видов чтения (коммуникативная компетенция). | 1 | Урок усвоения нового материала | Виды чтения. Особенности изучающего и ознакомительно-изучающего видов чтения. | Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях. | Работа с учебно-научными текстами. Анализ фонетических, лексических, морфологических, синтаксических особенностей текста. |
18 | Основные этапы исторического развития русского языка и их связь с историей славянских народов (краткие сведения).
| 1 | Урок усвоения нового материала | Этапы развития русского языка. | Использовать изучающий, ознакомительно-изучающий вид чтения. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях. | Составление плана лекции. |
19 | Краткая история русской письменности. Создание славянского алфавита. Реформы в истории русского письма.
| 1 | Урок усвоения нового материала | История русской письменности, реформы в истории русского письма. Взаимосвязь фактов языка и истории, я зыка и культуры. | Использование изучающего, ознакомительно-изучающего вида чтения. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях. | Составление тезисов лекции. |
20 | Роль письма в истории культуры Кольского Севера. Дни славянской письменности и культуры на Мурмане (НРК) | 1 | Урок усвоения нового материала | Роль письма в истории культуры Кольского Севера. Дни славянской письменности и культуры на Мурмане. | Иметь представление: о языке как о культурно-исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края. Знать семантику и сферу употребления слов, отражающих особенности (природно-климатические, экономические, культурно-исторические) Кольского Севера. Уметь употреблять регионально ориентированные слова в соответствии с лексическим значением, а также условиями и задачами общения; правильно их произносить и писать. | Работа с учебно-научными текстами. Устные монологические высказывания в научном стиле. |
21 | Формы существования русского национального языка. Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах. | 1 | Урок усвоения нового материала | Литературный язык. Просторечия. Народные говоры. Профессиональные разновидности. Жаргон. Арго. Взаимосвязь языка и культуры. | Знать о формах существования русского национального языка, о литературном языке и его признаках | Работа с учебно-научными текстами. Устные монологические высказывания в научном стиле. |
22 | Диалекты как историческая база литературных языков (культурологическая компетенция). | 1 | Урок усвоения нового материала | Диалекты. Диалектизмы. | Использование изучающего, ознакомительно-изучающего вида чтения. Извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях. | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация, словарный диктант.
|
23 | Языковая норма, ее основные признаки и функции. Кодификация нормы; фиксация нормы в грамматиках, словарях, справочниках. Норма обязательная и допускающая выбор, вариантная; общеязыковая (с вариантами или без них) и ситуативная (стилистическая). Варианты норм. Основные виды норм современного русского литературного языка. | 1 | Урок усвоения нового материала | Языковая норма и её основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические. | Понимать, что нормативность – отличительная особенность русского литературного языка. Уметь использовать словари грамматических трудностей русского языка. Уметь разграничивать варианты норм. | Редактирование текста Работа со справочной литературой. |
24 | Орфоэпические и акцентологические нормы.
| 1 | Повторительно-обобщающий | Виды норм. Роль орфоэпии в устном общении. Произносительные нормы. Акцентологические нормы: нормы ударения. Допустимые варианты произношения и ударения. | Владеть основными правилами произношения. Уметь работать с орфоэпическим словарем. Уметь разграничивать варианты норм. | Анализ чужой речи с точки зрения соблюдения орфоэпических норм. |
25-36 | Пунктуационные нормы. | 1 |
| Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них. Знаки препинания между частями сложного предложения, в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. | Понимать функции знаков препинания Уметь определять синтаксическую структуру предложения. Понимать функции знаков препинания между частями сложного предложения и передачи чужой речи в связном тексте, роль абзаца как пунктуационного знака, передающего смысловое членение текста, соблюдать пунктуационные нормы при создании собственных текстов, при письме под диктовку. Уметь разграничивать варианты норм. | Изложение с творческим заданием. |
27 -28 | Лексические нормы | 2 | Повторительно-обобщающий | Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением и стилистическими свойствами. Употребление паронимов. | Умение использовать толковые словари. | Пересказ с использованием слов разного типа. |
29-30 | Орфографические нормы | 1 | Повторительно-обобщающий | Основные принципы написания морфем: правописание окончаний и суффиксов различных частей речи. Основные принципы русской орфографии. Правописание морфем: гласных и согласных в корне, приставок. | Знать основные принципы правописания морфем уметь производить сопоставительный анализ слов, имеющих корни-омонимы. Уметь разграничивать варианты норм. Применять в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка.
| Осложненное списывание с творческим заданием. |
31 | Грамматические нормы | 1 | Повторительно-обобщающий | Правильное построение предложений. Нормативное согласование сказуемого с подлежащим. Правильное построение предложений с однородными и обособленными членами, придаточными частями. Синонимия грамматических форм и их стилистические и смысловые возможности. | Соблюдать синтаксические нормы при построении простого, осложненного и сложного предложений, согласовании подлежащего и сказуемого, уметь редактировать предложения с нарушением синтаксической нормы, производить синонимичную замену синтаксических конструкций с учетом стилей и типов высказываний. | Редактирование текста. |
32 | Культура речи и ее нормативный аспект (коммуникативная компетенция). | 1 | Повторительно-обобщающий | Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, умеренности, точности, ясности, чистоте, логичности, выразительности речи. Нормативный, коммуникативный и эстетический аспекты речи. Язык и речь. Культура речи. Две стороны культуры речи. Нормы литературного языка. Основные признаки нормы. Речевая ошибка | Знать основные качества хорошей речи, использовать ознакомительно-изучающие и ознакомительно-реферативное чтение научного текста, передавать его содержание в виде развернутого плана. Уметь создавать устное высказывание, отбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность, выбора с учетом коммуникативной целесообразности. Знать понятие русский литературный язык и его нормы, основные лингвистические словари Уметь использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии, уметь извлекать из словарей необходимую информацию | Составление тезисного плана. Изучающее чтение. Ответы на вопросы к параграфу. Изучающее чтение.
|
33 | Мотивированные нарушения нормы и речевые ошибки. Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы. Динамика языковой нормы. Основные тенденции развития нормы в современном русском языке. Активные процессы в области произношения и ударения, в лексике и грамматике. Проблемы экологии русского языка на современном этапе его развития. | 1 | Урок усвоения нового материала | Понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка Разграничение вариантов норм, нарушение языковой нормы. | Знать понятие языковой нормы, ее функций, современные тенденции в развитии норм русского литературного языка.
| Редактирование текста. |
34 | Современные нормативные словари, справочники, пособия.
| 1 | Повторительно-обобщающий | Нормативные словари и справочники современного русского языка. | Уметь извлекать из словарей и справочников нужную информацию | Подготовить устное аргументированное высказывание «Слова – образы, словарь – это Вселенная». Работа со справочной литературой. |
35-36 | Контрольная работа «Виды норм современного русского литературного языка. | 2 | Урок контроля. | Культура речи. Основы языковых норм. | Уметь анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности | Тест в формате ЕГЭ (часть 1 задания типа А) |
Языковая система — | ||||||
37 | Понятие о системе и структуре языка. Уровневая организация языка. Основные единицы разных уровней языка. Взаимосвязь единиц и уровней языка. Системные отношения между языковыми единицами. | 1 | Урок усвоения нового материала | Понятие о системе языка, его единицах и уровнях, взаимосвязях и отношениях единиц разных уровней. | Знать смысл понятий: языковая система, основные единиц языка, основные уровни языка. Уметь аргументировать взаимосвязь и отношения языковых единиц разного уровня | Анализ фонетических, лексических, морфологических, синтаксических особенностей текста |
Фонетика — 7 | ||||||
38 | Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи и фонема. Позиционные чередования звуков речи. | 1 | Повторительно-обобщающий | Фонетика, звуки русского языка, тон, шум, тоновые звуки. Фонема. Позиционные чередования звуков речи. | Знать принципы классификации звуков русского языка, уметь проводить фонетический анализ слов | Практикум |
39-40 | Ударение в русском языке. | 2 | Повторительно-обобщающий | Нормы произношения, нормы ударения | Знать основные орфоэпические нормы русского литературного языка. | Практикум |
41 | Интонационные особенности русской речи. Основные элементы интонации. Смыслоразличительная функция интонации. Основные требования к интонационно правильной и выразительной речи. | 1 | Повторительно-обобщающий | Основные элементы интонации, смыслоразличительная функция интонации, основные требования к интонационно правильной, выразительной речи.
| Знать основные элементы интонации, смыслоразличительную функцию интонации, основные требования к интонационно правильной, выразительной речи Уметь использовать в собственной речи ее интонационные особенности. | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация. Тренинг. Углубление лингвистических знаний, совершенствование способности к самооценке через наблюдение за собственной речью.
|
42-43 | Изобразительные средства фонетики русского языка.
| 2 | Повторительно-обобщающий | Аллитерация. Ассонанс. Звукопись. | Понимать цель использования изобразительных средств фонетики. | Работа с поэтическим текстом. Анализ фонетических, лексических, морфологических, синтаксических особенностей текста. .Расширение круга используемых языковых и речевых средств |
44 | Контрольная работа по фонетике и орфоэпии. | 1 | Урок контроля. |
| Уметь проводить различные виды анализа фонетических единиц. | Тест. |
45 | Фонетические особенности северного наречия русского национального языка. Оканье и еканье в диалектной речи Русского Севера. Цоканье в поморском говоре. Отступления от литературных норм произношения и ударения в речи северян, причины отступлений (НРК). |
| Урок усвоения нового материала | Фонетические особенности северного наречия. Оканье и еканье в диалектной речи Русского Севера. Цоканье в поморском говоре. Отступления от литературных норм произношения и ударения в речи северян, причины отступлений. | Уметь проводить различные виды анализа фонетических единиц. Уметь пользоваться словарями, в том числе описывающими региональную лексику (И.С. Меркурьев «Живая речь кольских поморов»; В.Г. Мужиков «Географический словарь Мурманской области» и др.). | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация, словарный диктант.
|
Лексика и лексикология 12 | ||||||
46 | Слово – основная единица языка. | 1 | Повторительно-обобщающий | Слово – основная единица языка. Слово и его значение. | Уметь проводить различные виды анализа языковых единиц. | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация, словарный диктант. Работа со справочной литературой. |
47-48 | Системные отношения в лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. | 1 | Повторительно-обобщающий | Однозначность и многозначность слова. Омонимы и их употребление. Паронимы и их употребление Паронимы и их употребление. Антонимы и их употребление. | Уметь проводить различные виды анализа языковых единиц. | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация, словарный диктант. Работа со справочной литературой. Развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов |
49 | Синонимия в системе языка (лексика). | 1 | Повторительно-обобщающий | Синонимы лексические, синонимический ряд.
| Уметь проводить различные виды анализа языковых единиц. Уметь работать со словарем синонимов, использовать синонимы как лексическое средство выразительности в тексте. | Целенаправленный поиск информации в словарях и другой справочной литературе Отражение в письменной форме результатов своей деятельности |
50-52 | Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической дифференциации.
| 3 | Повторительно-обобщающий | Лексика общеупотребительная и лексика, имеющая ограниченную сферу употребления. Устаревшая лексика и неологизмы | Уметь проводить различные виды анализа языковых единиц. Знать: исконно-русская лексика, старославянизмы, заимствованная лексика Уметь работать со словарем иностранных слов, этимологическим словарем | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация, словарный диктант. Работа со справочной литературой.
|
53 | Слова с национально-культурным компонентом значения (культуроведческая компетенция). | 1 | Урок усвоения нового материала | Связь языка и культуры. | Уметь проводить различные виды анализа языковых единиц. | Работа с учебно-научными текстами. Устные монологические высказывания в научном стиле. |
54 | Особенности лексикона северян. Отражение в региональной лексике природных, экономических, историко-культурных особенностей Мурманской области. Слова-образы Кольского Заполярья (НРК) | 1 | Урок усвоения нового материала | Особенности лексикона северян. | Иметь представление: языковых контактах северян. Знать семантику и сферу употребления слов, отражающих особенности (природно-климатические, экономические, культурно-исторические) Кольского Севера. Уметь употреблять регионально ориентированные слова в соответствии с лексическим значением, а также условиями и задачами общения; правильно их произносить и писать. | Лекция, беседа, работа с книгой, демонстрация, словарный диктант. Работа со справочной литературой.
|
55 | Однозначные и многозначные слова, называющие реалии Кольского края. Метафоры в текстах художественных произведений, посвященных Кольскому Северу. Омонимы, синонимы, антонимы в речи северян (НРК). | 1 | Повторительно-обобщающий | Лексическое значение слова, однозначность и многозначность слова. Понятие метафора. Омонимы, синонимы, антонимы.
| Уметь проводить различные виды анализа языковых единиц. Иметь представление: о языке как о культурно-исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края. Знать семантику и сферу употребления слов, отражающих особенности (природно-климатические, экономические, культурно-исторические) Кольского Севера. Уметь употреблять регионально ориентированные слова в соответствии с лексическим значением, а также условиями и задачами общения; правильно их произносить и писать. | Целенаправленный поиск информации в словарях и другой справочной литературе Отражение в письменной форме результатов своей деятельности |
56 | Специальная лексика профессий, типичных для Мурманской области. Диалектные слова, отражающие образ жизни и культурные традиции кольских поморов. Устаревшие слова, отражающие историю края (НРК). |
| Повторительно-обобщающий | Профессиональная лексика. Диалектная лексика. | Иметь представление: о языке как о культурно-исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края. Иметь представление языковых контактах северян. Знать семантику и сферу употребления слов, отражающих особенности (природно-климатические, экономические, культурно-исторические) Кольского Севера. Уметь употреблять регионально ориентированные слова в соответствии с лексическим значением, а также условиями и задачами общения; правильно их произносить и писать. | Целенаправленный поиск информации в словарях и другой справочной литературе Отражение в письменной форме результатов своей деятельности |
57-58 | Фразеологические единицы русского языка: идиомы, фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Основные признаки фразеологизмов. Источники фразеологизмов. | 2 | Повторительно-обобщающий | Понятия идиомы, фразеологические сочетания. Основные признаки фразеологизмов. Источники фразеологизмов.
| Уметь проводить различные виды анализа языковых единиц. | Целенаправленный поиск информации в словарях и другой справочной литературе Отражение в письменной форме результатов своей деятельности |
59 | Синонимия в системе языка (фразеология) | 1 | Повторительно-обобщающий | Фразеологические синонимы. | Уметь проводить различные виды анализа языковых единиц. Уметь работать со словарем синонимов использовать синонимы как лексическое средство выразительности в тексте. | Тренировочные упражнения. Работа со справочной литературой. |
60 | Национальная специфика русской фразеологии (культуроведческая компетенция) | 1 | Урок усвоения нового материала | Происхождение русских фразеологизмов. Связь языка и культуры. | Уметь проводить различные виды анализа языковых единиц | Целенаправленный поиск информации в словарях и другой справочной литературе Отражение в письменной форме результатов своей деятельности. Развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов |
61 | Фразеологизмы, пословицы, поговорки, отражающие природные, экономические и историко-культурные особенности Кольского края. Словарь И.С. Меркурьева «Живая речь кольских поморов» (НРК). | 1 | Повторительно-обобщающий | Связь языка и культуры. Пословицы, поговорки. | Иметь представление: о языке как о культурно-исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции края. Иметь представление о языковых контактах северян. Знать семантику и сферу употребления слов, отражающих особенности (природно-климатические, экономические, культурно-исторические) Кольского Севера. Уметь употреблять регионально ориентированные слова в соответствии с лексическим значением, а также условиями и задачами общения; правильно их произносить и писать. Уметь пользоваться словарями, в том числе описывающими региональную лексику (И.С. Меркурьев «Живая речь кольских поморов»; В.Г. Мужиков «Географический словарь Мурманской области» и др.). | Устные монологические высказывания в научном стиле. Работа с текстом. Работа со справочной литературой. Развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов |
62 | Информационная переработка текста научного стиля: написание тезисов (коммуникативная компетенция). | 1 | Повторительно-обобщающий | Особенности научного текста. Микротема. Главная мысль. | Владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста | Работа с текстом. Анализ фонетических, лексических, морфологических, синтаксических особенностей текста |
63-64 | Лексические средства выразительности. | 2 | Урок усвоения нового материала | Лексические средства выразительности. | Знать изобразительно-выразительные средства на основа переносного лексического значения. Уметь проводить анализ лексических средств выразительности в тексте, создавать собственные художественные тексты с использованием лексических средств выразительности. | Практикум. Расширение круга используемых языковых и речевых средств |
65-66 | Контрольная работа по лексике. | 2 | Урок контроля. |
| Уметь проводить лингвистический анализ поэтических текстов, выявляя лексические, синтаксические особенности, звукопись. | Анализ текста. |
Морфемика и словообразование 7 | ||||||
67 | Морфемы корневые и аффиксальные. | 1 | Повторительно-обобщающий | Корневая морфема, аффиксальные морфемы, производная — непроизводная основа, простые, сложные, производящие основы, синонимия и антонимия аффиксов. Морфемный анализ слова. | Знать понятия: корневая морфема, аффиксальные морфемы, производная — непроизводная основа, простые, сложные, производящие основы, синонимия и антонимия аффиксов Уметь делать морфемный анализ слова. | Развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов. |
68 | Морфемы словоизменительные и словообразовательные. Варианты морфем.
| 1 | Повторительно-обобщающий | Корневая морфема, аффиксальные морфемы, производная — непроизводная основа, простые, сложные, производящие основы, синонимия и антонимия аффиксов. Морфемный анализ слова. Парадигма, формообразующий аффикс, супплетивизм основы.
| Знать понятия: корневая морфема, аффиксальные морфемы, производная — непроизводная основа, простые, сложные, производящие основы, синонимия и антонимия аффиксов. Уметь делать морфемный анализ слова. | Развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов. |
69-70 | Система современного русского словообразования. Продуктивные способы образования частей речи в русском языке. | 2 | Урок усвоения нового материала | Продуктивные способы образования частей речи. | Знать: морфологические и неморфологические способы словообразования. Уметь пользоваться словообразовательным словарем и проводить словообразовательный разбор, использовать в собственной речевой практике стилистические возможности частей слова. | Целенаправленный поиск информации в словарях .Расширение круга используемых языковых средств. Развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов. |
71 | Словообразовательные средства выразительности речи.
| 1 | Повторительно-обобщающий | Словообразовательные средства выразительности речи.
| Знать словообразовательные средства выразительности речи. Уметь использовать их в практике речевого общения. | Анализ фонетических, лексических, морфологических, синтаксических особенностей текста. Расширение круга используемых языковых и речевых средств. |
72-73 | Контрольная работа по морфемике и словообразованию. | 2 | Урок контроля. |
| Уметь делать морфемный и словообразовательный разборы. | Тест. |
74 | Способы образования топонимов и микротопонимов Кольского края (НРК). | 1 | Урок усвоения нового материала | Продуктивные способы образования частей речи. | Знать топонимы и микротопонимы своего региона (города, поселка, села), их произношение, правописание и образование. | Целенаправленный поиск информации в словарях .Расширение круга используемых языковых средств. Развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов. |
Морфология — 7 | ||||||
75 | Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений. | 1 | Повторительно-обобщающий | Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений. Связь грамматической формы и грамматического значения | Уметь определять признаки частей речи. | Составление тезисного плана лекции. Изучающее чтение. .
|
76 | Проблема классификации частей речи в русистике. | 1 | Урок усвоения нового материала | Краткая история проблемы классификации частей речи. | Знать о различных вариантах классификации частей речи. | Составление тезисного плана лекции. Изучающее чтение.
|
77 | Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. | 1 | Повторительно-обобщающий | Знаменательные части речи, их морфологические и синтаксические признаки. | Уметь определять морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. | Практикум. |
78 | Служебные части речи и их грамматические признаки. Слова, находящиеся вне системы частей речи. | 1 | Повторительно-обобщающий | Служебные части речи и их грамматические признаки. | Уметь определять морфологические и синтаксические признаки служебных частей речи. | Практикум. |
79 | Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи. | 1 | Урок усвоения нового материала | Функциональные омонимы. | Определять части речи, учитывая их роль в предложении. | Расширение круга используемых языковых средств. Развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов. |
80 | Морфологические средства выразительности речи.
| 1 | Урок усвоения нового материала | Морфологические средства выразительности речи.
| Знать морфологические средства выразительности речи. Анализировать текст с точки зрения целесообразности использования морфологических средства выразительности речи. Уметь использовать их в практике речевого общения. | Работа с поэтическим текстом. Расширение круга используемых языковых и речевых средств. |
81 | Контрольная работа по морфологии | 1 | Урок контроля. |
| Уметь применять в практике письма орфографические, грамматические и пунктуационные нормы русского литературного языка. | Диктант с грамматическим заданием. |
| Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции — 15 | |||||
82 | Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. | 1 | Повторительно-обобщающий | Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательной и трудовой деятельности. | Понимать обусловленность общения как основного элемента культуры. Функции человека как субъекта общения. | Устное развернутое сообщение на основе высказываний |
83 | Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения. | 1 | Урок усвоения нового материала | Виды общения по знаковой системе, использованной при общении. | Знать виды о формы общения. Уметь соблюдать требования к оформлению речи. | Анализ отрывка из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (т.2, гл. 23 «Объяснение Андрея Болконского с Наташей Ростовой») |
84 | Речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). Официальные и неофициальные ситуации общения.
| 1 | Урок усвоения нового материала | Речевая ситуация и её компоненты | Знать компоненты речевой ситуации, понимать сферу использования и оценки речи, уметь понимать смысл лингвистических понятий. | Подготовить рассказ о прочитанной книге в соответствии с ситуацией общения |
85 | Правила успешного речевого общения. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление. | 1 | Урок усвоения нового материала | Свойства речи, которые помогают обеспечить эффективность коммуникации и характеризует уровень речевой культуры говорящего | Понимать основные условия эффективности речевого общения. Уметь использовать в речи нормированный язык, видеть изменения в языке на уровне лексики, морфологии, орфоэпии, уметь извлекать из словарей необходимую информацию | Анализ речевых ситуаций. Решение коммуникативно-ситуативных задач
|
86-87 | Совершенствование продуктивных (говорение, письмо) и рецептивных (аудирование, чтение) видов речевой деятельности. | 2 | Повторительно-обобщающий | Продуктивные и рецептивные виды речевой деятельности. | Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка. | Анализ речевых ситуаций. Решение коммуникативно-ситуативных задач. Тренинг. |
88 | Особенности диалогической речи. Диалог в различных сферах общения и его разновидности. | 1 | Повторительно-обобщающий | Развитие умений диалогической речи в разных сферах общения. | Понимать значение понятия диалог. Различать разновидности диалога | Составление диалога |
89 | Дискуссионная речь. | 1 | Повторительно-обобщающий | Специфика дискуссионной речи. | Знать правила ведения дискуссии и уметь применять их на практике | Анализ речевых ситуаций. Решение коммуникативно-ситуативных задач. |
90-91 | Учебно-речевая практика участия в диалогах различных видов, дискуссиях, полемике. | 2 | Повторительно-обобщающий | Специфика дискуссионной речи. | Уметь оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка. | Практикум. Тренинг. |
92 | Особенности монологической речи в различных сферах общения. | 1 | Повторительно-обобщающий | Развитие умений монологической речи в разных сферах общения | Понимать значение понятия монолог. | Составление монолога |
93 | Текст как продукт речевой деятельности. Структурные элементы текста. | 1 | Повторительно-обобщающий | Текст как единица общения. Тема. Идея. Адресат. Авторский замысел. | Понимать, что текст является единицей общения | Анализ текстов-образцов с целью выявления речевой ситуации, коммуникативного намерения. |
94 | Языковые способы и средства организации текста. | 1 | Повторительно-обобщающий | Текст как единица общения. Тема. Идея. Адресат. Авторский замысел. | Понимать значение терминов: тема, тематика, основная мысль (идея), проблема, проблематика. Уметь определять тему, тематику, основную идею, проблему, владеть основными нормами построения текста. | Работа с текстом. Анализ фонетических, лексических, морфологических, синтаксических особенностей текста |
95-96 | Практическая работа по теме «Культура речи. Речевое общение» | 2 | Урок контроля. | Культура речи. Речевое общение. | Уметь анализировать текст, уметь создавать устные и письменные высказывания. | Редактирование текста. |
Система функциональных разновидностей современного русского языка(3+3комм. ком.) | ||||||
97-98 | Разговорная речь и ее особенности |
| Урок усвоения нового материала | Разговорная речь, сфера её использования, назначение | Пони мать особенности разговорной речи по цели высказывания, по сфере применения в устной и письменной речи, уметь анализировать речевое высказывание с т очки зрения его соотнесенности с функциональными разновидностями языка, сферой общения, задачами речи. | Работа с текстом
|
99 | Основные жанры разговорной речи. |
| Урок усвоения нового материала | Жанры разговорной речи. | Уметь использовать интонационные особенности устной речи. Уметь определять принадлежность высказывания к разговорной речи по общим признакам. | Исследование образцов разговорной речи, выявление определенных закономерностей, характерных для данного стиля.) |
100 | Совершенствование культуры разговорной речи (Коммуникативная компетенция). |
| Повторительно-обобщающий | Особенности разговорной речи. | Владеть приемами, обеспечивающими успешность общения в различных ситуациях и сферах общения, анализировать причины коммуникативных неудач, выбирать речевую тактику и языковые средства, адекватные характеру речевой ситуации, анализировать фрагменты текстов разных жанров разговорной речи, моделировать ситуацию речевого общения, создавать собственное речевое высказывание с учетом ситуации и условий общения, фиксировать замеченные нарушения норм в процессе аудирования, тактично реагировать на речевые погрешности в высказываниях собеседников, применять в практике речевого общения основные нормы русского литературного языка. | Устное сообщение «Речевая культура использования технических средств коммуникации диктант.
|
101-102 | Лингвистический анализ разговорной речи, содержащей грубо-просторечную лексику, жаргонизмы, неоправданные заимствования и т.п. (коммуникативная компетенция)
|
| Повторительно-обобщающий | Особенности разговорной речи. Специфика лингвистического анализа. | Уметь оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения коммуникативных задач. Уметь проводить лингвистический анализ разговорных текстов. | Редактирование текста, устного выступления. Анализ речевых ситуаций. Решение коммуникативно-ситуативных задач |
Раздел VI.
Тематическое планирование
11 класс
Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки | Вид контроля, вид самостоятельной работы |
Повторение 10 часов
Орфографические нормы | 1 | Повторительно-обобщающий | Основные принципы русской орфографии. Правописание морфем: гласных и согласных в корне, приставок. | Знать основные принципы правописания морфем уметь производить сопоставительный анализ слов, имеющих корни-омонимы. Применять в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка.
| Осложненное списывание с творческим заданием. | . | |
2 | Орфоэпические и акцентологические нормы | 1 | Повторительно-обобщающий | Роль орфоэпии в устном общении. Произносительные нормы. Акцентологические нормы: нормы ударения. Допустимые варианты произношения и ударения. | Владеть основными правилами произношения. Уметь работать с орфоэпическим словарем. | Анализ чужой речи с точки зрения соблюдения орфоэпических норм. |
|
3-4 | Лексические нормы | 2 | Повторительно-обобщающий | Употребление слова в строгом соответствии с его лексическим значением и стилистическими свойствами. Употребление паронимов. | Умение использовать толковые словари. | Пересказ с использованием слов разного типа. |
|
5 | Пунктуационные нормы | 1 | Повторительно-обобщающий | Принципы русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них. | Понимать принципы русской пунктуации. Понимать функции знаков препинания. Применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка. Уметь определять синтаксическую структуру предложения | Редактирование текста. |
|
6 | Грамматические нормы | 1 | Повторительно-обобщающий | Нормативное употребление форм слова. Нормативное построение словосочетаний. Правильное построение предложений синонимия грамматических форм. | Уметь употреблять в речи трудные падежные формы, соблюдать синтаксические нормы при построении предложений и словосочетаний. Уметь производить синонимическую замену синтаксических конструкций с учетом стилей и типов высказывания. | Редактирование текста. |
|
7 | Морфемика и словообразование | 1 | Повторительно-обобщающий | Обобщающее повторение по теме «Морфемика и словообразования» | Уметь создавать словообразовательную цепочку, делить слова на морфемы. | Лабораторная работа |
|
8 | Синтаксис | 1 | Повторительно-обобщающий | Принципы русской пунктуации. Словосочетание. Простое и сложное предложение. | Знать синтаксические и пунктуационные нормы. | Работа с текстом. |
|
9-10 | Входная контрольная работа и её анализ | 2 | Урок контроля. | Проверка знаний обучающихся | Знать лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы русского литературного языка. | Работа с текстом. Тест в формате ЕГЭ(1ч.). |
|
Содержание, обеспечивающее формирование
Культуроведческой компетенции (6часов+1 НРК)
Русский язык в контексте русской культуры. | 2 | Урок усвоения нового материала | Русский язык – государственный язык РФ. Русский язык в кругу языков России. Отражение в языке материальной и духовной культуры народа. | Понимать социальную роль русского языка в обществе, связь языка и истории. Извлекать необходимую информацию из учебно-научных текстов, строить монологическое высказывание, умело использовать цитирование. | Работа с учебником | |
13 | Взаимообогащение языков как результат взаимодействия национальных культур. | 1 | Урок усвоения нового материала | Результат взаимодействия национальных культур, их отражение в языке. | Уметь объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов.
| Тезисы лекции. |
14 | Отражение в современном русском языке культуры других народов.
| 1 | Повторительно-обобщающий | Результат взаимодействия национальных культур, их отражение в языке. | Уметь проводить различные виды анализа языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию. Уметь объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов. | Исследовательский анализ языковых явлений. Развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов. |
15-16 | Русский речевой этикет в сравнении с этикетом страны изучаемого иностранного языка. | 2 | Повторительно-обобщающий | Особенности русского речевого этикета. Английский речевой этикет. Сопоставление формул речевого этикета. | Уметь проводить различные виды анализа языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию. Уметь объяснять взаимосвязь фактов языка и истории, языка и культуры русского и других народов. | Анализ речевых ситуаций. Решение коммуникативно-ситуативных задач |
17 | Историко-культурные особенности речевого этикета. Речевой этикет кольских поморов (НРК). | 1 | Урок усвоения нового материала | Формулы речевого этикета кольских поморов. | Иметь представление об историко-культурных особенностях речевого этикета северян. | Анализ речевых ситуаций. Решение коммуникативно-ситуативных задач |
Синтаксис (17часов +3 НРК+3 синонимия+2коммун. комп.)
Подробное изложение текста, отражающего культурно-исторические особенности Кольского Севера (НРК) | 2 | Развитие речи | План, тип и стиль речи текста, композиция текста, особенности языка. | Уметь анализировать и создавать тексты разных типов и стилей о Кольском Севере (о природе, экономике, истории, культуре края). Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка. | Изложение |
| |
20 | Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи. | 1 | Урок усвоения нового материала | Понятие синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. | Уметь проводить различные виды анализа языковых единиц. | Конструирование предложений. |
|
21-22 | Вопрос о словосочетании. Типы подчинительной связи в словосочетании. Сильное и слабое управление. | 2 | Урок усвоения нового материала | Строение словосочетаний: типы словосочетаний по степени слитности, по структуре, типы словосочетаний по главному слову, смысловые отношения, начальная форма словосочетаний, смысловая и грамматическая связи в словосочетании. | Знать строение словосочетаний, отношения между компонентами словосочетания; отличие от слова и предложения; способы выражения. Уметь вычленять словосочетание из предложения; подбирать синонимичные словосочетания как средство выразительности речи; делать разбор словосочетаний. | Фронтальная беседа-опрос по вопросам учителя. Индивидуальная работа по карточкам. Изучающее чтение теории, составление опорного конспекта, подготовка связного монологического высказывания на лингвистическую тему. Формирование практических навыков синтаксического разбора словосочетания.
|
|
23-24 | Синонимия словосочетаний.
| 2 | Повторительно-обобщающий | Синтаксическая синонимия. | Уметь проводить анализ словосочетаний, определять типы подчинительной связи в словосочетаниях, уметь сопоставлять синтаксические конструкции, анализировать целесообразность использования синонимических конструкций. | Тренировочные упражнения. |
|
25 | Контрольная работа по теме «Словосочетания» | 1 | Урок контроля |
| Делать синтаксический разбор словосочетаний. | Тест. |
|
26 | Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль. | 1 | Повторительно-обобщающий | Двусоставные и односоставные предложения. Тире между подлежащим и сказуемым. Распространенные и нераспространенные предложения. Второстепенные члены предложения. Полные и неполные предложения.
| Знать основные единицы языка, их признаки. Уметь осознавать предложения как основную единицу языка | Практикум |
|
27 | Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения. | 1 | Урок усвоения нового материала | Предикативная (грамматическая) основа предложения. Второстепенные члены предложения. | Уметь объяснять трудные случаи координации подлежащего и сказуемого, трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения. | Исследовательский анализ языковых явлений. Развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов. |
|
28 | Типы простых и сложных предложений. | 1 | Повторительно-обобщающий | Понятие о сложном предложении. Сложное предложение. Средства связи частей сложного предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Союзные предложения: сложносочиненные и сложноподчиненные. Группы сложносочиненных предложений. Группы сложноподчиненных предложений. Группы бессоюзных сложных предложений. | Знать признаки сложных предложений. Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них. | Практикум |
|
29 | Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений. | 1 | Повторительно-обобщающий | Сложноподчиненное предложение. Главная и придаточная части сложноподчиненного предложения. Типы придаточных. Место придаточной части по отношению к главной. Запятая в сложноподчиненном предложении; двоеточие в сложноподчиненном предложении. Тире в сложноподчиненном предложении. Придаточная часть и синтаксически устойчивое сочетание. Синтаксический разбор сложноподчиненного предложения. | Знать отличительные признаки союзов и союзных слов в СПП. Уметь производить пунктуационный и синтаксический разборы СПП, правильно использовать их в речи. | Практикум |
|
30 | Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь. | 1 | Повторительно-обобщающий | Знаки препинания при прямой речи. Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь. Прямая речь. Прямая речь и слова автора. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Знать основные способы передачи чужой речи. Уметь определять способ передачи чужой речи. | Практикум. |
|
31-32 | Синонимия синтаксических конструкций.
| 2 | Повторительно-обобщающий | Синтаксическая синонимия. | Уметь проводить анализ синтаксических конструкций, определять типы связи в предложениях, уметь сопоставлять синтаксические конструкции, анализировать целесообразность использования синонимических конструкций. | Практикум. Развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов. |
|
33-34 | Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. | 2 | Повторительно-обобщающий | Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. | Знать структурные свойства текста: риторические вопросы, вводные и вставные предложения; способы связи предложений в тексте Уметь производить анализ текста. | Синтаксический анализ текста. Развернутое обоснование своей позиции с приведением системы аргументов. |
|
35-36 | Разновидности ССЦ: с цепной зависимостью компонентов, с параллельной связью, смешанного типа.
| 2 | Повторительно-обобщающий | Цепная зависимостью компонентов, параллельная связь, связь смешанного типа.
| Знать отличительные особенности сложных предложений с разными видами связей. Уметь правильно ставить знаки препинания в данных предложениях, объяснять разновидности ССЦ, видеть их составные части. | Конструирование предложений. |
|
37 | Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п.
| 1 | Урок усвоения нового материала | Синтаксические средства выразительности и их роль в создании текста. | Знать синтаксические средства выразительности. Уметь проводить анализ синтаксических средств выразительности в тексте, создавать собственные художественные тексты с использованием синтаксических средств выразительности. | Работа с поэтическим текстом. Анализ фонетических, лексических, морфологических, синтаксических особенностей текста. Расширение круга используемых языковых и речевых средств |
|
38 | Сходство и различия русского и изучаемого иностранного языка (отдельные явления и факты). Трудные случаи анализа языковых явлений и фактов, возможность их различной интерпретации.
| 1 | Повторительно-обобщающий | Национальная специфика синтаксических конструкций русского и английского языков. Синтаксическая конструкция как способ выражения мысли. | Уметь проводить различные виды анализа языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию.
| Решение проблемных задач. | Знать основные группы сложных предложений, их отличительные признаки, особенности предложений с разными видами связей. Уметь соблюдать в практике письма основные правила пунктуации, нормы построения СП, употребления в речи, производить пунктуационный и синтаксический разбор. |
39-40 | Сжатое изложение публицистического текста (коммуникативная компетенция) | 2 | Развитие речи | Задача речи, форма речи, виды текстов, особенности языка. | Уметь самостоятельно редактировать, творчески перерабатывать собственный текст, проводить анализ лексических, морфологических, синтаксических особенностей текста. Уметь определять тип и стиль речи текста, сжато его излагать, применяя в практике письма нормы современного русского языка, используя синонимические ресурсы | Изложение. |
|
41 | Контрольная работа по синтаксису | 1 | Урок контроля. |
| Уметь проводить синтаксический анализ предложений. | Графический диктант. |
|
42 | Экспрессивные возможности синтаксических конструкций в фольклорных и художественных произведениях о Кольском Севере (НРК). | 1 | Повторительно-обобщающий |
| Уметь анализировать речь (свою и окружающих), распознавать в ней отступления от литературных норм, совершенствовать речевую культуру. | Работа с поэтическим текстом. |
|
Система функциональных разновидностей
современного русского языка (3 часа)
Лингвистические особенности научного текста. | 1 | Урок усвоения нового материала | Основные признаки научного стиля. Лексические, морфологические, синтаксические особенности. | Знать основные признаки научного стиля, уметь анализировать тексты научного стиля и создавать собственные тексты в научном стиле, использовать языковые средства, соблюдать нормы языка. | Составление сложного плана теоретического материала, составление тезисов. | |
44 | Основные жанры научного стиля | 1 | Комбинированный урок. | Основные жанры научного стиля. Словарная статья как разновидность текста научного стиля. Виды лингвистических словарей и содержание лингвистической информации. Разновидности научного стиля. Особенности научно-популярного подстиля речи. Научно-популярные книги на русском языке как разновидности научного стиля речи. | Знать основные жанры научного стиля, характеризовать их композиционные особенности, конспектировать и составлять план учебной статьи, учебного пособия, уметь рационально работать со словарями в поисках необходимой информации по значению, происхождению, написанию, морфемном строении слов, этимологии и стилистическому употреблению в речи. | Работа со словарной статьей. Составление аннотации. |
45 | Лингвистический анализ научных текстов | 1 | Повторительно-обобщающий | Особенности научных текстов. Специфика лингвистического анализа. | Уметь оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения коммуникативных задач. Уметь проводить лингвистический анализ учебно-научных текстов.
| Редактирование текста, устного выступления |
Содержание, обеспечивающее формирование
коммуникативной компетенции (15 часов)
Использование изучающего вида чтения | 1 | Повторительно-обобщающий | Изучающий вид чтения. | Использовать изучающий, ознакомительно-изучающий вид чтения.
| Практикум. | |
47 | Информационная переработка научного стиля: написание тезисов | 1 | Урок усвоения нового материала | Знакомство с видами сокращений текста. Понятие тезис. | Уметь составлять развернутый план, эффективно использовать языковые единицы в речи. Владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста. Уметь выделять главную мысль. Уметь находить микротемы. | Составление плана и тезисов. |
48 | Информационная переработка научного стиля: написание конспекта | 1 | Урок усвоения нового материала | Конспект. Тематический конспект. | Уметь составлять плановые, текстуальные, свободные и тематические конспекты. Владеть основными приемами информационной переработки устного и письменного текста.
| Уметь составлять плановые, текстуальные, свободные и тематические конспекты. |
49-50 | Совершенствование культуры учебно-научного общения (устная и письменная формы) | 2 | Повторительно-обобщающий | Научное общение. Нормы речевого общения. | Понимать требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной сфере общения. Уметь оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения. | Тренинг. Работа над интонаций. |
51-52 | Участие в беседах и дискуссиях | 2 | Развитие речи | Научное общение. Нормы речевого общения. Правила ведения дискуссии. | Понимать требования, предъявляемые к устным и письменным текстам различных жанров в учебно-научной сфере общения. Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка. Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем. | Практикум. |
53 | Краткие сообщения по интересующим учащихся научным темам | 1 | Развитие речи | Сообщение на научную тему. Требования к сообщениям. Композиция сообщения, язык, особенность синтаксических конструкций. | Формирование практических умений и навыков по созданию текстов научного стиля. | Работа с учебно-научными текстами. Устные монологические высказывания в научном стиле. |
54 | Подготовка к написанию доклада | 1 | Урок усвоения нового материала | Доклад. Композиция доклада. Требования к оформлению. Язык, особенность синтаксических конструкций. | Формирование практических умений и навыков по созданию текстов научного стиля. Понимать требования, предъявляемые к докладу в учебно-научной сфере общения. Знать требования к оформлению доклада, критерии оценки. Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка.
| Решение проблемных задач. |
55 | Подготовка к написанию рецензии | 1 | Урок усвоения нового материала | Главная мысль автора текста. Проблема, позиция автора, композиция текста, художественные особенности стиля автора | Понимать требования, предъявляемые к письменным текстам различных жанров в учебно-научной сфере общения. Знать требования к написанию и оформлению рецензии, критерии оценки рецензии. Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения . | Анализ фонетических, лексических, морфологических, синтаксических особенностей текста |
56-57 | Рецензия на литературное произведение | 2 | Урок контроля. | Главная мысль автора текста. Проблема, позиция автора, композиция текста, художественные особенности стиля автора | Понимать требования, предъявляемые к письменным текстам различных жанров в учебно-научной сфере общения. Знать требования к написанию и оформлению рецензии, критерии оценки рецензии. Уметь оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Создавать письменные монологические высказывания разных типов и жанров в разных сферах общения. Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка. | Сочинение. |
58 | Использование ознакомительно-реферативного вида чтения | 1 | Урок усвоения нового материала | Виды чтения. Особенности реферативного вида чтения. | Научиться реферативному виду чтения. | Речевая деятельность. |
59 | Подготовка к написанию реферата | 1 | Урок усвоения нового материала | Правила составления реферата. Композиция реферата, язык, особенность синтаксических конструкций. | Знать требования к оформлению реферата, критерии оценки реферата, правила оформления библиографии. Создавать письменные монологические высказывания разных типов и жанров в разных сферах общения. Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка. | Оформление библиографических сведений |
60 | Публичная защита рефератов | 1 | Развитие речи | Требования к созданию реферата. Композиция реферата, язык, особенность синтаксических конструкций. | Знать требования к оформлению реферата, критерии оценки реферата, правила оформления библиографии Уметь оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.
| Тренинг. |
Система функциональных разновидностей
современного русского языка (2 часа)
Лингвистические особенности официально-делового стиля. Жанры официально-делового стиля | 1 | Урок усвоения нового материала | Сфера употребления; правовые, производственные, служебные отношения; стилевые черты: точность неличный характер, стандарти-зованность, стереотипность построения текста, предписывающий характер | Знать отличительные особенности официально-делового стиля речи.
| Анализ фонетических, лексических, морфологических, синтаксических особенностей текста Определение стиля текста | |
62 | Лингвистический анализ официально-деловых текстов | 1 | Повторительно-обобщающий | Особенности официально-деловых текстов. Специфика лингвистического анализа. | Уметь: оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения коммуникативных задач. Уметь проводить лингвистический анализ официально-деловых текстов. | Редактирование текста. Анализ фонетических, лексических, морфологических, синтаксических особенностей текста |
Содержание, обеспечивающее формирование
коммуникативной компетенции (7 часов)
Форма и структура делового документа | 1 | Урок усвоения нового материала | Форма и структура делового документа | Уметь создавать тексты официально-делового стиля, осуществлять речевой самоконтроль, отбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность, выбора с учетом коммуникативной целесообразности | Составление деловых бумаг (доверенность, заявление, автобиография).
| |
64-65 | Совершенствование культуры официально-делового общения (устная и письменная формы). Практика устного речевого общения в разнообразных учебных ситуациях официально-делового характера. | 2 | Повторительно-обобщающий | Сфера употребления; правовые, производственные, служебные отношения; стилевые черты: точность неличный характер, стандарти-зованность, стереотипность построения текста, предписывающий характер | Знать отличительные особенности официально-делового стиля речи. Уметь оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач
| Определение стиля текста Анализ фонетических, лексических, морфологических, синтаксических особенностей текста |
66 | Написание деловых документов: заявления, объявления | 1 | Развитие речи | Особенности официально-деловых текстов. Правила написания заявления, объявления. Композиция заявления, объявления, язык, особенность синтаксических конструкций. | Знать требования, предъявляемые к письменным текстам различных жанров в деловой сфере общения. Знать требования к написанию и оформлению заявления , объявления, критерии оценки этих жанров. Создавать письменные монологические высказывания разных типов и жанров в разных сферах общения. | Анализ фонетических, лексических, морфологических, синтаксических особенностей текста |
67 | Написание резюме | 1 | Развитие речи | Особенности официально-деловых текстов. Правила написания резюме. Строение резюме, язык, особенность синтаксических конструкций. | Знать требования, предъявляемые к письменным текстам различных жанров в деловой сфере общения. Знать требования к написанию и оформлению резюме, критерии оценки этого жанра. Создавать письменные монологические высказывания разных типов и жанров в разных сферах общения. | Анализ фонетических, лексических, морфологических, синтаксических особенностей текста |
68 | Написание делового письма | 1 | Развитие речи | Особенности официально-деловых текстов. Правила написания делового письма. Строение инструкции, язык, особенность синтаксических конструкций. | Знать требования, предъявляемые к письменным текстам различных жанров в деловой сфере общения. Знать требования к написанию и оформлению делового письма, критерии оценки этого жанра. Создавать письменные монологические высказывания разных типов и жанров в разных сферах общения. | Анализ фонетических, лексических, морфологических, синтаксических особенностей текста |
69 | Написание инструкции | 1 | Развитие речи | Строение инструкции, язык, особенность синтаксических конструкций. Правила написания инструкции. | Знать требования, предъявляемые к письменным текстам различных жанров в деловой сфере общения. Знать требования к написанию и оформлению инструкции, критерии оценки этого жанра. Создавать письменные монологические высказывания разных типов и жанров в разных сферах общения. | Анализ фонетических, лексических, морфологических, синтаксических особенностей текста |
Система функциональных разновидностей
современного русского языка (3 часа)
Лингвистические особенности публицистических текстов | 1 | Урок усвоения нового материала | Цель и сфера употребления публицистического стиля | Знать отличительные особенности публицистического стиля речи.
| Беседа. Практикум | |
71 | Жанры публицистического стиля | 1 | Урок усвоения нового материала | Особенности жанров публицистического стиля | Знать особенности публицистического стиля и сферы его использования, назначение; основные признаки публицистического стиля. | Работа с текстом |
72 | Лингвистический анализ публицистических текстов |
| Повторительно-обобщающий | Особенности публицистических текстов. Специфика лингвистического анализа. | Уметь оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения коммуникативных задач. Уметь проводить лингвистический анализ публицистических текстов.
| Редактирование текста, устного выступления. Анализ фонетических, лексических, морфологических, синтаксических особенностей текста |
Содержание, обеспечивающее формирование
коммуникативной компетенции (9часов)
Формирование культуры публичной речи. Подготовка к публичному выступлению: выбор темы, определение цели, поиск материала. Композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения. | 2 | Повторительно-обобщающий | Тема, цель, поиск материала. Композиция публичного выступления. Виды аргументации. Выбор языковых средств оформления публичного выступления с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения.
| Знать требования к публичном выступлению, критерии оценки публичной речи. Уметь оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач. Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем.
| Редактирование текста, устного выступления. Анализ фонетических, лексических, морфологических, синтаксических особенностей текста | |
75-76 | Публичные выступления | 2 | Развитие речи | Требования к публичному выступлению. Композиция публичного выступления, язык, особенность синтаксических конструкций. | Уметь оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения коммуникативных задач. Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка. Соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем. | Редактирование текста, устного выступления. Анализ фонетических, лексических, морфологических, синтаксических особенностей текста |
77 | Совершенствование умений и навыков создания текста публицистического стиля | 1 | Повторительно-обобщающий | Требования к точности и ясности изложения. Соблюдение норм словоупотр ебления и правил грамматики. Композиция публицистического текста | Формирование практических умений и навыков по созданию текста публицистического стиля | Сочинение |
78 | Овладение приемами совершенствования и редактирования текстов | 1 | Повторительно-обобщающий | Литературная правка. Требования к точности и ясности изложения. Соблюдение норм словоупотр ебления и правил грамматики. Композиция публицистического текста | Уметь находить ошибки при создании текста публицистического стиля и редактировать их. | Редактирование текста Анализ фонетических, лексических, морфологических, синтаксических особенностей текста |
79 | Редактирование собственного текста | 1 |
| Литературная правка. Требования к точности и ясности изложения. Соблюдение норм словоупотр ебления и правил грамматики. Композиция публицистического текста | Уметь оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач | Редактирование текста. Анализ фонетических, лексических, морфологических, синтаксических особенностей текста |
80-81 | Сочинение по тексту публицистического стиля | 2 | Урок контроля. | Требования к точности и ясности изложения. Соблюдение норм словоупотр ебления и правил грамматики. Композиция публицистического текста | Уметь создавать текст публицистического стиля. Создавать письменные монологические высказывания разных типов и жанров в разных сферах общения. Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка.
| Сочинение |
Система функциональных разновидностей
современного русского языка (4 часа+2 НРК+4 коммун.комп.)
Язык художественной литературы и литературный язык. Язык художественной литературы в отношении к разговорному языку и функциональным стилям. | 1 | Урок усвоения нового материала | Особенности литературно-художественной речи | Знать: о языке художественной литературы и его отличиях от других разновидностей современного русского языка. Уметь: отличать язык художественной литературы от других разновидностей современного русского языка. | Изучающее чтение | |
83-84 | Средства словесной образности. Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования.
| 2 | Повторительно-обобщающий | Общее представление о тропах и стилистических фигурах, синонимии. | Знать: об источниках богатства и выразительности русской речи; о тропах и стилистических фигурах, их использовании мастерами русского слова; о синонимии как источнике средств художественной выразительности. Уметь: находить в художественном тексте данные средства выразительности речи. Знать: о роли мастеров художественного слова в становлении. развитии и совершенствовании языковых норм. (В.Г.Белинский. Л.В.Щерба. В.В.Виноградов. Н.М.Шанский). Уметь: работать со статьей учебника; анализировать тексты различных видов | Подготовить рассказ о прочитанной книге в соответствии с ситуацией общения. Анализ поэтического текста. Анализ фонетических, лексических, морфологических, синтаксических особенностей текста |
85 | Лингвистический анализ художественного текста | 1 | Повторительно-обобщающий | Особенности художественного текста. Специфика лингвистического анализа. | Знать основные признаки художественной речи: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств, а также языковых средств других функциональных разновидностей языка. Уметь находить в тексте основные признаки художественной речи, а также языковые средства других функциональных разновидностей языка. Знать: об особенностях анализа текста художественного произведения — прозаического, стихотворного (произведения малой формы или отрывка из произведения крупной формы). Уметь анализировать текст художественного произведения. | Анализ отрывка из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (т.2, гл. 23 «Объяснение Андрея Болконского с Наташей Ростовой») |
86 | Анализ регионально ориентированного текста художественного стиля (НРК) | 1 | Повторительно-обобщающий | Особенности художественного текста. Специфика лингвистического анализа. | Знать: об особенностях анализа текста художественного произведения — прозаического, стихотворного (произведения малой формы или отрывка из произведения крупной формы). Уметь: анализировать текст художественного произведения. Уметь анализировать и создавать тексты разных типов и стилей о Кольском Севере (о природе, экономике, истории, культуре края). | Работа с текстом. Анализ фонетических, лексических, морфологических, синтаксических особенностей текста |
87 | Совершенствование умений и навыков создания художественных текстов (коммуникативная компетенция) | 1 | Повторительно-обобщающий | Особенности художественного стиля Языковые средства выразительности, их роль в создании образа. Композиция сочинения как средство выражения авторского чувства. | Уметь создавать художественный текст. | Сочинение |
88 | Написание сочинения в художественном стиле региональной направленности НРК) | 1 | Урок контроля | Особенности художественного стиля Языковые средства выразительности, их роль в создании образа. Композиция сочинения как средство выражения авторского чувства. | Уметь создавать художественный текст. Уметь анализировать и создавать тексты разных типов и стилей о Кольском Севере (о природе, экономике, истории, культуре края). Применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка; использовать в собственной речевой практике синонимические ресурсы русского языка.
| Сочинение |
89 | Редактирование собственного текста (коммуникативная компетенция) | 1 | Развитие речи | Литературная правка. Требования к точности и ясности изложения. Соблюдение норм словоупотребления и правил грамматики. Композиция сочинения как средство выражения авторского чувства и мысли. | Уметь находить ошибки при создании текста художественного стиля и редактировать их. . Уметь оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач | Редактирование текста. Анализ фонетических, лексических, морфологических, синтаксических особенностей текста |
90 | Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический (коммуникативная компетенция) | 1 | Урок усвоения нового материала | Основные качества хорошей речи: содержательность, точность, логичность, правильность, выразительность, чистота, эмоциональность. Языковые нормы. | Уметь оценивать качества хорошей речи, аргументировать свой ответ, используя многообразие грамматических форм и лексическое богатство языка | Написание тезисов лекции. Анализ сочинений, редакторская правка. |
91 | Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи (коммуникативная компетенция)
| 1 | Урок усвоения нового материала | Культура речи. Понятие о коммуникативной целесообразности, умеренности, точности, ясности, чистоте, логичности, выразительности речи. Нормативный, коммуникативный и эстетический аспекты речи. | Знать основные качества хорошей речи, использовать ознакомительно-изучающие и ознакомительно-реферативное чтение научного текста, передавать его содержание в виде развернутого плана. Уметь создавать устное высказывание, отбирать языковые средства, обеспечивающие правильность, точность, выбора с учетом коммуникативной целесообразности | Анализ сочинений, редакторская правка. |
Правописание: орфография и пунктуация (10 часов+1 комм. комп.)
Правописание морфем | 1 | Повторительно-обобщающий | Правописание согласных в корне слова. Правописание согласных в корне слова | Уметь применять в практике письма нормы правописания безударных гласных, проверяемых и непроверяемых ударением, чередующихся безударных гласных. Уметь применять в практике письма нормы правописания согласных в корне слова. | Практикум | |
93 | Правописание морфем | 1 | Повторительно-обобщающий | Правописание приставок. Правописание мягкого знака после шипящих, в именах числительных, для обозначения мягкости согласных. Гласные о-е-ё после шипящих и ц во всех частях речи | Уметь применять в практике письма нормы правописания приставок. Уметь применять в практике письма нормы правописания мягкого знака. Уметь применять в практике письма нормы правописания гласных после шипящих и Ц | Практикум |
94 | Правописание морфем | 1 |
| Правописание Н-НН в разных частях речи. | Уметь применять в практике письма нормы правописания Н-НН в разных частях речи. | Практикум |
95 | Слитное, дефисное и раздельное написание | 1 | Повторительно-обобщающий | Правописание сложных слов, производных предлогов, союзов, наречий. | Знать принцип русской орфографии, уметь выбирать правильный способ действия при выборе слитного, дефисного и раздельного написания, сложные слова, дефисные написания морфем ТО, ЛИБО, НИБУДЬ, КОЕ и др.), соблюдать принцип слитного, дефисного и раздельного написания, группировать орфограммы по видам, аргументировано обосновывать выбор написания. | Практикум |
96 | Употребление прописных и строчных букв. Правила переноса слов. Правила графического сокращения слов | 1 | Повторительно-обобщающий | Правописание прописных и строчных букв. Уметь правильно сокращать и переносить слова. | Уметь применять в практике письма нормы правописания прописных и строчных букв, сокращения и переноса слов. | Практикум |
97 | Принципы современной русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них. Знаки препинания внутри простого предложения. | 1 | Повторительно-обобщающий | Синтаксис как раздел грамматики. Предложение, словосочетание — основные единицы синтаксиса. Текст, его структура. Тема текста. Пунктуация. Принципы русской пунктуации Пунктуационный анализ предложения. | Знать основные разделы русского языка; особенности подчинительной и сочинительной связи. Уметь вычленять словосочетание из предложения; определять различие между сочинительной и подчинительной связью | Повторение пройденного. Изучающее чтение; теории, составление развернутого плана. Практическая работа: объяснение постановки знаков препинания. Работа по группам (ответы на вопросы и задания для повторения). |
98 | Знаки препинания между частями сложного предложения | 1 | Повторительно-обобщающий | Понятие о сложном предложении. Сложное предложение. Средства связи частей сложного предложения. Союзные и бессоюзные сложные предложения. Союзные предложения: сложносочиненные и сложноподчиненные. Группы сложносочиненных предложений. Группы сложноподчиненных предложений. Группы бессоюзных сложных предложений. | Знать признаки сложных предложений. Уметь различать основные виды сложных предложений, объяснять постановку знаков препинания в них. | Практикум. |
99 | Знаки препинания при передаче чужой речи. Знаки препинания в конце предложений | 1 | Повторительно-обобщающий | Знаки препинания при прямой речи. Способы передачи чужой речи: прямая речь, косвенная речь, несобственно-прямая речь. Прямая речь. Прямая речь и слова автора. Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | Знать основные способы передачи чужой речи. Уметь определять способ передачи чужой речи. | Тренировочные упражнения: объяснительное письмо; упражнения на конструирование; комментированное письмо; самостоятельная работа с последующей самопроверкой; лингвистический анализ текста.
|
100 | Знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания. Трудные случаи орфографии и пунктуации.
| 1 | Повторительно-обобщающий | Собственно факультативные знаки препинания; альтернативные знаки препинания, вариативные знаки препинания. Запятая и тире. Многоточие и другие знаки препинания. Скобки и другие знаки препинания. Кавычки и другие знаки препинания. Запятая и тире. Эмоционально-экспрессивные возможности знаков препинания. Авторская пунктуация и индивидуальный стиль писателя. | Уметь проводить различные виды анализа языковых явлений и фактов, допускающих неоднозначную интерпретацию.
| Синтаксический анализ текста. |
101 | Контрольная работа по орфографии и пунктуации | 1 | Урок контроля. |
| Применять в практике письма пунктуационные нормы современного русского литературного языка. Применять в практике письма орфографические нормы современного русского литературного языка. | Диктант с грамматическим заданием. |
102 | Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления (коммуникативная компетенция) | 1 | Повторительно-обобщающий | Требования к точности и ясности изложения. Соблюдение норм словоупотребления и правил грамматики. Композиция как средство выражения авторского чувства и мысли. | Уметь оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности, эффективности достижения коммуникативных задач. | Работа с текстом. Анализ фонетических, лексических, морфологических, синтаксических особенностей текста |