Пояснительная записка
Программа курса предназначена для подготовки обучающихся 9-х классов к итоговой аттестации по русскому языку в новой форме, часть 3 которого выполняется на основе прочитанного текста и содержит 1 задание с развёрнутым ответом (сочинение-рассуждение), которое проверяет такое необходимое коммуникативное умение, как умение создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам. С помощью этого задания проверяется уровень сформированности ряда речевых умений и навыков, в том числе умение понимать читаемый текст и аргументировать свою точку зрения, используя прочитанное. Как правило, именно эта часть экзамена вызывает наибольшие затруднения у выпускников как 9-х , так и 11-х классов.
Элективный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» позволяет решить данную проблему. Он направлен как на углубление знаний о языке и речи (литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этике), полученных на уроках русского языка в 5-9 классах, так и на их практическое применение: развитие умения проводить самостоятельное исследование текста с целью решения поставленных перед ним задач, умения адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, совершенствовать собственный текст.
Элективный курс разработан на основе методических рекомендаций Т.А. Ладыженской и Т.С. Зепаловой к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров» (М, Просвещение,1990), материалов курса по выбору Г.В.Кожевниковой «Совершенствование видов речевой деятельности при подготовке к сочинению-рассуждению» (сб. «Предпрофильная подготовка учащихся: курсы по выбору. – Вып.9: Русский язык и литература/ Науч.ред. И.В.Мовнар. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007) и элективного курса «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста» (автор-составитель Л.А.Кобзарева, Волгоград: Издательство «Учитель», 2008).
Элективный курс рассчитан на 17 часов.
Тема | Кол-во часов | Основные понятия | Умения и навыки | Основные виды деятельности обучающихся | |
1. | Основные цели и задачи курса Основные требования к творческой работе. | 1 ч. | Критерии и нормы оценки творческой работы. | Уметь анализировать текст на основе предложенных критериев, рефлексия собственных затруднений. | Практикум: работа с текстом индивидуально и в парах. |
2. | Основные аспекты анализа текста. | 1 ч. | Тема текста. Микротема. Абзац. Основная мысль. Ключевые слова | Определять тему текста, микротемы, выделять абзацы, определять основную мысль, находить ключевые слова, соотносить их с темой и основной мыслью. |
|
3. | Основные образы текста. Типы речи. Стили текста | 1 ч. | Образы, образ автора, описание, повествование, рассуждение, стили речи. | Находить в тексте образы, созданные автором, определять тип речи, стиль текста | Работа в парах: определение типов речи, определение стилей речи. |
4. | Лексика текста. Средства художественной выразительности. | 1ч. | Фигуры речи и тропы. | Находить в тексте языковые средства выразительности, определять цель их использования в тексте. | Практикум: работа по языковому анализу текста. |
5. | Структура текста. Соотношение начала и конца текста. Приемы построения текста. Средства связи частей текста. | 1 ч. | Вступление, заключение, композиция текста; приемы построения (сопоставление, противопоставление, …). Цепная связь. Параллельная связь. Средства связи. | Определять структуру текста, средства связи частей текста, соотносить вступление с заключением. | Практикум. Коллективная работа. Работа в парах. Анализ текста по плану. |
6. | Обучающее сочинение по тексту художественного стиля. | 1 ч. | Тема текста, проблема, авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы, оформление работы. | Создание письменного текста | Индивидуальная работа |
7. | Рецензирование творческой работы | 1 ч. | Критерии и нормы оценки творческой работы. | Уметь анализировать собственный текст на основе предложенных критериев, рефлексия собственных затруднений. | Практикум: работа с текстом индивидуально и в парах. |
8 | Вступление. Виды вступлений. Способы моделирования вступлений. | 1 ч. | Вопросы-стимулы, картина, прием «маска», «ключевые слова» | Правильно определять тему и главную мысль; моделировать вступление. | Коллективная работа. Практикум. |
9. | Способы выражение авторской позиции | 1 ч. | Прием «ниточка», комментированный пересказ, прием «Что делать?», прием «Оппонент» | Выражать свое отношение к поднимаемым проблемам | Коллективная работа. Работа в группах. Индивидуальная работа. Самостоятельная работа. |
10. | Анализ прочитанного текста в сочинении-рассуждении | 1ч. | Выразительные средства языка | Понимать основные мысли автора текста. Выделять языковые средства, находить те из них, которые играют ключевую роль в развитии основной мысли текста | Практикум. Работа в группах. Самостоятельная работа. |
11. | Способы моделирования заключительной части | 1 ч. | Прием «отклик», прием «цитата», прием «ниточка» | Соотносить заключительную часть со вступление и главной мыслью текста | Практикум. Работа в группах. |
12-13. | Контрольное сочинение-рассуждение по тексту художественного стиля. | 2 ч. | Тема текста, проблема, авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы, оформление работы. | Создание письменного текста | Индивидуальная работа |
14. | Рецензирование творческой работы | 1 ч. | Критерии и нормы оценки творческой работы. | Уметь анализировать собственный текст на основе предложенных критериев, рефлексия собственных затруднений. | Практикум: работа с текстом индивидуально и в парах. |
15. | Предупреждение речевых ошибок, классификация, лексические ошибки, виды грамматических ошибок | 1 ч. | Речевая норма. Речевые ошибки. Речевой недочет. Лексические ошибки. Грамматические ошибки (морфологические, синтаксические, логические). | Видеть ошибку, определять ее тип, редактировать текст | Практикум (использование таблицы). Работа в парах. Самостоятельная работа. |
16. | Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля | 1 ч. | Тема текста, проблема, авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы, оформление работы. | Создание письменного текста | Индивидуальная работа |
17. | Рецензирование творческой работы Подведение итогов курса. | 1 ч. | Критерии и нормы оценки творческой работы. | Уметь анализировать собственный текст на основе предложенных критериев, рефлексия собственных затруднений. | Практикум: работа с текстом индивидуально и в парах. |
Литература
-
Методические рекомендации Т.А. Ладыженской и Т.С. Зепаловой к факультативному курсу «Теория и практика сочинений разных жанров». — М, Просвещение,1990
-
Предпрофильная подготовка учащихся: курсы по выбору. – Вып.9: Русский язык и литература/ Науч.ред. И.В.Мовнар. – Вологда: Издательский центр ВИРО, 2007
-
Элективный курс «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста» 9 класс /автор-составитель Л.А.Кобзарева. — Волгоград: Издательство «Учитель», 2008.
-
Александров В.Н. Русский язык. 9 класс: изложение, сочинение-рассуждение, учебно-тренировочные задания: учебн.пособие / В.Н.Александров, О.И.Александрова, Т.В.Соловьева. – Челябинск: Взгляд, 2008.
-
Александров В.Н. Русский язык. 9 класс: ответы к учебно-тренировочным заданиям: метод.пособие / В.Н.Александров, О.И.Александрова, Т.В.Соловьева. – Челябинск: Взгляд, 2008.
-
Александров В.Н. Единый государственный экзамен. Русский язык. Сочинение-рассуждение: Уче.пособие для 10-11 кл./ Александров В.Н., Александрова О.И. – Челябинск: Взгляд, 2005.